План урока контрольная работа по истории

Обновлено: 07.07.2024

Итоговая контрольная работа по истории за 6 класс - предназначена для проверки следующих умений учащихся:

- определять места исторических событий во времени, объяснения смысла основных хронологических понятий, терминов;

- применять знания фактов для характеристики ключевых событий и явлений;

- раскрывать характерные, существенные черты общества и государства;

- давать оценку наиболее значительным событиям и личностям истории.

ВложениеРазмер
itogovaya_kontrolnaya_rabota_po_istoriya_6_kl.docx 23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа по истории в 6 классе

Итоговая контрольная работа по истории за 6 класса - предназначена для проверки следующих умений учащихся:

- определять места исторических событий во времени, объяснения смысла основных хронологических понятий, терминов;

- применять знания фактов для характеристики ключевых событий и явлений;

- раскрывать характерные, существенные черты общества и государства;

- давать оценку наиболее значительным событиям и личностям истории.

Часть №1. Ответь на вопрос, выбрав только один правильный вариант (1 балл)

1. Верования восточных славян назывались

2. Особый порядок управления страной при Иване IV Грозном

А) Крепостное право

3. Традиционное русское крестьянское жилище

4. Центром древнерусской государственности были:

А) Киев и Новгород;

Б) Москва и Тверь;

В) Смоленск и Владимир.

5. В конце XV века был принят общерусский свод законов:

6. Древнейшая русская летопись – это

7. Политическая раздробленность Руси в XII – XIV веках привела к :

А) ослаблению ее обороноспособности, усилению половецкой опасности;

Б) возвышению Московского княжества;

В) укреплению торговых связей между княжествами.

8. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий были:

Часть №2. Правильно соотнеси элементы из левого ряда и правого ряда. Помни, один элемент лишний !

9. Соотнеси дату и событие (3 балла, Одна ошибка – 1 балл)

1. 1565 – 1572 гг. а) Ливонская война

2. 1478 г. б) присоединение Новгорода к Москве

3. 1581 -1591 гг. в) присоединение Астрахани

4. 1556 г. г) поход Ермака в Сибирь

5. 1558 – 1583 гг.

10. Соотнеси имя исторического деятеля и событие, связанное с ним: (3 балла, Одна ошибка – 1 балл)

1. Александр Невский

А) Основание города Владимира

2. Дмитрий Донской

Б) Убийство киевского князя Игоря

3. Малюта Скуратов

В) Победа в Куликовской битве

Г) Победа в Ледовом побоище

5. Владимир Красное Солнышко

11. Соотнеси термин и определение (3 балла, Одна ошибка – 1 балл) ()

А) земли, раздаваемые дворянам за службу

Б) ханская грамота, дававшая русским князьям право занимать престол

В) торгово-ремесленная часть города

Часть №3. Выполни упражнения, следуя заданиям :

12. Вычеркни лишнее! Все кроме одного перечисленного относится к деятельности Ивана Грозного. Найди и укажи правильную букву в ответе! (2 балла)

а) Ливонская война; б) опричнина; в) учреждение приказов; г) ограничение местничества; д) присоединение Казани.

13. Завершите предложение (3 балла)

а) Раскол христианской церкви в XI веке дал название западной церкви как __________; восточной церкви __________

б) Плата феодалу продуктами и изделиями своего труда – это___________

в) Порядок назначения на должности по знатности назывался ____

14. О каком явлении русской жизни идет речь в следующих выражениях (3 балла)

15. Исправьте в тексте ошибки (5 баллов)

После гибели в Великом княжестве Литовском отца Юрия московским князем стал Иван Клита. Получить титул великого князя ему помогли события в Рязани. Там произошло воссстание против ордынцев, и Иван Калит оказал помощь восставшим. В годы правления Ивана Калиты ордынцы постоянно совершали набеги, а дань на Руси стали собирать сами татары. Порядок наследования престола в Московском княжестве при Иване Калите был таким же, как в других русских землях. После смерти правителя его престол наследовал старший в роде.

Часть №1. Ответь на вопрос, выбрав только один правильный вариант (1 балл)

1. Народное собрание на Руси называлось

2. Особый вид живописи по мокрой штукатурке

3. Киевский князь, первый принявший крещение (христианство) на Руси

4. О Куликовской битве рассказывается в :

А) Андрей Рублев;

6. Первый письменный свод законов появился во время княжения:

А) Владимира Мономаха;

Б) Ярослава Мудрого;

7. «Ордынский выход – это:

А) плата Руси Золотой Орде;

Б) выход татар на мировую арену;

В) парадная одежда.

8. Итогом внешней политики Ивана IV было:

А) освоение Дальнего Востока;

Б) присоединение Средней Азии;

В) завоевание Поволжья и Западной Сибири

Часть №2. Правильно соотнеси элементы из левого ряда и правого ряда. Помни, один элемент лишний !

9. Соотнеси дату и событие (3 балла, Одна ошибка – 1 балл)

1. 1378 г. а) Битва на Калке

2. 1380 г. б) битва на реке Вожже

3. 1223г. в) Куликовская битва

4. 1238 г. г) Захват Владимира татаро-монголами

10. Соотнеси имя исторического деятеля и событие, связанное с ним: (3 балла, Одна ошибка – 1 балл)

1. Андрей Рублев

А) Сожжение Москвы

Б) Роспись Владимирского Успенского собора

3. Малюта Скуратов

Г) Главный опричник Московского государства

5. Ярослав Мудрый

11. Соотнеси термин и определение (3 балла, Одна ошибка – 1 балл)

А) Служилые люди, составлявшие пешее войско, вооруженное огнестрельным оружием

Б) Политика Ивана Грозного, направленная на укрепление самодержавной власти

3. Крепостное право

В) Форма зависимости крестьян от землевладельца, прикрепление крестьян к земле

12. Вычеркни лишнее! Все кроме одного перечисленного относится к деятельности Ивана Грозного. Найди и укажи правильную букву в ответе! (2 балла)

а) Кучум, б)Ермак, в)А. Курбский, г)Строганов, д)Иван Кольцо

13. Завершите предложение (3 балла)

а) Работы крестьян в хозяйстве феодала – это _________

б) Форма зависимости крестьян от феодала, означавшая прикрепление крестьян к земле феодала, называется__________

в) Государственные повинности, взымавшиеся с населения в XVI веке назывались ________

14. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопрос. (3 балла )

Какой древнерусский князь был автором этого отрывка?

15. Вставьте в текст пропущенные имена, даты, географические названия. (5 баллов )

Один из предводителей монгольских племен____________ в начале______ века объединил их и принял имя __________.

С огромным войском он покорил ___________,затем его полководцы напали на половцев, которые обратились за помощью к русским князьям. В________ году на реке______ произошла битв, где русско-половецкое войско потерпело поражение. В ______году внук_________ хан ___________ двинулся на ___________ первым пал город _________.

Цель урока : обобщение и повторение пройденного материала, закрепление и контроль полученных знаний путем отработки заданий в системе ОГЭ в групповой форме.

Организационный момент. Класс делится на 4 команды. 2 - сильные учащиеся, 2- слабые учащиеся. Учитель поясняет форму урока и дает инструктаж выполнения первого задания. Раздаются маршрутные листы.

Выполнение заданий по теме урока.

… (2) Есть у государя важное дело, он призывает на думу или одних ближних, комнатных бояр и окольничих или всех бояр, окольничих, дворян, и это называется сиденьем великого государя с боярами о делах . (1) Бояре, окольничие и думные дворяне садятся по чинам, от царя поодаль, на лавках, бояре под боярами, кто кого породою ниже, окольничие под боярами, думные дворяне под окольничими, также по породе, а не по службе; думные дьяки стоят , но иногда государь прикажет и им сесть.

… Если дела не так важны или по каким – нибудь обстоятельствам государь не может сам присутствовать при совещании о них, то приказывает решать их боярам без себя, приказывает им сидеть о каком – нибудь деле.

  1. Как историк Соловьев описывает заседание Боярской думы?
  2. Как называлось заседание Боярской думы? Приведите строчки из документа, где об этом сказано.
  3. Как решались дела в Боярской думе? Все ли бояре высказывали свое мнение? Почему? Подтвердите свой ответ текстом документа.

2. Задание Блиц – опрос . Команды выбирают номер вопроса и быстро отвечают устно. Правильный ответ 1 балл. Если команда не справляется ответ может перейти другой команде и соответственно заработанный балл.

« Сей муж знамениты величественною красотою , повелительным видом , смыслом быстрым и глубоким , сладкоречием обольстительным превосходя

всех вельмож , ( … ) не имел только добродетели ; хотел , умел благотворить , но единственно из любви к славе и власти ; видел в добродетели не цель , а

средство к достижению цели : если бы родился на престоле , то заслужил бы имя одного из лучших венценосцев в мире ; но , рожденный подданным , с

Он походил на ребенка, вообразившего себя взрослым; на самом деле это был взрослый человек, навсегда оставшийся ребенком. Уже будучи женат, в России он не мог расстаться со своими любимыми куклами, за которыми его не раз заставали придворные посетители.

… В российскую историю она вошла не только как императрица, … но и страстная любительница нарядов. Ее гардероб поражал воображение . После ее смерти в Летнем дворце было обнаружено 15 000 платьев, а так же несколько тысяч пар обуви, и два сундука с чулками…

Н.Болотина. Энциклопедия для детей. (Елизавета Петровна)

Задание на соответствие.

1. Соотнесите термины и их значение. (1 балл)

1. Ни кем и ни чем неограниченная власть монарха

Б. абсолютная монархия

2. Политика поддерживания отечественного производства

3. Осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха.

4. Правительство в период польской оккупации.

2. Соотнесите даты и события. (2 балла)

1. Гангутское сражение

3. Начало строительства Санкт - Петербурга

4. Учреждение Сената

5. Ништадтский мир


3. Соотнесите даты и события. (3 балла)

А. Иван Антонович

1. 1740 – 1741 г.г.

Б. Анна Иоанновна

2. 1761 – 1762 г.г.

В. Елизавета Петровна

3. 1725 – 1727 г.г.

4. 1762 – 1796 г.г.

5. 1727 – 1730 г.г.

6. 1741 – 1761 г.г.

7. 1730 – 1740 г.г.

Ключи к заданию на соответствие

Моя характеристика Бориса Годунова, Петра 1, Елизаветы Петровна, Екатерины Великой, Павла 1 (на выбор учащихся случайного характера)

В какое время жил.

Внешность, черты характера.

Что сделал и кому были полезны его дела.

Какие средства использовал для достижения своих целей.

Ваше отношение к личности Петра 1, его делам и поступкам.

Вывод: оцените вклад Петра 1 в историю России.

Выполнение работы:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

Защита исторического портрета проходит устно, оценивается каждый пункт алгоритма присутствующими, учителем а так же оценивают учащиеся других команд. Выставляются баллы на рабочие листы.

И в час полночный, судьбоносный, роковой,
Она молилась пылко у иконы,
Гвардейцы к ней вошли Преображенского полка
В мундирах строгих и в блистающих погонах.

И согласились на ее защиту встать,
Просили вмиг отбросить все сомнения,
И на прекрасную наследницу Петра
Смотрели с гордостью и восхищением.

Ольга Ярославская (Елизавета Петровна)

С немецкой кровью, русскою душою
Императрицей много лет была.
Своим правлением славу и величие
Империи Российской принесла.

Хранила свято интерес России,
Ее владения расширяла впрок,
И Турции в войне за побережье
Преподнесла внушительный урок.

При ней в состав России на столетия
Вошли народы горские и Крым,
И важный для России южный берег
Стал крепостью, и стал непобедим.

Зоя Воронина (Екатерина Великая)

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Николай Василенков (Анна Иоанновна)

Выставляются баллы на рабочие листы.

Интенсивное городское строительство, введение патриаршества, облегчение положения посадских людей - все это связано с именем:
а) Ивана Грозного
б) Василия 3
в) Бориса Годунова

Кто был фактическим правителем при Федоре Иоанновиче?
а) И.П.Шуйский
б)Б.Ф.Годунов
в) Ф.И.Мстиславский

Б. Годунов, мечтавший о власти, несколько раз отказывался от трона:
а) так как он не был прирожденным царем и хотел создать видимость того, что вынужден по воле общества нести эту почетную обязанность;
б) так как боялся ответственности за свою деятельность;
в) так как хотел удалиться в монастырь.

Борис Годунов стал царем:
а) по праву наследства как ближайший родственник царицы
б) по воле Федора Иоанновича, выраженной в завещании
в) будучи избранным Земским собором.

Восстание Хлопка произошло в:
а) 1600
б) 1609
в) 1603

Как звали первого патриарха всея Руси?
а) Гермоген
б) Иов
в) Филарет

Кто организовал заговор против Лжедмитрия 1?
а) Борис Годунов
б) Иван Болотников
в) Василий Шуйский.

Для кого из русских правителей был изготовлен специальный двойной трон:
а) для Михаила Федоровича и Филарета
б) для Федора Ивановича и Бориса Годунова
в) для Петра Алексеевича и Ивана Алексеевича

Первые свои батальоны Петр назвал:
а) защитниками отечества
б) потешными полками
в) рыцарями доблести

В истории Московского государства это был первый выезд монарха за границу. Назовите его имя.
а) Борис Годунов
б) Алексей Михайлович
в) Петр Алексеевич
г) Михаил Федорович

Протекционизм – это:
а) экономическая политика, направленная на поощрение частной собственности
б) ограждение национального производителя от иностранной конкуренции
в) помощь иностранному производителю в проникновении на отечественный рынок

Прутский поход Петра 1 состоялся:
а) в 1709
б) в 1710
в) в 1711

Сражение у мыса Гангут произошло:
а) в 1705
б) в 1714
в)в 1720

Сражение у мыса Гренгам произошло:
а) в 1705
б) в 1714
в) в 1720

Восстание под предводительством К. Булавина произошло:
а) 1703-1707
б) 1707-1708
в)1710-1712

Сколько лет длились дворцовые перевороты?
а) 32 года
б) 37 лет
в) 38 лет

Какова главная причина частоты дворцовых переворотов?
а) много наследников
б) отсутствие наследников
в) усиление гвардии

Когда умер Петр Первый?
а) январь 1725г.
б) март 1725 г.
в) декабрь 1725 г.

Кто занял престол в 1727 г.?
а) Иоанн Антонович
б) Анна Иоанновна
в) Петр 2

Кто был фаворитом Анны Иоанновны?
а) Разумовский
б) Бирон
в) Орлов

Кто был фаворитом Елизаветы Петровны?
а) Разумовский
б) Бирон
в) Орлов

Кем дворяне были освобождены от обязательной службы государству?
а) Петром 2
б) Петром 3
в) Елизаветой Петровной

Как изменилось положение крестьян в период дворцовых переворотов?
а) усилилось закрепощение
б) крестьяне получили послабление
в) изменений не произошло

Что было результатом русско – турецкой войны 1735-1739 г.г.?
а) Азов стал российским
б) Азов стал турецким
в) Россия завоевала выход в Черное море.

Сколько лет правила Екатерина Великая?
а) 32
б) 34
в) 36

Сколько губерний стало после губернской реформы 1775г.?
а) 23
б) 50
в) 300

За кого выдавал себя Емельян Пугачев?
а) за царевича Дмитрия
б) за Иоанна Антоновича
в) за Петра Федоровича

В каком году Крым был присоединен к России?
а) 1783г.
б) 1785г.
в) 1787г.

Какие страны участвовали в разделе Речи Посполитой?
а) Россия, Англия, Франция
б) Россия, Австрия, Пруссия
в) Россия, Турция, Швеция

С чего начал свое правление Павел 1?
а) продолжил реформы Петра 1
б) продолжил завоевания Екатерины 2
в) изменил порядок престолонаследия

Что сделал Павел 1 в отношении крестьян?
а) ограничил барщину до 3 дней в неделю
б) запретил взимать оброк
в) усилил закрепощение крестьян

Во внешней политике Павел 1 приветствовал только…
а) наступательные войны
б) оборонительные войны
в) сдержанный нейтралитет

Кто был душой и организатором заговора 1801 года?
а) Александр 1
б) Граф Пален
в) князь Лагарп

Ключ к тесту №1

– б, 2 – в, 3 – б, 4 – а, 5 – в, 6 – в, 7 – а, 8 – в, 9 – б, 10 – в.

Ключи к тесту №2:

Ключи к тесту № 3

1 – б, 2 – в, 3 – а, 4 – в, 5 – б, 6 – б, 7 – а, 8 – б, 9 – а, 10 – а.

Ключи к тесту № 4

– б, 2 – в, 3 – б, 4 – в, 5 – а, 6 – б, 7 – в, 8 – а, 9 – б, 10 – б.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок контроля знаний по истории России в 10 классе.Разработка предназначена для проведения контроля знаний учащихся и закрепление основных понятий и терминов,исторических дат,имён и событий.

Контрольная работа по теме: "Россия XIV–XVI вв.". 10-й класс

провести контроль знаний учащихся и закрепление основных понятий и терминов, исторических дат, имён и событий;

развивать умение работать в группах;

воспитывать коллективизм, терпимость, взаимопомощь.

Тип урока: урок контроля знаний.

Метод урока: групповая игра.

Оборудование урока:

карты по истории России “Образование единого русского государства XIV – XV вв.”, “Россия в XVI в.”;

портреты исторических личностей, московских правителей;

карточки с заданиями “Тест”, “Блиц”, “Дальше…”, “Знай”, “Подумай”;

I. Условия игры.

Класс делится на 3 – 5 команд по 4 – 6 человек, в зависимости от количества учащихся. Команды выбирают капитанов, которые руководят игрой команды: выбором вопроса и ответом команды. Каждая команда выбирает вид вопроса с разным уровнем сложности и оценки в баллах.

“Блиц” (отвечает каждый член команды, взяв предложенную ему карточку с написанным понятием, именем или датой и объясняя его; за каждый правильный ответ – 2 балла, при первой ошибке ответ прекращается);

“Дальше…” (вопрос на перечисление, оценивается от 1 и более баллов, на обсуждение отводится 20 секунд);

“Знай” (команде даётся 30 секунд на обсуждение, после которых один ученик отвечает; правильный ответ – 3 балла);

“Подумай” (команде на обсуждение дается минута, правильный ответ – 5 баллов).

Команды отвечают на вопросы поочерёдно. Если команда, которой был адресован вопрос, дала неправильный ответ, команды-соперницы имеют право ответить, о чём сообщают капитаны. На доске ведётся учёт набранных командами баллов. Учащимся, которые дали правильный ответ, вручаются звездочки, что позволит в конце урока поставить каждому оценку в соответствии с долей участия в уроке-игре. Команда-победительница получает право на повышение оценки её участников на один балл. За нарушение условий игры командам назначается штраф.

. Контрольный тест

1. Из перечисленных органов управления русским государством в конце XV – XVI вв. выберите центральные органы:

а) приказы;
б) наместники;
в) волостели.

2. Как называется литературный памятник, посвящённый Куликовской битве?

а) “Повесть временных лет”;
б) “Задонщина”;
в) “Слово о полку Игореве”.

3. В честь какого события построен Собор Василия Блаженного?

а) победы на Куликовом поле;
б) освобождения от ига Золотой Орды;
в) взятия Казани.

4. Кого называли стрельцами?

а) княжеских управителей;
б) служилых людей, составлявших постоянное войско;
в) торговцев оружием.

5. Какая из книг первой была отпечатана в России Иваном Федоровым?

а) “Евангелие”;
б) “Апостол”;
в) “Азбука”.

6. Кто из названных пар исторических личностей были современниками?

а) Иван Калита и Ярослав Мудрый;
б) Андрей Рублёв и Александр Невский;
в) Иван IV и Ермак Тимофеевич.

7. Дворянским войском, назначением воевод, других офицеров, военными действиями ведал при Иване IV:

а) Ямской приказ;
б) Разрядный приказ;
в) Посольский приказ.

8. Первый единый свод законов Московского государства был принят в:

а) 1497 г.;
б) 1550 г.;
в) 1410 г.

9. Какой из памятников русской архитектуры был создан в XVI веке?

а) Покровский собор на Рву;
б) церковь Покрова на Нерли;
в) Софийский собор в Новгороде.

10. Пожилое – это:

а) плата крестьян за двор;
б) деньги на содержание наместника или воеводы;
в) плата за место в Боярской думе.

11. Впервые понятие (название) Россия появилось в летописи при:

а) Иване IV Грозном;
б) Дмитрии Донском;
в) Иване III Васильевиче.

12. Этот литературный труд воплотил в себе социально-нравственные идеалы русского общества XVI в. и жёстко регламентировал семейную жизнь. Он назывался:

а) “Четьи Минеи”;
б) “Домострой”;
в) “История государя Московского”.

13. Елена Глинская:

а) проводила политику укрепления государства;
б) поддерживала местничество;
в) стремилась принять новый титул правителя.

14. Кому принадлежат слова: “Все – холопы государевы, мы вольны казнить и миловать каждого”?

а) Ивану III;
б) Василию III;
в) Ивану IV;
г) Борису Годунову.

15. Челобитную избу (приказ), учрежденную в 1549 г., возглавил:

а) А. Ф. Адашев;
б) Борис Годунов;
в) А. М. Курбский;
г) Малюта Скуратов.

16. К концу правления Ивана IV Россия:

а) стала процветающей в экономическом отношении страной;
б) приобрела значительный международный авторитет и имела много союзников;
в) оказалась в состоянии затяжного кризиса, вызванного опричниной и поражением в Ливонской войне;
г) вошла в состав Речи Посполитой.

17. “Заповедные лета” - это:

а) запрет боярам со своими вотчинами входить в опричнину;
б) запрет крестьянам выходить в Юрьев день от своих старых хозяев;
в) запрет русским колонистам селиться за Уральскими горами;
г) запрет дворянам покупать вотчины.

18. Стоглав – это:

а) собор, у которого было сто куполов;
б) собрание из ста человек;
в) документ, принятый церковным Собором 1551 г.;
г) орган, в который входило сто иерархов церкви.

19. Самая мелкая монета в Российском государстве:

а) полушка;
б) копейка;
в) деньга;
г) алтын;

20. Основной военный налог в России в XVI в.:

а) большая соха;
б) стрелецкие деньги;
в) кабацкие деньги;
г) ямские деньги.

III. Задания для карточек “Блиц”.

Каждому члену команды, выбравшей “Блиц”, даётся карточка с понятием, именем или датой. Каждый участник должен объяснить понятие, дать краткую характеристику личности или назвать событие, которое оказалось у него на карточке. Ответ прерывается при первой ошибке и команды-соперницы имеют возможность закончить ответ.

Понятия: митрополит, уезд, Судебник, уния, кормление, улус, заповедные годы, Земский собор, засечная черта, приказы, местничество, помещик, Боярская дума, патриарх, кремль, царь, миниатюра, ярлык, опричнина, волость, урочные лета, пожилое, шатровый стиль, Юрьев день, Избранная рада.

Имена: Малюта Скуратов, Андрей Рублёв, Ермак, Афанасий Никитин, Василий Тёмный, Иван Фёдоров, Сильвестр, Андрей Курбский, Мария Темрюковна, Ахмат.

Даты: 1380, 1410, 1471, 1480, 1497, 1462 – 1505, 1547, 1552, 1558 – 1583, 1564.

IV. Задания для карточек “Дальше…”.

Команда, выбравшая задание “Дальше…”, через 20 секунд обсуждения представляет одному ученику дать ответ. Ответ прекращается при первой ошибке. Команды-соперницы могут продолжить ответ. Количество баллов, набранных командой, зависит от количества перечисленных понятий.

Перечислите приказы в России в XIV – XVI вв.

Перечислите прозвища правителей Московского княжества и России в XIV – XVI вв.

Назовите памятники архитектуры XIV – XVI вв.

Назовите выдающихся русских иконописцев и архитекторов XV – XVI вв.

Назовите земли, вошедшие в состав России в конце XV – XVI вв.

Перечислите Московских правителей XIV – XVI вв. в хронологическом порядке.

Перечислите социальные группы России в XV – XVI вв.

Перечислите членов Избранной рады.

Перечислите реформы Ивана IV.

Перечислите основные этапы закрепощения крестьян в XV – XVI вв.

V. Вопросы для карточек “Знай”.

Команда, выбравшая вопрос “Знай”, имеет право обсудить его в течение 30 секунд, затем один из учащихся даёт чёткий и лаконичный ответ.

Каковы были причины упадка хозяйства России во второй половине XVI в.?

К какому времени завершилось образование единого Российского государства?

Какова роль Сергия Радонежского в русской истории?

Что нового появилось в каменном зодчестве России конца XV – XVI вв.?

Объясните, с какого времени можно говорить о России как о сословно-представительной монархии?

Кто первым из московских князей получил от ордынского хана право собирать дань в пользу Орды?

Объясните, в чём главное содержание политики Ивана III?

Кто построил в Москве и в честь какого события Покровский собор Рву?

Кто по преданию благословил московского князя Дмитрия Ивановича на Куликовскую битву и предсказал ему победу?

Назовите основного соперника Москвы в объединении русских земель.

В чём причины феодальной войны на Руси во второй четверти XV в.?

Как было свергнуто ордынское иго?

В каких условиях формировалась личность Ивана IV?

На ком и почему прервалась династия Ивана Калиты?

Каковы причины и результаты Ливонской войны?

После каких событий Новгород окончательно вошёл в состав московских владений?

Когда в России учреждено патриаршество? Какое значение это имело для России?

Что такое “заповедные” и “урочные” лета? Когда и как они были введены?

Где и когда происходило венчание на царство Ивана IV?

В чём историческое значение объединения русских земель вокруг Москвы?

VI. Вопросы для карточек “Подумай”.

Команда, выбравшая вопрос “Подумай”, имеет право обсудить его в течение минуты, затем один из учащихся даёт чёткий и лаконичный ответ.

1. “Бяше дороден, чреват вельми, власами, брадою чёрн, взором же дивен… Не бе бо книжен зело, но книги духовные в сердце своём имяше…”, - писал летописец. Таким он и остался в памяти потомков, победитель хана Золотой Орды, благословлённый на ратное дело святым Сергием. Кто он? (Дмитрий Донской)

2. Известно, что дуб – прочный материал, лиственница и сосна устойчивы к влаге, долго не гниют, осина держит влагу, набухая и не пропуская её. Ряд пород деревьев дают красивый узор в разрезе. Как вы полагаете, какие породы деревьев использовались на Руси для строительства потолков, крыш, полов и стен? (Стены возводили из дуба, полы выстилали лиственницей, осину использовали для строительства крыш и потолков, клен, березу, липу для украшения постройки)

3. В храме во время воскресной службы глава церкви стал укорять главу государства: теперь “на Руси нет милосердия для невинных и праведных…! И бог взыщет с царя за “невинную кровь”! Тот отвечал: “Доселе я был кроток с тобой, митрополит, с твоими приверженцами и с моим царством. Теперь вот узнаете меня!”. Кто эти личности и как сложилась их судьба? (Иван Грозный и митрополит Филипп)

4. О каких событиях русской истории поэт К. Случевский написал строки?

И новгородцы, не переча,
Глядели бледною толпой,
Как медный колокол с их веча
По воле царской снят долой!
Сияет копий лес колючий,
Повозку царскую везут,
За нею колокол певучий
На жердях гнущихся несут.

Холмы и топи! Глушь лесная!
И тут размыло… Как тут быть?
И царь, добравшись до Валдая,
Приказ дал: колокол разбить!
Разбили колокол, разбили!
Сгребли валдайцы медный сор.
И колокольчики отлили
И отливают до сих пор.

(Легенда об уничтожении новгородского вечевого колокола – символа самостоятельности Новгорода)

5. В молодости он зарекомендовал себя храбрым и удачливым воеводой, видным государственным деятелем, но несколько неудач привели его к опале. Став изменником, он писал письма царю и мемуары. Кто он? (Андрей Курбский)

6. Прочтите описание двора знатного человека: “Хоромный состав такого двора заключался в нескольких горницах с комнатами, разделёнными сенями. Горницы стояли на жилых подклетях, то есть на нижнем служебном этаже; через сени же стояли повалуши – жилые высокие башни в три яруса. В богатом дворе строился третий ярус – чердаки и терема. Хоромы всегда стояли в глубине двора, огороженного забором. Во двор вели одни или двое ворот, передние с приезда и задние с поля. Кроме хором во дворе помещались разные служебные и обиходные избы и клети, конюшни и скотные дворы. Тут же житница осиновая, крытые соломой баня осиновая, погреб дубовый, поварня. Со стороны двора, ближе к хоромам, всегда раскидывался сад, обыкновенно плодовый, огороженный забором или плетнём. У ворот всегда строилась сторожевая изба.”

Почему на Руси и князья, и бояре, и дворяне, строили трёхъярусные жилища? Как вы полагаете, куда выходили передние окна?

7. Один из первых помощников Ивана Грозного, выходец из костромского дворянского рода. Возглавлял Челобитную избу, обладал блестящими способностями, талантом государственного деятеля. Кто он?(Алексей Адашев)

8. Он являлся далёким потомком Джучихана, сына Чингисхана. Узнав о поражении Мамая в Куликовской битве, с помощью эмира Самарканда Тимура вернулся в Золотую Орду и занял трон. Однако потом вёл многолетнюю войну с Тимуром, стремясь подчинить его своей власти. В решающей битве на реке Терек в 1395 г. был разбит и бежал. Назовите этого хана Золотой Орды, совершившего поход на русские земли в 1382 году и разорившего Москву? (хан Тохтамыш)

9. Почему русская изба часто называлась курной? Чем объясняется долговечность курных изб (многие из них сохранялись столетиями)? (Топили по-черному, дым выходил через дверь и окна, продымленные жилища меньше подвергались воздействию грибков, бактерий, насекомых)

10. Этот князь умер в тюрьме страдальческой смертью. Перед погребением тюремщикам пришлось замаскировать следы железных оков на теле умершего. Похоронили его в семейной усыпальнице московских князей – Архангельском соборе, но в той его части, где покоились опальные князья, рядом с братом Юрием, погибшим в той же тюрьме. Как звали этого московского князя, жившего в XVI веке? (Владимир Старицкий)


Цель урока: систематизировать и закрепить теоретические знания обучающихся; проверить степень усвоения темы.

Задачи урока:

Образовательные: дать оценку развития народов и государств мира в начале Нового времени и в период Реформации.

Воспитательные: воспитывать формирование интереса к изучению истории.

Развивающие: умение ставить и решать проблемы, определять и объяснять понятия, выделять главное, систематизировать материал.

Тип урока: урок контроля

Структура урока:

I. Организационный момент (ОМ) – 3’

II. Актуализация знаний (АЗ) - 10’

III. Контрольная работа-30’

IV. Итог урока (ИУ) 2’

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке нам понадобится двойной лист и письменные принадлежности. Проверьте, все ли у вас есть на партах. Приготовьте все необходимое. Лишнее уберите в портфели. Садитесь.

II. Актуализация знаний.

III. Контрольная работа

Контрольная работа по Истории (7 КЛАСС ) на тему

I ВАРИАНТ

1. Центром добычи каменного угля в начале XVII в. являлась

А) Испания Б) Франция В) Англия Г) Португалия

2. Установите соответствие между географическими открытиями и путешественниками, их совершившими: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Читайте также: