Религия как историко культурный феномен кратко

Обновлено: 28.04.2024

П 32 Пигорева, О.В. Православие в истории России и Курского края: рабочая тетрадь студента [Текст] / О.В. Пигорева, З.Д. Ильина, А.Ю. Бунин. – Курск: Изд-во Курской ГСХА, 2012. – 68 с.

Рабочая тетрадь студента составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлениям подготовки бакалавров: 020000 Естественные науки, 080000 Экономика и управление, 110000 Сельское и рыбное хозяйство, 190000 Транспортные средства, 220000 Автоматика и управление, 230000 Информатика и вычислительная техника.

д.ист.н., профессор А.В. Апанасенок,

к.ист.н., профессор В.В. Иванова.

© Пигорева О.В., Ильина З.Д., Бунин А.Ю., 2012

Пояснительная записка

Рекомендации по заполнению рабочей тетради

1. Рабочая тетрадь заполняется в течение семестра при подготовке к каждому семинарскому занятию.

2. Перед началом выполнения заданий, представленных в рабочей тетради, студенту необходимо изучить соответствующую литературу, прочитать конспект лекции.

4. Рабочая тетрадь представляется студентом к проверке на каждом семинарском занятии.

5. По итогам выполнения заданий в рабочей тетради преподаватель выставляет оценку за каждую тему и указывает замечания.

Семинар № 1

Религия как историко-культурный феномен.

Христианство – одна из трех мировых религий(2 часа)

ПЛАН

1. Мировые и национальные религии: основные отличия.

2. Возникновение христианства. Христианство и его конфессии.

3. Основы христианского вероучения.

4. Источники знаний о христианстве. Библия. Священное Писание и Священное Предание.

5. Христианская нравственность как основа поведения. Декалог Моисея. Заповеди блаженства.

Глоссарий

Выучите определения следующих терминов:

религия, христианство, православие, Священное Писание, Священное Предание.

Вопросы для обсуждения

1. Объясните, почему изначально христианство было религией бедняков, рабов, порабощенных Римом народов?

2. Расскажите о гонениях на первых христиан. Приведите примеры о жизни первых мучеников за веру Христову.

3. Как положение христианства как гонимой религии отразилось в первые века н.э. на осуществлении богослужений, иконописи? Чем объясняется символизм в христианской иконописи первых веков?

4. Назовите и охарактеризуйте основные причины раскола христианства в 1054 году на римско-католическую и православные церкви.

5. В чем отличия Священного Писания и Священного Предания? Когда стали записывать Священное Предание? Почему это было необходимо?

6. Оцените значимость христианского вероучения для нравственного поведения человека.

Задания для студентов

Задание 1. Перечислите мировые религии. Приведите примеры национальных религий. Укажите основные отличия мировых религий от национальных.

Мировые религии: _____________________________________________

Национальные религии: _________________________________________

Отличия мировых религий от национальных: ________________________

Задание 2. Запишите, где и когда возникло христианство?

Задание 3. Перечислите три известные Вам ветви христианства и укажите, когда произошел раскол.

Задание 4. Внимательно прочтите приведенные ниже Заповеди Моисея (Декалог Моисея). Какие из них определяют отношение человека к Богу, а какие регламентируют взаимоотношения с другими людьми? Как Вы думаете, можно ли считать данные Заповеди кодексом нравственного поведения? Свой ответ и аргументы запишите.

(Обратите внимание, что Заповеди приведены кратко, в доступной форме, но суть сохранена. Если Вы захотите прочесть Заповеди Моисея полностью, обратитесь к библейскому тексту).

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

1. Предмет и структура религиоведения. Теологический и светский подходы к изучению и определению религии. Предмет, задачи, методы религиоведения. История изучения религии. Структура религиоведения. Основные разделы религиоведения.

2. Сущность и составные части религии: вера, вероучение, культ, организация. Функции религии: мировоззренческая, регулятивная, коммуникативная, интегративная, культуртранслирующая функции религии.

3. Классификации религий. По времени существования: мертвые и живые религии. По принципу происхождения: естественные религии и религии откровения. По форме распространения: дискретные и континуальные. По количеству богов: политеистические и монотеистические. По этнографическому принципу: родоплеменные, национальные, мировые религии, новые религиозные движения.

Религиоведение (в англоязычной литературе The Science of Religion, во франкоязычной La Science de Religion, в немецкоязычной Religionswissenschaft), в отличие от богословия, изучает не Бога и божественное домостроительство, но именно религию. Эта наука изучает религию, как специфичный феномен истории и культуры.

Религия сопровождает историю всех народов от истоков цивилизации и пронизывает едва ли не все сферы человеческого бытия, проникая в глубины сознания и даже подсознания людей. Отсюда поразительное богатство и многообразие религиозных проявлений, изобилие связанных с религией научных проблем, что обусловило комплексный характер религиоведения как науки. Религиоведение― это учение о религии как особой сфере духовной культуры человечества. Это наука о сущности религии, ее возникновении и эволюции, ее роли в общественном развитии, ее соотношении с другими сферами культуры. Названная наука представляет собой объективное, открытое, свободное от апологии и предвзятости знание. Она не судит, какая конфессия лучше или хуже, какое вероучение истинней и т.п.

Большинство религиоведов относят возникновение данной науки ко второй половине XIX в., когда одно за другим стали появляться добротные эмпирические и теоретические исследования о религии, отвечающие научным критериям. Именно с этого времени постепенно обозначаются границы религиоведения, отчетливее формулируются его проблемы, отрабатываются методы. Оно все более определяет себя как относительно самостоятельная отрасль гуманитарной науки. Но предыстория ее начинается намного раньше.

Итак, религиоведение окончательно сформировалось во второй половине XIX в. на стыке философских наук ― общей и социальной философии, гносеологии, этики, эстетики, герменевтики, а затем ― философской антропологии и феноменологии. Она вобрала в себя данные и иных гуманитарных наук.Религиоведение исследует наиболее характерные черты, присущие тысячам древних и современных исповеданий различных стран мира. Она стремится сравнить их между собой и выделить то общее, что свойственно религии как специфической области культуры человечества.

Религиоведение часто относят к философским дисциплинам, во-первых, потому что, как уже известно, оно зарождалось в лоне философии, и лишь сравнительно недавно выделилось из нее. Во-вторых, потому что философско-мировоззренческие проблемы и поныне буквально пронизывают религиоведение. Прежде всего, вводный раздел этой науки ― ее метатеорию (общее учение о религии, а также отправные понятия, принципы, парадигмы, методология, то есть методы исследования и описания религии). В религиоведение входят и такие ее специальные разделы, как история религии (с подразделом компаративистика ― сравнительное религиоведение), социология религии и психология религии. Правомерно говорить и о таком ныне формирующемся в рамках философии религии подразделе, как культурология религии. В состав религиоведения входит и учение о свободомыслии и секуляризации — явлениях, сопровождающих, отрицающих и восполняющих религиозное миропонимание и отношение людей к религии.

Как и каждую науку, религиоведение развивают верующие и неверующие исследователи, стремящиеся к получению достоверных, объективных знаний. Так, среди основоположников религиоведения были уже упомянутые нами священники ― Корнелис Тиле и П. Шантепи де ла Соссе. Один из классиков религиоведения Отто Пфлейдерер был не только пастором (суперинтендантом Иены), но и теологом. Еще один из ее классиков Натан Зёдерблом ― тоже пастор и теолог. Значительный вклад в религиоведение внес великий гуманист и религиозный мыслитель Альберт Швейцер. Высокую ценность для этой науки имеют сочинения отечественного историка и богослова А.В. Карташева, труды принявшего монашескую аскезу, выдающегося русского мыслителя А.Ф. Лосева, многочисленные работы недавно ушедшего из жизни известного культуролога и человека глубокой православной веры С.С. Аверинцева.

Признаем, что личный религиозный опыт верующих исследователей религии наделяет их определенным преимуществом по сравнению с неверующими религиоведами. Неверующим религиоведам, в свою очередь, несколько легче воздерживаться от пристрастий при исследовании различных феноменов религии. Вклад неверующих ученых в эту науку, думается, не менее значителен, чем у их верующих коллег. Подлинная наука безразлична к симпатиям и антипатиям ученого ― важно лишь, чтобы он был добросовестным и объективным исследователем.

2. Несмотря на различия множества конкретных религиозных исповеданий (конфессий), все же можно выделить нечто единое и существенное в каждом из них, а следовательно, судить и рассуждать о религии как о широком научном понятии (категории). Религия, как известно, пронизывает едва ли не все сферы человеческого бытия и духовного мира. Несмотря на нечеткость ее внешних границ, религия все же особая и во многом автономная страна духовного мира. Главный ее признак — вера в сверхъестественные силы и существа и поклонение им. Рассмотрим этот отличительный признак, обязательно присущий любой — древней или современной ― религии. Выделяя особую значимость веры для религии, ее приверженцев обычно так и именуют верующими.

Итак, не каждая вера и не любое поклонение образуют религию. Ее отличительный признак (единство веры в сверхъестественное и ритуальное поклонение ему) даже внешне отграничивает религию от похожих на нее светских феноменов. Но религия обладает и глубоким духовным своеобразием, еще более отличающим ее от внешне сходных феноменов. Это своеобразие заключено в ее строении, структуре. Выделим четыре главных компонента религиозной структуры:

1. Верования. Специфичные для каждой из религий, они составляют их духовное ядро. Все остальное в них — овеществление этого духовного, идеального начала. Несмотря на своеобразие верований разных религий, в них несложно выделить несомненную схожесть. Едина их мировоззренческая основа и очень близки между собой формы бытования. Это устные или письменные сказания, предания, мифы и легенды о божественных силах и существах, иногда неопределенно-безличных, но чаще имеющих свое лицо, характер, специфическое назначение.

Вероисповедные отношения — это общение, контакты, зависимости и связи с единоверцами, служителями религии, с Церковью и другими ее структурами, с теми или иными лицами и учреждениями как при осуществлении поручений общины, так и по собственной инициативе.

4. Религиозные верования овеществлены не только в поведении, отношениях и культе, но и в религиозных организациях. Религия представляет собой, по выражению социологов, институциональное образование. Иными словами, она обладает особыми институтами, учреждениями и другими организационными структурами, обеспечивающими ее устойчивое функционирование в обществе, в совокупности образующими Церковь, то есть культовое объединение единоверцев, управляемое особыми установлениями и обычно разделенное на духовенство и мирян. Как правило, церкви официально признаны, а в некоторых странах являются даже государственными учреждениями и выполняют некоторые гражданские функции (опека над школами, регистрация браков и др.). Исторически Церковь выросла из института жречества. Духовенство и поныне составляет ядро церквей и, как правило, осуществляет не только культовое, но и организационное руководство их жизнью. Соответственно этому, большинство христианских церквей построены по иерархическому принципу, то есть соподчинения, при котором низшие чины духовенства повинуются высшим. Главенство же сосредоточено в руках наивысшего иерарха (папы, патриарха). В ламаизме (течение буддизма) главой является Далай-лама. Иерархия еще более скрепляет и централизует жизнь Церкви, подчиняя ее низовые звенья (общины, приходы) обязательным установлениям. Иерархий (как организационных структур) нет в мусульманском духовенстве. У некоторых исповеданий (конфессий) общины единоверцев разрознены, нет деления на духовенство и мирян, нет и монашества. Подчас отсутствует четкий устав (канон) организационной жизни, а вместе с тем нет и официального признания. И все же каждая из таких конфессий является Церковью, то есть сознательным объединением приверженцев религии, отправляющих единые верования и культ.

3. В современном обществе возникает потребность в упорядочении, типологизации религиозных феноменов независимо от времени или места их обитания. Прежде всего можно говорить о религии живые и мертвые, первоначальные и родоплеменные, национальные и мировые, религии природные и религии откровения.

Разделение религий на мертвые и живые (современные) опирается на историю. Мертвые религии это те, что когда-то существовали, но впоследствии исчезли. Некоторые из них зал и шили после себя память в виде руин святынь, гробниц, других памятников, иногда в виде религиозной литературы, легенд, мифов и тому подобное. Живые религии - это ныне существующие религии, влияющие на сознание и поведение определенных групп людей, а также новые религиозные движения, появившиеся в последние десятилетия.

Разделение религий на природные и религии откровения опирается на генетический принцип (принцип происхождения). Под природными религиями имеются в виду те из них, которые возникли стихийно на конкретном общественно-исторической почве в процессе развития первобытных верований и культов. Эти религии появились не в результате деятельности пророков, харизматичных личностей, то есть людей выдающихся духовных качеств, их учение не основывалось на письменных источниках - откровениях или священных писаниях. Совсем иной характер имеют религии откровения. Они связаны с лицом основателя и фактом сверхъестественного откровения, или озарения. История знает многих таких учредителей. Они появлялись на разных территориях и в разных религиях. Среди религий откровения наиболее известные зороастризм, буддизм, христианство, ислам. Когда говорят об учредителях религии, не имеют в виду, что отдельный человек буквально основала ту или иную религию. Считают, что она сыграла определяющую роль в консолидации уже существующих в данной группе верований и культов.

Иные критерии для классификации религий:

• количество верующих и их удельный вес в общей численности населения (статистический)

• ареал распространения (картографический)

• формы распространения: дискретные, то есть разбросаны по всему миру (иудаизм, кришнаизм), и континуальные, то есть распространены компактно по странам и континентам (христианство, ислам)

• правовой статус (религии, поддерживаются государством; религии, не поддерживаются государством; религии, к которым государство относится нейтрально)

• государственный статус (религии, имеющие статус государственных; религии, статус которых не закреплен государственными документами; религии национальных меньшинств)

• уровень организации (жестко централизованы, не жесткая централизованные, децентрализованные религии).

Религии также могут быть:

· политеистическими (большой пантеон богов) и монотеистическими(единобожия);

· урбанистическими (городскими) и сельскими;

· этническиеи региональные (национально-государственные), связанные с существованием какой-либо нации или государства.

Таким образом, можно представить следующую классификацию религий:

1) ранние (родоплеменные, первобытные) формы религии (фетишизм, тотемизм, анимизм, магия, шаманизм и т.д.);

2) этнические и региональные (национально-государственные религии), часто в пределах определенного государства или в определенных народов (иудаизм, индуизм, зороастризм и т.п.);

3) мировые религии (буддизм, христианство, ислам)

4) новые религиозные движения (нетрадиционные религии).

Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение.


Оглавление

  • ЛЕКЦИЯ № 1. Религия как феномен культуры
  • ЛЕКЦИЯ № 2. Ранние формы религиозного сознания

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История мировых религий: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ № 1. Религия как феномен культуры

1. Классификация религий

Религия является феноменом, элементом или функцией в человеческой культуре. В подобном понимании сама культура представляется как совокупный взгляд людей на мир, в котором они появляются на свет, воспитываются, живут. Культура, другими словами, — результат познания людьми той реальности, которая их окружает в физическом мире. В противоположность этому религия может восприниматься как совокупность опыта, впечатлений, умозаключений и деятельности одного человека или группы людей касательно того, что видится им материей высшего порядка. В большинстве случаев человек осознает эту сакрализуемую им действительность как нечто, являющееся ему извне.

Определенные виды, в которых религия себя выявляет, подвластны определенным времени и месту, однако, как правило, человек воспринимает откровение как встречу с созданиями, которые имеют телесное претворение. Во многих религиях многообразие реальности принимается как проявление целого ряда божеств, однако вместе с политеистическими религиями существуют, как известно, религии строго монотеистические, почитающие только одного-единственного бога. Главной характерной чертой монотеизма является то, что божество всецело трансцендентно, т. е. пребывает за границами ощущаемой действительности, в то время как боги политеизма имманентны, т. е. мыслятся выражающими себя в ее границах. Разные религии описывали своих богов по-разному: антропоморфными, зооморфными, совмещающими в себе черты того и другого; в виде живописных или скульптурных образов; в виде двухмерных или трехмерных воспроизведений. Иногда боги чтились в конкретном теле, как перешедшие в него: фараон в древнем Египте, японский император в наши дни, Иисус из Назарета до своей смерти — с одной стороны, и древнеегипетский бык Апис и индийская кобра — с другой. Впрочем, не все религии и не на всем протяжении своего бытования создавали телесные отображения своих божеств. Индуизму и буддизму, например, вообще не было это ведомо. Часто они не существуют и в религиях бедуинов, что может объясняться своеобразием их кочевой жизни, неизбежно ограничивающим круг материальных вещей. Однако это нельзя сравнить с запрещениями на изображения, которые мы видим в некоторых монотеистических религиях. Рассмотрим классификацию религий.

2. Национально-государственные религии, которые являются основами религиозной жизни некоторых народов и наций (например, индуизм в Индии или иудаизм у еврейского народа).

2. Проблема возникновения религии

Глубокий мировоззренческий вопрос о том, как и когда появилась религия, можно разрешить двумя взаимоисключающими ответами.

1. Религия возникла вместе с человеком. Тогда человек, что и описывается в Библии, должен был быть сотворен Богом в результате акта создания. Религия зародилась потому, что есть Бог и человек, который может воспринимать Бога. Приверженцы этой точки зрения считают, что если бы Бога не существовало, то не было бы и такого понятия в разуме человека. В таком случае делаем вывод, что религия существует исконно.

2. Религия — продукт формирования человеческого сознания, т. е. человек сам сотворил (придумал) Бога или богов, тем самым стараясь понять и объяснить окружающий его мир. Сначала древние люди не имели богов, т. е. были атеистами, но вместе с зарождением искусства, зачатков наук, языка у них стали формироваться и религиозные взгляды. Со временем они усложнялись и систематизировались. Отправной точкой для такого суждения является теория происхождения человека и его сознания в процессе биологической эволюции.

Благодаря наличию разных точек зрения о происхождении религии, этот вопрос до сих пор остается открытым и вызывает множество споров.

3. Структура религии

4. Роль религии в жизни человека и общества

Возможно, никто не будет возражать, что религия — это один из основных факторов человеческой истории. Допускается в зависимости от ваших взглядов говорить, что человек без религии не стал бы человеком, а можно (и это тоже существующая точка зрения) непреклонно доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия — реальность человеческой жизни, собственно, так и нужно ее воспринимать.

Значение религии в жизни определенных людей, обществ и государств разное. Стоит только сопоставить двух людей: одного — придерживающегося канонов какой-либо строгой и замкнутой секты, а другого — ведущего светский образ жизни и совершенно безучастного к религии. То же можно применить и к различным обществам и государствам: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предоставляют своим гражданам полную свободу в вопросах веры и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, третьи держат религию под запретом. В ходе истории вопрос с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того — Россия. Да и конфессии совсем не похожи в тех требованиях, которые они выдвигают по отношению к человеку в своих законах поведения и кодексах морали. Религии могут сплачивать людей либо разъединять их, воодушевлять на творческий труд, на подвиги, призывать к бездействию, недвижимости и наблюдению, помогать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т. д. Значение религии всегда следует рассматривать конкретно в определенном обществе и в заданный период. Ее роль для всей общественности, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

Кроме того, можно говорить, что религии обычно характерно исполнять по отношению к обществу и отдельным людям определенные функции.

1. Религия, представляясь мировоззрением, т. е. концепцией принципов, взглядов, идеалов и убеждений, показывает человеку устройство мира, конкретизирует его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

2. Религия является людям утешением, надеждой, духовным утолением, опорой. Не случайно люди, как правило, обращаются к религии в трудные моменты своей жизни.

3. Человек, обладая каким-то религиозным идеалом, внутренне перерождается и становится способен нести идеи своей религии, устанавливать добро и справедливость (так, как диктует их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)

Философы четко различают два понятия: культура и цивилизация. К последней они причисляют все достижения науки, техники, увеличивающие возможности человека, предоставляющие ему жизненный комфорт и определяющие современный образ жизни. Цивилизация сродни мощному оружию, которое можно применить во благо, а можно превратить в средство убийства: это зависит от того, в чьих руках оно находится. Культура, подобно медленной, но могучей реке, берущей начало из древнего истока, довольно консервативна и часто конфликтует с цивилизацией. Религия же, являясь основой и стержнем культуры, — один из решающих факторов, который предохраняет человека и человечество от расщепления, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели, т. е. всех бед, которые может нести с собой цивилизация.

Следовательно, религия осуществляет в истории созидательную культурную функцию. Это можно показать на примере Руси после принятия христианства в конце IX в. Христианская культура с древними традициями укрепилась и расцвела тогда в нашем Отечестве, буквально преобразив его.

И все же не надо идеализировать картину: ведь все люди разные, и из человеческой истории можно почерпнуть и совершенно противоположные примеры. Вы, возможно, помните, что после становления христианства как государственной религии Римской империи, в Византии и в ее окрестностях христианами было снесено немало величайших памятников культуры античной эпохи.

7. Религия помогает упрочению и закреплению конкретных общественных порядков, традиций и законов жизни. Поскольку религия консервативнее любого другого общественного института, она в основном всегда стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою. (Хотя, вполне вероятно, что и это правило не обходится без исключений.) Припомните из новой истории, когда в Европе зачиналось политическое течение консерватизма, у его начала стояли представители церкви. Религиозные партии стоят, по большей части, в правой охранительной части политического спектра. Их положение в качестве противовеса разного рода радикальным и иногда неразумным преобразованиям, переворотам и революциям очень важно. Покой и стабильность необходимы сейчас и нашему Отечеству.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1. Понятие религии.

2. Признаки религии.

3. Элементы религии

4. Функции религии

5. Формы ранних религий

6. Религии современного мира

7. Мировые религии.

Религия – это вера в сверхъестественное, основанные на ней мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение;

совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;

форма удовлетворения духовных потребностей.

Признаки религии : вера в сверхъестественное; организованное поклонение высшим силам; стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта)

вера – принятие истинности чего-либо без доказательств;

культ – вид религиозной деятельности, религиозное почитание каких-либо предметов, святых отцов, бога или богов; религиозная обрядность;

образ жизни (нравственные ценности и религиозные нормы);

Церковь – социальный институт, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.

регулятивная - Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность);

терапевтическая - Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации - снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение);

культуротранслирующая - Способствует развитию определенных основ культуры - письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению);

к оммуникативная (Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих - с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т. д.);

интегрирующая (Объединяет индивидов, группы, если ими признается более или менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии);

легитимизирующая .

Формы ранних религий:

анимизм (от лат. душа) – вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы;

фетишизм (от фр. заколдованная вещь, идол, талисман) – поклонение неодушевленным предметам, наделенным сверхъестественными свойствами;

тотемизм (от индийского тотем – его род) – поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику;

Религии современного мира :

родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;

национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, иудаизм, индуизм, конфуцианство и др.);

мировые религии: буддизм (VI-V вв. до н.э. в Индии), христианство (I в. н.э. в Палестине), ислам (VIII в. н.э. в Аравии)

Читайте также: