Как организовать раздельный сбор мусора в школе

Обновлено: 08.07.2024

Детские сады, школы и вузы могут быть местом, где учат любви к природе и бережному отношению к ресурсам — а могут, напротив, производить такое количество мусора, что и детям тех детей, которые сейчас ходят в садик, будет не разгрести. Вы можете поменять ситуацию к лучшему — вне зависимости от того, родитель вы, учитель, школьник или студент.

Как не купить лишнего и что выбрать?

Планирование — всему голова

Правило, которое работает всегда: прежде чем идти в магазин за покупками, составляйте список того, что вам — или вашему ребенку — действительно нужно. Это сильно уменьшит шансы потратить деньги на ненужные вещи.

Сперва оцените фронт работ. Откройте ящики, вытряхните карманы рюкзака, разложите по цветам карандаши и ручки, посчитайте, сколько у вас накопилось линеек, циркулей и обложек для учебников. Наверняка что-то из этого еще можно использовать, так что искать новое совершенно необязательно.

Составьте список того, чего не хватает. Может, что-нибудь можно взять у друзей? Как насчет устроить дружеский своп (то есть вечеринку, где все собравшиеся меняются вещами)? Это весело, экономно и экологично — со всех сторон одни плюсы.

Если вы обнаружили дома пять линеек, из которых вам нужна только одна, поделитесь лишними с кем-нибудь, кому они пригодятся. Если вам уже не нужен учебник или методичка — отдайте или продайте их тем, кто немного младше или подарите библиотеке. Можно организовать в школе, саду или университете полку для обмена книгами и канцелярией, повесить объявление на информационной доске или воспользоваться шеринг-сообществами.

Если точно решили что-то покупать, выбирайте предметы прочные и долговечные. И помните, пожалуйста, что самый экологичный предмет — тот, который у вас уже есть, так что не бегите за новыми тетрадками, пока есть старые.

Книги и учебники

Школа без мусора (и вуз тоже, и детский сад), изображение №1

Не забывайте о существовании библиотек — не только школьных, но и городских. Произведения из школьной программы там точно есть, да и учебники бывают.
Ещё один неплохой вариант — букинистические магазины (в них можно не только покупать подержанные книги, но и сдавать туда уже прочитанные).
Наконец, во многих школах и университетах есть доски объявлений (оффлайн или онлайн), на которых можно размещать объявления о поиске или продаже учебных материалов.

Перезаправляемая перьевая ручка



Если вы много пишете, возможно, вам подойдет перезаправляемая перьевая ручка.

Такие ручки можно заправлять двумя способами. Первый — покупать одноразовые картриджи (это не наш путь). Второй — взять многоразовый конвертер и бутылку чернил (выбирайте специальные чернила для перьевых ручек!). На первый взгляд кажется, что стоит такой набор дороговато, но, если пишете вы много, он окупается. Хорошая перьевая ручка не протекает, не мажет и способна служить вам (а то и вашим внукам) долгие годы. Варианты качественных перьевых ручек базового уровня — Lamy Safari и Pilot Metropolitan.

Если возможности купить перьевую ручку нет, выбирайте ручки со сменными стержнями.

Личный опыт: мне перьевая ручка, конвертер и бутылка чернил служат уже года полтора, хотя пишу я достаточно: веду дневник, заполняю ежедневник, рисую. Гелевые ручки и капиллярные линеры улетали с фантастической скоростью, так что покупка многократно окупилась.

Цветные карандаши

Школа без мусора (и вуз тоже, и детский сад), изображение №4

Если вы пишете маркерами на маркерных досках, то карандаши не подойдут. Зато можно найти перезаправляемые маркеры.

Блокнот-скоросшиватель

Школа без мусора (и вуз тоже, и детский сад), изображение №5

Вариант для тех, у кого копится много одинарных листочков и незаконченных тетрадей — эти листы не нужно выкидывать, их можно использовать! На кольцах бывают и ежедневники, и тетради. Можно найти разные форматы, цвета и материалы обложек. Вам понадобятся обложка с кольцами, пачка листов и дырокол (специальный дырокол не нужен — просто используйте уже проколотый лист в качестве шаблона для новых дырочек).

Менять нужно только листы — после использования их можно сдать в макулатуру или архивировать — а хорошая обложка остаётся с вами и служит долго. В такой блокнот можно подшивать всё что угодно, любой клочок бумаги. Хоть куски оберточной бумаги, хоть листы из старой тетради, хоть целую тоненькую тетрадку (нужно только проколоть её у корешка).

Личный опыт: я люблю, когда записи структурированы, так что раньше у меня было штук пять разных блокнотов. Один для работы, другой для случайных записей, третий для идей, четвертый для планирования, пятый еще для чего-то… Потом появился блокнот с разделителями и, аллилуйя, теперь оно все влезает в одну записную книжку, и эту записную книжку не нужно менять, когда она заканчивается! А поставки одинарных листочков обеспечивает младшая сестра, которая пока учится в школе.

Принтер с системой непрерывной подачи чернил (или перезаправляемые картриджи)

Как сделать школу, университет или садик экологичнее?

Устраивайте праздники без мусора

Если на носу мероприятие, постарайтесь провести его без вреда для природы. Вот несколько советов.

Постарайтесь отказаться от одноразовой посуды. Заведите набор многоразовых тарелок и стаканов или попросите каждого участника принести свои приборы. Если речь идет о детском садике или начальной школе и вы боитесь, что дети разобьют керамические кружки — выбирайте прочную многоразовую посуду из пластика, к примеру, полипропилена.

Школа без мусора (и вуз тоже, и детский сад), изображение №6

Экономьте бумагу

Возможно, не всё нужно распечатывать? Некоторые материалы можно изучать на компьютере или планшете. Для ведения заметок и организации информации есть много удобных инструментов — например, Onenote, Google Docs, Evernote.
Если печатаете — печатайте на обеих сторонах листа. Если в процессе учебы образуется много бумаги, запечатанной только с одной стороны, заведите для неё отдельную коробку и используйте в качестве черновиков.

Устройте экоурок, игру или викторину

Есть много материалов для проведения экоуроков, игр и мероприятий. Ими могут воспользоваться не только учителя и воспитатели, но и родители, и инициативные школьники или студенты.

На нашем сайте можно найти экоплакаты и буклеты, в том числе для детей.

Экологизации высших учебных заведений посвящен портал Зеленые вузы России; в частности, на сайте есть сборник с информацией об успешных экологических инициативах в вузах по всей стране.

Школа без мусора (и вуз тоже, и детский сад), изображение №7

Организуйте раздельный сбор отходов

Если вы готовы пойти дальше и организовать постоянные пункты приёма вторсырья — это тоже можно сделать!

Движение RE-schools помогает внедрить раздельный сбор в школах, делится рекомендациями и отвечает на вопросы.

Самое главное: помните, что изменения происходят постепенно, а люди неохотно отказываются от своих привычек. Не расстраивайтесь, если что-то не получилось с первого раза, не пытайтесь хвататься сразу за всё, ищите единомышленников и не сдавайтесь.

Ответ. В нашей школе мы уже 11 лет занимаемся экологическим просвещением: собираем отходы раздельно, проводим мастер-классы, кинопоказы и обсуждения по этой теме. Есть много отличных образовательных инициатив и проектов, посвящённых экологии, и с их помощью рассказывать школьникам о раздельном сборе отходов совсем не так сложно, как может показаться.

Вот главные правила при сортировке, о которых мы регулярно рассказываем детям:

  • Отходы должны быть чистыми.
  • В пластике не должно быть металлических частей, поэтому их нужно обязательно отделить. Есть некоторые виды пластика, которые пока трудно перерабатываются, и принимают не все, поэтому важно знать все маркировки и обозначения.
  • Для мелких предметов вроде крышечек нужны прочные мешки либо большие бутыли, потому что при погрузке всё это обычно рассыпается и занимает много времени.
  • Иногда бывает так, что некоторые вещи можно починить или использовать повторно, а не выбрасывать. Так часто бывает с электроломом: например, кто-то выбросил утюг, а он ещё вполне рабочий. Стоит обращать на это внимание.
  • Нужно стараться, чтобы отходов оставалось как можно меньше. Если собираются, например, пластиковые пакеты, стоит выяснить, где их принимают, и сдать все до последнего.

Важно воспитывать экологическую сознательность в детях всех возрастов. Для этого есть много образовательных программ, экоуроков, которые без нравоучения, в увлекательной форме помогают рассказать, как каждый из нас может позаботиться об окружающей среде.


Другая важная инициатива — экологический совет. В него входят представители всех классов от второго до десятого — по 1–2 человека. Он собирается раз в месяц и распределяет задачи. Помимо этого, мы обязательно проводим в школе экологические исследования. И в начальной, и в средней школе ежегодно устраиваем ученическую научно-практическую конференцию. Дети представляют свои проекты, а потом делятся ими с учениками других классов.

Как организовать раздельный сбор мусора в своей школе

Более двух тысяч школьников из 57 регионов приняли участие во всероссийском конкурсе "Разделяй с нами", ориентированном на продвижение культуры и практики раздельного сбора отходов в школьной среде. На конкурс принимались видеоролики и рассказы школьников о том, как организован или внедряется раздельный сбор в их школах и дома.

Мы представляем ролики школьников-победителей, у которых можно поучиться тому, как организовать раздельный сбор в школах.

Гимназия № 22 г. Барнаула

В гимназии с 2015 года на постоянной основе действует раздельный сбор макулатуры, пластика и батареек. Контейнерами для вторсырья оснащены все кабинеты школы, вывоз отходов осуществляется дважды в неделю. В 2018 году только в кабинете географии ученики 5-11 классов собрали более 6 кг батареек.

Школа № 630 г. Санкт-Петербурга

В школе начали разделять мусор недавно - в 2017 году, но уже в 2018 году прошли три сбора макулатуры. Школьникам и учителям удалось собрать 9,4 тонны макулатуры. В школах установлены экобоксы для сбора батареек и аккумуляторов, за ними регулярно приезжают экомобили.

Финно-угорская школа им. Элиаса Лённрота № 52 г. Петрозаводска

Уже второй год в школе собираются пластиковые бутылки и крышечки, макулатура и батарейки.

Школа № 149 г. Красноярска

В школе больше 10 лет два раза в год проходит акция "Зеленый кошелек", в рамках которой школьники сдают на переработку макулатуру и пластик. Например, в 2018 году школьники собрали 40 тонн макулатуры и 20 тонн пластиковых бутылок, которые отправили на переработку.

Конкурс "Разделяй с нами" проводился в рамках одноименной серии интерактивных уроков, которые знакомят школьников с проблемой отходов, их раздельным сбором и переработкой, международным опытом решения проблемы мусора, принципами разумного потребления и циклической экономики. Учителя могут бесплатно скачать материалы уроков на сайте разделяйснами.рф. В уроках "Разделяй с нами" уже приняли участие более 650 000 школьников по всей стране.

Организаторы конкурса — Фонд "ЭРА" при поддержке Фонда The Coca-Cola Foundation в рамках программы "Разделяй с нами" системы Coca-Cola в России.

Ни для кого не секрет, что мусор нужно сортировать, чтобы потом максимальное его количество отправлялось на переработку. Но одно дело знать, а совсем другое сделать так, чтобы сортировка была массовой. Ведь если сортируют мусор только экоактивисты, то от этого не будет никакого толку. А как сделать так, чтобы в стране, где никогда не сортировали бытовой мусор, люди поменяли свои привычки? Правильно, нужно научить этому детей, а они, в свою очередь, уже смогут повлиять на родителей.

В моём фильме про раздельный сбор мусора вы могли видеть, что подобным образом построено образование в скандинавских странах, где сортировать мусор начинают приучать уже в детском саду и продолжают это делать в школе. Думаете, у нас организовать подобное невозможно? Ошибаетесь, при желании всё очень даже реально! Причем внедрить раздельный сбор мусора могут и сами школьники, если они заинтересованы и готовы прикладывать определенные усилия.

Экоактивистка из Петербурга Даша Хамаза смогла не только организовать сортировку мусора в своей школе, когда там училась, но и распространила этот опыт на 43 школы России! Публикую в небольшом сокращении интервью с Дашей, подготовленное изданием "Бумага".

С чего всё началось и как на инициативу отреагировали учителя

Как устроен сбор мусора и почему проекту помог бизнес

Все отходы перед сдачей нужно чистить и досортировывать (потому что школьники не всегда соблюдают правила) — этим и занимается экоклуб. Мы составили расписание волонтеров, которые каждый день собирают сырье из наших самодельных контейнеров (сейчас их около одиннадцати) и относят в баки за школой.На нашем пути было огромное количество сложностей: нужно было просветить всех учащихся гимназии (их около 900), постоянно быть на связи с компаниями и администрацией, решать ежедневные вопросы по контейнерам и так далее. Мне часто приходилось оставаться в школе до вечера, но я видела прогресс, и это очень вдохновляло.

Как локальный проект превратился в международную кампанию

— Я уже не учусь в гимназии, но экоклуб продолжает работу. Через полгода существования системы в школе мы решили поделиться опытом с другими и создали REschools. Наша работа заключается в консультациях и предоставлении информации (плана действий, списка компаний, материалов для уроков). Иногда мы собираем ребят из разных школ, устраиваем мероприятия.Сначала мы просто приходили в соседние школы или искали заинтересованных ребят через друзей, а позже создали сайт и соцсети. Именно через них нам стали писать школьники со всей России. К нам присоединились школы в Москве, Хабаровске, Томске, Казани и других городах. Мы также на связи с университетом SciencesPo во Франции и несколькими школами в Бразилии, Японии и Мексике.

На самом деле это отличная история, которая вселяет надежду и показывает, что всё у нас может быть лучше, если люди будут сами заинтересованы в решении возникающих проблем, и уж точно всё должно получиться в России с раздельным сбором мусора. Понятное дело, что несколько десятков школ в одночасье ситуацию не изменят, да и есть над чем там работать, но это ощутимый шаг вперёд в плане мировоззрения.

Очень часто у нас рассказывают про особый менталитет, какие-то национальные особенности или плохой климат, которые все вечно мешают реализовывать в стране действительно важные и нужные проекты, стремиться к чему-то новому и изменять жизнь к лучшему. Но посмотрите, когда есть инициатива, когда идеей загораются сами люди и никто не вставляет им палки в колёса, то все получается, причем получается очень здорово! Может, для того, чтобы в России будущего всё было прекрасно, нужно не законы пачками принимать, а просто поощрять частную инициативу?

Читайте также: