Социальный проект в школе

Обновлено: 27.04.2024

В настоящее время проектная деятельность является актуальной, так как данная технология развивает детей, дети учатся сами добывать знания, им интереснее самим узнавать что-то новое, чем получать готовые знания, и, не менее увлекательно, самим что-то создавать.

Социальное проектирование несет в себе большую воспитательную значимость. Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, который предполагает высокую квалификацию педагога.

ВложениеРазмер
sotsialnoe_proektirovanie_v_vospitatelnoy_deyatelnosti_shkoly.docx 35.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Социальное проектирование в воспитательной деятельности школы

Вахрушева Людмила Николаевна

учитель начальных классов

В настоящее время проектная деятельность является актуальной, так как данная технология развивает детей, дети учатся сами добывать знания, им интереснее самим узнавать что-то новое, чем получать готовые знания, и не менее увлекательно самим что-то создавать.

Социальное проектирование несет в себе большую воспитательную значимость. Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, который предполагает высокую квалификацию педагога.

Результаты анкетирования школы показали, что 80% педагогам известен метод проектирования, который они считают актуальным, указывая на его положительные стороны, такие как: возможность использовать разнообразные методы и приемы, формирует важные социальные навыки, учит детей самостоятельности и инициативности, дает возможность практически применить полученные знания, умения, навыки, позволяет развивать творческие способности детей.

Коснемся истории социального проектирования.

История метода проектов начинается во второй половине XIX века в США. Основателем является американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859- 1952). Философ считал истинным и ценным только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовались в 1884-1916 годах в различных учебных заведениях его учениками и последователями — американскими педагогами Еленой Пархерст и Уильямом Херд Кильпатриком.

С 1931 года в отечественной педагогике метод проектов не практиковался.

Метод проектов снова пришел из-за рубежа вместе с технологией компьютерной телекоммуникации в нашу страну в 80-е годы.

Современное переосмысление проектирования предполагает:

  • связь с жизнью;
  • развитие социальной активности детей в воспитательном процессе;
  • развитие умения адаптироваться к действительности;
  • умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.

Что такое социальный проект в школе?
Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся в образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать своё Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Под социальным проектированием понимается деятельность :

2) задуманная, продуманная и осуществленная подростком;в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом; через которую формируются социальные навыки подростка.

Отличия социального проекта от других видов проектов:

  • направленность проекта на решение остро-значимых социальных проблем ;
  • осуществление в процессе проектной деятельности перехода от глобального уровня постановки проблемы (общегосударственного, мирового) к локальному (на уровне школы, микрорайона, города );
  • предложение и обоснование реальных путей решения рассматриваемой проблемы и попытка их полной или частичной реализации;
  • командный характер работы над проектом;
  • проведение в рамках работы над проектом социологического исследования в том или ином виде;
  • осуществление взаимодействия с общественностью и властными структурами , направленного на достижение целей проекта.

Субъектами социального проектирования (т. е. тем, кто осуществляет проектирование) могут быть как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты, специально созданные проектные группы и т. п. Необходимая черта субъекта проектирования - его социальная активность.

Объектами , на преобразование которых направлен социальный проект, могут выступать:

  • социальные явления (например, алкоголизм, курение, игромания, интернет-зависимость, агрессивность в подростковой среде, гражданская пассивность и т.д.);
  • социальные отношения (например, отношение к инвалидам, к старикам, детям; к потребителю; взаимоотношения между участниками образовательного процесса и т.д.);
  • социальные институты, их деятельность (различные органы власти и управления; школа; магазин; больница и т.д.);
  • социальная среда (места отдыха, уличная реклама, игровые площадки, остановки, школьный двор и т.д.).

Основными принципами социального проектирования являются:

  • добровольность;
  • учет возрастных, психологических, творческих особенностей;
  • учет региональных особенностей;
  • системность;
  • интеграция учебной и внеклассной деятельности.

Виды социальных проектов воспитанников, реализуемых в образовательных учреждениях:

Цель социального проектирования:

  • привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;
  • включение школьников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования:

Типы социальных проектов по различным основаниям:

По характеру проектируемых изменений

  1. Инновационные . Задача — внедрение новых разработок.
  2. Реставрационные или поддерживающие проекты решают задачи экологического характера, могут быть направлены на сохранение и использование культурного наследия.

По направлению деятельности

  1. Образовательные проекты. Задача которых – представление образовательных услуг. Цель – приобретение знаний, умений, навыков.
  2. Научно-технические проекты также могут выступать как проекты социальные, если своими последствиями непосредственно затрагивают общественную жизнь. Научно-технические проекты могут иметь поисковый, экспериментальный характер и через представление результатов общественному мнению приобретать социальную функцию (вызывать общественный интерес, содействовать образованию ассоциаций и клубов, придавать качества публичных деятелей лицам, участвовавшим в проекте и т.д.);
  3. Культурные проекты могут по основной своей направленности выступать как проекты художественные, символические, экзотические и др. Их общая черта как социальных проектов состоит в том, что они оказываются вплетенными в ткань социальной жизни, т.е. люди в этом случае обращают внимание не на эстетические стороны проекта, а на его социальную функцию.

По срокам реализации

  1. Краткосрочные (проект может быть рассчитан на месяц, неделю, день, урок).
  2. Среднесрочные (до 1 года).
  3. Долгосрочные (от 1 года и более).

Так как же создается социальный проект? Как грамотно его оформить?

Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по реализации ее улучшения.

Социальный проект - действие, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности.

  1. Введение (анализ, разъяснение актуальности и новизны по сравнению с аналогами, указание сфер применения, функционального назначения, выявление конкретной проблемы).
  2. Постановка цели деятельности и конкретных задач.
  3. Управленческо-кадровый аспект (механизм управления, квалификация персонала).
  4. Содержание и механизм реализации (модули, этапы, формы и методы, организационная структура, план конкретных действий).
  5. Характеристика и способ оценки планируемых результатов.
  6. Бюджет. Материально-техническое обеспечение.

Основные требования к проекту:

  1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании результатов каждого этапа.
  2. Целостность – общий смысл проекта очевиден и ясен, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
  3. Последовательность и связанность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.
  4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы появились не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.
  5. Компетентность авторов и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.
  6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, как и чем он может быть продолжен.

Выделяется несколько ступеней работы над социальным проектом.

Сначала – это разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами самих детей. Она начинается с изучения общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время. После этого формулируется социальная проблема – 1 шаг – постановка проблемы .

Важно показать актуальность, новизну, масштабность проекта, его социальную значимость.

  • он раскрывает необходимость выполнения проекта;
  • в нем описаны обстоятельства, побудившие написать проект;
  • проблема выглядит значимой для вашей территории, в целом для общества;
  • масштабы проекта разумны, он не делает попытки решить все мировые проблемы сразу;
  • проблема сформулирована с точки зрения того, чьим нуждам служит проект;
  • нет голословных утверждений; написан кратко и интересно;
  • четко определен способ решения проблемы.

После того как четко определили проблему ставятся цели и разрабатываются задачи проекта – это 2 ступень работы над социальным проектом – Проектирование (планирование)

  • описывает предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся оценке;
  • цель является общим итогом проекта, а задачи - промежуточными, частными результатами;
  • из раздела ясно, какие произойдут изменения в социальной ситуации;
  • цели в принципе достижимы, а результаты поддаются измерению;
  • постановку целей и задач авторы не путают с методами их решения;
  • язык ясен и четок, нет лишних, ненужных пояснений и ссылок

При разработке проекта обязательно изучение реальных возможностей своей проектной группы, составление детального плана работы, рабочего графика по реализации всех пунктов плана, а также определение обязанностей и их распределение в проектной группе.

План в проекте требует установления перечня и порядка действий по реализации. Мероприятия логически выстраиваются в соответствии с задачами по направлениям, этапам, модулям и др. Все виды работ увязываются с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители.

План должен быть последователен и убедителен, в нем ясен состав ответственных, исполнителей, средств. Мероприятия плана логически связаны, понятны причины выбора именно этих форм работы.

На стадии разработки проекта определяются необходимые ресурсы и источники их финансирования, составляется бюджет проекта, разрабатывается система оценки эффективности работы над проектом.

Далее идет – Поиск информации – это 3 ступень работы над социальным проектом.

На этом этапе составляются деловые предложения по разработанному проекту, происходит поиск делового партнера для реализации проекта, проводятся официальные переговоры с реальными партнерами и получение необходимых ресурсов.

Каждый проект должен пройти количественные показатели ( востребованность проекта, охват общественности, количество конкретных дел: акций, мероприятий и др., т.е .

Показатели социального развития личности (динамика уровня развития личности: не умел - научился, не знал - узнал, не имел - приобрел и т.п., качество продуктов социально-творческой деятельности (поделок, рисунков, походов, акций), характер реализованных инициатив и др.).

Показатели социальной адаптации личности (повышение уровня социальной успешности участников, активность).

Показатели общественного мнения (популярность проекта, социально-профилактический эффект, заинтересованность социальных партнеров, отклик в средствах массовой информации).

Технологические показатели ( уровень организации в целом и отдельных мероприятий, четкость и эффективность управления, организационная культура участников).

Экономические показатели (соотношение затрат с социально-педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов).

Далее обязательна Презентация проекта – это 5 ступень ( это устная защита проекта, где ребята представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта) и Рефлексия ( Главная цель этого этапа – анализ самими детьми стадий подготовки проекта и его представления на конкурсе). При поддержке педагога проходит разбор проделанной работы, отмечаются встретившиеся трудности, происходит оценивание вклада микрогрупп и отдельных участников, выявляются слабые и сильные стороны проекта, оформляется портфолио, где собраны все рабочие материалы проекта. – это 6 ступень работы над социальным проектом.

Проблема – Проектирование (планирование)-Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое П проекта – его портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.

Здесь вы можете посмотреть и ознакомиться с творческими социальными проектами и социальными видео-проектами, выполненными учащимися 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 класса школы, а также воспитанниками ДОУ совместно с педагогами детского сада. В исследовательских социальных проектах и работах затронуты темы здорового образа жизни и спортивного развития, коммуникативного развития детей и социальной адаптации, охраны природы, помощи птицам и животным, проблемы экологии, дружбы народов и толерантности, праздников, защиты детей, прав ребенка и другие.

Проект на тему "Лесные пожары" 9 класс


В предложенном исследовательском проекте на тему "Лесные пожары" учащаяся 9 класса школы изучает основные причины возникновения лесных пожаров, дает их классификацию и предлагает способы решения этой проблемы.

Проект "Права несовершеннолетних" 9 класс


Готовая исследовательская работа "Права несовершеннолетних", которую провела ученица 9 класса школы, была создана с целью узнать о правах детей согласно нашему законодательству и донести эту информацию до своих одноклассников.

Проект "Подростковые наркозависимости"


Ученическая исследовательская работа "Подростковые наркозависимости", проведенная учащейся школы, рассматривает основные признаки подростковой наркомании и устанавливает частые причины данного недуга.

Буллинг как социальное явление в современной российской школе


В предложенном исследовательском проекте на тему "Буллинг как социальное явление в современной российской школе" учащаяся 11 класса школы изучает основные причины и мотивы буллинга, встречающегося среди учащихся.

Причины и последствия природных пожаров в ХМАО-Югра


Готовая исследовательская работа "Причины и последствия природных пожаров в ХМАО-Югра", которую провели ученики 11 класса школы, была создана с целью изучить проблему лесных пожаров, установить их причины и последствия, предложить пути предотвращения.

Проект "Подростки 21 века"


Ученическая исследовательская работа "Подростки 21 века", проведенная учащейся школы, рассматривает основные характеристики подросткового возраста, и проблемы, с которыми сталкивается ребенок и его окружение в этот период.

Проект "Создание криптовалюты"


В предложенном исследовательском проекте на тему "Создание криптовалюты" учащийся 9 класса школы изучает историю создания и развития криптовалюты. Рассказывает о создании и продвижении криптовалюты в интернете.

Проект "Проблема бездомных животных"


Готовая исследовательская работа "Проблема бездомных животных", которую провели ученицы 8 класса школы, была создана с целью изучить проблему бездомных животных, обратить на нее внимание общественности и предложить варианты решения.

социальные проекты

Основа проектирования

Именно социальные проекты помогают моделировать некоторые ситуации. Существует определенный порядок работы, о котором следует поговорить подробнее. В первую очередь определяются темы социальных проектов. При выборе направления работы, учитываются разные моменты: психологические особенности участников, направленность интересов, технические возможности для реализации намеченных планов.

социальный проект в школе

Структура социального проекта

Есть специальная база, без которой невозможна реализация социального проекта:

  • планирование;
  • проекция;
  • предвидение;
  • предвосхищение;
  • прогнозирование результатов;
  • конструирование;
  • моделирование;
  • анализ результатов.

Все социальные проекты, создаваемые в образовательных учреждениях, должны быть четко спланированы. Они всегда направлены на развитие обучающихся детей, формирование у школьников полезных умений и навыков.

примеры социальных проектов
Особенности планирования

Планирование предполагает выдвижение научных и практически обоснованных целей исследования. На данном этапе проводится определение сроков выполнения поставленных задач, алгоритм работы. Кроме того, во время планирования, обозначается суть социального проекта, выявляется его уникальность, индивидуальность.

Постановка гипотезы

Предвидение предполагает предсказание результатов исследования. По сути, речь идет о той гипотезе, которую содержит социальный проект в школе, созданный, и реализуемый с участием воспитанников. Гипотеза должна содержать ту основную мысль, которая и будет рассматриваться в процессе реализации проекта. После того как проект будет завершен, гипотеза может быть полностью или частично подтверждена либо опровергнута. Школьникам сложно самостоятельно выдвинуть правильную гипотезу, поэтому данный этап создания социального проекта невозможен без активного участия наставника. В роли консультанта по проекту могут выступать как педагоги, так и сотрудники специализированных ведомств, владеющие теоретическим и практическим материалом, рассматриваемым в проекте.

темы социальных проектов

Литературный обзор

Разработка плана действий по проекту

Далее, можно переходить к продумыванию всех деталей. Если цель социального проекта поставлена четко, проблем с выделением этапов не возникнет. В плане действий желательно указывать временные рамки, чтобы в итоге получить четкий перечень.

темы социальных проектов

Реализация поставленных задач

Данный этап будет самым продолжительным, трудоемким, но наиболее интересным и результативным. Именно во время реализации намеченных целей, появляется чувство удовлетворения от результатов проведенной работы. После завершения проекта, важно провести его полноценный анализ, сделать выводы, продумать рекомендации.

Примеры социальных школьных проектов

Если рассматривать темы социальных проектов, можно выделить два направления: научно-техническое, и гуманитарно-эстетическое. Среди распространенных школьных исследований, особое место принадлежит экологической тематике. Например, разнообразные социальные проекты, касающиеся благоустройства территории школы, приусадебных участков, имеют практическую направленность. Участники подобных исследований не просто создают красоту и уют, но и получают теоретические знания о растениях, цветах, условиях ухода за зелеными насаждениями. Безусловно, опыт, приобретенный в ходе работы над подобными проектами, является полезным для детей.

цель социального проекта

Инклюзивное обучение

суть социального проекта

Анализ результатов проекта

Каждый социальный проект предполагает определенные временные рамки. После того как все этапы, предусмотренные исследованием, будут завершены, необходимо провести их детальный анализ. Например, если реализовывался проект, направленный на помощь в адаптации трудных подростков, проводится статистический обзор. В ходе анкетирования выявляется реальное количество участников проекта, их удовлетворенность в результате исследования. Далее, составляется диаграмма либо график, оценивается результативность проекта.

Заключение

В последнее время интерес к социальным проектам возрос. Если в прошлом веке подобного направления в школе практически не существовало, то на данный момент для каждой параллели разрабатываются и реализуются собственные направления исследования. Набирает популярность и проведение социальных проектов самими школьниками. С полученными результатами, ребята могут выступать на конференциях и конкурсах разного уровня: школьных, районных, муниципальных, российских. Кроме того, существуют специальные программы по поддержке талантливых социальных проектов. Победители и призеры тех конкурсов, которые включены в специальный перечень, определенный Министерством образования РФ, имеют право на материальные гранты в размере 30 и 60 тысяч рублей.

Безусловно, такое внимание к данной деятельности, которое существует в современной системе образования, способствует положительной динамике, повышению у школьников интереса к научно-практической работе. Ребята, принимающие участие хотя бы в одном социальном проекте, получают бесценный опыт, который они могут использовать в своей последующей жизни. Часто, именно социальные проекты помогают школьникам определиться с выбором будущей профессии, обозначением направления индивидуальных исследований.

Для того чтобы первый опыт социального проектирования, приобретенный ребятами во время обучения в школе, был положительным, на их пути должен встретиться педагог, заинтересованный в подобной деятельности. Именно наставник объясняет ребенку все основные моменты социального проектирования, разрабатывает план совместных действий, оценивает результаты.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

VI муниципальная учебно-исследовательская конференция школьников

Угличского муниципального района

Социальный проект

Автор – Курешова Дарья, Воронова Виктория

обучающаяся 7а класса средней школы

Руководители:

Журавлева М.В.

учитель математики МОУ СОШ № 8

3. Актуальность и значимость данного проекта-----------------4

9. Список использованных источников и литературы ----------10

1. Информационная карта проекта.

Полное название проекта

Создать в рекреациях школы места для развития кругозора детей, их приятного и полезного времяпрепровождения, для проведения внеурочной деятельности, что поможет повысить культуру поведения учащихся

Коллектив учащихся 7а, их родители и классный руководитель

Журавлева М.В., Желтова Н.Г.

Сроки реализации проекта

Поддерживающие организации или физические лица

Администрация школы №8

ИП Смагин О.В., Додонова Е.Р., Кольцова А.С.

Педагоги, учащиеся, родители

Спонсоры, администрация школы

Общая стоимость проекта

Сегодня в стране проводится огромная работа по вовлечению молодежи в социальные проекты, для формирования активной гражданской позиции, социализации подрастающего поколения, стимулирование интереса молодого поколения к решению актуальных проблем.

Актуальность и значимость данного проекта

Оформление нашей школы, ее дизайн уже устарел, на классных часах мы обсуждали данную проблему и пришли к выводу, что внутришкольное пространство должно быть удобным, уютным и безопасным.

В это же время, в ноябре 2019 года педагоги школы начали работать над проектом создания личностно-развивающей образовательной среды школы, позднее к ним присоединились учащиеся и их родители. Была проведена экспертиза школьной среды по методикам В. А. Ясвина, в ходе которой выяснилось, что многое в школе требует перемен. Так появился наш проект, цель которого

- Создать в рекреациях школы места для развития кругозора детей и их приятного и полезного времяпрепровождения, для проведения внеурочной деятельности, что поможет повысить культуру поведения учащихся.

В соответствии с данной установленной целью мы сформулировали конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению проблемы:

· Обучение навыкам проведения социологического исследования.

· Развитие коммуникативных способностей и взаимодействия с представителями общественности.

· Обучение составлению бизнес-плана проекта.

· Развитие школьного самоуправления в процессе работы над проектом.

· Привлечение к проекту учеников, родителей, общественности.

· Создание в рекреациях третьего и второго этажа развивающих, творческих и активных зон.

Старт данному проекту был дан в ноябре 2019 года. Для достижения поставленных целей необходимы финансовые средства, помощь учащихся школы и их родителей. Чтобы получить их, мы привлекли внимание общественности. Для этого были созданы специальные инициативные группы учащихся, которые организовывали встречи с обучающимися, учителями, администрацией школы, индивидуальным предпринимателем Смагиным О.В. Разработка и реализация проекта займёт более длительное время, и окончательный результат можно будет увидеть в конце 2021-2022 учебного года.

Описание проекта.

Так как стены школы остаются свободными, мы планируем на одной из них организовать стационарное место для сменных выставок, в зависимости от проводимых мероприятий школы.

Читайте также: