Кратко охарактеризуйте научно педагогическое знание его особенности

Обновлено: 12.05.2024

Теоретическое знание в педагогике – это уровень построения педагогической науки, базирующийся на совокупности обобщенных положений и понятий.

Теоретическое знание включает в себя разнообразные теоретические концепции и данные о воспитании, обучении и развитии подрастающего поколения.

Педагогическая теория является фундаментом для практической педагогической деятельности. поэтому, теоретические положения должны быть аргументированными, подтвержденными научно, объективными и доступными для восприятия. Педагогические теории содержат закономерности реализации педагогического процесса и их детальное обоснование.

Теория педагогики является инструментом передачи педагогического опыта. При этом, передается не сам опыт, поскольку его невозможно полноценно и эффективно передать и реализовать на практике, а только научная мысль, которая выделяется из этого опыта, являясь компонентом теоретического осмысления, систематизации итогов практической учебно-воспитательной работы.

Педагогическая теория лежит в основе педагогической практики. При этом, она не может существовать без реализации своих теоретических положений в практической работе. В этом случае, теоретическое знание бессмысленно.

Педагогической практике необходимо теоретическое обоснование ее действия. Оно должно находится в соответствии с теоретическими предписаниями, характеризующими смысловое назначение, целеполагание и основные принципы педагогической деятельности.

Теоретическое знание в педагогической науке базируется на комплексе:

  • Суждений.
  • Умозаключений.
  • Аксиом.
  • Закономерностей.
  • Принципов.

Процессы обучения и воспитания строятся на основе конкретных педагогических принципов. Кроме того, в ходе исторического развития, сложились определенные закономерности этих процессов.

Готовые работы на аналогичную тему

Педагогическая теория неразрывно связана с другими научными дисциплинами.

В основу теоретического знания педагогики положены философские учения о воспитании и развитии человека. Любой теории философии соответствует теоретическое знание педагогики. Исходные положения педагогики, объясняющие природу человека, взяты из философских учений, которые претерпевают изменение и развиваются по мере развития общества, что в итоге приводит к изменению концепций педагогики в области обучения и воспитания и практической организации деятельности образовательных систем.

В педагогике, ее теории активно используются положения и концепции психологической науки. В частности, процессы воспитания и обучения, их стадии основываются на сензитивных периодах развития психических процессов организма.

Эмпирическое знание

Эмпирическое знание педагогики содержит информацию о различных фактах педагогической науки:

  1. Продуктивности или нецелесообразности конкретных методов обучения и воспитания.
  2. Положительных и негативных факторах, воздействующих на педагогический процесс, педагогические направления деятельности.
  3. Итогах педагогической работы, применения конкретных систем, технологий, методик воспитания.
  4. Качестве педагогической деятельности в конкретных заведениях образования.
  5. Успешном или неудачном обучении по какой-то образовательной программе, методическому пособию, учебнику.
  6. Протекании психических процессов организма в ходе обучения и воспитания.

Рисунок 1. Теоретическое и эмпирическое познание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Эмпирические знания отражают параметры функционирования, развития педагогической действительности.

Все эмпирические знания педагогической науки накапливаются в течение всего периода исторического развития научного педагогического знания. Их невозможно сопоставить, потому что они описываются не научным языком, точнее полунаучным, что приводит к невозможности их заложения в основы теоретической педагогики.

Исследования педагогической науки должны в своей основе содержать данные эмпирических исследований, которые отражают информацию о сущности, особенностях, закономерностях развития процессов и явлений в педагогике. Без этого, теоретическое знание теряет свою научную значимость, выступая только совокупностью рекомендаций теоретического характера или рецептов педагогической деятельности.

Нормативные знания

Нормативные знания педагогики – это знания о том, как необходимо действовать в конкретных педагогических ситуациях и направлениях деятельности.

Нормативные знания состоят из указаний, рекомендаций, инструкций педагогической деятельности. Также, к ним относятся и принципы организации педагогической деятельности, ее социальные нормы и юридические нормативы.

Нормативные знания ориентированы на регулирование педагогических процессов, их организацию и управление ими. Они позволяют планировать педагогическую работу, организацию процессов обучения и воспитания, вносить поправки в планы, исходя из меняющих условий социального развития и функционирования педагогической системы.

Формирование нормативных педагогических знаний является результатом выполнения педагогической наукой функции проектирования и технического исполнения педагогической деятельности.

Нормативные знания имеют социальную ориентацию. Они направлены на поддержание правопорядка в обществе, развитие культуры поведения в нем, создание благоприятной обстановки для полноценного личностного развития и безопасного существования всех его граждан.

Научно-педагогическое знание — это воспроизведение в языко­вой или символической форме обобщенных представлений о за­кономерных связях и отношениях, существующих между педаго­гическими фактами и явлениями.

Педагогическое знание существует в виде научных представле­ний и понятий, идей и гипотез, законов и педагогических теорий. Оно является продуктом познавательной и общественной деятель­ности людей, результатом проводимых учеными исследований.

Выделяют следующиевидынаучно-педагогических исследований:

· фундаментальные — направлены на разработку основных педагогических категорий, определение сущности педагогиче­ских фактов и явлений, позволяют дать им научное объяснение. В результате таких исследований создаются педагогические теории (теория обучения, теория методов и организационных форм и т.д.). Результаты фундаментальных исследований со­ставляют теоретическую основу для проведения прикладных исследований;

· прикладные — проводятся в области частных методик и на­правлены на решение вопросов, связанных с педагогической практикой;

· методические разработки — конечные результаты исследо­ваний, непосредственно применяемые на практике (учебные программы, учебники и учебные пособия, методические реко­мендации и т.п.).

Важное значение при научной разработке педагогических проблем и проведении педагогических исследований имеет ме­тодология.

Методология — это философское учение о построении чело­веческой деятельности, о методах познания и преобразования окружающей действительности.

Общая функция методологии базируется на применении обоб­щенной системы философских представлений и взглядов чело­века к процессу познания и преобразования окружающего мира. В этой связи под методологическими основами педагогической науки следует понимать те философские идеи и положения, ко­торые выступают в качестве исходных при разработке педагоги­ческих проблем.

Частная функция методологии определяет те методы, кото­рые используются в процессе научно-педагогического исследо­вания.

Конечная цель любого педагогического исследования - выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т. е. установление закономерности. Она мо­жет быть определена как факт наличия постоянной и необхо­димой взаимосвязи между явлениями.

Методы педагогического исследования — это способы изуче­ния опыта педагогической деятельности, а также педагогических фактов и явлений, установления между ними закономерных свя­зей и отношений с целью дальнейшей научной разработки тео­рии воспитания и совершенствования его практики.

Эти методы можно объединить в следующие группы:

· эмпирические методы — беседа, наблюдение, изучение до­кументации и результатов деятельности, педагогический экспе­римент (констатирующий, формирующий, контрольный), есте­ственный эксперимент, социологические методы (социометрия, анкетирование, метод независимых характеристик и т.д.);

· теоретическиеметоды — моделирование педагогических ситуаций и процессов, теоретический анализ педагогических фактов и явлений;

· методы количественной и качественной обработки педагоги­ческой информации — методы математической статистики, шка­лирование, ранжирование и т.д.

Традиционными будем называть методы, доставшиеся со­временной педагогике по наследству от исследователей, стояв­ших у истоков педагогической науки. К традиционным ме­тодам педагогических исследований относятся наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной докумен­тации, изучение ученического творчества, беседы.

Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным на­блюдением понимается специально организованное воспри­ятие исследуемого объекта, процесса или явления в естествен­ных условиях. Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объектив­ным и массовым.

Изучение опыта - означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. Тесно смыкается с другим методом - изучением пер­воисточников.Тщательному науч­ному анализу подвергаются памятники древней письменности, законодательные акты, проекты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы съездов и конференций и т. д. Изу­чаются также учебные и воспитательные программы, уставы, учебные книги, расписания занятий - словом, все материалы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной проблемы.

Научно-педагогические исследования не проходят без ана­лиза школьной документации, характеризующей учебно-воспита­тельный процесс. Источники информации - классные журна­лы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учеб­ных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т. п.

К традиционным методам педагогических исследований от­носятся беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Педагогическая беседа как метод исследования отлича­ется целенаправленными попытками исследователя проник­нуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков.

Разновидность беседы, ее новая модификация - ин­тервьюирование, перенесенное в педагогику из социологии. Оно используется редко и не находит широкой поддержки сре­ди исследователей. Интервьюирование обычно предполагает публичное обсуждение; исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, ставит их в определенной последо­вательности.

Педагогический экспери­мент - это научно поставленный опыт преобразования педаго­гического процесса в точно учитываемых условиях. Эксперимент - это по сути строго контролируемое педаго­гическое наблюдение, с той лишь разницей, что эксперимента­тор наблюдает процесс, который он сам целесообразно и пла­номерно осуществляет.

Педагогический эксперимент может охватывать группу уче­ников, класс, школу или несколько школ. Исследования могут быть длительными или краткосрочными в зависимости от темы и цели.

В зависимости от цели, которую преследует экспери­мент, различают: 1) констатирующий эксперимент, при кото­ром изучаются существующие педагогические явления; 2) про­верочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипоте­за, созданная в процессе осмысления проблемы; 3) созидатель­ный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе ко­торого конструируются новые педагогические явления.

По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент. Естественный представляет собой научно организованный опыт проверки вы­двинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса.

Тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контро­лируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучае­мые характеристики педагогического процесса. От других спо­собов обследования тестирование отличается точностью, про­стотой, доступностью, возможностью автоматизации.

Широко применяются тесты элементарных умений, та­ких, как чтение, письмо, простейшие арифметические опера­ции, а также различные тесты для диагностики уровня обученности - выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным предметам.

Анкетирование - метод массового сбора материала с по­мощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы.

Обогащение и совершенствование методов исследования яв­ляется одним из факторов развития педагогической науки.

Литература для самостоятельной подготовки:

1. Афонина Г. М. Педагогика. Ростов-на-Дону, 2002, стр.20

2. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.12

3. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2001, стр.12, 124

4. Педагогика под ред.П.И.Пидкасистого. М., 1998, стр.44

5. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. Мн., 2002, стр.59

6. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.80

7. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 2000, стр.57, 74

8. Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2001, стр.19

Научно-педагогическое знание — это воспроизведение в языко­вой или символической форме обобщенных представлений о за­кономерных связях и отношениях, существующих между педаго­гическими фактами и явлениями.

Педагогическое знание существует в виде научных представле­ний и понятий, идей и гипотез, законов и педагогических теорий. Оно является продуктом познавательной и общественной деятель­ности людей, результатом проводимых учеными исследований.

Выделяют следующиевидынаучно-педагогических исследований:

· фундаментальные — направлены на разработку основных педагогических категорий, определение сущности педагогиче­ских фактов и явлений, позволяют дать им научное объяснение. В результате таких исследований создаются педагогические теории (теория обучения, теория методов и организационных форм и т.д.). Результаты фундаментальных исследований со­ставляют теоретическую основу для проведения прикладных исследований;

· прикладные — проводятся в области частных методик и на­правлены на решение вопросов, связанных с педагогической практикой;

· методические разработки — конечные результаты исследо­ваний, непосредственно применяемые на практике (учебные программы, учебники и учебные пособия, методические реко­мендации и т.п.).

Важное значение при научной разработке педагогических проблем и проведении педагогических исследований имеет ме­тодология.

Методология — это философское учение о построении чело­веческой деятельности, о методах познания и преобразования окружающей действительности.

Общая функция методологии базируется на применении обоб­щенной системы философских представлений и взглядов чело­века к процессу познания и преобразования окружающего мира. В этой связи под методологическими основами педагогической науки следует понимать те философские идеи и положения, ко­торые выступают в качестве исходных при разработке педагоги­ческих проблем.

Частная функция методологии определяет те методы, кото­рые используются в процессе научно-педагогического исследо­вания.

Конечная цель любого педагогического исследования - выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т. е. установление закономерности. Она мо­жет быть определена как факт наличия постоянной и необхо­димой взаимосвязи между явлениями.

Методы педагогического исследования — это способы изуче­ния опыта педагогической деятельности, а также педагогических фактов и явлений, установления между ними закономерных свя­зей и отношений с целью дальнейшей научной разработки тео­рии воспитания и совершенствования его практики.

Эти методы можно объединить в следующие группы:

· эмпирические методы — беседа, наблюдение, изучение до­кументации и результатов деятельности, педагогический экспе­римент (констатирующий, формирующий, контрольный), есте­ственный эксперимент, социологические методы (социометрия, анкетирование, метод независимых характеристик и т.д.);

· теоретическиеметоды — моделирование педагогических ситуаций и процессов, теоретический анализ педагогических фактов и явлений;

· методы количественной и качественной обработки педагоги­ческой информации — методы математической статистики, шка­лирование, ранжирование и т.д.

Традиционными будем называть методы, доставшиеся со­временной педагогике по наследству от исследователей, стояв­ших у истоков педагогической науки. К традиционным ме­тодам педагогических исследований относятся наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной докумен­тации, изучение ученического творчества, беседы.

Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным на­блюдением понимается специально организованное воспри­ятие исследуемого объекта, процесса или явления в естествен­ных условиях. Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объектив­ным и массовым.

Изучение опыта - означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. Тесно смыкается с другим методом - изучением пер­воисточников.Тщательному науч­ному анализу подвергаются памятники древней письменности, законодательные акты, проекты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы съездов и конференций и т. д. Изу­чаются также учебные и воспитательные программы, уставы, учебные книги, расписания занятий - словом, все материалы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной проблемы.

Научно-педагогические исследования не проходят без ана­лиза школьной документации, характеризующей учебно-воспита­тельный процесс. Источники информации - классные журна­лы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учеб­ных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т. п.

К традиционным методам педагогических исследований от­носятся беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Педагогическая беседа как метод исследования отлича­ется целенаправленными попытками исследователя проник­нуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков.

Разновидность беседы, ее новая модификация - ин­тервьюирование, перенесенное в педагогику из социологии. Оно используется редко и не находит широкой поддержки сре­ди исследователей. Интервьюирование обычно предполагает публичное обсуждение; исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, ставит их в определенной последо­вательности.

Педагогический экспери­мент - это научно поставленный опыт преобразования педаго­гического процесса в точно учитываемых условиях. Эксперимент - это по сути строго контролируемое педаго­гическое наблюдение, с той лишь разницей, что эксперимента­тор наблюдает процесс, который он сам целесообразно и пла­номерно осуществляет.

Педагогический эксперимент может охватывать группу уче­ников, класс, школу или несколько школ. Исследования могут быть длительными или краткосрочными в зависимости от темы и цели.

В зависимости от цели, которую преследует экспери­мент, различают: 1) констатирующий эксперимент, при кото­ром изучаются существующие педагогические явления; 2) про­верочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипоте­за, созданная в процессе осмысления проблемы; 3) созидатель­ный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе ко­торого конструируются новые педагогические явления.

По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент. Естественный представляет собой научно организованный опыт проверки вы­двинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса.

Тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контро­лируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучае­мые характеристики педагогического процесса. От других спо­собов обследования тестирование отличается точностью, про­стотой, доступностью, возможностью автоматизации.

Широко применяются тесты элементарных умений, та­ких, как чтение, письмо, простейшие арифметические опера­ции, а также различные тесты для диагностики уровня обученности - выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным предметам.

Анкетирование - метод массового сбора материала с по­мощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы.

Обогащение и совершенствование методов исследования яв­ляется одним из факторов развития педагогической науки.

Литература для самостоятельной подготовки:

1. Афонина Г. М. Педагогика. Ростов-на-Дону, 2002, стр.20

2. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.12

3. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2001, стр.12, 124

4. Педагогика под ред.П.И.Пидкасистого. М., 1998, стр.44

5. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. Мн., 2002, стр.59

6. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.80

7. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 2000, стр.57, 74

8. Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2001, стр.19


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Главная Раздел I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ Глава 1. Педагогика как наука о воспитании, ее предмет и методы исследования 1.4. Научно-педагогическое знание

1.4. Научно-педагогическое знание

Научно-педагогическое знание – это воспроизведение в языковой или символической форме обобщенных представлений о закономерных связях и отношениях, существующих между педагогическими фактами и явлениями.

Педагогическое знание существует в виде научных представлений и понятий, идей и гипотез, законов и педагогических теорий. Оно является продуктом познавательной и общественной деятельности людей, результатом проводимых учеными исследований.

Выделяют следующие виды научно-педагогических исследований:

1) фундаментальные – направлены на разработку основных педагогических категорий, определение сущности педагогических фактов и явлений, позволяют дать им научное объяснение. В результате таких исследований создаются педагогические теории (теория обучения, теория методов и организационных форм и т.д.). Результаты фундаментальных исследований составляют теоретическую основу для проведения прикладных исследований.

2) прикладные – проводятся в области частных методик и направлены на решение вопросов, связанных с педагогической практикой;

3) методические разработки – конечные результаты исследований, непосредственно применяемые на практике (учебные программы, учебники и учебные пособия, методические рекомендации и т.п.).

3.4. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики.

У каждого изучающего теорию педагогики рано или поздно возникает вопрос: как получены те или иные выводы, можно ли им доверять? Известно, что ход размышлений исследователя, пути, которые привели его к определенным заключениям, решающим образом сказываются на качестве этих заключений и выводов, поэтому познание предмета педагогики в отрыве от способов получения информации о нем не может быть успешным.

Пути, способы познания объективной реальности называют методами исследования. Они позволяют добывать информацию об изучаемом предмете, анализировать и обрабатывать полученные данные, включают знания науки в систему известных знаний. Уровень развития науки напрямую связан с применяемыми в ней методами. Каждая наука разрабатывает и использует свои собственные методы, отражающие особенности изучаемых явлений.

Изучение педагогической действительности происходит через педагогическое исследование. Его цель – выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т. е. установление закона или закономерности. Строгий научный педагогический эксперимент должен удовлетворять следующим четырем критериям: 1) предполагать внесение в педагогический процесс чего-либо нового, принципиально нового воздействия (изменения) с целью получения определенного результата; 2) обеспечивать условия, позволяющие выделить связи между воздействием и его результатом; 3) включать достаточно полный, документально фиксируемый учет параметров (показателей) начального и конечного состояния педагогического процесса, различие между которыми и определяет результат эксперимента; 4) быть достаточно доказательным, обеспечивать достоверность выводов.

Педагогическое научное исследование – это процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Различают три уровня педагогических исследований: 1) эмпирический – устанавливаются новые факты в педагогической науке; 2) теоретический – выдвигает и формулирует основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и предсказать их будущее развитие; 3) методологический – на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории.

Научный эксперимент, выполняемый в рамках научного исследования, имеет целью получить тот или иной педагогический эффект впервые, согласно теоретически сформулированной гипотезе; в научном исследовании новое знание является целью эксперимента, выступает в функции цели.

Педагогический эксперимент – это научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы с целью поиска новых, более эффективных способов решения педагогической проблемы; исследовательская деятельность по изучению причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение результатов взаимодействия и педагогического воздействия; неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.

Для обозначения квазиэкспериментов в школьной практике употребляется целый ряд терминов: опытное преподавание, опытная проверка, опытное внедрение, опытное сравнение, апробирование (апробация, проба), пробное использование (применение), экспериментальное обучение, опытно-экспериментальная работа, творческое экспериментирование и др. Резких границ между всеми этими понятиями не существует, а задача исследователя (и методических служб) состоит в возможно большем приближении каждого эксперимента к строгому научному уровню.

Рекомендуемые требования к педагогическому экспериментированию всех видов и уровней можно сформулировать так:

• желание и готовность учителя к экспериментальной работе;

• наличие у экспериментатора определенной гипотезы, которая предполагала бы введение в педагогический процесс какого-либо нового элемента для получения определенного результата;

• тщательная разработка вмешательства в педагогический процесс, обеспечение условий наблюдаемости педагогического воздействия и его следствий;

• тщательная фиксация условий и результатов эксперимента;

• научная честность и добросовестность, стремление к достоверности при формулировании выводов;

• взаимопонимание между исследователем и детьми, благожелательное отношение к эксперименту со стороны окружающих: администрации, родителей и детей.

Выделяют следующие типы психолого-педагогических исследований.

1. Обзорно-аналитическое исследование. Предполагает подбор и изучение литературы по проблеме. Основная задача – выделить вопросы, на которые ответы уже найдены, а также вопросы, на которые еще предстоит найти ответы.

2. Обзорно-критическое. Оно сродни аналитическому, но носит критический характер.

3. Теоретическое. Включает, кроме обзора и критического анализа литературы, собственные теоретические предложения автора, направленные на решение поставленной проблемы.

4. Эмпирически-описательное. Здесь опытным путем, с использованием определенных методов сбора и анализа фактов добываются и описываются некоторые новые факты, касающиеся малоизученных объектов или явлений.

5. Эмпирически-объяснительное. Объясняет полученные факты, а не только собирает и описывает их.

6. Методическое. Его цель – разработать, обосновать и проверить на практике какую-либо методику.

7. Экспериментальное. В процессе этого исследования проводится эксперимент.

В дальнейшем будем понимать под исследованием наиболее распространенное – экспериментальное исследование.

В основе педагогических исследований лежат следующие принципы.

Системный подход. Необходимо рассматривать объект исследования как целостную систему.

Личностный подход. Он требует изучения и учета индивидуальных, возрастных особенностей личности, а также природных возможностей и социальных условий, в которых происходит ее развитие.

Деятельностный подход. Исследователь должен учитывать характерные особенности того вида деятельности, который он организует с учащимися и на основе которой осуществляется их обучение, воспитание, развитие.

Принадлежность какого-либо труда или рукописи к науке определяется по признакам характера целеполагания, выделения специального объекта исследования, применения специальных средств познания, соблюдения однозначности терминологии.

В содержании рефлексии исследования по поводу его принадлежности к науке можно выделить характеристики, позволяющие оценить качество педагогического исследования: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения, новизна, значение для науки, значение для практики.

Виды знаний в педагогике. В любой развитой науке присутствуют теоретические и эмпирические знания. Есть они и в педагогике. В основе их различения лежит выделение теоретического и эмпирического уровней научного познания.

На эмпирическом уровне формируется знание о педагогических фактах: об эффективности или неэффективности тех или иных приемов обучения и воспитания, о положительном или отрицательном влиянии тех или иных факторов, действующих в педагогическом процессе, на его результаты, об удачной или неудачной работе учителей.

Знания теоретического уровня образуются в результате исследований, связанных с развитием и совершенствованием понятийного аппарата науки и направленных на всестороннее познание объективной реальности в ее существенных, глубинных связях и закономерностях. Это знания о закономерных отношениях, существующих в педагогическом процессе, о сущности обучения и воспитания, о составе, структуре и функциях содержания образования, рассматриваемого с позиций системного подхода, о классификации учебных предметов и т. п. Результаты теоретических исследований раскрывают, описывают и объясняют связь и взаимодействие различных факторов внутри педагогического процесса. Теоретическое знание неочевидно; часто оно бывает парадоксальным и поэтому принимается не сразу и не всеми. Как правило, оно требует глубокого обоснования и развернутой аргументации.

Виды знаний в педагогике. В любой развитой науке присутствуют теоретические и эмпирические знания. Есть они и в педагогике. В основе их различения лежит выделение теоретического и эмпирического уровней научного познания.

На эмпирическом уровне формируется знание о педагогических фактах: об эффективности или неэффективности тех или иных приемов обучения и воспитания, о положительном или отрицательном влиянии тех или иных факторов, действующих в педагогическом процессе, на его результаты, об удачной или неудачной работе учителей.

Знания теоретического уровня образуются в результате исследований, связанных с развитием и совершенствованием понятийного аппарата науки и направленных на всестороннее познание объективной реальности в ее существенных, глубинных связях и закономерностях. Это знания о закономерных отношениях, существующих в педагогическом процессе, о сущности обучения и воспитания, о составе, структуре и функциях содержания образования, рассматриваемого с позиций системного подхода, о классификации учебных предметов и т. п. Результаты теоретических исследований раскрывают, описывают и объясняют связь и взаимодействие различных факторов внутри педагогического процесса. Теоретическое знание неочевидно; часто оно бывает парадоксальным и поэтому принимается не сразу и не всеми. Как правило, оно требует глубокого обоснования и развернутой аргументации.

Читайте также: