Сложные предложения с союзами и а но план урока
Обновлено: 06.07.2024
Цель: обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме « Сложные
Задачи: закрепить умение учащихся правильно писать сложные предложения с союзам и
и,а,но и без союзов, учиться различать их в речи, развивать внимание, память, логическое
мышление, связную устную и письменну ю речь, активизи ровать словарь, вос питывать
интерес к родному языку, аккуратность при письме, бере жное отношение к природе.
Оборудование: индивидуальные карточки, карточки со словами (де формированное
И.С.Ожегова, карточки для работы в группах, карточки с домашним заданием, м/м
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Цель: Закрепление знаний учащихся о сложном и простом предложении.
Коррекционно-образовательные:
- закрепить знания учащихся о сложном и простом предложении;
- закрепить знания учащихся о выделении главных членов в предложении, как грамматической основы в каждой части сложного и простого предложения.
Коррекционно-развивающие:
- способствовать развитию умения сравнивать и делать выводы;
-способствовать развитию фонематического слуха и мыслительной деятельности;
- способствовать развитию осмысленного восприятия через выполнение упражнений, заданий.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать ответственное отношение к учёбе (предмету);
- воспитывать усидчивость и прилежание;
- воспитывать самостоятельность в работе.
Познавательные: на основе анализа сделать вывод (правило) о сложном и простом предложении в результате совместной деятельности учащихся и учителя.
Регулятивные: активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников через результат выполнения заданий.
Личностные: умение высказывать своё мнение, позицию; стремление к созидательной деятельности.
Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной форме на уровне предложения; умение донести своё мнение и понять других.
Методы и приёмы:
создание ситуации занимательности, беседа, упражнения, рассуждения, предъявление требований, поощрение. Создание ситуации успеха. Создание атмосферы эмоционального комфорта.
Оборудование к уроку:
Тип урока: урок закрепления знаний.
I .Организационный момент (правильная посадка за партами).
1. Отчет дежурного
II. Повторительно – обучающая работа. 1. Проверка домашнего задания (проверка выученного правила стр. 6).
- Что такое предложение? (Предложение – группа слов, связанных между собой по смыслу.)
- Назовите виды предложений. (Виды предложений: простые и сложные.) - Назовите главные члены предложения. (Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Главные члены предложения составляют грамматическую основу. Подлежащее – главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы кто? или что? Сказуемое – главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? и др.)
- Как различаются предложения по интонации? (По интонации различаются предложения повествовательные, восклицательные, вопросительные.)
- Какое предложение называется простым? (Простое предложение – это предложение, в котором имеется одна грамматическая основа.)
2. Запись числа и классной работы.
3. Чистописание: М,м . (по одной строчке).
4. Словарная работа : картинки, дети записывают слова (отечество гражданин)
(после записи слов дети проверяют правильность написания слов)
III. Работа по теме урока .
1.Постановка темы урока
-Какие союзы могут соединять сложное предложение?
-Определите тему урока.
2. Работа с учебником по цепочке.
-Откройте страницу 7 посмотрите на схемы. Ниже упражнение. Устно определите к какой схеме подходит предложения. Воспользуемся алгоритмом .
3. Работа с упражнением 5 . Запись под диктовку 3 предложений.
1.Муравей работал, а стрекоза все пела.
2.Лебедь рвется в облака,рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
3.Моська лает, рвется, но слон не обращает внимание.
4. Случилась с волком беда, и журавль вытащил кость из горла.
5. Сидит ворона на дубу, а лиса поет ей песню.
4. Самостоятельная работа составление схем.
5. Разбор правила на странице 9.
6. Работа по учебнику. Стр. 9 упр. 6 (1)
-Составить предложения по смыслу. Записать в тетрадь, подчеркнуть главные члены предложения. Составить схему.
7. Домашнее задание : стр. 9 упр. 6 (2) (составить предложения по смыслу, сделать схемы, подчеркнуть гл. члены предложения)
Задачи: закрепить умение учащихся правильно писать сложные предложения с союзами и,а,но и без союзов, учиться различать их в речи, развивать внимание, память, логическое мышление, связную устную и письменную речь, активизировать словарь, воспитывать интерес к родному языку, аккуратность при письме, бережное отношение к природе.
1.Организационный момент.
Чтение отрывка стихотворения
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!
-О каком времени года шла речь в отрывке из стихотворения Алексея Плещеева? Докажите.
-Как вы уже догадались, наш урок будет посвящен прекрасному времени года- весне.
2.Повторение ранее изученного.
- Прочитайте предложения записанные на доске:
Засияло весеннее солнце, и растаял снег.
Появилась первая травка, на деревьях набухли почки.
-Докажите , что они являются сложными предложениями.
-Запишите эти предложения в тетрадь.
-Ваша задача: найти и выделить главные члены предложения в каждой части сложного предложения .Составить схемы этих предложений.(1 ученик на дополнительной доске).
-Проверим как выполнил……
-Кто не согласен с ….?
-Итак, какое задание выполняли?
-Что необходимо сделать, чтобы определить какое это предложение и какие знаки препинания нужно в нем поставить?
1. Прочитать предложение.
2. Найти главные члены предложения.
3. Определить сложное или простое предложение.
4. Если сложное, поставить знаки препинания.
Итог: итак, мы повторили опорные знания, которые будем использовать сегодня на уроке.
-Сформулируйте задачу нашего урока!
-Какую задачу поставить перед собой каждый из вас?
-Мы продолжаем работать над задачей нашего урока.
3.Орфографическая минутка.
Тра…ка з..л..неет,
Солнышко бл…стит,
Ласточка с в…сною
(В)сени (к) нам л…тит
-Прочитайте четверостишье записанное на доске.
-Как вы понимаете значение слова СЕНИ?
-А как мы можем узнать значение этого слова?(толковый словарь).
-Вставить пропущенные орфограммы, раскрыть скобки.
-Какие орфограммы встретились?
-Сколько предложений в этом четверостишье? Докажите.
- Сколько частей в этом предложении?(Алгоритм).Докажите!
-Как отделяются части этого предложения друг от друга?
-Составьте схему этого предложения.
Итак, какое задание сейчас выполняли?
-Проведем зрительную гимнастику.
-Мы продолжаем работать на задачей нашего урока.
-Составьте сложное предложение из данных слов.(В апреле расцвели подснежники,
а в мае распустились ландыши.)
-Запишите. Предупреждение ошибок.
-Найдите и выделите главные члены предложения.
-Дайте характеристику этому предложению.
-Чтобы выполнить следующее задание , вы должны разделиться на 2 группы.
6. Работа в группах.
-Вы должны подобрать к каждой схеме подходящее предложение.
1.Наступила весна, и прилетели ласточки.
2.Днем грело весеннее солнышко, а ночью были заморозки.
3.Пригрело солнышко, и снег растаял.
4.Стояли первые дни марта, но птицы еще не прилетели.
5.Утром был легкий мороз, а днем пригревало солнышко.
6.Растаял снег, по оврагам побежали ручьи.
-Проверим !Победила команда….
-Ребята, все предложения подошли к данным схемам?
-Какое предложение не подошло? Докажите.
-Запишите это предложение в тетрадь.
Комментированное письмо(1 ученик с места).
-Какое это предложение? Докажите.
-О чем говорится в 1 части, во 2 части?
-Составьте схему этого предложения (1 уч-к у доски).
-Прочитайте предложение записанное на доске.
Звенит капель. Журчат ручьи. Галдят грачи.
-Какие это предложения? Докажите.
Составьте из этих предложений одно, сложное.
-Из скольки частей оно состоит?
-о чем говорится в 1 части? Во 2? В3?
-Как разделяются части этого предложения.
-Прочитайте это предложение все вместе.
(Затем каждый воспроизводит по памяти)
-А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга.
-Кто выполнил все правильно? Молодцы.
Мы продолжим работу над задачей нашего урока:
8.Работа с учебником.
-Над какой темой работали сегодня на уроке?
-Как могут соединяться части сложного предложения?
-Как разделяются части сложного предложения?
-Справились мы с задачей нашего урока?
-Что нам в этом помогло?
-Справились ли вы с задачами, которые ставили перед собой в начале урока?
Урок 5. Тема: Сложные предложения с союзами и, а, но.
Цель: повторить, систематизировать знания учащихся о сложных предложениях с союзами и, а, но.
Образовательные: повторить и закрепить умение учащихся правильно писать сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов, учиться различать их в речи ;
Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, связную устную и письменную речь, активизировать словарь , умение обобщать, сравнивать, делать выводы;
Воспитательные: воспитывать аккуратность при письме , любовь к родному языку.
Оборудование: индивидуальные карточки, карточки со словами (деформированное предложение), алгоритм, схемы сложных предложений.
1. Оргмомент. Готовность к уроку.
2. Проверка д/з. Фронтальный опрос.
- Что такое предложение?
- Какие бывают предложения?
- Дать определение простого предложения.
- Дать определение сложного предложения.
- Какие виды сложных предложений вы знаете?
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
3 .Повторение ранее изученного. Объяснительный диктант.
- Прочитайте предложения, записанные на доске:
Больше не греет осеннее солнце, и наступили холода.
Появились первые заморозки, на деревьях опали листья.
-Докажите, что они являются сложными предложениями.
-Запишите эти предложения в тетрадь.
-Ваша задача: найти и выделить главные члены предложения в каждой части сложного предложения. Составить схемы этих предложений. (1 ученик на доске – Володин А.).
-Итак, какое задание выполняли?
-Что необходимо сделать, чтобы определить какое это предложение и какие знаки препинания нужно в нем поставить?
1. Прочитать предложение.
2. Найти главные члены предложения.
3. Определить сложное или простое предложение.
4. Если сложное, поставить знаки препинания.
Итог : итак, мы повторили опорные знания, которые будем использовать сегодня на уроке.
-Сформулируйте задачу нашего урока!
-Какую задачу поставить перед собой каждый из вас?
-Мы продолжаем работать над задачей нашего урока.
4. Словарный диктант. Вставить пропущенные буквы.
Х . рург, трен . р, ток. рь, слес . рь, пр . д . вец.
- Какой темой можно объединить эти слова?
5. Тренировочные упражнения.
- Прочитайте предложения. Творческий диктант.
Подчеркните главные члены.
Почтальон торопится. Тяжёлая сумка покачивается на его плече.
- Скажите, какие это предложения? Объясните почему.
Почтальон торопится, тяжёлая сумка покачивается на его плече.
- Каким стало предложение?
- Почему это предложение стало сложным?
- Как на письме отделяются части сложного предложения?
- Построим схему этого предложения.
_______ _______ , ________ ________ .
![]() | ![]() |
- Ещё части сложного предложения могут соединяться при помощи союзов и, а, но.
______ ________ , и _______ ________ .
а
6. Чтение правила на странице 15.
Стоя, подышать спокойно, затем вперёд, ноги не сгибать; голова вперёд, руки за спиной, подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронить голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно (10секунд).
8. Закрепление.
1. Работа у доски с объяснением - упр.19 (1 - 3 предл.) Бартош Н.
2. Творческая работа. Устно.
- Соедините две части сложного предложения с союзами и, а, но или без союзов. Пары подбирайте по смыслу.
1) Поймал Емеля щуку … князь Гвидон всё злится, злится.
2) Диву царь Салтан дивится … выходит оттуда Василиса Премудрая.
3) Подлетела к царскому крыльцу заговорила она человеческим голосом.
(Разобрать полностью задание устно, всем классом. Соединить части предложений стрелками на доске.)
Читайте также: