Нормативный проект в детском саду по правилам поведения

Обновлено: 28.06.2024

создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов детей, формирование у ребенка в детском саду и дома социально-нравственных качеств. Овладение детьми нормами поведения, способности конструирования своего поведения на основе анализа действительности и удержания этого правила.

ВложениеРазмер
normativnyy_proekt.doc 90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Дьяченко Виктория Геннадьевна, воспитатель.

Краткое описание проекта: данный проект представляет собой работу по созданию новой нормы (нормотворчество), которая основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду. Обычно это типичные, повторяющиеся конфликтные ситуации. Проект направлен на приобретение дошкольниками необходимых навыков поведения – дети становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Цель проекта: создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов детей, формирование у ребенка в детском саду и дома социально-нравственных качеств. Овладение детьми нормами поведения, способности конструирования своего поведения на основе анализа действительности и удержания этого правила.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Характеристика проекта по длительности : краткосрочный (3 месяца)

Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому я педагог – практик включилась в активную поисковую, инновационную деятельность.

В педагогике творческий поиск предполагает поисковую деятельность, создание нового педагогического опыта. Я, считаю, что метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе детских садов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни. В своей практике я решила использовать: нормативную проектную деятельность.

В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку - к уровню его развития. Большинству людей нет необходимости доказывать, что успешный ребёнок - это всесторонне развитый ребёнок, который умеет вести себя в коллективе сверстников, в общественных местах.

Дети дошкольного возраста могут анализировать предложенную ситуацию с трех различных позиций: нормативно – стабилизирующей, смыслообразующей и преобразующей. За этими тремя позициями лежит определенное понимание структуры познавательных способностей. Организация проектной деятельности невозможна без учета этих позиций на каждом этапе ее реализации.

Таким образом , актуальность данного проекта обусловлена:

Проблемами регуляции поведения детей в детском саду стоит очень остро. Анализ состояния наших воспитанников показал, что в группе часто происходят конфликтные ситуации, которые характеризуются столкновением детских инициатив, при котором каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения.

Формированием в дошкольном возрасте дружеских взаимоотношений между детьми в значительной степени зависит от того, какая работа в детском саду ведется в этом направлении. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других.

Воспитанием в детях таких качеств как сочувствие, отзывчивость, умение оценивать свои поступки и поступки других.

Цель проекта: формирование у ребенка в детском саду и дома социально-нравственных качеств, осознание детьми своего поведения и формирование умения исправлять ошибки.

Задачи для детей:

Развивать у детей интеллектуальное развитие, познавательные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к сверстникам, близким.

Научить детей видеть нежелательные последствия неприемлемого поведения

Задачи для родителей:

Создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду, уважать неповторимость ребенка, ставить для себя и ребенка реальные цели.

Задачи для педагогов:

Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Педагоги: воспитатели группы, помощники воспитателя.

Дети старшей группы.

Родители и другие члены семьи.

Длительность проекта: 3 месяца.

Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта :

Овладевают знаниями о последствиях нежелательного поведения в той или иной ситуации;

проявляют доброту, заботу, уважительное отношение к окружающим; возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности, способность анализировать свои поступки и поступки других;

Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

повышение педагогической компетентности родителей.

Педагоги: проектирование заставляет педагога находиться в пространстве возможностей, что изменяет мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует творческого, личностного роста.

3. Основная часть

1. Подготовительный этап

Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата. На этом этапе работы, мне предстояло решить следующие задачи:

изучить отношение родительской общественности к предлагаемой деятельности в рамках проекта (анкетирование) и возможности семей воспитанников по поддержке образовательного процесса;

скоординировать действия педагогов и родителей по формированию у детей в детском саду и дома социально-нравственных качеств;

разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.

2 . Основной этап реализации проекта:

Цель основного этапа: социально-нравственное воспитание дошкольников на основе бесед на моральные темы, чтение и последующий анализ художественных произведений, обсуждение и проигрывание проблемной ситуации, просмотр и обсуждение фрагментов мультфильмов, художественного творчества.

1.Содержание деятельности родителей:

Участие в оформлении стенда в группе.

Совместные с педагогом, ребенком и родителями анализа поведения за день.

2.Содержание деятельности педагога

- Анкета для родителей Приложение 1

Развитие умения давать моральную оценку своим поступкам, способность к эмоциональному сопереживанию.

Расширение и углубление представлений детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям.

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что позволило существенно снизить конфликтность между детьми;

данный проект способствовал не только улучшению психологического климата, но и значительно облегчил работу педагога; возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог; считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, родители принимали активное участие в реализации проекта, на начальном этапе проекта было проведено анкетирование родителей.

Перспектива на будущее:

Проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа, прежде всего нравственного воспитания детей дошкольного возраста, воспитание новой личности, ориентированной на нравственные общечеловеческие ценности.

Считаю, что задачей современного педагога является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развития в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

Анкета для родителей

Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, которые помогут нам спланировать работу по социально - нравственному воспитанию наших детей. Подчеркните ответы на вопросы анкеты.

1.Знаете ли Вы, от чего зависит психологический настрой ребенка на целый день?

2.Какой вопрос Вы задаете ребенку по возвращении его из детского сада?

Чем вас сегодня кормили?

Что интересного было в дошкольном учреждении?

Что ты сегодня натворил?

Как ты себя сегодня вел в детском саду?

3.Что вы знаете о том, как следует реагировать на агрессивное поведение ребенка в детском саду?

Я много об этом читал, знаю многое.

Я мало что знаю об этом.

Знаю, но хотелось бы знать больше.

5.Нужен ли Вам совет по улучшению поведения ребенка дома и в детском саду и оказания ему разумной помощи?

Да, он необходим.

6.Считаете ли Вы, что агрессивные интонации являются неотъемлемой частью воспитательного процесса в семье?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Авторы и участники проекта:

Игнатьева Ольга Николаевна

дети и родители подготовительной

Краткое описание проекта: данный проект представляет собой работу по созданию новой нормы (нормотворчество), которая основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду. Обычно это типичные, повторяющиеся конфликтные ситуации. Проект направлен на приобретение дошкольниками необходимых навыков поведения – дети становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. Основным принципом поведения в подобных ситуациях становится обязательное предварительное обращение ребёнка к взрослому, согласование правил и контроль за его соблюдением как со стороны воспитателя, так и со стороны ребёнка. Проект такого типа инициируется педагогом.

Цель проекта: создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов детей, формирование у ребенка в детском саду и дома социально-нравственных качеств. Овладение детьми нормами поведения, способности конструирования своего поведения на основе анализа действительности и удержания этого правила.

Актуальность

Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому я педагог – практик включилась в активную поисковую, инновационную деятельность.

В педагогике творческий поиск предполагает поисковую деятельность, создание нового педагогического опыта. Я, считаю, что метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе детских садов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни. В нашу подготовительную группу пришли дети из разных групп и других детских садов. У каждого ребёнка был свой опыт общественной жизни. Необходимо было создать единый коллектив, выработать единые правила. В своей практике я решила использовать нормативную проектную деятельность.

В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку - к уровню его развития. Большинству людей нет необходимости доказывать, что успешный ребёнок - это всесторонне развитый ребёнок, который умеет вести себя в коллективе сверстников, в общественных местах.

Дети дошкольного возраста могут анализировать предложенную ситуацию с трех различных позиций: нормативно – стабилизирующей, смыслообразующей и преобразующей. За этими тремя позициями лежит определенное понимание структуры познавательных способностей. Организация проектной деятельности невозможна без учета этих позиций на каждом этапе ее реализации.

Таким образом , актуальность данного проекта обусловлена:

- Проблемами регуляции поведения детей в детском саду стоит очень остро. Анализ состояния наших воспитанников показал, что в группе часто происходят конфликтные ситуации, которые характеризуются столкновением детских инициатив, при котором каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения.

- Формированием в дошкольном возрасте дружеских взаимоотношений между детьми в значительной степени зависит от того, какая работа в детском саду ведется в этом направлении. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других.

- Воспитанием в детях таких качеств как сочувствие, отзывчивость.

Цель проекта: формирование у ребенка в детском саду и дома социально-нравственных качеств, овладение детьми нормами поведения, способности конструирования своего поведения на основе анализа действительности и удержания этого правила.

Тип проекта: нормативный.

Продолжительность проекта: краткосрочный (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Участники проекта:

1. Педагоги: воспитатели группы, младший воспитатель.

2. Дети подготовительной к школе группы.

3. Родители и другие члены семьи.

Развивать у детей интеллектуальные, познавательные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

Формировать у детей эмоционально-эстетическое и бережное отношение к сверстникам, близким.

Научить детей видеть нежелательные последствия неприемлемого поведения

Создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.

Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта:

овладение знаниями о последствиях нежелательного поведения в той или иной ситуации;

освоение навыками бесконфликтного общения;

проявление доброты, заботы, уважительного отношение к окружающим;

возрастание речевой активности детей в разных видах деятельности, способностей анализировать свои поступки и поступки других;

обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

повышение педагогической компетентности родителей.

Педагоги: проектирование заставляет педагога находиться в пространстве возможностей, что изменяет мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует творческого, личностного роста.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный: 1 и 2 недели сентября.

Практический: 3 неделя сентября – 1-4 недели октября -1-3 недели ноября.

Заключительный: 4 неделя ноября.

Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата. На этом этапе работы, мне предстояло решить следующие задачи:

- изучить отношение родительской общественности к предлагаемой деятельности в рамках проекта (анкетирование) и возможности семей воспитанников по поддержке образовательного процесса;

- скоординировать действия педагогов и родителей по формированию у детей в детском саду и дома социально-нравственных качеств;

- разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.

Практический этап

Цель практического этапа: социально-нравственное воспитание дошкольников на основе бесед на моральные темы, чтение и последующий анализ художественных произведений, обсуждение и проигрывание проблемной ситуации, просмотр и обсуждение фрагментов мультфильмов, художественного творчества.

Содержание деятельности родителей:

Участие в создании пособий для бесконфликтного общения.

Совместные с педагогом, ребенком и родителями анализ поведения за день.

Содержание деятельности педагога

Беседы на моральные темы.

Чтение и последующий анализ художественных произведений.

Просмотр и обсуждение фрагментов мультфильмов, художественного творчества.

Продуктивные виды деятельности (рисование)

Прослушивание песен о дружбе.

На этом этапе работы, мне предстояло решить следующие задачи:

- Развивать умения давать моральную оценку своим поступкам, способность к эмоциональному сопереживанию.

- Расширять и углублять представления детей о доброжелательном отношении к окружающим.

- Закреплять умения детей анализировать свои поступки и поступки сверстников.

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что позволило существенно снизить конфликтность между детьми;

данный проект способствовал не только улучшению психологического климата, но и значительно облегчил работу педагога;

возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог;

считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, родители принимали активное участие в реализации проекта.

1.Веракса, Н.Е., Комарова, Т.Н., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа. М.: Мозаика-Синтез, 2015.

2.Веракса, Н.Е., Галимов, О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2015.

3.Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н., Проектная деятельность дошкольников (5-7 лет) Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2015.

4. Алябьева Е.А. Нравственно – этические беседы с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

Актуальность:

Модернизация современного образовательного процесса диктует педагогам поднимать планку профессиональных навыков, сегодня в ДОО требуются педагоги, способные идти в ногу со временем, владеющие различными творческими способами организации детской инициативы. Одним из таких способов является проектная деятельность, которая как нельзя лучше отвечает всем требованиям современности.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

В свете внедрения в практику работы технологий, предполагающих больше свободы детской инициативе, перед педагогами нашего ДОО встала проблема частого нарушения детьми дисциплины, неумения детей конструктивно договариваться друг с другом в процессе деятельности.

В связи с чем педагогом-психологом были проведены диагностические мероприятия, в ходе которых в одной из групп выявился низкий уровень социального благополучия группы. Педагоги данной группы отмечают, что между детьми часто возникают конфликты, которые зачастую лишают детей возможности договориться и действовать совместно для решения какой-либо проблемы, задачи.

Для решения данной проблемы педагогом-психологом было решено использовать нормативную проектную деятельность.

Таким образом, актуальность данного проекта обусловлена:

- проблемой регуляции поведения детей. Анализ состояния наших воспитанников показал, что в группе часто происходят конфликтные ситуации, которые характеризуются столкновением детских инициатив, при котором каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения.

- формированием в дошкольном возрасте дружеских взаимоотношений между детьми, которые в значительной степени зависят от того, какая работа в детском саду ведется в этом направлении.

- воспитанием в детях таких качеств как сочувствие, отзывчивость, умение встать на позицию другого.

Тип проекта: нормативный.

Продолжительность проекта: краткосрочный (февраль 2020г. )

Участники проекта:

1. Педагог-психолог, воспитатели группы

2. Дети подготовительной к школе группы.

3. Родители и другие члены семьи.

Развивать у детей интеллектуальные, познавательные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

Формировать у детей эмоционально-эстетическое и бережное отношение к сверстникам, близким.

Научить детей видеть нежелательные последствия неприемлемого поведения

Создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.

Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта:

овладение знаниями о последствиях нежелательного поведения в той или иной ситуации;

освоение навыков бесконфликтного общения;

проявление доброты, заботы, уважительного отношение к окружающим;

возрастание речевой активности детей в разных видах деятельности, способностей анализировать свои поступки и поступки других;

совместно с педагогом-психологом выработка правил поведения в детском саду.

обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

повышение педагогической компетентности родителей.

творческий, личностный рост.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный: 1 неделя февраля

Практический:2 и 3 неделя февраля

Заключительный: 4 неделя февраля.

Определение педагогом-психологом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата. На этом этапе работы, решались следующие задачи:

- проведение диагностики детей, беседа с воспитателями;

- координация действия воспитателей и родителей по формированию у детей в детском саду и дома социально-нравственных качеств;

- разработка основных методических материалов брошюр для воспитателей и родителей.

Практический этап

Содержание деятельности родителей:

Участие в создании пособий для бесконфликтного общения.

Совместные с педагогом, ребенком и родителями анализ поведения за день.

Содержание деятельности педагога

Беседы на моральные темы.

Чтение и последующий анализ художественных произведений.

Просмотр и обсуждение фрагментов мультфильмов, художественного творчества.

Продуктивные виды деятельности (рисование)

Прослушивание песен о дружбе.

На этом этапе работы решались следующие задачи:

- Развивать умения давать моральную оценку своим поступкам, способность к эмоциональному сопереживанию.

- Расширять и углублять представления детей о доброжелательном отношении к окружающим.

- Закреплять умения детей анализировать свои поступки и поступки сверстников.

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что позволило существенно снизить конфликтность между детьми;

данный проект способствовал не только улучшению психологического климата, но и значительно облегчил работу воспитателей;

возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог;

Библиографический список

1.Веракса, Н.Е., Комарова, Т.Н., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа. М.: Мозаика-Синтез, 2015.

2.Веракса, Н.Е., Галимов, О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2015.

3.Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н., Проектная деятельность дошкольников (5-7 лет) Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2015.

4. Алябьева Е.А. Нравственно – этические беседы с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

Памятка для родителей.

Правила поведения в конфликтных ситуациях.

2. не расширяй предмет спора . Обе стороны должны отчетливо и ясно сформулировать, прежде всего, для себя, что их не устраивает и раздражает. Затем полно и понятно изложить причину своих претензий.

3 . решать спорный вопрос в настоящем. Не вспоминать и не приписывать прошлые обиды и ссоры.

4. открытость общения, не переходить на личностные оскорбления . Стремиться к доброжелательности и создавать климат взаимного доверия. Помнить, что резкость вызывает резкость.

5. сдерживать эмоции .

6. аргументировано высказывать свои намерения.

7. преодолевать самолюбие . Быть готовым признавать собственную неправоту, преодолевать амбиции, понимать то, что в конфликте в той или иной мере виноваты обе стороны, но на примирение идет тот, кто нравственнее, мудрее, сильнее духом.

28. Правила убеждения.

1. Привило Гомера . Аргументы различаются по степени воздействия на ум и чувства людей: сильные, слабые и несостоятельные. Встречные аргументы (контраргументы) имеют ту же градацию. Излишняя убедительность всегда вызывает отпор. Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные — средние — один самый сильный.

3. убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа и статуса убеждающего . Одно дело, когда убеждающий — человек авторитетный, уважаемый, другое — когда незначительный, не принимаемый всерьез.

4. не принижайте статус. Любое проявление неуважения, пренебрежения к собеседнику принижает его статус и вызывает, как правило, негативную реакцию.

5. к аргументам приятного нам собеседника мы относимся снисходительно, а к аргументам неприятного — с предубеждением

6. желая переубедить, начинайте не с разделяющих вас моментов, а с того, в чем собеседник согласится с вами.

7. проявите эмпатию Эмпатией называется способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания.

8. избегайте конфликтогенов. Конфликтогенами называются слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту.

9. мимика, жесты и позы убеждающего должны подкреплять слова, быть дружественными по отношению к зрителям.

10. покажите, что предлагаемое вами удовлетворит какую-то из потребностей слушателя

t1617686365aa.jpg
t1617686365ab.jpg
t1617686365ac.jpg
t1617686365ad.jpg
t1617686365ae.jpg
t1617686365af.jpg
t1617686365ag.jpg
t1617686365ah.jpg
t1617686365ai.jpg
t1617686365aj.jpg
t1617686365ak.jpg

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

t1617686365al.jpg
t1617686365am.jpg

ПОМОГАЙ ДРУЗЬЯМ НЕ РУГАЙСЯ И НЕ КРИЧИ

t1617686365an.jpg
t1617686365ao.jpg

БЕРЕГИ ИГРУШКИ И МАТЕРИАЛЫ НИКОГО НЕ ОБИЖАЙ

t1617686365ap.jpg
t1617686365aq.jpg

СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО ИГРАЙ ВМЕСТЕ

Метод решения конфликтов по Томасу Гордону

Действия родителя

1.Распознавание и определение конфликта

Вовлечь ребенка в процесс решения проблемы

Четко и немногословно сообщить ребенку, что имеется проблема, которая нуждается в решении. Дать понять, что сотрудничество ребенка необходимо.

2. Выработка возможных альтернативных решений

Собрать как можно больше вариантов решения

Узнать решения детей (свои можно добавить позже, не оценивая и не принижая предложенные решения. Настаивать на выдвижение как можно большего числа альтернатив

3. Оценка альтернативных решений

Активизировать ребенка на высказывания по поводу различных решений, сообщить свое мнение по каждому варианту

Предложить ребенку высказаться, какие из этих р5шений выглядят лучше, чем остальные. Сообщить свои чувства и интересы, сказать о наиболее оптимальном варианте и о том, что не устраивает (или устраивает) ребенка в выборе

4. Выбор наиболее приемлемого решения

Принять окончательное решение

Узнать, что думает ребенок о каждом оставшемся решении. Добиться того, чтобы каждый обязался выполнить свою часть договора. Если решение состоит из нескольких пунктов, желательно зафиксировать их на бумаге

5. Выработка способов выполнения решения

Спланировать процесс претворения в жизнь принятого решения

6. Контроль и оценка его результатов

Способствовать реализации решения. Выявить обстоятельства, требующие пересмотра принятого решения

Интересоваться у ребенка, по-прежнему ли он доволен принятым решением и его результатами. Сообщить о своих чувствах и мыслях (они могут изменяться) по поводу результатов решения. Пересмотр или корректировка решения, если это потребуется.


В современном обществе нравственное воспитание детей с раннего детства приобретает особую значимость. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.

Воспитание культуры поведения — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям [4]. Заложенные в дошкольном возрасте основы культуры поведения проявится позднее в формировании будущей личности ребёнка.

Культура поведения — совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, общении другими людьми), в котором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы этого поведения [2].

В последние годы в образовании наблюдается огромный интерес к использованию инновационных педагогических технологий. Одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности [5].

Ведущие ученые и специалисты в области образования: Веракса Н. Е., Давыдова О. И., Деркунская В. А., Данилина Т. А., Каменщикова Л. А., Киселева Л. С., Крупенина М. В., Хабарова Т. В. подчеркивают значимость использования проектной деятельности дошкольников при решении задач социально-нравственного воспитания.

Исходя из полученных данных был разработан и апробирован нормативный проект по воспитанию культуры поведения старших дошкольников. Тема была связана с правилами поведения детей в детском саду. Конкретным результатом должна была стать книга правил поведения детей в детском саду.

В жизни ребенка существует, как принято считать, три группы нормативных ситуаций:

б) позитивно нормирующие,

в) нормотворческие — поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы [3].

В педагогической деятельности нас заинтересовало то, что проекты по созданию новых норм развивают позитивную социализацию детей. Соблюдение правил поведения в детском саду традиционно сопряжено с многочисленными запретами, которые не дают возможности проявлять детям собственную инициативу. Поэтому нами была поставлена задача — сократить запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую инициативу.

На предварительном этапе работы мы проанализировали режимные моменты, связанные с соблюдением правил, и выделили те, которые дети чаще всего нарушают. К таким ситуациям отнесли следующие: поведение детей в ходе игры, на занятии и за столом во время приема пищи. Ситуации нами выбраны не случайно. Они типичны для жизни ребенка в детском саду. Дети обычно знают, как нужно себя вести, но не соблюдают правила. Отсюда следует необходимость использовать в своей практике нормативную проектную деятельность.

В основе организации нормативной проектной деятельности лежат этапы разработанные Веракса Н. Е.

Воспитатель предлагает детям нарисовать эту историю.

Воспитатель просит детей нарисовать эту историю. Затем дошкольники обсуждают рисунки и анализируют эмоциональное состояние девочек. Педагог просит детей нарисовать, как должны были вести себя Маша и Света в этой ситуации.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование нормативной проектной деятельности оказало положительное влияние на воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, нормативная проектная деятельность, ситуация, нормативный проект, воспитатель, педагог, правило, проблемная ситуация, ребята.

Читайте также: