План повышения качества математического образования в школе

Обновлено: 02.07.2024

Гарантия качества означает поэтапное наблюдение за процессом получения продукта.

Критерии и показатели результативности и качества, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования включают: динамику учебных достижений обучающихся, активность их участия во внеурочной деятельности; использование учителями современных педагогических технологий, в том числе здоровьесберегающих; участие в методической работе, распространение передового педагогического опыта; повышение уровня профессионального мастерства и др.[2]

Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса.[3]

Они все больше проникают в массовую практику. Преимущество такой проверки в том, что одновременно занят и продуктивно работает весь класс и за несколько минут можно получить срез обученности всех учащихся. Это вынуждает их готовиться к каждому уроку, работать систематически, чем и решается проблема эффективности и необходимой прочности знаний. При проверке определяются прежде всего пробелы в знаниях, что очень важно для продуктивного самообучения. Индивидуальная и дифференцированная работа с обучаемыми по предупреждению неуспеваемости также основывается на текущем тестировании.

Естественно, не все необходимые характеристики усвоения можно получить средствами тестирования. Оно должно обязательно сочетаться с другими (традиционными) формами и методами проверки. В рамках классической теории тестов уровень знаний испытуемых оценивается с помощью их индивидуальных баллов, преобразованных в те или иные производные показатели. Это позволяет определить относительное положение каждого испытуемого в нормативной выборке.

Но на качество математического образования еще влияет и применение электронного обучения. Оно является эффективным в дидактическом плане. Применение учебных мультимедиа-комплексов, обеспечивающих поддержку самостоятельной учебной работы учащихся на всех этапах познавательной деятельности - от первоначального знакомства с учебным материалом до решения нетиповых профессионально-ориентированных задач, что тоже влияет на качество преподавания математике.

То есть мы должны предоставить каждому учащемуся возможность достижения высокого уровня подготовки с учетом его индивидуальных потребностей и способностей, что поддерживается индивидуализацией обучения, использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.[1]

Правительство Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р Москва

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработан комплекс эффективных мер и механизмов при подготовки к экзамену по математике.

Создание системы, обеспечивающей организационно-технологические, методические и психолого-педагогические условия подготовки и проведения итоговой аттестации по математике.

ЗАДАЧИ:

• Разработать комплекс эффективных мер и механизмов подготовки к экзамену;

• Отобрать содержание и объем программного материала, эффективные формы работы с учащимися при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по математике ;

• Внедрить методы мониторинга, диагностики и прогнозирования для управления качеством знаний;

• Изучить нормативно-распорядительную и инструктивно-методическую базы ЕГЭ и ОГЭ;

• Реализовать комплекс мер по повышению эффективности систематизации знаний;

• Обеспечить учащихся, их родителей и учителей своевременной информацией.

Исходя из того, что будет создана и реализована система подготовки обучающихся к ЕГЭ, это позволит:

- повысить качество подготовки выпускников к сдаче итоговой аттестации по математике в формате ЕГЭ и ОГЭ;

- создать условия повышения прочности математических знаний и умений обучающихся по окончанию средней школы;

- создать условия для более успешной сдачи ЕГЭ и ОГЭи более широких возможностей при выборе выпускниками дальнейшего обучения.

Одним из вариантов качественной подготовки выпускников школы к сдаче экзамена по математике является программа, которая включает следующие

1. Проблемно - ориентированный анализ.

2. Основные направления реализации программы

3. Этапы реализации и план действий.

4. Результаты программы.

5. Контроль реализации программы.

1. ПРОБЛЕМНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ

• содержания контрольно - измерительных материалов итоговой аттестации по математике, которые позволяют наглядно увидеть уровень требований к выпускникам основной школы, соответствующий стандарту;

• содержания курсов математики , изучаемых в общеобразовательной школе;

• уровня знаний учащихся по математике в 9 - 11 классах;

• потребностей учащихся и родителей к уровню приобретаемых знаний;

• анкетирования выпускников об отношении к аттестации в форме ЕГЭ и ГИА;

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Организация информационной работы по подготовке всех участников образовательного процесса к ЕГЭ и ОГЭ.

2. Организация формирования предметной готовности к ЕГЭ и ОГЭ всех участников образовательного процесса.

3. Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ.

выработка совместных рекомендаций на ШМО по стратегии подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике;

знакомство с нормативно-правовыми документами по ЕГЭ и ОГЭ;

о ходе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ в школе, в районе и области.

Изучение нормативно - правовых документов ЕГЭ и ОГЭ

Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.

Индивидуальное консультирование для родителей. Информирование родителей о правилах проведения ЕГЭ и ОГЭ.

Организация формирования предметной готовности (методическая деятельность)

1. Составление учебно - методического плана консультаций;

2. Составление учебно - методического плана повторения материала;

3. Более активное включение тестовых заданий в учебный процесс;

4. Классно-обобщающий контроль (владение учащимися программным материалом);

5. Контрольные срезы (по плану) в разных формах (контрольная работа, тест и др.).

6. Проведение пробного экзамена;

7. Привлечение ресурсов дистанционного обучения для подготовки;

8. Индивидуальные консультации.

Отбор и разработка диагностических и учебных материалов для организации обучения, коррекции образовательного процесса, ведения мониторинга.

Изучение и анализ КИМов итоговой аттестации по математике в форме ЕГЭ и ОГЭ.

Познакомить с возможными способами деятельности при сдаче ЕГЭ и ОГЭ, выработать индивидуальный стиль.

Познакомить с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.

Отработать навыки уверенного поведения.

Развивать чувство эмпатии, внимания к себе и доверие к окружающим.

Развивать навыки самоконтроля с опорой на внутренние резервы.

Помочь в осознании собственной ответственности за поступки, анализе своих установок.

Обучать навыкам конструктивного взаимодействия.

В течении года проводить беседы с родителями о сбалансированном режиме подготовки в ЕГЭ и ОГЭ

Беседа для родителей «Режим школьника в период подготовки его к экзаменам.

3. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ предыдущего года и результатов поступления в вузы и сузы;

3.Диагностика владения учащимися тестовой технологией;

4. Мониторинг вычислительных навыков 5-11 класс;

5. Распределение обучающихся по группам, в соответствии с уровнем их математической подготовки.

1.Изучение нормативно-правовых документов по организации и проведению ЕГЭ и ОГЭ

2.Составление тематического плана консультаций к ЕГЭ и ОГЭ;

3. Определение оптимальных форм и методов работы с обучающимися при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ;

4.Подбор сетевых ресурсов для подготовки обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ;

5. Организация работы и сотрудничества с учителями математики других школ города.

1. Включение тестовых заданий в учебный процесс. Отработка навыков самостоятельной работы ;

2. Введение в систему повторения тем, по которым в прошлом году знания выпускников не соответствовали допустимому уровню;

3. Организация и проведение контрольных срезов по основным темам (согласно кодификатору);

4. Дифференцированная работа с обучающимися.

6. Пробный экзамены по математике в 9, 11 классе (по демоверсии);

7.Реализация программы психологического сопровождения подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ;

8. Информационная работа с учащимися, родителями;

9. Привлечение ресурсов дистанционного обучения для подготовки;

10. Индивидуальные консультации;

11. Работа разновозрастных групп.

1. Анализ пробного экзамена;

2. Сравнительный анализ диагностик;

Наряду с индивидуальными консультациями, применением тестовых заданий, тренировочных работ считаем, что основными видами деятельности учащихся на уроках в 9-11 классах являются практические занятия (70% учебного времени), что способствует развитию способностей самостоятельного конструирования знаний и умений. Структура деятельности учащихся на уроках повторения вытекает из структуры контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена. Каждый учащийся выполняет задания по всем основным содержательным разделам курсов математики базового, повышенного и высокого уровней сложности.

Организация учебной деятельности учащихся построена по следующим принципам:

1. Укрупнение дидактических единиц и структурирование учебного материала. Повторение учебного материала происходит крупным блоком, с логикой развития раздела, темы, с наличием всех внешних и внутренних связей. Каждая тема состоит из структурных единиц, связанных логически между собой.

2. Задания базового и повышенного уровней сложности выполняются учащимися самостоятельно дома (домашнее задание индивидуально). На семинарских занятиях учащиеся осуществляют самоконтроль и проводят коррекцию теоретических знаний и умений решать достаточно объемные с точки зрения математических выкладок задачи.

3. Задания высокого уровня сложности выполняются учащимися индивидуально на практическом занятии. На практических занятиях при выполнении самостоятельных работ учащиеся смогут приобрести умения и навыки решения задач, предполагающих применение знаний сразу из двух-трёх разделов математики в измененной или новой ситуации (задания части С). На практическом занятии используются только индивидуальные формы работы с учащимися.

4.Формирование положительной самооценки учащегося. Задача учителя состоит в том, чтобы каждый ученик мог доказать самому себе, что он многое может сделать сам и получить моральное удовлетворение. Оценка знаний и умений обучающихся проводится с учётом результатов выполненных практических работ.

5. Рациональное использование рабочего времени ученика и учителя. Формирование учебной деятельности идет таким образом, чтобы каждый ученик все занятие занимался активной учебной деятельностью, а не наблюдал пассивно за действиями учителя или нескольких учеников. Выполнение пробного экзамена происходит в режиме реального времени ЕГЭ и ОГЭ(это формирует у учащихся умение рационально распределять количество времени на выполнение заданий).

Деятельность обучающихся во время повторения материала можно разбить на этапы, систематизирующие работу.

Этапы работы с обучающимися при повторении материала и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для повышения качества знаний учащихся по математике.

Достижение планируемых результатов предполагается решением следующих задач:

1) создание положительной мотивации школьников к изучению математики с целью качественной подготовки к ГИА;

2) организация системно - деятельностного подхода на всех этапах урока и внеурочной деятельности;

3) обеспечение развития у обучающихся умений работы с различными типами тестовых заданий;

4) организация систематического повторения базовых элементов курса на протяжении всех лет изучения математики с использованием тематического контроля;

5) создание педагогических условий для формирования устойчивого навыка;

6) выявить факторы влияющие на качество знаний учащихся (психологическое тестирование) ;

Необходимостью создания системы мер по повышению качества знания по математике стали ряд причин:

1 категория: низкий уровень предшествующей подготовки ученика, неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, отсутствие заботы родителей), недостатки воспитанности, слабое умственное развитие.

2 категория: недоработка в предыдущих классах, недостаточный интерес к предмету, слабая воля к преодолению трудностей.

3 категория: недостатки преподавания, непрочность знаний, слабый текущий контроль, пропуски уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашнего задания.

На современном этапе модернизация образования тесно связана с поиском новых, более эффективных форм контроля за качеством обучения. Для успешного осуществления образовательного процесса всё актуальнее становится аналитический контроль его текущего состояния и результативности учебного процесса. Средством, служащим для оценки качества знаний и улучшения эффективности учебного процесса является мониторинг:

а) учителя – анализ своего труда, его результатов и эффективности;

б) учащихся – развивать объективный взгляд на собственную деятельность и ее результаты, воспитывать самостоятельность и ответственность, формировать самоконтроль и самооценку.

Система мониторинга состоит из двух основных компонентов: базового и тематического.

Базовый мониторинг состоит из входной, промежуточной и итоговой контрольных работ. В обучении математике важным звеном является целенаправленная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, для этой работы используется тематический мониторинг. Тематический контроль представляется в виде диагностических карт по темам, изучаемым в курсе математики. Диагностическая карта ученика - это отражение его степени обучаемости. По данным, отраженным в диагностической карте учитель может отслеживать умения приобретенные учащимися и если по какой - то из позиций у учащегося стойкое невыполнение заданий, то такому ученику необходимо оказывать индивидуальную помощь именно по этой теме. Ученик должен быть ознакомлен со своей картой, тогда у него может появиться целенаправленное желание постепенно приобрести все необходимые знания и навыки. А также использование различных педагогические технологии, применяемые не только на различных этапах урока, но и применение нетрадиционных форм урока являются составляющими алгоритмами учебно - познавательной деятельности школьников.

Виды нетрадиционных уроков.

Урок - лекция предполагает совместное размышление, а также деятельность учителя и учащихся. Лекцию нужно подготовить и провести так, чтобы вся тема была рассмотрена крупным блоком, и при этом обеспечен высокий научный уровень изучаемого материала, доступность изложения, а также изящество формулировок и решения. И именно в ходе лекции пробуждается интерес к математике в наибольшей степени.

Уроки решения ключевых задач.

Обучать математике значит, прежде всего, обучать решению задач. Но учитель не должен все же настаивать на решении из учебника как можно большего числа задач, так как в основном они однотипные.

Использование систем ключевых задач позволит дифференцировать работу учеников, потому что овладение умениями решать ключевые задачи гарантирует им выполнение программных требований к знаниям и умениям.

Цель проведения урока консультации - научить школьников задумываться над проблемой, уяснить какие возникли у них затруднения при знакомстве с изучаемой темой, а также сформулировать вопросы, на которые они хотели бы получить ответы. Сначала учащиеся не понимают сути урока - консультации, не умеют сразу задавать вопросы, и поэтому нужно помогать им на первых порах их формулировать.

Математический диктант — это один из способов организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке. Система математических диктантов должна, с одной стороны, обеспечивать усвоение необходимых знаний и умений, а с другой стороны, их проверку.


Проанализировав уровень преподавания математики, отследив уровень ЗУН учащихся, результаты ОГЭ и ЕГЭ учителя математики выявили следующие причины деградации математических знаний и умений школьников:

1. Первопричиной снижения уровня математических знаний и умений школьников являются частые реформы отечественного образования, происходящие на фоне важнейших исторических событий России.

2. Успешное обучение зависит от многих факторов, но решающее значение имеют качественные учебники и эффективные методы обучения.

3.Снижение внимания к структуре и содержанию школьного курса математики, уменьшение количества часов на изучение математики в школе.

4. Снижение требовательности к математической подготовке учащихся.

5. Сдача школьниками экзаменационных работ в форме тестов способствует натаскиванию на решение отдельных классов задач, тем самым уменьшая ответственность учителя за систематическую подготовку учеников по алгебре и геометрии.

6. Математика перестала быть престижной и необходимой – эта еще одна из причин снижения уровня математических знаний школьников. В настоящее время любой слабоуспевающий ученик может поступить либо в частный вуз, либо в государственный вуз на платные студенческие места, если есть деньги для оплаты поступления и учения. Можно выбрать профессии, где математические знания не требуются. Учащиеся считают, что не стоит напрягать себя изучением арифметических знаний, если все подсчеты можно выполнить на микрокалькуляторе.

7. Понижение качества методической и внеклассной работы учителя математики - ещё одна причина слабой успеваемости учащихся по математике. Дополнительная работа по предмету отдельно по малым группам со слабыми, или с сильными школьниками проводится, но в недостаточном объеме. Внеклассная работа по математике не востребована.

8. Одной из основных причин стабильного снижения уровня математических знаний является отсутствия интереса к изучению предмета и биологический фактор у большинства учащихся, психические и физиологические особенности (плохая память, быстрая утомляемость и т.д).

9. Причин школьной неуспеваемости, зависящих от личности ученика, много: нестойкость усвоенных знаний;

низкий познавательный интерес; низкий уровень развития словесно-логического мышления; низкая работоспособность и т. д.

Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, а значит, видеть манипуляцию и хотя бы отчасти противостоять ей. Таким образом, именно на уроках математики формируются универсальные умения и навыки, являющиеся основой существования человека в социуме. В этом смысле математика является главным гуманитарным предметом в средней школе. Заниматься математикой необходимо для интеллектуального здоровья так же, как заниматься физкультурой – для здоровья телесного. Необходимо развивать у учащихся понимание, которое предлагает умение распознать, назвать и привести примеры или контрпримеры понятий,

использовать различные представления одного и того же понятия в виде изображений, диаграмм, установить и применить свойства понятий, использовать определения и факты, понимать и применять символику и терминологию;

овладевать алгоритмами – это прежде всего умение выбрать и правильно применить нужный алгоритм; проверить правильность его выполнения, используя пример или общий метод.

Задачи работы учителей математики:

совершенствовать знания педагогов в области методики преподавания предметов в условиях реализации обновленного содержания образования;

повышать эффективность деятельности учителей по созданию оптимальных условий для получения школьниками качественного основного и дополнительного образования при сохранении их здоровья;

искать наиболее эффективные формы и методы преподавания для оптимизации образовательного процесса с целью снижения нагрузки учащихся;

обеспечить преемственность, в том числе и в реализации современных педагогических технологий, на ступенях начального и среднего образования;

использовать возможности уроков математики, физики и информатики для развития в каждом учащемся патриотических, гражданских, нравственных чувств.

План работы по развитию математического образования.

Работа по повышению профессионализма педагога

Создание методических, дидактических комплектов

Образовательный мониторинг

Работа с одаренными и мотивированными детьми

Работа со слабыми детьми и группы риска

Работа по взаимодействию с начальной школой

Работа с родителями

Анализ итогов прошлого года и планирование работы учителей математики, внутришкольного контроля, плана работы по организации и подготовке ОГЭ и ЕГЭ.

ознакомление с нормативными документами и инструкциями по составлению рабочих программ; выбор метод.проблем и определение плана работы самообразования учителей.

Работа по привлечению детей к участию в факультативах. элективных курсах, кружках, в заочных Всероссийских математических конкурсах, к подготовке к предметной олимпиаде.

Составление графика и плана работы со слабыми учащимися.

Преемственность начальной школы и адаптация учащихся в среднем звене.

Развитие математических познавательных способностей во внеурочное время через кружковую работу.

Разработка и утверждение учебных рабочих программ. Использование интерактивной доски и ИКТ на уроках и во внеурочное время.

Мониториг участия данных учащихся в конкурсах, турнирах, олимпиадах.

Информирование родителей с помощью электронного журнала, сайта школы о

результатах учебной деятельности учащихся.

Заседание ШМО учителей естественно-математического цикла «Утверждение плана работы ШМО по повышению

Читайте также: