План урока в художественной школе

Обновлено: 02.07.2024

Изучение понятия леттеринг, умение работать со шрифтами, создавать шрифтовые композиции.
Цель: изучение понятия леттеринг, умение работать со шрифтами, создавать шрифтовые композиции.
Задачи: познакомить с понятием леттеринга, изучить технические приёмы леттеринга.

Конструкт внеурочного занятия на тему: Моделирование из бумаги и салфеток. Разработан для 3 класса коррекционной школы, обучающиеся с ЗПР

Конспект урока ко Дню Космонавтики с использованием презентации и видеороликов (нарезки интервью известных космонавтов для телеканала "Карусель".
Цели:
1. Уточнить знания детей о космосе: о планетах Солнечной системы, ближайших звездах, первом космонавте.
2. Продолжать учить создавать многоплановую сюжетную композицию (рисовать на всем листе, передавая глубину пространства), выделять главное размером и цветом.
3. Вырабатывать навыки рисования в различных техниках (розбрызг), совершенствовать умения детей организовывать рабочее место и выбирать необходимые материалы, соответствующие технике рисования.
4. Развивать творческое воображение, творческие способности детей. Развивать мелкую моторику.

Материал может быть использован для педагогов и студентов.

В статье раскрывается актуальность нравственно-патриотического воспитания школьников в современном мире. Одним из способов формирования национального самосознания и здорового патриотизма является художественно-эстетическое развитие детей путем их приобщения к художественной культуре родного края.

Данный урок рассказываетучащимся о тесном переплетении математики с изобразительным искусством. Математика - вдохновительница многих художников на создание идеальных творений. Учащиеся на уроке знакомятся с такими понятиями как пропорции, золотое сечение, лента Мебиуса, невозможные фигуры и т.д.

Цель: Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности ( аппликация)

Цель: -Учить передавать в рисунке красоту цветущего луга, -Закрепить умение рисовать предметы круглой формы.

Конспект для занятий с детьми от 7 до 12 лет по лепке из солёного теста с применением природного материала на тему "Золотой цветок осени".

Цель урока: развитие основ художественной культуры через декоративное рисование.

Представленная программа по скульптуре для общеразвивающих классов на 2 года обучения, отражает все необходимые компоненты для знакомства и приобщению обучающихся к овладению навыками работы, с целью создания скульптурных произведений. Программа содержит основные темы и примерные задания, рекомендации, методику проведения занятий, определенные этапы педагогического контроля освоения учебной программы. Данная программа составлена с учетом географических условий северного региона, с учетом работы в разновозрастной группе обучающихся. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеразвивающей образовательной программы: от 10 до 15 лет, в группах от 10-15 человек.

Урок проходит в увлекательной форме в виде соревнования, узнают о новых необычных способах работы акварелью, выполняя практическую часть, используют различные материалы и техники для передачи замысла в собственной работе.

В академическом рисовании главной задачей является достоверная передача изображаемых объектов на плоскости с помощью линейной перспективы, тонального решения.
Основной принцип декоративного рисования – достижение максимальной выразительности, при которой достоверность не является главной задачей.

Знакомство с историческим жанром.Знакомство с творчеством В.И.Сурикова Выполнение композиции на историческую тему.


Цели урока:
- научить детей писать этюды натюрморта на пленэре.
- познакомить с творчеством русского художника-живописца Константина Алексеевича Коровина.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Подготовила педагог дополнительного образования

Вален Н.В.

Группа 28 . Начальное звено.

9-10 лет

-Изучение акварельных техник. Техника акварельной монотипии. Выполнение ряда заданий в этой технике, направленных на создание и поиск наиболее выразительного художественного образа;

Тип занятия: комбинированный.

Задачи:

1. Обучающие:

2. Развивающие:

- содействие развитию художественного вкуса, чувства уравновешенности композиции.

- развитие творческого воображения.

3. Воспитывающие:

- воспитание взаимопомощи и взаимовыручки в ходе выполнения упражнений;

- воспитание самостоятельности и ответственности при выполнении заданий.

Оборудование и материалы к занятию для учителя.

3. Лучшие работы выпускников ХШ по данной теме.

4. Методическое пособие по истории, развитию и области применения данной техники в художественном творчестве при создании композиции.

5. Акварель, палитра, кисть, банка с водой, бумага формата А.4.

Материалы для учащихся.

1. Акварель, палитра, кисти, банка с водой, несколько листов бумаги формата А4, тушь.

План занятия:

1.Проверка соблюдения санитарно-гигиенических норм. – (2 мин.)

2. Оргмомент - (2 мин.)

3. Объявление темы урока - (2 мин.)

4. Акцентирование внимания на целях и задачах урока - (10 мин.)

5. Беседа об основных законах композиции в искусстве (с использованием методического пособия). Закрепление понятий цельности в композиции, равновесия, контраста. - (15 мин.)

6. Физкультминутка. – (2 мин.)

7. Инструктаж по технике безопасности при работе. – (2 мин.)

10. Выявление наиболее удачного примера исполнения работы, для последующей более детальной проработки. – (5 мин.)

11. Самостоятельная работа учащихся – более детальная проработка выбранной работы. - (15 мин.)

12. Физкультминутка (гимнастика для глаз и упражнения на релаксацию) - (3 мин.)

13. Повторение и закрепление знаний, полученных на уроке. - (6 мин.)

14. Подведение итогов урока, выставка- просмотр работ учащихся, анализ работ. - (15 мин.).

15. Задание на дом. - (1 мин.).

Ход занятия:

Проверка соблюдения санитарно-гигиенических норм.

Размещение помещения в здании, площадь используемого помещения, освещение - соответствует нормам, утвержденным в СанПиН 2.4.4.3172-14. Выполняется требование соответствия размеров мебели росту ребенка, есть возможность посадки ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Для удобства проведения занятий художественной направленности, в помещении класса установлена система холодного и горячего водоснабжения. Помещение класса и доска чистые, произведено качественное проветривание класса.

Так же класс оснащен стендом с планом эвакуации и правилами действий при чрезвычайных ситуациях. Таким образом, на момент начала занятия класс полностью соответствует требованиям и нормам СанПиН 2.4.4.3172-14.

Организационная часть.

Отметить отсутствующих. Проверить готовность.

2. Объявить тему занятия, подчеркнуть цели и задачи данного занятия.

3. Озвучить, что должны выполнить учащиеся за занятие, какие знания получить.

Теоретическая часть:

1. Беседа об основных законах композиции в искусстве (с использованием методического пособия). Закрепление понятий о живописном и композиционном строе, цельности в композиции, равновесии, контрасте.

Далее демонстрируются слайды с работами известных современных художников, класс повторяет законы и приёмы, используемые конкретным автором в своём произведении; вслух угадывая тот или иной приём художника).

Вместе с классом педагог повторяет правила и приёмы композиции, материал и знания, полученные в синтезе всех основных дисциплин ХШ.

- Разбирая произведения изобразительного искусства, мы наблюдаем многие композиционные приёмы. В каких ещё видах искусства мы видим эти же законы, но в другом звучании?

- Приведите конкретные примеры, где мы наблюдаем одни законы, но в других областях искусства?

Учитель называет закон или приём композиции – ученики перечисляют предположительные варианты. Например:

- В музыкальном произведении или любимой композиции?

(Предполагаемые ответы): Композиционный строй: вступление, основная часть (композиционный центр), заключение

(Предполагаемые ответы): произведение имеет четкую внутреннюю композицию : вступление, развитие темы, кульминацию , заключение.

А сейчас проверим себя! ( Приложение А)

Быстрый контроль в виде игры или теста по карточкам ( Приложение )

«Монотипия — уникальная печатная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи.

Техника монотипии заключается в нанесении красок при помощи кисти на идеально гладкую поверхность (стекло, оргстекло, пластик, пластина металлическая), с последующим печатанием на станке или в ручную под давлением рук, валика. Полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным и неповторимым.

Первыми монотипистами, наверное, были еще древние люди, оставившие следы отпечатков своих рук на стенах своих пещер. Лик Христа на Плащанице — тоже своего рода монотипия. Можно найти много всевозможных вариантов монотипии в природе.

Для произведений, выполненных в технике монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью.

Непосредственно перед началом практической работы, следует заострить внимание обучающихся на правилах техники безопасности при выполнении работы.

Беседа о технике безопасности при работе

Рабочее место всегда должно быть в порядке, а рабочие инструменты и приспособления в исправном состоянии. На занятиях следует выполнять только порученную педагогом работу, быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допустимо: крутиться, вертеться, размахивать острыми предметами (например, заточенным карандашом или острым концом кисти). Передавать колющие или режущие предметы следует ручкой от себя, располагать их на столе острым концом от себя. Если произошел несчастный случай или работающий почувствовал недомогание, то следует прекратить работу; сохранить обстановку на месте происшествия, если это не угрожает окружающим; сообщить педагогу о случившемся.

Практическая часть.

Берем лист белой бумаги А.4, акварель. На одной стороне листа наносим произвольные акварельные пятна. Затем перегибаем лист пополам и проводим ладонью по листу так, чтобы получился отпечаток на второй стороне листа. Линия сгиба – ось симметрии. На второй стороне получается похожий отпечаток. Дети должны посмотреть на получившийся отпечаток и пофантазировать, дополнить изображение, а затем дорисовать свою композицию черным фломастером или гелиевой ручкой, красками.

hello_html_53e61454.jpg

hello_html_2f62e787.jpg

hello_html_m6a890ace.jpg
hello_html_m66b55ae7.jpg

Берём выбранную вами твердую поверхность, в свободном творческом движении наносим краску нужным нам инструментом, достаточно пастозным и густым слоем. Сверху накладываем увлажненную бумагу, придавливаем ее сверху руками или прессом( скалкой, резиновым валиком). Плавно и аккуратно снимаем лист. Исследуем полученный оттиск. Как правило, этот способ достаточно трудно управляем. Особенно, если вы будете использовать водные краски: акварель, гуашь, акрил, темперу. Затем мы, как многие художники, всматриваясь в получившийся оттиск, попытаемся увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию и доработаем оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии. Итогом у нас должны получиться авторские изображения.

hello_html_619e1c9c.jpg
hello_html_m58fea350.jpg

hello_html_m5404de21.jpg
hello_html_m7bc94c34.jpg

Повторение пройденного материала на уроке:

Физкультминутка.

Укрепление вестибулярного аппарата:

Упражнения выполняются под представленный музыкальный ряд.

Исходное положение - сидя.

1) Наклоны головы вперед и назад до касания затылком спины.

2) Повороты головы вправо и влево до упора.

Профилактика нарушений осанки:

Исходное положение - стоя. Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину. Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину. Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки. Плечи слегка отвести назад. Подбородок поднять и вытянуть вперед. Повторить упражнение, начиная с левой руки.

Гимнастика для глаз:

Выполнять без напряжения, медленно, каждое упражнение по 5 раз.

1) Вертикальные движения глазами вверх (считать до трех), вниз (считать до трех).

2) Горизонтальные движения глазами вправо, влево.

3) Круговые движения глазами сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

Упражнение на релаксацию:

Выполняется под представленный музыкальный ряд.

Закрыть глаза, представить себя на зеленой лужайке, лежащим под ласковым солнцем, сконцентрировать свое внимание на постепенном расслаблении мышц ног, рук, туловища, шеи.

Заключительная часть.

Организация быстрой выставки работ. Анализ детских работ, рефлексия, выставление оценок.

Задание на дом: завершить, дорисовать акварельную монотипию дома тушью, черным фломастером, черной гелиевой ручкой или любыми подходящими художественными материалами.

Современная педагогика уделяет огромное внимание всестороннему развитию личности ребенка, всех его задатков и способностей, в том числе изобразительных способностей.

Исследования психологов и педагогов показали, что овладение рисованием требует развития восприятия, формирования образных представлений, воображения, развития специальных движений руки, усвоения графических навыков и умений, позволяющих воплотить в рисунке образы представлений и воображения. Этот блок способностей к изобразительной деятельности специальному исследованию не подвергался. Вместе с тем техническая основа рисования имеет большое значение для детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как в этом возрасте дети начинают овладевать способами изображения и неудачи в этом плане могут навсегда отвратить ребенка от изобразительной деятельности, а успехи способствуют развитию изобразительных способностей и творчества.

Специфика психологии детей 6-8 лет требует постоянного поддержания педагогом интереса детей к деятельности. Интерес детей к изобразительной деятельности вызывается эффектом удачи, который особенно легко поддерживать при использовании новых нетрадиционных видов графических изображений, более занимательных и доступных для ребят, чем традиционные виды рисования. Нетрадиционные виды графических изображений – это рисование нетрадиционными материалами: восковыми свечами, ватой, поролоновыми тампонами, деревянными палочками, наждачной бумагой, руками и т.д. Такая практика дает детям наиболее полное представление о выразительных возможностях различных материалов, выработку разнообразных умений и навыков, свободу в создании выразительного образа. Приобретенные графические навыки и развившиеся двигательные способности руки дают возможность воплотить любой изобразительный замысел. Тем самым нетрадиционные виды графических изображений наряду с традиционными видами способствуют развитию изобразительных способностей детей.

Однако работа педагогов существенно затруднена тем, что вопрос обучения детей в подготовительных классах детских художественных школ недостаточно освещен в современной методической литературе. В настоящее время не существует единой программы обучения в подготовительном классе художественной школы, отвечающей требованиям времени и соответствующей возросшей эрудиции, знаниям, умениям и навыкам современных дошкольников, удовлетворяющей педагогов системностью, уровнем поставленных задач и решаемых вопросов воспитания и обучения. А если есть разработки ведущих специалистов в области изобразительного творчества, то они недоступны широкому кругу педагогов-практиков.

Поэтому мы пришли к необходимости создания программы обучения детей в подготовительном классе художественной школы, отвечающей требованиям современной педагогики и психологии.

Над данной программой я работала с 1996 по 2006 год на базе художественного отделения МОУ ДОД “Детская школа искусств №1 г.Артема” Приморского края. Специализация на методике обучения изобразительной деятельности дошкольников в Уссурийском государственном педагогическом институте позволила мне разработать систему занятий по изобразительному искусству для детей 6-8 лет.

1. Общие рекомендации

Данная программа рассчитана на занятия с детьми 6-8 лет по 6 часов в неделю. Всего учебный курс рассчитан на 180 часов в год.

В программе чередуются задания предметного, сюжетного, декоративного рисования, выстраивается их последовательность по принципу нарастания степени сложности поставленных задач. В каждом задании детям ставиться только одна изобразительная задача. В каждой последующей работе дети используют все приобретенные ранее знания, умения и навыки.

  • учет эмоционально-интеллектуального опыта учащихся;
  • последовательность освоения учащимися изобразительных умений и навыков;
  • необходимость повторения сходных тем при одновременном усложнении характера познавательной деятельности детей;
  • учет сезонных явлений, местного окружения – природного и социального, социальных явлений, календарных дат и др.
  • по возможности учет индивидуального эмоционально-интеллектуального опыта детей как условие актуализации ценных и действенных мотивов деятельности;
  • нахождение заданий, предлагаемых ребенку, в “зоне оптимальной трудности”, то есть на пределе возможностей ребенка.

Однако тематика заданий может быть изменена педагогом при обязательном сохранении изобразительных задач и их последовательности.

В основе всех занятий лежит наблюдение и изучение окружающей действительности, формирование у детей целостного, живого представления о предметах и явлениях.

Для того чтобы дети освоили как можно большее количество средств и способов создания художественного образа, и чтобы интерес к изобразительной деятельности у них при этом не ослабевал, в программе используется принцип чередования художественных материалов и техник.

Начиная со второго полугодия, дети должны при работе над композицией обязательно выполнять эскизы. При планировании занятий чередуются задания, требующие продолжительной работы, с быстрыми зарисовками, набросками, упражнениями.

Рекомендуемые размеры рисунков – 1\8, 1\4 листа, в зависимости от содержания работы, материала. Важно, чтобы формат листа не был стандартным, выбор его должен диктоваться замыслом ребенка.

В основной части занятия дети работают над изображением, педагог помогает им индивидуально советом, напоминанием. Главное – не давать ребенку готовых решений, предложить ему самому вспомнить приемы работы или обдумать варианты изображения.

Заключительную часть занятия занимает просмотр и анализ детских работ, сопровождаемый беседой с целью обратить внимание детей на результат деятельности. К анализу детских работ надо возвращаться и по прошествии определенного времени (отсроченный анализ).


Развитие навыков выполнения композиции, создания художественного образа в рисунке. Формирование нравственных качеств личности средствами изобразительного искусства.


Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская художественная школа" города Вуктыла

Композиция Законы, правила, приемы и средства композиции Серия уроков для 1 класса деткой художественной школы

Виляевой Юлии Александровны

Преподавателя МБУДО "ДХШ" г. Вуктыла

  • Развитие навыков выполнения композиции , создания художественного образа в рисунке. Формирование нравственных качеств личности средствами изобразительного искусства.
  • Задачи урока:
  • Образовательные: Познакомить учащихся с новыми понятиями – ассоциативная композиция, абстрактная композиция. Продолжить знакомство с традиционными и нетрадиционными материалами, техниками и приемами работы.
  • Развивающие: Развиваем абстрактное мышление, умение творчески мыслить и решать композиционные задачи в предложенной теме.
  • Воспитательные: воспитываем усидчивость, аккуратность, в работе. Учимся умению получать удовольствие от работы. Воспитываем разнообразные эмоции, чувство восторга от прослушивания музыки, интересной работ, яркой красочной палитры.
  • Особенности урока : интеграция изобразительного искусства и литературы.
  • Оснащение урока: ТСО - видеопроектор, компьютер. Музыкальное сопровождение, автопортрет Леонардо да Винчи, наглядный материал – вырезанные из бумаги, в увеличенном масштабе, все герои сказки, магниты для их закрепления на доске.

Урок 1-2. Понятие композиции. Центр композиции. Равновесие в композиции.

Зачем изучать формальную композицию?

  • Формальная композиция строится из линий, пятен, геометрических фигур, выражает логику композиционного построения.

Диего Веласкес. Сдача Бреды.

Кедр Басня Леонардо да Винчи

Кедр Басня Леонардо да Винчи

Каким по размеру должен быть кедр?

композиция – сюжет из жизни – взаимодействие двух или нескольких героев Хочется выбрать первый вариант. Однако, выбрать следует средний, тот, где размеры кедра поменьше, так как у нас есть еще другие герои, и о них нельзя забывать. Например, деревья фруктового сада. В сказке они все будут спилены по приказу гордого кедра.

композиция – сюжет из жизни – взаимодействие двух или нескольких героев

Как же восстановить равновесие в нашей работе?

  • Сегодня мы выполнили композицию по прослушанному произведению. Мы работали по правилам. Какие из них вы запомнили?
  • Смогли бы вы объяснить, что значит равновесие в композиции?
  • Как еще можно было изобразить ветер?
  • Хотели бы вы еще поработать как настоящие художники, которые рисуют картинки к сказкам?

Работы обучающихся 1х классов МБУДО "ДХШ" г. Вуктыла

Работы обучающихся 1х классов МБУДО

Работы обучающихся 1х классов МБУДО "ДХШ" г. Вуктыла

Урок 3. Доминанта. Целостность.

Урок 3. Доминанта. Целостность.



Целостность – внутреннее единство композиции Целостность по отношению к раме Отсутствие целостности

Целостность – внутреннее единство композиции

Целостность по отношению к раме

Объединение элементов, частей в единое целое

Объединение элементов, частей в единое целое

Композиционный центр – доминанта в декоративной композиции Любая композиция для своей выразительности должна обладать композиционным центром – доминантой, состоящей из нескольких элементов или одного большего, это может быть и свободного пространство – композиционная пауза.

Композиционный центр – доминанта в декоративной композиции

Любая композиция для своей выразительности должна обладать композиционным центром – доминантой, состоящей из нескольких элементов или одного большего, это может быть и свободного пространство – композиционная пауза.


Варианты организации доминанты: 1. Сгущение элементов на одном участке плоскости по сравнению с довольно спокойным и равномерным их рассредоточением на других участках. 2. Выделение элемента цветом, остальные параметры, размеры и форма одинаковы. 3. Контрастность форм, например, среди округлых по очертанию фигур располагается остроугольная и наоборот. 4. Увеличение в размерах одного из элементов композиции или наоборот: среди более крупных элементов располагается мелкий, который также будет резко отличаться и доминировать. Это можно подчеркнуть еще и тоном или цветом. 5. Образовавшаяся пустота (композиционная пауза) будет доминировать над другими участками плоскости, более или менее заполненными элементами.

Варианты организации доминанты:

1. Сгущение элементов на одном участке плоскости по сравнению с довольно спокойным и равномерным их рассредоточением на других участках.

2. Выделение элемента цветом, остальные параметры, размеры и форма одинаковы.

3. Контрастность форм, например, среди округлых по очертанию фигур располагается остроугольная и наоборот.

4. Увеличение в размерах одного из элементов композиции или наоборот: среди более крупных элементов располагается мелкий, который также будет резко отличаться и доминировать. Это можно подчеркнуть еще и тоном или цветом.

5. Образовавшаяся пустота (композиционная пауза) будет доминировать над другими участками плоскости, более или менее заполненными элементами.


По цвету

По форме


Возможны и два композиционных центра, но один из них тогда должен быть ведущим, а другой подчиненный первому, чтобы не возникало спорной ситуации или ощущения неопределенности. Два композиционных центра: главный и второстепенный

Возможны и два композиционных центра, но один из них тогда должен быть ведущим, а другой подчиненный первому, чтобы не возникало спорной ситуации или ощущения неопределенности.

Два композиционных центра: главный и второстепенный

Задание Выполнить рисунок, используя два цвета (все, что построено на контрасте лучше запоминается).

Урок 4. Симметрия и асимметрия

Урок 5. Статика и динамика

Работы обучающихся 1х классов МБУДО "ДХШ" г. Вуктыла

Работы обучающихся 1х классов МБУДО

Работы обучающихся 1х классов МБУДО "ДХШ" г. Вуктыла

Работы обучающихся 1х классов МБУДО

Работы обучающихся 1х классов МБУДО "ДХШ" г. Вуктыла

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


-75%

Читайте также: