Какое место в рассказе занимает беседа мальчиков у костра бежин луг кратко

Обновлено: 02.07.2024

В этой статье представлено краткое содержание историй мальчиков из рассказа "Бежин луг": темы, краткий пересказ (таблица, список).

Смотрите:
- Характеристика всех мальчиков
- Все материалы по рассказу "Бежин луг"

Истории мальчиков из рассказа "Бежин луг": темы, краткое содержание, пересказ (таблица, список)

Какой теме посвящены истории мальчиков?

Страшные истории, рассказанные мальчиками у костра, посвящены одной общей теме - теме "нечистой силы". Ребята беседуют о леших, водяных, русалках, домовых, призраках и т.д. Малограмотные и суеверные крестьянские дети искренне верят, что "нечистая сила" существует.


Сколько историй рассказывают мальчики?

Важно отметить, что некоторые истории мальчиков переплетаются между собой, что затрудняет их подсчет. Так, например, о Тришке рассказывают два героя. Считать ли это одной историей или двумя - спорный вопрос. Однако в целом можно выделить не менее 13 историй.

Ниже представлена таблица с кратким содержанием (пересказом) историй мальчиков. Рассказы перечислены в том порядке, в котором они появляются в произведении:

Домовой на фабрике
Ильюша рассказывает, как однажды на местной фабрике он и другие работники якобы слышали, как по залам ходит домовой. Домовой якобы сначала просто ходил по помещениям, а потом начал кашлять, чем очень напугал всех.

Плотник Гаврила и русалка
Костя рассказывает о местном плотнике Гавриле. Однажды тот заблудился в лесу и прилег спать. Вдруг он услышал, что кто-то зовет его: якобы это была русалка, которая сидела перед ним на дереве и сильно смеялась. Гаврила перекрестился, русалка заплакала. Исчезая, она пообещала Гавриле, что тот будет тосковать до конца жизни. После этого Гаврила якобы ходит невеселый и молчаливый.

Призрак барина у плотины
Ильюша рассказывает о том, что у той же плотины люди якобы видят призрак покойного барина.

Призраки у церкви
Ильюша рассказывает о том, как местные жители пытаются узнать, кому суждено умереть в этом году. Согласно легенде, если прийти ночью к местной церкви в определенный день, то можно увидеть призраки тех людей, которые якобы должны умереть в этом году. Какие-то предсказания как будто сбываются, а какие-то нет. Однако суеверные крестьяне (в том числе Ильюша и его друзья) верят в эту легенду.

Тришка и конец света
Ильюша рассказывает о Тришке, загадочном и неуловимом существе, которое якобы должно прийти, когда наступит конец света.

Тришка и крестьянин Вавила
Павлуша говорит, что в его деревне тоже все верят в Тришку. Во время "небесного предвиденья" жители деревни перепугались так, что приняли местного крестьянина Вавилу за этого самого Тришку.

Жалостливый стон в яме
Костя рассказывает, как однажды шел мимо бучила (бучило – большая яма с водой). Из этой ямы раздавался жалостливый стон. Костя спрашивает у приятелей, что это могло быть. Павел говорит, что в том месте утонул лесник Аким, поэтому, вероятно, это стонала душа покойного. Затем Паша говорит, что это могли быть просто лягушки.

Крестьянин и леший
Ильюша рассказывает, что один знакомый крестьянин якобы заблудился в лесу и увидел там лешего. Сам Ильюша никогда не встречал лешего, но верит в его существование.

Водяной и Акулина
Когда Павел решает пойти ночью к речке за водой, Ильюша советует ему быть осторожнее. Ильюша говорит, что в реке живет водяной, который может схватить за руку и утянуть в воду. По словам Ильюши, местная крестьянка Акулина однажды упала в реку и стала жертвой "водяного", после чего сошла с ума.

Мальчик Вася и река
Костя рассказывает о мальчике Васе, который утонул в этой самой реке, которая находится рядом. По словам Кости, мать покойного мальчика как будто предчувствовала трагедию и всегда боялась, когда сын плавал в реке.

Голос Васи у реки
Павлуша возвращается с реки и рассказывает другим ребятам, что только что у воды слышал голос утонувшего Васи. Якобы Вася звал Павлушу. Суеверный Ильюша говорит, что это плохая примета. В том же году Павел погибает, упав с лошади.

Итак, пользуясь таблицей, мы можем составить список историй, рассказанных мальчиками:

Это было краткое содержание историй мальчиков из рассказа "Бежин луг" Тургенева: темы, краткий пересказ (таблица, список).

Мальчишеской беседе возле костра отводится одно из ключевых мест в рассказе. Рассказчик при этом выступает в лице охотника по имени Пётр Петрович. Изначально создается ощущение, что истории являются вымышленными, однако при более детальном анализе становится очевидно, что в беседе отражаются все проблемы и переживания, которые имеют место в крестьянской жизни.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Бежин луг. Какое место в рассказе занимает беседа мальчишек?

  • Ульяна Шелепова
  • Литература
  • 2019-03-03 18:13:33
  • 5
  • 1

Рассказ начинается описанием прекрасного летнего утра. Автор охотится в лесах. Настреляв дичи, он к вечеру решает ворачиваться домой, но в наступившей мгле теряет дорогу и выходит к Бежину лугу, где видит костер, а вокруг него крестьянских малышей, которые пришли в ночное. Выгонять перед вечерком и пригонять на утренней заре табун - великий праздничек для крестьянских мальчишек. Создатель поясняет де- тям, откуда он, и присаживается к костру. Следует описание ночи, той особой атмосферы таинственности, которая спускается на все в сходственное время. Всего мальчишек пятеро: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. Старшему, Феде, на вид можно было дать лет четырнадцать. Создатель досконально обрисовывает наружность и необыкновенности одежки всех мальчиков, и в этих деталях ясно просматривается разница их нравов. Мальчишки варят в котелке картошку. Автор притворяется почивающим, и разговор у костра возобновляется. Выясняется, что предметом обсуждения является нечистая сила и истории, с ней связанные. Илюша ведает историю о том, как они с друзьями типо лицезрели домового на картонной фабрике. Костя рассказывает о слободском плотнике (другие мальчики его хорошо знают) , знаменитом собственной угрюмостью. Его унылый нрав разъясняется случаем, про-изошедшим с ним во время похода в лес за орешками. Плотник заплутался и к ночи задремал поддеревом. Услышав через сон, что его кто-то зовет, он встал и увидел русалку. Сделав несколько шагов к ней, он опомнился и перекрестился. Тогда русалка перестала смеяться и зарыдала. На вопрос плотника о причи-не слез, она ответила, что лучше бы он жил с ней до конца дней в увеселении, сейчас же он перекрестился, и это стало невероятно. Поэтому она вопит и убивается. Но сейчас и ему предначертано до конца дней грустить. С тех пор плотник Гаврила не смеется и даже не усмехается. Другие детки живо реагируют на рассказ, обговаривают, есть ли в этой местности русалки, Федя, как самый старший, выражает скептицизм по поводу рассказываемых историй. Но Илюша ведает иную бывальщина - о человеке, утонувшем в местном пруду (отмель в центре пруда якобы означает конкретно то место, где он утоп) . Местный приказчик послал псаря Ермилу на почту, тот по пути с почты забрел в кабак, опьянел и ворачивался теснее ночкой. Проезжая мимо пруда, увидел, что на отмели стоит барашек, белоснежный и кучерявый. Невзирая на необычную реакцию лошадки, Ермил решает взять его с собой. По дороге Ермил подмечает, что баран смотрит ему прямо в глаза. Ему становится жутко и, чтоб успокоиться, он принимается разглаживать барашка и разговаривать Бяша, бяша. А баран в ответ зубы оскалил и тоже говорит: Бяша, бяша. В этот момент собаки вскакивают и бегают куда-то. Малыши пугаются, но выясняется, что это просто жеребцы чего-то испугались - то ли ночной птицы, то ли волка. Через несколько минут все успокаивается. Детки начинают говорить о волках, об оборотнях, позже разговор перебегает на мертвецов. Рассказывают о том, что в одном из окрестных сел появлялся покойный господин и что-то разыскивал на земле, а когда его спросили, то ответил, что отыскивает разрыв-травку. Илюша ведает, что на родительскую субботу на паперти можно узреть тех, кому предначертано умереть в этом году. Упоминает о некоторой бабе Ульяне, которая видела на паперти 1-го мальчика, который погиб в прошедшем году, и себя саму. На возражение, что бабка Ульяна еще живая, Илыоша отвечает, что год еще не кончился. Дальше разговор входит о светопреставлении (солнечном затмении) , прежнем не так издавна. Крестьяне, прежние очевидцами этого явления, перепугались, решили, что Тришка придет. На вопрос о том, кто такой Тришка, Илюша начинает пояснять, что это таковой человек, который придет, когда наступят последние времена, что он будет обольщать парод христианский и что с ним нельзя будет ничего поделать - ни в острог посадить, ни в цепи заковать, ни убит

Заблудившись на охоте, рассказчик в темноте выходит к костру крестьянских мальчишек, которые пасут лошадей на лугу. Оставшись ночевать у огня, он разглядывает ребят и слушает их наивные рассказы о нечистой силе.

Содержание


Иллюстрация А. Пахомова

Полный текст и аудиокнига

Аудиоверсия доступна на YouTube.

Погожий июльский день подходит к концу. Рассказчик возвращается с охоты, настреляв много дичи, но сбивается с дороги. Окончательно заблудившись и едва не упав с обрыва, охотник узнает местность — это Бежин луг — и видит вдалеке огонек костра. Там деревенские мальчишки пасут табун лошадей. Рассказчик ложится у костра и, притворившись спящим, слушает истории ребят о встречах с нечистой силой.


Обложка книги с иллюстрацией А. Пахомова

Ильюша по просьбе Феди рассказывает историю про встречу с домовым. Вместе с другими ребятами он работал на бумажной фабрике, и однажды надсмотрщик не отпустил их на ночь по домам, велев ночевать в рольне. Засыпая, дети слышали наверху чьи-то тяжелые шаги, потом дверь распахнулась и кто-то невидимый стал двигать форму и снимать крюк со стены.


Павлуша. Иллюстрация А. Пахомова

Костя удивляется: ведь покойников можно увидеть только на родительскую субботу. Ильюша, лучше всех знающий сельские поверья, поправляет: на родительскую субботу можно увидеть, кому еще только предстоит умереть. Для этого надо сесть на паперть возле церкви и смотреть на дорогу — кто мимо пройдет, тот в ближайший год и умрет. Вот баба Ульяна так села и увидала Ивашку Федосеева, который вскоре помер. А потом увидела на дороге саму себя. Ульяна еще жива, но так ведь и год с тех пор еще не прошел.

Мимо пролетает белый голубок. Мальчишки обсуждают, может ли это быть праведная душа, летящая в рай.

Федя дает слово Павлуше, спрашивая: как у них в деревне отреагировали на солнечное затмение? Когда солнце исчезло, все напугались, рассказывает Павел, а больше всех перетрусил барин, который сам же предупреждал мужиков о грядущем затмении. В деревне поговаривали, что наступает конец света: появятся белые волки-людоеды, хищные птицы и Тришка.

По словам Павлуши, у них в деревне тоже ждали Тришку, вестника конца света. И когда с холма стал спускаться странный человек с большой головой, все страшно перепугались. Оказалось, впрочем, что это бочар Вавила: купил себе новый жбан, да и надел на голову. Мальчишки смеются.

Костя думает, что это мог кричать леший. Но знаток Ильюша объясняет: леший немой, он кричать не может. Сам он лешего, конечно, не видал, но вот один мужик из их деревни, когда заблудился в лесу, его видел — большого и темного.

Костя рассказывает историю мальчика Васи, утонувшего в этой реке. Мать его словно чувствовала опасность, не пускала к воде. И утонул-то он странно: только что был на берегу с матерью, а потом вдруг исчез в реке. Только пузыри по воде да шапонька плывет.

Возвращается Павлуша и пугает ребят словами, будто бы сейчас слышал из реки зовущий его по имени голос утопленника Васи. Мальчишки решают, что это был водяной, а примета это дурная. Ничего, успокаивает Павел, своей судьбы не минуешь.

Разговор угасает вместе с костром. Кругом великолепная и безлунная летняя ночь. И мальчики, и охотник засыпают.

Рассказчик-охотник просыпается на заре. Все спят, лишь Павлуша приподнимается и пристально смотрит на него. Мужчина отправляется к дому. А через некоторое время мимо охотника проносится отдохнувший табун — мальчишки гонят лошадей по своим деревням.

Характеристика мальчиков

Пять мальчиков — это пять разных характеров: степенный Федя, смелый Павлуша, трусливый Костя, знающий все деревенские легенды Ильюша и маленький неразговорчивый Ваня. У каждого из рассказчиков своя манера разговора.


Федя. Иллюстрация А. Пахомова


Павлуша. Иллюстрация А. Пахомова


Ильюша. Иллюстрация А. Пахомова


Костя. Иллюстрация А. Пахомова

Ваня — младший из детей, ему всего около семи лет. Сперва рассказчик его даже не замечает, потому что ребенок спит, укрывшись грубой тканью — рогожей. Ваня, кудрявый и русый, слегка картавящий, почти не участвует в разговоре старших: то ли стесняется, то ли устал, потому что еще мал.


Ваня. Иллюстрация А. Пахомова

Анализ: суть и тема рассказа

Темой рассказа можно считать жизнь и мировоззрение крестьянских детей. Из разговоров, подслушанных охотником, мы узнаем, о чем думают эти простые, симпатичные ребята, что их пугает и завораживает.

Тургенев Иван Сергеевич

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Единство человека и природы.

Проблема:Единство человека и природы нарушать не стоит. Современному человеку, живущему в городах, не хватает контакта с природой и с людьми.

Читая рассказ о самом обыкновенном разговоре мальчишек, чувствуешь то естественное и настоящее, к чему стремится человек. Наша современная жизнь состоит из общения по телефону и сидения за компьютером. Конечно, хорошо, что есть компьютер с его огромными возможностями, и мобильный телефон, но здесь важна мера. Нельзя из жизни вычеркивать ту основу, без которой она теряет смысл – живое общение людей и контакт с природой.

Общение деревенских детей, их мистические страшные истории во многом связаны с силами природы – это, например, лешие и русалки. Представляешь темную ночь, деревья, тени, вой волков и понимаешь мальчиков, которые с таким интересом слушают эти страшные истории.

2. Тема: Ранняя трудовая жизнь деревенских детей той давней эпохи.

Проблема: Мальчишкам приходится работать в таком юном возрасте, и они уже самостоятельные. Сидеть ночью на поляне – это не так уж легко. Например, одному из мальчиков чудится голос утопленника, дети могут встретить реальную опасность, например, волков.

3. Тема: Крепостные дети предоставлены сами себе, в их жизни много страхов.

Проблема: Родителям некогда заниматься воспитанием детей. Они не имеют возможности дать ребенку образование, даже одеть его. Родителям некогда общаться с ними, читать им сказки, поэтому они рассказывают сказки друг другу, тренируют свое воображение, наполняют свою жизнь интересом. У крепостных крестьян бед немало, и много страхов, суеверий, примет, что чувствуется в историях детей.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Тургенев описывает крестьянских мальчиков с большой теплотой. Он подчеркивает, что они добры, смелы, отзывчивы и уже умеют хорошо работать, зарабатывать деньги. В этом отношении автора проявлены большой интерес и сочувствие - сентиментальный пафос произведения.

С одной стороны истории мальчиков – это предрассудки и суеверия, но с другой стороны – это сказания, народные легенды, поэтому их интересно читать. У меня, при чтении этих историй, идут эмоции, захватывает дух. В этих суевериях, глупых и даже смешных, есть какая-то таинственность и глубина.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Образы автора рассказа, и мальчиков, мирно разговаривающих у костра, и природы – все это ощущается в единстве. Мистическая летняя ночь с ее тенями и ночными звуками, побуждает детей пересказывать истории, услышанные от взрослых. В этом рассказе сильно ощущается единство образов всех присутствующих с образом природы. И охотник, заблудившийся в лесу, и мальчики как будто переплетены с ней.

Конфликт образов я вижу между мальчиками и самой деревенской жизнью. Дети еще малы, но им приходится работать, сидеть ночью на лугу, выпасать лошадей. Им не хватает родительского внимания и детских сказок, которые они и рассказывают друг другу. Деревенская жизнь наполнена мистическими рассказами, которые дети слышат от взрослых. И жизнь детей с ранних лет наполнена страхами, суевериями, приметами.

п.4. Литературные приёмы

п.5. Конфликт произведения

Читайте также: