Смысл жизни как основная категория казахской философии кратко

Обновлено: 05.07.2024

У казахов, которые являются самобытным восточным народом, жизненная энергетика сконцентрирована на соблюдении традиционных моральных ценностей, общественных идеалов. Абсолютно неудивительно, что именно здесь возникла мощная философская предрасположенность. Причиной тому древние ментальные народные истоки, трепещущее благоговение перед природой, смешение азиатской и европейской культур.

Казахская философия колоритна, насыщена фольклорными мотивами, отличается особым племенным шаманским мироощущением, она по-настоящему сопоставима с деятельностью античных эллинских мыслителей.

Философское мировосприятие через творчество жырау

Жырау, будучи человеком, мог трансформироваться в образный благой дух. Как влиятельный представитель общины он имел огромный авторитет среди соплеменников, располагал доверием людей, осуществлял взаимосвязь между ними, Вселенной, обычаями, ханом. Жырау имели высокий социальный статус (батыры, предводители дружины, вожди), осуществляли большое количество востребованных функций. Психологические беседы с жителями племени о важности искусства, единения с природой, стремления к совершенствованию бытия. С помощью передачи сказателями, певцами культурных традиций сохранения связи между поколениями, единства казахского общества. Жырау учили создавать мирные, спокойные взаимоотношения, находиться в гармонии с Вселенной.

Становление казахской философской мысли

Философия казахского народа начинается с возникновения у древнего народа протоказахов этнических задатков. Племена в своем историческом развитии дошли до общественного распределения труда (зародилось скотоводство), следствием которого стал кочевой образ жизни, казахи стали властителями бескрайних степных просторов.

Передвигаясь на лошадях и кибитках в поисках сочных пастбищ для скота, кочевники научились особой житейской мудрости, умиротворенному спокойствию (чем-то похожему на состояние транса). Постепенно они пристрастились к естественной красоте природы. Любовь к жизни, сакрализация природы, патриотизм, вера в светлое будущее, открытость, естественность, необычное мировосприятие, некая евро-азиатская мировоззренческая направленность характеризуют казахский менталитет. Эти сущностные черты мобильных племен станут основой для будущего становления казахской философии.

Восточная принадлежность кочевников наложила положительный отпечаток на этническую самобытность, сделав ее культурным стержнем уважение к обычаям, морально-этическим нормам, нравственности одинаково значимыми для всех слоев общества. Восточная исламская традиция сделала особенностью казахской духовности значимость межличностных отношений. Благоговение человека перед вселенскими мифическими законами, ощущения временного пространства сформировали национальный образ.

Влияние древнегреческой философии на казахскую этническую культуру способствовало развитию в ней космоцентризма. Натурфилософское отношение к природе (космосу) привело к появлению тенгризма. Тенгри выступал образным божественным олицетворением, духовной обителью, прототипом Аллаха. Он этико-мифологическим мировосприятием послужил основой для казахской самобытности. Особо почитаемым у шаманов был культ огня и солнца, которые покровительствовали кочевникам.

Если сделать вывод из вышесказанного, то сочетание тенгризма с кочевничеством обусловило специфику протоказахской философии.

Значение суфийской традиции в философии казахов

Идеологическое сходство концепций исламского суфизма и тюркского этноса привело к взаимному притяжению мировоззрений. Суфийские шейхи, тюрко-монгольские ханы рассматривали бытие через призму глубокого идеализма. Исламские догматы были чрезвычайно духовно близки средневековым казахским насельникам, поэтому они переняли многие ценностные установки тарикатов (суфийских религиозных сообществ) по собственной воле, без принуждения. Именно исламская религия, с помощью которой сформировались образцовые качества казахстанской национальности (честность, преданность), позволила огранить уникальный тюркский самобытный характер, сохранить этническую индивидуальность, способствовала обще и внутри национальной интеграции. Следуя заповедям Корана, получили образование знатные авторитетные представители казахских степей, один из них Аль-Фараби, которые впоследствии занимались поднятием культурно-образовательного уровня соплеменников.

Философия в творчестве Шакарима Кудайбердиева

Шакарим Кудайбердиев считают последователем Абая Кунанбаева, великого мыслителя XIX-XX веков. Абай заслуживает благодарности соотечественников. Благодаря этому философу, жители Казахстана перешли от кочевого невежественного образа жизни к оседлому. Появились города, цивилизованность приобрела глобальный национальный масштаб, при этом не растерялись базовые ценностные казахские черты характера. Абай совместил этнические добродетели с интеллектуальным развитием, что сделало местный менталитет уникальным, идеально-нравственным.

фото 720

Шакарим Кудайбердиев был поэтом, писателем, композитором, ученым, но именно философия деятеля продолжила благородную цель учителя Абая Кунанбаева.

Благодаря мыслителю, человеческая нравственность приобрела новый облик, в котором Совесть выступает не данностью, а методической, целенаправленной, внутренне-этической работой над собой.

Философское освещение социальных и этико-гуманистических вопросов

Этико-гуманистические взгляды казахов можно понять по социально-философским критериям политического права.

Казахская философская национальная мысль ХХ века

Практическая всесторонняя деятельность казахских философов заставила интеллектуальный мир принять тот факт, что Казахстан на самом деле претендует на значимое место в философском мировом сообществе.

30-е годы ХХ века стали фатальными – многие талантливые философы подверглись политическим репрессиям.

Инновационным направлением в философии Казахстана ХХ века стала появившаяся марксистская диалектика 50-60 годов. Диалектическая школа не противоречила коммунистической моно-идеологии, наряду с этим обладала внутренней свободой. Инновацией диалектической логики стала последующая компьютеризация.

Человек - существо социальное. Его индивидуальность раскрывается во всех сферах его деятельности (трудовая, общественная, семейная и др.), которая напрямую связана с обновлением общества, связанного с поиском и принятием новых решений, которое невозможно без преодоления сложившихся стереотипов, без свободного творчества в самых различных областях деятельности людей. Смысл человеческой жизни в том, чтобы реализовать свои способности в этом мире и передать результаты последующим поколениям (диалектика преходящего и вечного).

Для Казахстана является остро актуальной проблематика смысла жизни как национальной идеи, духовного стержня, противостоящий, всему бездуховному. В построении независимого демократического общества проблема смысла жизни в ее социально-философском аспекте поможет осознать и определить дальнейшие пути развития. Если заглянуть в прошлое Казахстана, то увидим, что философия у казахов зародилась естественным образом, как и у всех народов мира. Она была связана с потребностями человека осознать окружающий его мир для того, чтобы понять, какое он имеет значение для его жизни и жизни его близких людей и всех людей в общем.

Уникальность кочевого образа жизни сформировала особый менталитет и мировоззрение. Номады, жившие в самом центре Евразии, выработали специфический, свойственный только им способ мышления и общественной организации. Если исходить из того предположения, что вопрос о смысле жизни ставит не человек, а сама жизнь, то жизнь номада находилась во взаимодействии с окружающей природой и рациональным отношением к ней.

Центральной проблемой казахской философии является человек (личность) и общество. В данном соотношении раскрывается социально-философский аспект проблемы смысла жизни.

Казахское просвещение в творчестве выдающихся деятелей культуры Абая, Шакарима, Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, М.Жумабаева, Г.Караша и др. свое назначение видело в борьбе со старыми, традиционными родовыми представлениями и в воспитании нового человека, просвещенного, образованного, трудолюбивого, деятельного, ответственного. Нетрудно заметить, что цель, выдвигаемая казахскими просветителями, во многом совпадает с той задачей, которую преследует наше государство на современном этапе развития, и в этом нам видится огромное историческое значение казахского просвещения, его актуальность.

Смысл жизни как социальная проблема формируется только в обществе и через общество. По мнению казахских мыслителей (Абай, Шакарим, Торайгыров, Аймауытов) личность представляет собой сплошную систему социабельных качеств, которые формируются и совершенствуются в процессе жизнедеятельности человека, в свободе выбора и в акте самодеятельности. Мыслители в обретении достойного смысла жизни большое значение придавали среде, в которой растет и развивается индивид, т.е. воспитанию и образованию.

Кант писал, что в воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы. Человек должен еще развивать свои способности к добру. Провидение не вложило их в него уже в готовом виде. В этических воззрениях Ж.Аймауытова огромное значение придается воспитанию как фактору становления и развития личности. Именно оттого, какое воспитание будет дано ребенку, зависит его будущее.

Основным предметом внимания в экзистенциальной психологии являются экзистенциальные проблемы человека, особенность которых — их содержание, их универсальный и фундаментальный характер. Экзистенциальные проблемы представляют собой вызовы, требующие постоянного ответа. Они выполняют важную функцию, побуждая человека уточнять и перепроверять свои жизненные цели и приоритеты.

После первой мировой воины Экзистенциализм стал движением, и особое развитие приобрел во Франции. К этому направлению можно отнести Ж. П. Сартра, Г. Марселя, А. Камю, хотя он сам отказывался называть себя Экзистенциалистом. Движение это было очень пестрое, как и спектр решаемых проблем. Далее - Мартин Лютер, Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Бердяев, Шестов, Пауль Тиллих.

Наиболее общим, родовым понятием является понятие человека. Человек – это субъект общественно-исторической деятельности и культуры или, точнее, субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. По своей природе он представляет собой целостную биосоциальную (биопсихосоциальную) систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и нравственными качествами.

Казахстан как поликультурное общество с общечеловеческими ценностями, отражающий непреходящий смысл, продвигается к построению истинной демократии на основе политических и гражданских прав и равенство всех этнических групп. В задачи нашего государства входит первостепенное значение демократизации и гуманитаризации воспитания и образования, которые играют большую роль в становлении, формировании и развитии индивида.

Аралбаева Рысжамал Кадыровна

Жетысуский государственный университет

им. И. Жансугурова, Талдыкорган, Республика Казахстан,

доктор социологических наук, профессор кафедры возрастной педагогики и психологии

Aralbayeva Ryszhamal Kadirovna

Zhetysu state university named after I.Zhansugurov, Taldykorgan, Republic of Kazakhstan, doctor of sociological (Dr.Sc.), professor the age pedagogy and psychology department

Нурбосынова Лаура Сакеновна

Жетысуский государственный университет имени И.Жансугурова

кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии и политологии

Nurbosynova Laura Sakenovna

Zhetysu State University named after I.Zhansugurov

Candidate of philosophical sciences, lecturer, faculty of philosophy and politology

Человек, смысл его существования как основа казахской философии

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о смысле жизни не только как проблема духовного становления человека, а как вопрос духовного становления нации через просвещение, нравственное самоопределение и социальную справедливость.

Отражение идей смысла жизни в национальной социально-философской мысли содержит целостное отношение человека к миру, обществу, к другим людям и т.д. на основе целостного осознания. Специфику данной проблемы определяет, во-первых, ее актуальность (бытийственность); во-вторых, общечеловеческие ценности; в-третьих, национально-историческая традиция, имеющая фундаментальную основу человеческого бытия.

Ключевые слова: смысл жизни, духовное становление, общечеловеческие ценности, национально-историческая традиция, социальная справедливость.

Human being and the meaning of his existence as a basic of Kazakh phylosophy

Summary: This article researches the problem of the meaning of life not only from the aspect of the humans spiritual growth, but also from the aspect of the nations spiritual growth through education, legal selfdetermination and social justice.

The ideas concerning the meaning of life reflected in the national social philosophy contain mans integral attitude to the world, society and people around him etc. So, integral realization of the world takes place.

Specific character of this problem defines firstly, its actuality, secondly, values common to all mankind, thirdly, national and historical tradition which is based on human existence.

Keywords: the meaning of life, spiritual growth, values common to all mankind, national and historical tradition, social justice.

Человек, смысл его существования как основа казахской философии

Вопрос о смысле жизни человека был и будет ключевой проблемой. Представление о смысле жизни у каждого человека свое собственное, которое повлечет за собой вереницу целенаправленной деятельности. Исходными понятиями в характеристике смысла жизни являются: человек как деятельное, активное начало; общество, социальная среда; мир, в котором живет и действует реальный человек; т.е. основные диалектические противоречия между человеком, обществом, миром бытия человека. Проблема человека и его смысла взаимообусловлена со всеми элементами культуры данного общества. А именно, во-первых, следует указать на систему ценностей, функционирующей в обществе; во-вторых, картин мира, указывающих на интеллектуальное развитие человечества; в-третьих, стиль мышления, включающий самобытность и основные черты способа мышления, присущий какому-то отрезку исторического периода или эпохе. Эти три интегрирующих компонента смысла жизни не являются ее особыми элементами, а скорее пронизывают все ее содержание.

Для Казахстана является остро актуальной проблематика смысла жизни как национальной идеи, духовного стержня, противостоящий, всему бездуховному. В построении независимого демократического общества проблема смысла жизни в ее социально-философском аспекте поможет осознать и определить дальнейшие пути развития. Если заглянуть в прошлое Казахстана, то увидим, что философия у казахов зародилась естественным образом, как и у всех народов мира. Она была связана с потребностями человека осознать окружающий его мир для того, чтобы понять, какое он имеет значение для его жизни и жизни его близких людей и всех людей в общем. Но у каждой культуры свои особенности. Понятие смысл жизни, в первую очередь, поглощает в себя национальные черты, самобытность; во-вторых, в человеке доминирует и общечеловеческая сущность, которая задает ему систему общечеловеческих ценностей, как базовых потребностей. Проблема смысла жизни, в основном, была связана с особенностями кочевого народа, его быта, привычек, нравов, обрядов, обычаев и традиций, а также влиянием той социо-культурной среды, в окружении которой протекала вся историческая жизнь казахов.

Уникальность кочевого образа жизни сформировала особый менталитет и мировоззрение. Номады, жившие в самом центре Евразии, выработали специфический, свойственный только им способ мышления и общественной организации. Если исходить из того предположения, что вопрос о смысле жизни ставит не человек, а сама жизнь, то жизнь номада находилась во взаимодействии с окружающей природой и рациональным отношением к ней.

Центральной проблемой казахской философии является человек (личность) и общество. В данном соотношении раскрывается социально-философский аспект проблемы смысла жизни.

Исламизация края (с YIII в.) не привела к потере самобытности культуры, к потере смысла существования народов Средней Азии, а наоборот, способствовала ее расцвету.

Смысл жизни как социальная проблема формируется только в обществе и через общество. По мнению казахских мыслителей (Абай, Шакарим, Торайгыров, Аймауытов) личность представляет собой сплошную систему социабельных качеств, которые формируются и совершенствуются в процессе жизнедеятельности человека, в свободе выбора и в акте самодеятельности. Мыслители в обретении достойного смысла жизни большое значение придавали среде, в которой растет и развивается индивид, т.е. воспитанию и образованию. От этих двух показателей зависело, каким будет человек: злодеем или высоконравственным гражданином. В учениях казахских мыслителей нравственность является неотъемлемым компонентом социально-философской природы человека. Так, в частности, всякая нравственность то в большей, то в меньшей степени исходит из таких основных принципов, которые выражают общечеловеческую социабельность индивида, т.е. его потребность считаться с другими людьми, выражать им сочувствие, помощь и доброту, проявлять стремление, желание, волю, искусство понять других, потребность быть ответственным в своем поведении перед другими. Нравственность оказывается наиболее непосредственным выражением общественной природы человека вообще.

Межнациональное согласие в сферах культуры, экономики, политики, научных сфер ведет к процветанию нашего государства посредством укрепления целостности и единства многоликого общества и является залогом мира на земле. Новые вызовы изменяющегося мира требуют от нас единства и укрепления, а вся наша энергия должна быть направлена против терроризма и экстремизма, имеющий в своей основе разрушительный и деградирующий смысл.

ЛИТЕРАТУРА

Книги

2. Касабек А., Касабек С. Искание истины. А.:Гылым,1998. – 144с.

3. Касымжанов А.Х., Касымжанова С.А. Духовное наследие казахского народа.

4. Природа и дух: мир философских проблем. /Под общ. ред. В.Л.Обухова/. – СПб.,1995. – 209с.

5. Бегалинова К.К. Суфизм как религиозно-философская концепция мира и человека. /179/.

8. История социологии в Западной Европе и США. /455/.

10. Буржуазная философия ХХ века. М.,1974.С.246.

Статьи

6. Зорин В.И. Евразийская философия как духовная основа единения и поступательной эволюции человечества. // Предмет и специфика философского знания на пороге ХХ1 века. Материалы Республиканской научно-теоретической конференции. А.,2000. – 262с./13/.

Абай о смысле жизни человека

В этой связи, интересным будет рассмотреть один из аспектов решения вечного вопроса который волнует многих современников – смысла жизни в творческом наследии великого Абая, идеи которого как никогда актуальны и в наши дни.

Великому казахскому поэту и просветителю Абаю Кунанбаеву принадлежит особое место в осмысление вопросов человеческого предназначения.

Великий поэт и мыслитель Абай призывал к всеобщему просвещению народа, к применению достижений науки и техники.

Таким образом, великий Абай выражал идею естественного равенства людей. Каждый человек, независимо от того, бедный он или богатый. Имеет высокое звание человека. Поэтому надо с бедными обращаться по – человечески. Не допускать унижения и оскорбления их человеческого достоинства. Абай пропагандирует идеи любви к человеку, идеи гуманизма. Человеческое сердце не может быть равнодушным к людским страданиям, оно должно подталкивать людей на совершение благородных, добрых поступков. «Будь милосердным, считай другого человека своим братом, желай ему того, чего желаешь себе. Вот хорошие правила для сердца, для того чтобы воспитать в себе правдивое сердце.

Следовательно, Абай указывает, что человек по своей природе должен быть склонным к добру, к жалости к бедным и обездоленным. Однако, с горечью заявляет Абай, люди испорчены, подлы. Жестоки, так как они не оберегали сердца в чистоте. А загрязняли его, оскверняли его.

Пропаганда идей гуманизма. Призыв, обращенный к богатым, оказать помощь к бедным и обездоленным характеризует Абая как мыслителя, искренне желающего народу благополучия.

Здесь заслуживает внимания то, что у поэта – мыслителя возвеличивание труда сочетается с возвеличиванием труда. Только в разуме и труде он видит самое высокое человеческое достоинство и вершину славы.

Богатство, собранное без труда, по мнению Абая, не может считаться действительным богатством. Истинное богатство только то, что добыто честным трудом. Он презирает стремление людей нажить добро обманом, подлостью, воровством.

Абай указывал молодежи, что умными считаются те люди, которые перед собой ставят высокие цели и упорно трудятся над тем, чтобы добиться осуществления этих целей. Они не увлекаются второстепенными делами, не растрачивают своей энергии на что попало, а упорно и настойчиво работают ради выполнения поставленной задачи. В этом они получают удовольствие и находят свое счастье.

Эти нравоучения великого Абая актуальны и в наше переломное динамичное время.

Бессмертные мысли Абая Кунанбаева многому могут научить человека, обдумывающего свою жизнь, ищущего ее смысл и пути самореализации. Обществу современного мира и особенно молодежи необходимо осваивать богатое духовное наследие великого Абая, чтобы не растратить. Не растерять. А сохранить его во имя будущих поколений.

Будущие поколения должны следовать по пути Абая, мы должны взять все самое лучшее из его идей и мыслей.

1. Токаев К.К. Абай және XXI ғасырдағы Қазақстан. // Егемен Қазақстан № 5 - 9 января 2020 года.

2. Абай. Сочинения в 2-х томах. Том 2. Стихи и поэмы. Алма-Ата, 1986 г.

4. Абай. Сочинения в 2-х томах. Том 1. Стихи и поэмы. Алма-Ата, 1986 г.

5. Абай. Сочинения в 2-х томах. Том 2. С.242. Переводы и назидания. Слово 17.

6. Абай. Сочинения в 2-х томах. Том 1. Стихи и поэмы. Алма-Ата, 1986 г.

ИАЦ является свободной площадкой для обмена мнениями. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Читайте также: