Консультация для родителей в детском саду как преодолеть капризы

Обновлено: 17.05.2024

Наши дети рождены для счастливой жизни и это в основном зависит от взрослых: будет ли она омрачаться упрямством и чрезмерными капризами. Как же помочь своему ребенку избавиться от этих неприятных черт характера? Отшлепать или накричать на ребенка довольно просто. Важно понять истинные причины такого неадекватного поведения? Как необходимо бороться с детскими капризами и упрямством и нужно ли вообще это делать?

Упрямство – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, нервозам, раздражительности.

Упрямство ребенка – результат требовательности самих родителей, а капризы, наоборот, проявляются вследствие чрезмерной уступчивости взрослых. Вершина упрямства приходится на 3 год жизни ребенка.

Можно выделить ряд причин детских капризов и упрямства. Ими выступают:

1. Особенности развития психики ребенка: в развитии ребенка наступают определенные периоды, связанные со стремлением самоутвердиться и быть независимым.

2. Смена окружающей обстановки. Когда в семье появляется второй ребенок в семье, малыш начинает чувствовать, что перестал быть единственным, и любовь родителей распространяется на кого-то еще. Он проявляет бурный протест, который выражается во вспышках злости и агрессии.

3. Различие природных темпераментов детей и родителей. Когда родители предъявляют к своему ребенку требования, выполнение которых он не может обеспечить именно в силу своих врожденных особенностей психики. Даже тихий флегматик начинает капризничать, если родители попытаются разговаривать с ним как с холериком или сангвиником.

4. Ребенка что-то беспокоит, он болен, но сам этого не понимает. Ведь дети не могут передать взрослым, что происходит у них в организме, что у него болит.

5. Привлечение ребенком к себе внимания взрослых. Это такой способ общения ребенка со взрослым, когда ему не хватает родительского общества и их любви. Часто капризы по такой причине встречаются у детей, которых излишне окружают заботой и вниманием. Такие малыши начинают уже злоупотреблять этим на бессознательном уровне.

6. Реакция ребенка на запрет родителей. Капризничая, малыш хочетдобиться желаемого разрешения гулять или еще чего-то, когда родители запрещают что-то.

7. Стремление к самоутверждению. Выражается в протесте ребенка против чрезмерной родительской опеки и демонстрировании желания быть самостоятельным. Ребенок должен чувствовать, что ему дают право выбирать самостоятельно, понимают и уважают его.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

1. Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать ребенку – это бесполезно. Ругать не имеет смысла, шлепки еще сильнее возбуждают.

5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребенка протекает в общественном месте. Чаще помогает только одно – взять его за руку и увести.

7. Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка). Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.

И упрямство и капризы – две стороны одного и того же нарушения – проявления трудностей социализации: у детей более сильных это выражается в упрямстве, у слабых – в капризах.

Как показали многочисленные исследования, на упрямство детей жалуются главным образом те родители, которые всегда требуют от своих детей немедленного и безоговорочного повиновения. При этом малейшее промедление в выполнении требования или неудача ребенка, а уж тем более его отказ подчиниться они склонны рассматривать как некую злонамерность, протест и считают своим долгом это упрямство сломить, перебороть. Такие родители относятся к упрямству малыша очень эмоционально, волнуются, приходят в ярость, но не делают никаких попыток разумно разобраться в возникшей ситуации и разрешить конфликт приемлемыми для обоих сторон путем.

Если родители в своих требованиях всегда строги, педантичны, да еще обладают властным характером, то детей они всегда или почти всегда считают упрямыми. При этом обычно равнодушны к внутреннему миру собственного ребенка, к его чувствам и переживаниям, эмоционально далеки то енго. Просьбы детей их раздражают, а причины того или иного желания ребенка, мотивы его действий они часто и не стараются понять.

Невротические реакции такого рода могут выражаться в перевозбуждении ребенка, растущем беспокойстве, неустойчивости внимания, неспособности контролировать свои действия. Такие дети не выносят ожидания, всегда требуют немедленного выполнения своих желаний, кричат, топают ногами, плачут. У более спокойных их них невротическая форма упрямства проявляется противоположным образом: они очень заторможены, замедленны, реагируют на замечания с большим опозданием, они все время очень раздражают родителей. Уважение к собственному ребенку, признания его как личности – единственный верный путь к нормализации отношений между родителями и ребенком.

Изменится позиция взрослого – изменится и поведение ребенка.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Как преодолеть капризы!

Капризничают даже самые милые, спокойные и послушные дети. Капризы могут быть у них в любом возрасте. Однако в самой ясной форме капризы проявляются между двумя и четырьмя годами.

Капризы – это бурное проявление гнева и враждебности, включающее любую комбинацию следующих видов поведения в любой степени интенсивности: ребенок плачет, кричит, топает ногами, падает на пол и извивается, бросает на пол предметы, пинается, кусается, царапается или причиняет боль себе самому.

Сначала нужно понять причины капризов. Ими могут быть:

Нарушение режима дня;

Обилие новых впечатлений;

Плохое самочувствие во время болезни;

Переутомление (физическое и психическое).

Преодолеть капризы можно, если:

Все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку.

Научить ребенка хотеть, то есть вырабатывать настойчивость в достижении цели.

Будут развивать у ребенка самостоятельность в совместной со взрослыми деятельности.

Когда начинается каприз, обнимите ребенка и заверьте в своей любви, попытайтесь отвлечь его, но не подкупайте.

Если не получилось, НЕ ДЕЛАЙТЕ НИЧЕГО. Пусть капризничает, не обращайте внимание.

Если каприз происходит в переполненном магазине или в другом месте, где ваше замешательство особенно сильно, поднимите ребенка, вынесите наружу, и пусть капризничает там.

Главное средство предотвращения – ребенок ни в коем случае не должен добиваться своего с помощью капризов. Из этого правила не должно быть ни одного исключения.

Каприз – это отчасти попытка убедить вас и весь мир, что вы жестокий родитель. Наиболее эффективно в такой момент – дать понять ребенку, что вы не относитесь к его капризам серьёзно, что вы ему сейчас не верите. Оставайтесь спокойны и благодушны.

С расширением круга общения ребенок начинает приобретать много нового. И не всегда это новое – хорошее. Один из таких далеко не радостных моментов – бранные слова.

Вариант 1. Ругаем

Оправдываясь тем, что на таких словах не следует акцентировать внимание, что ребенок сам их забудет, взрослые отчасти правы. Но какая гарантия того, что, однажды, забыв эти выражения, ребенок вспомнит их в самый неподходящий момент. Так же взрослым надо помнить, что логика детей отличается от логики взрослых. Поразмыслив, малыш, скорее всего, придёт к выводу, что если вы никак не реагируете на эти слова, то так оно и должно быть.

Вариант 4. Объяснение

Самый эффективный, но самый трудный способ, так как требует больших усилий и четкой последовательности тактики. Столкнувшись с тем, что ваш ребенок включает в свою речь нецензурную лексику, сразу объясните малышу твердым тоном, что данные выражения используются или хулиганами, или глупыми маленькими детьми; ни тех, ни других в приличные места не пускают. Дайте ребенку возможность сделать свой выбор!

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЮ ОТ РЕБЕНКА.

Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.

Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

Не давайте обещаний, которых вы не можете исполнить; это поколеблет мою веру в вас.

Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только за тем, чтобы просто расстроить вас. А то я попытаюсь достичь еще больших "побед".

Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: Я вас ненавижу". Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

Не заставляйте меня чувствовать младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став "плаксой" и "нытиком".

Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

Не позволяйте моим "дурным привычкам" привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновляет меня на продолжение их.

Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного хуже. Будет нормально, если вы предпримите определенные шаги, но давайте поговорим об этом несколько позже.

Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки - смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен

Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня, Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.

Не подвергайтесь слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

Не забывайте, что Я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста; смиритесь с этим.

Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.

Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько много внимания.

Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я перестану задавать вам вопросы вообще и буду искать информацию где-то на стороне.

Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы не будете это делать, то вы вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.

Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе, я буду бояться еще больше. Покажите we , что такое мужество.

Не забывайте то, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.

Относитесь ко мне также, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь больше, подражая примерам, а не подвергаясь критике.

И кроме того, я вас сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тоже любовью.

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:

- непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве;

- детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин;

Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения, различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы.

Упрямство - это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:

В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

Капризы - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:

- в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

- в недовольстве, раздражительности, плаче.

- в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Какие причины делают ребенка капризным?

Ребенок с рождения – это чистый лист и становление личности напрямую зависит от воспитания, которое дают родители. Любые проявления эмоций как положительных, так и отрицательных, это отражение внутреннего состояния ребенка. Причины, по которым ребенок становится капризным, кроются в следующем.

Физиологический дисбаланс. Когда причиной капризного настроения ребенка является: болезнь, недосыпание, смена режима, усталость или повышение температуры. Именно "переполнение" психики эмоциями, вызванными физиологическим дисбалансом в организме, становится причиной детских истерик и понурого поведения.

Семейный микроклимат. Когда ребенок начинает понимать, что творится вокруг и чувствовать чужие эмоции, тогда причина капризного поведения может скрываться в полученной информации извне. Другими словами, нестабильный микроклимат в семье, с постоянными ссорами и скандалами имеет большое воздействие на малыша. Он выражает свой протест истериками. Поэтому родителям необходимо создать обстановку любви, спокойствия и постоянства. А если очень захочется поругаться, то делайте это во время отсутствия малыша. Очень часто капризным становиться малыш, когда в семье готовятся к появлению прибавления. Чтобы избежать конфликтов в будущем необходимо правильно подготовить старшего ребенка к появлению новорожденного.

Излишняя опека и избалованность. Каждый родитель желает оградить свое дитя от всех трудностей и неприятностей внешнего мира. Мы принимаем решение за него и оберегаем от первых детских трудностей. Стараемся задарить подарками, показывая свою любовь. Такие действия "по сдуванию пылинок" приводят к тому, что карапуз не знает что такое самостоятельность и "не спешит" взрослеть. Он понимает, что капризными выходками можно добиться всего чего хочется. Избалованность часто становится причиной детских слез.

Возрастные изменения. Психологи утверждают, что во время взросления ребенка есть такие периоды, которые называются – кризисом возраста. Обычно это три года и пять лет. В этот период многие мамы замечают резкие перемены в малыше. Во-первых, это происходит, поскольку ребенок пытается заявить о себе наперекор родителям, ему хочется больше свободы, самостоятельных решений. Во-вторых, гиперопека мамы с папой его "напрягают" и он проявляет свою взрослость капризными выходками.

Что делать, если у вас капризный ребенок?

От темперамента малыша зависит насколько капризный малыш. Поэтому капризных детей по проявлению эмоций можно условно разделить на такие группы:

- дует губки и обиженно всхлипывает;

- может рыдать навзрыд;

- проявляет агрессивные эмоции (кусается, кричит, швыряется).

Правило №1. Если капризный малыш, может, виноваты сами? Для начала необходимо выяснить капризный кроха или такое состояние вызвано поведением взрослых. В случаях, когда в людном месте ваше чадо падает на попу и кричит что хочет такую игрушку, как на витрине, то это капризы. Если же ребенок пытается застегнуть курточку со словами "Я сам", а мама, опаздывая, делает это за него, то провокатором плача является именно мама. Поэтому проявляйте терпение, дайте немного самостоятельности и истерик можно будет избежать.

Правило №2. Цепной реакции не должно быть, контролируйте эмоции. Как известно, агрессия вызывает агрессию и крича, на свое чадо вы вызываете негатив, визжание и рыдание. Чем больше ругать, тем ребенок все больше невменяем. Следите за собой, не срывайтесь и контролируйте эмоции. Спокойным тоном скажите малышу, что так себя вести нельзя, и вы сильно огорчены таким поведением. Далее, разговор продолжать не следует, поскольку логические доводы сейчас не помогут. Удовлетворять прихоти также не стоит. Лучшим решением станет игнорирование приверед и уже после энного раза такого спокойного поведения со стороны родителей капризный "бесеныш" станет нормальным уравновешенным ребенком.

Правило №3. Не применяйте в воспитании шантаж Многие родители шантажируют ребенка словами: "Не замолчишь, любить не буду. "; "Не перестанешь плакать, не дам игрушку. ". Так, делать нельзя. Такой метод, основанный на шантаже, приучит кроху говорить неправду и прибегать к шантажу, в случаях, когда ему будет что-то необходимо. Такое воспитание мажет спровоцировать такие слова в подростковом возрасте: "Убегу, ели не разрешишь с ним встречаться. "; "Уйду из дому, если будешь ругать за двойки. ". А хуже всего, что дети в подростковом возрасте настолько ранимы и непредсказуемы, что не знаешь, они просто угрожают или сделают это на самом деле, получив родительский отказ.

Правило №4. Всегда следуйте выбранной тактике. Чтобы капризный ребенок не манипулировал родителями с помощью криков, необходимо следовать одной и той же тактике всегда. При первых проявлениях детских прихотей ведите себя спокойно и твердо без вспышек гнева объясните что можно, а что нельзя. Через время, даже когда ребенок начнет капризничать, прося какую-то вещь снова, откажите опять, даже если вам очень надо его чем-то занять. Поведение родителей сегодня нельзя, а завтра можно лишь расшатает детскую психику еще больше, дезориентируя ребенка в положительных и отрицательных вещах.

Правило №5. Не упрекайте плохими поступками. Нельзя говорить, что малыш плохой, капризный ребенок. Совсем наоборот убедите, что любите, несмотря на его поведение. Скажите, что этот поступок вас расстроил, но вы верите, что он так больше делать не будет. Эти разговоры необходимы, дабы ребенок понимал, он нужен, его любят и если попросить, то он непременно это получит, но немного позже.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

- Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.

- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

- Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.

- Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.

- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.

- Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.

- Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.

- Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".

- Спокойный тон общения, без раздражительности.

- Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

Нельзя хвалить:

- За то, что достигнуто не своим трудом.

- Из жалости или желания понравиться.

Надо хвалить:

- За поступок, за свершившееся действие.

- Начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.

- Очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.

- Уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).

О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

Нельзя наказывать и ругать когда:

- Ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.

- Когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.

- Во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки)

- После физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват)

- Когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.

- Когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.

- Когда вы сами не в себе.

Семь правил наказания:

Наказание не должно вредить здоровью. Если есть сомнения, то лучше не наказывать. Например, вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том, что совершённое действие вообще достойно наказания. То есть наказывать "на всякий случай" нельзя. За 1 проступок - одно наказание (нельзя припоминать старые грехи). Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием. Надо наказывать и вскоре прощать. Если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан. Ребёнок не должен бояться наказания.

Большинство психологов говорит о том, что капризничающего ребенка не стоит наказывать. Тем более, если вы предпочитаете шлепать по попе или сразу ставить в угол. В момент, когда он начинает плакать, хныкать и кричать, его состояние уже нельзя назвать эмоционально стабильным, поэтому наказание вряд ли возымеет действие.

Противопоказано наказание и в том случае, когда вам не удается понять причину капризов ребенка. Возможно, есть проблема, которую нужно разрешить, помочь малышу, накормить его или уложить спать. Если вы повышаете голос, то он начинает сильнее нервничать и даже бояться. Здесь уже ни о каком воспитании речи не идет. Никогда не забывайте о том, что с ребенком нужно говорить спокойно и пытаться понять его.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно, каждый родитель выберет из всего выше перечисленного, недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

Самое главное к возрасту 4 лет ребенок уже должен понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Нужно научить его осознавать свои поступки, научить его объяснять причины своих капризов. Прийти к соглашению не уступая капризам ребенка. Не бойтесь показать ребенку свое эмоциональное состояние: обиду, разочарование, расстройство, гнев или радость, восторг, счастье. Научите понимать ваше состояние и сопереживать вам.

Читайте также: