Сколько выпускников педагогических вузов идут работать в школу

Обновлено: 03.07.2024

Министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что при имеющейся динамике, нехватка педагогов в российских школах к 2020 году составит 180 тысяч человек. Выступая на форуме молодых педагогов она уточнила, что текущий дефицит кадров составляет 10-11%. Васильева также отметила, что в штате российских школ сейчас только 5,5% молодых преподавателей в возрасте до 29 лет. Надежды, что ситуация кардинально изменится до 2029 года, нет.

Ольга Васильева, министр просвещения

По данным ведомства, на бюджетные места в педагогические вузы ежегодно поступают порядка 73 тысяч человек. Из них только 33-34 тысячи после окончания учёбы оказываются на работе в школе.

Ещё больше интересного и полезного про образование и воспитание — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!

Исследование "Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов", проводимое учеными из Высшей школы экономики, необычно для нашей страны тем, что оно лонгитюдное (т.е. рассчитанное на изучение группы людей в течение многих лет). В таких исследованиях ученые обычно делают прогнозы и выдвигают гипотезы, а потом на протяжении многих лет их проверяют.

Сколько студентов, получив педагогическое образование, идут работать в школу? Десять процентов, говорят одни, ссылаясь на собственный опыт. Около двадцати, поправляют другие, ссылаясь на различные социологические исследования в области высшего образования. Двадцать пять, утешают третьи, ссылаясь на данные Минобрнауки.

Социологи и психологи задались вопросом, кто из студентов, только начинающих свое обучение, является потенциальной персоной "не с этого факультета", "не из этого вуза". Имелись в виду учащиеся всех специальностей — от юристов и экономистов до почвоведов и зоотехников.

Чтобы решить задачу, учеными был создан обобщенный "портрет" студента, который, вероятно, никогда не применит в жизни полученные в вузе профессиональные навыки. Оставалось посмотреть, сколько студентов на каких факультетах этому портрету соответствуют.

Конечно, любой декан может с уверенностью заявить, что он знает это и без всякой социологии. Но не будем торопиться. Опрос 3500 студентов в двух регионах — Республике Татарстан и Ярославской области — дал не совсем обычные результаты. Слово — авторам исследования.

Рассказывает Юлия Тюменева, кандидат психологических наук, преподаватель факультета психологии НИУ ВШЭ:

— Мы выделили среди студентов "группу риска". Этот термин родился в недрах клинической медицины, когда нужно было понять, какие факторы скорее всего приведут человека к возникновению того или иного заболевания. В нашем исследовании этот термин обозначает группу людей, которые с высокой степенью вероятности могут сменить выбранную ими однажды образовательную траекторию. Например, эти студенты выбирают профессиональную карьеру, специальность, факультет. А потом, отучившись, говорят — нет, мне это не нравится, пойду-ка я займусь чем-нибудь другим. В этих действиях при нашей системе образования есть определенный риск — и для них самих, и для вузов, в которых они учатся, и для общества.

Какие потенциальные "симптомы" неприязненного отношения к своей будущей специальности выделили исследователи?

Во-первых, многое зависело от того, знал абитуриент при поступлении хоть что-то о своей будущей специальности. Из 3500 опрошенных студентов всех специальностей 13% ответили прямо и честно: "Ничего".

Во-вторых, долго ли вчерашний школьник колебался, выбирая факультет? Почти треть респондентов (28,3%) заявили, что выбрали специальность меньше чем за месяц до поступления. Похвальная откровенность, учитывая, что таких студентов наверняка было больше. Ведь абитуриенты просто раскидывали по разным вузам результаты ЕГЭ.

В-третьих, оказалось важным, работают ли студенты во время учебы по другой специальности на полную ставку. Да, работают, и еще как. Это подтвердили 11% опрошенных. И наконец, ко всему перечисленному психологи прибавили еще показатель устойчивости интересов (склонен ли студент быстро менять свои предпочтения).

Теперь посмотрим, что получилось.

40% студентов педагогических специальностей оказались в "группе риска" хотя бы по одному параметру.

Много это или мало?

Социологи провели анализ "групп риска" на всех специальностях. Среди студентов-менеджеров и экономистов колеблющиеся составили 41%, среди студентов-юристов — 38%. Одним словом, будущим педагогам не на что жаловаться: у их сверстников, обучающихся по юридическим и экономическим специальностям, дела обстоят так же.

Разочарованных среди них столько же, хотя в последнем случае речь идет о престижных факультетах с высокими конкурсами. Результаты исследования доказывают: вчерашние школьники идут изучать педагогику отнюдь не потому, что получили слишком низкие баллы ЕГЭ. Будь это так, в "группе риска" оказались бы 60-70% учащихся педвузов. Вовсе нет! Больше половины студентов педагогических специальностей сделали свой выбор обдуманно и сознательно. Они действительно хотят стать учителями.

Этот факт подтверждается и результатами международного исследования TEDS-M ("Оценка качества высшего образования"), проведенного в России в 2008 году Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений IEA, Центром оценки качества образования ИСМО РАО при участии МГПУ, Рособрнадзора и Минобрнауки РФ. В 2008 году 91% из 20000 будущих педагогов заявили, что выбрали специальность, потому что любят работать с детьми, 64% признались, что хотят "оказывать влияние на будущее поколение", а 59% считают, что у них есть талант к преподаванию.

Возможно, нам придется сдать в архив историю о том, что современные педвузы вынуждены подбирать людей, проигравших в игру под названием ЕГЭ.

Гораздо больше "случайных людей" ученые из НИУ ВШЭ обнаружили среди представителей других специальностей.

Например, на гуманитарных факультетах число колеблющихся составляет 51%. На факультетах, связанных с сельским хозяйством, — 56%.

Рекорд же поставили студенты инженерно-технических специальностей, у которых "группа риска" составила 57%!

— Этот результат подтверждается исследованием, проведенным нами в 2000-2005 годах в рамках эксперимента по ГИФО, — говорит директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина. — При анализе зачисления в вузы мы обнаружили, что именно на инженерно-технические специальности поступали ребята с наиболее низкими баллами.

— К сожалению, если 60% студентов педагогических специальностей остаются не в группе риска, это еще не значит, что они закончат вуз и пойдут работать по специальности педагога, — говорит Дмитрий Попов, кандидат социологических наук, преподаватель факультета социологии НИУ ВШЭ. — Есть множество факторов, которые в конце концов влияют на решение человека, оставаться ли ему в рамках выбранной профессии или поменять ее. И факторы эти не всегда связаны с образованием. С помощью нашей методики мы с той или иной степенью достоверности можем сказать, готов ли человек учиться и работать по этой специальности. Но когда он заканчивает вуз, включаются другие факторы — условия рынка труда, отношение окружающих к той или иной позиции, которую он займет в обществе. Кстати, по результатам международного исследования TEDS-M, только 20% выпускников российских педвузов хотели бы связать всю жизнь со школой. И еще 21% решительно заявили, что никогда не будут работать учителями. Остальные взвешивают шансы на будущее. Каковы эти шансы?

. На будущий год социологи из ВШЭ снова придут к опрошенным студентам. Будут снова задавать им вопросы. Но один вопрос все равно останется незаданным. И это — главный вопрос. Если 60% студентов-педагогов действительно хотят стать учителями, почему никто не помогает им осуществить мечту?

За последние годы во всем мире запущено немало социологических проектов общенационального значения для изучения жизни, учебы, работы школьников и студентов.

Важную роль среди них занимают Youth Cohort Study (YCS), Longitudinal Study of Young People в Англии (LSYPE), Longitudinal Surveys of Australian Youth в Австралии (LSAY), National Education Longitudinal Study (NELS) и др. В центре внимания социологов — большие группы подростков и молодых людей. Социологи на протяжении многих лет создают "портрет" целого поколения. Такие исследования называются лонгитюдными. Первый лонгитюдный проект "Университет и далее" был запущен в 70-е годы. Для него были взяты студенты второго курса и выпускники, проведен анализ их ожиданий и их реальных возможностей после вуза.

В конце 70-х в США стартовал длительный социологический проект NLSY-79, в ходе которого ученые сначала опрашивали молодых женщин, а потом следили (и продолжают следить) за жизненными траекториями их детей. Людям, родившимся в начале 80-х, уже по тридцать лет, но проект продолжается, и, возможно, когда-нибудь на вопросы социологов будут отвечать их собственные дети.

Социологические опросы такого масштаба позволяют вскрыть глубинную связь между фактами и явлениями, которые на первый взгляд кажутся случайными совпадениями. Масштабные лонгитюдные исследования очень дороги, но их результаты способны стать уникальным ресурсом содействия государственным ведомствам, ответственным за политику в сфере образования, здравоохранения, труда.

Такого рода проекты существуют практически во всех развитых странах — США, Великобритании, Австралии, Германии. Важно, что в этих странах на основе таких длительных научных исследований принимаются решения государственного уровня.

В 1992 году при участии Университета Северной Каролины (США) и Института социологии РАН в России был запущен длительный проект "Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения" (RLMS). В 2009 году НИУ-ВШЭ начала другой крупный лонгитюдный проект — "Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов". В ходе этого проекта собирается подробнейшая информация о школьниках и студентах, их семьях, образовании, работе, социальном и материальном статусе их семей.

5 ноября. ПРАВМИР. Около 22 тысяч выпускников педагогических вузов, обучавшихся на бюджетных местах, ежегодно идут работать в школу, сообщает ТАСС.

Это составляет 30% от общего числа поступивших.

Об этом заявила глава Министерства просвещения РФ Ольга Васильева.

Всего ежегодно на бюджетные места в педвузы поступает чуть более 73 тысяч абитуриентов, но закончить образование удается только 60% из них.

Глава ведомства сообщила,что в 2019 году в педагогических вузах увеличили количество бюджетных мест.

По словам Васильевой, больше всего не хватает в российских школах учителей физики, математики, информатики и английского языка.

Поделитесь, это важно

… у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 16 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Неукомплектованность школ

Как на это реагируют чиновники? Ольга Васильева ограничивается прогнозами: дефицит педагогических кадров во всей российской образовательной отрасли, по ее словам, достигнет показателя в 150 тысяч человек к 2030 году . Омбудсмен Татьяна Москалькова обращается в Госдуму с просьбой расширить перечень работников сферы образования, которые смогут осуществлять педагогическую деятельность без диплома о высшем или среднем профессиональном образовании.

Таким образом, плавно переходим к главной причине дефицита педагогических кадров, причем как в настоящее время, так и в ближайшем будущем, – удручающе низкому размеру зарплат педагогов.

Ничтожно низкие зарплаты при высокой нагрузке

Заслуженный учитель РФ, руководитель московской школы №109 Евгений Ямбург недавно сделал довольно резкое заявление :

Стремясь выполнить майские указы президента – поднять зарплаты учителям, директора вынуждают их брать по 30-40 часов в неделю (при ставке 18). Иначе директор не отчитается – снимут. Я посчитал, что учитель словесности или математики при такой нагрузке должен проверить 10 тысяч тестовых работ в месяц.
Евгений Ямбург

Высказывание одного из патриархов директорского корпуса резко контрастирует с выступлениями министра просвещения. Многие, я полагаю, читали материал ActivityEdu о выступлении Ольги Васильевой на парламентских слушаниях , во время которых председатель Госдумы Вячеслав Володин пытался выяснить, на какую зарплату может рассчитывать молодой учитель истории, а Ольга Юрьевна виртуозно переводила разговор на пропорции между базовой и стимулирующей частями зарплаты и так не назвала возможный размер дохода молодого педагога.

Дебаты на парламентских слушаниях имели практическое продолжение: в уже упоминавшемся городе Искитиме педагоги в начале августа подписали уведомления о повышении оклада. Если кто-то, прочитав эти строки, успел обрадоваться, я вас разочарую: должностные оклады увеличены за счет снижения стимулирующей части в рамках имеющегося фонда оплаты труда.

Стоит ли в столь суровых реалиях удивляться тому, что выпускники педвузов, узнавая о существующих размерах зарплат и отсутствии перспектив их увеличения, отказываются от идеи потрудиться на благо российского школьного образования? Вопрос, полагаю, смело можно считать риторическим.

Бесконечная бумажная рутина

Следующей проблемой, уже набившей оскомину, но по-прежнему далекой от разрешения, является бумажная отчетность .

Давайте представим гипотетическую ситуацию: выпускник педвуза, услышав от опытных педагогов (например, во время прохождения практики) о большом объеме бесполезной бумажной работы, решил понять, как эта проблема освещается в публичном пространстве. Вот что откроется его изумленному взору.

Низкий престиж профессии

Не секрет, что для молодежи весьма важен престиж профессии, статус. Предлагаю оценить, что запланировано Министерством просвещения по повышению статуса педагогических работников.

Если не получается перевести предыдущий абзац с министерского языка на русский, не огорчайтесь, поскольку это действительно сложно. По мнению профильного министерства, для повышения статуса педагогических работников нужно следить за тем, чтобы зарплата педагогов (при нагрузке 30-40 часов в неделю, если опираться на мнение Евгения Ямбурга) не опускалась ниже средней зарплаты по регионам и 2 тысячи человек ежегодно проходили курсы повышения квалификации.

…лучше помогите материально!

Министерство просвещения мониторит зарплаты педагогов в регионах, а уважаемый представитель педагогического сообщества сообщает, что для выполнения майских указов президента директора вынуждают педагогов брать нагрузку, при которой качественное выполнение обязанностей фактически невозможно.

В обществе преобладает отношение к учителю как к субъекту, оказывающему образовательную услугу. Если и стоит в такой ситуации чему-то удивляться, так это тому факту, что выпускники педагогических университетов все-таки идут работать в образовательные организации. Может быть, пора их благородный порыв поддержать материально?

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Читайте также: