Смысловой анализ текста в школе

Обновлено: 02.07.2024

Ребёнок уже читает, но не всегда понимает смысл прочитанного? Идеи и упражнения, которые мы предлагаем ниже, будут полезны родителям и педагогам. Используйте ЛогикЛайк-подход для занятий дома или открытых уроков в школе.


Как научить ребёнка понимать смысл текста?

Технически большинство детей умеют читать вслух уже при поступлении в первый класс. Но далеко не все способны размышлять над содержанием, запоминать и правильно пересказывать суть. ЛогикЛайк подскажет, как заниматься с ребёнком, чтобы он научился читать осознанно.

Большинство детей (стихийно) концентрируются на правильном и быстром чтении, поэтому не улавливает смысл предложений. Отсюда сложности при попытке связать прочитанное воедино и пересказать содержание. Чтобы научиться понимать текст, нужно переключиться с автоматического чтения на осмысленное.

Отработка приёмов работы с текстом во многом влияет на подход ребёнка к обучению. В 5-8 лет формируется правильный (или неправильный) способ мышления и восприятия новой текстовой информации.

Учимся работать с текстом: 2 способа начать

Вы уже выбрали книгу, которую будете читать, но не знаете, как подойти к чтению по-новому? Какие приёмы использовать, чтобы ребёнок наверняка улавливал суть прочитанного, а родитель или педагог смог бы это отслеживать? Попробуйте два подхода.

Классический способ работы с текстом включает стандартные приёмы, которые по традиции используются в школе. Сначала внимательно прочитать текст. Ответить на вопросы по содержанию, выделить основную мысль и тему текста, придумать заголовок, найти и объяснить непонятные слова — ничего сложного.

Прогрессивный способ проникает в суть проблемы и учит ребёнка мыслить логически, обращать внимание на детали в тексте, видеть структуру текста, находить в нем существенную и несущественную информацию, соотносить прочитанное со своим опытом и др. Приведем примеры конкретных приёмов, которые тренируют все эти навыки.

Как правильно анализировать текст по литературе — важно знать каждому школьнику и студенту. На самом деле в этом нет ничего сложного. Существует универсальный план, при помощи которого можно проанализировать любое произведение. Есть несколько вариантов сделать анализ текста.

Анализ текста по литературе как делать

Обзор по литературе

Анализ текста — это краткий пересказ, разбор содержания какого-либо произведения. Можно анализировать стихи, рассказы, поэмы и так далее. Это учит осмысленному чтению. Именно поэтому педагоги дают ученикам такое задание. Анализ простых произведений помогает без проблем понимать более сложные труды. Кроме того, это развивает творческие способности ученика, мышление, речь. Анализ помогает понять смысл произведения, выделить мораль и главную мысль автора.

Как сделать анализ текста по литературе:

Как делать анализ текста

Как делать анализ текста по литературе

  1. Нужно перечитать труд автора (с чувством, выражением, паузами, сменой интонаций).
  2. Необходимо вспомнить все, что известно об авторе, или узнать о его биографии, интересах из дополнительной литературы.
  3. Нужно определить стиль, которым написано произведение. Их всего пять: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный.
  4. После этого нужно определить тип речи. Их всего три: описание, повествование, рассуждение.
  5. Необходимо обозначить жанр произведения. Примеры: пьеса, рассказ, баллада, былина, очерк, эссе и так далее.
  6. Затем нужно определить главную тему произведения.
  7. Написать заголовок или подумать над заголовком. Почему автор выбрал именно этот вариант?
  8. Составить план работы, разделив его на смысловые части.
  9. Обозначить способы связи частей, обратить особое внимание на лексические и синтаксические средства.
  10. Определить связь, соотношение начала и конца работы.
  11. Определить основные литературные приемы, на которых построен текст. Пример: преувеличение, противопоставление, быстрая смена действий и так далее.
  12. Выделить и описать основные образы, в том числе образ автора.
  13. Изучить фонетику текста. Что и для чего использует писатель? Пример: повторение согласных или гласных.
  14. Изучить морфологический состав текста. Какие части речи и для чего использует автор?
  15. Изучить синтаксис. Почему автор использовал именно эти формы и для чего?
  16. Обозначить главную идею текста. Что хотел сказать автор?
  17. Выразить личное впечатление от прочитанного, свои ощущения, эмоции, состояния.

Отдельное внимание нужно уделить лексическому анализу текста. Необходимо подумать, все ли слова понятны. Если нет, то следует обратиться к словарям.

Как делается анализ текста

На что еще обратить внимание при анализе лексики текста:

  • ключевые слова в каждой смысловой части;
  • опорные синонимы и антонимы;
  • неоднозначные слова и слова с переносным значением;
  • использование архаизмов, историзмов, неологизмов;
  • просторечные выражения и возвышенный слог;
  • эмоциональные и оценочные высказывания;
  • фразеологизмы.

В свободное от учебы время ты можешь подзаработать на биржах фриланса (на написании комментариев, отзывах или простых действиях в соцсетях) - выбирай что тебе больше нравится и начинай зарабатывать!

Универсальный план

Встречаются разные вариации плана. Некоторые учреждения допускают вольное изложение и относят это задание к творческим.

Сокращенный вариант плана для анализа:

Как сделать анализ текста по литературе

  1. Род произведения: эпос, лирика или драма.
  2. Жанр.
  3. Несколько характеристик-особенностей жанра. Например: приключенческий роман.
  4. Что вдохновило автора на создание сюжета. Из личной жизни, из прошлого, по мотивам работ других писателей и так далее.
  5. Главная тема произведения. Тема — это то, что описано в произведении.
  6. Главная идея произведения. Идея — смысл, что хотел сказать автор.
  7. Главное противоречие и его особенности (если есть).
  8. Композиция.

Если подробно заполнить каждый пункт, то получится развернутый портрет работы автора.

Комплексный анализ предполагает разбор текста по трем уровням: идеи и образы, стилистика текста, фонетика текста (для лирических произведений).

Как делается анализ текста:

Как делается анализ текста по литературе

  1. Чтение текста и разделение его на части.
  2. Обзор заголовка (тема, идея, смысл, проблема).
  3. Поиск и разбор позиции автора.
  4. Поиск и разбор микротем.
  5. Разработка плана текста.
  6. Разбор лексики, поиски определений незнакомых слов.
  7. Изучение информации об авторе (в какую эпоху жил, чем интересовался, в каких условиях писал произведение).
  8. Описания жанра и композиции.
  9. Разбор художественных средств выразительности.
  10. Отношение и впечатление читателя.

При разборе важно обратить внимание на систему образов, их связь друг с другом и на особенности развития сюжета. Определить принцип развития, завязку, основную часть, кульминацию и развязку.

Разбор прозы и поэзии

Анализ стихов и прозы несколько отличается. В первом случае больше внимания уделяется сюжету, во втором — действующим лицам.

План для разбора стихов:

Как правильно анализировать текст по литературе

  1. Автор, название, история написания. Если есть информация о том, кому посвящено произведение, то указать и это.
  2. Жанр и литературное направление. Доказать на примерах.
  3. Главная идея и тема.
  4. Размер и используемые рифмы (тип).
  5. Какие тропы использовал автор.
  6. Фонетика стихотворения.
  7. Специфика лексики.
  8. Описание главного лирического героя.
  9. Какие эмоции, чувства, настроения автор хотел передать читателю.
  10. Личное отношение к произведению.

План для разбора прозы:

Как правильно делать анализ текста

  1. Автор, название, условия и история создания.
  2. Направление и жанр.
  3. Главная идея и тема.
  4. Действующие персонажи. Краткая характеристика на каждого.
  5. Описание сюжета (композиция, линия).
  6. Отношение автора к тому и тем, кого он описывает.
  7. Анализ речи, которой написано произведение (строение предложений, приемы).
  8. Описание личного отношения читателя к произведению.

В зависимости от требований учебного заведения план анализа может отличаться. Рекомендуется заранее обговорить с педагогом, какой план можно и нужно использовать.

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

Главная | Для учителей и преподавателей литературы и чтения | Формируем смысловое учение у учащихся начальной школы: работаем с текстом на уроке


В современной системе образования технологии работы с текстом становятся одними из самых актуальных, а навыки смыслового чтения включены в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента.

  • У детей снижена или полностью отсутствует мотивация к чтению.
  • Читательская компетентность является необходимым условием освоения школьниками практически всех учебных дисциплин, поэтому работа по повышению читательской грамотности должна быть организована на всех учебных занятиях.
  • Наблюдается недостаточный уровень читательской компетентности учеников по результатам проверочных работ.

Технология формирования правильной читательской деятельности профессора Н.Н. Светловской.


Эта технология опирается на законы читательской деятельности и обеспечивает с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Ученые, исследовавшие чтение, пришли к выводу о том, что быстро и с толком читает тот, кто знает, зачем он читает, и правильно выбирает для этого нужный вид чтения.

Целью смыслового чтения является максимально точное и полное понимание содержание текста, работа с информацией, работа со сплошными и не сплошными текстами. Когда ребёнок владеет смысловым чтением, то у него обязательно включается в работу воображение, развивается мышление, устная и письменная речь. Смысловое чтение отличается от любого другого тем, что при нём происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста.

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть потребность в чтении, стойкая привычка к чтению книг, умение их самостоятельно выбирать.

Главная задача учителя на данном этапе – это вызвать у ученика желание прочитать произведение.

На данном этапе развивается важнейшее читательское умение – антиципация.

Антиципация – это умение предполагать, прогнозировать, предугадывать содержание предстоящего текста по заглавию текста, фамилии автора, иллюстрации.

На этом же этапе урока можно подвести детей и к целеполаганию.

Стратегии предтекстовой деятельности:





Данный этап важен, так как у детей уже составилось общее понимание текста, а ведь они его ещё не читали. Именно поэтому в технологии продуктивного чтения особое внимание уделяется предтекстовой работе.

  • Работа с текстом во время чтения.

Главная задача учителя на этом этапе – это обеспечить полноценное восприятие и понимание текста, создание читательской интерпретации (истолкования, оценки).

В ходе работы кроме чтения произведения учитель организует деятельность так, чтобы выявить совпадения первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Организуется беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение, обсуждение читательских интерпретаций. По ходу чтения проводится словарная работа (объяснение и уточнение значений слов).





Главная задача учителя на данном этапе – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста. Необходимо выявить и сформулировать основную идею текста.


Тщательная и систематическая работа учителя на уроках литературного чтения, русского языка обязательно приведёт к положительному результату. Такая работа способствует более прочному и сознательному освоению изученного на уроке, повышению уровня языкового развития школьников, а также интеллектуальному развитию обучающихся и интереса к чтению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная информация дает представление,как работать на уроках с разными видами текста.

Существует несколько видов анализа текста, самым универсальным из которых считается комплексный анализ текста. Рассмотрим некоторые из существующих анализов.

Смысловой анализ:

определение коммуникативной задачи автора;

выяснение значения неизвестных слов;

раскрытие функции заголовка;

определение основной мысли;

соотнесение темы, идеи с заголовком;

выделение ключевых слов, предложений;

анализ примеров, приведение своих;

поиск ранее известного и нового в тексте;

установление различных смысловых связей между фактами, явлениями, понятиями (вопросы на восприятие).

Структурный анализ:

членение текста на завершенные в тематическом и смысловом отношении части;

группировка частей по смыслу (или перегруппировка в более крупные или мелкие);

установление смысловых связей между частями текста;

определение причин абзацного членения.

Текстовосприятию помогает составление плана. План можно составить только тогда, когда текст понят. Между планом и восприятием существует двусторонняя зависимость. С одной стороны, чтобы планировать текст, его нужно понять, с другой - планирование углубляет восприятие текста. Следовательно, применение любого из приемов имеет 2 этапа:

1) анализ-синтез текста на основе чтения;

2) действия по словесному или графическому оформлению результатов анализа.

Первый этап представляет собой внутреннее умозаключительное осмысление текста в форме мыслительных операций. Второй этап – это внешне выраженная устойчивая совокупность практических действий, направленная на правильное восприятие и осмысление текста.

Формой выражения понимания в плане являются заголовки частей, которые учащиеся находят после чтения текста. Это и показатель качества текстовосприятия. Наименование частей – это всегда проявление собственного языка, собственных суждений учащихся.

О правильном восприятии прочитанного в плане свидетельствует расположение частей относительно друг друга, то есть смысловая группировка материала.

Долгие годы в нашей школе отсутствовала словесность, да, были и русский язык, и литература, но брак их оставался бесплодным. Ни ученики, ни учителя, никак не могли объяснить, зачем знать подробности про существительное или глагол, если это никому и никогда в жизни им не пригодится, кроме как на уроке.

На уроке, целью которого является текстовосприятие, должен постоянно звучать сам текст, так как без опоры на него, любое самое авторитетное мнение окажется голословным.

Если мы не будем способствовать правильному восприятию текста, учить толковать текст, вскрывая «языковые средства, не будем показывать языковую норму в ее функционировании, то учителя-словесники будут обречены слушать бездарные заученные ответы, читать сочинения, в которых литературная норма даже не подразумевается.

Если, начиная с 5 класса, мы будем вводить элементы описанных нами концепций при формировании умений текстовосприятия, то экзаменационная рецензия, которая является составной частью экзамена в формате ЕГЭ, будет соответствовать вес требованиям, предъявляемым к данному виду письменной работы.

Каков же процесс текстовосприятия?

постановка вопросов к тексту: до чтения, в момент чтения и после него (различные по содержанию виды анализа текста);

составление плана;

построение схемы текста;

построение таблицы на основе текста;

передача содержания текста в форме опорного конспекта;

подробный пересказ текста;

компрессия текст (сжатый пересказ конспектирование).

аналитическое (письменное или устное) связное высказывание о тексте.

Сокровища народной мудрости.

Величайшее богатство народа — его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззре­ние, как в пословицах.

Меткий и образный русский язык 1 особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость. 4

Различны эпохи, породившие пословицы. Не­обозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.

Издание русских пословиц, собранных 3 на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом 5 и писателем В. И. Далем, послужит великому и благородному делу изуче­ния неисчерпаемых богатств нашей отечественной культуры, великого и могучего языка нашего.

1. Докажите, что это текст публицисти­ческого стиля.

2. В каком значении употребляется слово сокровищница? Какова стилистичес­кая окраска этого слова?

3. Подберите синонимы к слову кривда. Чем различаются слова, входящие в сино­нимический ряд?

4. Укажите антонимы (в том числе контекстуальные), которые употребляются в четвертом абзаце. Какова их роль в тексте?

5. Какие слова употребляются в пере­носном значении?

6. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложения­ми, между абзацами?

7. Какова роль в тексте восклицатель­ных предложений?

8. Объясните подчеркнутые орфограммы и знаки препинания.

9. Произведите разные виды разбора.

10. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

11. Напишите изложение.

2 (для старшеклассников)

Я ветвь меньшая от ствола России,

Я плоть ее, и до листвы моей

Доходят жилы, влажные, стальные,

Льняные, кровяные, костяные,

Прямые продолжения корней.

Есть высоты властительная тяга,

И потому бессмертен я, пока

Течет по жилам — боль моя и благо —

Ключей подземных ледяная влага,

Все эР и эЛь святого языка.

Я призван к жизни кровью всех рождений

И всех смертей, я жил во времена,

Когда народа безымянный гений

Немую плоть предметов и явлений

Одушевлял, даруя имена.

Его словарь открыт во всю страницу,

От облаков до глубины земной,—

Разумной речи научить синицу

И лист единый заронить в криницу,

Зеленый, рдяный, ржавый, золотой.

1. Объясните смысл названия. В каких значениях употребляется в названии и в тексте многозначное слово словарь?

2. С помощью каких художественных средств выражены мысли о бессмертии, связанные с размышлениями о роли языка, речи, словаря?

3. Какова роль в тексте развернутой метафоры? Обратите внимание на слова ветвь, ствол, листва в начале стихотво­рения и на слова лист, криница, золотой — в конце (словом золотой завершается поэтический текст). Как употребление слов одной тематической группы придает тексту единство, цельность, завершен­ность?

4. Объясните значение существительного криница. Какова стилистическая окраска этого слова? Обратитесь к словарю.

Криница, ы, ж. нар.-разг. Колодец, родник. Напоить кош из криницы.

В каком значении употребляется это слово в стихотворении?

5. Выпишите словосочетания со словами язык, речь, словарь, страница, лист, имена, безымянный. Произведите разбор одного из словосочетаний. Какая тема проходит через весь текст благодаря использованию этих слов и словосочета­ний?

7. Выполните одно задание (по выбору). 1) Выпишите повторяющиеся, однокоренные слова, обозначьте в них корни. Какова их роль в тексте?

2) Выпишите имена прилагательные. Почему их так много в тексте? Произведи­те морфемный разбор двух-трех слов.

3) Выпишите имена существительные в начальной форме, распределите их по типам склонений.

8. Произведите фонетический разбор одного из рифмующихся слов. Понаблю­дайте за особенностями рифмовки в каж­дой из строф, которая состоит из пяти строк. Какие строки рифмуются?

10. Выполните одно задание (по выбо­ру)-

1) запишите стихотворение, подчеркните грамматические основы предложении; под­готовьтесь рассказать о способах выраже­ния сказуемого;

2) составьте схемы сложных предложе­ний, произведите синтаксический разбор одного из них;

3) проанализируйте орфографию и пунктуацию текста; решите, какие, орфо­графические и пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста;

4) выучите стихотворение наизусть, под­готовьтесь к письму по памяти;

Упражнение 3

Где-то плачет иволга,

Схоронясь в дупло.

Только мне не плачется –

На душе светло. (С.Есенин)

Невнимательный читатель не видит здесь проблемной задачи. По энциклопедическому словарю он устанавливает, что иволга не живёт в дупле. На этом основании считает, что автор допустил фактическую ошибку.

Внимательный же читатель предполагает, что в художественном тексте нет и не может быт ничего случайного, всё работает на смысл. Учащиеся пытаются установить текстовые отношения, полярные позиции.

Иволга (птичка)

Поэт (человек)

Плачет иволга (обратный порядок главных членов в предложения) – внимание сосредоточено на действии.

Мне не плачется (безличная конструкция) – само собой разумеющееся состояние.

Дупло, гнездо (в несвободе, в темноте)

Птичка (вольная) и … плачет.

Светло (вновь безличное предложение) – естественное состояние человека.

3. Использование приёма наложения текстового значения на словарное.

Упражнение 1

Одна половинка окна растворилась,

Одна половинка души показалась.

Давай-ка откроем – и, ту половинку.

И ту половинку окна.

Подводим учащихся к выводу: откройся миру, другому человеку – и ты вспомнишь недостающую половинку.

Упражнение 2

Какие языковые средства использованы М.И. Цветаевой в следующих афоризмах? В случае необходимости установите лексические значения ключевых слов по толковому словарю. Отличается ли смысл этих слов в тексте и в словаре?

Героизм души жить, героизм тела – умереть.

Самое ценное в жизни и стихах – то, что сорвалось.

Вся жизнь – черновик, даже самая гладкая.

Как тихо пишется, как шумно плачется.

Упражнение 3

- Сравните два крылатых выражения.

Красота - спасёт мир. (приписываемое Ф.М. Достоевскому)

Мир красотою спасётся. (принадлежащее ф.М. Достоевскому)

- Чем различаются эти афоризмы? Почему Достоевский Ф.М. использовал именно этот вариант? (Можно обратить внимание учеников на грамматическую форму глагола-сказуемого).

4. Определите уместность языковых, выбор обоснование оптимального употребления языковых средств в соответствии с условиями коммуникации.

Одно и тоже содержание можно передать разными языковыми средствами.

Упражнение 1

- Определите максимально возможное количество вариантов пословицы:


Упражнение 2

- Почему (в отличие от пословиц и поговорок) загадки существуют в нескольких вариантах? Чем различаются варианты загадок? Попытайтесь предложить свой вариант загадки.

Выгляну в окошко, идёт длинный Антошка.

Ждали, звали, а показался – все убежали.

С неба пришёл, в землю ушёл.

И тонок, и долог, а сядет – в траве не видать.

Шёл долговяз в сыру землю увяз.

Долговяз в траве увяз.

На этом простом примере мы можем не только вызвать интерес к тексту, но и поставить, выявить проблему и, более того. Перейти к творчеству – высокому этапу текстовосприятия.

Упражнение 3

- Оправдан ли повтор слова в стихотворении? Подберите к нему синонимы. Определите смысл этого текст.

У меня не живут цветы:

Красотою их на миг я обманут –

Постоят день – другой и завянут…

У меня не живут цветы.

Да и птицы здесь не живут –

Только хохлятся скорбно и глухо,

А наутро – комочек из пуха …

Даже птицы здесь не живут.

7. Использование приёма наложения (аппликации) для выявления образных средств текста.

Упражнение 1

Читайте также: