Проект радуга эмоций в средней группе детского сада

Обновлено: 11.05.2024

Дети 3—5 лет уже в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним, т. е. ребенок-дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган, а его соперник, например, разгневан. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.

Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций — как положительных, отрицательных — пресна и бесцветна.

Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. Оказалось, что люди различают шесть основных эмоций — радость, грусть, гнев, удивление, отвращение и страх. Исследования показали, что каждая эмоция имеет свое мимическое выражение, однако одни распознаются легче, другие — труднее.

В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у них выражаются более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми, придавая их ни особую выразительность. Одна причин возникновения тех или к переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласково относятся к ребенку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.

Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают человека к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта.

При изучении эмоциональных явлений психологи разделяют их в зависимости от того, какое место занимают они в регуляции поведения и деятельности. К первой группе относятся настроения — более или менее длительные эмоциональные состояния, обязующие исходный фон жизнедеятельности. Ко второй — чувства: устойчивые эмоциональные отношения к определенному человеку или предмету. К третьей — собственно эмоции, реализующие психическое отражение и состояние организма.

Тип проекта: педагогический.

Продолжительность: долгосрочный (октябрь2015 — апрель 2016).

Участники проекта: Дезорцева Е. В. Воспитатель средней группы.

Целевая группа: дети средней группы.

Проблема:

По данным психологов в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития.

Актуальность.

  • Активное включение детей в игровую деятельность будет способствовать их эмоциональному развитию;
  • ребенок с развитыми эмоциями легче преодолевает эгоцентризм, лучше включается в учебнопознавательные ситуации, успешнее самореализуется в деятельности.

Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо проводить целенаправленную профилактическую и коррекционную работу, направленную на развитие эмоциональной сферы личности дошкольников, так и возник проект «Радуга эмоций .

Цель проекта: Развитие и укрепление эмоционально-личностной сферы дошкольников.

Задачи:

  • научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;
  • дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова);
  • совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Новизна.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является приоритетным в системе дошкольного воспитания в силу своей особой значимости в социальном развитии ребёнка, приобщение его к активной целенаправленной деятельности, определяющей как психоэмоциональное самочувствие ребёнка, так и успех любой деятельности.

Данный опыт является творческим преобразованием современных подходов к вопросу эмоционального развития дошкольников и возможности активного включения их в педагогический процесс.

Принципы.

Работая с детьми по данной программе, я руководствуюсь следующими принципами:

В занятиях используются следующие методические средства.

  • Ролевые игры, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе
  • Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально- психологического тренинга.
  • Релаксационные методы использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации.
  • Использование эмоционально-символических методов групповое обсуждение различных чувств: радости, гнева. ; направленное рисование, т.е. рисование на определенные темы.
  • Коммуникативные упражнении, при которых происходит тренировка способностей невербального воздействия детей друг на друга.
  • Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры, «мысленные картинки”.

Ожидаемый результат.

  1. Создать комплект методических разработок по профилактике нарушения и коррекции эмоционально-личностной сферы дошкольников.
  2. Дети должны знать:

— радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес;

— о существовании индивидуальных особенностей своих и своих сверстников.

— понимать и описывать свои желания и чувства;

— осознавать и описывать свои физические и эмоциональные ощущения;

— воспроизводить выразительные позы и движения;

— уступать друг другу в конфликтных ситуациях;

— передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики

Диагностика на начало года.

В качестве основного метода, позволяющего выявить особенности эмоционального развития и оценить эмоциональное состояние ребенка, я использовала проективный рисуночный тест. Этой методикой могут успешно пользоваться как специалисты-психологи, так и воспитатели, которые, наблюдая ребенка каждый день, имеют возможность тщательно исследовать его поведение в реальных жизненных обстоятельствах.

С целью подтверждения практикой теоретических положений мной была организована работа с использованием проективного рисуночного метода для выявления эмоциональных особенностей дошкольников: “Рисунок семьи”.

Для установления причин эмоционального неблагополучия детей важно определить ситуации или объекты, вызывающие негативные, болезненные переживания. В этом случае целесообразно проводить вместе с тестированием детей и анкетный опрос родителей или других близких ребенку людей с целью выявления психологического микроклимата в семье.

Результаты, полученные с помощью проективных методик, нашли свое подтверждение при работе с родителями, с использованием теста родительского отношения. В данном типе родительских отношений у наших испытуемых преобладают такие тенденции, как:

  • восприятие своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым;
  • проявление родителями равнодушия по отношению к своему ребенку, досады, раздражения, обиды;
  • низкая оценка способности детей;
  • существование значительной психологической дистанции;
  • проявление авторитарности;
  • установление определенных рамок поведения.

Общий вывод: Анализ информации, полученной с помощью исследования, дал следующую картину эмоциональной сферы детей в условиях семьи:

  • аффективные связи и конфликтные тревожные отношения с близкими родственниками;
  • эмоциональная озабоченность ребенка по поводу семейной ситуации;
  • эмоциональная разобщенность;
  • чувство непреодолимого страха, небезопасности;
  • депрессивность, чувство неполноценности в семейной ситуации;
  • недостаточная практика общения с ребенком;
  • чувство отверженности;

Анализируя выше сказанное, можно отметить, что проведение диагностических срезов позволило нам выявить уровень тревожности и оценить внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций.

Результаты диагностического анализа свидетельствуют о неблагополучии развития эмоциональной сферы дошкольников и о необходимости ее коррекции.

Продукт проекта:

Этапы проекта

Подготовительный этап:

— выбор темы, цели, задачи;

— поиск необходимых материалов для реализации проекта;

— составление перспективного плана;

— изготовление настольно — печатных игр;

— создание картотеки игр, этюдов и упражнений для развития эмоциональной сферы

— составление перспективного плана.

Основной этап:

— Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами.
— Словесные, настольно-печатные и подвижные игры.
— Рисование эмоций.
— Проигрывание этюдов.

Заключительный этап:

Диагностика на конец года.

  • Дети научились понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние;
  • Имеют представление о способах выражения собственных эмоций;
  • Умеют управлять своими эмоциями и чувствами.

Отчет по проекту.

Проект – педагогический, долгосрочный. Реализован в рамках ДОУ.

На первом этапе для достижения наилучшего результата необходима организация совместной деятельности воспитателя и родителей, родителей и детей. Поэтому, я прежде всего изучила отношение родителей к проблеме эмоционального воспитания. С этой целью я провела анкетирование родителей, которое показало, что из 30 семей серьёзно к этой проблеме относятся всего 5. По результатам анкетирования приглашала на консультации, беседы, где родители знакомились с результатами педагогического наблюдения. Эти формы работы позволили мне вместе с родителями понять причины трудностей в эмоциональном развитии ребёнка и их специфики, выяснить особенности социальной ситуации формирования личности ребёнка, найти возможности помочь ему.

Так же была создана картотека игр и упражнений, направленная на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

Заключение

Таким образом, можно сделать следующий вывод: развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются “индикатором” состояния ребенка, с другой стороны сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Все без исключения эмоции полезны, если мы осознаем их и “ладим” с ними, то тогда мы сможем ими управлять. Но если мы прячем их за “ширму”, они, во-первых, будут недоступны, когда понадобятся, ведь мы их не одолеем, если подведет “ширма”, прорвись они – нам, же и повредят.

Поэтому, в первую очередь необходимо развивать эмоциональную сферу, а потом благодаря развитому направлять свою деятельность в другие сферы.

Литература


Ценность занятий по проекту “Радуга эмоций” состоит в том, что благодаря развитию эмоциональной сферы, дети расширяют круг осознаваемых чувств, они начинают глубже понимать себя и окружающих людей, им становится легче наладить дружеские отношения внутри коллектива сверстников.

Содержимое разработки

Образовательная область : игровая, трудовая, театрализованная, учебная Вид проекта : творческий, ролевой, долгосрочный, групповой.

Образовательная область : игровая, трудовая, театрализованная, учебная

Актуальность темы:

Так как эмоции играют важную роль в жизни детей, они помогают воспринимать действительность и правильно реагировать на нее.

Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении

Для воспитателя поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.

Поэтому взрослые (родители и педагоги) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, гнева и других переживаний.

Цель проекта: Развивать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.

Цель проекта:

Развивать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.

Задачи проекта: 1) научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей; 2) дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова); 3) совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Задачи проекта:

  • 1) научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;
  • 2) дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова);
  • 3) совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Приемы и средства

4 направления (по О.В. Хухлаевой )

методические средства:

  • Ролевые игры, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе
  • Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально- психологического тренинга.
  • Релаксационные методы - использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации.
  • Эмоционально-символические методы - групповое обсуждение различных чувств: радости, гнева. ; направленное рисование, т.е. рисование на определенные темы.
  • Коммуникативные упражнении, при которых происходит тренировка способностей невербального воздействия детей друг на друга.
  • Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры, “мысленные картинки”.

Создание предметно – развивающей среды в группе

Создание предметно – развивающей среды в группе

Создание предметно – развивающей среды в группе

Создание предметно – развивающей среды в группе

Создание предметно – развивающей среды в группе

  • Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинках (Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина)

Ответы детей заносятся в таблицу.

Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинках (Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина) Ф.и. ребенка радость грусть злость страх удивление интерес Самодовольство

Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинках (Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина)

Самодовольство

Цель: определение эмоционального состояния ребенка, наличие агрессивности, ее направленности и интенсивности.

Цель: диагностика страхов у детей дошкольного возраста.

Цель: оценка личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получение данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности.

Основные моменты, на которые следует обратить внимание при интерпретации детского рисунка

Проявление в рисунке

Ребенок помещает весь рисунок в центре листа; непропорциональны части тела человека; длинные руки , широко расставленные ноги; много второстепенных деталей.

Большое количество облаков, сильное выделение отдельных деталей, ограничение пространства рамкой, штриховка, линии с сильным нажимом.

Слабая линия рисунка, расположение дома на краю листа, слабая линия ствола дерева, очень маленькая дверь дома, прикрывание рисунка рукой в самом процессе.

Очень маленький размер рисунка, отсутствие рук и ног, очень маленькие руки человека, узкие плечи.

Отсутствие окон дома, пустые глазницы, острые пальцы, очень большие деревья, агрессивная позиция человека.

Прорисовывание другого объекта, отказ рисовать заданные объекты, отсутствие трубы на крыше одноэтажного дома.

Отсутствие дверей, закрытые окна, отсутствие основных деталей лица, человек нарисован схематично - палочками, оборонительная позиция рук, дверь без ручек.

Помещение рисунка на самом низу листа, расположение дерева и дома сверху, присутствие линии основания, идущей вниз, маленький размер рисунка.

Длительность занятий. Формы организации занятий: Проект “Радуга эмоций” рассчитан на один год, содержит 25 занятий, из них первые 5 занятий вводные, направленные на сплочение детей, сотрудничество, взаимопонимание, остальные 20 занятий тематические, на них дети знакомятся с эмоциями (Приложение 1) Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение всего года. Продолжительность – 30 минут, для детей старшего дошкольного возраста. Для эффективной поддержки детей используется групповая и индивидуальная форма работы.

Длительность занятий. Формы организации занятий:

Структура занятия:

Тематический план занятий:

Кол-во занятий

Кол-во часов

Цель занятия

Развивать групповую сплоченность; Способствовать развитию самоуважения детей: взаимопонимание между детьми; гармонизация притязания на признание.

15 Удивление

Создать эмоционально положительный фон; знакомство с чувством радости.

Знакомить с чувством страха; снять напряжение; настроить на совместную работу; способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Знакомить с чувством удивления; закреплять мимические навыки.

20 Презрение

Знакомить с чувством злости; тренировать умение различать эмоции.

Онлайн-книги

Цель:развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием игровой технологии.Вид проекта:
практико-ориентированный (прикладной)
По территории реализации : внутренний
По продолжительности : 2 месяца
Участники проекта - дети 5-6 лет, педагоги

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 14100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

воспитатель старшей группы №2

Софронова Наталья Геннадьевна

7.Принципы, на основе которых реализуется проект.

9.Предполагаемые результаты проекта.

10.Вопросы, направляющие проект:

11.План проведения проекта:

5.Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности в бумажном и электронном виде, некоторый материал только в электронном варианте ввиду большого объема.

по данным психологов в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития.

Актуальность:

активное включение детей в игровую деятельность будет способствовать их эмоциональному развитию ;

ребенок с развитыми эмоциями легче преодолевает эгоцентризм, лучше включается в учебнопознавательные ситуации, успешнее самореализуется в деятельности.

рассматриваются педагогические средства, направленные на становление индивидуальнонеповторимого, самобытного стиля эмоционального поведения детей, развитие у них способности к дифференцированию эмоций, проявлению эмпатии, оцениванию причинноследственных связей, дальнейшему освоению словесных обозначений эмоциональных проявлений, пониманию лексикосемантической структуры данной группы слов;

представлены теоретические и практические материалы по использованию проектного метода в работе педагогического коллектива – создание единого образовательного пространства по ознакомлению и овладению детьми эмоциями, открытому проявлению своих чувств различными социально-приемлемыми методами.

Цель проекта:

развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами игровой деятельности.

1-й блок. Овладение мимикой . Задачи : учить определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям; формировать умение выражать своё эмоциональное состояние в рисунке; развивать способность делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции; закреплять умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики.

2-й блок. Овладение пантомимикой . Задачи : учить определять эмоциональное состояние по пантомимике; развивать эмоциональную экспрессию, способность с помощью жестов выражать внутренние переживания;

3-й блок. Закрепление положительных эмоций . Задачи : формировать умение находить способы улучшения настроения; учить выражать свое настроение при помощи изобразительных средств; способствовать повышению положительного эмоционального тонуса.

4-й блок. Развитие навыков произвольности в выражении эмоций . Задачи : способствовать открытому проявлению эмоций различными социально приемлемыми способами; активизация словаря эмоциональной лексики; учить владеть чувствами.

Для решения поставленных задач необходимо использовать комплекс взаимодополняющих

- теоретических (анализ педагогической, психологической, методической литературы, федеральных государственных стандартов образования, программ и технологий развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста);

- практических ( анкетирование, наблюдение, тестирование, подвижные, релаксационные и эмоционально-экспрессивные игры, беседа, анализ жизненных ситуаций, тематическое рисование).

Реализация проекта осуществляется на основе

- позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);

- безусловного принятия ребенка педагогом для формирования у него чувства безопасности;

- индивидуального подхода (максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка);

- развития и саморазвития личности (активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самосовершенствованию);

- поощрения достижений ребенка в обретении творческой самостоятельности ;

- обеспечения в процессе игровой деятельности условий, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.

Вид проекта:

По типу предметно-содержательной области - межпредметный, так как реализация цели проекта осуществляется в интеграции нескольких областей дошкольного образования.

По территории реализации - внутренний, так как проект реализуется внутри дошкольного образовательного учреждения.

По продолжительности проведения - среднесрочный, так как срок его реализации составляет 2 месяца.

Участники проекта - дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), педагоги, родители.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

- повышение уровня эмоционального развития детей;

- заинтересованность родителей как участников образовательного процесса;

- эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Критерии оценки реализации проекта:

- уровень эмоционального развития детей;

- показатель удовлетворенности родителей совместной работой.

Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос:

.Зачем мы играем?

Проблемные вопросы:

Как игра может помочь выразить чувства?

Как игра может помочь понять чувства другого?

Как мы учимся общаться в игре?

Учебные вопросы:

Что такое эмоции?

Какие бывают эмоции?

Как эмоции проявляются в поведении?

Каковы особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста?

Может ли игра научить ребенка владеть своими чувствами?

Как игра помогает ребёнку понимать свои и чужие эмоции?

План проведения проекта:

1. Подготовительный этап:

- формулирование гипотезы проекта, его цели и задач;

-подобрать методическую , научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал;

-составить перспективный план мероприятий;

- чтение и анализ литературы по проблеме;

- подбор игр и творческих заданий для организации совместной деятельности с детьми;

- презентация проекта родителям (показ презентации, видеоролика "Калейдоскоп эмоций");

- изучение представлений родителей об игровой деятельности и ее влиянии на эмоциональное развитие детей (анкетирование);

- формирование детских групп.

2. Внедренческий этап:

- организация совместной деятельности с детьми над проектом;

- оформление результатов работы над проектом.

3. Итоговый этап:

- выставка детских творческих работ;

-подборка тестирующих материалов по данной теме;

- обсуждение и дополнение проекта:

Обеспечение:

Методическое:

1.Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости. М.,1985 г.

2.Дубовец С. Развитие эмоций у детей. Дошкольное воспитание,2008 год.№1.

3.Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1.

4.Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 2.

5.Зазульская О.В. Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками. Ребенок в детском саду.2006, №1

6.Ковалец Н.В. Азбука эмоций. М.,Владос,2004 год.

7.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль,2006 год.

8.Кудымова О.В. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. Дошкольная педагогика, 2009, №1.

9.Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. психологические занятия с дошкольниками. СПб: Речь, 2005 год.

10.Никифорова Л.А. Вкус и запах радости. М.,Книголюб, 2005 год.

11.Макарова Т.В.,Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников .М.ТЦ Сфера, 2008 год.

12.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М., АРТКИ,2003 год.

13.Прохорова Г. Азбука настроений. Дошкольное воспитание,1999г,№8.

14. Сибай Л. Чувства разные нужны -чувства разные важны, г. Можайск,2005г.

15.Стожарова М.Ю. Школа эмоций. Ребенок в детском саду,2006 г, №2.

16.Субботин В.К. Эмоции и физиология. М., 1998 год.

17.Ходюшина Н.П. Пословицы русского народа. М., 2005 год.

Материально – техническое:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно - развивающее зантие, способствующее установлению связи между событими и эмоциями.


Стационарное отделение реабилитации


Форма проведения занятия

КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

Дети дошкольного возраста.

- Учить детей устанавливать связь между событиями и эмоциями, расширять эмоциональные представления детей.

- Способствовать укреплению чувства единства, сплоченности, повышению самооценки.

- Способствовать коррекции эмоционального состояния, гармонизации чувств, освобождению от негатива;

- Развивать умение определять эмоциональные состояния с помощью цвета (радость, страх, спокойствие, грусть, злость, удивление).

- Формировать умение снимать эмоциональное напряжение, самостоятельно регулировать свое настроение.

- Учить детей устанавливать связь между событиями и эмоциями, расширять эмоциональные представления детей.

- Способствовать укреплению чувства единства, сплоченности, повышению самооценки.

- Способствовать коррекции эмоционального состояния, гармонизации чувств, освобождению от негатива;

Ноутбук, аппаратура для музыкального сопровождения, подборка песен по теме праздника, материалы для конкурсов.

Краткое содержание мероприятия

1.Вступительная часть

Дети заходят в группу. Приветствие

2.Основная часть

3.Заключительная часть

Ход коррекционно-развивающего занятия психолога

Цель: активизировать внимание детей.

Вы вокруг оглянитесь,

Друг другу улыбнитесь,

Чтобы никто не унывал,

Со всеми радовался и играл.

- Давайте с вами станем в круг, поздороваемся друг с другом глазами, а еще своими ладошками. Передайте свое тепло для друзей. Подарите свои добрые и искренние улыбки, раскройте свои ладошки, как маленькое сердечко.

- Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение. Я приготовила для вас сюрприз.

(Одеть в виде эмблемы каждому ребенку радугу)

Сегодня тайну я открою

О волшебной стране,

Есть причина, по которой Мне теперь нет сна

- Мне откроет свою тайну Чудная страна!

2. Вступительная беседа

(Подходим к Радуге, в которой нарисованы бледные цвета)

- Посмотрите, почему это Радуга загрустила?

- Дети, какое время сейчас у нас? (Весна)

Весна прекрасна, многоцветная, теплая, ясная! После зимних холодов пробуждает к жизни весь мир, все живое. Заглянула в самые отдаленные уголки леса, разбудила от сна нежные подснежники, наполнила этим ароматом воздуха. Цвета у нее светлые и чистые, радостные и теплые. Много желтого, так солнечно, еще немного зеленого и голубого.

Упражнение для развития речевых и мимических движений

Психолог рассказывает, что весной бывают разные дни: солнечные и хмурые. Дети изображают удивление (днем может светить солнышко, а утром лежать снег), грусть (пошел дождь, гулять нельзя), радость (выглянуло солнышко, дети ловят его лучи над головой, спереди, сбоку - хлопают в ладоши).

- Есть у Весны сестренка, называют все Радугой ее. Но за зиму она похудела, цвета свои растеряла. Чтобы мир снова стал цветным и красочным, надо пробудить все цвета радуги, чтобы она больше никогда не грустила

- В народе говорят, кто увидит радугу, тому она принесет радость. А кто пройдет под ней, тот всю жизнь будет счастливым.

- А кто знает, сколько цветов у радуги? (Семь)

Вон цветной какой

Ярких семь цветов,

Семь цветных мостов

На небесной выси

Все в один слилися.

В этот дивный час

Посмотреть на рай.

Кто смелей? Давай!

- Вы знаете, что с помощью цвета можно увидеть настроение у человека? Красный, желтый оранжевый - это радостное, веселое настроение, синий и голубой - печальное, зеленый - спокойное, черный и коричневый - злое.

- Скажите мне, пожалуйста, на радуге есть печальные цвета?

- Расскажите, где вы раньше видели эти цвета?

- Давайте мы с вами поищем цвета и разбудим радугу, чтобы она радовала всех детей в нашем ценртре, всем было радостно и уютно.

- Отправляемся в путешествие?

Цель: создавать эмоциональный комфорт.

- Руки расставьте в стороны, как птицы - крылья. Полетели, теплый ветер нас обдувает. Смотрим на землю с высоты (руки над глазами). Поднимаемся на облака, они мягкие, пушистые, прохладные. Их можно взять в ладошки (взять облака в ладошки).

- Посмотрите на что похожи облака, которые вы нашли, пофантазируйте немного.

- Давайте подарим их радуге. (Достать ленту голубого цвета, предложить ребенку прикрепить их на радугу)

Цель: развивать навыки общения.

- Скажите, пожалуйста, а человека можно назвать хорошим? (У кого доброе сердце)

- Что нужно делать, чтобы быть хорошим? (Не обижать других, помогать слабым, маленьким, тем, кто попал в беду. Нужно не завидовать, не быть жадным, равнодушным, жалеть других, говорить приятные слова, быть приветливым и веселым)

- А сейчас я буду показывать разные картинки, а вам нужно сказать, кто делает добрые дела, а кто нет.

(выполнение танцевальных движений под музыкальное сопровождение видео-физкультминутки)

- Радуга хочет увидеть, как вы умеете радоваться и веселиться и приглашает вас потанцевать.

- Посмотрите, мы нашли фиолетовый луч, давайте подарим его радуге.

- Ох и закружил нас веселый танец, присядем на зеленую лужайку и отдохнем.

- Как ароматно пахнут весенние цветы. Давайте почувствуем аромат этих цветов. Возьмите каждый цветочек, который вам нравится.

(Цветы с ваткой, на которую капнуть по капельке ароматного масла)

- Сейчас закроем глаза и будем медленно вдыхать запах, который идет от вашего цветка.

(Звучит спокойная музыка, дети 1-2 минуты вдыхают запах масла)

- Какой цветок ты представил? Какой у него аромат? (Ответы детей)

(Находим оранжевую ленту и оживляем их на радуге)

- Сейчас мы поиграем в игру. Я вас приглашаю сесть за столики. У вас на столах лежат картинки с изображением различных ситуаций из жизни. Рассмотрите их. А теперь послушайте внимательно правила игры. Если на картинке вы видите хороший поступок, то на нее кладете солнышко. Если поступок плохой - облако.

Дети выполняют задание, а потом объясняют, почему они так сделали.

- Чувство бывают разные, они помогают нам понимать настроение других людей. Очень важно уметь видеть настроение других людей, понимать, почему у них оно может измениться.

(Психолог вместе с детьми берет синюю ленту и прикрепляет ее)

- Посмотрите, какими яркими цветами засияла радуга. Как вы думаете, у нее изменилось настроение?

- Попробуем собрать перепутанные фотографии? Тогда вам нужно соблюдать такие правила: Вам нужно будет найти хозяина собаке – какое настроение у хозяина – такое же и у его собаки.

- Отвернитесь из круга.

-Какое настроение у мальчика? А у собаки? И т.д.

- Как ты думаешь, почему у него такое настроение?

- Мы можем прожить без Э. злости? Нашли ленточку

Для проведения этой игры возьмите веревку и свяжите ее концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина веревки зависит от количества участвующих в игре ребят.)

Ребята встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга. Задание: Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник. Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник. Получаем ленточку

7. Ребята! Назовите пожалуйста цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Какое стихотворение помогает запомнить цвета радуги? Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. У каждого на столе лежит лист бумаги и краски, сегодня мы будем рисовать радугу с помощью выдувания через трубочку.

- А нам пора возвращаться в детский сад

- Как называется страна, в которую мы путешествовали? (Радужная страна)

- Кому мы помогали в этой стране? (радуге)

- Что вам больше всего понравилось? Чем?

- А вам тяжело? Почему?

- Что вас удивило? Что вы почувствовали?

- Изменилось ли ваше настроение во время занятия?

- Дорогие дети, вы были сегодня такие внимательные, сообразительные, умные и смелые.

- В память о путешествии по Волшебной стране, Радуга дарит нам свои яркие лучики. Они будут всегда дарить вам хорошее настроение и уверенность.

Читайте также: