Анализ программ по музыке для начальной школы

Обновлено: 08.07.2024

Сегодняшняя жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным образованием массовой школы. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: с 1993 года ученые констатируют обесценивание знаний как духовного богатства человека, над умами властвует примитивное материальное (денежное) богатство, фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций связанные с экономическими кризисами, экологическими катастрофами, в том числе чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое - все это сказывается на духовном состоянии школьников и на их психическом здоровье (детские страхи и ощущение, что мир рушиться). В этом кроются причины духовной деградации - рост детской наркомании и самоубийств (ежегодно - две тысячи!).

Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы! Отстает в духовно-нравственном плане. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Необходимы духовно-нравственные акценты в массовом музыкальном образовании.

В начальной школе закладываются основы музыкальной культуры и музыкального образования. Начальное музыкальное образование понимается как процесс и как результат знакомства детей с образцами шедевров музыки, овладения опорными знаниями о музыкальном искусстве.

Музыкальное воспитание младших школьников строится на идее такого преподавания музыкального искусства, которое было бы сообразно природе ребенка младшего школьного возраста. Для младшего школьника это, в первую очередь, принесенный из дошкольного детства интерес к разнообразным впечатлениям и эмоциональная отзывчивость на них, богатый игровой опыт.

В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта второго поколения начального образования, изучение предметов эстетического цикла направлено на достижение следующих целей:

· развитие способности к эмоционально-ценностному восприятия произведения изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

· овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и музыкальной деятельности;

· воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традиции, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Музыкальное искусство хранит широчайшую гамму значимых человеческих чувств: любви, печали, веселья, радости, гнева, тревоги, скорби, героического или молитвенного подъема, медитативной сосредоточенности. Занимаясь музыкой, ученик должен освоить это богатство как свою личностную ценность. Культура чувств, открытие глубины собственного внутреннего мира, душевная отзывчивость ребенка - все это определяется преподаванием музыки в большей степени, чем каким-либо другим предметом.

"Стихийный" слушательский опыт детей носит сегодня преимущественно негативный, даже разрушительный в духовно-нравственном и психофизиологическом отношении характер. Поэтому преподавание музыки требует приоритетного внимания. Занимаясь музыкой, ребенок развивает свои музыкальные способности. В первую очередь интонационный слух, позволяющий воспринять "ненотируемое" содержание музыки и играющий незаменимую роль не только в данной области, но и в речевом общении.

Музыка, воздействие которой практически не связано с отображением реалий внешнего мира, обостряет понимание других искусств, помогая не отождествлять создание художественного образа с воспроизведением окружающей действительности.

Творческая практика детей осуществляется в исполнительском плане (сольное и хоровое пение, игра на инструменте), и в "композиторском" (элементарное музицирование, импровизация, пластическое интонирование, сочинение на синтезаторе).

В результате обучения школьник получает цельное представление об отечественном и мировом музыкальном искусстве, от фольклорных истоков до наиболее характерных явлений музыкальной жизни наших дней, которым дается профессиональная и объективная оценка.

В связи с этим мы определили тему нашего исследования: "Учебно-методические комплексы по музыке в начальной школе".

Цель исследования: изучить возможности существующих УМК по музыке в реализации требований Госстандарта по музыке.

Для реализации поставленной цели нами определены следующие задачи:

. изучить нормативно-правовую базу по проблеме исследования;

2. проанализировать УМК по музыке;

. выявить возможности УМК в реализации Госстандарта по музыке.

Объект исследования: анализ УМК по музыке в начальной школе.

Предмет исследования: УМК по музыке.

Методы исследования: изучение нормативно-методической литературы, анализ.

Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список литературы.


Глава 1. Характеристика программы по музыке для начальных классов

Примерная программа по музыке (Разработана Министерством образования и науки РФ)

в обязательном порядке должно быть наличие трёх составляющих:

1) учебная программа;

2) учебник;

3) методические рекомендации для учителя.

Отсутствие одного из них является существенным препятствием в организации

учебного процесса, а, следовательно, разрушает само понятие УМК.

По усмотрению авторского коллектива УМК три его обязательных

компонента могут быть дополнены другими учебными изданиями, которые

выполняют вспомогательную функцию. Это рабочие тетради, хрестоматии,

фонохрестоматии, дидактические материалы и т.д.

Учебная программа – это документ, предназначенный для учителя.

Обязательными разделами для любой учебной программы являются:

А) пояснительная записка;

Б) содержание программы;

В) требования подготовки учащихся по классам.

Пояснительная записка должна давать четкие ответы на вопросы:

- для чего учить? ( цели и задачи предлагаемого курса)

- чему учить? ( специфика предлагаемого курса: содержательные акценты,

на что следует обратить особое внимание).

- как учить? (методика преподавания, основные формы обучения: уроки,

(их типы и структуры); экскурсии, практические работы).

Содержание программы , как правило систематизировано по классам,

темам и разделам. Здесь приводится общее число учебных часов в каждом

классе, в каждой теме. Содержание программы должно соответствовать:

- обязательному минимуму содержания образования ( в перспективе –

- Базисному учебному плану,

- возрастным особенностям учащихся.

Требования к подготовке учащихся по классам часто сформулированы в

различных терминах: знать, уметь, понимать, интерпретировать, доказывать и т.д.

При выборе Программы важно учитывать:

- степень достижения планируемых результатов обучения;

- объективная система оценивания этих результатов;

- соотношение результатов с заявленными целями и задачами.

Как основному средству обучения, учебнику присущи следующие функции:

1) Информационная,

2) Систематизирующая,

3) Обучающая,

4) Контролирующая,

5) Воспитательная,

6) Развивающая.

Учебник принято считать основным источником информации для

ученика. В нём излагается содержание, которое должно быть чётким, ясным и

доступным для учащихся.

Систематизирующая функция учебника состоит в том, что информация

содержит наиболее существенные компоненты, которые должны быть прочно

Обучающая функция учебника не только рассказывает о музыке, но и

предоставляет ученику возможность слушать и исполнять музыку. В учебнике

совершенно отчётливо выделяются четыре системы средств – аппараты,

которые позволяют выполнять учебникам выше обозначенные функции:

- текстовый аппарат (в них излагается основное обязательное учебное

содержание, которое необходимо усвоить ученикам, а также и дополнительная

информация для учащихся с повышенной учебной мотивацией);

- аппарат усвоения (представлен системой вопросов: предваряющие в

начале параграфа, вопросы на усвоение, вопросы на повторение. Система

заданий: практических, закрепляющих знания, логических);

- аппарат ориентировки (оглавление, сигналы-символы, условные знаки);

- иллюстративный аппарат (фотографии, рисунки, графические схемы).

Способствует конкретизации, углублению и расширению знаний,

излагаемых в учебнике, формированию практических умений и навыков,

приёмов самостоятельной работы. Работа с тетрадью включается как элемент

в домашнее задание.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

Методическое пособие помогает учителю наиболее оптимально строить

процесс обучения. В структуру методических пособий включены следующие

компоненты: введение, программу курса, тематическое и поурочное

Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина. Музыка 1-4 кл.

Москва. ДРОФА. 2001 г.

Цель- формирование музыкальнойкультуры как неотъемлемой части

духовной культуры школьников.

Задачи- воспитание интереса и любви кмузыкальному искусству, художест-

венного вкуса, чувства музыки какосновы музыкальной грамотности;

развитие активного, прочувственноговосприятия школьниками лучших

образцов мировой музыкальнойкультуры прошлого и настоящего и

накопление на его основе тезауруса –интонационно-образного словаря,

багажа музыкальных впечатлений,первоначальных знаний о музыке,

опытамузицирования, хоровогоисполнительства, необходимых для

ориентации ребёнка в сложном миремузыкального искусства.

Специфика методики преподавания

Методические принципы: см. стр. 185

1)увлечённости, 2)триединства деятельности композитора-исполнителя-

Тематика уроков. См.стр.205-211.

Система творческих заданий

См.стр.186. Размышления,импровизация, рисунки, составление

художественных коллажей, программконцертов, сочинения о музыке.

Структуру программы составляют разделы. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.

воспитание 1-4 кл. Москва

Цель- сформироватьхудожественную культуруучащихся в контексте различныхвидов творческого познаниядействительности и оптимизировать

созидательные качества личности.

Задачей воспитания духовнойкультуры школьников являетсяразработка и внедрение творческойсистемы массового музыкально-эстетического образования.

Специфика предлагаемого курса –интеграция различных видовискусства: музыки, живописи, литературы, театра, кино,архитектуры.

Специфика методики преподавания(уроки, их типы-7) см. стр.6-9

1)целостноепредставление об искусстве,

2)целостность теоретической ипрактической деятельности,

4)сюжетное и историко-тематическоепостроение уроков.

Тематика уроков. См.стр.9

Система творческих заданий.

Систематизировано по классам,темам и разделам.

Сквозные темы. См.стр.29.

Этапные темы. См.стр.30 :

Требования кподготовке учащихсяпо классам.

Основные понятия и музыкальныетермины. На страницах учебников и

1 класс. См. стр. 189. Роль музыки вповседневной жизни. Музыкальные

инструменты. Своеобразие музыкального произведения, интонационно-

осмысленное воспроизведениемузыкальных образов.

2 класс. Стр. 192. Музыкальныеобразы родного края. Мир ребёнка в

музыкальных интонациях. ПраздникиПравославной церкви. Обряды и

праздники русского народа.Симфонический оркестр, тембры

инструментов, создание музыкальногоспектакля. Музыкальные портреты и

образы. Музыкальная речь и музыкальный язык. Жанры музыки. Конкурсы.

3 класс. Стр.195. Образы в романсах,защитников Отечества. Выразитель-

ность и изобразительность в музыкеразных жанров и стилей. Образ празд-

ника. Образы былинных сказителей.Интонационно-образное развитие в

опере и балете. Мюзикл. Контрастныеобразы сюиты, симфонии. Музыкаль-

ная форма. Джаз. Импровизация.

4 класс. Стр. 200. Жанры народныхпесен. Музыкально-поэтические

образы. Церковные песнопения. Мифы,легенды, предания. Драматургическоеразвитие в опере. Интонации народных

танцев. Музыкальный язык разныхэпох.

Критерии оценки уровня музыкального

развития учащихся. Стр. 205.

1 класс. Общая тема «Моя школа,

Ключевые понятия. См.стр. 33.

Этапные понятия. См.стр.34.

Тематические разработки. Стр. 38

Сформулированы в различныхтерминах: знать, уметь, понимать,

интерпритировать, доказывать, и т.д.

1 класс. См.стр. 37. Эмоциональноевхождение в мир музыки;

оптимизация через игровуюдеятельность.

2 класс. См.стр.47. Углублениепредставлений о связи различных

видов искусства. В системеключевых и этапных понятий

внимание уделяется проблемехудожественного образа-

музыкального, поэтического,живописного. Творческие задания

нацелены на усвоение языкамузыкального искусства, его

специфики по сравнению слитературой и живописью.

Упражнения на развитиеинтонационных, мелодико-ритмических, тембровых представлений.

3-4 класс. См.стр.62. Формированиецелостного и вместе с тем дифферен-

цированного представления онеразрывной связи искусства с

окружающим миром идеятельностью человека.

  1. Выявите принципиальные отличия этих программ:

А) В пояснительной записке отличаются методические принципы.

Н.Терентьевой заметно уступает.

Г) В программе Н.Терентьевой выделен весьма важный раздел «Ключевые

системе удобно работать учителю, когда реально видишь, что должен знать

страницах учебника и рабочей тетради. Это удобно для ученика.

Д) Требования в подготовке учащихся по классам. В этом разделе программы

развития детей является игра. Методически уроки построены на игровой

ситуации. Это очень грамотно, т.к. ученики 1 класса с помощью игры легче

Е.Критской акцент сделан на классические произведения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

Задание ДОТ по теме

МДК 01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

Исполнитель: Осмоловская А.А.

студент/ка 31 А группы

Преподаватель: Насонова И.А.

Ответьте на вопрос:

______ ваш ответ ______

Основное содержание

Достоинства

воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее

полно отражает интересы современного общества в развитии

духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников:

• воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного

вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям,

музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всём многообразии его форм и жанров;

• развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой

музыкальной культуры прошлого и настоящего;

• накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования,

хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

базируется на художественно-образном,

школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной

академической и популярной музыки. Приоритетным в данной

программе является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от

Б. М. Неменского, что будет оказывать позитивное влияние

на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа.

возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный

мир человека на основе проникновения в интонационно-

временную природу музыки, её жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и

достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Основными методическими принципами программы являются: увлечённость, триединство деятельности композитора —

2. общая характеристика учебного курса

3. Место учебного курса в учебном плане

5. Тематическое планирование

Данная программа опирается на выявление жизненных связей музыки.

Достаточно полно описано содержание курса, т.е на что опирается, на чем базируется и тд

Полно описано материально-техническое обеспечение.

Недостаточно описана актуальность данной программы. В программе система творческих заданий представлена очень сжато

Ваши рекомендации по усовершенствованию программы

Я считаю, что необходимо дополнить пояснительную записку, также попытаться более описать пункт место учебного предмета в учебном плане.

• формирование основ музыкальной культуры;

• развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства

ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения;

учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции,

певческого голоса и дыхания;

• освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

• овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности:

пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом

движении и импровизации;

• воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к

ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной

культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Основными содержательными линями являются: обогащение опыта эмоционально-

ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям; усвоение

изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение способами

музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки); обогащение опыта

учебно-творческой музыкальной деятельности.

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых

установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное

воплощение в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки

оканчивающих начальную школу.

2. основные содержательные линии

3. цели и задачи обучения

4.Принципы построения программы, сроки реализации

5. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

6. Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 1-4 классов

7. Тематическое планирование

8. Методы и формы работы

9.Условаия реализации программы

10. Оборудование и материалы

11 Технические средства обучения

В данной программе духовной музыки нет.

Ваши рекомендации по усовершенствованию программы

Необходимо проработать правильную структуру программы (обратиться к требованиям оформления рабочей программы), также добавить духовную музыку в программу, поработать над текстовой формулировской.

Во втором классе ребята постигают своеобразие каждого музыкального произведения через особенности мелодики, темпа, динамики, лада, тембра. Знакомятся с простейшими музыкальными формами.

В третьем классе учащиеся усваивают знания на знакомой им музыке. Главные темы этого года - интонация, развитие музыки, построение музыки.

В четвертом классе учащиеся изучают богатство и многообразие музыкальной культуры разных стран и народов.

В настоящее время существует множество программ, в основе которых лежит концепция Д.Б. Кабалевского. Данная концепция дала не только яркий образ урока музыки, но и образ учителя. Идеи программы – приоритет общечеловеческих ценностей, устремленность к сохранению и воспитанию духовной культуры – актуальны и сегодня.

В программе по музыке под руководством авторов Е. Критской, Г. Сергеевой, Т. Шмагиной особое внимание уделяется знакомству с историей, культурой своего народа. Начиная с первого класса, в детях закладываются основы патриотизма, нравственности и доброты.

Музыкальный фольклор представлен в учебно-методическом комплекте как синкретичный вид искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального народного музыкального творчества, праздники русского народа рассматриваются в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека.

На уроках главное пробудить в детях интерес к народной, родной музыке, к музыкальным занятиям. Развить уже имеющийся у них жизненно-музыкальный опыт, увлечь, используя доступный материал, знакомясь с народными традициями, обычаями, праздниками, приобщить к ценностям народного творчества, т.к. в нем воплощение не просто прошлого культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души.

С различными жанрами народной музыки дети начинают знакомиться на уроках уже в первом классе. К четвертому году обучения накапливается определенный багаж знаний и происходит обобщение опыта. Фольклор рассматривается как отдельная, богатая, многообразная область культуры, куда вплетены устное, прикладное, музыкальное народное творчество.

Большое значение в воспитании ребенка имеет знакомство с историей Отечества, его историческим наследием. Великие события в истории, славные деяния предков всегда были в числе важных социализирующих факторов. Дети разучивают исторические, военные песни, слушают легенды, былины и предания о славных сынах и героях Отечества, знакомятся с крупными музыкальными произведениями композиторов-классиков, отражающих различные исторические события родного Отечества.

Бесспорно, что уроки музыки, посвященные традициям и праздникам русского народа, могут иметь логическое продолжение и во внеурочной работе с младшими школьниками.

Таким образом, включение фольклорного материала в программы по музыке в начальной школе направлено на:

Формирование основ музыкальной культуры в том числе и фольклорной.

Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности.

Воспитание любви к русскому народу.

Развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, дикции, певческого голоса, музыкальной памяти, образного мышления, воображения; творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах (ложки, трещотки, бубен и т.д.).

Таким образом, фольклорные праздники несут в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования. Поэтому данный опыт может быть рекомендован любому учителю музыки начальной школы, а также поможет в организации внеклассной работы.

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 75247
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

Оборудование: программы по музыке разных авторов (Д.Б. Кабалевский; Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина; В.В. Алеев, Ю.Б. Алиев, В.О. Усачёва, Л.Л. Куприянова и другие).

  1. Изучить учебную программу по музыке (по выбору).
  2. Проанализировать её по предложенной схеме.
  3. Сделать вывод.

Схема анализа программы по музыке

1. Автор, название, год издания.

2. Кем рекомендована, допущена или утверждена программа.

3. Причина (актуальность) создания программы.

4. Пояснительная записка:

5. Характеристика содержания учебного предмета:

- принципы построения программы;

- объём теоретических знаний, практических умений и требования к ЗУН;

- характеристика музыкального материала.

6. Способ построения программы (линейный или концентрический).

7. Требования к учителю. Своё мнение о данной программе.

Существуют два основных способа построения учебных программ: линейный и концентрический.

Линейный способ построения учебной программы основан на последовательном и непрерывном расположении отдельных частей ее содержания. Они логически связаны между собой и представлены в программе только один раз. Таким образом, при линейном способе построения программы новые знания основываются на уже известном материале. При таком изучении материала достигается существенная экономия учебного времени. В то же время линейный способ построения программы не всегда позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, что может затруднить восприятие сложного материала, особенно на младшей ступени обучения.

При концентрическом способе построения программы один и тот же учебный материал может быть представлен в ней несколько раз, но при этом повторное изучение предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию отдельных его элементов. Недостатком такого способа построения учебных программ является необходимость выделения большого объёма времени на тот или иной материал. Однако следует признать, что концентризм в педагогической практике неизбежен при изучении целого ряда учебных программ.

2.1.2. Характеристика основных методов музыкального воспитания

Цель: ознакомление с основными методами музыкального воспитания.

Терминологический словарь

Метод (от греческого методос) – путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату, способ достижения цели.

Методы музыкального воспитания – определённые действия педагога и детей, направленные на достижение цели музыкального воспитания.

Приём – элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода.

План

1. Общая характеристика основных методов музыкального воспитания.

2. Методы организации процесса обучения

3. Стимулирующие методы.

4. Методы контроля и самоконтроля.

Тезисы лекции

1. Общая характеристика основных методов музыкального воспитания

«Всеми возможными способами нужно воспламенять

Я.А.Каменский

В зависимости от источника передачи информации выделяют классификацию методов по источнику получения знаний (самая распространённая классификация в педагогике):

Ю.К. Бабанский на основе целостного подхода к процессу обучения обозначает 3 группы методов:

I. Методы организации процесса обучения.

II. Стимулирующие и мотивационные методы.

III. Методы контроля и самоконтроля.

В музыкальном воспитании младших школьников используются как общепедагогические методы, так и методы, определяемые спецификой музыкального искусства. Общепедагогические методы так же имеют свою специфику.

2. Методы организации процесса обучения

К этой группе относятся:

д) музыкального обобщения (ведущий метод).




Педагог должен обладать речевой культурой. Это могут быть поэтические сравнения, метафоры, эпитеты, пояснения музыки с помощью слов-образов, используются сказочные сюжеты, пословицы, поговорки, загадки и т.д. Большое значение имеет тон речи педагога, манера общения с учащимися.

Проблемность этого метода состоит в побуждении детей к сравнениям, выражению предпочтений, самостоятельным высказываниям о характере музыки, средствах музыкальной выразительности и т.д.

Наглядные методы направлены на слуховое восприятие (наглядно-слуховой) и зрительные (наглядно-зрительный).

Приоритетным видом наглядности на уроке музыки является звучание самой музыки, предполагающее демонстрацию музыкального произведения как в живом звучании, так и с использованием звуковоспроизводящей аппаратуры. Особую ценность представляет исполнение музыки самими детьми: хоровое пение, игра на детских музыкальный инструментах и т. д. – это метод слуховой наглядности.

Слуховая наглядность даёт возможность ощутить звуки высокие и низкие, долгие и короткие, тихие и громкие; темп, звуковедение (протяжное, плавное и отрывистое в исполнении учителя, класса, звуковоспроизводящей аппаратуры (услышать звучание оркестра, хора, отдельных инструментов и певческих голосов, т.е. тембр) – ведущая.

Проблемность методов слуховой наглядности – приёмы, побуждающие детей к сравнениям, сопоставлениям, поискам аналогий (сначала сопоставляют контрастные произведения, затем близкие по настроению, жанровому признаку и т.д.).

Зрительная наглядность усиливает и дополняет слуховую наглядность.

Проблемность методов зрительной наглядности – сравнить с картиной 2-3 произведения или, наоборот, выбрать из 2-3-х иллюстраций одну к прослушанному произведению; выбрать карточки разного цвета к музыке (мажор, минор).

К практическим методам в педагогике относятся методы, направленные на получение информации в процессе действий, направленных на получение учащимися практических умений и навыков. На уроках музыки это – воспроизведение музыки; моделирование звуковых процессов; исполнение музыки и показ исполнительских приёмов в пении, движении под музыку, игре на ДМИ; импровизация.

Проблемность – детям показывают несколько вариантов исполнения, они выбирают один из них; выбирают ДМИ для исполнения польки, марша и т.д.; исполняют движения в характере музыки и др.

Метод музыкального обобщения предполагает становление у учащихся системы знаний, развитие осознанного отношения к музыкальному искусству.

Э.Б.Абдуллин определяет ряд последовательных действий этого метода:

- активизация накопленного музыкального и жизненного опыта детей с целью введения их в тему занятия или углубления темы;

- ознакомление с новым знанием посредством поставленной задачи педагогом, совместного решения её с детьми и формулированием ими вывода (поисковая ситуация);

- закрепление знания в разных видах учебной деятельности.

Д.Б.Кабалевский считал данный метод основным в музыкальных занятиях.

3. Стимулирующие и мотивационные методы

Методы стимулирования и мотивации применяются для создания эмоциональной, творческой атмосферы, необходимой на занятиях музыки, направлены на реализацию принципа увлечённости. В эту группу входят:

· Метод эмоционального воздействия

· Метод эмоциональной драматургии

Метод эмоционального воздействия – направлен на усиление эмоционального воздействия и обогащения впечатлений детей.

Условия для реализации данного метода:

- создание обстановки доверия, взаимопонимания, доброжелательности;

- умение педагога выразить своё отношение к музыке жестами, мимикой, образным словом, интонацией.

Формы воплощения метода:

- создание эффекта удивления;

Появление в педагогике на современном этапе методов конструирования, планирования, исследования обусловлено требованиями практики и характеризуют не внешние проявления деятельности, а внутреннюю сущность, то есть познавательный характер деятельности. Основополагающее значение в этой связи на уроках музыки приобретает метод анализа и сравнения.

Например, в 3 классе бытовые жанры марша, танца и песни, знакомые детям по 2 классу, трансформируются в такие важные качества музыки, как маршевость, танцевальность и песенность и т.д.

Метод эмоциональной драматургии – активизирует эмоциональное отношение детей к музыке, способствует созданию увлечённости и живого интереса к музыкальному искусству.

Основными принципами метода являются:

- последовательного обогащения и развития эмоционального тона занятия.

4. Методы контроля и самоконтроля

Методы и приёмы педагогического контроля играют вспомогательную роль, корректируя ход музыкального развития детей. Методы контроля и самоконтроля включают: тесты, музыкальные викторины, диагностические и игровые задания. Привести примеры.

Д/З:

3. Разработать и записать в тетрадь 2-3 примеры для контроля и самоконтроля по музыкальному воспитанию для учащихся начальных классов (на выбор).

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983. – 112 с. – С. 54-69, 69-73

3. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – С.195-198;

Проверь себя


План-задание:

Теоретический блок

1. Что называется методами музыкального воспитания?

2. Какие общепедагогические методы применимы в методике музыкального воспитания?

3. Каковы основные функции методов музыкального обучения?

4. В чём состоит специфика общепедагогических методов в методике музыкального воспитания?

5. Назовите методы музыкального воспитания, определяемые спецификой музыкального искусства.

6. Дайте характеристику методов, определяемых эстетической сущностью музыкального искусства.

7. Что является методическим приёмом?

8. Каков алгоритм действий проблемного метода в методике музыкального воспитания младших школьников?

9. Каков ряд последовательных действий метода музыкального обобщения?

2. Практикоориентированный блок

Сделайте анализ конспекта урока музыки с целью выявления методов музыкального обучения и развития младших школьников.

Практическая работа




Читайте также: