Словообразовательный анализ в школе

Обновлено: 04.07.2024

Словообразование – 1) процесс образования новых слов в языке; 2) раздел науки о языке, в котором изучается, как и с помощью чего образуются новые слова.

Морфемный разбор слова – это выделение частей, из которых состоит слово. При разборе слова по составу указываются все части, из которых оно состоит.

Словообразовательный разбор слова – это выяснение того, от какого слова образовано или каким способом появилось слово. При словообразовательном разборе в слове указываются только те части, с помощью которых оно образовано.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.

2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература:

1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образуются слова, а также образование новых слов от однокоренных.

Словообразовательный разбор – это выяснение того, от какого слова образовано или каким способом появилось слово. При словообразовательном разборе в слове указываются только те части, с помощью которых оно образовано.

Кроме словообразовательного разбора важно уметь осуществлять и морфемный разбор слова. Морфемный разбор слова – это выделение частей, из которых состоит слово, то есть определение морфем. При разборе слова по морфемам указываются все части, из которых оно состоит.

Чем отличается словообразовательный разбор от морфемного?

Порядок морфемного разбора слова:

1. Выделить Окончание.

2. Определить Основу.

3. Выделить Суффикс (суффиксы).

4. Определить Приставку (приставки).

5. Выделить Корень.

Порядок словообразовательного разбора:

1. Дать толкование лексического значения слова (например: слушатель – это тот, кто слушает что-нибудь).

2. Сравнить состав слова с ближайшим по смыслу однокоренным (слушатель – слушать); выявить ту часть (или части) слова, с помощью которых оно образовано (-тель).

3. Определить, от чего образована основа (слуша- из слова слушать).

При письменном разборе показать словообразовательную связь этих слов.

Словообразовательный разбор отличается от морфемного тем, что при словообразовательном разборе нужно найти слово, от которого оно образовано, например: слово слушатель образовано от слова слушать,
а при морфемном разборе нужно найти морфемы, из которых состоит слово, например: слово слушатель состоит из корня -слуш-, суффиксов -а- и -тель и нулевого окончания.

Выполним морфемный и словообразовательный анализ слова жители.

Жи-тел-и (имя существительное).

1. Окончание -и. Оно выражает значения множественного числа, Именительного падежа. Сравним: житель, жител-я.

2. Основа формы жи-тел-.

4. Приставки нет.

1. Начальная форма – житель.

2. Основа слова – жи-тель.

5. -тель – словообразовательный суффикс.

6. Суффиксальный способ.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Выберите правильный ответ.

Словообразование как раздел науки о языке изучает…

Б) образование новых слов от однокоренных;

В) словосочетания и предложения.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Вспомнить, что изучает словообразование. Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образуются слова, следовательно, подходит вариант Б.

Правильный ответ:

Б) образование новых слов от однокоренных;

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите, чем отличается слово огурец от слов ребёнок, речка, горошек.

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Разобрать слова огурец, ребёнок, речка и горошек по составу. В слове огурец – огурец корень и нулевое окончание, в слове ребёнок -реб- – корень, -ёнок – суффикс, нулевое окончание, в слове речка -реч- корень, к- суффикс, а- окончание, в слове горошек -горош- корень, -ек- суффикс, нулевое окончание. В слове огурец нет суффикса.

Что такое словообразовательный разбор (анализ) слова?

Словообразовательный разбор – это определение, от какого слова и с помощью чего образовано слово.

Для выполнения словообразовательного разбора необходимо:

  • различать производные и непроизводные слова;
  • видеть производящую и производную основы;
  • уметь выделять морфемы;
  • знать способы словообразования.

Непроизводные слова – это слова, которые не образованы от других однокоренных слов и являются исходными, такими, какими они возникли в языке изначально.

Производные слова образуются от однокоренных с помощью морфологических или неморфологических способов.

К производящей основе добавляются словообразующие морфемы, их соединяют и образуют новые сложные слова.

Производная основа – это часть вновь образованного слова без окончания.

Способы словообразования:

  1. морфологические:
    • приставочный,
    • суффиксальный,
    • приставочно-суффиксальный,
    • постфиксальный,
    • приставочно-постфиксальный,
    • суффиксально-постфиксальный,
    • бессуффиксальный,
    • сложение основ,
    • аббревиатура;

  2. неморфологические:
    • лексико-синтаксический,
    • лексико-семантический,
    • морфолого-синтаксический.

Способы словообразования

Приставочный

Суффиксальный

Приставочно-суффиксальный

Постфиксальный

Бессуффксальный

Приставочно-постфиксальный

Суффиксально-постфиксальный

Сложение основ

Аббревиатура

Лексико-синтаксический

Лексико-семантический

  • Лук (овощ) – лук (оружие со стрелами) - омонимы
  • По'лки – полки' (омографы)
  • Стекло (оконное) – стекло (на пол) – омоформы
  • Кот – код (омофоны)

План словообразовательного разбора (анализа)

Данное для разбора слова необходимо поставить в начальную форму.

Начальная форма слова:

  • существительное – ед.ч., Им.п.;
  • прилагательное – ед.ч., Им.п., муж.род;
  • глагол – неопределенная форма;
  • причастие – ед.ч., Им.п., муж.род;
  • местоимение – в зависимости от разряда
  • наречие, деепричастие – не изменяются.

Начальная форма слова необходима для того, чтобы отсечь формообразующие аффиксы, которые не участвуют в образовании новых слов.

Затем выполнить следующие действия:

  1. Указать часть речи
  2. Установить слово с производящей основой.
  3. Выделить основу в производящем слове.
  4. Выделить производную основу в разбираемом слове.
  5. Выделить в производном слове основу (или часть основы), которая совпадает с производящей.
  6. Выделить словообразующие аффиксы (морфемы): части слова, оставшиеся за пределами производящей основы (кроме окончания).
  7. Определить способ образования.

Примечание:

  • выделять морфемы, не участвующие в образовании данного слова, не нужно;
  • при составлении словообразовательной цепочки каждое предыдущее слово будет производящим для следующего.

Примеры словообразовательного анализа

Образец устного разбора

Подоконник существительное, в начальной форме.

Автор: Калинина Татьяна Николаевна

Организация: КСОШ №4

Населенный пункт: г. Кондрово

Словообразование в школьном курсе русского языка изучается совместно с морфемикой, поскольку секрет особых обучающих возможностей словообразования заключается в том, что оно имеет дело с первой, самой маленькой (а потому и не всегда заметной) значимой единицей языка – морфемой. Именно морфема участвует в процессе образования новых слов [Львова 1991: 11].

Морфемика изучает систему морфем языка и морфемную структуру слов. Словообразование же направлено на освоение способов образования новых слов. [Литневская 2006: 237].

Знакомство учащихся со значимыми частями слова начинается с начальной школой. Так, школьники к началу изучения систематического курса русского языка уже владеют понятиями корня, приставки, суффикса, окончания, умеют производить морфемный разбор, подбирать родственные слова, образовывать новые с помощью словообразовательных приставок и суффиксов, указывать, от какого слова они образованы [Сабаткоев 2005: 126].

При изучении словообразования выделяются следующие цели:

  1. Дать представление об основных способах словообразования.
  2. Дать представление об основных способах образования отдельных частей речи.

При обучении словообразованию используются следующие принципы:

  1. Системный принцип (выявление системных словообразовательных связей слов в таких, например, понятиях, как способ словообразования)
  2. Синхронический (последовательное разграничение исторического и синхронического состава слова, этимологии слова).

Раздел словообразования сложен и вызывает наибольшие затруднения у школьников:

Во-первых, словообразование изучается в средней школе сравнительно в небольшом объеме (в сравнении с морфологией).

Во-вторых, словообразование изучается только в 5 и 6 классах, то есть достаточно рано для полного понимания и осмысления.

В-третьих, даже в пределах одного учебно-методического комплекса имеются значительные разночтения и неточности в формулировании основных понятий словообразования [Литневская 2006: 237].

Словообразование в школьном курсе русского языка изучается в следующих комплексах:

1 комплекс – учебники 5-9 классов по русскому языку Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.

В комплексе 1 изучаются следующие темы: основные способы образования слов в русском языке, этимология слов, словообразовательный разбор слова [Баранов, Ладыженская 2011: 57].

2 комплекс – учебники 5-9 классов по русскому языку Разумовской М.М., Леканта П.А.

Раздел ограничивается всего одной темой: как образуются слова в русском языке [Разумовская, Лекант 2012: 100]

3 комплекс – учебники 5-9 классов по русскому языку Львова С.И.

В 3 комплексе изучаются следующие темы: основные способы образования слов в русском языке, словообразование имен существительных, словообразование имен прилагательных, словообразование глаголов, образование слова и его морфемное строение [Львов 2012: 4].

Словообразование современного русского языка изучает синхроническую производность слов русского языка. Теоретический материал по словообразованию представлен во всех трех комплексах, но в разном объеме.

Рассмотрим представление тем в разных комплексах.

В комплексе 1 и в комплексе 2 не дается информация по способам образования слов разных частей речи. В учебнике 6 класса Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.[Баранов, Ладыженская 2011: 57] и в учебнике 5 класса Разумовской М.М., Леканта П.А. [Разумовская, Лекант 2012: 100]дается общее представление о способах образования слов в школьном курсе русского языка.

В комплексе 3ставится вопрос об образовании имен существительных, имен прилагательных, глаголов.

Таким образом, в 1 и во 2 учебном комплексе вопрос полностью не раскрывается. 3 комплекс раскрывает данную тему, но недостаточно полно. Словообразование – одна из интереснейших тем в русском языке. Задача учителя познакомить детей и сообщить им всю необходимую информацию по данной теме, используя разные методы работы, в том числе и наглядные средства обучения. Необходимо научить детей извлекать нужную лингвистическую информацию о слове из наличия одной из его морфем.

Умения и навыки по словообразованию, методы их формирования.

Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова. Используются следующие виды упражнений:

- определите, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово;

- составьте цепочку однокоренных слов;

- определите способ образования слова;

- подберите однокоренные слова к данному слову.

Словообразовательные упражнения применяются для более прочного усвоения словообразовательных понятий и совершенствования умений школьников использовать теоретические сведения на практике [Сабаткоев 2005: 130]. Эти упражнения имеют громадное значение для формирования орфографических навыков.

Словообразовательный анализ

Словообразовательный анализ имеет своей целью установить, как образовано слово в современном русском языке [Сабаткоев 2005: 128].

Словообразовательный разбор призван обобщить знания учащихся об образовании слов современного русского языка.

Комплекс 1 предлагает следующую схему словообразовательного разбора:

  1. дать толкование лексического значения слова (например: слуша­тель — это тот, кто слушает кого-нибудь, что-нибудь),
  2. сравнить состав данного слова с однокоренным(слушательслушать); выявить ту часть (части) слова, с помощью которой оно об­разовано (-тель),
  3. определить, от чего образована основа (от слуша- из слова слушать).

Образец письменного разбора: слушатель —> слушать[ Баранов, Ладыженская 2011: 78 ].

Таким образом, словообразовательный разбор в комплексе 1 отлича­ется от морфемного, базируется на критерии мотивированности значе­ния производной основы значением производящей основы и содержит только один шаг — подбор к исследуемому слову его производящего.

Комплекс 2 предлагает следующую последовательность словообразовательного анализа:

  1. записать слово в начальной форме
  2. установить лексическое значение слова и определить как оно образовано: записать слово, от которого оно образовано, обозначить в нем исходную основу и указать словообразующую морфему.
  3. Определить способ образования слова [Разумовская, Лекант 2012: 106].

Таким образом, 2 комплекс взаимосвязан с морфемным анализом слова.

Комплекс 3 словообразовательного анализа не содержит.

Таким образом, словообразование – это один из важных разделов в русском языке, поскольку он взаимосвязан с лексикой, орфографией. Изучая словообразование, соприкасаешься с историей, и начинаешь понимать и ценить русский язык. Этот раздел помогает делать нашу речь правильной, уместной и выразительной.

Морфемика. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор слова

Знаете ли вы, что важнейшим путем обогащения лексики русского языка является словообразование? Поэтому русский язык относится к языкам синтетического типа, то есть к таким языкам, типологической чертой которых является синтетизм [от греч. synthesis - соединение, составление], заключающийся в объединении в пределах одного слова нескольких морфем. На уроке вы повторите основные сведения о морфемах и способах словообразования, полученные в 5-6 классах.

Читайте также: