Революционная деятельность сунь ятсена кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сунь Ятсена родился 12 ноября 1866 года в деревне Цуйхэн, Китай. Мальчик вырос в зажиточной крестьянской семье. Получил европейское образование в англиканской школе Иолани в Гонолулу, а затем, до 1983 года учился в колледже Оаху. В 1883 бежал в Гонконг, где принял христианство и поступил в миссионерскую Епархиальную школу. Проходил обучение в Центральном правительственном колледже и Гонконгском медицинском колледже для китайцев.

В октябре 1895 года попытка поднять восстание в Гуанчжоу провалилась и большинство заговорщиков оказалось арестовано, многие казнены. Сунь бежал в Гонконг, а затем в Японию, где получил поддержку от ряда политиков, заинтересованных в дестабилизации Китая. Во время поездки в Европу собирал деньги на продолжение борьбы. Увлеченный паназиатизмом, Ятсен оказал деятельную поддержку филиппинцам, с 1898 года боровшимся против Соединенными Штатами Америки за свою независимость.

В 1907 Ятсен организовал четыре восстания в Южном Китае, в 1908 году еще два, однако все они оказались неудачны, что вызвало падение авторитета Суня. Несмотря на это революционер продолжил по всему миру успешно собирать средства для организации новых выступлений.

После начала Синьхайской революции в декабре 1911 Суня вернулся в Китай. Народной ассамблеей представителей южных провинций 29 декабря 1911 года Ятсен избран временным президентом Китайской Республики , так как постоянным должен был стать Юань Шикай, в случае если он добьется отречения императора. Правительство приняло временную конституцию республики, составленную под очевидным влиянием идей Ятсена.

Через день после отречения императора, Сунь Ятсен 13 февраля 1912 года уступил свой пост Юань Шикаю. Не слишком веря в революционные устремления генерала, надеялся на победу своих сторонников на выборах в Национальную ассамблею. В августе 1912 года встал во главе преобразованного в Национальную партию Гоминьданя.

В ноябре того же года партию Гоминьдан запретили, а депутаты от партии изгнаны из парламента. В начале 1914 года парламент оказался распущен. В мае 1914 года Юань Шикай отменил временную конституцию и принял новую, дающую ему диктаторские полномочия.

В июле 1914 году Сунь создал в Токио Китайскую революционную партию, а через год обратился во 2-й Интернационал с просьбой прислать ему специалистов, которые помогут построить в Китае первое в мире социалистическое государство.

Желание Юань Шикая восстановить монархию и стать императором спровоцировало восстание в декабре 1915 года в провинции Юньнань во главе с Цай Э и Тан Цзияо. За Юньнанью последовали и другие провинции. В июне 1916 Ятсен вернулся в Гуанчжоу, столицу Южной федерации независимых провинций: Юньнань, Гуйчжоу, Гуанси и Гуандун.

В октябре 1919 года в Шанхае объявил о возрождении Гоминьдана под именем: Китайская национальная партия Чжунго Гоминьдан. В конце 1920 года Сунь вернулся в Гуанчжоу, где в апреле 1921 года на сессии парламента избран президентом Китайской Республики и подготовка к походу на Север возобновилась. На этой почве резко обострились отношения с Чэнь Цзюнмином, губернатором Гуандуна, который не желал тратить силы провинции на объединение Китая.

В июне 1922 резиденцию Сунь Ятсена обстреляли сторонники Чэнь Цзюнмина и политику пришлось бежать в Шанхай. Здесь вступил в контакт с представителями Коммунистического интернационала, обещавшими ему помощь Советской России в его борьбе в обмен на союз с Коммунистической партией Китая. Несмотря на критическое отношение к марксизму, Ятсен согласился на помощь Москвы и 26 января 1923 года подписал с советским послом Адольфом Иоффе соответствующую декларацию.

Верные Ятсену военные части в январе 1923 года выбили из Гуанчжоу войска Чэнь Цзюнмина, а в феврале того же года вернулся в Гуандун и вновь встал во главе революционного правительства. В ноябре 1923 года Сунь объявил о реорганизации Гоминьдана по модели Всесоюзной Коммунистической Партии большевиков на основе принципа демократического централизма, что должно было повысить управляемость партии и ее зависимость от лидера.

Также Ятсен официально объявил о курсе на сотрудничество с Советским Союзом и Коммунистической Партией Китая. На Первом съезде Гоминьдана в Гуанчжоу 20 января 1924 года данная политика оказалась поддержана. Советская военная и материальная помощь позволила революционеру значительно усилить свою армию. В конце 1924 года, после взятия Пекина войсками генерала Фэн Юйсяна, дружественно настроенного по отношению к южанам, Сунь прибыл в столицу, однако вскоре его здоровье резко ухудшилось.

Многие улицы и населённые пункты в КНР названы в честь Сунь Ятсена Чжуншань, в частности, его родной город.

В городе Нанкин (КНР) построен мавзолей Сунь Ятсена.

Мавзолей Сунь Ятсена

Китайские генералы эпохи милитаристов у мавзолея Сунь Ятсена, 1928

Мавзолей 12 мая 2007 года

Мавзолей Сунь Ятсена 1 мая 2011 года

Информация о мавзолее

В Гонконге есть музей Сунь Ятсена.

В Тайбэе (Тайвань) есть Мемориальный комплекс Сунь Ятсена

В Михайловском районе Приморского края имеется Сунятсенское сельское поселение, действует сельскохозяйственный производственный кооператив имени Сунь Ятсена.

В России улицы Сун-Ят-Сена есть в Астрахани, Уфе, Алдане.

В СССР, США и Китае выпущены почтовые марки, посвященные Сунь Ятсену.

Почтовые марки

Почтовая марка СССР, посвященная Сунь Ятсену, 1966, 6 копеек (ЦФА 3353, Скотт 3198)

Сунь Ятсен на почтовой марке Китая 1949 года

Сунь Ятсен на почтовой марке США 1960 года

Отец - Сан Даченг

Первая жена - Лю Мучжэнь (1885-1915).
Вторая жена - Каору Отсуки (1903-1906).
Третья жена - Сун Цинлин (1915-1925).
Четвертая жена - Чен Чиу-Фэн

С особой силой антиманьчжуризм получил выражение в деятельности другой группы оппозиционеров — китайских революционеров, поставивших перед собой задачу свержения маньчжурской династии и установления в Китае республиканской формы правления, которая одна только, по мысли революционеров, были способна обеспечить достижение независимости, модернизации создания сильного процветающего Китая, в котором основополагающим был бы принцип равенства перед законом, а не этическая исключительность.

Признанным лидером революционного движения являлся Сунь Ятсен (1866—1925). Уроженец, подобно Кан Ювэю, провинции Гуандун, он происходил из простой крестьянской семьи, не имевшей отношения к конфуцианской учености и чиновничьей службе. В районе, откуда он был родом, были сильны традиции антиманьчжурской борьбы, связанные с деятельностью тайных обществ, и воспоминания о недавних событиях Тайпинского восстания, в которых принимали участие некоторые члены клана Сунь.

Годы учебы в медицинском институте явились не только временем профессионального становления Сунь Ятсена как будущего врача, но и были посвящены дискуссиям с друзьями о причинах утраты Китаем былого величия и о путях его возвращения. Молодые люди, входившие в кружок, членом которого был Сунь, интересовались как древней, так и современной историей Киши, в первую очередь событиями Тайпинского восстания и особенно антиманьчжурскими устремлениями восставших. Уже к этому времени начинает формироваться убеждение, что условием возрождения Китая не может не быть свержение господства маньчжуров над китайским народом.

Сунь Ятсен рассчитывал лично вручить меморандум Ли Хунчжану, отправившись с этой целью в поездку на север Китая. Путешествие обогатило его впечатлениями о жизни собственной страны, убедило в неотложности преобразований. Однако встретиться с Ли Хунчжаном, в связи с событиями японо-китайской войны ему не удалось.

Горечь, вызванная ощущением ненужности правительству способных и искренних патриотов, была усилена поражениями, которые Китай терпел в ходе разгоревшейся войны. Разочарование в политике императорского правительства, таким образом, переросло в убеждение, что непременным условием восстановления суверенитета Китая и его возрождения является свержение правящей династии. Однако в отличие от тайпинов и членов тайных обществ Сунь Ятсен предполагал прийти не к восстановлению на престоле очередной династии, а к созданию республиканского государства. Это была новая форма проявления китайского национализма, основанная на убеждении, что условием восстановления независимости и успешного продвижения по пути модернизации должны быть глубокие политические преобразования, к которым можно прийти лишь в результате революционного свержения деспотических порядков.




Однако казалось бы тщательно разработанный план провалился. Отряды тайных обществ .не сумели проникнуть в город, группа, прибывшая на корабле из Гонконга, которая должна была передать революционерам оружие, была арестована на городской пристани. Некоторые из участников неудавшегося выступления были арестованы и казнены, а Сунь Ятсену чудом удалось скрыться, избежав верной смерти.

Растянувшийся на долгие годы период изгнания Сунь Ятсена (ему удалось ступить на родную землю, и то ненадолго, только в 1907 г.) совсем не означал, что планы свержения власти маньчжуров были оставлены. Сунь Ятсен продолжал активно вербовать сторонников революции среди членов китайских эмигрантских общин, численность которых в первое десятилетие XX в. превысила 2 млн человек. Он также не оставлял попыток организовать новые восстания, которые, впрочем, не имели успеха.

С особой силой антиманьчжуризм получил выражение в деятельности другой группы оппозиционеров — китайских революционеров, поставивших перед собой задачу свержения маньчжурской династии и установления в Китае республиканской формы правления, которая одна только, по мысли революционеров, были способна обеспечить достижение независимости, модернизации создания сильного процветающего Китая, в котором основополагающим был бы принцип равенства перед законом, а не этическая исключительность.

Признанным лидером революционного движения являлся Сунь Ятсен (1866—1925). Уроженец, подобно Кан Ювэю, провинции Гуандун, он происходил из простой крестьянской семьи, не имевшей отношения к конфуцианской учености и чиновничьей службе. В районе, откуда он был родом, были сильны традиции антиманьчжурской борьбы, связанные с деятельностью тайных обществ, и воспоминания о недавних событиях Тайпинского восстания, в которых принимали участие некоторые члены клана Сунь.

Годы учебы в медицинском институте явились не только временем профессионального становления Сунь Ятсена как будущего врача, но и были посвящены дискуссиям с друзьями о причинах утраты Китаем былого величия и о путях его возвращения. Молодые люди, входившие в кружок, членом которого был Сунь, интересовались как древней, так и современной историей Киши, в первую очередь событиями Тайпинского восстания и особенно антиманьчжурскими устремлениями восставших. Уже к этому времени начинает формироваться убеждение, что условием возрождения Китая не может не быть свержение господства маньчжуров над китайским народом.

Сунь Ятсен рассчитывал лично вручить меморандум Ли Хунчжану, отправившись с этой целью в поездку на север Китая. Путешествие обогатило его впечатлениями о жизни собственной страны, убедило в неотложности преобразований. Однако встретиться с Ли Хунчжаном, в связи с событиями японо-китайской войны ему не удалось.

Горечь, вызванная ощущением ненужности правительству способных и искренних патриотов, была усилена поражениями, которые Китай терпел в ходе разгоревшейся войны. Разочарование в политике императорского правительства, таким образом, переросло в убеждение, что непременным условием восстановления суверенитета Китая и его возрождения является свержение правящей династии. Однако в отличие от тайпинов и членов тайных обществ Сунь Ятсен предполагал прийти не к восстановлению на престоле очередной династии, а к созданию республиканского государства. Это была новая форма проявления китайского национализма, основанная на убеждении, что условием восстановления независимости и успешного продвижения по пути модернизации должны быть глубокие политические преобразования, к которым можно прийти лишь в результате революционного свержения деспотических порядков.

Однако казалось бы тщательно разработанный план провалился. Отряды тайных обществ .не сумели проникнуть в город, группа, прибывшая на корабле из Гонконга, которая должна была передать революционерам оружие, была арестована на городской пристани. Некоторые из участников неудавшегося выступления были арестованы и казнены, а Сунь Ятсену чудом удалось скрыться, избежав верной смерти.

Растянувшийся на долгие годы период изгнания Сунь Ятсена (ему удалось ступить на родную землю, и то ненадолго, только в 1907 г.) совсем не означал, что планы свержения власти маньчжуров были оставлены. Сунь Ятсен продолжал активно вербовать сторонников революции среди членов китайских эмигрантских общин, численность которых в первое десятилетие XX в. превысила 2 млн человек. Он также не оставлял попыток организовать новые восстания, которые, впрочем, не имели успеха.


СУНЬ ЯТСЕ́Н (12.11.1866, дер. Цуй­хэн, пров. Гу­ан­дун – 12.3.1925, Пе­кин), кит. гос. и по­ли­тич. дея­тель. Согласно обы­ча­ям старого Китая, имел несколько имён. Его имя при рож­де­нии Сунь Дэ­мин (Свет бла­го­да­ти), в шко­ле – Сунь Вэнь (Про­све­щён­ный; ча­сто ис­поль­зо­вал это имя как офи­ци­аль­ное); в ка­че­ст­ве ре­во­люц. псев­до­ни­ма вы­брал имя Сунь Исянь (Скры­ваю­щий­ся не­бо­жи­тель; в кан­тон­ском диа­лек­те про­из­но­сит­ся как Сунь Ят­сен). В 1895, бу­ду­чи в Япо­нии, на­зы­вал се­бя Сё На­кая­мой [кит. – Чжун­шань (Це­нт­раль­ная го­ра)], имен­но как Сунь Чжун­шань он стал из­ве­стен в Ки­тае с 1912. Из за­жи­точ­ной кан­тон­ской кре­сть­ян­ской се­мьи. По­лу­чил ев­роп. об­ра­зо­ва­ние в ан­гли­кан­ской шко­ле Иола­ни в Го­но­лу­лу (1878–1882), за­тем учил­ся в кол­лед­же Оаху (1882–83). В 1883 бе­жал в Гон­конг, где при­нял хри­сти­ан­ст­во и по­сту­пил в мис­си­о­нер­скую Епар­хи­аль­ную шко­лу. За­тем про­хо­дил об­уче­ние в Центр. пра­ви­тельств. кол­ледже (1884–86) и Гон­конг­ском мед. кол­лед­же для ки­тай­цев (1887–92).

Родился 12 ноября 1866 г. в деревне Цуйхэн уезда Сяньшань (ныне Чжуншань) в провинции Гуандун, недалеко от г. Кантона (Гуанчжоу) в крестьянской семье.

В Китае известен под именами Сунь Вэнь и Сунь Чжуншань, в Японии - под псевдонимом Накаяма, в других странах - Сунь Ятсен.

Благодаря своему старшему брату, перебравшемуся до этого на Гавайи (ввиду тяжелого материального положения в семье) и занимавшемуся земледелием, животноводством и торговлей на острове Мауи, Сунь Ятсен смог учиться в английской миссионерской школе в Гонолулу, которую закончил в 1881 г. с отличием.
В 1883 г. вернулся в Китай, затем уехал в Гонконг (колония Великобритании), где в 1892 г. окончил медицинский институт. Некоторое время занимался медицинской практикой в Макао (в то время колония Португалии). В этот период познакомился с членами тайных политических обществ, выступающих за свержение династии Цин.

Первоначально Сунь Ятсен был сторонником проведения в Китае либеральных реформ. В частности, он сформулировал ряд мер по улучшению ситуации в стране (развитие транспортной инфраструктуры, улучшение сферы образования, распределение государственных дотаций в сельское хозяйство и т.п.). В 1894 г. из Макао он совершил поездку в Северный Китай, где попытался изложить свою программу модернизации маньчжурскому наместнику Ли Хунчжану, а затем на Гавайи, для того чтобы собрать финансовые средства на революционную борьбу.
В том же году он создал подпольную организацию Союз возрождения Китая (Сичжунхуэй), целью которой стало свержение маньчжурской династии. В 1895 г., после поражения Китая в китайско-японской войне, Сунь Ятсен предпринял первую попытку организации восстания в г. Кантоне (Гуанчжоу), после ее провала он был вынужден эмигрировать в Японию, затем в США и Великобританию.
В 1905 г., находясь в Японии, на базе нескольких антиманьчжурских организаций им была создана новая революционная организация - Объединенный союз (Тунмэнхуэй). В 1895-1911 гг. революционные организации под руководством Сунь Ятсена провели десять вооруженных восстаний против династии Цин. Вспыхнувшая 10 октября 1911 г. в городе Учане Синьханская революция завершилась провозглашением 1 января 1912 г. Китайской республики.
В декабре 1911 г., когда Сунь Ятсен вернулся из эмиграции, он был избран президентом республики (вступил в должность 1 января 1912 г.). За время пребывания на этом посту он провел ряд демократических реформ. Была провозглашена свобода печати и собраний, отменены телесные наказания, пресечена спекуляция рисом. Однако 13 февраля того же года он оставил пост под давлением командующего императорской армии Юань Шикая, который вскоре был избран президентом Китайской Республики (после низложением императорской власти 12 февраля 1912 г.)
В 1912 г. Сунь Ятсен основал Национальную партию (Гоминьдан). Эта партия была создана в результате слияния нескольких революционных организаций, ставивших целью свержение маньчжурской династии и возведение на трон императора китайской национальности. Сунь Ятсен преобразовал эти общества в политическое движение, целями которого стали создание республиканского Китая, распространение демократии и установление экономического строя социалистического типа. Основу идеологии этого движения составляли национализм, народовластие и народное благосостояние, получившие название "три народных принципа".
После того как президент Юань Шикай подавил открытую оппозицию (в рядах которой были представители партии Гоминьдан), революционеры вновь ушли в подполье. Сунь Ятсен бежал в Японию.
После смерти Юань Шикая в 1916 г. Китай был раздроблен на отдельные провинции и районы, находящиеся под контролем различных милитаристских группировок. Сунь Ятсен, вернувшийся из Японии в 1917 г., возглавил правительство Южного Китая, куда входили представители юньнаньских, гуансийских и сычуаньских милитаристов. Однако уже в 1918 г. он покинул этот пост.
Большое влияние на взгляды Сунь Ятсена оказала победа Октябрьской революции в России. Ознакомившись с советским опытом, Сунь Ятсен пришел к убеждению, что народные массы играют важную роль в революционном движении. В 1923 г. Сунь Ятсен создал Кантонское правительство и пригласил в Гуанчжоу группу советских военных и политических советников. Они оказали Китайской Республике помощь в создании революционных вооруженных сил, подготовке военных кадров и в реорганизации партии Гоминьдан.
В 1920-е гг. он развил учение "о трех народных принципах", дополнив его тремя тезисами - сотрудничество с коммунистами, поддержка рабочих и крестьян в их борьбе за широкую демократизацию всей общественной жизни Китая, союз с СССР.
11 марта 1925 г., за день до смерти, он написал послание Советскому Союзу, в котором выразил надежду на то, что "настанет день, когда свободный и независимый Китай пойдет рука об руку с Советским Союзом к светлому будущему человечества".
В 1949 г. ему был присвоен титул "отца нации". Сегодня Сунь Ятсен одинаково почитаем как на материковом Китае, так и на Тайване (Китайская Республика).

Его основные труды: "Три народных принципа" (1905), "Записки о китайской революции: программа строительства государства" (1918), "Программа строительства государства" из трех книг - "Духовное строительство", "Материальное строительство" и "Общественное строительство" (1919 г.), "Общая программа строительства государства", Конституция пяти властей (1924), "Основы национального возрождения" (1924).

Читайте также: