Педагогическая поддержка семьи кратко

Обновлено: 04.07.2024

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования ребенка.

Головашкина Маргарита Ивановна,

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, и только в сочетании они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей – это целенаправленная система мер психолого-педагогического характера, способствующих повышению воспитательного потенциала семьи и тем самым обеспечивающих условия для полноценного развития личности и социализации ребёнка.

Основная цель совместной деятельности и сотрудничества дошкольного учреждения и семьи – установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями, объединение их в одну команду, способность делиться друг с другом своими потребностями и совместно их решать. Партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации является важнейшим условием эффективного решения воспитательно-образовательных задач в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Согласно требованиям к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, в содержательном разделе данного документы представлены, наряду с прочими, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Не менее важное место занимают вопросы взаимодействия с семьёй в ряду требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а именно:

- образовательная среда организации должна включать условия для участия родителей в образовательной деятельности;

- одним из важнейших психолого-педагогических условий успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования является поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

В ряду условий, необходимых для создания социальной ситуации развития ребёнка, соответствующей специфике дошкольного возраста, одним из приоритетных является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Дошкольная образовательная организация должна также создавать возможности для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет ряд требований к результатам освоения основной образовательной программы, являющихся ориентиром для решения задач взаимодействия с семьями воспитанников.

Таким образом, основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС ДО, являются:

1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.

2. Повышение компетентности родителей.

3. Помощь семье в воспитании и образовании ребёнка.

4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО.

Основные принципы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй.

1) функционально-ролевая: участники взаимодействия должны понимать и принимать функции друг друга. Педагог должен понимать приоритетную роль семьи в воспитании и развитии дошкольника, а родители должны чётко осознавать, какова роль дошкольной образовательной организации в образовании ребёнка;

2) личностная: педагоги и родители признают и принимают индивидуальные и личностные особенности друг друга. Педагог должен иметь чёткую установку на то, что каждая семья уникальна, самоценна, имеет свои особенности, потребности, запросы; а родители должны принимать педагога как личность со своими интересами, особенностями.

Взаимодействие педагога с родителями воспитанников должно быть основано на равном сотрудничестве, которое, в свою очередь, характеризуется согласованностью и слаженностью действий и мнений.

Задачи психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей :

1. Психолого-педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания дошкольников в соответствии с индивидуальными особенностями, потребностями, запросами.

2. Повышение компетентности родителей в вопросах развития и семейного воспитания ребёнка дошкольного возраста.

Изучение проблемы взаимодействия детского дошкольного учреждения и семьи на сегодняшний день является одной из актуальных. В связи с постоянным развитием и социальными изменениями в наше время современная семья вынуждена находить новые формы взаимодействия. Родителям нужно знать о том, что дошкольное учреждение является только помощником в воспитании детей, что именно родители должны все свое время уделять воспитанию своего ребенка и стараться не перекладывать всю ответственность на воспитателей и отходить от воспитательно-образовательного процесса.

Моя технология посвящена проблеме взаимодействия детского сада и родителей детей. В основном, все родители активно относятся к жизни нашей группы, практически все праздники и различные мероприятия в нашем детском саду родители посещают с большим желанием.

Итак, мною были выдвинуты основные задачи воспитателя:

• Объединить усилия для развития и воспитания детей.

• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

• Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

• Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Каждая семья индивидуальна по своему виду, составу, социальному положению; каждый родитель имеет свои ожидания от педагога дошкольной организации, свои представления о содержании воспитания и обучения ребёнка дошкольного возраста. Поэтому для эффективного построения работы я стараюсь максимально глубоко изучать семью с тем, чтобы понять её особенности, потребности, трудности и ожидания. Кроме доверительного контакта, это позволит выстроить систему дифференцированной работы с группами семей, уделить внимание индивидуальным интересам и потребностям родителей. Однако важно помнить, что изучение семьи должно проводиться деликатно, ненавязчиво, с согласия родителей (законных представителей) ребёнка.

Я использую в своей работе такие формы, как:

1. Традиционные формы: собрания, консультации, круглые столы.

2. Традиционные индивидуальные формы: беседы, консультации.

3. Интерактивные формы: тренинг, деловая игра.

4. Вовлечение семьи в образовательный процесс : управляющий совет, образовательные проекты, трудовая, конкурсная, досуговая деятельность, акции.

5. Нетрадиционные формы: досуговые (праздники, различные мероприятия).

С помощью совместных праздников, участие родителей и детей в различного рода мероприятиях, соревнованиях происходит установление эмоционального контакта между педагогами, детьми и их родителями. Приступив к работе в младшей группе, для начала мы провели огромную работу с нашими родителями. Сначала наших родителей познакомили с тем, чем живет детский сад вообще, для этого мы использовали такие формы как родительские собрания, стенды, информационные уголки. Постоянно нами проводятся консультации по обмену знаниями о психологических, возрастных, физиологических особенностях каждого ребенка. Тем самым родители сами убеждаются в том, что такие встречи необходимы, устанавливаются крепкие контакты не только между воспитателями и родителями, но также и между самими родителями.

Конечно, практически все формы используются в нашей совместной работе, но самым интересным как нам, педагогам, так и родителям оказались наиболее интереснее досуговые. Такие мероприятия родители охотнее и активнее посещают, так как именно такие формы позволяют родителям : увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

В начале и конце учебного года проводится анкетирование, которое позволяет выявить запросы и пожелания родителей, волнующие их вопросы развития и воспитания детей, а также мнение о работе педагогов и деятельности ДОО в целом.

Благодаря открытым мероприятиям, результатами организуемой в нем совместной деятельности педагогов и родителей стали :

- повышение активности родителей как участников образовательного процесса;

-улучшение детско-родительских отношений;

-сближение родителей и педагогов в процессе участия в конкурсах, экскурсиях и других мероприятиях;

-разносторонне развитие детей.

Познавательные формы взаимодействия заключаются в обогащении родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов дошкольного учреждения (логопед, педагог - психолог, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Инициативность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Использование таких форм дают возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы даё т определенные результаты: родители стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Сотрудничество с родителями всегда проходит в нашей группе только с позитивным настроем, так как доброжелательный стиль общения является основой для работы педагогов с родителями. В каждой группе, да и у каждого ребенка родители отличаются друг от друга социально, материально и по многим другим параметрам, поэтому воспитатель должен к каждому родителю найти свой индивидуальный подход: где-то можно посочувствовать, где-то пожалеть, но никогда педагог не должен проявлять свое категоричное суждение, такой подход только оттолкнет родителей от воспитателя. Поэтому в группе мы пытаемся (учимся) создавать благоприятный климат взаимодействия с родителями, установить доверительные отношения с родителями; постепенно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; по возможности работать в тесном контакте с семьями детей.

С помощью сети Интернет мною была создана социальная группа для родителей наших воспитанников. В данной группе провожу отчеты о проделанной работе (например, по проектам, выставляются фотографии поделок, рисунков, провожу фото-отчеты о проведенных занятиях и др. Так, любой родитель, который не всегда может посетить родительское собрание или беседу со специалистами, может задать свой интересующий вопрос, на который в течение небольшого срока времени будет дан исчерпывающий ответ по данному вопросу или будут даны советы. Так же с помощью смс-рассылки родители получают всю информацию, касающуюся различных мероприятий, конкурсов.

Любая форма работы должна начинаться с тщательного планирования, а для этого каждому воспитателю необходимо хорошо знать родителей детей своей группы. Для этого надо провести анализ состава родителей, их настроя, ожидания от пребывания ребенка в детском саду. Очень часто для этого использую анкетирование родителей, индивидуальные беседы или создание круглого стола - все это делается для эффективной работы с родителями, помогает подобрать определенные формы сотрудничества с семьей.

85% родителей выбрали совместную деятельность в проведении детских праздников и досугов;

60% родителей предпочитают нетрадиционное собрание родителей (в форме игрового тренинга, дискуссии, круглого стола, семинаров и др.);

50% открытые занятия с детьми для родителей;

45% участие в работе родительского клуба;

15% наглядное оформление стендов совместно с родителями;

10% совместные конкурсы;

5% консультации специалистов;

2% индивидуальную беседу.

Рисунок - Формы взаимодействия, предпочитаемые родителями, %

Итак, наиболее приемлемыми формами взаимодействия родителей с воспитателем ДОУ, которые были выявлены в ходе исследования, являются: совместная деятельность с детьми и практические занятия в форме тренинга, дискуссии, круглого стола, семинаров.

Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива.

Современные родительские собрания - прежде всего педагогическое просвещение родителей, это и консультации, и дискуссии, и семейные праздники. Особое внимание уделяется нетрадиционной методике проведения, принципам вариативности. Родительское собрание предполагает обязательное включение теоретического материала, практических упражнений, фрагментов занятий с детьми, рекомендаций психолога, логопеда и других узких специалистов детского сада, игр с родителями и совместных игр - упражнений родителей и детей.

На родительских собраниях очень важна атмосфера дружеских взаимопонимания между родителями и воспитателем.

Хотелось бы мне сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями : каждый человек, сделав какую либо работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Не забывайте хвалить своих родителей при любом удобном случае. Очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручают грамоты или благодарности за инициативность, ответственность, за активность участников всех дел в группе.

Досуговое направление самое привлекательное, востребованное и полезное. Оно является самым трудным в организации работы с родителями. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях.

Хочу ко всему этому добавить, что наглядно-информационное направление в группе - это родительские уголки, различные папки передвижки; фотовыставки, картотека игр. В группе подбираю библиотеку специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей.

Все это дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, тактично напомнить о родительских обязанностях и ответственности.

Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей и воспитателей.

Организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей, повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас общая цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

1. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ//Воспитатель ДОУ. - 2011.

2. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ. - 2002.

3. Бутырина Н. М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. - М. : "Белгор. гос. ун-т", 2009.

5. Воспитатели и родители : Из опыта работы. - М. : "Просвещение", 2009.

6. Глебова С. В. Детский сад - семья : аспекты взаимодeйствия. - М. : "Учитель", 2008.

7. Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду. - М. : "Сфера", 2010.

8. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000.

9. Детский сад - семья : аспекты взаимодействия: практ. пособие. - М. : "Учитель", 2010.

10. Детский сад и семья /под ред. Т. М. Марковой. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : "Просвещение", 2010.

11. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004.

12. Дошкольная педагогика. / Под ред. Логиновой В. И., Саморуковой П. Г. - М. : "Логос", 2011.

13. Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. 2001.

14. Лобанок Т. С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. - М. : "Белый Ветер", 2011.

Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей 2–3 лет Аннотация. В статье отражена проблема совместной работы семьи и дошкольной организации в рамках реализации ФГОС ДО в процессе здоровьесбережения.

В процессе жизнедеятельности семьи сталкиваются с противо­речиями, которые не могут решить самостоятельно или в надлежа­щие сроки. Для этого им необходима специально организованная помощь.

Педагогическая помощь семье рассматривается в широком смысле как часть социальной политики государства. Она охватывает проблемы семейных взаимоотношений, влияния на формирование личности ребенка и его развитие в целом, а также вопросы отноше­ния семьи к обществу и культуре.

Собственно педагогический подход заключается в содействии становлению полноценной здоровой личности ребенка, в решении воспитательных и образовательных проблем. В данном случае понятие педагогической помощи семьи предполагает ориентацию на развитие ребенка с учетом его особенностей и конкретных социаль­ных условий жизни, затрагивает вопросы ухода за ним, воспитания с учетом трудностей семьи. Таким образом, педагогическая помощь семье рассматривается как система средств, способствующая гра­мотному решению проблем развития ребенка, инициирующая от­ветственность родителей за своих детей и свободу педагогического выбора. Она определяется потребностями семьи в помощи педагога, ориентирована на ее проблемы, является ситуативной. Цель педагогической помощи семье — добросердечные взаимоотношения роди­телей и детей, способствующие полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации родителей.

Организация педагогической помощи семье осуществляется на основе теории и методики образования родителей. Она предполагает передачу знаний, формирование соответствующих представлений или навыков в различных областях семейного воспитания, систе­матическую работу по повышению их педагогической культуры. Образование родителей происходит на протяжении всей жизни человека, носит непрерывный характер, может быть неформальным и организованным. Вопросам образования родителей посвяще­ны труды многих педагогов прошлого: П.П. Блонского, В.А. Кан-Калика, Я.А. Коменского, П.Ф. Лесгафта, В.П. Острогорского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др.

Современной формой организации педагогического образования родителей является родительский тренинг. Основное внимание в нем уделяется формированию у родителей ряда практических навы­ков, наиболее необходимых им в процессе воспитания детей. Чаще всего это навыки эффективного общения с ребенком, воздействия на него. Многие современные методики организации тренингов для родителей предполагают, что совместная работа с семьей должна быть направлена на изменение системы ценностей, целевых устано­вок, поведения и образа жизни родителей. Тренинги способствуют процессу развития ребенка путем достижения лучшего взаимопо­нимания между членами семьи, овладения родителями навыками самопознания и рефлексии взаимоотношений, расширения возмож­ностей понимания ребенка, выработки новых навыков взаимодей­ствия с ним, позволяющих членам семьи осуществлять открытую и последовательную коммуникацию с ребенком.

Таким образом, понимание педагогической общественностью значимой роли семьи в процессе воспитания и развития личности ребенка позволяет совершенствовать этот процесс путем содей­ствия ей в решении воспитательных и образовательных проблем, направленного на становление гуманистических взаимоотношений родителей и детей.

[1] Бондаревская Е. В. Психолого-педагогические предметы семейного воспита­ния. — Могилев, 1985.

[2] См.: Бестужев-Лада И. В. Ступени к семейному счастью. — М., 1988; Варга Л. Я. Дела семейные. — М„ 1982; Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический спо­соб познания человека человеком. — Краснодар, 1975; Дружинин В. И. Психология семьи. — М., 1996; Клецин С. И. Семья как фактор социально-культурного развития общества // Семья и общество. — М„ 1982; Соколова В. Н., Юзефович Т.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: Книга для учителей и родителей. — М., 1991; Спиваковская А. С. Социология семьи. —Л., 1984.




В процессе жизнедеятельности семьи сталкиваются с противо­речиями, которые не могут решить самостоятельно или в надлежа­щие сроки. Для этого им необходима специально организованная помощь.

Педагогическая помощь семье рассматривается в широком смысле как часть социальной политики государства. Она охватывает проблемы семейных взаимоотношений, влияния на формирование личности ребенка и его развитие в целом, а также вопросы отноше­ния семьи к обществу и культуре.

Собственно педагогический подход заключается в содействии становлению полноценной здоровой личности ребенка, в решении воспитательных и образовательных проблем. В данном случае понятие педагогической помощи семьи предполагает ориентацию на развитие ребенка с учетом его особенностей и конкретных социаль­ных условий жизни, затрагивает вопросы ухода за ним, воспитания с учетом трудностей семьи. Таким образом, педагогическая помощь семье рассматривается как система средств, способствующая гра­мотному решению проблем развития ребенка, инициирующая от­ветственность родителей за своих детей и свободу педагогического выбора. Она определяется потребностями семьи в помощи педагога, ориентирована на ее проблемы, является ситуативной. Цель педагогической помощи семье — добросердечные взаимоотношения роди­телей и детей, способствующие полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации родителей.

Организация педагогической помощи семье осуществляется на основе теории и методики образования родителей. Она предполагает передачу знаний, формирование соответствующих представлений или навыков в различных областях семейного воспитания, систе­матическую работу по повышению их педагогической культуры. Образование родителей происходит на протяжении всей жизни человека, носит непрерывный характер, может быть неформальным и организованным. Вопросам образования родителей посвяще­ны труды многих педагогов прошлого: П.П. Блонского, В.А. Кан-Калика, Я.А. Коменского, П.Ф. Лесгафта, В.П. Острогорского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др.

Современной формой организации педагогического образования родителей является родительский тренинг. Основное внимание в нем уделяется формированию у родителей ряда практических навы­ков, наиболее необходимых им в процессе воспитания детей. Чаще всего это навыки эффективного общения с ребенком, воздействия на него. Многие современные методики организации тренингов для родителей предполагают, что совместная работа с семьей должна быть направлена на изменение системы ценностей, целевых устано­вок, поведения и образа жизни родителей. Тренинги способствуют процессу развития ребенка путем достижения лучшего взаимопо­нимания между членами семьи, овладения родителями навыками самопознания и рефлексии взаимоотношений, расширения возмож­ностей понимания ребенка, выработки новых навыков взаимодей­ствия с ним, позволяющих членам семьи осуществлять открытую и последовательную коммуникацию с ребенком.

Таким образом, понимание педагогической общественностью значимой роли семьи в процессе воспитания и развития личности ребенка позволяет совершенствовать этот процесс путем содей­ствия ей в решении воспитательных и образовательных проблем, направленного на становление гуманистических взаимоотношений родителей и детей.

[1] Бондаревская Е. В. Психолого-педагогические предметы семейного воспита­ния. — Могилев, 1985.

[2] См.: Бестужев-Лада И. В. Ступени к семейному счастью. — М., 1988; Варга Л. Я. Дела семейные. — М„ 1982; Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический спо­соб познания человека человеком. — Краснодар, 1975; Дружинин В. И. Психология семьи. — М., 1996; Клецин С. И. Семья как фактор социально-культурного развития общества // Семья и общество. — М„ 1982; Соколова В. Н., Юзефович Т.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: Книга для учителей и родителей. — М., 1991; Спиваковская А. С. Социология семьи. —Л., 1984.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

на тему: «Методы и приемы оказания

Подготовила: Ионова Анастасия Владимировна

На современном этапе развития общества отчетливо проявляются проблемы воспитания в семье, правильности педагогического подхода к воспитанию ребенка. Непосредственное влияние на процесс воспитания детей имеют следующие характерные признаки семьи: структура, условия жизни, культурный потенциал, сфера деятельности, внутрисемейные отношения. Большое значение имеет также уровень педагогической культуры родителей.

Проблема психолого-педагогической поддержки семьи в воспитании дошкольника является актуальной, так как семья в современном мире претерпевает существенные изменения, выдвигающие ряд психолого-педагогических проблем: воспитание детей в малодетной семье; необходимость разработки новых технологий поддержки неполных, в большинстве случаев семей; разработка и реализация технологий психологического и социально-педагогического сопровождения семьи и др. Отмеченные общие тенденции характерны и для молодых семей. Кроме того, молодые семьи, ориентированы в данном периоде на другие ценности (саморазвитие, достижение, сохранение собственной индивидуальности) и жизненные сферы (обучение и образование, общественная и профессиональная жизнь, увлечения), нежели воспитание детей и не имеют опыта семейного воспитания.

Таким образом, психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей – это целенаправленная система мер психолого-педагогического характера, способствующих повышению воспитательного потенциала семьи и тем самым обеспечивающих условия для полноценного развития личности и социализации ребенка.

Система работы по взаимодействию с родителями

Достичь высокого качества образования дошкольников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки системы взаимодействий ДОО и семьи.

Процессы в системе образования, его вариативность, инновационные программы, обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОО с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм образования. Таким образом, определяются основные цели и задачи родительского образования в ДОО:

- Формируются у родителей восприятие феномена воспитания в семье и ДОО как социального, психологического и педагогического явления;

- Формируются представления об этапах развития личности ребенка;

- Выявляются принципы взаимодействия между родителями и детьми, родителями и педагогами, педагогами и детьми.

Для работы с семьей можно выделить такие основные задачи перед ДОО:

- Изучение семей детей, изучение интересов, мнений родителей;

- Использование опыта деятельности других ДОО по взаимодействию ДОО с семьей;

- Расширение способов-методов работы с родителями;

- Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОО;

- Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

- Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Установление сотрудничества и партнёрских отношений детского сада с семьёй имеет огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить ребёнку эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.

Для эффективного взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания сотрудничать. Основополагающим моментом во взаимодействии педагогов группы и родителей является изучение семьи. Изучать особенности воспитания ребенка в семье достаточно сложно. Используемые обычно наблюдения, анкетирование и беседы дают неполную картину, так как родители не раскрывают до конца свои взаимоотношения с детьми, а чаще всего просто скрывают. Происходит это из-за того, что родители либо не хотят, либо затрудняются рассказать о своих впечатлениях, переживаниях.

Выявить запросы родителей, их проблемы и затруднения в вопросах воспитания и обучения детей помогает самостоятельный выбор ими тем для обсуждения из примерного перечня вопросов по каждому разделу программы, предложенных воспитателем. С учётом их пожеланий и предложений я осуществляю планирование работы с семьёй.

Практика показывает, что для установления диалога с родителями важно активно использовать язык поддержки и соучастия. Дать понять родителям, что их внимательно слушают и слышат. Необходимо создавать и использовать возможности для непосредственного общения. Существуют разнообразные виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей, и обмена информацией друг с другом. Желательно создавать возможности и отводить время для дискуссий с семьями, всегда оставляя достаточно времени для вопросов родителей. Важно научиться слушать. Но не для того, чтобы произвести хорошее впечатление или утвердить свою правоту, а с целью создать эмоционально положительную атмосферу заинтересованного разговора, совместного решения проблем.

Планируя ту или иную форму работу, необходимо исходить из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями. С этой целью используют разнообразные формы работы с ними: традиционные и нетрадиционные.

Традиционные формы делятся на следующие группы:

- коллективные – родительские собрания, групповые консультации, конференции;

- индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

- наглядные – папки – передвижки, стенды, выставки, фото, дни открытых дверей.

Современные формы : устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.

Использование разнообразных форм работы с семьёй позволяет пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду.

Методы и приемы оказания педагогической помощи семье

Цели оказания педагогической помощи семье , стоящей перед проблемой решения педагогических задач, заключаются в следующем:

- оказание адресной педагогической помощи семье по возникшей проблеме;

- удовлетворение запроса родителей на оказание образовательных услуг ребенку и его семье.

Задачи деятельности педагогов:

- обеспечение индивидуального педагогического сопровождения семьи для реализации возможностей ребенка на этапе раннего и дошкольного детства;

- развивающая индивидуальная работа с детьми, отстающими по различным причинам от программы дошкольного учреждения;

- обогащение воспитательного потенциала семей;

- помощь в организации развивающей работы в семье;

- своевременное выявление детей, имеющих проблемы физического, психического, социально-личностного развития, их медико-социально психологическая поддержка.

Основные методы и приемы оказания педагогической помощи семье:

Ø Индивидуальные беседы обусловлены выслушиванием проблем, предложением путей выхода из затруднительных педагогических ситуаций на уровне рекомендаций. Цель: оказать родителям своевременную помощь, либо обменяться мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижения единой точки зрения по этим вопросам. Ее особенность — активное участие и воспитателя, и родителей. Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать её с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.

Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

Кроме того, беседы должны отвечать определенным требованиям:

· быть конкретными и содержательными;

· давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;

· пробуждать интерес к педагогическим проблемам;

· повышать чувство ответственности за воспитание детей.

Как правило, беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи.

Ø Посещение семей воспитанников . Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Каждое посещение имеет свою цель. Цель первого посещения семьи – выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи:

1. Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.

2. Определение уровня педагогической культуры родителей.

3. Выявление трудностей, испытываемых родителями.

4. Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.

5. Проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем.

6. Выяснение условий подготовки к школе

Четко поставленная цель посещения обеспечивает готовность педагога к встрече с родителями, ее целенаправленность. Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Чтобы посещение на дому было эффективней, необходимо информировать родителей не только о времени посещения, но и о его основной цели. Практика показывает, что в таком случае беседа и наблюдения проходят более результативно. Нужно отметить еще и то, что в домашних условиях беседа с родителями бывает откровенней, есть возможность ознакомиться с мнением и взглядами на воспитание всех членов семьи, которые повседневно влияют на развитие ребенка. На основе бесед со всеми членами семьи, наблюдений воспитатель может четко определить дальнейшие задачи по вопросам воспитания.

Подготовка родителей к семейному воспитанию детей выстраивается на основе создания единого образовательного пространства, представленного продуманным механизмом взаимодействия с педагогами, другими специалистами образовательного учреждения и определяется в структуре, алгоритме и технологии педагогического просвещения.

Оценкой эффективности педагогического просвещения выступает подготовленность родителей к восстановительной деятельности в семье, осознанию ими затруднений в вопросах семейного воспитания и к конструктивному поиску их разрешения, к диалогическому общению с детьми и к собственной рефлексии.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи – это комплекс мер педагогов, направленных на поддержание процессов активной жизнедеятельности и развития естественных способностей родителей и детей, а также создание условий для предупреждения развития негативных последствий и различных социальных проблем, мобилизация семьи на активизацию скрытых резервов, способности в ближайшем будущем самостоятельно справляться с возникшими проблемами.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.

Школе принадлежит ведущая роль в организации семейного и общественного воспитания в микрорайоне. Для успешной координации воспитательного влияния она должна перестроить свою работу, отказаться от прежних, во многом заформализованных форм работы с родителями и общественностью, стать на гуманистические позиции педагогического просвещения. Координация деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию детей осуществляется в определенных организационных формах:

— координация планов воспитательной работы педагогического коллектива школы, родительского комитета, советов общественности по месту жительства, клубов, библиотек, стадионов, милиции и здравоохранительных органов с четким распределением функций каждого из участников воспитательного процесса;

— организация силами школы систематического обучения родителей и представителей общественности наиболее эффективным приемам работы "с детьми;

— тщательное изучение и совместное обсуждение хода и результатов воспитательной работы, выявление причин обнаруживаемых недостатков и осуществление совместных мер по их устранению.

Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, куда традиционно их не допускали: выбор предметов для обучения, определение объемов их изучения, составление учебных планов, изменение сроков и длительности учебных четвертей и каникул, выбор профиля школы, выработка внутришкольных уставов, разработка системы мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха, питания, медицинского обслуживания школьников, система поощрений и наказаний и т. д. Словом, при хорошо организованной совместной деятельности школа и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы.

Проблема психолого-педагогической поддержки семьи в воспитании дошкольника является актуальной, так как семья в современном мире претерпевает существенные изменения, выдвигающие ряд психолого-педагогических проблем: воспитание детей в малодетной семье; необходимость разработки новых технологий поддержки неполных, в большинстве случаев семей; разработка и реализация технологий психологического и социально-педагогического сопровождения семьи и др. Отмеченные общие тенденции характерны и для молодых семей. Кроме того, молодые семьи, ориентированы в данном периоде на другие ценности (саморазвитие, достижение, сохранение собственной индивидуальности) и жизненные сферы (обучение и образование, общественная и профессиональная жизнь, увлечения), нежели воспитание детей и не имеют опыта семейного воспитания. Таким образом, психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей – это целенаправленная система мер психолого-педагогического характера, способствующих повышению воспитательного потенциала семьи и тем самым обеспечивающих условия для полноценного развития личности и социализации ребенка.

Содержимое публикации

Консультация для воспитателей

на тему: «Методы и приемы оказания

На современном этапе развития общества отчетливо проявляются проблемы воспитания в семье, правильности педагогического подхода к воспитанию ребенка. Непосредственное влияние на процесс воспитания детей имеют следующие характерные признаки семьи: структура, условия жизни, культурный потенциал, сфера деятельности, внутрисемейные отношения. Большое значение имеет также уровень педагогической культуры родителей.

Проблема психолого-педагогической поддержки семьи в воспитании дошкольника является актуальной, так как семья в современном мире претерпевает существенные изменения, выдвигающие ряд психолого-педагогических проблем: воспитание детей в малодетной семье; необходимость разработки новых технологий поддержки неполных, в большинстве случаев семей; разработка и реализация технологий психологического и социально-педагогического сопровождения семьи и др. Отмеченные общие тенденции характерны и для молодых семей. Кроме того, молодые семьи, ориентированы в данном периоде на другие ценности (саморазвитие, достижение, сохранение собственной индивидуальности) и жизненные сферы (обучение и образование, общественная и профессиональная жизнь, увлечения), нежели воспитание детей и не имеют опыта семейного воспитания.

Таким образом, психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей – это целенаправленная система мер психолого-педагогического характера, способствующих повышению воспитательного потенциала семьи и тем самым обеспечивающих условия для полноценного развития личности и социализации ребенка.

Система работы по взаимодействию с родителями

Достичь высокого качества образования дошкольников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки системы взаимодействий ДОО и семьи.

Процессы в системе образования, его вариативность, инновационные программы, обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОО с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм образования. Таким образом, определяются основные цели и задачи родительского образования в ДОО:

- Формируются у родителей восприятие феномена воспитания в семье и ДОО как социального, психологического и педагогического явления;

- Формируются представления об этапах развития личности ребенка;

- Выявляются принципы взаимодействия между родителями и детьми, родителями и педагогами, педагогами и детьми.

Для работы с семьей можно выделить такие основные задачи перед ДОО:

- Изучение семей детей, изучение интересов, мнений родителей;

- Использование опыта деятельности других ДОО по взаимодействию ДОО с семьей;

- Расширение способов-методов работы с родителями;

- Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОО;

- Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

- Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Установление сотрудничества и партнёрских отношений детского сада с семьёй имеет огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить ребёнку эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.

Для эффективного взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания сотрудничать. Основополагающим моментом во взаимодействии педагогов группы и родителей является изучение семьи. Изучать особенности воспитания ребенка в семье достаточно сложно. Используемые обычно наблюдения, анкетирование и беседы дают неполную картину, так как родители не раскрывают до конца свои взаимоотношения с детьми, а чаще всего просто скрывают. Происходит это из-за того, что родители либо не хотят, либо затрудняются рассказать о своих впечатлениях, переживаниях.

Выявить запросы родителей, их проблемы и затруднения в вопросах воспитания и обучения детей помогает самостоятельный выбор ими тем для обсуждения из примерного перечня вопросов по каждому разделу программы, предложенных воспитателем. С учётом их пожеланий и предложений я осуществляю планирование работы с семьёй.

Практика показывает, что для установления диалога с родителями важно активно использовать язык поддержки и соучастия. Дать понять родителям, что их внимательно слушают и слышат. Необходимо создавать и использовать возможности для непосредственного общения. Существуют разнообразные виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей, и обмена информацией друг с другом. Желательно создавать возможности и отводить время для дискуссий с семьями, всегда оставляя достаточно времени для вопросов родителей. Важно научиться слушать. Но не для того, чтобы произвести хорошее впечатление или утвердить свою правоту, а с целью создать эмоционально положительную атмосферу заинтересованного разговора, совместного решения проблем.

Планируя ту или иную форму работу, необходимо исходить из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями. С этой целью используют разнообразные формы работы с ними: традиционные и нетрадиционные.

Традиционные формы делятся на следующие группы:

- коллективные – родительские собрания, групповые консультации, конференции;

- индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

- наглядные – папки – передвижки, стенды, выставки, фото, дни открытых дверей.

Современные формы: устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.

Использование разнообразных форм работы с семьёй позволяет пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду.

Методы и приемы оказания педагогической помощи семье

Цели оказания педагогической помощи семье , стоящей перед проблемой решения педагогических задач, заключаются в следующем:

- оказание адресной педагогической помощи семье по возникшей проблеме;

- удовлетворение запроса родителей на оказание образовательных услуг ребенку и его семье.

Задачи деятельности педагогов:

- обеспечение индивидуального педагогического сопровождения семьи для реализации возможностей ребенка на этапе раннего и дошкольного детства;

- развивающая индивидуальная работа с детьми, отстающими по различным причинам от программы дошкольного учреждения;

- обогащение воспитательного потенциала семей;

- помощь в организации развивающей работы в семье;

- своевременное выявление детей, имеющих проблемы физического, психического, социально-личностного развития, их медико-социально психологическая поддержка.

Основные методы и приемы оказания педагогической помощи семье:

Индивидуальные беседы обусловлены выслушиванием проблем, предложением путей выхода из затруднительных педагогических ситуаций на уровне рекомендаций. Цель: оказать родителям своевременную помощь, либо обменяться мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижения единой точки зрения по этим вопросам. Ее особенность — активное участие и воспитателя, и родителей. Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать её с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.

Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

Кроме того, беседы должны отвечать определенным требованиям:

быть конкретными и содержательными;

давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;

пробуждать интерес к педагогическим проблемам;

повышать чувство ответственности за воспитание детей.

Как правило, беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи.

Посещение семей воспитанников. Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Каждое посещение имеет свою цель. Цель первого посещения семьи – выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи:

Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.

Определение уровня педагогической культуры родителей.

Выявление трудностей, испытываемых родителями.

Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.

Проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем.

Выяснение условий подготовки к школе

Четко поставленная цель посещения обеспечивает готовность педагога к встрече с родителями, ее целенаправленность. Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Чтобы посещение на дому было эффективней, необходимо информировать родителей не только о времени посещения, но и о его основной цели. Практика показывает, что в таком случае беседа и наблюдения проходят более результативно. Нужно отметить еще и то, что в домашних условиях беседа с родителями бывает откровенней, есть возможность ознакомиться с мнением и взглядами на воспитание всех членов семьи, которые повседневно влияют на развитие ребенка. На основе бесед со всеми членами семьи, наблюдений воспитатель может четко определить дальнейшие задачи по вопросам воспитания.

Подготовка родителей к семейному воспитанию детей выстраивается на основе создания единого образовательного пространства, представленного продуманным механизмом взаимодействия с педагогами, другими специалистами образовательного учреждения и определяется в структуре, алгоритме и технологии педагогического просвещения.

Оценкой эффективности педагогического просвещения выступает подготовленность родителей к восстановительной деятельности в семье, осознанию ими затруднений в вопросах семейного воспитания и к конструктивному поиску их разрешения, к диалогическому общению с детьми и к собственной рефлексии.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи – это комплекс мер педагогов, направленных на поддержание процессов активной жизнедеятельности и развития естественных способностей родителей и детей, а также создание условий для предупреждения развития негативных последствий и различных социальных проблем, мобилизация семьи на активизацию скрытых резервов, способности в ближайшем будущем самостоятельно справляться с возникшими проблемами.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.

Читайте также: