Системно деятельностный подход как ресурс повышения результативности обучения в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран.

Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.

Российские школьники показали значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента, связанных с интерпретацией данных и проведением исследования.

Поэтому Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, межпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации.

Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять.

Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.

Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Использование данного метода в практике позволяет нам грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия” нового знания.

Структура уроков введения нового знания обычно имеет следующий вид:

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

  • актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
  • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
  • устанавливаются тематические рамки (“могу”).
  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);
  • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;
  • девиз, эпиграф (“С малой удачи начинается большой успех” и др.)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 4-5 минут

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Возникновение проблемной ситуации.

  • побуждающий, подводящий диалоги;
  • мотивирующий приём “яркое пятно” – сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)

III. Постановка учебной задачи – 4-5 минут

Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”)

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

  • восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;
  • соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

V. Первичное закрепление – 4-5 минут

Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала)

фронтальная работа, работа в парах;

комментирование, обозначение знаковыми символами;

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4-5 минут.

Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.

Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут.

Сначала детям предлагаются задания, которые содержат

новый алгоритм, новое понятие.

Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты.

Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

  • Какую задачу ставили на уроке?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Что нужно сделать ещё?
  • Где можно применить новые знания?
  • Что на уроке у вас хорошо получилось?
  • Над чем ещё надо поработать?

Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.

Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы.

Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, мы предлагаем ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Указываем на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешаем учащимся в случае разногласий задать вопрос учителю или учащимся с соседней парты. Выделяется на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут.

В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.

Это небольшое упражнение очень действенно. А проводить его можно, как и сразу после объяснения учителя и рассмотрения нескольких примеров из учебника, так и на следующий день, после выполнения учащимися домашнего задания. Очевидно, что такое упражнение можно проводить при изучении самых разных тем.

В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу “учителя”. Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.

Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.

Заключение

Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые среди наших учеников, наглядно демонстрируют это утверждение. У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.

Пример урока с использованием системно-деятельностного подхода.

Урок математики во 2-м классе.

Тема: “Деление с 0 и 1”.

Цель: сформировать способность к выполнению частных случаев деления с 0 и 1.

  • добрые пожелания от учителя, дети желают друг другу удачи;
  • что пригодиться нам для успешной работы на уроке? (высказывания детей);
  • проверка домашнего задания по образцу.

II. Актуализация знаний:

8 : 2 = …
6 : 2 = …
4 : 2 = .

Рассуждение по плану:

1). Надо найти число, при умножении которого на 2, получается …..(8, 6, 4);
2). Это число ……;
3). Значит __ : 2 = __

  • тему урока сформулируете сами, после выполнения заданий;
  • при выполнении заданий рассуждайте по эталону (на доске план рассуждения).
  • работать будем в группах;
  • какие правила работы в группах надо помнить?
1 гр. 2гр. 3гр.
0 : 2 = … 0 : 4 = … 0 : 6 = …
0 : 3 = … 0 : 5 = … 0 : 9 = …
0 :23 =… 0 : 17 =… 0 : 32 = …
Вывод: 0 : а =… Вывод: 0 : а =… Вывод: 0 : а =…
  • представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
  • записываем выводы в тетрадь открытий.
1 гр. 2 гр. 3 гр.
2 : 2 =… 4 : 4 =… 8 : 8 = …
6 : 6 = … 5 : 5 =… 8 : 8 = …
3 : 3 =… 7: 7 =… 9 : 9 = …
Вывод: а : а =… Вывод: а : а =… Вывод: а : а =…
  • представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
  • записываем выводы в тетрадь открытий.
1 гр. 2 гр. 3 гр.
3 : 1 =. 4 : 1 =… 2 : 1 =…
5 : 1 =… 6 : 1 =… 9 : 1 =…
7 : 1=… 8 : 1 =… 5 : 1 =…
Вывод: а : 1 =… Вывод: а : 1 =… Вывод: а : 1 =…
  • представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
  • записываем выводы в тетрадь открытий.
1 гр. 2 гр. 3 гр.
2 : 0 =… 5 : 0 =… 7 : 0 =…
4 : 0 =… 6 : 0 =… 9 : 0 =…
Вывод: а : 0 Вывод: а : 0 Вывод: а : 0
  • представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
  • записываем выводы в тетрадь открытий.
  • кто сможет сформулировать тему урока? (высказывания детей).
  • как можно проверить наши выводы? (высказывания детей: посмотреть в справочнике, в учебнике);
  • откройте стр. 95 в учебнике; прочитайте тему урока, правило (выводы);
  • сравните свои выводы с выводами учебника (высказывания детей);
  • стр. 95 №3 – выполнить письменно;
  • как будете работать самостоятельно?
  • стр. 95 №4 – составить по 1 примеру на каждое равенство;
  • какое открытие вы сегодня сделали?
  • как вы это узнали?
  • где можно применить новое знание?
  • что для вас было трудным?

Д.з.

Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые среди наших учеников, наглядно демонстрируют это утверждение.

У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Т.П.Ильина, учитель начальных классов

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача нового образовательного стандарта.

Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

Системно - деятельностный подход позволяет решить ряд актуальных управленческих задач: системность, достаточная полнота и эффективность формирования УУД и умения учиться в целом (обеспечивает высокое качество и системность

реализации ФГОС), обеспечивает поэтапный переход к новому способу обучения по индивидуальной траектории саморазвития и открывает путь к построению единого образовательного пространства школы.

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от технологии демонстрационно-наглядного метода (традиционного) обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся. Кроме того, при прохождении учащимися описанных шагов технологии деятельностного метода обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей.

Принцип деятельности выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса.

Деятельностный способ обучения – это личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. При данном способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие учащихся и учителя, резко снижаются конфликтные ситуации на уроках. Создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки.

Последовательная реализация системно – деятельностного подхода повышает эффективность образования по следующим показателям:

придаёт результатам образования социально и личностно значимый характер;

даёт более гибкое и прочное усвоение знаний учащимся, возможность дифференцированного обучения;

существенно повышает мотивацию и интерес к учению;

обеспечивает условия для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Что важно знать и уметь учителю начальной школы?

знать принципы деятельностного подхода;

уметь реализовать его на практике;

освоить новую систему оценивания – критериальную;

освоить принципы организации диалога на уроке.

В учебной деятельности школьников выделяется пять основных компонентов –

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

уроки общеметодологической направленности;

уроки развивающего контроля.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека. Мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Самостоятельность и есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления. Даже малыши способны думать критически и вполне самостоятельно. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Таким образом, педагогам удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты.

Уроки с применением технологии РКМ отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.

Приёмы технологии РКМ на уроках в начальной школе:

Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

Этапы Инсерта соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.

1 э т а п: учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;

2 э т а п: обмен информацией.

3) Групповая дискуссия.

Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:

а) уважение к различным точкам зрения ее участников;

б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

Последовательность действий проста и логична:

3. По мере записи, слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле по данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей.

Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:

1) инструмента для синтезирования сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства развития творческой выразительности.

Правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии.

Различают 5-минутное, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1) написать, что они узнали по новой теме;

2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

7) Ключевые термины.

Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

Применение приёмов РКМ способствует повышению качества образования.

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников.

Учитель начальных классов:
Кузнецова.С.В.

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, метапредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как "научение жить здесь и сейчас". Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно – исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др.. В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.

Системно-деятельностный – это обучение, реализующее принцип деятельности, направленный на формирование личностных, метапредметных и предметных умений школьников в системе (комплексе). Системно-деятельностный подход перспективен в качестве средства реализации новой концепции Федеральных государственных образовательных стандартов, доступен для освоения в массовой практике всеми звеньями системы образования.

Исходя из общей структуры учебной деятельности, образовательный процесс необходимо строить таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе.

С этой целью методы объяснения заменяются деятельностным методом обучения, основанным на методе рефлексивной самоорганизации, а традиционная технология объяснительно-иллюстративного метода обучения − технологией деятельностного метода (ТДМ).

Автор: Шилина Светлана Владиславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: п.Пангоды, Намымского района
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация системно -деятельностного подхода в обучении младших школьников"
Раздел: начальное образование

Системно – деятельностный подход в обучении младших школьников.

Шилина С.В.,учитель начальных классов,

Китайский философ сказал: «Я слышу- я забываю, я вижу- я запоминаю, я делаю и я

Нельзя не согласиться с этим высказыванием. Системно-деятельностный - значит

не от случая к случаю, а в системе, систематически, деятельностный - значит во главу угла

ставится деятельность ученика, это организация учебного процесса, в котором главное

место отводится активной, разносторонней, в максимальной степени самостоятельной

Многие годы традиционной целью образования было овладение системой знаний ,

умений и навыков. Вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических

надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности,

компетентности, необходимые человеку, чтобы выжить в современном информационном

Системно-деятельностный подход предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного

- переход к стратегии социального проектирования, т. е. социального заказа на

Читайте также: