Особенности форм организации целостного педагогического процесса в одной из групп детского сада

Обновлено: 05.07.2024

1. Форма организации обучения — ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения, внешнее выражение специально организованной деятельности педагога и учащихся. Форма выполняет интегрирующую роль, так как включает в себя цели, содержание, методы, средства обучения. С 1953 до 2010 года основной формой организации обучения детей в детском саду было занятие. Наряду с занятием в качестве формы обучения использовалась экскурсия. Для занятия был характерен ряд признаков:

1)на занятии идет освоение детьми содержания по одному из разделов программы обучения;

2)занятия проводятся одновременно со всеми детьми группы;

3)воспитатель выполняет на занятии руководящую функцию.

Обучение детей осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности. Организованная образовательная деятельность соединяет в себе различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, двигательную, музыкально-художественную, чтения.

2. Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат).

Проекты могут быть разных видов и классифицируются по разным основаниям: по предметно-содержательной области, по характеру доминирующей в проекте деятельности, по количеству участников, по продолжительности. Попредметно-содержательной области различаются моно проекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области, и интегрированные проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы. В ходе проектной деятельности у детей расширяются знания об окружающем мире, приобретаются необходимые социальные навыки. Дети учатся видеть проблемы, задавать вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, классифицировать, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.

Практическое задание:

1.Подберите, подготовьтесь к проведению образовательной ситуации (игровая, коммуникативная, театрализованная и др.) для детей дошкольного возраста.

2.Заполните таблицу: Основные понятия, связанные с организацией образовательного процесса в ДОУ

1.Цель: учить детей составлять описательный рассказ посредством моделирования.

- Ребята, вы слышите, кто-то к нам в гости пришел. Вы проходите, присаживайтесь на стульчики, а я пойду, посмотрю. Посмотрите, кто к нам приехал в гости.

Появляется машина с игрушками. Ребята помогите мне расскажите, кто к нам приехал на машине? Дети выбирают кошку, рассматривают ее, отвечают на вопросы воспитателя.

- Что умеет делать кошка?

- Если мы погладим кошку, что она будет делать?

- А что делает кошка, когда видит мышку?

- Если я покажу кошке ниточку с бантиком, что она будет делать?

- Послушайте, как я произнесу слово: ко-о-ш-шка-а. Повторите его со мной так же.

- А …. повторит нам, что делает кошка.

- Вспомним слова, которые вы назвали.

(Воспитатель берет собаку).

- Послушайте, как звучит это слово: с-с-со-о-оба-а-а-ка-а-а. …. произнеси это слово так, как я.

- Угадайте, как зовут собаку.

- Это Жучка. Посмотрите, какая она красивая! Уши у нее. длинные, нос. черный, глаза. блестящие, лапы. толстые, шерсть. мягкая, пушистая.

- Ребята, что умеет делать собака?

(На игрушке демонстрируется движения-подсказки)

- Что делает собака, когда видит кошку?

- А когда собаке дают мясо, что она делает?

- Вы сказали много слов о том, что делает собака. Вспомните и назовите эти слова еще раз.

- Сколько разных слов вы назвали! Кто хочет рассказать о Жучке какая она, что умеет делать? А поможет нам в этом картинки.

- ? – кто это, как зовут.

В случае необходимости воспитатель подсказывает начало фразы. Это. собака. Ее зовут. Жучка. Жучка любит. грызть косточки. Собака красивая. У нее. длинные уши, черный нос, толстые лапы. Это собака-мама. У нее есть. щеночки. Собака любит своих. щенят.

- Молодцы, Жучке очень понравились ваши рассказы. А кто хочет рассказать про кошку.

- Молодцы, а сейчас немного отдохнем.

Воспитатель показывает игрушки (по одной), находящиеся в машине (гуси, лягушки, слоны).

- А сейчас мы поиграем в игру.

- Сначала вспомним, как мычит корова, как пищит мышка, как гудит машина. Как стучит молоток? Как звенит колокольчик? Как лает собака? Как гогочут гуси?

- Молодцы. Сейчас я буду произносить звуки, а вы должны догадаться, кому они принадлежат. Но звуки произносить я буду по-разному, а вы должны назвать какому животному или предмету принадлежат – большому или маленькому.

Воспитатель ставит игрушки рядом с машиной.

- Молодцы, все правильно отгадали. Вот и все наши игрушки рядом с машиной. Игрушки хотят покататься на машине. Но машина возьмет только тех животных, в названиях которых есть звук [с]. Какой звук должен слышаться в словах?

- Давайте прокатим слона. В этом слове слышится звук [с]. Послушайте: с-слон. Поля, произнеси это слово, как я.

- Хорошо произнесла. Иди, покатай слона.

- Кого мы еще покатаем? В каком еще слове слышится звук [с]?

- Правильно, можно покатать собаку. …, произнеси слово собака так, чтобы слышался звук [с].

- Правильно произнес, покатай собаку.

Если дети называют слово, в котором звука [с] нет, воспитатель произносит его, выделяя каждый звук. Воспитатель сажает в машину гуся. Машина не едет.

- Машина не повезет гуся. В этом слове есть звук [с’], а не [с].

- Кто еще не катался на машине?

- Повезет их машина?

- Но кошке и лягушке очень хочется покататься. Что же мы будем делать?

- Может быть, покатаем кошку и лягушку на другой машине?

- Молодцы, ребята. Вы хорошо рассказывали про собаку Жучку, ей очень понравились ваши рассказы, правильно отгадывали игрушки. А что же мы еще с вами делали? Если вам понравилось, поднимите пальчик вверх, а не понравилось вниз, если все равно пальчик в бок.


Двигательная (овладение основными видами движения)

Подвижные дидактические игры

Игры с правилами

Составление и отгадывание загадок

продуктов детского творчества

Подвижные игры (с музыкальным сопровождением)

продуктов детского творчества

Решение проблемных ситуаций

Составление и отгадывание загадок

Семинарское занятие № 6. Проектирование взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей
Теоретические вопросы:

1. Раскройте основные формы взаимодействия ДОО с родителями.

2. В чем состоит отличие традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия ДОО с семьей?

3. В чем трудности взаимодействия детского сада и семьи?

4. Каковы условия взаимодействия детского сада и семьи?

1. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм. Выделяют традиционные и нетрадиционные формы.

Традиционными формами называют такие формы, которые проверены временем и стандартны для всех дошкольных учреждений не только города, но и страны.

Нетрадиционные формы работы - новые формы работы, которые помогают лучше оказать помощь семьям в воспитании и обучении ребенка.

2.К традиционным относятся:

Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка.

Наглядная пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию.

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны.

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и

Нетрадиционные формы работы с родителями

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.

1. Отношение семьи к дошкольному учреждению;

2. Неодооценивание роли ДОУ в воспитании ребенка;

3. Что ожидают родители и детский сад друг от друга;

4. Семья лишь объект воздействия;

5. Незнание жизни родителей

4.Осуществление эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи возможно при следующих условиях:

1.Готовности педагогов к взаимодействию с родителями,

2.Настроенности родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей

3.Осуществление педагогической диагностики особенностей семьи и семейного воспитания дошкольников.

4. Определения значимых для педагогов и родителей задач и содержания, на основе которых будет осуществляться взаимодействие дошкольного учреждения и семьи,

Практические задания:

Проанализируйте перспективный план работы с родителями, сделайте выводы и внесите предложения по вопросу эффективного взаимодействия ДОУ с родителями.

План анализа перспективного плана работы с родителями:

1.Какие формы работы с родителями используются в данном учреждении (их разнообразие).

2.Какие задачи решаются с помощью данных форм (сравнить с задачами из программы развития ДОУ, годового плана).

3.Какие нетрадиционные формы работы с родителями реализуются в данном учреждении.

При организации работы с семьями воспитанников педагоги используют различные формы сотрудничества.

- Консультация, памятка, наглядная информация, папка – передвижка, уголок логопеда, утренник, выставка поделок, информационная ширма, родительское собрание на тему, информационная ширма, рекомендации, беседа.

1.Распространять педагогические знания среди родителей.

2.Оказать практическую помощь в воспитании детей.

3.Способствовать формированию доверительного отношения родителей к воспитателям группы.

4.Адекватно реагировать на рекомендации воспитателей группы, прилагать усилия для налаживания партнёрских отношений с воспитателями по решению задач по воспитанию ребёнка

Что такое форма организации педагогического процесса? Форма — наружный вид, внешнее очертание, определенный установленный порядок.

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ Форма организации педагогического процесса — это ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена педагогического процесса. Формы играют интегрирующую роль, поскольку включают в себя цели, содержание, средства и методы осуществления педагогического процесса.

Формы организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении могут быть классифицированы в соответствии со спецификой дошкольного образования, включающего время, отведенное:

— на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

— образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; — самостоятельную деятельность детей;

— взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В чем своеобразие образовательной ситуации как формы организации педагогического процесса в дошкольном учреждении? Для всех видов деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении общим является их совместный характер с воспитателем и другими детьми.

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ В качестве основной единицы педагогического процесса выступает образовательная ситуация — форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.

Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций. Образовательные ситуации используются в процессе организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций являются формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.

Образовательные ситуации включаются в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества. Образовательные ситуации могут запускать самостоятельную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества. В каждой образовательной ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиск ее решения, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. В процессе проектирования и организации образовательных ситуаций происходит интеграция содержания разных образовательных областей программы, установление их взаимосвязи и взаимодополнения.

Педагогический процесс - система, в которой происходит интеграция процессов формирования, развития, воспитания и обучения. Целостная система педагогического процесса включает в себя подсистемы, внедренные одна в другую: учебный процесс, воспитательный процесс, процесс общения, процесс саморазвития и др.
Интеграция процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического процесса выражается в нескольких аспектах:

оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения, осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели — подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе;

воспитание всегда содержит в себе элементы обучения; а обучение в свою очередь всегда носит воспитывающих характер.

Отличительные особенности процессов отчетливо проявляется при выборе форм и методов достижения цели.

Педагогический процесс в ДОУ планируется и реализуется с учетом требований, определенных нормативными документами:

Законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования".

Главная цель воспитания и образования детей дошкольного возраста – это постепенная социализация ребенка, введение в мир культуры, созданной человечеством, и обеспечение при этом его развития по всем направлениям (физическое, познавательное, социально-личностное, художественно-эстетическое) в соответствии с нормой развития, индивидуальными особенностями и возможностями. Помимо этого задача достижения оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации.

Построение педагогического процесса в ДОУ основывается на следующих принципах:

учет возрастных возможностей детей, опора на интересы ребенка;

решение воспитательных и образовательных задач в единстве;

учет положения о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;

осуществление взаимодействия воспитателя и детей при руководящей роли взрослого;

создание возрастосообразной развивающей среды.

Содержание современного дошкольного образования представлено пятью образовательными областями:

Организовать образовательную деятельность в ДОУ можно в нескольких формах:

1 - в непосредственно образовательной деятельности (где ведущая роль принадлежит педагогу), осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения;

2 - в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым: наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, дидактические игры с правилами, разработка проекта.

3 - в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым в ходе режимных моментов: правила одевания – раздевания, правила культуры питания, правила поведения во время сончаса, прогулки, игры и т.д., а также заострение внимания на повседневных бытовых ситуациях и их анализ (установить причину конфликта – обсудить, как не надо себя вести – как надо поступить);

4 - через создание условий, побуждающих детей к самостоятельной познавательной деятельности: создание богатой предметно-развивающей среды, уголков конструирования, экспериментирования, чтения, природной зоны, игровой зоны. Среда должна также предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Помимо перечисленного педагог должен организовать взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которое реализуется в форме консультаций, бесед, детско-родительских занятий, конференций, родительских журналов и газет, буклетов, памяток родительских гостиных.

Эффективность педагогического процесса в максимальной степени зависит от методов обучения. Е.И.Перовским и Д.О.Лордкипанидзе выделили три группы методов: словесные, наглядные и практические. При таком подходе каждая группа методов опирается на свой вид источников:

а) словесные методы - на устное или печатное слово;

б) наглядные методы - на наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия;

в) практические методы - на практические действия, ориентированные на получение знаний, выработку умений и навыков. Эта классификация оказалась довольно простой. Видимо, поэтому она получила широкое распространение.

К группе наглядных методов, используемых в дошкольном обучении, относятся: наблюдение, рассматривание картин, демон­страция диафильмов и кинофильмов, а также некоторые при­емы обучения, в отдельных случаях выступающие в функции са­мостоятельных методов: показ образца-задания, способа дейст­вия и др.

К группе практических методов обучения в детском саду относятся упражнения, игровой метод (включая дидактическую игру), элементарные опыты и моделирование. Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно-действенных и наглядно-образных формах мышления во взаимодействии со словесно-логическим мышлением.

Основными словесными методами, ис­пользуемыми в детском саду, являются рассказ воспитателя, рас­сказы детей, чтение (слушание детьми чтения взрослых) произ­ведений детской литературы, беседы. Наряду с ними использу­ется ряд словесных приемов, таких, как объяснение, рассуждение, которые во многих, случаях выступают как метод обучения.

Специфика применения методов обучения в ДОУ заключается в том, что дети дошкольного возраста не умеют ни читать, ни писать, поэтому дошкольное обучение является изустным: дети усваивают всю информацию из объяснений педагога. В связи с этим к речи педагога предъявляются особые требования: необходимо тщательно продумывать логику объяснения материала, излагать его четко, понятно, формулируя простые предложения, сообщая детям лишь самое основное. При слишком многословном объяснении дети не могут долго сосредоточенно слушать и в силу отсутствия опыта не могут отделить главное от второстепенного.

У детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому объяснение должно быть эмоциональным, интересным, сопровождаться игрой, сюрпризными и соревновательными моментами, загадками, скороговорками. Так как мышление дошкольников наглядно-действенное и наглядно-образное, то объяснение необходимо не только подкреплять наглядностью, но и подбирать практические задания с раздаточным материалом.

Немаловажное значение имеет и эмоциональная атмосфера, стиль общения педагога с детьми. Важно поощрять успехи детей, отмечать достижения каждого, оказывать своевременную помощь, вместе с тем не лишая ребенка самостоятельности. В случае возникновения трудностей не следует спешить объяснять или показывать ребенку правильный вариант действий, необходимо выяснить причины затруднений и активизировать опыт и знания ребенка. Позиция педагога по отношению к детям может быть следующей:

Эффективность педагогического процесса оценивается по достигнутым детьми результатам, которые представлены в виде знаний, умений, продуктов детской деятельности, ценностных отношений, личностных качеств. Цель мониторинга достижения планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ - исследование сформированности у детей интегративных качеств:

- физических (физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками);

- интеллектуальных(любознательный, активный; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; овладевший необходимыми умениями и навыками);

- личностных (эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения).

Если рассматривать педагогический процесс в виде этапов, то, по мнению И.П. Подласова, организация педагогического процесса предполагает 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.

На первом подготовительном этапе педагогического процесса определяются цель, конкретные задачи, подбирается содержание, подбираются методы и формы обучения с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания, прогнозируются результаты образовательной деятельности.

План реализуется на втором, основном этапе педагогического процесса. На этом этапе осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами, который позволяет обнаружить отклонения, ошибки и туту же произвести коррекцию, ввести необходимые дополнения и изменения.

Третий, заключительный, этап предназначен для анализа результатов. Анализ имел место и на основном этапе, но теперь проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образования недостатков. Еще раз рассматриваются правомерность поставленных задач, адекватность избранных средств, методов, форм организации. Выявляется то, что дало наилучший результат, и то, что оказалось малодейственным.

Образовательный процесс выполняет следующие функции:

стимулирующая, т.е. образовательное пространство должно включать моменты, создающие условия для развития активности ребенка;

регулирующая функция заключается в том, что образовательный процесс организует поведение и деятельность детей;

коррекционная функция, т.е. образовательный процесс включает коррекцию проблем, имеющихся у детей в физическом и психическом их развитии;

психотерапевтическая функция – бережное отношение к личности и деятельности ребенка.

Профессионально организованный образовательный процесс должен строится на следующих принципах:

 целостность, т.е. создание условий для полноценного развития личности, взаимосвязь всех структурных единиц (Ю. Бабанский);

 гуманизация, т.е. вера в ребенка, оптимистическое, уважительное отношение к нему, использование личностно-ориентированной модели педагогического общения, демократического стиля.

 принцип индивидуализации, т.е. развитие, формирование личности ребенка с учетом его особенностей;

 принцип демократизации, т.е. открытости образовательного процесса обществу, общественным организациям, родителям; привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе дошкольного учреждения; преобладание помогающей функции;

 принцип педагогической рефлексии, т.е. развитие умения самопонимания, саморазвития.

Форма – наружный вид, внешнее очертание, определенный установленный порядок.

Ориентируемся в понятии! Форма организации педагогического процесса – это ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена педагогического процесса.

Формы играют интегрирующую роль, поскольку включают в себя цели, содержание, средства и методы осуществления педагогического процесса.

Формы организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении могут быть классифицированы в соответствии со спецификой дошкольного образования, включающего время, отведенное на:

• образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

• самостоятельную деятельность детей;

• взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В чем своеобразие образовательной ситуации как формы организации педагогического процесса в дошкольном учреждении?

Для всех видов деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении общим является их совместный с воспитателем и другими детьми характер.

Ориентируемся в понятии! В качестве основной единицы педагогического процесса выступает образова­тельная ситуация - форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педаго­гом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.

Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки). так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.

Образовательные ситуации используются в процессе организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций является формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.

Образовательные ситуации включаются в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.

В каждой образовательной ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиск решения проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. В процессе проектирования и организации образовательных ситуаций происходит интеграция содержания разных образовательных областей программы, установление их взаимосвязи и взаимодополнения.

В качестве особой формы организации образовательного процесса выступает экскурсия.Например, экскурсия по помещениям детского сада, предполагающая знакомство с сотрудниками детского сада, трудовыми процессами, которые они выполняют; экологические экскурсии, направленные на формирование представлений о существовании живого организма в условиях экосистемы (лес, луг, водоем) и пр. Экскурсиина природу, по детскому саду, по родному городу позволяют познакомить детей объектами и процессами в условиях естественной среды, найти ответы на разнообразные проблемные вопросы и интеллектуальные задачи.

В чем особенности организации организованной образовательной деятельности?

Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей и средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. Образовательная деятельность носят преимущественно игровой характер и основаны на сочетании разных видов игр: дидактических, сюжетно-дидактических, игр-этюдов, игр-экспериментов и пр.

Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах: дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр.

При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием организованной образовательной деятельности. Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня).

Коммуникативная деятельностьнаправлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В сетке организованной образовательной деятельности она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельностьвключает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей.

Двигательная деятельностьорганизуется в процессе занятий физической культурой, требования к проведению которых согласуются дошкольным учреждением с положениями СанПин (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.2660-10 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 N 164).

Музыкально-художественная деятельностьорганизуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем дошкольного учреждения в специально оборудованном помещении.

Чтениеорганизуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, развитие способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение может быть организовано как непосредственно чтение (или рассказывание сказки) воспитателем вслух, и как прослушивание аудиозаписи.

Трудовая деятельностьвключает обучение детей общим специальным трудовым умениям, характерным для каждого возрастного периода. В младшем возрасте – это обучение умениям самообслуживания, в средней группе дети овладевают умениями хозяйственно-бытового труда; в старших группах наиболее значимо освоение умений ручного труда.

В чем особенности образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов?

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов,требует определения особыхформ работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. Прежде всего, требуется определить, в чем специфика задач, реализуемых в данной образовательной деятельности. В образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, может быть организовано начало работы по теме, затем в процессе организованной образовательной деятельности происходит обобщение и систематизация знаний детей, формирование обобщенных способов осуществления детской деятельности, что, в свою очередь, позволяет ребенку осуществлять деятельность на высоком уровне самостоятельности, проявлять творчество.

Возможен и другой путь, когда началом работы по теме является организованная образовательная деятельность, а затем знания и умения находят дальнейшее применение в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов и в самостоятельной детской деятельности.

Общей особенностью образовательных ситуаций, проектируемых в образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах, является направленность деятельности воспитателя на сотрудничество с детьми в решении образовательных задач, установление партнерского характера отношений. Образовательная ситуация выступает как часть более широких и разнообразных форм работы педагога с детьми.

Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени включает:

· наблюдения - в уголке природы; за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку);

· индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.);

· создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости к взрослым и сверстникам;

· трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными растениями и пр.);

· беседы и разговоры с детьми по их интересам;

· рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания;

· индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей;

· двигательную деятельность детей, активность которой зависит от от содержания организованной образовательной деятельности в первой половине дня;

· работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья.

Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки включает:

· подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;

· наблюдения за объектами и явлениями природы, направленное на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;

· экспериментирование с объектами неживой природы;

· сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);

· элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада;

· свободное общение воспитателя с детьми.

Образовательная деятельность, осуществляемая во второй половине дня включает разнообразные формы работы с детьми:

· Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для дальнейшей организации самостоятельной игры.

· Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

· Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, заниматель­ные задачи.

· Коллективная и индивидуальная трудовая деятельностьносит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. Ручной труд служит средством реализации у детей творческих способностей, является источником становления самостоятельности ребенка.

Образовательная деятельность в режимных моментах во второй половине дня организуется с небольшими подгруппами детей или с группой в целом (например, досуги, музыкально-литературная гостиная). Параллельно детям предоставляется возможность для организации самостоятельной деятельности по интересам. Атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения создается воспитателем. В подгруппах используется прием совместного обсуждения с детьми и последующего практического выбора деятельности: в какие игры поиграть, чем и как лучше украсить группу к празднику, какие экспонаты подготовить к выставке, в каких центрах активности сегодня предпочитают действовать дети и пр. Главное, чтобы сделанный ребенком практический выбор позволял ему успешно решить поставленную воспитателем задачу, понять и оценить связь между целью и полученным результатом.[10]

В чем особенности организации самостоятельной деятельности детей?

Во-первых, организацию предметно-развивающей среды, стимулирующей проявление детьми самостоятельности и творчества, развитие детских интересов.

Во-вторых, использование педагогом специальных методов и приемов, побуждающих к проявлению детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности, к проявлению индивидуальных интересов и склонностей.

Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной деятельности:

· самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;

· развивающие и логические игры;

· музыкальные игры и импровизации;

· речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;

· самостоятельная деятельность в книжном уголке;

· самостоятель­ная изобразительная деятельность по выбору детей самостоятельные опыты и эксперименты;

Для организации самостоятельной деятельности ребенка в группе создаются различные центры активности, например:

В зависимости от возрастной группы тематика и наполняемость центров активности будет разной. Этому вопросу посвящена отдельная глава данного учебника.

Самостоятельная деятельность оставляет за ребенком право выбора её содержания, времени, партнеров. Самостоятельная деятельность может быть условно разделена на два вида:

· самостоятельная деятельность, направляемая и поддерживаемая взрослыми, направленная на решение образовательных задач;

· свободная самостоятельная деятельность детей по выбору и интересам, направленная на удовлетворение потребности детей в самореализации и досуге.

Общей особенностью образовательных ситуаций, проектируемых в самостоятельной детской деятельности является направленность деятельности воспитателя на стимулирование и поддержки интересов детей, проявлений самостоятельности и творчества. Образовательная ситуация выступает как короткий фрагмент деятельности детей, осуществляемой самостоятельно.

Как организовать самостоятельную деятельность, направляемую и поддерживаемую педагогом?

Организации самостоятельной деятельности детей способствуют проблемно-игровые вопросы и задания. Например, испытать кораблики, сделанные детьми из разных материалов и определить, как они держатся на воде, который из них быстрее добирается до берега.

Как способствовать развитию детского сообщества в условиях самостоятельной деятельности детей?

В среднем и старшем дошкольном возрасте источником динамичного развития детского общества выступает творчество как процесс групповой и индивидуальной самореализации. Развитие детского творческого сообщества представляет собой процесс организации последовательно сменяющих друг друга видов совместной деятельности для решения коллективным способом, имеющих коллективный и индивидуально-значимый результат (Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе).

Проект решения детским сообществом общей задачи может иметь следующую последовательность:

Важно правильно объединить детей в деятельности с учётом их поведенческих особенностей. Т.В.Сенько выделено несколько типов детей в зависимости от их способности к доброжелательному общению и взаимодействию: общительно-дружелюбные, общительно-враждебные, необщительно-дружелюбные и необщительно-враждебные. Общительно-дружелюбных можно объединять со всеми детьми. Общительно-враждебных – нельзя объединять друг с другом и с необщительно-враждебными. Последних -нельзя объединять друг с другом.

5. Достижение, осознание и оценка значимости результата. Педагог акцентирует внимание на личном вкладе каждого участника в общее дело, подчёркивает значимость совместных усилий. Привлекает к оценке других, значимых для детей людей - родителей.

Как организовать свободную самостоятельную деятельность детей по выбору и интересам?

Воспитатель предоставляет ребенку возможность заниматься такой деятельностью в утренний отрезок времени, на прогулке и во второй половине дня. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня, ежедневно. В зависимости от возраста детей её общая продолжительность в течение дня от 15 до 45 минут. Основой взаимодействия педагога и детей выступает поддержка самостоятельности и творчества детей.

В чем особенности взаимодействия с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования?

Основными формами совместной деятельности педагогов и родителей по реализации основной общеобразовательной программы являются[14]:

· Подготовка и проведение совместных праздников и досугов, предполагающие совместные выступления детей вместе с родителями, участие в конкурсах.

Таким образом, формы организации образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения проектируются по направлениям:

· образовательная деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

· образовательная деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

· самостоятельная деятельность детей;

· взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Читайте также: