Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе проект

Обновлено: 07.07.2024

Важность социализации детей с ОВЗ

Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.

Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях:

  • Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.
  • Ценностный и морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события.
  • Учебный. Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.
  • Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем.
  • Духовное развитие. Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.

Механизмом социализации особых детей является деятельность, как способ, условие и форма выражения культурно-исторического воспроизведения социального опыта. В том числе:

  1. Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование.
  2. Предметно-практическая деятельность.
    • Самообслуживающий труд.
    • Использование бытовых устройств.
    • Использование ассистивных (помогающих) устройств, например звуковое управление освещением, кроватью.
    • Художественно-прикладной труд.
  3. Творческая деятельность.
  4. Спорт.

Если с ребенком трудно

Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ

  • Разработать специальные программы социальной адаптации.
  • Создать многочисленные центры социальной адаптации, ресурсной поддержки.
  • Разработать и внедрить технологии обучения, развивающие интегративные качества личности, в том числе самостоятельность.
  • Обеспечить гуманистический стиль общения в учебных заведениях.
  • Реализовать программы непрерывного дополнительного образования.
  • Расширить охват детей с особенностями развития необходимой им специальной педагогической помощью.
  • Обеспечить педагогическое сопровождение
  • Сформировать инклюзивную компетентность родителей, как агентов первичной социализации.

Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ

  • Познакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека.
  • Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность.
  • Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственно-медицинские препараты, выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.
  • Создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности.
  • Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление.
  • Научить оценивать свои навыки и способности.
  • Воспитать чувство уверенности в своих возможностях
  • Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.

Ребенок от 3 до 7 лет: интенсивное воспитание. Новое дополненное издание

3. Морально-нравственные и ценностно-смысловые.

  • Заложить фундамент морально-нравственных качеств.
  • Воспитать толерантное отношение к социуму.
  • Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры.
  • Сформировать адекватную жизненую позицию.
  • Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.
  • Организовать обучение как последовательное решение личностно-значимых задач.
  • Помочь интеграции в коллектив сверстников через творческую активность, созидательность, конкурентноспособность.
  • Сформировать самоосознание, самоопределение, самоактуализацию и самоутверждение личности.
  • Повысить самоуважение, самооценку и уровень притязаний.
  • Сформировать положительную реальную Я-концепцию.

Показателем успешной социализаци детей с ОВЗ является адаптация личности в новой социальной среде с повышением ее социального статуса, уверенность в себе и психологическая удовлетворенность жизнью.

Самая важная книга для родителей

ВложениеРазмер
proekt_gotovyy.doc 138 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №19 им. Л.А. Попугаевой

Литвиновой Татьяной Сергеевной

Г. Удачный 2019 год

1. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.

1.2. Цели и задачи исследования……………………………………………….…5

1.3. Гипотеза исследования проблемы проекта……………………………….…5

1.4. Теоретически - методологические основы ………………………………….5

1.5. Практическая значимость проекта…………………………………………. 6

2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

2.1 Проблемы социализации детей с ОВЗ………………………………………7

2.2. Роль инклюзивного подхода к обучению детей с ОВЗ в процессе их социализации в школьной среде…………………………………………………8

2.3.Социализация учащихся с ОВЗ в рамках обучения с применением дистанционных технологий………………………………………………………..9

2.4.Развитие личности ребёнка с ОВЗ во внеучебной деятельности……. 13

3. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 15

В первой части работы дается теоретико-методологическое обоснование, а также определяются цели и задачи проекта, его научная новизна и актуальность, указывается практическая значимость работы.

Вторая часть проекта посвящена описанию опытной работы по формированию навыков социальной адаптации у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также сформулированы проблемы социализации. Большое внимание уделяется способам решения выделенных проблем через вовлечение детей с ОВЗ во внеучебную деятельность, применение дистанционных образовательных технологий и инклюзивного подхода.

Список использованной литературы показывает уровень исследовательской работы автора проекта в освещении вопроса социальной адаптации детей с ОВЗ.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.

Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.

Развитие инклюзивного образования отвечает потребностям родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ (возможность проживания ребенка в семье и воспитания в среде нормативно развивающихся сверстников), общества (преодоление социальной сегрегации и повышения уровня социальной устойчивости) и государства – то есть всех групп заказчиков образовательных услуг.

Важнейшим условием инклюзии является наличие грамотной системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок. Построение эффективной модели обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и социальной адаптации позволит решать проблемы внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблем ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике .

Данный проект направлен на оказание поддержки образовательным учреждениям, в которых развивается инклюзивное образование, где дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды обучаются вместе с обычными детьми.

Основные целевые группы – дети с ОВЗ, дети - инвалиды, родители (законные представители) детей, педагоги и специалисты сопровождения общеобразовательных учреждений: учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, социальные педагоги.

Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания. Согласно прогнозным оценкам число учащихся с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится учащийся. Данный проект осуществляется на базе МКОУ СОШ №5 г. Минеральные Воды. В 2011-2012 учебном году в школе обучались 8 детей – инвалидов и 11 учащихся на индивидуальном обучении, что составляет 16 % от числа всех учащихся. В школе есть база для организации обучения детей с ОВЗ с применением инклюзивного подхода. Коррекционных классов в школе нет, но 10 учащихся из 19 имеют возможность посещать школу со сверстниками, и обучаются по общеобразовательной программе

1.1. Цели и задачи проекта.

Цель проекта: рассмотреть проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и найти способы их решения путём применения инклюзивного подхода в обучении.

1. Апробация модели и технологий инклюзивного образования .

2. Определить роль внеурочной деятельности и обучения с применением дистанционных технологий в процессе социализации.

3. Выявить проблемы становления детей с ОВЗ как личности, предложить способы их решения

4. Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.

5. Обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;

6. Создание системы развития толерантности в окружающем социуме.

1.3. Гипотеза исследования проблемы проекта.

Социальная адаптация - активное приспособление детей с ОВЗ к условиям социальной среды путем усвоения и принятия ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе. Социально-педагогическая реабилитация как деятельность - это целенаправленная активность специалиста и ребенка с ограниченными возможностями здоровья в целях подготовки последнего к продуктивной и полноценной социальной жизни посредством специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий.

В результате изучения теоретических аспектов по проблеме педагогического проекта была выдвинута следующая гипотеза о перспективности и продуктивности применения практики инклюзивного образования для социальной адаптации детей с ОВЗ .

1.4. Теоретико-методологические основы.

Для решения поставленных задач проектной работы использовать следующие методы исследования:

- теоретические (сравнительно-сопоставительный анализ, моделирование учебного процесса, анализ и синтез психологических, педагогических работ по проблеме, абстрагирование и конкретизация, анализ документации и практической деятельности образовательных учреждений);

- эмпирические (обобщение педагогического опыта, включенное наблюдение, опрос, беседа);

- методы математической обработки данных.

1.5. Практическая значимость проекта.

Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.

Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют к себе повышенного внимания и заботы. Конечно, мы все понимаем, что данная работа, трудная, требует особого подхода, учёта индивидуальных возможностей ребёнка.

Социализация личности ребёнка-инвалида не возможна без создания вариативных условий для получения образования детьми. В наших силах почувствовать необходимость коррекции образовательных программ соответственно возможностям ребёнка-инвалида, обеспечить индивидуальное развитие, талант. Данный проект может применяться

  • в качестве методических рекомендаций педагогам ОУ, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья,
  • работниками центров Дополнительного обучения детей при составлении программ социальной адаптации детей с ОВЗ,
  • родителями, для повышения уровня компетентности в вопросах обучения и всестороннего развития детей.

2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

2.1.Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями.

В настоящее время процесс социализации является предметом исследования специалистов различных отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и другие специалисты раскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социализации детей и подростков. Однако частные проблемы социализации детей ограниченными возможностями здоровья не являются предметом специального исследования.

Следует заметить, что проблема социализации детей с нарушениями психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении в связи с ростом врожденных аномалий.

Сегодня остро стоит проблема социологического изучения детей с ограниченными возможностями здоровья как особой социальной группы.

Во многом это обусловлено не только научными и практическими потребностями, но, и в большей степени, теми трансформационными процессами в современном обществе, которые усиливают расслоение населения, социально-статусную дифференциацию, изменение социальной структуры общества. Если говорить о проблеме личностной и социальной самореализации этой группы населения, то следует заметить, что в настоящее время, лишь небольшая часть людей, имеющих проблемы со здоровьем, может получить высшее образование, найти работу, создать семью.

Данная проблема недостаточно изучена на сегодня, даже, можно сказать, находится на стадии своего обозначения. Современные исследователи Л.Г. Камсюк, Т.С. Алфёрова, О.А. Потехина, Н.Ф. Дементьева, Э.И. Танюхина выделяют одну существенную особенность, заставляющую каждого человека и общество всерьёз задуматься о решении проблемы детей с ограниченными возможностями, их интеграции. Так, по данным социологических исследований, сегодня в нашем обществе процент людей, с ограниченными возможностями здоровья сопоставим с процентом процент трудоспособного населения.

Этот факт ставит проблемы: что можно предпринять для решения проблем детей с ограниченными возможностями здоровья? Почему сегодня столь высок процент детей - с ограниченными возможностями здоровья? Причём, с каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается.

Следующая немаловажная проблема - это проблема, затрагивающая ближайшее окружение ребенка, прежде всего его семью. К детям с ограниченными возможностями в семьях, как правило, предъявляется заниженные требования, санкции, запросы. Проявляется гиперопека, гиперпротекция. Ребенку обычно не предоставляется возможности проявить собственную активность. Это способствует закреплению инфантильности, неуверенности в себе, несамостоятельности и т. д., что влечет за собой трудности общения, установления межполовых контактов и т.д.

2.2. Роль инклюзивного подхода в социализации детей с ОВЗ.

Действительно, необходимым условием гуманизации общества в целом является инклюзивное образование. Компетентностный подход в современных условиях должен включать ценности и принципы инклюзии.

Инклюзивный подход во всех школах не явился следствием механических процессов реструктуризации различных частей организации или введения новых инструктивных процедур, направленных на более полное участие детей и персонала в образовательном процессе. Напротив, во всех трех школах главным был акцент на совместных, вовлекающих всех процессах. Совместное сотрудничество стало и практической основой работы, и манифестом инклюзивного подхода, проводимого в жизнь сотрудниками школы, которые желали создать среду и культуру, в которой абсолютно все, и сотрудники и ученики, будут равноценны и причастны. В каждой из школ практика совместной работы и участия основывалась и поддерживалась совместно разделяемыми ценностями учеников и персонала школы, в соответствии с которыми ценились особенности каждого ребенка или взрослого. Эти ценности отражались не только на том, как персонал школ относится к детям, но и на взаимодействии взрослых, искренней радости талантам и особенностям каждого человека. Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями в витии является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается нами как конечная цель специального обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Образовательная же интеграция, являясь частью интеграции социальной, рассматривается в данной статье как процесс воспитания и обучения особых детей совместно с обычными.

Из рассмотренного выше материала можно сделать вывод, что инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. В МКОУ СОШ №5 учащиеся Меликян Кристина, Джалалян Вадим, Ворона Алексей посещают школу совместно со сверстниками. Это позволяет создать безбарьерную среду в обучении, способствует эффективному прохождению процесса социализации.

Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний.

2.3. Развитие личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья во внеучебной деятельности.

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и часто обсуждаемой на различных уровнях российского образования. Социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. Личное и социальное благополучие любого человека зависит от его успешного труда, условий его быта, интересного досуга. Но у детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее напрямую зависит от умения трудиться, зарабатывать себе на жизнь, от умения создать свой быт, выстроить отношения с окружающими, организовать свой досуг. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Цель проекта: Внедрение активных форм работы, позволяющих организовать досуг и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные задачи проекта

Создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;

вовлечь детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом медицинских показаний в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям,

оказать психологическую помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья;

развить навыки общения у обучающихся с ОВЗ;

способствовать воспитанию принятия и эмпатии к детям с особыми образовательными потребностями в обществе.

● Участие детей в ОВЗ социальной деятельности, творческих конкурсах различного уровня;

● возможность успешной самореализации в процессе социализации;

●наличие навыков социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками;

● формирование у общества положительного отношения к детям с ОВЗ;

●уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей-инвалидов.

Срок реализации проекта 2017-2018 учебный год

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации проекта

Сопровождение детей с ОВЗ проводят взрослые участники службы сопровождения:

специалисты кружков, секций и школьной библиотеки;

педагоги дополнительного образования;

педагоги и администрация ОУ.

Совместное образование и участие во внеурочной деятельности очень полезно для общения и формирования личности обеих сторон: детям с ограниченными возможностями оно даёт возможность развиваться, а здоровые дети получают опыт и навыки качеств, которые пригодятся в дальнейшей жизни.

Детям с ОВЗ на протяжении всего периода обучения необходимо психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение. Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе, поэтому родители должны консультативную помощь в воспитании и обучении данной категории детей.

Необходимыми являются и консультации по организации социально-педагогической и психологической помощи детям и родителям с целью повышения уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении.

Для того, чтобы привлечь внимание общества к проблемам детей с ОВЗ,

важным является проведение общественных мероприятий.

В рамках реализации проекта лучшей социализации детей с ОВЗ будет способствовать и включение этой категории детей в общественную деятельность. Например, вовлечение детей с ОВЗ в кружки по интересам, участие детей в конкурсах и олимпиадах, спортивных соревнованиях.

Таким образом реализуется сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательном процессе, направленное на поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями, полноценной социализации и адаптации в образовательном пространстве и за его пределами.

Современное общество характеризуется разворачивающимися инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и в социальной. Главным ориентиром в новой социально-экономической ситуации стали интересы ребёнка, создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребёнку с особенностями в развитии необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий. Правильно организованная среда в дошкольном учреждении способствует накоплению у ребёнка конструктивного опыта коммуникативного взаимодействия, учит его отстаивать свои интересы, не нарушая при этом интересов и потребностей окружающих, учит социально-приемлемыми способами выражать своё несогласие, свои возражения, своё негодование по поводу ущемлений его желаний.

Перед педагогами нашего образовательного учреждения встала задача помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья освоить социальный опыт, включить его в существующую систему межличностных отношений. Неправильно выстроенные отношения в группе между детьми и ребёнком-инвалидом, ослабляет его социальную значимость, обособляет его от нормального здорового детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признания своего неравенства, неконкурентноспособности по сравнению с другими детьми. Главная проблема ребенка с ОВЗ состоит в том, что нарушена его связь с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и со взрослыми, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Свою задачу мы видим в том, чтобы создать благоприятную социально-педагогическую развивающую среду, включающую организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного коммуникативного развития, для развития всех видов деятельности.

Цель проекта: создать условия для социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через построение социально-педагогической развивающей среды.

Задачи проекта:

  • Вовлечение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный и воспитательный процесс.
  • Выявление особенностей межличностных отношений ребёнка с особенностями в развитии с детьми группы
  • Повышение уровня социальной активности, активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
  • Внедрение современных образовательных технологий

Ожидаемые результаты

Участники проекта

Ожидаемый результат

Расширение круга познавательных интересов ребёнка с ОВЗ. Повышение качества обучения ребёнка с ОВЗ

Снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение социальной активности ребёнка с ОВЗ

Уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семье, имеющей ребенка с особенностями развития

Адаптация образовательной программы, методических рекомендаций, разработка сценариев мероприятий.

Показатели результативности и эффективности проекта

  • Создание социально-педагогической развивающей среды, включающей организованное предметно-игровое пространство
  • Активность участников взаимодействия - родителей, педагогов и ребёнка, предполагающая интерес, желание участвовать в совместной деятельности, способность ее инициировать, поддерживать и развивать.
  • Участие ребенка с ОВЗ в различных мероприятиях, конкурсах.
  • Повышение показателей качества обученности ребёнка.
  • Познавательная активность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
  • Привитие толерантного отношения детей группы к ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.

Описание основных мероприятий проекта

  • Подготовительный этап.
  • Формирование группы участников проекта, направленного на социализацию ребёнка с ОВЗ.
  • Сбор информации (рекомендации ЦМППК, опрос родителей).
  • Логопедическое обследование ребенка с нарушением слуха.
  • Консультация психолога по адаптационному периоду ребёнка с нарушением слуха.
  • Изучение методической литературы по работе с детьми, имеющими нарушение слуха.
  • Работа с родителями ребёнка по выявлению запроса в образовательном процессе и социализации ребёнка в среде слышащих сверстников.
  • Диагностика возможной коммуникативной деятельности.
  • Прогнозирование результатов.

Разработка методов реализации проекта

  • Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с нарушением слуха учителем-логопедом, воспитателем, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем.
  • Составление плана мероприятий по социализации ребёнка с ОВЗ.
  • Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в вопросе знаний об особенностях образовательного процесса с детьми с нарушением слуха.
  • Изменение неверного представления у детей группы по отношению к ребёнку с ОВЗ.
  • Разработка игровых тренингов, сценариев, мероприятий, ролевых игр, направленных на интеграцию ребёнка с ОВЗ в коллектив слышащих сверстников.

Календарный план по реализации проекта

Направления работы

Пути реализации

Сроки

Организация адаптационного периода

Логопедическое обследование ребёнка с ОВЗ

Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка.

Учёт рекомендаций ЦМППК, опрос родителей

Диагностика состояния речи ребёнка

Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с нарушением слуха

Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка.
Создание условий для общения со знакомыми вещами и игрушками

Краткосрочный проект (декабрь-январь)

Участие в театрализации, утренниках, экскурсиях, детско-родительских гостиных.

Обучение различным формам социально-приемлемого поведения в разных ситуациях: в гостях, при вручении подарков, в магазине и т.п. (театрализация или ролевые игры на различных мероприятиях),

Учить в приемлемых формах выражать свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, сочувствовать и поддерживать других в их переживаниях

Формирование правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.

октябрь - экскурсия в пожарную часть

Декабрь, февраль, март, апрель – тематические утренники

Обучение взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
формирование приемлемых норм поведения в общении со сверстниками.
Формирование представлений об окружающем мире и о себе. Повышение уровня познавательной активности (любознательность, готовность к преодолению трудностей и т.д.)
Оформление фотовыставки о совместном мероприятии (лепка снежной бабы)

Работа с родителями

Обучение оказанию помощи при осознании необходимости в ней других людей, животных, птиц.

Методы организации работы с родителями по социальному воспитанию ребёнка:
беседы, консультации, показ занятия; включение родителей в совместное выполнение упражнений в ходе занятий; подбор дидактических материалов, практические консультации по подбору дидактических игрушек, игр и заданий, направленных на социальное развитие; помощь в подборе литературы, освещающей вопросы воспитания, обучения и развития детей-инвалидов.

Проблема воспитания и социализации подрастающего поколения является одной из важнейших задач для любого общества.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в школе – важный этап становления личности и психического развития.

Социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья – это комплекс действий и мероприятий, направленный на:

успешное развитие личностных качеств;

усвоение принятых норм морали и этики;

принятие установленных образцов поведения в обществе;

развитие познавательной деятельности, любви к учебе и труду.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Решение данной проблемы является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество.

Цель программы: создание условий, способствующих адаптации и социализации, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в обществе.

Задачи программы:

Повышать уровень познавательной активности и расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.

Развить у обучающихся способность к адаптации, умения, навыки необходимые для общения и взаимодействия с другими людьми.

Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и формировать мотивацию у них на здоровый образ жизни.

Формировать навыки и умения необходимые для успешного вхождения в общество в процессе трудового, социально бытового обучения.

Принципы реализации программы

Реализация целей и задач возможна при соблюдении следующих принципов:

Принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность

воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания.

Принцип гуманистической направленности воспитания – отношение

педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, оказание психолого-педагогической помощи детям.

Принцип природосообразности воспитания – научное понимание

взаимосвязи природных и социокультурных процессов. Воспитание обучающихся сообразно полу и возрасту, формирование ответственности за экологические последствия своих действий и поведения.

Принцип культуросообразности, основывающийся на

общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнических культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

Принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие

детей в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами, жизненными установками обучающихся.

Принцип воспитания в коллективе – воспитание, осуществляемое в

детско-взрослых общностях различного типа, дающее растущему человеку положительный опыт социальной жизни.

Формы и методы реализации программы

В целях коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья подбираются материалы для проведения дидактических игр. Эти материалы способствуют развитию фонематического слуха, звукового анализа, глазомера, счетных навыков, а также развитию моторики обучающихся. Разнообразные игровые действия поддерживают интерес к учебному материалу, стимулируют развитие учебной мотивации.

Большее внимание уделяется индивидуальной и групповой беседе. В связи с особенностями развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья беседа сопровождается наглядностью и эмоциональностью.

Как показал опыт, при работе с данной категорией обучающихся необходимо применять методы стимулирования. Поощрение, как один из методов стимулирования, имеет особое значение в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому после каждого проведенного мероприятия проводится рефлексия, педагог старается отметить каждого участника, проведенной работы. Это позволяет отметить их положительные качества, развитию стремления к положительным поступкам, к формированию воли.

Программа по социализации обучающихся предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении внеурочной и внеклассной работы. В процессе планирования, подготовки и проведения различных видов деятельности у обучающихся совершенствуется умение анализировать, сравнивать, развивается самоконтроль, умение преодолевать трудности, вырабатываются эстетические вкусы и навыки межличностного общения.

Таким образом, в каждом виде деятельности заложены большие коррекционные возможности, способствующие социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Направления деятельности

Программа воспитания и социализации направлена на всестороннее развитие ребёнка с ОВЗ. Она предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание и развитие учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями.

Основные направления воспитания и социализации обучающихся:

- Формирование понятия о хороших и плохих поступках.

- Воспитание уважительного отношения к окружающим людям.

- Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.

уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

- Формирование элементарных представлений о своей малой Родине, её людях, о ближайшем окружении и о себе.

- Воспитание интереса к государственным праздникам.

- Воспитание умения отвечать за свои поступки.

- Изучение правил поведения в школе, на улице, общественных местах.

здоровья и безопасного образа жизни.

- Формирование и отработка санитарно-гигиенических навыков.

- Воспитание ответственности за своё здоровье.

- Развитие навыков самосохранения, отработка моделей безопасного поведения.

- Формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе.

прекрасному, формирование основ эстетической культуры.

- Воспитание положительного отношения к аккуратности и опрятности.

- Воспитание отрицательного отношения к некрасивым поступкам.

- Формирование интереса к чтению, детским фильмам, спектаклям, концертам.

Ожидаемые результаты

Сформированы в разной степени основы культуры общения, знания нравственных норм, навыки здорового образа жизни, гражданско-патриотические качества.

Сформированы в разной степени умения ориентироваться в социальной, культурной жизни социума.

Обеспечена успешная адаптация школьников при переходе в среднее и старшее звенья.

Сформировано уважительное отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям.

Достигнуто эффективное взаимодействие с общественностью, позитивная динамика посещаемости родительских собраний.

Читайте также: