В чем состоит отличие патологического процесса от болезни кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мы не можем говорить о болезни, пока нет тех черт, которые ее характеризуют. Так, например, если у землекопа нет концевой фаланги на 5 пальце левой руки и исчезли проявления перенесенной травмы, то мы видим лишь дефект, не ограничивающий ни адаптивные возможности организма, ни выполнение им профессиональных обязанностей.

Это и есть патологическое состояние, но никак не болезнь.

Может ли патологическое состояние перейти в болезнь? В единичных случаях может. Например, родимое пятно рассматривают как патологическое состояние. Однако известно, что родимые пятна, пусть и в редких случаях, могут стать источником развития грозной патологии – меланомы.

Формы и стадии развития болезни, исходы болезни.

Каждая болезнь развивается в течение большего или меньшего времени. Одни болезни протекают быстро, другие медленно.

С точки зрения быстроты развития болезней различают:

острейшие до 4 дней;

острые – около 5 – 14 дней;

подострые 15 – 40 дней;

хронические – длящиеся месяцы и годы

В развитии болезни различают следующие стадии:

1 стадия- начало болезни, иногда его называют латентным периодом. Некоторые авторы разделяют эту стадию на:

2 стадия- стадия собственно болезни .

3 стадия- исход болезни.

Период от заражения до начала заболеванияя для инфекционных болезней называется инкубационным. Для лучевой болезни, поражений боевыми отравляющими веществами он называется латентным периодом, для опухолей -состояние предболезни.

Начальный период при разных видах болезни может быть очень коротким (например, механическая травма, острое отравление) или очень длинным (болезни обмена веществ, опухоли, некоторые инфекции).

Стадия собственной болезни характеризуется наиболее выраженными общими и местными проявлениями, характерными для каждого конкретного заболевания.

1. Выздоровление: полное и неполное

2. Переход в хроническую форму

4. Некоторые авторы относят и осложнение

Механизмы выздоровления.

2 группа. Относительно устойчивые защитно-компенсаторные механизмы (фаза адаптации по Селье), действующие в течение всей болезни. К ним относятся:

а) включение резервных возможностей или запасных сил поврежденных и здоровых органов

б) включение многочисленных аппаратов регуляторных систем

в) процессы нейтрализации ядов

г) реакции со стороны системы активной соединительной ткани

3 группа.Устойчивые защитно-компенсаторные реакции (компенсаторная гипертрофия, репаративная регенерация, иммунитет), сохраняющиеся многие месяцы и годы после перенесенной болезни.

Причиной болезни – называют тот фактор, который вызывает заболевание и специфические черты.

Например, причиной лучевой болезни является радиация, причиной инфекционной болезни – патогенный микроорганизм. Нередко, однако, возникновение болезни связано с воздействием не одного, а нескольких факторов. Например, крупозная пневмония возникает не только под влиянием заражения человека пневмококком. Заболеванию могут способствовать также переохлаждение, утомление, отрицательные эмоции, недостаточное питание. Тем не менее без заражения пневмококком все указанные факторы не смогут вызвать крупозную пневмонию.

На основании изложенного, под причиной болезни нужно понимать такое воздействие, без которого развитие этого заболевания невозможно.

Причинами болезни могут быть различные факторы окружающей среды, которые принято классифицировать в зависимости от природы.

Патологическая реакция - кратковременная, необычная реакция организма на какое-либо воздействие. Например, кратковременное повышение артериального давления под влиянием отрицательных эмоций, аллергические реакции, неадекватные психоэмоциональные и поведенческие реакции, патологические рефлексы (рефлексы Россолимо, Бабинского и др.).

Патологический процесс - сочетание (комплекс) патологических и защитно-приспособительных реакций в поврежденных тканях, органах или организме, проявляющихся в виде морфологических, метаболических и функциональных нарушений.

Сформировавшиеся и закрепленные в процессе эволюции постоянные сочетания или комбинации различных патологических процессов и отдельных патологических реакций клеток и тканей называются типовыми патологическими процессами. К ним относятся воспаление, лихорадка, гипоксия, отек, опухолевый рост и др.

Патологический процесс лежит в основе болезни, но не является ею.

Отличия патологического процесса от болезни:

1. Болезнь всегда имеет одну главную причину (специфический производящий этиологический фактор), патологический процесс всегда полиэтиологичен. Например, воспаление (патологический процесс) может быть вызвано действием различных механических, химических, физических и биологических факторов, а малярия не может возникнуть без действия малярийного плазмодия.

2. Один и тот же патологический процесс может обусловливать различные картины болезни в зависимости от локализации, иными словами, место локализации патологического процесса определяет клинику заболевания (воспаление легких - пневмония, воспале-

ние оболочек мозга - менингит, воспаление сердечной мышцы - миокардит и т.д.).

3. Болезнь, как правило, - это комбинация нескольких патологических процессов. Так, например, при крупозной пневмонии имеет место сочетание (во взаимосвязи) таких патологических процессов, как воспаление, лихорадка, гипоксия, ацидоз и др.

4. Патологический процесс может не сопровождаться снижением приспособляемости организма и ограничением трудоспособности (бородавки, липома, атерома и др.).

Патологическое состояние - медленно (вяло) текущий патологический процесс. Может возникнуть в результате ранее перенесенного заболевания (например, рубцовое сужение пищевода после ожоговой травмы; ложные суставы; состояние после резекции почки, ампутации конечности и т.п.) или в результате нарушения внутриутробного развития (косолапость, плоскостопие, дефект верхней губы и твердого нёба и др.). Это своего рода итог закончившегося процесса, в результате которого стойко изменилась структура органа, возникли атипические замещения в определенной ткани или части организма. В ряде случаев патологическое состояние может снова перейти в патологический процесс (болезнь). Например, пигментированный участок кожи (родимое пятно) при воздействии ряда механических, химических и физических (радиация) факторов может трансформироваться в злокачественную опухоль меланосаркому.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Специальность: 31.02.01 Лечебное дело

Рассмотрена на заседании

предметно-цикловой методической комиссии общепрофессиональных дисциплин

______________________ Андреева Н.М.

Автор-составитель: преподаватель высшей квалификационной категории Михайлов А.В.

Пояснительная записка

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен знать:

клинические проявления воспалительных реакций, формы воспаления;

клинические проявления патологических изменений в различных органах и системах организма;

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Место проведения кабинет

Продолжительность проведения занятия 90 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала.

Цели занятия:

1. Образовательная : Обеспечить обучающих знаниями обосновах общей патологии:предметом и задачами общей патологии, её связями с медико-биологическими и клиническими дисциплинами.

2. Воспитательная: Формирование сознательного отношения к процессу обучения.

3. Развивающая: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. (ОК 1). Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности (ОК 12). Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для составления и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях (ОК 3), вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных задач (ОК 13).

Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен знать клинические проявления воспалительных реакций, формы воспаления; клинические проявления патологических изменений в различных органах и системах организма;стадии лихорадки.

Формируемые компетенции: ОК 1, ОК 4, ОК 3, ОК 12, ОК 13.

Междисциплинарная интеграция:

Методическое обеспечение занятия: Тестовые задания для закрепления материала.

Перечень литературы:

Описание хода занятия

Основные этапы

занятия. Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

Теоретическое осмысление темыреализация. ОК 4 ; (приложение № 2) Цель: систематизировать и закрепить полученные знания в форме фронтального опроса (Приложение № 2,).

Использование активных форм опроса с указанием цели:

- фронтальный опрос с целью определения уровня знаний;

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

Изложение нового материала (приложение №1)

Цель- сформировать знания по основам патологии

Проблемный метод изложения материала

реализация ОК 13 (приложение № 3)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 12

Цель: организовать студентов для самостоятельной работы

Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы: выполнить тестовые задания.

Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 3; ОК 4; ОК 12. (приложение № 4)Осмысление и систематизация полученных знаний

Цель: сформировать знания по основам патологии

Выполнение студентами тестов и заданий.

Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями.

(Изложение нового материала)

Предметом общей патологии является исследование больного организма.

Задачами общей патологии является изучение закономерностей возникновения, развития и исхода болезней.

Патология является продуктом синтеза двух наук – патологической анатомии и патологической физиологии ( патологическая анатомия изучает морфологические проявления болезней, а патологическая физиология – механизмы их развития).

Основными разделами патологии являются общая и частная патология.

Общая патология изучает типовые патологические процессы, лежащие в основе болезней (дистрофии, некроз, атрофию, воспаление, расстройства кровообращения, лихорадку, гипоксию, компесаторно-приспособительные реакции, шок, стресс, опухоли и т.д.).

Частная патология изучает механизмы и морфологические проявления конкретных болезней.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов ( определение Всемирной организации здравоохранения).

Болезнь – это особый вид страданий, вызванный поражением организма, отдельных его систем различными повреждающими факторами, характеризующимися нарушением системы регуляции и адаптации и снижением трудоспособности.

Этиология – учение о причинах и условиях возникновения и развития болезней. Главный этиологический фактор действует как пусковой механизм развития болезни.

Патологический процесс – сочетание патологических и защитно-приспособительных реакций в поврежденных тканях, органах или организме, проявляющиеся в виде морфологических, метаболических и функциональных нарушений. Патологический процесс лежит в основе болезни, но не является ею.

Отличия патологического процесса от болезни:

Болезнь всегда имеет одну главную этиологическую причину (специфический, производящий фактор), патологический процесс полиэтиологичен.

Один и тот же патологический процесс может обуславливать различные картины болезней в зависимости от локализации.

Болезнь зачастую является комбинацией нескольких патологических процессов.

Патологический процесс может не сопровождаться снижением приспособляемости организма и ограничением трудоспособности.

Патологическое состояние – это медленно (вяло) текущий патологический процесс. Оно может возникнуть в результате ранее перенесенного заболевания (например, рубцовое сужение пищевода после ожоговой травмы; состояние после резекции почки, ампутации конечности) или в результате нарушения внутриутробного развития (плоскостопие, косолапость), это итог закончившегося процесса, в результате которого стойко изменилась структура органа, возникли атипические замещения в определенной ткани или части организма.

Как способствующие, так и препятствующие заболеваниям условия могут быть внутренними и внешними.

К внутренним условиям, способствующим развитию болезни, относят наследственную предрасположенность к заболеванию, патологическую конституцию (диатез), ранний детский или старческий возраст.

К внешним условиям, способствующим развитию болезней, относят нарушение питания, переутомление, невротические состояния, ранее перенесенные болезни, плохой уход за больным.

Профилактика в медицине – это широкая и разносторонняя сфера деятельности, относящаяся к выявлению причин заболеваний и повреждений, их искоренению или ослаблению среди отдельных людей, их групп и всего населения. В зависимости от характера объекта приложения профилактических мер говорят о первичной и вторичной профилактике.

Первичная профилактика – когда профилактические меры направлены на непосредственную причину заболевания или повреждения.

Вторичная профилактика – когда меры направлены на условия и факторы, способствующие развитию уже возникшего заболевания и повреждения.

Принято выделять следующие стадии (этапы) болезни:

Стадия собственно болезни

Начало болезни, характеризуется первичным воздействием болезнетворного фактора и защитными реакциями организма. Например: при инфекционных заболеваниях говорим об инкубационном периоде, который занимает время от внедрения в организм возбудителя до появления симптомов болезни.

Стадия собственно болезни выражается появлением симптомов, характерных для каждого конкретного заболевания. Например: при инфекционных заболеваниях характерными симптомами являются – недомогание, снижение трудоспособности, головная боль, невысокая температура.

Патологическая реакция- кратковременная, необычная реакция организма на какое-либо воздействие.Например, кратковременное повышение артериального давления под влиянием отрицательных эмоций, аллергические реакции, неадекватные психоэмоциональные и поведенческие реакции, патологические рефлексы (рефлексы Россолимо, Бабинского и др.).

Патологический процесс- сочетание (комплекс) патологических и защитно-приспособительных реакций в поврежденных тканях, органах или организме, проявляющихся в виде морфологических, метаболических и функциональных нарушений.

Сформировавшиеся и закрепленные в процессе эволюции постоянные сочетания или комбинации различных патологических процессов и отдельных патологических реакций клеток и тканей называются типовыми патологическими процессами.К ним относятся воспаление, лихорадка, гипоксия, отек, опухолевый рост и др.

Патологический процесс лежит в основе болезни, но не является ею.

Отличия патологического процесса от болезни:

1. Болезнь всегда имеет одну главную причину (специфический производящий этиологический фактор), патологический процесс всегда полиэтиологичен. Например, воспаление (патологический процесс) может быть вызвано действием различных механических, химических, физических и биологических факторов, а малярия не может возникнуть без действия малярийного плазмодия.

2. Один и тот же патологический процесс может обусловливать различные картины болезни в зависимости от локализации, иными словами, место локализации патологического процесса определяет клинику заболевания (воспаление легких - пневмония, воспале-

ние оболочек мозга - менингит, воспаление сердечной мышцы - миокардит и т.д.).

3. Болезнь, как правило, - это комбинация нескольких патологических процессов. Так, например, при крупозной пневмонии имеет место сочетание (во взаимосвязи) таких патологических процессов, как воспаление, лихорадка, гипоксия, ацидоз и др.

4. Патологический процесс может не сопровождаться снижением приспособляемости организма и ограничением трудоспособности (бородавки, липома, атерома и др.).

Патологическое состояние - медленно (вяло) текущий патологический процесс.Может возникнуть в результате ранее перенесенного заболевания (например, рубцовое сужение пищевода после ожоговой травмы; ложные суставы; состояние после резекции почки, ампутации конечности и т.п.) или в результате нарушения внутриутробного развития (косолапость, плоскостопие, дефект верхней губы и твердого нёба и др.). Это своего рода итог закончившегося процесса, в результате которого стойко изменилась структура органа, возникли атипические замещения в определенной ткани или части организма. В ряде случаев патологическое состояние может снова перейти в патологический процесс (болезнь). Например, пигментированный участок кожи (родимое пятно) при воздействии ряда механических, химических и физических (радиация) факторов может трансформироваться в злокачественную опухоль меланосаркому.

ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ

Причины болезней

Между тем очевидно, что без выявления причины болезни невозможно определить правильный путь ее профилактики и лечения.

Революционный прорыв в микробиологии был связан с открытием целого ряда микроорганизмов - возбудителей инфекционных болезней человека (П. Эрлих, Р. Кох, Л. Пастер и др.). По идеалистическим представлениям о причинах и сущности болезней был нанесен удар, утвердились материалистические принципы детерминизма. В дальнейшем стали выявляться все новые и новые причины болезней. При этом долгое время считалось, что наличие причины (болезнетворного фактора) равнозначно наличию болезни, в то время как организму отводилась роль пассивного объекта при действии этого фактора. Этот период в развитии учения об этиологии обозначен как период механического детерминизма. Вскоре, однако, стало очевидным, что далеко не всегда наличие патогенного фактора приводит к возникновению болезни. Было доказано, что не менее важную роль в этом играют состояние организма (реактивность, пол, возраст, конституция, индивидуальные анатомо-физиологические особенности, наследственность), различного рода социально обусловленные (антисанитарные условия жизни, неполноценное питание, тяжелые условия труда, вредные привычки и пр.) и многие другие факторы, которые либо способствуют, либо, напротив, препятствуют возникновению болезни.

Так возникли два диаметрально противоположных взгляда в трактовке проблем этиологии: монокаузализм и кондиционализм. Представители монокаузализмаутверждали, что определяющее значение в возникновении болезни имеет только ее основная (т.е. одна) причина(от monos - один, causa - причина), а все остальные факторы существенной роли не играют.

Сторонники кондиционализма(от conditio - условие) полагали, что болезнь вызывается комплексом условий, все они равны (эквипотенциальны) и выделить какую-то одну (главную) причину болезни не представляется возможным.Родоначальником кондиционализма был немецкий физиолог и философ Макс Ферворн (1863-1921),

С современных позиций обе точки зрения не могут рассматриваться как правильные: монокаузализм, совершенно справедливо выделяя главную причину болезни, полностью отрицает роль условий, в которых она возникает; кондиционализм же, напротив, отрицает ведущую роль основной (главной) причины болезни, полностью приравнивая ее к прочим условиям, делая тем самым невозможным изучение специфических факторов болезней и проведение этиотропной терапии.

Современные представления о причинности в патологииимеют три основных положения:

все явления в природе имеют свою причину; беспричинных явлений нет; причина материальна, она существует вне и независимо от нас.

Причина взаимодействует с организмом и, изменяя его, изменяется сама.

Причина сообщает процессу новое качество, т.е. среди множества факторов, влияющих на организм, именно она придает патологическому процессу новое качество.

Болезнь вызывается комплексом неравноценных факторов.

Следует выделять главный этиологический фактор (производящий, специфический)- это тот фактор, при отсутствии которого данное заболевание развиться не может ни при каких условиях.Например, крупозное воспаление легких возникает не только под влиянием заражения человека пневмококком. Заболеванию способствуют также простуда, утомление, отрицательные эмоции, недостаточное питание и др. Легко понять, однако, что без заражения пневмококком все указанные причины не смогут вызвать крупозное воспаление легких. Поэтому главным этиологическим фактором данного заболевания следует считать пневмококк.

Однако иногда выявить причину болезни трудно (некоторые опухоли, психические болезни). Считалось, например, что язва желудка развивается из-за нерегулярного и неправильного питания, в связи с неврозом, нарушениями функций вегетативной нервной системы, эндокринными расстройствами. Эти и многие другие наблюдения послужили поводом для представлений о по-

лиэтиологичности болезни. Положение это неверно. Оно возникло в результате недостаточности наших знаний о причинах некоторых болезней и их вариантов. Так, сравнительно недавно было доказано, что главным этиологическим фактором язвенной болезни является бактерия Helicobacter pylori.

Как указывалось, каждая болезнь имеет свою, только ей свойственную причину. По мере накопления знаний о причинах всех видов и подвидов болезней будут улучшаться их предупреждение и лечение. Многие болезни по мере выяснения их подлинных причин распадаются на новые подвиды, каждый из которых имеет свою отдельную причину.

Причины (главные этиологические факторы) болезней делятся на внешние и внутренние.К внешнимпричинам относят механические, физические, химические, биологические и социальные факторы, к внутренним- нарушение в генотипе. Болезнь может быть обусловлена также дефицитом в окружающей среде или в организме веществ (факторов), необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности (авитаминозы, голодание, иммунодефицитные состояния и др.).

На организм главный этиологический фактор может воздействовать опосредованно:

• через нервную систему - рефлекторно, изменяя функциональное состояние нервной системы, а также через возникновение парабиотического состояния или патологической доминанты. Парабиоз при длительном действии патогенного агента протекает в несколько стадий: а) уравнительная - когда на сильный и слабый раздражитель реакция одинакова; б) парадоксальная - когда на слабый раздражитель ответная реакция выше, чем на сильный; в) тормозная - отсутствие реакции на раздражитель;

• через эндокринную и гуморальную системы. Посредниками этого действия служат продукты распада поврежденной тка-

ни, медиаторы воспаления, различные биологически активные вещества и гормоны, выбрасываемые в кровь. В других случаях болезнетворный фактор оказывает прямое повреждающее действие,выполняя роль пускового механизма и затем исчезая (механическая травма, радиация); либо он продолжает оставаться в организме и детерминировать патогенез болезни на отдельных ее этапах или на всем ее протяжении, что наблюдается при инфекциях, отравлениях, глистных инвазиях. Следует отметить, что наличие главного этиологического фактора и даже воздействие его на организм далеко не всегда приводят к возникновению болезни. Этому способствует или, напротив, препятствует целый комплекс условий.

Читайте также: