Социальная психология в педагогической деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Социально-психологические знания применяются и в такой области, как современное образование.

Какую роль играет социальная психология в образовании

Практическим образом подобные знания применяются в следующих основных областях:

  • воспитание человека как личности в группе/коллективе;
  • групповые методы обучения;
  • управление педагогическим процессом;
  • взаимодействие и взаимоотношения участников педагогического процесса;
  • преподавание социальной психологии в школе (а также иных учебных заведениях).

Традиции воспитания, которые сложились в России всегда относились к коллективным формам. Это находит отражение в работах таких известных педагогов, как, например, А. С. Макаренко. Учение этого педагога появилось и активно развивалось во времена советской власти, что наложило свой отпечаток. Однако его учение о воспитании личности в коллективе/через коллектив представляет немало ценного и для современных педагогов. Например, его наследие активно изучается в Японии по сей день и оно входит в национальную практику воспитания детей.

Одно время подобная практика была забыта, но в настоящий момент она возвращается и дает большие возможности использования социально-психологических знаний о малых группах/коллективах в воспитательной сфере. Примером этому могут служить научные и практические работы, которые развернулись по инициативе, выдвинутой Л. И. Уманским и А. Н. Лутошкиной.

Использование групповых методов в образовательных процессах

Групповые методы обучения на основе социально-педагогических знаний активно применяются в средней и высшей школе. В средней школе они применяются в процессах организации и проведения уроков.

Класс делится на несколько подгрупп, каждая из которых получает задание и после выполнения все результаты выносятся на коллективное обсуждение. Таким образом дети могут попробовать роль лидера и попытаться руководить коллективным обсуждением необходимых задач.

Эти методы пользуются такой популярностью, что на их основе появилось особое направление в практике школьной педагогики — социально-педагогическая психология. Ее создателем является В. В. Рубцов, который считает, и небезосновательно, что социальные взаимодействия крайне важны в процессах обучения и развития, в особенности в развитии мышления у детей.

В высшей школе групповые методы наиболее часто применяются в практике преподавания иностранных языков. Студенты, на момент проведения занятий, получают определенные роли, формируется сценарий совместной работы групп, реализуемый участниками с использованием общения на изучаемом языке. Как пример: в нашей стране широко распространена система группового обучения в разработке Г. А. Китайгородской, которая базируется на применении социально-психологических знаний в процессе изучения иностранных языков.

Психология управления педагогическими коллективами затрагивает примерно те же вопросы, которые обсуждаются тогда, когда речь идет об управлении/руководстве в целом. Но педагогические коллективы и прочие группы людей, занятые в образовательной сфере имеют собственную специфику и это следует учитывать в ходе руководства подобными коллективами. Специфика заключается в том, что стиль и методики руководства должны определяться задачами, которые стоят перед коллективом. Задачи имеют образовательный и воспитательный характер и они находятся на первом месте в подобных социальных группах.

Взаимодействия/взаимоотношения участников педагогического процесса протекают в таких же социально-психологических условиях, как и в других социальных процессах. Поэтому на педагогический процесс распространяется все, что касается вопросов взаимодействия людей в группах и их восприятия друг друга, однако с учетом их специфики, упомянутой ранее.

Психолого-педагогические задачи социальной психологии

Особой прикладной психолого-педагогической задачей социальной психологии является преподавание в различных педагогических учебных заведениях.

Так получилось, что отечественная социальная психология практически не разрабатывалась в качестве отдельной науки до 70-х годов прошлого века. Но как только она получила официальное признание, то ее практически сразу стали преподавать в высших учебных заведениях. К ним относятся не только педагогические учебные заведения, но также военные, юридические и прочие. Помимо этого элементы социальной психологии в качестве обязательных уже присутствуют в интегрированных курсах психологии, которые изучают в школах и средних специальных учебных заведениях.

На фоне этого возникают следующие вопросы, которые касаются преподавания и изучения социальной психологии:

  • в каких учебных заведениях необходимо изучать такую дисциплину;
  • какая программа требуется для этого и какое количество часов нужно отводить на ее изучение;
  • на каких курсах (или в каких школьных классах) лучше всего изучать дисциплину;
  • какое должно быть соотношение теории и практики в учебном курсе социальной психологии.

На сегодняшний день ответы на эти вопросы разнятся. Но разнятся не только мнения специалистов, то же самое касается государственных стандартов, которые лежат в основе преподавания социальной психологии в ВУЗах, занимающихся подготовкой профессиональных психологов. При этом данные стандарты, что не раз было выявлено на практике, не содержат многого, что находит отражение в современной научной и учебной литературе на тему социальной психологии, которая была опубликована в России и за рубежом. Это легко объяснить тем, что эта наука, а также ее прикладные области, бурно развиваются и закономерно опережают формы стандартизации для образовательных программ.

Взаимосвязь между психологией и социальной педагогикой

Психология – это научная отрасль, которая занимается исследованием причин формирования и развития определенных психических процессов и специфики их функционирования у отдельных личностей и групп людей.

С помощью психических процессов человек познает ту окружающую действительность, в которой он существует. От общества и общественных взаимоотношений, этапа его развития зависит развитие психических процессов организма. Психика отражает:

  • Направления движения личности;
  • Побуждающие факторы личностного формирования и развития;
  • Поведение индивида в разнообразных процессах и ситуациях;
  • Функционирование внутренних процессов организма;
  • Формирование мыслительных процессов и памяти;
  • Развитие эмоциональной сферы и восприятия;
  • Темперамент личности.

Психология тесно взаимодействует со многими научными направлениями, такими как генетика, и юриспруденция, и антропология, и логопедия. Но особенно тесным является сотрудничество психологии с педагогикой и ее различными отраслями. Так, достаточно тесным и продуктивным является взаимодействие психологии с социальной педагогикой.

Социальная педагогика – это раздел педагогической науки, изучающий разнообразные проблемы формирования и развития личности на разных возрастных этапах ее развития, а также разрабатывающий педагогические методики и технологии, которые помогают этому развитию, упрощают процесс воспитания, делая его более доступным и продуктивным.

Поскольку социальная педагогика ориентирована на воспитание граждан, то естественно, что она связана с психологией, поскольку психические процессы личности имеют приоритетное значение в формирование основных личностных качеств и воспитания социально здоровой личности, способной к построению коммуникативных связей в общественной среде. Социальная педагогика выявляет закономерности воспитания личности и формирования оптимальных способов организации учебно-воспитательного процесса и его интеграции. Психология же, помогает выявить специфические характеристики личностного развития, функционирование ее психических процессов на всех возрастных этапах, что упрощает организацию учебно-воспитательной деятельности и делает этот процесс максимально результативным.

Готовые работы на аналогичную тему

Психология, как и педагогика, имеет множество разделов, которые можно выделить в самостоятельные научные отрасли. Одним из таких разделов является социальная психология, которая тесно связана с социальной педагогикой.

Социальная психология

Социальная психология – это отрасль психологии, занимающаяся исследованием закономерностей поведенческих реакций людей и их деятельности, связанных с их объединением в коллективы. Она характеризует эти коллективы с психологической стороны.

Социальная педагогика активно применяет теоретические данные социальной психологии. Они необходимы ей для исследования процессов социализации и формирования психологической точки зрения и технологии социального воспитания личности.

Все теории и концепции социальной психологии активно применяются в социальной педагогике. Однако, их объем не так уж велик. Для ее продуктивного развития этих данных недостаточно, но и без них оптимальное развитие науки невозможно. Тем более, что для качественного процесса социализации и построения продуктивной образовательной системы необходимо опираться на принцип дополнительности, означающий опору на при проведении научных исследований на дополнительные сведения, как практического, так и теоретического характера.

Социальная политика: задачи и функциональная роль

Социальная политика – это одно из направлений государственной политики, нацеленное на решение общественных проблем и вопросов, связанных с построением оптимального общества, в котором граждане чувствуют себя комфортно и защищенно.

Социальная политика ориентирована на решение следующих основных задач:

  1. Воспроизводство общественных ресурсов.
  2. Координация общественного развития, контроль его основных показателей, решение вопросов по удовлетворению разнообразных социальных потребностей.
  3. Управление и контроль процессов социальной дифференциации общества.
  4. Контроль за сохранением баланса социума и поддержанием его стабильного развития.

Социальная политика разрабатывается теоретически на государственном уровне и практически воплощается его органами в различных сферах. Особое значение имеет социальная политика в воспитательной области. Она направлена на формирование основных направлений развития системы воспитания, определение стратегии и тактики функционирования воспитательной системы. Для этих целей, органами государственной власти разрабатываются законы и нормативные акты, осуществляется поиск источников финансирования воспитательных мероприятий и контролируется их исполнение. Также, государство активно поддерживает инициативность и новаторство учреждений воспитания.

Социальная политика в области воспитания ориентируется на решение разнообразных противоречий, возникающих, как в данный временной период, так и возможных в перспективе. Кроме того, она разрешает конфликты между интересами разнообразных социальных групп и слоев общества по таким вопросам:

  1. Представление об уровне и качестве развития воспитательной системы, которая будет наиболее оптимальной для данного общества и текущего этапа его развития, подходящей для разных половозрастных групп населения, этнических групп и представителей разных профессий;
  2. Требования, предъявляемые к уровню развития образования в государстве, а также ожидания от итогов функционирования данной системы.

Социальная политика и ее основные теории особенно необходимы для социальной педагогики. Эти направления имеют двустороннюю связь, поскольку, государство, при формировании политики в социальной сфере активно применяет данные социальной педагогики. Например, при сборе научной информации, касающейся ситуации в сфере социального воспитания, существующей на текущем этапе развития социума или на иных этапах общественного развития в конкретной стране, ее регионе, области, городе. Далее, проводится мониторинг существующих проблем социального воспитания в данный момент, выявляются возможности общества, и специалисты по социальной педагогике формируют программу приоритетных направлений развития и текущих задач в области социального воспитания.

Читайте также: