Что такое религиоведение кратко

Обновлено: 03.07.2024

Объект и предмет изучения религиоведения
Религиоведение изучает генезис, закономерности развития и функционирования религии, её компоненты и феномены, взаимосвязи с другими областями бытия человека. Религиоведение тесно связано с такими дисциплинами, как философия, культурология, этнология, история, литература, лингвистика. В отличие от богословия религиоведение является светской дисциплиной, призванной на объективных основаниях понять сущность различных вероучений и религии как одной из сфер жизни человека. Религиоведение обычно неимеет явных непримиримых противоречий по отношению и к религиозному, и к светскому мировоззрению, хотя бывают и исключения. В пределах религиоведения религиозные концепции изучаются не предвзято, объективно и без целенаправленного превозношения или унижения какой-либо религии. В светском государстве религиоведение не должно противоречить Основному Закону, то есть оно не должно навязывать гражданам ту или иную форму религиозной или атеистической жизни. Также курс религиоведения не может унижать религиозных чувств какой-либо части населения, чьи убеждения и поступки не противоречат правовым нормам. В противном случае такого рода унижения имеют все основания рассматриваться как уголовные преступления. Исключение составляют сатанисты и смежные с ними организации или движения, однозначно не относящиеся к сатанизму, но содержащие ряд его элементов (к примеру, готы, эмо), поскольку характер их обрядовой практики нередко относится к разряду уголовных и административных преступлений, а стало быть, предполагает в отношении совершивших преступные деяния применение наказаний, утверждённых законом. Во многих странах Востока к такого рода движениям общественность и государство относится настолько нетерпимо, что предаёт их казни, видя в них большую опасность для жизни всего общества. Разумеется, для демократического развитого правового государства смертная казнь неприемлема, кроме того далеко не каждый представитель вышеназванных движений отличается стремлением к ритуальному убийству, людоедству или суициду, однако в случае девальвации права и уголовного законодательства преступные действия, допускаемые данными течениями, могут принять массовый характер. Поэтому-то обществу важно духовно обезопасить себя и выработать разумное отношение к движениям однозначно аморальным или обладающим высоким потенциалом преступности. Так, к преступлениям, представляющим собой серьёзную угрозу для жизни общества, имеют прямое отношение такие уголовно наказуемые злодеяния, как ритуальное убийство, доведение до самоубийства, распространение наркотических препаратов, использование методов гипноза в преступных целях и т.п. Иначе говоря, в религиоведении важную роль играет принцип веротерпимости, но он не должен сводиться к потворству античеловеческим и криминальным формам поведения.
Также в религиоведении определённое место занимает принцип уважения к светскому праву. Это, прежде всего, связано с тем, что многие религиозные нормы не соответствуют нормам светского законодательства. Например, исходя из религиозных норм, прописанных в основных Писаниях, имеющих в конкретных культурах статус священных, за приверженность к сатанизму и связанных с ним обрядов полагается смертная казнь; но в светской стране, где лишение жизни – как высшей меры судебной кары – неприемлемо, вырабатываются иные методы наказания в отношении данных лиц. Следовательно, гражданин светского государства обязан руководствоваться нормами светского законодательства, если эти нормы не противоречат праву как таковому. Кстати, здесь будет уместно сослаться на множество существовавших в действительности исторических фактов, к которым можно отнести и следующие:императоры Древнего Рима устраивали гонения на христиан, что считалось законным, но в сущности являлось антиправовым; в СССР на законных основаниях ограничивали деятельность православной Церкви и грубо навязывали атеистическое мировоззрение, что также противоречит нормам права.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
1.В чём вы видите актуальность курса религиоведения как учебной дисциплины?
2.Какие учебные дисциплины будут вами востребованы при изучении религиоведения?
3.Какие вы знаете разделы религиоведения? В чём состоит их взаимосвязь?
4.Почему при изучении гуманитарных дисциплин, включая религиоведение, для преподавателя и учащегося важно следование нормам благочестия?
5.Чем учебный курс религиоведения отличается от учебных курсов по богословию?
6.В чём специфика восприятия курса религиоведения с атеистических позиций?
7.В чём специфика восприятия курса религиоведения с позиций верующего человека?
8.Каким образом курс лекций по научному атеизму, читавшемуся в вузах СССР, может быть востребован при изучении курса религиоведения?
9.Считаете ли вы возможным заменить курс религиоведения иным учебным курсом, например, этикой?


задумчивый ребенок

Что такое религия

Но к XVIII веку верования разнообразных народов, в том числе индейцев в недавно открытой Америке, тоже стали называть религией. И так оформилось современное значение этого слова, которое охватывает самые разные представления о Высших Силах.

Иисус Христос

Зачем изучать религии

Когда в одном государстве, а то и в одной компании или семье сосуществует несколько разных религий, каждая из которых утверждает свое представление об окружающем мире, о его причинах и последствиях, способах добиваться успеха и преодолевать поражения, может возникать дисгармония.

И она лишь усиливается, когда газеты, телевидение, Интернет в погоне за сенсацией погружают аудиторию в атмосферу скандала с участием тех или иных религиозных фигур, подменяя взвешенный анализ псевдогероическим пафосом.

Поэтому в последнее столетие были приняты международные соглашения, подписанные и Российской Федерацией: Европейская конвенция по правам человека и ряд других, где понятие религии трактуется очень широко и утверждается терпимость, толерантность ко всем верованиям (за исключением призывов к насилию). Современное религиоведение опирается именно на такое широкое представление.

жмем руки

Какие бывают религии

Представьте себе, что вам дали задание нарисовать животное. Вы можете нарисовать кошку, собаку, кенгуру и так далее, но не животное вообще. Так же и с религиями — каждая самобытна, уникальна, и если вы знаете одну религию, это еще не значит, что вы знаете их все. Есть несколько способов их классификации в зависимости от признаков, которые берутся за основу. По одной из классификаций выделяются следующие категории.

Мировые религии

Они распространены по всему миру, не только среди какой-либо одной культуры или народа. К этой категории относятся христианство, ислам, индуизм, буддизм.

православный храм

Этнические (народные) религии

Они формируют неотъемлемую часть национальной или этнической группы. Например, культ предков у индейцев, самобытные верования коренных народов Севера, равно как иудаизм у евреев и синтоизм у японцев.

Новые религиозные движения – или секты?

Движение Харе Кришна

Церемония венчания в Саентологической церкви Москвы

Религиоведение и теология (богословие)

По сути, религиоведение претендует на объективное, беспристрастное изучение своего предмета — религии. Это отличает его от теологии и богословия, так как они призваны доказывать превосходство своей веры, и от атеизма, ставящего своей целью опровержение истинности религиозной картины мира.

символы основных религий

В заключение

Благодаря религиоведению человек получает возможность самостоятельно разобраться в самых сложных и спорных вопросах, не веря слепо ни ангажированным журналистам, ни красноречивым миссионерам. Религиоведение помогает с уважением отнестись как к собственным религиозным традициям, так и к религиозному опыту других народов, лучше понимать друг друга и конструктивнее вести диалог и сотрудничество последователей разных конфессий.

Религиове́дение или религиеведение (слово состоит из религия и ве́дение) — область научных исследований, предметом которой являются все существовавшие в прошлом и существующие ныне религии [1] [2] [3] .

Религиоведение следует отличать от богословия (теологии).

Содержание

Предмет религиоведения

Объектом религиоведения является религия, однако по поводу предмета существуют разные точки зрения. Проблема, прежде всего, заключается в том, что религию изучают также история, философия, социология, психология, культурология, этнография (антропология в западном смысле слова), экология, география и другие науки. Религиоведение отличается от них тем, что исследует религию в соответствии с наработанными в своей истории методами, подходами и установками.

Религиоведение в России

Так, в мировом научном сообществе религиоведение уже более сотни лет считается целостной наукой, тогда как в современной России до сих пор его относят к области философских наук.

Кафедры религиоведения в российских вузах в основном образовались после переименования кафедр научного атеизма в 1990-х годах [5] .

РЕЛИГИОВЕ́ДЕНИЕ, на­уч. дис­ци­п­ли­на, изу­чаю­щая за­ко­но­мер­но­сти воз­ник­но­вения, раз­ви­тия и функ­цио­ни­ро­ва­ния разл. ре­ли­гий , их строе­ние и ком­по­нен­ты, зна­че­ние в ис­то­рии об­ще­ст­ва, взаи­мо­связь и взаи­мо­дей­ст­вие с др. об­лас­тя­ми куль­ту­ры; от­расль зна­ния о ре­лиг. опы­те че­ло­ве­ка и че­ло­ве­че­ст­ва. Сфор­ми­ро­ва­лось на сты­ке ис­то­рии, фи­ло­со­фии, ан­тро­по­ло­гии, ар­хео­ло­гии, фи­ло­ло­гии, пси­хо­ло­гии и со­цио­ло­гии. В от­ли­чие от бо­го­сло­вия (тео­ло­гии), Р. не ста­вит за­да­чу по­нять при­ро­ду сверхъ­ес­те­ст­вен­но­го, оно рас­смат­ри­ва­ет ре­ли­гию с вне­ре­ли­ги­оз­ной точ­ки зре­ния: изу­ча­ет ре­лиг. по­ве­де­ние че­ло­ве­ка, про­во­дит ана­лиз свя­щен­ных тек­стов, ис­сле­ду­ет функ­цио­ни­ро­ва­ние ре­лиг. ин­сти­ту­тов и об­щин. Его ме­то­до­ло­гия но­сит меж­дис­ци­п­ли­нар­ный ха­рак­тер. Воз­ник­но­ве­ние Р. в 19 в. свя­зы­ва­ют с тру­да­ми М. Мюл­ле­ра . Осн. на­прав­ле­ния ре­ли­гио­ведч. ис­сле­до­ва­ний: ис­то­рия, фи­ло­со­фия, фе­но­ме­но­ло­гия ре­ли­гии, пси­хо­ло­гия ре­ли­гии и со­цио­ло­гия ре­ли­гии.

Многие науки гуманитарного цикла занимаются исследованиями мира, ставя перед собой цель приблизиться к пониманию бытия.

Религиоведение – гуманитарная наука, которая исследует общественно-историческую природу религии, механизм ее социальных связей с политическими, экономическими, духовными системами общества, особенности их влияния на верующих.

Как самостоятельная отрасль науки религиоведение возникло во второй половине ХІХ столетия. Это было обусловлено тем, что большой объем теоретического и эмпирического материала о разнообразных религиозных направлениях, культах, обрядах, исследование религии как феномена духовной жизни вызывали необходимость более тщательного и внимательного рассмотрения воздействия религиозных компонентов на жизнь человека. Таким образом, на стыках философии и теологии, психологии и социологии, антропологии и этнографии, археологии, языковедения, сравнительной мифологии и фольклористики возникает новое направление в научных исследованиях – религиоведение.

Непредубежденные исследования религии во времена появления религиоведения как науки и учебной дисциплины вызывали отрицательную реакцию со стороны теологов и некоторых ученых, которые опасались, что возникнет угроза для ревизии религиозных ценностей и, прежде всего, христианских. Тем не менее, интерес европейской общественности к религиоведческой проблематике увеличивал желания людей с научных позиций подойти к анализу иррациональных элементов человеческого сознания, что и оказало содействие на дальнейшее развитие религиоведения.

В 70-х годах ХІХ века историю и философию религии стали преподавать в самых известных университетах Англии, Голландии, Германии, Франции и Италии. С начала ХХ века религиоведение сформировало новые, относительно самостоятельные, дисциплины: философию религии, историю религии, психологию религии, социологию религии. В это же время был окончательно сформирован круг исследовательских проблем, как для самого религиоведения, так и для религиоведческих дисциплин.

Сейчас религиоведение существует как самостоятельная научная дисциплина, которая используется не только светскими учеными, но и теологами и религиозными ортодоксами. Религиоведение как самостоятельная дисциплина имеет свой предмет, собственную структуру и собственный круг исследовательских приемов.

Предмет религиоведения. Предметом религиоведения являются объективные закономерности возникновения, становление и развития религий, их функционирования, структуры и разнообразные феномены, взаимосвязь и взаимодействие религии с другими областями знаний.

Согласно представленному определению предметом исследования в религиоведении есть теоретико-научный поиск главных качественных черт, присущих различным религиозным образованиям. Для тщательного, комплексного и более совершенного рассмотрения предмета религиоведения используются два направления исследований:

· теоретическое направление – рассматривает философские, социологические и психологические аспекты религиозного влияния на жизнь как отдельного человека, так и общества в целом;




· историческое направление–изучает историю возникновения, эволюцию, взаимовлияние и взаимосвязь отдельных религий, религиозных верований и культов.

Структура религиоведения.Как наука религиоведение включает в себя отдельные области гуманитарного знания, которые объединяются в единую структуру, а именно:

· философия религии – включает основные религиозно-философские идеи, философские понятия и философское толкование религии как явления;

· история религии – представляется как базовая составляющая, которая аккумулирует знания от возникновения религиозных культов вплоть до современных религиозных течений и направлений;

· психология религии – исследует психологические стороны влияния религии на сознание как отдельного человека, так и общества в целом;

· социология религии – рассматривает место религии в системе социальных связей и анализирует ее влияние на различные социальные группы;

· футурология религии – занимается перспективами развития религии в будущем;

· религиозная антропология – изучает человека в религиозном миросозерцании;

· религиозная культурология – стремится понять взаимовлияние религии и искусства;

· география религии – аккумулирует и систематизирует знания о территориальной организации различных религий в их исторической смене.

В отдельности, но в границах единой структуры, мы должны поставить свободомыслие или вольнодумство - как противовес религиозным образованиям в различные времена их существования. Здесь же можно выделить атеизм, как высшую форму проявления вольнодумства и отказ от религиозных воззрений как таковых.

Исследовательские методы в религиоведении. Религиоведение использует самые разнообразные методы познания: общефилософские, общенаучные, социологические, теоретические и эмпирические. Применяются также специальные религиоведческие методы: генетический, исторический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, социологический, типологический, каузальный, философско-логический. Использование этих разнообразных методов имеет смысл только при условиях соблюдения таких методологических принципов: принцип объективности, антропологический принцип, принцип толерантности и терпимости, принцип правового обеспечения свободы совести.

Многие науки гуманитарного цикла занимаются исследованиями мира, ставя перед собой цель приблизиться к пониманию бытия.

Религиоведение – гуманитарная наука, которая исследует общественно-историческую природу религии, механизм ее социальных связей с политическими, экономическими, духовными системами общества, особенности их влияния на верующих.

Как самостоятельная отрасль науки религиоведение возникло во второй половине ХІХ столетия. Это было обусловлено тем, что большой объем теоретического и эмпирического материала о разнообразных религиозных направлениях, культах, обрядах, исследование религии как феномена духовной жизни вызывали необходимость более тщательного и внимательного рассмотрения воздействия религиозных компонентов на жизнь человека. Таким образом, на стыках философии и теологии, психологии и социологии, антропологии и этнографии, археологии, языковедения, сравнительной мифологии и фольклористики возникает новое направление в научных исследованиях – религиоведение.

Непредубежденные исследования религии во времена появления религиоведения как науки и учебной дисциплины вызывали отрицательную реакцию со стороны теологов и некоторых ученых, которые опасались, что возникнет угроза для ревизии религиозных ценностей и, прежде всего, христианских. Тем не менее, интерес европейской общественности к религиоведческой проблематике увеличивал желания людей с научных позиций подойти к анализу иррациональных элементов человеческого сознания, что и оказало содействие на дальнейшее развитие религиоведения.

В 70-х годах ХІХ века историю и философию религии стали преподавать в самых известных университетах Англии, Голландии, Германии, Франции и Италии. С начала ХХ века религиоведение сформировало новые, относительно самостоятельные, дисциплины: философию религии, историю религии, психологию религии, социологию религии. В это же время был окончательно сформирован круг исследовательских проблем, как для самого религиоведения, так и для религиоведческих дисциплин.

Сейчас религиоведение существует как самостоятельная научная дисциплина, которая используется не только светскими учеными, но и теологами и религиозными ортодоксами. Религиоведение как самостоятельная дисциплина имеет свой предмет, собственную структуру и собственный круг исследовательских приемов.

Предмет религиоведения. Предметом религиоведения являются объективные закономерности возникновения, становление и развития религий, их функционирования, структуры и разнообразные феномены, взаимосвязь и взаимодействие религии с другими областями знаний.

Согласно представленному определению предметом исследования в религиоведении есть теоретико-научный поиск главных качественных черт, присущих различным религиозным образованиям. Для тщательного, комплексного и более совершенного рассмотрения предмета религиоведения используются два направления исследований:

· теоретическое направление – рассматривает философские, социологические и психологические аспекты религиозного влияния на жизнь как отдельного человека, так и общества в целом;

· историческое направление–изучает историю возникновения, эволюцию, взаимовлияние и взаимосвязь отдельных религий, религиозных верований и культов.

Структура религиоведения.Как наука религиоведение включает в себя отдельные области гуманитарного знания, которые объединяются в единую структуру, а именно:

· философия религии – включает основные религиозно-философские идеи, философские понятия и философское толкование религии как явления;

· история религии – представляется как базовая составляющая, которая аккумулирует знания от возникновения религиозных культов вплоть до современных религиозных течений и направлений;

· психология религии – исследует психологические стороны влияния религии на сознание как отдельного человека, так и общества в целом;

· социология религии – рассматривает место религии в системе социальных связей и анализирует ее влияние на различные социальные группы;

· футурология религии – занимается перспективами развития религии в будущем;

· религиозная антропология – изучает человека в религиозном миросозерцании;

· религиозная культурология – стремится понять взаимовлияние религии и искусства;

· география религии – аккумулирует и систематизирует знания о территориальной организации различных религий в их исторической смене.

В отдельности, но в границах единой структуры, мы должны поставить свободомыслие или вольнодумство - как противовес религиозным образованиям в различные времена их существования. Здесь же можно выделить атеизм, как высшую форму проявления вольнодумства и отказ от религиозных воззрений как таковых.

Исследовательские методы в религиоведении. Религиоведение использует самые разнообразные методы познания: общефилософские, общенаучные, социологические, теоретические и эмпирические. Применяются также специальные религиоведческие методы: генетический, исторический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, социологический, типологический, каузальный, философско-логический. Использование этих разнообразных методов имеет смысл только при условиях соблюдения таких методологических принципов: принцип объективности, антропологический принцип, принцип толерантности и терпимости, принцип правового обеспечения свободы совести.

Читайте также: