Что такое управление кратко

Обновлено: 04.07.2024

2) функция организованных систем разнообразной природы (биологических, социальных, технических), которая обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей деятельности;

3) создание и осуществление воздействий, обеспечивающих желаемое функционирование объекта, приводящее к определенной цели;

4) процесс организации целенаправленного воздействия на некоторую часть среды, называемую объектом управления, в результате чего удовлетворяются потребности субъекта, взаимодействующего с этим объектом;

5) процесс формирования целей и способов их достижения;

6) использование причинно-следственных отношений, при котором поведение системы приводит к желаемому результату (система достигает цели или решает задачу);

7) воздействие на объект, улучшающее функционирование или развитие данного объекта;

8) управление – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов деятельности.

Субъект управления – физическое или юридическое лицо, которое осуществляет властное воздействие. В процессе управления лежат: властные полномочия субъекта управления, его организационно-распорядительные, экономические и морально-этические рычаги воздействия.

Объект управления – то, на что направлено властное воздействие объекта управления. Объектом управления могут быть физические и юридические лица, социальные, социально-экономические системы и процессы.

Основные этапы процесса формирования научной теории:

• наблюдение за совершающимися процессами и анализ их с помощью известных из других наук методов;

• синтез знаний и создание теоретических основ науки (принципы, зависимости, законы и закономерности);

• формализация и систематизация происходящих процессов, составление их типологии;

• разработка прикладных научных основ для анализа и синтеза наблюдаемых процессов;

• создание методологии исследования процессов заданной типологии;

• накопление статистических данных об результативности предложенной методологии и ее корректировка.

Особенности процесса управления: Управление – целенаправленный процесс, выполняемый непрерывно во времени и пространстве, требующий глубокого анализа, разработки и постановки определенных целей. Чем точнее результат соответствует установленной цели, тем выше качество управления.

1. Понятие менеджмента, его необходимость. Определения управления

1. Понятие менеджмента, его необходимость. Определения управления Менеджмент – это управление людьми, работающими в одной организации, имеющей общую конечную цель. Но менеджмент—не просто управление людьми, организацией, а особая его форма, это управление в условиях

1. Понятие управленческого решения и его местов процессе управления

1. Понятие управленческого решения и его местов процессе управления Управленческое решение – это продукт управленческого труда, а его принятие—процесс, ведущий к появлению этого продукта. Принятие решения – это сознательный выбор из имеющихся вариантов направления

1. Понятие стратегического управления, его необходимость и особенности

1. Понятие структуры управления и факторы, ее определяющие

5. Понятие и классификация методов управления

5. Понятие и классификация методов управления Методом управления называется совокупность приемов, способов осуществления целенаправленного воздействия на производственный коллектив и пути решения управленческих задач. Это совокупность инструментов, приемов,

18. Понятие стратегического управления, его необходимость и особенности

22. Понятие структуры управления и факторы, ее определяющие. Понятие и роль коммуникаций в управлении

22. Понятие структуры управления и факторы, ее определяющие. Понятие и роль коммуникаций в управлении Коммуникация может быть определена как процесс обмена и понимания информации между двумя и более людьми с целью мотивирования определенного поведения или влияния на

33. Понятие и классификация методов управления

33. Понятие и классификация методов управления Методом управления называется совокупность приемов, способов осуществления целенаправленного воздействия на производственный коллектив и пути решения управленческих задач. Это совокупность инструментов, приемов,

4. Понятие технологии антикризисного управления

4. Понятие технологии антикризисного управления Любое управление – это процесс, предполагающий последовательную смену стадий, операций, методов, приемов осуществления воздействия на управляемый объект.Управление обладает закономерным содержанием, которое включает:

7.2. Понятие и законы управления

2. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ

21. ПОНЯТИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

Понятие и законы управления

Понятие управления персоналом

10. Понятие и смысл организационного проектирования в системе управления персоналом

10. Понятие и смысл организационного проектирования в системе управления персоналом В сегодняшних организациях управление человеческими ресурсами выделилось в отдельную систему, являющуюся частью общей системы организации. Служба управления персоналом является


2. Деятельность органов государственной власти. Методы государственного управления.

3. Административное учреждение или административный орган внутри какого-л. учреждения. Центральное статистическое управление. Управление железной дороги. □ Городское управление столиц тратит сотни тысяч рублей на оздоровление городов. Гл. Успенский, Кормилица. В район приезжали представители из областного управления сельского хозяйства и заготовок. Тендряков, Ненастье. || Здание, помещение, в котором находится такой орган или учреждение. — Пошли мы с ним к окружному атаману, и не домой, куда часто в гости ходила, а в управление. Лебеденко, Тяжелый дивизион.

5. Грамм. Синтаксическое подчинение одного слова другому, состоящее в том, что одно слово требует после себя дополнения в определенном падеже. Глагольное управление. Предложное управление.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Управление (философия) — деятельность субъекта по изменению объекта для достижения некоторой цели.

Управление (в организации) — синоним понятия менеджмент.

УПРАВЛЕ'НИЕ, я, ср. 1. только ед., чем. Действие по глаг. управлять в 1 и 2 знач. У. государством. У. делами. У. судном, самолетом. У. войсками. 2. только ед., без доп. Деятельность, направляющая и регулирующая общественные отношения через посредство органов государственной власти. Народные Комиссары СССР руководят отраслями государственного управления, входящими в компетенцию СССР. Конституция СССР. Органы управления. Разрешить вопрос в порядке управления (т. е. не в законодательном порядке). Организация местного управления. Вопросы управления. 3. только ед. Совокупность, система приборов и механизмов, посредством к-рых управляют ходом машины, механического экипажа (тех.). Рычаги управления. 4. Крупное подразделение в системе какого-н. учреждения, управляющее особой отраслью его работы (офиц.). Главное у. государственной безопасности Народного Комиссариата внутренних дел. Плановое у. Наркомата. || Название нек-рых административных учреждений (офиц.). Главное управление гражданского воздушного флота. Центральное у. народнохозяйственного учета. 5. только ед. Вид синтаксической зависимости, состоящей в том, что какое-н. слово (преимущ. глагол, предлог, существительное) требует после себя дополнения в какой-н. определенной форме (в том или ином падеже, в инфинитиве; грам.). 6. только ед. Дирижирование (оркестром или хором; муз.). Симфония исполнена под управлением автора.

управле́ние

2. лингв. вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (имя существительное, местоимение или субстантивированное слово) ставится в определённой падежной форме (без предлога или с предлогом), обусловленной лексико-грамматическим значением господствующего слова или смыслом высказывания

3. организационная структурная единица ◆ Транспортное управление.

4. деятельность по направлению движения ◆ Управление автомобилем в нетрезвом виде не допускается.

Управление представляет собой многозначное понятие, которое рассматривается в двух основных аспектах:

  1. Управление — это деятельность. В этом значении управление рассматривается (прежде всего, по отношению к человеческой деятельности) как воздействие (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью обеспечения требуемого её поведения или изменения её характеристик. Объектом управления может быть любая организованная система различной природы (биологическая, социальная, техническая — см. Система). В социальных системах управление понимается как совокупность социальных практик, направленных на организацию, сохранение и регулирование форм человеческой деятельности, поведения и общения. Деятельность управления может осуществляться двумя основными путями: a) стихийное управление, обусловленное управляющим воздействием, возникающим в результате взаимодействия определённых субъектов; b) иерархическое управление, обусловленное сознательным управляющим воздействием определённого субъекта на определённый объект.
  2. Управление — это функция. В этом значении управление рассматривается (безотносительно к человеческой деятельности) как функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), возникших естественным (эволюционным) или искусственным (креационным) путём, которая обеспечивает: a) сохранение определённой структуры системы и её системных характеристик; b) поддержание установленного режима деятельности системы и его оптимизацию; c) реализацию (явно или латентно) заданной программы деятельности системы (достижение цели). Наиболее общей функцией управления считается целенаправленное воздействие на внутренние и внешние (по отношению к системе) процессы, связанные с её функционированием.

Первая универсальная системная модель управления была предложена Н. Винером в 1948 году (Cybernetics: Or Control and Communication in the Animal and the Machine, 1948) и включала в себя следующие элементы:

  1. управляющую систему;
  2. управляемую систему;
  3. управляющую связь;
  4. обратную связь.

Системная модель управления предполагает наличие шести элементов:

  1. цель (или цели) управления;
  2. потенциальная возможность её достижения;
  3. модель объекта управления в распоряжении управляющего субъекта;
  4. действенность управляющей связи;
  5. реакция объекта (управляемость);
  6. действенность обратной связи (информирующей об изменении состояния объекта).

Понятие управления составило основу кибернетики как науки об общих законах управления и связи в биологических и технических системах. Концептуальная схема, в рамках которой формулируется любая задача управления, может быть представлена следующим образом (Рис. № 1).

Рис 1. Концептуальная схема управления
Рис. № 1. Концептуальная схема управления.

Различные аспекты представленной концептуальной схемы изучаются различными теориями. Так, например, связи между объектом и системой управления, между средой и системой управления, изучаются в рамках теории кодирования или, более широко, теории информации; выбор разумного (оптимального, целесообразного) решения составляет основную задачу теории принятия решений; теория автоматов, теория игр, теория оптимального управления и многие другие — это углублённое изучение различных аспектов указанной схемы.

Согласно современным представлениям, управление присуще только системным объектам, для которых характерно понижение энтропии, направленность на упорядочение.

Для биологических систем характерно наличие высокого уровня разнообразия и обособление двух уровней управления — организменной и поведенческой, первая из которых воспроизводится наследственно и ориентирована на самосохранение биологического вида или его экосистемы, вторая обеспечивает удовлетворение потребностей системы во взаимодействии с внешней средой. В определённых ситуациях возможно рассматривать управляющие системы организма, популяции, биоценоза как ориентированные на повышение эффективности их жизнедеятельности; в применении к биосфере или виду в целом такая точка зрения неоправданно телеологична.

Для социальных систем (см. Общество) характерно наличие высокого уровня разнообразия и формирование особого надбиологического уровня управления — культуры (см. Культура) как системы инструментальных и символических средств (знаний, ценностей, норм, образцов деятельности, поведения и общения, воплощённых в социальных институтах), обеспечивающих воспроизводство и развитие социальной жизни. Будучи системным образованием, культура генерирует функции социального управления, направленные на организацию, сохранение и регулирование форм человеческой деятельности, поведения и общения.

Социальное управление представляет собой целенаправленное воздействие субъекта управления (управляющей социальной подсистемы) на социальный объект (управляемую социальную подсистему), с тем, чтобы обеспечить требуемое его поведение или изменение его характеристик. В качестве объекта социального управления может выступать как общество в целом, так и его отдельные сферы (экономическая, политическая, социальная, духовная), а также индивиды, группы, общности разного уровня организации, и другие социальные образования. В контексте социальных систем (где и субъект, и объект управления осуществляют свою деятельность) управление рассматривается как деятельность (субъекта управления) по организации деятельности (объекта управления).

Природа социальных систем в целом исключает их жёсткую детерминированность, поэтому управление в них отличается чрезвычайной вариативностью и предполагает широкий спектр управляющих воздействий — как прямых, так и косвенных. Так, в условиях значительной неопределённости (поскольку не может быть известен результат отдельного воздействия) формируются различные системы опосредованного управления, в которых механизмами управляющего воздействия служат каналы трансляции семиотических средств управления.

Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.
Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций:
планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.

Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).

Организация. Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.

Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального "роста". При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.

Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.

Руководитель и его роли

Межличностные роли. Руководитель выполняет роль лидера, то есть он отвечает за мотивацию, набор, подготовку работников и т.д. Также руководитель является связующим звеном между своими работниками. Главный руководитель выполняет роль единоначальника - главного верховного руководителя.

Информационные роли. Являясь приемником информации, руководитель получает разнообразную информацию и использует ее в целях организации. Следующая роль руководителя- распространение информации среди членов организации. Руководитель выполняет так же представительские функции, то есть передает информацию об организации при внешних контактах.

Роли по принятию решений. Руководитель выступает в роли предпринимателя, разрабатывает и контролирует различные проекты по совершенствованию деятельности организации. Также он выступает в роли человека, устраняющего нарушения в работе организации. Руководитель является распределителем ресурсов своей организации. К тому же он является лицом, ведущим переговоры с другими организациями от имени своей организации.

Все эти роли руководителя, в своей совокупности, определяют объем и содержание работы менеджера любой организации.

Уровни управления

Крупные организации нуждаются в выполнении очень больших объемов управленческой работы. Это требует деления управленческого труда на горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный принцип разделения труда - это расстановка руководителей во главе отдельных подразделений, отделов. Вертикальный принцип разделения труда - это создание иерархии уровней управления, чтобы скоординировать горизонтально разделенную управленческую работу для достижения целей организации.

Руководителей делят на три категории:

Руководители низшего звена (операционные руководители). Самая многочисленная категория. Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов (сырья, оборудования, кадров). К младшим начальникам относятся мастер, заведующий лабораторией и т.п. Работа руководителя низшего звена является самой разнообразной, характеризуется частыми переходами от одного вида деятельности к другому. Степень ответственности руководителей низшего звена не очень высока, иногда в работе присутствует значительная доля физического труда.

Руководители среднего звена. Они контролируют работу руководителей низшего звена и передают обработанную информацию для руководителей высшего звена. К данному звену относятся: заведующие отделом, декан и т.д. На руководителей среднего звена ложится существенно большая доля ответственности.

Руководители высшего звена. Самая малочисленная категория. Они отвечают за разработку и реализацию стратегии организации, за принятие особо важных для нее решений. К руководителям высшего звена относятся: президент компании, министр, ректор и т.д. Работа руководителя высшего звена является весьма ответственной, так как фронт работы большой, а темп деятельности напряженный. Их работа, в основном, заключается в умственной деятельности. Они постоянно должны принимать управленческие решения.

Усредненное распределение рабочего времени для руководителя высшего звена:

Современный управляющий

Изменения в обществе, экономике, технологиях заставляют по новому осмыслить понятия управления в современной организации, переформулировать профессиональные характеристики управляющего, необходимые для успешного управления организацией в современных условиях.

В современных условиях все большее значение приобретают отрасли, связанные с интеллектуальной деятельностью. В России, в период переходной экономики, возникает повышенный спрос на менеджеров в обслуживающих сферах - торговля, финансы, информационные технологии.
Таким образом, современный менеджер должен обладать способностями по управлению подобным бизнесом, и владеть навыками принятия решений в условиях неопределенности.
В статье "Менеджер 21-го века: кто он?" (журнал "Менеджмент в России и за рубежом") экономисты Поршнев А. Г. и Ефремов В. С. говорят об управлении в современном обществе так:
"В обществе, где управление опирается на интеллектуальное сотрудничество людей; на их сетевую кооперацию, подразумевающую многосвязность и участие каждого человека во многих производственных процессах, требующих его знаний и умений; на интеграцию процессов планирования и исполнения; на создание динамичных, проблемно-ориентированных коллективов тружеников отношения найма труда уступают место отношениям купли-продажи продукта труда. И это есть революция."

Читайте также: