Сколько грамматических форм отрабатывается за одну совместную деятельность в доу

Обновлено: 02.07.2024

Свертывание явления словотворчества к концу дошкольного возраста говорит о том, что ребенок овладевает механизмом словообразования как автоматизированным действием. Желательны специальные упражнения в словообразовании, которые формируют чувство языка и способствуют запоминанию нормативов.

Состояние грамматической стороны речи детей в одной и той же группе может быть различным, оно зависит от нескольких причин:

1) общих психофизиологических закономерностей развития ребенка (состояние нервных процессов, развитие внимания, мышления и т. д.);

2) запаса знаний и словаря, состояния фонематического слуха и речедвигательного аппарата;

3) степени сложности грамматической системы данного языка;

4) состояния грамматической стороны речи окружающих взрослых (воспитатели, технический персонал детского сада, родственники детей), степени педагогического контроля за правильностью речи ребенка.

Чем же нужно руководствоваться, определяя содержание работы по грамматике для конкретной возрастной группы? Указанные выше особенности являются типовыми для русских детей дошкольного возраста. Наиболее значимые расхождения в уровнях грамматической стороны речи детей одной группы наблюдаются в области морфологии. Поэтому воспитателю целесообразно намечать для занятий лишь те из названных выше форм, употребление которых затрудняет воспитанников данной группы. Нет смысла учить детей тому, чем они уже овладели. В начале учебного года педагог должен выяснить, в каких грамматических формах дети допускают ошибки. Для этой цели он может использовать повседневные наблюдения за речью детей, вопросы-задания отдельным детям с использованием картинок, предметов, в словесной форме. Кроме того, иногда можно проводить фронтальные проверочные занятия со всей группой.

Проверочные занятия и индивидуальные задания не ставят целей прямого обучения, поэтому воспитатель не применяет основные приемы обучения, а использует лишь вопросы и, по мере надобности, исправление, подсказ. На одном таком занятии можно проверить правильность употребления детьми нескольких грамматических форм.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей и студентов педагогических колледжей.

Технологическая карта занятия

Группа: 3 ДО

Дата проведения:

Цели занятия:

- раскрыть значение и особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста; рассмотреть приемы формирования грамматического строя речи;

- сформировать профессиональные компетенции, необходимые для организации и проведения занятий с использованием наглядных, словесных, практических; репродуктивных и продуктивных методов и приемов в работе с дошкольниками;

- вырабатывать умения применять теоретические знания при решении профессиональных задач;

- воспитывать устойчивый интерес к работе с дошкольниками; желание работать в коллективе, взаимодействовать с педагогом; активизировать познавательную и речевую деятельность студентов.

Вид занятия: профессионально-ориентированный.

Тип урока: практическое занятие

Методы занятия:

- информационно-развивающие (объяснение, разъяснение, беседа (вводная, проблемная, эвристическая), инструктаж);

- наглядные (показ, демонстрация);

- практические (упражнения (воспроизводящие).

Внутрипредметные связи:

Теоретические основы методики развития речи, связная речь и др.

Межпредметные связи:

обеспечивающие: с психологией, педагогикой.

обеспечиваемые: с педагогической практикой в дошкольной образовательной организации.

Оборудование и методическое обеспечение урока:

карта формируемых компетенций; карточки с заданием для творческих групп.

В соответствии с ФГОС СПО студент должен:

Знать:

основы организации обучения дошкольников, особенности и методику речевого развития детей, основные принципы речевой коммуникации.

Уметь: определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста; формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями; использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях.

ОК 1-10; ПК 3.1-3.5

Литература основная

Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.: Дошк. педагогика и психология; Педагогика и методика дошк. образования / Стародубова Н. А. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 256 с.

Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Ушакова О. С., Струнина Е. М. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 287 с.

Литература дополнительная

Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стер. - М. Академия, 2000. - 400 с.

Арушанова А. Г. Дошкольный возраст: формирование грам­матического строя речи // Дошкольное воспитание. — 1993. - № 9. - С. 58.

Лямина Г. М. Особенности грамматического строя речи у маленьких//Дошкольное воспитание. — 1968. — № 8.

Развитие речи дошкольника. / Под ред. О. С. Ушаковой - М., 1990.

Ход занятия

Организационная часть:

Обеспечение комфортной психологической обстановки для обучающихся, подготовка к продуктивному общению на занятии.

Мотивация учебной деятельности:

степень активности и качества работы на уроке будет оцениваться в конце урока.

Проверка домашнего задания:

Вопросы (задания) для самоконтроля:

1. Что понимается под грамматическим строем языка?

2. Почему для развития ребёнка так важно усвоение ими грамматической системы родного языка?

3. Назовите основные направления исследований по формированию грамматического строя языка.

4. Перечислите механизмы формирования грамматического строя речи дошкольников.

5. Раскройте особенности возрастного подхода формирования грамматического строя речи

6. Каковы типичные морфологические ошибки детей? Какими закономерностями усвоения морфологической стороны речи они объясняются?

7. Охарактеризуйте методику исправления грамматических ошибок у дошкольников.

Анализ, индивидуальная оценка качества выполнения задания.

- Сформулируйте основную задачу сегодняшнего урока.

- На какие вопросы вы, как молодой воспитатель, хотели бы получить ответ на занятии?

беседа, запись темы и плана

Объяснение нового материала:

Получение студентами конкретной информации по изучаемой теме:

1. Задачи формирования грамматического строя речи в разных возрастных группах. Предупреждение и исправление грамматических ошибок детей. Пути формирования грамматической стороны речи у детей.

2. Специальные занятия, упражнения по формированию грамматически правильной речи, работа по грамматике в повседневной жизни.

3. Методика формирования морфологической, синтаксической стороны речи и способов словообразования в дошкольном возрасте.

Организация продуктивного взаимодействия в подгруппах, парах.

После изучения теоретического материала студенты выполняют практическое задание: составляют картотеку дидактических игр, упражнений.

В картотеку должны войти игры и игровые упражнения, которые можно использовать как на занятиях, так и в повседневной жизни детей дошкольного возраста. Игры должны быть направлены на усвоение или закрепление знаний дошкольников при формировании морфологической, синтаксической стороны речи и способов словообразования. Картотека выполняется следующим образом. Карточки должны быть размером 7 х 14 см, 5 карточек с играми и игровыми упражнениями на формирование морфологической стороны речи детей; 5 карточек - синтаксической и 5 карточек - способов словообразования. Таким образом, в картотеке должно быть 15 карточек.

На каждой карточке записывается название игры (игрового упражнения); цель; описание игры, выходные данные.

Прошу вас разрешить профессионально-ориентированные ситуации:

1. Изучить научную и методическую литературу по данной теме.

Дошкольное воспитание. — 1988. — № 2, 3.

5. Составить картотеку игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у дошкольников 3 - 6 лет.


К 4,5 — 5 годам дети полностью овладевают своей речью. Они правильно используют единственное и множественное число, склоняют именные части речи и могут употреблять существительное во всех падежах.

Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. По сути, он превращает наборы разрозненных слов в осмысленные и понятные предложения. Есть морфологическая и синтаксическая система грамматического строя.

Морфологическая система – это владение приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая – умение правильно составлять предложения, верно сочетая слова в предложении с грамматической точки зрения.

Формирование грамматического строя речи – это важное условие совершенствования мышления детей. Оно усваивается самостоятельно в процессе повседневного общения ребенка с окружающими людьми. В этом процессе очень важную роль играют благоприятные условия в семье, состояние нервной системы малыша, нормальный уровень развития фонематического слуха и словаря.

Периоды формирования грамматического строя речи

Первый период – это период предложений, которые состоят из аморфных слов-корней, употребляющихся в неизменном виде во всех случаях, когда они применяются (от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев).

Второй период – происходит усвоение грамматической структуры предложения. Период связан с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 года 10 месяцев до 3 лет).

Третий период – в это время происходит усвоение морфологической системы родного языка, спряжений и склонений (возраст – 3-7 лет).

Формирование грамматического строя речи у дошкольников

Развитие словаря и грамматического строя речи происходит постепенно. Сначала дети в повседневной речи не употребляют предлогов, могут неправильно ставить ударение и путать род существительного. Но в процессе нормального развития речи происходит обогащения словаря, ребенок получает больше знаний об окружающем мире через общение, в результате чего он может правильно строить предложения.

Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста ведется по нескольким задачам:

Формирование структуры предложения. Эта задача решается при помощи детских сказок. Педагог рассказывает сказку, ребенок внимательно слушает, после чего он должен составить краткий пересказ услышанного. Другой способ – составление рассказа по одной или серии картинок.

Развитие связной речи. В этом случае используются сюжетно-ролевые игры. В них дети учатся диалогу, новым приемам и средствам общения.

Хорошая речь является важнейшим условием комплексного развития ребенка. Чем богаче словарный запас, тем детям проще высказывать свои мысли.

Для формирования грамматического строя очень важно общения ребенка с его сверстниками и взрослыми. Общение с окружающими людьми происходит постепенно: оно включает понимание речи и ее активное использование с учетом фонетического и грамматического оформления.

Требования к речи дошкольника разные, в зависимости от его возраста:

3-4 года. Ребенок должен повторять за преподавателем небольшой рассказ (составленный по картинке, серии изображений), согласовывать слова в числе, роде и падеже.

4-5 лет. Ребенок должен сам составлять небольшой рассказ, пересказывать несложные тексты. Он должен понимать и пользоваться словами с обобщающим значением.

5-6 лет. Дети должны строить простые и сложные предложения, грамматически правильно оформляя их. Они должны рассказывать о картинке, предмете, использовать прямую и косвенную речь.

К сожалению, многие дети испытывают сложности при формировании собственных речевых высказываний. Основная проблема заключается в том, что детям сложно давать развернутые ответы на вопросы, им трудно составлять рассказы или пересказывать их содержание. Поэтому проблема развития лексико-грамматического строя речи очень актуальна.

Формирование грамматического строя речи у дошкольников

Примерно к пяти годам дети полностью овладевают правильным построением своей речи. Они склоняют именные части речи, грамотно используют единственное и множественное число и употребляют существительные во всех падежах.

Что такое грамматический строй речи

Грамматический строй речи-это правильное построение речи (текстов, предложений, диалогов).

Формирование грамматического строя происходит постепенно. Сначала дети в своей речи не употребляют предлогов, могут путать род существительного и неправильно ставить ударение. В процессе онтогенеза и нормального речевого развития происходит обогащение словарного запаса, получение новых знаний об окружающем мире и предложения принимают правильный вид.


К пяти годам дети овладевают построением речи

Поэтому перед воспитателями дошкольного образовательного учреждения стоит задача по совершенствованию грамматического строя речи. А точнее, помочь детям понять морфологию, синтаксис и словообразование родного языка.

Как сформировать грамматический строй речи у дошкольников

Формирование грамматического строя речи у дошкольников ведется по нескольким задачам:

Обратите внимание! Таким образом, для качественного развития грамматического строя речи у детей, необходимо общение со взрослыми и сверстниками. При постоянной взаимосвязи детей друг с другом происходит непринудительное и мягкое развитие.

Словообразование, как компонент грамматической стороны речи

Словообразовательный процесс формирование одного слова на основе другого имеет является достаточно сложным процессом. Происходит он в несколько этапов:

  • первый период (от 2,5 до 4 лет). Слова образуются случайно, непроизвольно;
  • второй период (от 4 до 6 лет), когда идет активное накопление словарного запаса и вместе с этим словопроизводства;
  • третий период — усвоение правил и норм речи.

Важно! Активным периодом словообразовательного процесса является возраст от 4 до 6 лет и необходимо не упустить этот сензитивный период. Недоразвитие одного из этапов ведет за собой снижение образовательных возможностей другого. ОНР выявляется уже на ранних этапах развития.

Факторы, влияющие на развитие грамматического строя речи

Среди факторов, которые влияют на развитие речи детей дошкольного возраста, педагоги-психологи выделают социальные и генетические.

  1. Социальные факторы. Важную роль в социальных факторах отводят семье. В полной семье дети не испытывают недостатка общения и постоянно практикуются в своих речевых потребностях. Если же ребенка воспитывает одинокий родитель, возможность коммуникаций существенно снижается. Немаловажную роль играет количество детей. Общаясь с братьями и сестрами дома, дети могут реализовывать свой интерес в подвижных и сюжетно-ролевых играх. Но при этом, как отмечают психологи, в многодетных семьях чтению уделяют немного меньше времени, чем в семьях с одним или двумя детьми.

Важным моментом в развитии речи остается материальный ресурс семьи и уровень образования родителей. У отцов и матерей с высоким социально- экономическим статусом дети обладают большим словарным запасом в результате того, что родители сами используют грамматически правильные предложения. Такие родители могут позволить детям получать больше информации об окружающем мире, обогащая и организуя предметную среду. Более того, в семьях, где преобладает теплая атмосфера и взаимопонимание, лексика ребенка приобретает более эмоциональный характер.

Посещая дошкольное образовательное учреждение, дошкольники расширяют круг своих коммуникаций и получают положительный опыт в общении.

  1. Генетические факторы. Успешное развитие родителей благоприятно сказывается на формировании речевых навыков у детей. Уровень интеллектуального развития и способность к успешному обучению передается по наследству. Дети, чьи мамы и папы хорошо учились в школе и имеют высшее образование, немного быстрее обучаются основным грамматическим принципам речи.


Факторы развития речи

Особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников

Для того, чтобы речь детей соответствовала их возрасту, воспитателям необходимо соблюдать следующие принципы в работе:

  • учитывать детский возраст в своей группе;
  • соблюдать все требования образовательной программы;
  • владеть навыками и технологиями обучения грамотной речи;
  • иметь методическую копилку и дидактический развивающий материал.

Перед началом работы компетентный воспитатель проводит диагностику речевых навыков каждого дошкольника для того, чтобы определить круг первостепенных задач и выделить наиболее результативные приемы работы.


Диагностика речевых навыков

Также компетентный воспитатель для достижения наилучших результатов должен придерживаться следующих требований:

  1. Разнообразие дидактических материалов. Постоянно повторяющиеся картинки, сказки и сюжеты не дают возможности творческому развитию и действуют достаточно ограниченно. Для быстрого, устойчивого и полноценного изучения необходима постоянная смена форм и содержания работы.
  2. Системность и частота в проведении занятий и игр. Если дети не справились с задачей единожды, ее необходимо повторить и закрепить.
  3. Сотрудничество всех участников образовательного процесса. Такими участниками являются дети, воспитатели и родители. При полноценной работе воспитателя и поддержке в кругу семьи, обязательно наступит положительный эффект.

Важно! Требования и задачи в детском саду и дома должны быть примерно одинаковыми. При разногласии в работе между родителями и педагогами у детей наступает период торможения в развитии.


Во второй младшей группе общий грамматический строй речи развивается интенсивнее. Дети уже способны пользоваться союзами, предлогами, широкими и развернутыми фразами. Это самое время для описания свойств. В речи уже присутствуют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

В средней группе при хорошем развивающем потенциале дети уже умело пользуются падежами, однородными обстоятельствами.

В подготовительной группе большое влияние на речь детей имеют речевые особенности взрослых. Дети повторяют не только слова и словосочетания, но и их эмоциональный окрас. Но при этом детская речь еще существенно отличается от взрослой.

Обратите внимание! Для детей с ОВЗ характерно отставание на каждом этапе развития речи. К таким относятся дети с ЗПР (задержкой психического развития).

Каждый год у дошкольников меняется познавательный потенциал. Зная особенность речевого развития в каждом возрастном периоде, воспитатель способен четко и конкретно определить задачи, над которыми ему стоит работать, проводя занятия по грамматическому строю речи.

Читайте также: