Религиозная толерантность план урока

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Иванова Екатерина Сергеевна, педагог-организатор
Место работы: Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеский центр"
Цель: Формирование межконфессиональной и межэтнической толерантности, уважение к существующим религиям;
Развивающие задачи:
Формировать:
-интернационализацию ценности жизни по нормам добра, заложенным в философии мировых религий;
- расширить и обобщить знания основ мировых религий;
-развивать умения судить о фактах, связанных с межрелигиозными вопросами;
-развивать рефлексивное мышление;

Ход урока
Организация занятия. Актуализация.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем говорить о религии.
Вопросы учащимся: Что такое религия ? ( выслушиваем мнения учащихся)
(Слайд№2) Религия имеет свое начало. Вначале появляются ее первобытные и первоначальные формы. Потом они постепенно развиваются, меняется наполнение и их содержание.
(Слайд№3) Это солнце, еще за 10.т лет до нашей Эры в истории находится масса примеров о том, что первый Бог, которому поклонялись люди, было солнце. Ребят как вы думаете почему? (Ответы детей)
Педагог: Каждое утро, когда встает Солнце, оно дает тепло, свет, и защищает человека от холода и опасных хищников, которые обитают в их среде. Все цивилизации понимали, что без солнца не вырастет урожай, жизнь на земле исчезнет. Солнце олицетворяло – Божий Свет, Творца, сияние мира, спасителя человечества.

Традиционные религии России
Педагог: Религиозные взгляды людей всегда были очень разнообразны например, Буддизм, Ислам, Иудаизм или Христианство между ними много общего, но и различий тоже не мало, несомненно, одно: все они, отвечают на важные вопросы, о человеческом бытие.

Цель урока: создать условия для осознания государственной проблемы религиозной толерантности и права выбора своего отношения к данной дилемме через критическое мышление и создание образовательного продукта.

- расширить и обобщить знания об основах мировых религий;

- формировать навык коммуникативной и дискуссионной культуры;

- дать толчок для последующей, углубленной мысли учащихся, наедине с собой, заставить задуматься;

- способствовать пониманию и продуктивному взаимодействию между учащимися.

- межконфессиональную и межэтническую толерантность, уважение к существующим религиям;

- интернационализацию ценности жизни по нормам добра, заложенным в философии мировых религий;

- толерантные установки личности, обеспечивающие её жизнь в политкультурном обществе.

Креативная задача: создать продукт самостоятельного детского творчества.

Предметные области : обществознание, история, религиоведение, философия, социология.

Образовательная технология: технология развития критического мышления .

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения : презентация, наглядные пособия.

Основные понятия : религия, толерантность, священные книги, Библия, Коран, Трипитаки, священные писания.

  1. Выступление в группах.
  2. Защита своих версий.
  3. Рефлексия.

Подготовка учащихся к учебной деятельности

Основные задачи : Организация работы класса, актуализация проблем и цели урока, постановка проблемы.

Здравствуйте, ребята, рада вас снова видеть! Сегодня мы с вами поговорим о достаточно серьезных вещах, касающихся каждого человека. А вот о чем конкретно, вам предстоит догадаться. Прошу ваше внимание на экран.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя о видеосюжете, используя сигнальные карты (красного, зеленного и желтого цветов).

  1. О чем сюжет?
  2. Актуальные ли проблемы поднимает данный видеосюжет?
  3. Необходимо ли нам решать эту проблему?

Толерантность (от лат. Tolerantia – терпение) – терпимость, уважение, снисходительность к кому-, чему-либо – записано на доске.

«Не удивительно ли, что люди так часто воюют

Россия – многонациональное, многоконфессиональное государство, поэтому тема толерантности важная. Характерная особенность толерантности – уважение к культуре, религии и традициям каждого народа. Такой настрой позволил выстроить уникальную систему межнациональных и межрелигиозных связей. Образовался монолит российской государственности.

Религия… Такое короткое и вместе с тем такое емкое, многогранное слово. По последним данным, озвученными в средствах массовой информации 70% жителей России считают себя верующими людьми.

  1. Как вы понимаете слово религия?
  2. Какие мировые и национальные религии вы знаете?
  3. Обращаются ли люди к религии?
  4. Какая религиозная проблема стоит перед человечеством в современном мире?

Мы определили проблему, которая в современном мире остается глобальной - проблема отношений между людьми, исповедывающими разные религии.

Этические ценности религий:

Задание: выявить общие этические ценности, заложенные во всех мировых религиях. Сделать вывод, ответив на поставленный вопрос.

(учащиеся работают по таблице, отвечают, дополняют друг друга)

  1. Какие нравственные ценности лежат в основании религиозных учений, схожи ли они?
  2. Несет ли истинная религия вражду и ненависть?

Вы утверждаете, что любая религия, будь то мировая или национальная, учит нравственной чистоте, порядочности, совествестливости. Религия, как и наука, как и искусство, является неотъемлемой частью национальной культуры. И нам необходимо научиться быть толерантными.

  1. Если все так хорошо, то почему у нас происходят столкновения в обществе?
  2. Что вы можете предложить обществу для преодоления национальных, религиозных конфликтов?

Учитель : – мы пришли к осознанию того, что для самосохранения человечество должно избавиться от межконфессиональной вражды. Должно быть терпимее, толерантнее к представителям других религиозных верований. Сейчас вам представиться возможность составить свои обращения к взрослым, от которых сегодня зависит судьба нашего мира.

  1. Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  2. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  3. Третья строка — образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.
  4. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  5. Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Защита учащимися своих образовательных проектов.

Мы с вами живём в маленьком, красивом и многонациональном городе-курорте Кисловодске, где проживают представители различных этносов и диаспор, поэтому тема религиозной и национальной толерантности является актуальной. Ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос, как:

  1. Что на ваш взгляд сможет сплотить жителей нашего города?
  2. К чему призывает нас тема сегодняшнего урока?

В заключении учащимся предлагается провести экспресс – рефлексию урока.

Учитель раздает учащимся шарики, на которых написаны фразы и им необходимо продолжить, дать ответит на фразу.

Поддержание межнационального и межрелигиозного мира на Кавказе и во всей России означает, что этот мир и это согласие будут восходить от силы к силе и становиться еще более фундаментом существования России как великого государства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: Классный час построен на просмотре клипа группы ЦВЕТЫ "Свет и радость"( с отчетного концерта) Необходимо скачать эту композицию . В ходе классного часа ребята обсуждают увиденное и услышанное , играют , делают предположения и выводы

— показать масштабы и опасность проявлений нетерпимости между народами и культурами;

— дать возможность осознать причины и следствия непонимания, возникающего в результате взаимодействия человека с представителями других культур;

— предоставить подросткам возможность понять и почувствовать, каковы причины и следствия межкультурного непонимания;

— помочь осознать, что успешное общение с представителями другой культуры невозможно без знания ее норм и правил

Ход классного часа:

Организационный момент.

Участники разбиваются на подгруппы по пять человек (произвольно).

— Все ли твои достоинства, о которых написали другие, были тебе известны?

- Ребята, надеюсь что предыдущее упражнение зарядило вас позитивом и уверенностью в себе , и сегодняшнее занятие у нас пройдёт хорошо.

Я хочу вам предложить одну очень хорошую , на мой взгляд песню. Сядьте поудобнее и постарайтесь понять ,о чём же здесь поётся.

(прослушивание песни до 2.14секунды)

- Кто догадался , о чём эта песня?(подвести к тому, что песня о любви)

-Хорошо , запомните каждый свои предположения ,и давайте прослушаем ещё отрывок.

(прослушивание песни с 2.14секунды – до 6.14)

- так о чём же эта песня?

-о какой радости они поют?

- красивая получилась мелодия? А почему?( Потому что о своей любви к Богу пели представители различных религий: кришнаиты, буддисты, иудеи, христиане и мусульмане)?

- а почему эти люди не смеялись друг над другом ?(потому что они умеют уважать ближнего. Каждая религия требует своей атрибутики, нет ничего плохо в том, что одним для этого требуется брить головы, а другим одевать длинные одежды)

- мешали ли они друг другу?

- что делали представители одной религии , пока свои слова пели люди другой религии?

- Можно ли сказать , что каждый из них в этот момент испытывал радость?

- Можно ли быть счастливым, когда рядом человек во всём не похожий на тебя?

Пока посланники выполняют задание, учитель даёт всей группе следующую инструкцию:

-Мы — карамбийцы, представители страны Карамбия, имеющей богатое историческое прошлое, огромную территорию и неисчерпаемые природные ресурсы. К нам едут посланники из другой страны, чтобы узнать поближе нас и нашу культуру. Мы должны следовать трем правилам, которые действуют в нашей стране:

- Мы можем говорить только с человеком того же пола,что и мы сами (включая посланников).

Ведущий должен убедиться в том, что участники усвоили правила. Посланники приглашаются по одному, так, чтобы другие посланники не знали, какие вопросы задают его коллеги.После опроса каждый из посланников представляет свой отчет о культуре Карамбии и ее жителях.

— Как карамбийцы приняли посланников: были ли они доброжелательны, дружелюбны, ориентированы на взаимодействие?

— Заметили ли посланники какие-нибудь особенности поведения и общения у карамбийцев?

— Какие чувства испытывали посланники во время контакта с карамбийцами?

— Были ли в вашей жизни ситуации, в которых вы испытывали сходные чувства? Попросите желающих рассказать об этом.(привести свои примеры: пост, свинина, чужая речь в транспорте)

— Как вы объясните возникавшие случаи непонимания?

— Что полезного дала вам эта игра?

- Представители разных культур часто объясняют одно и то же поведение по-разному.

- Человек использует для оценки другой культуры ценности, ожидания и способы поведения, выработанные в собственной культуре, и действует в соответствии с ними.

- Человек, попадая в другую культуру, часто не имеет практически никакой информации о ней, тем не менее, видит ее особенности в негативном свете.Погружение в другую культуру часто вызывает у человека страх, одиночество и неуверенность.

- Непонимание причин поведения представителей другой культуры порождает противодействие, раздражительность, агрессивность.

- Люди часто думают, что их язык лучше других, и тот,кто говорит на их языке, умнее.

- Одной из наилучших стратегий для понимания другой культуры является установление близкой дружбы с человеком из этой культуры, который может стать проводником и защитником.

- Ребята , давайте мы ещё раз вернёмся к нашей песне. Итак мы сделали вывод, что находящийся рядом с тобой человек тоже как и ты имеет право быть счастливым. И твоя задача не мешать ему, даже если ваши взгляды не совпадают. Но одно дело просто отойти в сторону, а вот если эти люди одновременно станут обращаться каждый к своему Богу, получится ли такая же красивая мелодия?

(прослушивание песни с 6.14-7.29)

-Стала ли песня хуже?

- Может ли одна религия помешать другой? Почему?( потому что предназначение каждой религии нести свет и радость )

- Обратите внимание символы всех религий слились, образуя общий свет.

6. Рефлексия занятия

—Какое влияние оказывают стереотипы на поведение человека?

—Какие чувства могут возникать у людей, испытывающих на себе нетерпимое отношение со стороны окружающих?

- Что нового вы для себя узнали на сегодняшнем занятии

Мы все очень разные, но мы вынуждены не только находиться в одном коллективе , но и жить в многонациональной республике. Если мой сосед китаец, я не могу его поменять на узбека, даже если я очень люблю узбекский плов , то я с удовольствием буду есть китайскую лапшу соседа. В нашем классе нет межнациональных конфликтов, и я надеюсь , что они никогда и не возникнут . Давайте мы с вами сейчас раскурим символическую трубку мира, испробовав блюда представителей тех национальностей , из которых состоит наш класс. Но будьте готовы, что вам достанется не то, что вы любите , а может даже то, что вы совсем не хотите, но вы уже взрослые и должны уметь уважать традиции и труд ближнего.(чаепитие)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Религиозная толерантность

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Развивать критическое мышление посредством включения студентов в образовательный процесс. Развивающие задачи: - формировать навык коммуникативной и дискуссионной культуры; - дать толчок для последующей, углубленной мысли студентов, наедине с собой, заставить задуматься; - способствовать пониманию и продуктивному взаимодействию между обучащимися. - позволить студентам использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности. - создать базу для новых типов человеческой деятельности Воспитывающие задачи: - Формировать: 1) межконфессиональную и межэтническую толерантность, уважение к существующим религиям; 2) интернационализацию ценности жизни по нормам добра, заложенным в философии мировых религий; 3) осознанность нравственного поведения Образовательные и дидактические задачи: - расширить и обобщить знания основ мировых религий; - развивать умения судить о фактах, связанных с межрелигиозными вопросами; - развивать рефлексивное мышление; - учить формировать проблемы, аргументировать свою точку зрения. - ознакомить студентов с притчами, учить обучающихся их понимать. 2 Креативная задача: создать продукт самостоятельного подросткового творчества.урок лекция с применением критического мышления


Урок способствует воспитанию принципов толерантности в молодежной среде; выработке у учащихся осознанного представления о роли совместного сосуществования разных человеческих групп и общностей, признанию и уважению разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей.

Описание разработки

Цель урока:

воспитание принципов толерантности в молодежной среде; выработка у учащихся осознанного представления о роли совместного сосуществования разных человеческих групп и общностей, признание и уважение разной этнонациональной,религиозной и иной принадлежности людей, права окружающих людей на другие взгляды и убеждения.

Ход урока.

16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности.

«Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность.

Участникам викторины предлагается ответить на несколько вопросов викторины:

План урока по теме Современная религиозная ситуация

3. Как вы считаете, кто самый толерантный человек в нашей школе и почему?

4. В честь чего 16 ноября стало Международным Днем толерантности?

6. Какой принцип толерантности, на ваш взгляд, является самым главным.

7. Какой год является Международным годом толерантности?

8. Назовите самое нетолерантное событие в истории Казахстана и в истории Мира.

Участникам викторины предлагается придумать один или несколько синквейнов

– это стихотворение, состоящее из 5 строк:

Тема синквейна – существительное,

Два прилагательных, которые по Вашему мнению подходят к теме темесуществительного, Три глагола по теме,

Осмысленная фраза на данную тему,

Резюме к теме (желательно одно слово или словосочетание).

Пример 1 Пример 2

2. Невраждебный, конструктивный,

3. Взаимодействовать, уважать, прислушиваться

4. Мудрость человеческая в терпимости.

2. Терпеливое, уважительное

3. Поддерживать, принимать, доверять

4. Способность устанавливать и сохранять общность с людьми, отличающимися от нас

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Учитель истории: Аралов С.Б.

11 класс Человек. Общество. Право

Тема урока: Современная религиозная ситуация

Цель урока: воспитание принципов толерантности в молодежной среде; выработка у учащихся осознанного представления о роли совместного сосуществования разных человеческих групп и общностей, признание и уважение разной этнонациональной,религиозной и иной принадлежности людей, права окружающих людей на другие взгляды и убеждения.

16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции

ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности.

«Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность.

Толерантность – это добродетель, которая делает возможным постижение

Участникам викторины предлагается ответить на несколько вопросов викторины:

3. Как вы считаете, кто самый толерантный человек в нашей школе и почему?

4. В честь чего 16 ноября стало Международным Днем толерантности?

6. Какой принцип толерантности, на ваш взгляд, является самым главным.

7. Какой год является Международным годом толерантности?

8. Назовите самое нетолерантное событие в истории Казахстана и в истории Мира.

Участникам викторины предлагается придумать один или несколько синквейнов

– это стихотворение, состоящее из 5 строк:

Тема синквейна – существительное,

Два прилагательных, которые по Вашему мнению подходят к теме темесуществительного

, Три глагола по теме,

Осмысленная фраза на данную тему,

Резюме к теме (желательно одно слово или словосочетание).

Пример 1 Пример 2

2. Невраждебный, конструктивный,

3. Взаимодействовать, уважать,

4. Мудрость человеческая в терпимости.

2. Терпеливое, уважительное

3. Поддерживать, принимать,

4. Способность устанавливать и

сохранять общность с людьми,

отличающимися от нас

Основные понятия, связанные с проявлением нетерпимости.

Нацизм – крайняя форма экстремизма, основанная на национальном признаке, господство над другими нациями (фашизм).

Национализм - форма национального самосознания.

Ксенофобия - любая постоянная боязнь (ненависть) к иностранцам.

Дискриминация – ограничение в правах части населения по расовому, национальному или религиозному признакам.

Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам. Одно из тягчайших преступлений человечества.

Расизм – противоправная национальная политика, форма дискриминации, ставившая целью угнетение представителей одной расы над другой.

Рекомендуется после каждого нового термина работать с аудиторией, например, просить участников урока привести примеры к каждому из рассматриваемых понятий.

Таким образом участники урока смогут лучше усвоить значение данных слов.

Заканчивая этот этап урока следует привлечь его участников к дискуссии по данной

Тесты на толерантность

Существуют различные тесты на определение толерантности. Зачем же их использовать спросите вы? Во-первых, они могут помочь вам определить уровень толерантности в группе с которой вы работаете – это весьма полезно, например, при подготовке уроков толерантности, так как позволяет формировать тему и наполнение урока в зависимости от того насколько толерантны его участники. Во-вторых, тесты в легкой форме дают представление о его личном уровне толерантности тестируемого, и обратить его внимание на низкий уровень толерантности. Роль сотрудника библиотеки в этой ситуации состоит в вовлечении тестируемого человека в систему мер по повышению толерантности.

Домашнее задание: прочитать, ответить на вопросы.


-75%

Читайте также: