Как развивалась психологическая наука 19 века кратко

Обновлено: 02.05.2024

Психология как наука изучает факты, механизмы и законы жизни души. История психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы были открыты человеческим разумом.

Задача истории психологии:

  • Изучить закономерности развития знаний о психике
  • Показать связь между психологией и другими науками, от которых зависят ее достижения.
  • Признать зависимость создания и восприятия знаний от социокультурного контекста
  • Роль человека в изучении своего индивидуального пути в возникновении самой науки.

Психология в своем развитии прошла несколько этапов. Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI веке до н.э., то есть до начала объективного, научного изучения психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, сказках и первых религиозных представлениях, которые связывали душу с определенными живыми существами (тотемами). Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI веков до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, поэтому и получила условное название философского периода. Его длительность также определяется достаточно условно — до появления первой психологической школы (ассоциативизма) и определения собственно психологической терминологии, отличной от принятой в философии или естествознании.

В силу условности периодизации развития психологии, что естественно практически для любого исторического исследования, существует некоторая неоднозначность в определении временных границ различных этапов. Иногда возникновение самостоятельной психологической науки связывают со школой В. Школа Вундта, то есть с началом развития экспериментальной психологии. Однако психологическая наука определилась как самостоятельная гораздо раньше, осознав независимость своего предмета и уникальность своего положения в системе наук — как наука, изучающая как гуманитарные, так и естественные, внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое независимое положение психологии закрепилось с ее появлением в качестве предмета изучения в университетах уже в конце XVIII — начале XIX века. Поэтому правильнее говорить о появлении психологии как самостоятельной науки с этого периода; мы говорим о возникновении экспериментальной психологии в середине 19 века.

Период существования психологии как самостоятельной науки гораздо короче, чем период ее развития в потоке философии. Конечно, этот период не является однородным, и за более чем 20 веков психологическая наука претерпела значительные изменения. Изменились также предмет психологии, содержание психологических исследований и отношение психологии к другим наукам.

Психология прошла долгий путь развития, происходили изменения в понимании объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы его развития.

I этап — Психология как наука о душе. Это определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Они пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека присутствием души.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать была названа сознанием. Основным методом изучения было наблюдение за самим человеком и описание фактов.

III этап — психология как наука о поведении. Возникает в двадцатом веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать то, что можно увидеть непосредственно, поведение человека, его действия и реакции (мотивы, вызывающие действия, не рассматривались).

IV этап — психология как наука, изучающая объективные законы, проявления и механизмы психики.

Психология является одновременно одной из самых старых и одной из самых молодых наук. Уже в пятом веке до нашей эры греческие мыслители интересовались многими проблемами, которыми сегодня занимается психология — памятью, обучением, мотивацией, восприятием, сновидениями и поведенческими патологиями. Но хотя предшественницей психологии была наука древности, считается, что современный подход начал формироваться в 1879 году.

На сегодняшний день психология сложилась как своеобразная система психологических школ. Психологическая школа — это группа ученых, разделяющих теоретическую ориентацию и работающих над общими проблемами на основе определенной системы идей. Таким образом, психология все еще находится на предпарадигмальной стадии развития: до сих пор ни один взгляд не смог объединить все существующие платформы.

Каждая новая школа сначала возникала как движение протеста против господствующей системы взглядов. Расцвет и господство большинства учений было лишь временным, но все они сыграли важную роль в развитии психологии.

Психология как наука. Развитие представлений о предмете психологии - История психологической мысли в античности и средневековье

История психологической мысли в античности и средневековье

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. anima — дух, душа) — древнейшими воззрениями, согласно которым все существующее в мире имеет душу. Душа понималась как независимая от тела сущность, которая управляет всеми живыми и неживыми объектами.

Более поздние философские учения античности затрагивали психологические аспекты, которые решались в терминах идеализма или в терминах материализма. Так, философы-материалисты древности, Демокрит, Лукреций и Эпикур, понимали человеческую душу как вид материи, телесную структуру, состоящую из сферических, мелких и очень подвижных атомов.

Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону (427-347 гг. до н.э.), который был учеником и последователем Сократа, душа — это нечто божественное, отличное от тела, и душа человека существует до того, как он соединяется с телом. Это образ и процесс мировой души. Душа невидима, возвышенна, божественна, вечна. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях. Согласно своему божественному происхождению, душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Но иногда тело берет душу в свои оковы.

В средние века преобладала идея, что душа имеет божественное, сверхъестественное происхождение, и поэтому изучение жизни души должно быть подчинено задачам теологии. Только внешняя сторона души, обращенная к материальному миру, может предстать перед человеческим судом. Величайшие тайны души доступны только в религиозном (мистическом) опыте.

Голландский философ Спиноза (1632-1677) предпринял попытку вновь соединить человеческое тело и душу, которые были разделены учением Декарта. Нет никакого особого духовного начала, оно всегда является одним из проявлений протяженной субстанции (материи).

Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза считал, что такой подход позволяет рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, с какой в геометрии рассматриваются линии и плоскости. Мысль — вечное свойство вещества (материи, природы), поэтому в какой-то степени мысль присуща и камню, и животным, и в значительной степени человеку, проявляясь в форме интеллекта и воли на человеческом плане.

Развитие психологической мысли в эпоху Просвещения (18 век) и в первой половине 19 века

Становление психологии как самостоятельной науки произошло в 60-х годах 19 века. Она была связана с созданием специальных исследовательских учреждений — психологических лабораторий и институтов, кафедр в университетах, а также проведением экспериментов по изучению психологических явлений. Первой версией экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины была физиологическая психология немецкого ученого Вендта (1832-1920). В 1879 году Вундт открыл в Лейпциге первую в мире лабораторию экспериментальной психологии.

Вскоре после этого, в 1885 году, В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Но идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной: из простых элементов невозможно собрать сложные состояния сознания. Поэтому в 20 веке эта психология сознания практически прекратила свое существование.

Структурализм и функционализм

Основателем структурализма был Э. Титченер (1867-1928). Титченер считал, что содержание психологии должно стать содержанием сознания, упорядоченным в определенную структуру. Основные задачи психологии — как можно точнее определить содержание психологии, выявить исходные элементы и законы, по которым они объединяются в единую структуру.

Титченер отверг представление о том, что элементы сознания, выделенные Вундтом, должны ассоциироваться с особыми сущностями в виде ментальных образов или значений, не имеющих сенсорного характера. Эта позиция противоречила основам структурализма, поскольку сенсорные элементы (ощущения, образы) не могут порождать несенсорные, чисто интеллектуальные структуры.

Он считал проблему сознания, необходимость определить, чем сознание отличается от всех других феноменов бытия, центральной для новой психологии. Он утверждал, что позиция Вундта игнорирует активность сознания, его постоянную направленность на объект. Для обозначения этого неотъемлемого свойства сознания Брентано предложил понятие интенции. Она имманентна каждому психическому явлению и благодаря ей можно отличить психические явления от физических.

Убежденный в том, что при обычном самонаблюдении, как и в типах экспериментов, предложенных Вундтом, можно изучать только результат, а не сам психический акт, Брентано решительно отверг метод анализа, используемый в лабораториях экспериментальной психологии, считая, что он извращает реальные психические процессы и явления, которые следует изучать путем тщательного внутреннего наблюдения за их естественным ходом. Он также скептически относился к возможности объективного наблюдения, допускал этот метод в психологии лишь в ограниченной степени и считал очевидными только психические явления, данные во внутреннем опыте. Он подчеркнул, что знания о внешнем мире носят вероятностный характер.

Французская социологическая школа и описательная психология

Исследователи, считавшие, что общество, социум и культура являются основными детерминантами развития человека, предложили свой собственный объяснительный конструкт психического развития. Основы этой конструкции были заложены французской социологической школой; большой вклад в ее развитие внесла американская школа культурной антропологии.

E. Дюркгейм считается основателем социологического течения в психологии. Его работы оказали значительное влияние на развитие психологических исследований взаимоотношений между личностью и обществом. Решающую роль в развитии ребенка он отводит социальному фактору, который основан на коллективных представлениях больших сообществ людей. Коллективные представления — это целостная система идей, обычаев, религиозных верований, моральных правил, социальных институтов, священного писания и т.д. Они независимы от человека, непреодолимы по отношению к нему, тотальны (универсальны).

Развитие ребенка происходит в процессе усвоения традиций, обычаев, верований, представлений и чувств других людей. Воспринимаемые извне мысли и чувства ребенка определяют характер его психической деятельности и особенности восприятия окружающей среды. Социальный опыт усваивается путем подражания, которое так же важно в социальной жизни, как наследственность в биологии. Ребенок рождается со способностью к подражанию. Во французской социологической школе был раскрыт механизм формирования внутреннего мира ребенка — интернализация как переход от внешнего к внутреннему.

Видным представителем французской социологической школы является П.Жане. Он считал, что человеческая психика социально обусловлена и что ее развитие заключается в формировании системы множественных отношений с природой и обществом. Под связями П.Жане понимал действия как формы отношения человека к миру. Среди них наиболее значимыми являются социальные действия, выражающиеся в отношениях сотрудничества. Социальные отношения между людьми являются основой для развития каждого человека. Характерной чертой французской психологической школы является дифференциация стадий развития ребенка. П.Джанет выделяет четыре таких уровня. Первый уровень характеризуется развитием двигательных реакций (приближение и отдаление), где важны не сами реакции, а их социальная обусловленность. Второй уровень — это развитие перцептивных действий, где формируются перцептивные образы и репрезентации памяти. Эти психологические образования также направлены на взаимодействие с другими людьми. Третий уровень — социально-личностный — характеризуется способностью ребенка координировать свои действия с действиями другого человека. Четвертый уровень — интеллектуально-элементарный. На этом уровне у ребенка развивается язык как средство общения с другими людьми и контроля своих действий. Овладение языком создает условия для интенсивного развития мышления ребенка.

Уотсон отрицал существование инстинктов: то, что кажется инстинктивным, является социально обусловленными рефлексами. Он не признавал существования наследственных признаков, считал, что все в человеке определяется только воспитанием, обучением.

Бихевиоризм рассматривает эмоции как реакции организма на определенные раздражители (внутренние — учащенное сердцебиение, повышение кровяного давления и т.д. — и внешние). Страх, гнев и любовь — единственные, которые не возникают в процессе познания. Младенцы от природы способны испытывать эти эмоции: Страх — при громких звуках и потере опоры; Гнев — при сдерживании; Любовь — при прикосновении, качании.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Охарактеризовать основные направления развития и достижения науки психология в XIX веке - цель данной работы.
Задачи:
Выделить этапы становления психологии, как самостоятельной науки в XIX веке, и охарактеризовать их;
Изучить труды ученых в этой области, и их значение для развития психологии;
Определить значение достижений в психологии XIX столетия, для последующего ее развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………….2
Этапы становления психологии, как самостоятельной науки в XIX веке………………………..3
Характерные черты науки психология на различных этапах развития……………………………………………………………..5
Значение достижений в психологии XIX столетия, для современности……………………………………………………. 11
Заключение…………………………………………………………13
Литература………………………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие психологии в 19 веке.doc

  1. Введение………………………………………………………… ….2
  2. Этапы становления психологии, как самостоятельной науки в XIX веке………………………..3
  3. Характерные черты науки психология на различных этапах развития………………………………………………………… …..5
  4. Значение достижений в психологии XIX столетия, для современности…………………………………………… ………. 11
  5. Заключение…………………………………………………… ……13
  6. Литература…………………………………………………… …….14

XIX век - это время интенсивного развития в научной мысли: появление новых наук, отраслей и т др. В этой связи психология не является исключением хотя бы потому, что именно в этом веке она сформировалась в самостоятельную науку. Важно исследовать ее именно на этом этапе – этапе обособления.

Охарактеризовать основные направления развития и достижения науки психология в XIX веке - цель данной работы.

  1. Выделить этапы становления психологии, как самостоятельной науки в XIX веке, и охарактеризовать их;
  2. Изучить труды ученых в этой области, и их значение для развития психологии;
  3. Определить значение достижений в психологии XIX столетия, для последующего ее развития.

Таким образом, попытаемся, рассмотрев подробно каждый из аспектов, представить общую картину развития психологии как науки в XIX веке.

  1. Этапы становления психологии, как самостоятельной науки в XIX веке.

1 Развитие психологии, как науки о сознании, в период до формирования экспериментальной психологии:

- становление немецкой эмпирической психологии;

- развитие ассоциативной психологии в XIX веке;

- развитие психологии в России в XIX в

2. Формирование естественнонаучных предпосылок выделения психологии в самостоятельную науку:

- физиология нервной системы и органов чувств. Э.Г. Вебер (1795-1878) сформулировал закон различной чувствительности;

- возникновение психофизики и психометрии. Г.Т. Фехнер (1801-1887) Основатель психофизики;

- учение Ч. Дарвина(1809-1882) , и его значение для психологии.

3. Первые программы психологии, как самостоятельной науки:

- в 1879 г. был основан Институт экспериментальной психологии;

- И.М. Сеченов (1829-1905) проводит опыт по изучению работы мышц рук;

4. Развитие прикладных областей психологии в конце столетия.

3. Характерные черты науки психология на различных этапах развития.

Если Бэн способствовал фактическому изменению предмета психологии, то теоретическое обоснование этому было сделано социологом Гербертом Спенсером (1820-1903). Спенсер был основателем позитивизма, в русле которого он и пытался трансформировать методологию ассоциативной психологии. Основой позитивной психологии Спенсер, как и Бэн, делает теорию эволюции.

«Впервые со времен Декарта Спенсер обратился к анализу предмета психологии, т.к. считал его отождествление с сознанием неудовлетворительным. Он определил предмет психологии как соотношение внешних форм с внутренними, ассоциации между ними. Т.о., он расширил предмет психологии, включив в него не только ассоциации между внутренними факторами, т.е. ассоциации в поле сознания, но и связь сознания с внешним миром.

Ее появление по праву связывают с именем немецкого ученого Вильгельма Вундта. (1832-1920).

«Вундт пришел в психологию из физиологии. Организовав в Лейпциге первый специальный психологический институт (1875), он занялся в нем темами, заимствованными у физиологов – изучением ощущений, времени реакций, ассоциаций, психофизики. Задачи психологии: 1) выделить путем анализа исходные элементы; 2) установить характер связи между ними; 3) найти законы этой связи.

4. Значение достижений в психологии XIX столетия, для современности.

К началу ХХ века психологические лаборатории были созданы во многих городах Европы и США. Наиболее интересные экспериментальные исследования связаны с Германией, в частности с Германом Эббингаузом (1850-1909).
Хотя Эббингауз не разработал своей психологической теории, его исследования стали ключевыми для экспериментальной психологии.
Появление первой экспериментальной психологической лаборатории, открытой Вундтом, стало кульминационной точкой в развитии ассоцианизма. Система ассоцианизма обнаруживает свою несостоятельность при объяснении фактов психической жизни. Сначала ее пытаются спасти путем ввода каких-то новых положений, но эти новые положения несовместимы с прежними – и таким образом, в конечном итоге методология данного направления терпит крах, и ассоцианизм перестает существовать как направление. Но это происходит уже в 20 веке.
Идеи ассоциативной психологии до сих пор работают в педагогике (мнемические приемы), психотерапии (метод свободных ассоциаций при изучении бессознательного), в юридической практике (детектор лжи).

В каждой психологической концепции есть своя правда – есть она и в ассоциативной концепции, несмотря на ее механистичность. Ведь явление ассоциации, безусловно, существует и оказывает значительное влияние на ход психической деятельности.

Таким образом, психология XIX века, активно развиваясь и совершенствуясь, прошла сложный путь от абстрактных понятий сознания и психики вообще, к изучению личности человека, его самосознанию. Благодаря этому, стал возможен психоанализ (психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским нев рологом Зигмундом Фрейдом), а также такие направления современной психологии, как бихевиоризм, бешталь психология, глубинная психология, гуманистическая психология, и многие другие.

Все предметы / Психология / Естественно-научные предпосылки оформления психологии в самостоятельную науку в ХIХ в.

Становление психологии в качестве самостоятельной науки в середине XIX века — это постепенное ее отделение от философии и внедрение новых методов.

Развитие психологии в 19 веке

В середине XIX века психология отделяется от философии и становится самостоятельным направлением. В это же время появляется потребность разделения предметов и методов этих двух направлений. В частности, это касается ориентации на эмпирические способы познания. Философия была больше теоретической наукой, поэтому в ее рамках не было достаточного количества практических инструментов.

Внедрение в психологию новых методов происходило на основе исторической необходимости обрести собственную, отличающуюся от философской, методологию познания. Для этого из естествознания были заимствованы метод эксперимента, математические методы подсчетов результатов опытов.

В начале XIX века активно развивается физиология, обладающая конкретным предметом исследования в виде тела человека и его органов. Это направление поставило психические функции в соответствие с особенностями анатомии человека Причины и механизмы его функционирования объяснялись не как следствия воздействия особой организации души в качестве бестелесной и божественной субстанцией, а как показатели, полностью зависящие от особенностей анатомии и физиологии.

В науке не на уровне теоретических поисков, а непосредственно в рамках опыта ученые доказали зависимость некоторых особенностей человеческого поведения от физиологических (материальных) факторов.

Новые подходы к психике в XIX веке

Изменение взглядов на понимание человеческой психики, в том числе вытекающие из этого задачи психологии, обусловил эволюционный подход к пониманию природы человека. Концепция эволюционного развития Ч. Дарвина и эволюционный ассоцианизм Г. Спенсера отразились на основополагающих для психологии взглядах и идеях (например, представление о душе как субстанции, которая управляет телом и имеет нетленную сущность).

Готовые работы на аналогичную тему

В начале XIX века формируются новые подходы к психике. Теперь не механика, а физиология стала стимулировать рост психологического знания. Физиология превращает природное тело человека в объект экспериментального исследования.

Вместе с научным с точки зрения физиологии и практическим с позиции медицины основанием данного открытия, оно стало иметь важнейшее методологическое значение. Опытным путем была доказана зависимость функций организма, которые касались поведения индивида во внешней среде, от телесной составляющей, а не от души (сознания) в качестве бестелесной сущности.

Еще одна естественно-научная предпосылка — это открытие, подрывающее версию о существовании души. Его сделали в процессе исследования органов чувств и их нервных окончаний. Оказывается, что какими бы стимулами ни воздействовать на данные нервы, результат будет представлен одним и тем же специфическим эффектом для каждого из них (например, любое раздражение зрительного нерва приводит к появлению ощущения вспышек света.)

Достижения психологии 19 века

Естественно научные предпосылки оформления психологии в отдельную науку были связаны с открытиями того времени. Еще одно из них подтвердило зависимость психики от анатомии ЦНС. Оно стало основой френологии, которая приобрела огромную популярность.

При всей своей фантастичности френология способствовала началу экспериментального исследования локализации психических функций в пределах головного мозга. Взгляды и труды анатома Галля в то время стали подвергаться критике с различных точек зрения. Идеалисты критиковали исследователя за то, что подрыву подвергся постулат о единстве и нематериальности душевного.

Не отступив от учения о мозге в качестве органа мысли, французский физиолог и врач П. Флуранс доказал, что такое направление, как френология, не может выдержать экспериментальной проверки. Этот ученый взял за основу методику удаления отдельных зон ЦНС (центральная нервная система), воздействуя в некоторых случаях на выбранные центры наркотиками. Он приходит к выводу, что базовые психические процессы, включающие восприятие, интеллект и волю, представляют собой продукт головного мозга в качестве целостного органа.

Психология зародилась в конце VII – начале VI вв. до н.э. в Древней Греции как часть натурфилософии (науки, изучавшей закономерности всего сущего). В это время считалось, что одушевлен не только человек, но и весь мир (панпсихизм). Душу считали материальной, а ее основной функцией считали энергетическую – приведение в движение инертного (пассивного) тела.

История развития психологии

Немаловажную роль в развитии психологии сыграла идея причинной обусловленности (детерминизма), сформулированная Гераклитом. Концепция общего закона (Логоса) способствовала преодолению сакральности и развитию науки вообще, но породила важнейший вопрос о наличии у человека свободы воли и поведения. Мнения по этому поводу разделились – Демокрит отстаивал предопределенность, а Сократ и Платон отмечали, что в таком случае человек лишается критериев нравственной оценки своего поведения. Философская школа стоиков разделила свободу на внутреннюю и внешнюю, тем самым оставляя за человеком возможность нравственного совершенствования.

Позднее античные ученые пришли к выводу, что душа служит источником разума и нравственности, а определяющим фактором, влияющим на психику человека, является культура. Так было установлено качественное различие между психикой человека и животных, что и привело к переходу от материалистической концепции души к идеалистической, заложенному в трудах Сократа, Платона и Аристотеля. Например, Платон выдвинул идею нематериальности и вечности души.

В античности зародилась психология познания. Аристотель выделил познавательные процессы воображения и речи, Платон – памяти. Было положено начало таким направлениям, как сенсуализм (знание базируется на ощущениях) в трудах Демокрита и Эпикура, а также рационализм (ощущения дают знания о единичных вещах, всеобщие знания дает разум) – у Платона, Плотина и школы стоиков. В вопросе регулирования человеческого поведения античные мыслители затронули также проблему эмоций. Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар полагали, что человек стремится к тому, что приносит ему удовольствие. Платон же отстаивал регуляцию разумом.

Психология в Средние века

Средневековая наука, в том числе психология, была неразрывно связана с религией. В христианском мире в III–VI вв. античные концепции были под запретом, как языческие. Философские школы (Ликей, Сад Эпикура) были закрыты или вытеснены из Европы. Их возвращение состоялось уже в IX–X вв., в том числе через исламский мир. Церковь осуждала как сомнение в своих догматах, так и попытки их доказать. В VI–XII вв. церкви и монастыри являлись средоточием культуры, там работали церковные ученые, имевшие доступ к античной литературе. В XII–XIII вв. возникают первые университеты в Европе, развивается схоластика, служившая теоретическому обоснованию церковных догматов.

Психология в Новое время

В Новое время на развитие психологии повлияло появление новых подходов к построению науки – стремление к рациональности, доказательности теоретических положений. Психология становится наукой о сознании, не изучает вопросы внешней активности, поведения. Развитие точных наук, в частности физики, повлекло за собой появление такого подхода, как механистический детерминизм (человеческое тело – своеобразная машина, действующая в соответствии с законами физики). Происходила борьба рационалистического (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц) и сенсуалистического (Д. Локк, Т. Гоббс) подходов к познанию.

Психология в XVIII веке

В этот период развитие науки стимулировалось идеями прогресса, развития. В середине XVIII в. возникает первая психологическая школа – ассоцианизм. Ассоциативная психология была единственным чисто психологическим направлением вплоть до начала ХХ в. Ассоциативную психологию развивал Ш. Бонне, который предположил, что ассоциации ощущений и идей – это связи нервных волокон. Ассоцианизм получил свое развитие в трудах Д. Беркли и Д. Юма. Основателем же этого направления считают Д. Гартли, который создал новую теорию рефлекса, связанную с вибрациями. Ученый выделял большой круг вибраций (от органов чувств к мозгу и мышцам) и малый (в белом веществе мозга, обеспечивающий память, обучение и познание).

Психология в ХIХ – начале ХХ вв

Основатель направления позитивизма в науке О. Конт в своей классификации наук не нашел места психологии, как не обладающей позитивной (то есть научной) парадигмой. Таким образом, перед психологией стал выбор: либо потеря статуса самостоятельной дисциплины, слияние с биологией и социологией, либо трансформация в духе позитивизма. Первоочередным требованием была разработка методологии, так как интроспекция не могла считаться подлинно научной. Появляются метод логики (Дж. Милль), метод проб и ошибок (А. Бэн), метод генетического наблюдения (И. Сеченов), экспериментальный метод (В. Вундт).

Появление дарвиновской теории эволюции повлекло за собой окончательный отказ от механистического детерминизма, принятие идеи, что цель психического развития – адаптация к среде. Стала возможной разработка ряда отраслей психологии – дифференциальной, генетической, зоопсихологии.

Психология в ХХ – начале ХХІ вв

В 1910 – 1930 гг. психологическая наука переживала кризис, порожденный несоответствием теоретико-методологической базы накопленным эмпирическим данным. В результате возник ряд новых направлений в психологии:

  • бихевиоризм (основоположник – Дж. Уотсон, в переводе с английского behaviour - поведение), изучение поведения экспериментальным путем;
  • гештальтпсихология (основатели – М. Вертгеймер, В. Келер, К. Кафка, в переводе с немецкого Gestalt – целостный образ), изучение психики в целостных проявлениях;
  • психоанализ (основатель – З. Фрейд), основное внимание уделялось бессознательному;
  • аналитическая психология (К. Юнг), индвидуальная психология (А. Адлер) – развитие идей психоанализа учениками Фрейда;
  • социологически-ориентированная психология (Э. Дюркгейм, М. Гальбвакс, Ш. Блондель) - утверждали, что человеческое в человеке есть результат жизни в обществе.

Во второй половине ХХ в. возникает еще ряд психологических школ:

  • гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Оппорт) – исследование здоровой, творческой личности, стремящейся к самоактуализации;
  • когнитивная психология (Дж. Брунер, У. Найссер, Г. Келли) – рассматривает психику как систему, осуществляющую поиск и переработку информации;
  • логотерапия (В. Франкл) – утверждает, что движущей силой поведения человека является стремление к поиску и осуществлению смысла жизни.

На базе перечисленных направлений возникли разновидности психотерапии, например, психодрама, психодинамическая и гештальттерапия, психосинтез.

В отечественной психологии с начала 1920-х гг. выделялся прикладной аспект исследований, направленный на повышение работоспособности, уменьшение аварийности и травматизма. Возникают такие отрасли психологии, как психотехника, рефлексология (В. Бехтерев), реактология (К. Корнилов). Поведение изучали М. Басов, П. Блонский, теорию установки разработал Д. Узнадзе, культурно-историческую концепцию – Л. Выготский, психологическую теорию деятельности – С. Рубинштейн и А. Леонтьев, дифференциальную психофизиологию – Б. Теплов, патопсихологию – Б. Зейгарник, нейропсихологию - А. Лурия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Об авторе: Психолог, специалист в области семейных отношений и воспитания детей. Обожаю рисование, лепку, рукоделие и любое интересное творчество. Мама двоих детей и прекрасная жена!

Читайте также: