Социальный проект в школе по русскому языку

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Николаевская основная общеобразовательная школа

Павловского района Воронежской области

Автор проекта: учитель русского языка и литературы

Коренцова Наталья Николаевна

Обоснование

Школа русской культуры - это школа, которая основывается на идее поддержки человека, его социальной защиты, создания условий для его нормального развития. В числе главных ценностей русской школы - русский национальный характер, русское национальное самосознание, русский язык, культурно-исторический мир России.

Речевая и коммуникативная культура – составляющая часть культуры в целом - понимаются как владение культурой речи, владение нормами русского языка, являются показателями человека культурного.

Внимательное, вдумчивое отношение учеников к своей речи должно формироваться, прежде всего, в школе – независимо от среды общения каждого ребенка. Деятельность в рамках проекта поможет детям, педагогам овладеть чистой, грамотной и выразительной речью, повысить свою речевую и коммуникативную культуру, приобщить к речевой культуре родителей учащихся.

Цели и задачи проекта

Цели проекта:

сохранение русского языка как части духовной культуры нации;

создание среды для повышения уровня речевой и коммуникативной культуры учащихся, педагогов;

устранение у учащихся местного диалекта.

Задачи проекта:

1. Диагностическая. Выявление проблем современного русского языка, анализ причины нарушения экологии современного русского языка учениками и учителями школы; исследование влияния иноязычной лексики, жаргонизмов и нецензурных выражений, языка интернет-общения, sms -общения на состояние родного языка и духовной культуры учащихся и учителей.

2. Прогностическая - определение путей, методов, способов формирования речевой культуры учащихся и педагогов, решений проблем русского языка; определение критериев оценки результативности деятельности в рамках проекта.

Основная идея проекта

Формирование речевой, коммуникативной культуры учащихся и педагогов школы через включение педагогов, учеников и родителей в исследовательскую деятельность (изучение уровня владения орфоэпическими, грамматическими и др. нормами русского языка учениками и учителями, изучение причин нарушения русского языка); в социальные практики через ведение факультативных занятий, проектную деятельность (представление исследовательской работы в виде проекта, создание проекта – пути предотвращения нарушений норм русского языка учащимися, создание проектов мероприятий по повышению речевой, коммуникативной культуры педагогов и учащихся).

Включив педагогов, учащихся, родителей в исследовательскую деятельность по изучению состояния русского языка контингента школы, в исследовательскую деятельность по изучению причин нарушения норм русского языка, то это позволяет каждому задуматься над состоянием собственной речи, коммуникативной культуры, а также над последствиями, к которым приводит низкий уровень речевой культуры. Это позволяет вовлечь учителей, учащихся, родителей в деятельность по повышению собственной культуры, что и даёт возможность создания среды для повышения уровня речевой культуры учащихся, педагогов, родителей. Работа над повышением культуры речи даст возможность осознать значимость русского языка как части духовной культуры нации, тем самым, сохранить русский язык.

Вид проекта по доминирующей деятельности: информационно-исследовательский, практико-ориентированный.

По комплексности: межпредметный.

По продолжительности: 2012-2015 г.г.

Участники проекта – учащиеся, педагоги, родители школы.

Этапы проекта
1. Подготовительный этап
Выбор темы Проекта.

Создание программы Проекта, обоснование его актуальности, значимости.
Выдвижение рабочей гипотезы.

2. Организационный этап
Формирование инициативных групп.
Составление плана работы инициативных групп.

Разработка методического, дидактического материала для исследовательской деятельности.

3. Поисково-исследовательский этап
Сбор информации.
Формирование банка идей.

4. Практический этап
Проведение мероприятий по повышению интереса к русскому языку, по повышению речевой, коммуникативной культуры учащихся и педагогов.

5. Аналитический этап

Этап работы

Задачи этапа

Содержание деятельности

Документ, подтверждающий выполнение работ по этапу

1. Подготовительный (2012-2013 уч. г, I полугодие

1. Оценка готовности педагогов и учащихся к участию в проектно-исследовательской деятельности в рамках социального Проекта.

2. Теоретическое осмысление основных направлений деятельности в рамках проекта.

3. Создание организационно- педагогических условий для начала реализации программы Проекта.

Проекта, обоснование его актуальности, значимости

2. Организа-ционный (2012-2013 уч. г, II полугодие

Создание инициативной группы, способной реализовать цели и задачи программы проекта;

разработка методического и дидактического материала для обеспечения реализации проекта.

1. Создание творческих, исследовательских, волонтерских и проектных групп учителей и учащихся по отдельным направлениям.

2. Создание анкет, тестов, дидактического материала для исследования уровня владения нормами русского языка, речевым этикетом учащихся и учителей.

3. Составление плана работы инициативных групп.

Анкеты, методический, дидактический материал для исследования уровня владения нормами русского языка учащихся и учителей.

3. Поисково-исследова-тельский этап (2013-2014 уч. г.)

Исследование уровня грамотности учащихся, учителей, родителей школы.

Аналитическая справка « Результаты анализа уровня знаний учащихся о разнообразных языковых нормах.

4. Практи-ческий (2014-2015 уч. г, II полугодие

1. Повышение интереса к русскому языку.

2. Повышение речевой, коммуникативной культуры учащихся, педагогов и родителей.

1. Разработка и проведение интеллектуальных лингвистических марафонов, игр, турниров для учащихся.

2. Организация и проведение литературно-музыкальных гостиных (ученических (с привлечением родителей) и педагогических).

4. Ведение факультативных и внеклассных занятий, направленных на повышение культуры речи.

5. Знакомство с традициями русского народа (театрализованные постановки):

Сценарии мероприятий, справки о проведении мероприятий

5. Аналити-ческий этап (2014-2015г, II полугодие

1. Обработка, анализ и систематизация полученной информации.

2. Разработка проекта деятельности по повышению уровня речевой и коммуникативной культуры учащихся и педагогов на основе полученных результатов.

3. Анализ результатов итогового контроля, итоговой аттестации учащихся.

4. Составление плана мероприятий по повышению уровня речевой и коммуникативной культуры учащихся и педагогов на основе полученных результатов.

Протокол школьной научно-практической конференции.

Конечный продукт проекта

Предполагает, что будет:

1. Организована исследовательская деятельность по изучению уровня культуры речи учащихся, педагогов, родителей школы.

4. Проведены тематические предметные недели, лингвистические марафоны, игры.

7. Разработаны научные и методические материалы по проблемам воспитания культуры речи и общения.

8. Проведены факультативные, внеклассные занятия, направленные на повышение культуры речи.

Материально- техническое обеспечение.

Значимость проекта состоит в том, что учащиеся, заинтересовавшиеся коллективным творческим делом, духом соревнования приобщаются к чтению, сотрудничеству, открывается путь к культуре общения, к познанию, развитию и творчеству. Кроме того у данного проекта есть и теоретическая значимость: знакомство с новыми понятиями в различных областях знаний.

ВложениеРазмер
sotsialnyy_proekt.docx 37.28 КБ

Предварительный просмотр:

ТЫ ЧИТАЕШЬ? ЭТО КРУТО!

Общее количество часов: 34

Количество часов в неделю: 1

Учитель: ШАШКОВА Валентина Васильевна

2017-2018 учебный год

Паспорт социального проекта

Участие обучающихся в реализации социальных проектов позволяет решить задачу, связанную с их включением в социализацию в рамках учебной и внеурочной деятельности.

Источники получения информации

Материалы социологического опроса, ресурсы сети Интернет, встречи с библиотекарем школы, фонд школьной и районной библиотек

Основные формы работы над проектом

Круг чтения и творческое отношение учащихся и их родителей к чтению

Творческие работы по прочитанным книгам

Время реализации проекта

2017-2018 учебный год

  1. Создание атмосферы внимания к книге и чтению. Чтение становится содержанием общения детей, учителей, родителей.
  2. Формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников, включающей разнообразные формы работы.
  3. Повышение уровня влияния школьной библиотеки на контингент учащихся, достижение 100% охвата школьников библиотечным обслуживанием. Развитие культуры чтения школьников, привлечение их к систематическому чтению. Увеличение группы систематически читающих школьников.
  4. Укрепление партнерства школы с родителями в читательском развитии школьников, формирование родительского актива в школьной библиотеке, активное участие родителей в реализации мероприятий данного проекта.
  5. Раскрытие творческого потенциала школьников и родителей через совместную читательскую деятельность.
  6. Возрастание интереса к чтению художественной и познавательной литературы, повышение востребованности школьной библиотеки как консультанта и информационного ресурса интеллектуального развития.
  7. Получение учащимися личного индивидуального опыта, необходимого для успешной самореализации.

Практическая значимость проекта

  1. приобщение к чтению книг;
  2. развитие речи пятиклассников и их творческих способностей;
  3. получение опыта в поиске нужной информации из различных источников;
  4. приобретение коммуникативных навыков.

Краткое описание идеи проекта

Реализация проекта, на наш взгляд, позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (конкурс, коллективные классные творческие работы, соревновательные характер). Участие в индивидуальном или совместном творческом проекте, привлекательность победы становятся позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительной модификации поведения ребенка в отношении чтения. Элемент соревнования позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени. Целенаправленное систематическое внимание к чтению ребенка является залогом успешного развития и становления его как личности.

Значимость проекта состоит в том, что учащиеся, заинтересовавшиеся коллективным творческим делом, духом соревнования, приобщаются к чтению, сотрудничеству, открывается путь к культуре общения, к познанию, развитию и творчеству. Кроме того, у данного проекта есть и теоретическая значимость: знакомство с новыми понятиями в различных областях знаний.

Этапы реализации проекта

Участники группы провели социологический опрос среди одноклассников для выявления их круга чтения, анкетирование для родителей о традициях семейного чтения. Ребята выяснили, что пятиклассники предпочитают приключенческую литературу.

Эффективность реализации проекта прослеживается в социально-личностном направлении: это приобретение опыта активной работы в малых группах, общение; формирование чувства уверенности в себе, собственной значимости. При этом пятиклассники отработали набор основных знаний, умений, практических навыков культуры чтения, исследовательской и творческой деятельности.


Содержимое разработки



Речевая и коммуникативная культура – составляющая часть культуры в целом - понимаются как владение культурой речи, владение нормами русского языка, являются показателями человека культурного.

Внимательное, вдумчивое отношение учеников к своей речи должно формироваться, прежде всего, в школе – независимо от среды общения каждого ребенка. Деятельность в рамках проекта поможет детям, педагогам овладеть чистой, грамотной и выразительной речью, повысить свою речевую и коммуникативную культуру, приобщить к речевой культуре родителей учащихся.

Цели и задачи проекта
Цели проекта:

сохранение русского языка как части духовной культуры нации;

создание среды для повышения уровня речевой и коммуникативной культуры учащихся, педагогов;

Задачи проекта:

1. Диагностическая. Выявление проблем современного русского языка, анализ причины нарушения экологии современного русского языка учениками и учителями школы; исследование влияния иноязычной лексики, жаргонизмов и нецензурных выражений, языка интернет-общения, sms-общения на состояние родного языка и духовной культуры учащихся и учителей.

2. Прогностическая - определение путей, методов, способов формирования речевой культуры учащихся и педагогов, решений проблем русского языка; определение критериев оценки результативности деятельности в рамках проекта.

Основная идея проекта

Формирование речевой, коммуникативной культуры учащихся и педагогов школы через включение педагогов, учеников и родителей в исследовательскую деятельность (изучение уровня владения орфоэпическими, грамматическими и др. нормами русского языка учениками и учителями, изучение причин нарушения русского языка); в социальные практики через ведение факультативных занятий, проектную деятельность (представление исследовательской работы в виде проекта, создание проекта – пути предотвращения нарушений норм русского языка учащимися, создание проектов мероприятий по повышению речевой, коммуникативной культуры педагогов и учащихся).

Включив педагогов, учащихся, родителей в исследовательскую деятельность по изучению состояния русского языка контингента школы, в исследовательскую деятельность по изучению причин нарушения норм русского языка, то это позволяет каждому задуматься над состоянием собственной речи, коммуникативной культуры, а также над последствиями, к которым приводит низкий уровень речевой культуры. Это позволяет вовлечь учителей, учащихся, родителей в деятельность по повышению собственной культуры, что и даёт возможность создания среды для повышения уровня речевой культуры учащихся, педагогов, родителей. Работа над повышением культуры речи даст возможность осознать значимость русского языка как части духовной культуры нации, тем самым, сохранить русский язык.

Вид проекта по доминирующей деятельности: информационно-исследовательский, практико-ориентированный.

По комплексности: межпредметный.

По продолжительности: сентябрь -декабрь 2017г.

Участники проекта – учащиеся, педагоги, родители школы.

В этот период предусматривается анализ уровня речевой и коммуникативной культуры учащихся и педагогов школы, разработка проекта программы по повышению уровня речевой культуры учеников и учителей школы; с целью повышения речевой культуры, организация и проведение интеллектуальных марафонов, игр для учащихся, выпуск информационных листов, организация внеклассных занятий, способствующих повышению культуры речи учащихся.

Этапы проекта
1. Подготовительный этап
Выбор темы Проекта.

Создание программы Проекта, обоснование его актуальности, значимости.
Выдвижение рабочей гипотезы.

2. Организационный этап
Формирование инициативных групп.
Составление плана работы инициативных групп.

Разработка методического, дидактического материала для исследовательской деятельности.

3. Поисково-исследовательский этап
Сбор информации.
Формирование банка идей.

4. Практический этап
Проведение мероприятий по повышению интереса к русскому языку, по повышению речевой, коммуникативной культуры учащихся и педагогов.

5. Аналитический этап

Этап работы

Задачи этапа

Содержание деятельности

Документ, подтверждающий выполнение работ по этапу

1. Подготовительный сентябрь

1. Оценка готовности педагогов и учащихся к участию в проектно-исследовательской деятельности в рамках социального Проекта.

2. Теоретическое осмысление основных направлений деятельности в рамках проекта.

3. Создание организационно- педагогических условий для начала реализации программы Проекта.

Проекта, обоснование его актуальности, значимости

Создание инициативной группы, способной реализовать цели и задачи программы проекта;

разработка методического и дидактического материала для обеспечения реализации проекта.

1. Создание творческих, исследовательских, волонтерских и проектных групп учителей и учащихся по отдельным направлениям.

2. Создание анкет, тестов, дидактического материала для исследования уровня владения нормами русского языка, речевым этикетом учащихся и учителей.

3. Составление плана работы инициативных групп.

Анкеты, методический, дидактический материал для исследования уровня владения нормами русского языка учащихся и учителей.

3. Поисково-исследова-тельский этап

Исследование уровня грамотности учащихся, учителей, родителей школы.

Аналитическая справка «Результаты анализа уровня знаний учащихся о разнообразных языковых нормах.

1. Повышение интереса к русскому языку.

2. Повышение речевой, коммуникативной культуры учащихся, педагогов и родителей.

1. Разработка и проведение интеллектуальных лингвистических марафонов, игр, турниров для учащихся.

2. Организация и проведение литературно-музыкальных гостиных (ученических (с привлечением родителей) и педагогических).

Сценарии мероприятий, справки о проведении мероприятий

5. Аналити-ческий этап (

1. Обработка, анализ и систематизация полученной информации.

2. Разработка проекта деятельности по повышению уровня речевой и коммуникативной культуры учащихся и педагогов на основе полученных результатов.

3. Анализ результатов итогового контроля, итоговой аттестации учащихся.

Шшкольная научно-практическая конференция.

Конечный продукт проекта

Предполагает, что будет:

1. Организована исследовательская деятельность по изучению уровня культуры речи учащихся, педагогов, родителей школы.

3. Проведены информационные минутки

4. Проведены тематические предметные недели, лингвистические марафоны, игры.

6. Разработаны научные и методические материалы по проблемам воспитания культуры речи и общения.

7. Проведены внеклассные занятия, направленные на повышение культуры речи.

Русский писатель Константин Паустовский говорил, что по отношению каждого человека к своему языку можно судить не только о культурном уровне, но и о гражданской ценности человека, что истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. В наше время наблюдается значительное снижение культуры речи, приобретающее характер ничем не сдерживаемой речевой стихии. Язык существенно меняется прямо на глазах нашего поколения.

Язык и время – извечная проблема исследователей. Язык живёт во времени, но и время отражается в языке. Язык изменяется. Но как изменяется?

Посещая различные сайты, общаясь по электронной почте, разговаривая со своими одноклассниками, слыша речь односельчан, приходишь к выводу, что наша речь страдает от внедрения вульгарных слов, что она насыщена словами-сорняками иноязычного происхождения, просторечными словами. Повсеместно получил распространение уличный сленг. Появляется опасение, что наше поколение скоро трансформирует язык А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского в язык симпсонов, шреков и т.п.

Редко, когда услышишь разговор без употребления жаргона, а то и откровенно бранных слов. Это вошло в привычку, никто не замечает такие “мелочи”. Скорее вызовет удивление речь, в которой не будет жаргонных слов. Подростки и молодёжь мало читают, их полностью захватили телевизор и компьютер. А то, что хорошо знакомо – тексты популярной музыки,– представляют в большинстве своём набор односложных клише, бессмысленный повтор банальных фраз. У большинства молодых людей сложилось впечатление, что грамотная речь – принадлежность какого – то особого мира, оторванного от действительности.

Чего ждать от молодёжи, если и политики не умеют грамотно говорить. Иной раз невозможно понять, что хочет сказать представитель власти.

Проблема сокращения русского языка является актуальной в наше время. Вторжение жаргонных слов в общелитературный язык, поток заимствований, вплетение вульгарных слов, просторечных слов ломают все языковые законы и социологические каноны. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искажённого сознания. В медицине известен синдром Туретта, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить.

Почему же сквернословие стало на столько “модным”?

В ответе на данный вопрос можно назвать несколько причин:

- негативное влияние социальной среды 66%

- безответственность отдельных СМИ 49%

- недостатки семейного воспитания 54%

- психологические особенности подросткового возраста 62%

- непонимание отрицательной стороны сквернословия 55%

- стрессогенность современной жизни 65%

На вопрос “Нужно ли искоренять сквернословие?” большинством голосов был выбран ответ “да”. Независимо от возраста ученики выбирали этот вариант ответа. Даже самый “бунтарский” возраст, представители которого чаще остальных голосовали за сквернословие, в своём абсолютном большинстве считают, что с ненормативной лексикой следует бороться. И это даёт определённую надежду.

Целью социального проектирования является привлечение внимания школьников к актуальности проблемы языковой культуры, а также включение учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению проблемы силами самих школьников.

Главная цель проекта: повышение языковой культуры учащихся школы через организацию социально значимых инициатив и активного участия в них.

Задачи проекта:

- изучить уровень речевой культуры школьников и их отношение к проблемам культуры языка;

- сформировать у учащихся навыки культурного общения со сверстниками, людьми старшего возраста;

- сформировать в школе атмосферу нетерпимости к сквернословию;

- способствовать повышению социальной активности учащихся школы, готовности к участию в социально полезной деятельности, развивать умение участников проекта работать в команде;

- привлечь к сотрудничеству в реализации проекта учащихся школ района, учреждения культуры и общественность.

Целевая группа проекта: учащиеся МБОУ “Тогульская средняя общеобразовательная школа. Выгоду от проекта также получат учащиеся других школ, жители района, учреждения культуры.

Деятельность по проекту

Механизм реализации проекта

- единый классный час о культуре речи

- смотр-конкурс классных дел по развитию культуры речи

- круглый стол для учащихся, педагогов, родителей

1. Положительные изменения в речевой культуре учащихся школы

2. Положительные изменения в культуре общения учащихся со сверстниками, людьми старшего возраста;

3. Готовность учащихся принимать участие социально полезной деятельности, умение работать в группе

4. Удовлетворенность участников своей деятельностью по реализации идей проекта

5. Готовность социальных партнеров, родителей, учащихся других школк сотрудничеству в решении различных проблем.

План оценки проекта.

Учитывая трехэтапность проекта, запланировано проведение промежуточной и итоговой оценки проекта.

Промежуточная оценка будет проведена после завершения подготовительного этапа проекта.

Основные объекты мониторинга:

- содержание (результаты) работ,

- сроки выполнения работ,

- отчетность ответственных за выполнение работ (в соответствии с календарным планом),

- промежуточная оценка по результатам подготовительного этапа,

- итоговая оценка проекта по завершении проекта.

  1. Достижение цели проекта – заинтересованное, активное участие ребят в мероприятиях проекта.
  2. Решение задач проекта – сравнение индикаторов достижения с результатами работ по проекту.

3. Сформированность мировоззрения участников проекта - активное участие школьников в просветительских мероприятиях проекта.

  • изучение данных мониторинга проекта,
  • обсуждение промежуточных результатов проекта на заседаниях творческих групп,
  • анкетирование и тестирование участников проекта,
  • сбор отзывов в “Почтовый ящик проекта”.

Для освещения результатов проекта будет проведено общешкольное коллективное творческое дело по итогам проекта, на котором участники проекта расскажут о целях и задачах проекта, достигнутых результатах. По завершении проекта информация о результатах проекта будет опубликована сайте школы в электронной газете “School planet”, газете “Сельские огни”.

Как отдельные результаты проекта, так и весь проект в целом, могут быть тиражированы в других школах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект направлен на сохранение родного языка и работу по углубления знаний по русскому языку.

для обучающихся 5-6 классов

В современной педагогике активно разрабатывается и используется уже более двадцати лет технология проектной деятельности, более известная в педагогике как так называемый метод проектов, ориентированный на выявление новых коллективных форм учебной деятельности в развивающем обучении и нацеленный на активизацию творческих возможностей личности.

предварительный текст какого-либо документа.

Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои способности проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат, практическая деятельность, направленная на решение интересной проблемы.

История возникновения и развития метода учебный проектов

Сами по себе проектные идеи в педагогике не новы. Метод проектов разработан в 20-е годы прошлого века американским философом и педагогом Джоном Дьюи, его учеником В.Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании. Согласно теории Джона Дьюи

• ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании;

• в усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;

• ребенок усваивает материал, не просто слушая и воспринимая материал, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешности обучения по Дьюи являются:

• проблематизация учебного материала;

• связь обучения с жизнью, игрой, трудом.

После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

Целью проектной деятельности является

- понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

- повышение мотивации учащихся при решении задач;

- развитие творческих способностей;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимися.

Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- Формирование навыков сборов и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четки информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

1. Исследовательский проект

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

При выполнении проекта ученик:

- структурирует проект в логике научного исследования;

- включает в проект аргументацию его актуальности;

- определяет объект и предмет исследования;

- обозначает цели и задачи проектного исследования, формулирует гипотезу исследования;

- определяет методы исследования;

- конкретизирует источники информации, выводит методологию исследования;

- определяет пути решения проблем;

- осваивает новое опытным путем;

- оформляет проект в виде выводов;

- подтверждает или опровергает гипотезу;

- выходит на новый спектр проблем.

2.Информационный проект

- Задает жесткую структуру проекта, предусматривающую систему коррекции;

- Направляет работу на сбор и знакомство с новой информацией;

- Обобщает и анализирует информацию;

- Корректирует поиск по уточненным направлениям;

- Анализирует и обобщает новые факты;

3. Творческий проект

Такой проект, как правило, не имеет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принято логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции);

- договаривается с группой или учителем о жанре;

- развивает проект в подчинение жанра конечного результата;

- стремится получить творческий продукт,

- задает жесткую структуру не самого проекта, а его оформления.

4. Игровой проект

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая;

- подчиняет логику содержанию проекта;

5. Практико-ориентированный проект

Отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал и пр.).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

- Обозначает результат в начале проектной деятельности;

- Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера;

- Получает конкретный материальный продукт…

- Задает жесткую структуру;

- Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера;

- Получает конкретный материальный продукт, который заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города и т.д., например, учебное пособие для кабинета по предмету. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решать поставленную проблему.

Продуктивно повторять и обобщать пройденный материал, давая учащимся задания создать тест, кроссворд или викторину. Думаю, многие это делают. Но еще лучше – оформить работу в Виде презентации. Тогда это и нагляднее, и легче используется на уроке.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности.

Рефлексивные умения:

• умения осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

• умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Поисковые (исследовательские) умения:

• умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

• умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

• умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, специалиста);

• умение находить несколько вариантов решения проблемы;

• умение выдвигать гипотезы;

• умение устанавливать причинно-следственные связи.

Навыки оценочной самостоятельности.

• умения работать сотрудничая:

• умения коллективного планирования;

• умение взаимодействовать с любым партнером;

• умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

• навыки делового партнерского общения;

• умения находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

Менеджерские умения и навыки:

• умение проектировать процесс (изделие);

• умение планировать деятельность, время, ресурсы;

• умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

• навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

Коммуникативные умения и навыки:

• умение проектировать процесс (изделие);

• умение планировать деятельность, время, ресурсы;

• умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

• навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

Коммуникативные умения:

• умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

Читайте также: