Как работать с неуспевающими детьми в школе

Обновлено: 04.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной работы состоит в том, что неуспеваемость учащихся есть и остается наиболее острой в современной педагогике. О степени цивилизованности общества можно судить по тому, какую оно берет на себя ответственность за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения. Преодоление неуспеваемости- важнейшая задача теоретической и практической педагогики.

Число неуспевающих детей из года в год возрастает, так как увеличиваются факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.

Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Существуют дети, относящиеся к группам риска. Неуспеваемость таких детей в основном обусловлена повышенной возбудимостью или утомляемостью, трудностями в коммуникации, неумение сосредоточиться и удержать внимание. Всё это обуславливает ослабление познавательных способностей, снижает эффективность обучения. Более 20 % семилеток, начинающих учиться и имеющих нормальный интеллект, не обладают достаточной функциональной готовностью к школе. Если вовремя не помочь, не провести коррекционные воздействия, ребёнок станет неуспешным, неуспевающим.

особенности организма школьника;

особенности личности школьника;

гигиенические условия в школе;

особенности воспитания в семье;

особенности обучения и воспитания в школе;

причины недостатков бытовых условий;

причины недостатков гигиенических условий в школе; семье;

условия, порождающие недостатки воспитания в семье;

условия, порождающие недостатки учебно-воспитательного процесса

Особенности неуспевающих учащихся

низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития

отсутствие познавательного интереса

не сформированы элементарные организационные навыки

учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения

нет опоры на родителей как союзников учителя

дети, в основном, из асоциальных семей

отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся

частые пропуски уроков, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

1. Низкий уровень умственного развития.

Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

Проявляется:

Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.

Учитывать все признаки предмета или явления.

Видеть общее и. д.

2. Несформированность учебных навыков.

Ребенок не умеет учиться:

работать с текстом;

выделять главное, существенное;

не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.

3. Дефицит внимания с гиперактивностью.

Характеризуется:

неусидчивостью и т. д.

4. Отсутствие познавательного интереса.

с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;

ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.

5. Несформированность произвольной сферы.

Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

6. Конфликтные отношения

отказ от усилий в учебной деятельности.

7. Низкий познавательный интерес

Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)

показа того, что он состоятелен в других видах деятельности

Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.

8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления

Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.

9. Низкая работоспособность

Медленном темпе работы

Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего “возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.

Из приведённого выше краткого обзора можно сделать следующие выводы:

-чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

-нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. -нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.

-нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию

Коррекционная работа с неуспевающими детьми.

В работе педагога необходима продуманная отлаженная система коррекционной работы. Она предусматривает проведение с обучающимися индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности.

Цели этой работы :

- помощь обучающимся, испытывающим затруднения при усвоении учебной программы;

- повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

Коррекционная работа должна осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.

В своей практике на уроках в работе с неуспевающими детьми применяю такие методические приемы:

-Самый удобный способ проверки знаний - карточки. Но карточки даются не только неуспевающим, но и другим детям. чтобы у класса создавалось мнение, что проверяется группа учащихся.

-Хороший стимул в работе - коллективная работа, комментирование решения по образцу, повторения объяснения по схеме, плану доказательства.

-Помогают в работе карточки взаимоконтроля, который проводится по теоретической и практической части.

Если возникают пробелы по текущей теме, то провожу:

1)диалоги по теоретическому материалу (в парах). Дети по таблицам, схемам рассказывают друг другу всё, что знают по данной теме. Они оценивают друг друга. Опрос занимает 5-7 минут.

2)коллективный контроль (тест) с ответами на доске (самоконтроль);

3)практические (тренировочные) упражнения. Может быть дифференцированными (или для всех учитываю возможность успешно ответить каждому);

4) При подготовке к уроку учащиеся должны отметить в тетради или в учебнике ? если были вопросы или затруднения.

В своей практике часто использую тестирование. Оно позволяет провести широкий и глубокий контроль знаний. Тест выявляет общую картинку и дает возможность для индивидуальной работы с успевающими и отстающими. Я пользуюсь тестами для контроля и обучающими тестами. Они дают возможность слабым учащимся выбрать верный ответ.

Самый высокий уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся проявляется в ходе самостоятельных работ. Выполняя самостоятельные работы, ученик может пользоваться записями в справочниках ( ведутся с 1 класса, в них отображается вся теория по предмету), обращаться за помощью к учителю. Если ученик консультировался несколько раз, то он должен решить задание другого варианта. Я помечаю, какие задания вызывают затруднения, чтобы включить такие задания на следующих уроках. Каждый ответ оценивается, и поэтому все стараются решить больше и сложнее. На самостоятельных работах я обращаю внимание на быстроту включения в работу, учитывая тип темперамента каждого учащегося.

Работа с детьми, у которых возникают проблемы вследствие большого количества пропусков по болезни, строится иначе.

1. В данном случае провожу послеурочные консультации. Отрабатываем теорию и решаем по образцу задания. На закрепление даю карточку.

В своей работе я использую встречи и беседы с родителями неуспевающих детей. Считаю это - неотъемлемой частью работы по ликвидации проблем в учении. Чаще всего достигаем совместного решения по работе над ликвидацией пробелов. Не всегда это бывает пробел в знаниях, может быть внимание, психологическое настроение, тревожность, семейные неурядицы и т.д. В ходе беседы мы вместе вырабатываем план помощи ученику по ликвидации причин пробелов в знаниях, внимании, труде.

Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить таблицу умножения), сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом. Можно выделить две формы коррекционного воздействия: симптоматическую Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 минут. В группу можно объединять 3-4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих занятиях не допускается.

При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания, они должны быть значимы для обучающихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо создание дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование и т..).

При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо также помнить и об особенностях восприятия учащимися учебного материала и специфике их мотивации деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, задач, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка

На этих занятиях царит дружеский микроклимат, они спрашивают, я вижу результаты сразу.

Вывод по всему выше перечисленному, можно представить в виде таблицы:

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной работы вне класса

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

Читайте также: