Почему кант разделил практический и теоретический разум кратко

Обновлено: 06.07.2024

Антропология классика немецкой философии И. Канта По данной теме мы уже выполнили реферат Этика Канта подробнее ($1724-1804$) тесно связана с его этическим учением.

Готовые работы на аналогичную тему

Четыре вопроса о человеке

Обращение к человеку предполагалось И. Кантом как завершение его целостной философской системы. Его философский проект отражается в четырех, поставленных мыслителем, вопросах:

  1. Что я могу знать? (философия, метафизика)
  2. Что я должен делать? (этика)
  3. На что я могу надеяться? (религия)
  4. Что есть человек? (антропология)

Отвечая на последний вопрос, Кант использует свои наработки по онтологии, гносеологии и этике.

Природа человека

Кант выделяет ряд задатков, которые вместе характеризуют природу человека.

  1. Животные задатки. Человек, по мнению Канта, являясь живым существом, во многом схожим с животным. Таковым его делают: инстинкт самосохранения и продолжения рода, открытость к общению.
  2. Непосредственно человеческие задатки. Человек обладает, кроме схожих качеств с животными, и надстраивающимся над ними разумом. К таковым относятся: стремление человека признать свою ценность в глазах других; способность оценивать свою жизнь как счастливую/ несчастную; сравнительное себялюбие, которое может выражаться как в здоровой, так и гипер завышенной форме; склонность к вражде и насилию и т.д. Проявление всего этого можно заметить в культуре, как среде непосредственно созданной человеком для своей жизнедеятельности.
  3. Личностные задатки. Человек как личность способен и должен быть воспринимающим моральные установки как императивы, неукоснительные для исполнения.

Основы антропологии Канта

И. Кант строит свою антропологическую теорию исходя из понятия свободы. Человеческий разум имеет своим предметом природу и свободу, считает Кант. Общей проблематикой свободы занимается этика, которая имеет два подраздела: практическая антропология и мораль.

Кант считает антропологию завершением своей философской концепции, ее венцом. Плюс антропологии, по мнению Канта, заключается в том, что для нее не требуется критики, т.к. она напрямую соотносится с опытом, с опытом жизни человека в мире.

Антропология в этом смысле представляет собой общее знание мира. Оно заключается в том, что в мире обнаруживается субъект, способный к его оценке и пониманию.Неслучайно курс антропологии Кантом читался одновременно с курсом естественной географии.

Антропология Канта носит ярко выраженный практический характер. Она представляет собой результат наблюдений за собой и за другими; материалом также может служить путешествие и чтение романов. На основании этого может быть сформулировано общее понимание того, что есть природа человека и какова она.

По структуре рассуждения Канта о человеке имеют следующий вид. Изначально мыслителем берутся темы, качающиеся познавательных способностей человека по отношению к миру и по отношению к себе. Затем Кант обращается непосредственно к описанию особенностей человека. Он рассуждает о природе языка и сновидений; об игре; о типах характера; об особенностях различных наций; о поле человека и т.д.

Мораль и право

2. Априорные и апостериорные, аналитические и синтетические суждения.

4. Три ступени синтеза. Явление и вещь в себе.

5. Практический разум и его принципы:

а) природа и свобода;

б) эмпирический характер и трансцендентальное Я;

в) принципы практического разума. Нравственный долг и свобода.

1. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. III. Новое время. СПб., 1996, с. 635-637, 653-658 (распечатка и электрон.вариант)

3. Гулыга А. Самокритика разума (распечатка и электрон.вариант)

4. Гулыга А. Идея личности (распечатка и электрон.вариант).

5. Философский энциклопедический словарь —

термины “Трансцендентальный”, “Анализ”, “Синтез”, ”Явление“, “Вещь в себе”, “Практический разум”, “Категорический императив”.

Творческое задание: Наука и нравственность (проблема Канта в современной этике)

1. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991, с. 167-184 (И.Кант: знание, вера и нравственность) - распечатка и электрон. вариант

2. Алескер М. О связи нравственности, веры, разума - распечатка и электрон. вариант

Задачи критики теоретического разума.

По словам Николая Бердяева, Кант выразил в своей философии трагедию познания. Это глубокий кризис, перелом в развитии европейской мысли: оптимизм, наивная вера в безграничные возможности разума уступает место критицизму, критическому осознанию границ разума.

Разум вступает в противоречие с самим собой – это ярко проявилось в антиномиях, внутренних противоречиях разума. Можно строго логически доказать, что мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве – и столь же логично можно придти к выводу, что мир не имеет начала во времени и границ в пространстве.

Антиномии свидетельствуют о том, что разум вышел за границы законного его применения. Делая выводы о мире в целом или о душе в целом, он выходит за границы того, что может быть им познано.

Критика теоретического (познающего) разума ставит перед собой три задачи:

1. Установить источники наших знаний.

2. Определить сферу законного применения теоретического разума (ту сферу, в которой разум способен познавать).

3. Указать границы, за которыми применение разума становиться незаконным.




III. Метафизика

II. Опыт(наука)

Сенсорные данные

(содержание)

Нечто неизвестное (вещь сама по себе), воздействуя на чувственность человека, порождает многообразие ощущений; они упорядочиваются с помощью априорных форм пространства и времени. Так на ступени созерцания сенсорные данные получают самую первую форму организации, располагаясь рядом друг с другом в пространстве или друг за другом - во времени (синтез I ступени).

Но созерцание носит индивидуальный и субъективный характер. Для того, чтобы оно превратилось в опыт, т.е. в нечто общезначимое и в этом смысле объективное, необходимо участие другой познавательной способности, а именно мышления, оперирующего понятиями. Эту способность Кант именует рассудком. Рассудок он определяет как спонтанную активность, отличая ее тем самым от восприимчивости, пассивности, характерной для чувственности. Рассудок выполняет синтез II ступени, подводя многообразие чувственного материала (уже организованного на I ступени с помощью априорных форм созерцания) под единство понятия. Этот синтез проводится с помощью определенных правил – категорий рассудка.

Категориальный синтез отличается от пространственно-временного синтеза тем, что он впервые создает предметность. Предметность - это правило для расположения ощущений в пространстве и времени, и это правило дается рассудком в виде одной из его категорий. Например, когда мы приписываем признаки круглости, сладости и т.д. определенному предмету (яблоку) и высказываем суждение "Яблоко круглое, сладкое и т.д.", мы применяем категорию субстанции, относя тем самым многообразие ощущений не просто к определенной точке пространства, а к некоторому объекту, существующему независимо от нас.

Однако этот объект обладает независимостью только от эмпирического (индивидуального), но не трансцендентального субъекта. И только потому, что мы не сознаем той деятельности рассудка, с помощью которой объект создается субъектом, мы готовы считать его вещью самой по себе. В действительности же в мире опыта мы всегда имеем дело лишь с явлениями, которые представляют собой продукт априорного синтеза, осуществляемого нами бессознательно.

Однако Кант не считает рассудок высшей познавательной способностью. Рассудку недостает цели, которая придавала бы смысл и направление его деятельности. Существует ли среди наших познавательных способностей такая, которая могла бы руководить деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели? Такая способность существует, и называется она разумом.

На ступени опыта мы познаем явления. Всякое явление А обусловлено некоторым другим явлением В, которое мы называем его причиной. Таким образом, В есть условие А. В свою очередь явление В обусловлено третьим явлением С, а С имеет в качестве своего условия явление D и так далее до бесконечности. Научное познание состоит в том, чтобы раскрыть причинную зависимость все более широкого круга явлений. Однако при этом рассудок всегда переходит от одного обусловленного к другому обусловленному, не имея возможности закончить этот ряд некоторым последним, безусловным, ведь в мире опыта нет ничего безусловного. В то же время человеческому разуму свойственно стремление обрести абсолютное знание, т.е. получить абсолютно безусловное, из которого, как из некоей первопричины, вытекал бы весь ряд явлений и объяснялась сразу вся их совокупность.

Как и у Платона, идеи понимаются как предельные смыслы, но в отличие от Платона, придавшего идеям статус бытия, Кант связывает их исключительно с познавательными способностями человека. Идеи разума - это представления о цели, к которой стремится наше познание. Научное познание стремится к тому, чтобы познать мир в целом. Этот идеал недостижим, но в движении к нему осуществляется прогресс науки. Иначе говоря, идеи разума выполняют регулятивную функцию в познании, побуждая рассудок к деятельности, но не более того.

Разрешить этот парадокс должна критика разума, последовательно проводя различие между явлением и вещью-в-себе. Чтобы определить границы законного применения разума, необходимо, полагает Кант, строго различать то, что познается в нашем опыте (явления), и то, что существует независимо от нас (вещь-в-себе).

На ступени созерцания мы еще не познаем, поскольку не высказываем суждения (для суждений необходимы категории рассудка).

На ступени метафизики мы уже не познаем, поскольку выходим за пределы возможного опыта (мир в целом или душа в целом никогда не станут предметом опыта).

Но тогда может быть следует отказаться от понятия вещи самой по себе и говорить только о явлениях, о том, что познаваемо? Нет, отвечает Кант, понятие вещи-в-себе необходимо как понятие о пределе, к которому стремится наше познание. То, что этот предел недостижим, не основание для пессимизма, а напротив, является гарантией бесконечного прогресса науки.

Природа и свобода.

Нам важно понять проблему, которая составляла сердцевину философии Канта. Это проблема свободы личности. Человека можно либо дрессировать, либо воспитывать. Дрессировать значит вырабатывать нужные поведенческие реакции. Главная задача воспитания – научить человека думать самостоятельно, опираясь на свой разум. Сознательно человек должен пройти четыре ступени воспитания:

1. Выработать дисциплину.

Эта ступень стоит первой, так как отсутствие дисциплины превращает цивилизованного человека в дикаря.

2. Приобрести навыки труда.

3. Усвоить нормы поведения.

4. Стать моральным. Эта ступень стоит последней, так как она достижима только на основе прохождения предыдущих ступеней.

Обществу, по мнению Канта, недостает именно четвертой, самой трудно достижимой ступени – ступени моральности. Социальные нормы выполнять несложно, они задаются извне. Моральность же предполагает, что человек сам определяет свое поведение, что требует принятия самостоятельного решения. Чтобы это стало понятным, Кант вводит различение двух видов поступков:

1. Легальные (правомерные) – соответствующие социальным нормам.

2. Моральные – основанные на свободном выборе.

Где проходит грань между этими двумя видами поступков? По внешнему образу поступка мы не можем судить о том, к какому из видов он относится, важен мотив, которым руководствовался человек при его совершении. Начиная с Сократа, мораль понимается как мера власти человека над самим собой. Она показывает, насколько человек свободен в своем выборе, а значит и ответствен за свои поступки. В моральном поступке человек остается наедине со своим выбором, его поведение не определяется общественным мнением.

Однако возникает следующий вопрос – а действительно ли существует свобода выбора или же это только иллюзия, которая тешит самолюбие человека?

Таким образом, возникает проблемная ситуация, которую Кант выразил в третьей антиномии теоретического разума – антиномии свободы и необходимости.

Тезис: Наряду с причинностью по законам природы (а значит, необходимой причинностью) существует причинность через свободу (когда причина не имеет других причин, кроме тех, которые содержит в себе сама).

Антитезис: Свободы нет, все в мире совершается по законам природы.

Антиномия заключается в том, что каждая из этих позиций может быть логически безупречно доказана, а следовательно, разум вступает в противоречие с самим собой. Разрешить противоречие можно признав существование двух миров (сфер), несводимых друг к другу. – мира природы и мира свободы. Решение антиномии заключается в том, что есть сфера, в которой прав детерминизм – это мир природы, и в нем не следует искать свободу (т.е. здесь справедлив антитезис). Однако есть сфера морального поступка, и это мир свободы, для которого справедлив тезис антиномии, а не ее антитезис. Как разумное существо человек способен поступать по принципам, установленным его разумом, то есть самостоятельно определять принцип, а значит и причину своего поступка.

Тема: Теоретический и практический разум в философии Канта

1. Задачи критики разума.

2. Априорные и апостериорные, аналитические и синтетические суждения.

4. Три ступени синтеза. Явление и вещь в себе.

5. Практический разум и его принципы:

а) природа и свобода;

б) эмпирический характер и трансцендентальное Я;

в) принципы практического разума. Нравственный долг и свобода.

1. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. III. Новое время. СПб., 1996, с. 635-637, 653-658 (распечатка и электрон.вариант)

3. Гулыга А. Самокритика разума (распечатка и электрон.вариант)

4. Гулыга А. Идея личности (распечатка и электрон.вариант).

5. Философский энциклопедический словарь —

термины “Трансцендентальный”, “Анализ”, “Синтез”, ”Явление“, “Вещь в себе”, “Практический разум”, “Категорический императив”.

Творческое задание: Наука и нравственность (проблема Канта в современной этике)

1. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991, с. 167-184 (И.Кант: знание, вера и нравственность) - распечатка и электрон. вариант

2. Алескер М. О связи нравственности, веры, разума - распечатка и электрон. вариант

Немецкая классическая философия — это высшая форма классического рационализма: разум организует реальность по своему образу и подобию.

Наиболее важными достижениями немецкой классической философии являются:

1) философия предстает как строгая наука, как система дисциплин, отличающаяся высокой степенью обобщения и абстракции, с тщательно разработанным категориальным аппаратом;

2) осуществляется поворот к истории как философской проблеме, концептуально ставится вопрос о смысле человеческой истории, ее природе и законах;

3) создан и развит диалектический метод.

Среди основных познавательных способностей Кант называет следующие:

  1. Чувственность, или способность восприятия и представления (пространства и времени).
  2. Рассудок, который обладает априорной способностью производить понятия и категории и формировать суждения на их основе.
  3. Рассудок, или способность умозаключения.

Антропология И. Канта. Практический и теоретический разум - Принципы тождества бытия и мышления

Антропология И. Канта. Практический и теоретический разум — Принципы тождества бытия и мышления

Принципы тождества бытия и мышления

Категорический императив Канта (требование, которое должно быть выполнено при любых условиях): Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.

В философии Гегеля человеческая история предстает как строго упорядоченная последовательность явлений, подчиненная единой логике развития. Исходным пунктом в учении Гегеля является принцип тождества бытия и мышления. Отождествление мышления с бытием приводит к отождествлению логики (как науки о принципах организации мышления) с онтологией (как учением о бытии и принципах его организации): бытие предстает таким, каким оно было задумано. В соответствии с принципом восхождения от абстрактного к конкретному, философ представил развитие мира как процесс саморазвития и самопознания Абсолютной идеи (Мирового разума). Этот процесс подчиняется законам логики и включает 3 этапа:

Логика развития абсолютной идеи — это диалектическая логика. Согласно Гегелю, любое понятие, а значит, и любое явление природы, общества и духовной жизни, проходит 3 стадии: тезис (утверждение, или исходное состояние объекта); антитезис (отрицание этого утверждения, или качественно иное состояние объекта по отношению к исходному); синтез (снятие противоположностей). Этап синтеза не только примиряет тезис и антитезис, преодолевая их противоположности, но и сохраняет положительное содержание обоих предшествующих этапов в высшем гармоническом единстве.

В соответствии с принципом единства логического и исторического, история человечества определяется логикой развертывания Абсолютной идеи, где каждая конкретная историческая эпоха рассматривается как часть глобального плана его саморазвития и самопознания.

Согласно Фейербаху, необходимо свести все сверхъестественное к природе через человека и свести все сверхъестественное к человеку через природу. В соответствии с этим принципом Фейербах критически анализирует религию как социокультурный феномен: он рассматривает Бога как человеческую сущность, отчужденную от человека (противопоставленную ему) и превращенную в абсолют. Ответ на вопрос о вере следует искать в глубинах человеческой психики, в стремлении человека преодолеть собственную конечность и бессилие. Именно это стремление, по мнению Фейербаха, является источником религиозной веры.

Концепция научного познания в философии И. Канта

Антропологический материализм

Априорные формы чувственного познания

Категорический императив — это внутреннее повеление человека, связанное с его пониманием своего морального долга. Именно способность человека поступать нравственно, то есть выполнять свой долг без принуждения, доказывает, что человек обладает свободой.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Как субъект, наделенный способностью к мышлению и стремящийся к познанию, человек обладает теоретическим разумом. В теоретическую сферу своего учения И. Кант включает трансцендентальную эстетику, трансцендентальную аналитику и трансцендентальную диалектику. Учение о целеполагании хотя и принадлежит к теоретической философии, в то же время представляет собой переход к философии практической.

Способность разума И.Кант объясняет в двух смыслах: логическом и трансцендентальном. Разум в логическом смысле - это способность производить опосредованные умозаключения (в отличие от не посредственных, производимых рассудком).

Все человеческое знание, согласно И.Канту, носит ограниченный характер. Человек способен познавать явления, но его разум не в состоянии охватить то, что лежит за пределами опыта - вещи в себе. Ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка не могут дать никакого достоверного знания о вещах в себе. Мир явлений и мир вещей в себе - таковы, по учению И.Канта, реальности, к которым сводится все существующее.

С другой стороны, из этого отношения вовсе не следует, полагает философ, что в явлениях содержится нечто присущее вещам в себе, что познание явлений дает хотя бы частичное представление о вещах в себе: последние существуют вне пространства и времени, в то время как познание совершается в пространстве и времени.

При попытках достигнуть научно-содержательного знания о мире в целом, считает И. Кант, разум с неизбежностью впадает в заблуждения. Свидетельством этого служат антиномии чистого разум - состояния разума, возникающие при диалектических заключениях. Немецкий философ считает, что антиномичность идей чистого разума как раз и доказывает тщетность усилий разума познать сверхчувственные сущности, которые по отношению к познающему субъекту выступают как вещи в себе.

Таким образом, каждый поступок человека уже определен в эмпирическом характере человека (законами природы), но разум, регулирующий каждый человеческий акт, свободен от естественной необходимости, и именно он совершенно самостоятельно создает свой собственный порядок согласно идеям, приспособляя к ним эмпирические условия. В этом состоит регулятивный принцип разума.

Поэтому, согласно И. Канту, свобода и естественная необходимость в одних и тех же поступках человека могут сосуществовать независимо друг от друга и без ущерба друг для друга. Соответственно проистекающие из мира вещей в себе нравственность и свобода не зависят от природного, эмпирического существования человека, но определяют поступки человека в явлении.

Читайте также: