Социальная психология в педагогической деятельности кратко
Обновлено: 05.07.2024
Социально-психологические знания применяются и в такой области, как современное образование.
Какую роль играет социальная психология в образовании
Практическим образом подобные знания применяются в следующих основных областях:
- воспитание человека как личности в группе/коллективе;
- групповые методы обучения;
- управление педагогическим процессом;
- взаимодействие и взаимоотношения участников педагогического процесса;
- преподавание социальной психологии в школе (а также иных учебных заведениях).
Традиции воспитания, которые сложились в России всегда относились к коллективным формам. Это находит отражение в работах таких известных педагогов, как, например, А. С. Макаренко. Учение этого педагога появилось и активно развивалось во времена советской власти, что наложило свой отпечаток. Однако его учение о воспитании личности в коллективе/через коллектив представляет немало ценного и для современных педагогов. Например, его наследие активно изучается в Японии по сей день и оно входит в национальную практику воспитания детей.
Одно время подобная практика была забыта, но в настоящий момент она возвращается и дает большие возможности использования социально-психологических знаний о малых группах/коллективах в воспитательной сфере. Примером этому могут служить научные и практические работы, которые развернулись по инициативе, выдвинутой Л. И. Уманским и А. Н. Лутошкиной.
Использование групповых методов в образовательных процессах
Групповые методы обучения на основе социально-педагогических знаний активно применяются в средней и высшей школе. В средней школе они применяются в процессах организации и проведения уроков.
Класс делится на несколько подгрупп, каждая из которых получает задание и после выполнения все результаты выносятся на коллективное обсуждение. Таким образом дети могут попробовать роль лидера и попытаться руководить коллективным обсуждением необходимых задач.
Эти методы пользуются такой популярностью, что на их основе появилось особое направление в практике школьной педагогики — социально-педагогическая психология. Ее создателем является В. В. Рубцов, который считает, и небезосновательно, что социальные взаимодействия крайне важны в процессах обучения и развития, в особенности в развитии мышления у детей.
В высшей школе групповые методы наиболее часто применяются в практике преподавания иностранных языков. Студенты, на момент проведения занятий, получают определенные роли, формируется сценарий совместной работы групп, реализуемый участниками с использованием общения на изучаемом языке. Как пример: в нашей стране широко распространена система группового обучения в разработке Г. А. Китайгородской, которая базируется на применении социально-психологических знаний в процессе изучения иностранных языков.
Психология управления педагогическими коллективами затрагивает примерно те же вопросы, которые обсуждаются тогда, когда речь идет об управлении/руководстве в целом. Но педагогические коллективы и прочие группы людей, занятые в образовательной сфере имеют собственную специфику и это следует учитывать в ходе руководства подобными коллективами. Специфика заключается в том, что стиль и методики руководства должны определяться задачами, которые стоят перед коллективом. Задачи имеют образовательный и воспитательный характер и они находятся на первом месте в подобных социальных группах.
Взаимодействия/взаимоотношения участников педагогического процесса протекают в таких же социально-психологических условиях, как и в других социальных процессах. Поэтому на педагогический процесс распространяется все, что касается вопросов взаимодействия людей в группах и их восприятия друг друга, однако с учетом их специфики, упомянутой ранее.
Психолого-педагогические задачи социальной психологии
Особой прикладной психолого-педагогической задачей социальной психологии является преподавание в различных педагогических учебных заведениях.
Так получилось, что отечественная социальная психология практически не разрабатывалась в качестве отдельной науки до 70-х годов прошлого века. Но как только она получила официальное признание, то ее практически сразу стали преподавать в высших учебных заведениях. К ним относятся не только педагогические учебные заведения, но также военные, юридические и прочие. Помимо этого элементы социальной психологии в качестве обязательных уже присутствуют в интегрированных курсах психологии, которые изучают в школах и средних специальных учебных заведениях.
На фоне этого возникают следующие вопросы, которые касаются преподавания и изучения социальной психологии:
- в каких учебных заведениях необходимо изучать такую дисциплину;
- какая программа требуется для этого и какое количество часов нужно отводить на ее изучение;
- на каких курсах (или в каких школьных классах) лучше всего изучать дисциплину;
- какое должно быть соотношение теории и практики в учебном курсе социальной психологии.
На сегодняшний день ответы на эти вопросы разнятся. Но разнятся не только мнения специалистов, то же самое касается государственных стандартов, которые лежат в основе преподавания социальной психологии в ВУЗах, занимающихся подготовкой профессиональных психологов. При этом данные стандарты, что не раз было выявлено на практике, не содержат многого, что находит отражение в современной научной и учебной литературе на тему социальной психологии, которая была опубликована в России и за рубежом. Это легко объяснить тем, что эта наука, а также ее прикладные области, бурно развиваются и закономерно опережают формы стандартизации для образовательных программ.
Взаимосвязь между психологией и социальной педагогикой
Психология – это научная отрасль, которая занимается исследованием причин формирования и развития определенных психических процессов и специфики их функционирования у отдельных личностей и групп людей.
С помощью психических процессов человек познает ту окружающую действительность, в которой он существует. От общества и общественных взаимоотношений, этапа его развития зависит развитие психических процессов организма. Психика отражает:
- Направления движения личности;
- Побуждающие факторы личностного формирования и развития;
- Поведение индивида в разнообразных процессах и ситуациях;
- Функционирование внутренних процессов организма;
- Формирование мыслительных процессов и памяти;
- Развитие эмоциональной сферы и восприятия;
- Темперамент личности.
Психология тесно взаимодействует со многими научными направлениями, такими как генетика, и юриспруденция, и антропология, и логопедия. Но особенно тесным является сотрудничество психологии с педагогикой и ее различными отраслями. Так, достаточно тесным и продуктивным является взаимодействие психологии с социальной педагогикой.
Социальная педагогика – это раздел педагогической науки, изучающий разнообразные проблемы формирования и развития личности на разных возрастных этапах ее развития, а также разрабатывающий педагогические методики и технологии, которые помогают этому развитию, упрощают процесс воспитания, делая его более доступным и продуктивным.
Поскольку социальная педагогика ориентирована на воспитание граждан, то естественно, что она связана с психологией, поскольку психические процессы личности имеют приоритетное значение в формирование основных личностных качеств и воспитания социально здоровой личности, способной к построению коммуникативных связей в общественной среде. Социальная педагогика выявляет закономерности воспитания личности и формирования оптимальных способов организации учебно-воспитательного процесса и его интеграции. Психология же, помогает выявить специфические характеристики личностного развития, функционирование ее психических процессов на всех возрастных этапах, что упрощает организацию учебно-воспитательной деятельности и делает этот процесс максимально результативным.
Готовые работы на аналогичную тему
Психология, как и педагогика, имеет множество разделов, которые можно выделить в самостоятельные научные отрасли. Одним из таких разделов является социальная психология, которая тесно связана с социальной педагогикой.
Социальная психология
Социальная психология – это отрасль психологии, занимающаяся исследованием закономерностей поведенческих реакций людей и их деятельности, связанных с их объединением в коллективы. Она характеризует эти коллективы с психологической стороны.
Социальная педагогика активно применяет теоретические данные социальной психологии. Они необходимы ей для исследования процессов социализации и формирования психологической точки зрения и технологии социального воспитания личности.
Все теории и концепции социальной психологии активно применяются в социальной педагогике. Однако, их объем не так уж велик. Для ее продуктивного развития этих данных недостаточно, но и без них оптимальное развитие науки невозможно. Тем более, что для качественного процесса социализации и построения продуктивной образовательной системы необходимо опираться на принцип дополнительности, означающий опору на при проведении научных исследований на дополнительные сведения, как практического, так и теоретического характера.
Социальная политика: задачи и функциональная роль
Социальная политика – это одно из направлений государственной политики, нацеленное на решение общественных проблем и вопросов, связанных с построением оптимального общества, в котором граждане чувствуют себя комфортно и защищенно.
Социальная политика ориентирована на решение следующих основных задач:
- Воспроизводство общественных ресурсов.
- Координация общественного развития, контроль его основных показателей, решение вопросов по удовлетворению разнообразных социальных потребностей.
- Управление и контроль процессов социальной дифференциации общества.
- Контроль за сохранением баланса социума и поддержанием его стабильного развития.
Социальная политика разрабатывается теоретически на государственном уровне и практически воплощается его органами в различных сферах. Особое значение имеет социальная политика в воспитательной области. Она направлена на формирование основных направлений развития системы воспитания, определение стратегии и тактики функционирования воспитательной системы. Для этих целей, органами государственной власти разрабатываются законы и нормативные акты, осуществляется поиск источников финансирования воспитательных мероприятий и контролируется их исполнение. Также, государство активно поддерживает инициативность и новаторство учреждений воспитания.
Социальная политика в области воспитания ориентируется на решение разнообразных противоречий, возникающих, как в данный временной период, так и возможных в перспективе. Кроме того, она разрешает конфликты между интересами разнообразных социальных групп и слоев общества по таким вопросам:
- Представление об уровне и качестве развития воспитательной системы, которая будет наиболее оптимальной для данного общества и текущего этапа его развития, подходящей для разных половозрастных групп населения, этнических групп и представителей разных профессий;
- Требования, предъявляемые к уровню развития образования в государстве, а также ожидания от итогов функционирования данной системы.
Социальная политика и ее основные теории особенно необходимы для социальной педагогики. Эти направления имеют двустороннюю связь, поскольку, государство, при формировании политики в социальной сфере активно применяет данные социальной педагогики. Например, при сборе научной информации, касающейся ситуации в сфере социального воспитания, существующей на текущем этапе развития социума или на иных этапах общественного развития в конкретной стране, ее регионе, области, городе. Далее, проводится мониторинг существующих проблем социального воспитания в данный момент, выявляются возможности общества, и специалисты по социальной педагогике формируют программу приоритетных направлений развития и текущих задач в области социального воспитания.
Читайте также:
- Как научить детей здороваться со взрослыми в детском саду
- В чем состоит отличие патологического процесса от болезни кратко
- Как проходит производственная практика в детском саду
- Что такое библия история создания краткое содержание и толкование священного писания
- Школа 41 саратов педагогический состав