Анализ стихотворения хлебникова кратко

Обновлено: 30.06.2024

Наш сборник работает на голом энтузиазме его создателей. Мы благодарны любой помощи.

Известно, что Пушкин А. С. был очень любвеобилен. С 14 лет он начал посещать публичные дома. И, уже будучи женатым, продолжал наведываться к "веселым девкам", а также имел замужних любовниц.

Интересно, что у поэзии есть свой праздник. В 1999 году по инициативе ЮНЕСКО был учрежден Всемирный день поэзии, который отмечается 21 марта.

Интересный факт: русскоязычные поэты могут использовать 5 различных стихотворных размеров, а арабские – 28.

Творчество Хлебникова отличается необычностью, можно даже сказать – сверхнеобычностью. Это футуризм, если отбросить многочисленные манифесты этого направления. Творчество Хлебникова – искусство будущего, прошлого и отчасти настоящего. Оно вне времени.

В его раннем творчестве неологизмов особенно много. Впоследствии их количество значительно уменьшилось, во многом и потому, что поэт увлёкся иностранными языками, в том числе азиатскими, и необычность их слов заменила ему неологизмы.

Был у Хлебникова и так называемый славянский период. Поэт отказался от корней неславянского происхождения. Только для имён он сделал исключение.

Поэт также нарушает синтаксические нормы. Он образовал свой язык, так называемый звёздный язык. Цель этой новой формы выражения мыслей – создание универсального мирового языка на основе идентичности звучания согласных у разных народов. Звёздный язык похож на заумь, но не является ею.

Одна из основных идей Хлебникова – цикличность событий во времени. Он изобрёл метод, основанный на математических ухищрениях (поэт какое-то время учился на математика) и позволяющий предсказывать события будущего. С помощью него Хлебников предсказал год падения Российской империи и многое другое, но издатели отказывались печатать трактат с описанием этого метода.

Хлебников – авангардист, творивший для будущего и вечности. Его может быть сложно воспринимать, но другого такого поэта сложно найти. Хлебников – поэт вечности.

Велимир Хлебников принадлежал к поэтам-футуристам, был реформатором, искал новые пути в лирике, эпосе, прозе и драматургии. Его образы, творчество отличаются экспериментаторством в области языка, ритмики, словообразования. Новаторство поэта было столь непривычно, оригинально и индивидуально, что часто не позволяло литературоведам и читателям достойно оценить его деятельность как художника.

Он просто видел мир иначе, чем окружающие, которых иногда шокировали его стихи.

Взгляды Хлебникова на жизнь, историю, природу и общество были,

с точки зрения обычного человека, странными и парадоксальными. Хлебников поражал современников спокойной незаинтересованностью и неучастием в людской суете. В ранних произведениях поэта (“Девий бог”, “Снежимочка”) проявляется его увлечение русским фольклором.

Живя на рубеже веков, он остро чувствовал время и отражал его в своем творчестве, сделал его главной темой своей поэзии. Поэт решает совершить “революцию слова” для создания образа нового мира.

Хлебников представлял собой редкий тип художника. Современники называли его “одиноким лицедеем”, а его стихи – “сумасшедше-гениальными”.

Парадоксальная оригинальность Хлебникова отражала его по-детски упоенное познание мира, вызывала к жизни новые словообразования. Примером может служить стихотворение “Там, где жили свиристели…”:

Там, где жили свиристели,

Где качались тихо ели,

Стая легких времирей.

Где шумели тихо ели,

Где поюны крик пропели,

Стая легких времирей.

В беспорядке диком теней,

Где, как морок старых дней,

Стая легких времирей.

Стая легких времирей!

Ты поюнна и вабна,

Душу ты пьянишь, как струны,

В сердце входишь, как волна!

Ну же, звонкие поюны,

Славу легких времирей!

Основу миросозерцания Хлебникова составляли бескорыстие, стремление к добру и справедливости. Он любил мир и все живое. Не случайно одно из его стихотворений носит название “Люди!

Утопим вражду в солнечном свете. ”. Порожденные его фантазией “свиристели” и “времири” несут звонкую радость, надежду и ощущение абсолютной свободы.

Хлебников начал писать рано, но долго не отдавал свои стихи в печать.

Он знакомится с футуристами и создает мифо-поэтические утопии и драмы. В драме “Девий бог” Хлебников показывает чистое начало славянской души, создает атмосферу таинственной жизни Девьего бога. Это одновременно и бог, и человек, он приносит и радость, и страдания людям. В пьесе присутствует тема неумолимого рока.

Девий бог “молчаливо и прозрачно светится… на носу челна, предвещая страшное”. Куда стремятся люди, не знают.

Примером знаменитого словотворчества Хлебникова может служить известное его стихотворение “Заклятие смехом”:

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!

Основываясь на слове “смех”, не нарушая законов русского словообразования, поэт создал яркое, даже с некоторым подобием смысла, стихотворение. Так сочиняют свои считалки дети, экспериментируя со словом. По высказыванию поэта, он хотел “найти, не разрывая корней, волшебный камень превращенья всех славянских слов одно в другое”.

Хлебников раскрывается как мудрый философ и тонкий лирик в стихотворении “Каменная баба”:

Мне много ль надо? Коврига хлеба

Или в стихотворении “Лесная тоска”:

Беру в свидетели потомство

И отдаленную звезду.

Поэт улавливал движение природы, чувствовал ход истории, революции и войн, его интересовали темы будущего и настоящего. В его стихотворении “Ручей с холодною водой…” торжествует истинная поэзия:

Прощайте, вечера, когда ночные боги, седые пастухи,

В деревни золотые вели свои стада.

Бежали буйволы, и запах молока вздымался

Деревом на небо

Благодаря поэтическому мастерству Хлебникова перед читателем возникает вечер в горах, с его запахами, звуками. Несколькими строчками поэт сумел передать грандиозность мироздания. Это стихотворение напоминает картину старых мастеров-художников.

Кстати, сам Хлебников был талантливым живописцем.

В. Маяковский восхищался ритмом, его переходами, внутренними созвучиями, рифмами многих стихов поэта. Стихотворение “Конь Пржевальского” он назвал “классикой”. Именно в нем Хлебников выразил свою творческую задачу: “Стать звонким вестником добра!”:

У колодца расколоться

Так хотела бы вода,

Чтоб в болотце с позолотцей

Мчась, как узкая змея,

Так хотела бы струя,

Так хотела бы водица

Убегать и расходиться,

Чтоб ценой работы добыты,

Зеленее стали чоботы,

Шепот, ропот, неги стон,

Краска темная стыда,

Окна, избы с трех сторон,

Воют сытые стада.

В коромысле есть цветочек,

А на речке синей челн.

Стихотворение “Конь Пржевальского” показывает, насколько чутким был Хлебников к народному творчеству. Эта тема его стихов наполнена светом жизни. Причем поэт не стилизовал свои произведения под народные, как делали другие авторы, а именно мыслил и чувствовал так. Стихотворение до краев наполнено “живой водой” замечательного источника – русского поэтического слова.

Именно поэтому его произведения лишены искусственности, в них сверкают краски природы. Стихотворение написано эмоционально, здесь и “расколотая” струя воды, и встреча влюбленных, и счастье дышать, жить, радоваться чуду бытия.

Для Хлебникова, выросшего в астраханских степях, на лоне природы, была очень важна тема взаимоотношений человека и всего живого. В поэме “Зверинец” он говорит об отношении человека к окружающему миру. Фантастическая поэма “Журавль” – яркий протест против превращения человека в вещь, бунт против власти техники.

В научно-техническом прогрессе Хлебников видел угрозу природе и человеку. Громадный журавль – подъемный кран – становится в поэме символом беды, властителем города, убивая все живое.

В своем творчестве Хлебников проявлял интерес и к социальным вопросам своего времени, откликался на научные открытия и события исторического значения. В стихотворении “Алферово” поэт делает попытку анализа истории России. Множество славных русских полководцев отдали свои жизни служению родине. Победы перемежались с поражениями, но слава их не померкнет в веках:

Немало славных полководцев,

Сказавших “счастлив”, умирая,

Знал род старинных новгородцев,

В потомке гордом догорая.

Видя внутренний раскол в стране, Хлебников призывает вспомнить былую мощь и славу державы, где были великие герои.

Творчество Хлебникова контрастно, но с годами все четче в нем проступал интерес к общечеловеческим ценностям. Многие поздние стихотворения отличаются наивной чистотой, пронизаны ощущением радости, прелести жизни. Вместе с тем в них чувствуются мудрость, точность, горькая ирония человека, осознающего, что жизнь трагична в своей основе.

По мнению поэта, существующий мир приобретателей следует разрушить и создать всемирный союз “изобретателей”, единение людей-братьев, занятых творчеством и обновлением родины.

Велимир (настоящее имя — Виктор Владимирович) Хлебников родился 9 ноября (28 октября по старому стилю) 1885 года в ставке Малодербетовского улуса Астраханской губернии России (ныне село Малые Дербеты, Калмыкия) в семье орнитолога и лесовода, впоследствии — основателя первого в СССР заповедника. С раннего детства Хлебников сопровождал отца в поездках, вел фенологические и орнитологические записи.

Хлебников стал главным теоретиком футуризма, который он называл "будетлянством". Его стихи вошли в футуристический сборник "Садок судей" (1910), которым заявило о себе новое литературное движение. В том же году вышли книги поэта "Ряв!", "Творения 1906-1908" и другие.

В 1912 году был опубликован впоследствии знаменитый сборник футуристов "Пощечина общественному вкусу", наполовину состоявший из стихов Велимира Хлебникова. В "Пощечине общественному вкусу" была напечатана составленная Хлебниковым таблица "Взор на 1917 год", в которой он, согласно своим исчислениям законов времени, предсказал "падение государства".

«Вы, поставившие ваше брюхо на пару толстых свай,

Вышедшие, шатаясь, из столовой советской,

Знаете ли, что целый великий край,

Почти каждая строчка здесь – призыв к конкретным действиям:

«Несите большие караваи

На сборы Голодной недели.

Ломоть еды отдавая,

Заметим, что Волга в данном случае мыслится не как река, а как определенное географическое пространство, в котором разворачиваются трагические события:

«Волга всегда была вашей кормилицей,

Теперь она в полугробу.

Что бедствие грозно и может усилиться –

«Ты ли глаза-трупы возводишь на меня?

Ты ли стреляешь глазами сел охотников за детьми, исчезающими вечером?

Ты ли возвела мертвые белки сел самоедов, обреченных уснуть, в ресницах метелей,

Мертвые бельма своих городов, затерянные в снегу?

«Я знаю, кожа ушей ваших,

точно у буйволов мощных, туга,

Аисты сидят на крыше И вытягивают шеи, Они всех выше И им виднее.

19. Поэзия Б. Пастернака. Основные темы и мотивы, жанровый диапазон. Анализ нескольких программных произведений. Поэзия Бориса Пастернака представляет собой явление, совершенно новое в русской литературе вообще и в литературе Серебряного века в частности. Сам Пастернак считается одним из величайших поэтов не только в рамках указанного периода, но и в контексте всей русской литературы. Поэзии он посвятил всего себя, всю свою жизнь, считая, что только творчество способно возвысить человека над серостью обыденной жизни, вознести его до светлых вершин бытия. Стихи Пастернака оригинальны и по форме, и по содержанию. Поэт ставил перед собой цель — уловить неуловимое и передать в стихах сиюминутность настроения, состояния, атмосферы с помощью различных художественных средств и приемов. Мир в его стихах предстает в движении, порыве, в отсветах и неповторимых образах.

Прежде чем приступать к анализу тем и мотивов, характерных для поэзии Пастернака, следует сказать несколько слов о личной судьбе поэта, которая, вне всякого сомнения, наложила значительный отпечаток на все его творчество. Достаточно сказать о том, что его исключили из Союза писателей и вынудили отказаться от заслуженной Нобелевской премии, присужденной за замечательный роман "Доктор Живаго". Травля поэта была вызвана в основном его нежеланием писать о существующей власти для нее и по ее заказу. Для него человек и его судьба выше истории, выше революции и революционных идей. Буквально каждое стихотворение Пастернака пронизано трагедийными нотами, истоки которых следует искать и в его собственной жизни, и в судьбах тех, кто был ему близок по духу, по призванию (имеется в виду судьба поэтов-современников Пастернака).

Многие стихотворения Бориса Пастернака наполнены тоской безвыходности и досадой на то, что поэт не имеет достаточной свободы для творчества, вынужден бороться за выживание в этом жестоком мире. Так, в знаменитом стихотворении "Февраль" (1912г.), которое принадлежит к ранней прозе Пастернака и входит в сборник "Начальная пора", поэт

выражает свое настроение — грустное, унылое, разочарованное, гнетущее:

Достать чернил и плакать!

Автор всегда старается точно указать время года, состояние природы, которая присутствует почти во всех произведениях и помогает раскрыть душевное ; состояние лирического героя. Известно, что в стихах Пастернака природа (пейзаж) и автор практически составляют единое целое, и часто не Пастернак рассказывает о дождях и ветре, а они сами ведут речь о душевном состоянии поэта.

В этом же стихотворении звучит тема поэзии, творчества. Поэт рассказывает о том, как мучительно ему даются строки, намекая на свою нелегкую судьбу:

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Поэт уточняет, что "чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд". И этот мотив случайности всего происходящего в жизни Пастернак часто использует в своей лирике, указывая на то, что настоящие стихи рождаются часто мгновенно, неожиданно, отсюда их правдивость, меткость, неповторимая красота

Другое стихотворение, относящееся к более позднему периоду творчества (началу Великой Отечественной войны), — "На ранних поездах" (Передел— кино, 1941 г.) — поэт снова начинает с описания времени года, погоды: "зима", "январь", "снег", "стужа", "на улице ни зги".

Само название указывает на то, что в этом стихотворении будет повторен знакомый по многим произведениям Пастернака мотив железной дороги, мотив пути. В поезде, глядя в вагонное окно, поэт "сквозь прошлого перипетии и годы войн и нищеты" узнает "России неповторимые черты". Стук колес навевает ему далекие воспоминания детства. С чувством "обожания" и "боготворения" он наблюдает за теми, кто ему встречается на пути: "здесь были бабы, слобожане, учащиеся, слесаря", — и с тихой радостью и гордостью восхищается выносливостью простых русских людей:

В них не было следов холопства,

Которые кладет нужда,

Они несли как господа.

Тут наблюдается другая тема, тема России — измученной родины — и русского народа. Буквально в нескольких строках поэт сумел изобразить Россию в тяжелый период и выразил искренне и нежно всю свою любовь к стране и народу. И здесь поэт снова затрагивает тему творчества, судьбы языка и литературы, делясь с читателями своими наблюдениями за "взасос" читающими детьми и подростками.

Тема поэта и поэзии звучит и в стихотворении "Гамлет" (1946 г.), которое вошло в сборник стихов Юрия Живаго, героя известного романа Пастернака "Доктор Живаго". Уже в первых строках писатель строчкой "я ловлю в далеком отголоске, что случится на моем веку" определяет свое предчувствие судьбы, точнее, ее трагического финала: "неотвратим конец пути". Поэт намекает на обстоятельства собственной жизни (ведь он на самом деле находился под жестким контролем): "На меня наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси", — и молит о том, чтобы его избежала участь многих других коллег по перу (расстрел, ссылка, изгнание).

В этом же, 1946 г. Пастернак пишет другое восхитительное стихотворение — "Зимняя ночь", также вошедшее в сборник Юрия Живаго. Снова зима, февраль, снег, метель: "Мело, мело по всей земле. ". Образ метели символичен: метель — революция, гражданская война. Мело людей, словно снегом, круговорот истории заметал в неизвестность людские жизни и судьбы ("судьбы скрещенья"). Стихотворение является одним из самых гениальных, на мой взгляд, произведений Пастернака.

Буквально в каждой строчке — образы, символы. Так, например, свеча — библейский образ, воплощение света, надежды и веры поэта в просветленное будущее, в торжество добра и справедливости. "Озаренный потолок" — небо, Бог. "Скрещенья рук, скрещенья ног, судьбы скрещенья", "крест", "ангел" — связь с образом Иисуса Христа, надежда на его воскресение. Стихотворение насквозь пронизано христианскими мотивами и верой в божественное, справедливое торжество, в возрождение мира и добра на земле, а особенно в России. Таким образом, в поэзии Пастернака можно выделить несколько значительных тем: тему поэзии и трагической судьбы поэта в советском государстве, тему России и русского народа, тему Бога и тему природы.


Хлебников размышляет над жизнью птицы на свободе и в неволе и пытается понять, где ей лучше. Хотя в клетке птица одинока и не видит красот природы, она всегда может рассчитывать на тепло, корм и все необходимое для жизни. Велимиру Хлебникову кажется, что, будучи в тепле и сытости, птица способна забыть о воле, однако точного поэт он не дает.

Поэт описывает возможную жизнь птицы на воле до заключения

3. Образ лирического героя

Автор ведет повествование от третьего лица, как бы наблюдая за птицей. Велимир Хлебников написал данное стихотворение в 13-летнем возрасте, находясь под впечатлением от работы своего отца, орнитолога.

4. Художественные средства:

o Размер: скорее всего, ямб

o Эпитеты: милое гнездышко, высокие холмы, зеленые луга, просторные поля, солнечные дни, чудная песня

o Олицетворение: клетка разлучила (также может считаться метонимией)

o Метафора: жадно пить


• Антонимы: вспоминаешь — забываешь

5. Литературное направление: скорее всего, реализм

Об этом говорят правдивое и реалистичное изображение действительности, использования привычного читателю образа (птицы в клетке) для рассуждения над общественно важной проблемой, выражение автором собственного мнения (в той или иной степени).

6. Жанр: скорее всего, элегия.

Стихотворение проникнуто печалью юного поэта о неволе птице и философскими рассуждениями на тему свободы.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: