Словарная работа в разных видах деятельности в доу презентация

Обновлено: 02.07.2024

Словарная работа в разных видах деятельности. 1. Бытовая деятельность Дети осваивают жизненно необходимый обиходный словарь. В связи с воспитанием культурно-гигиенических навыков, формированием навыков самообслуживания ребенок осваивает слова, обозначающие предметы одежды, мебели, постельные и умывальные принадлежности, а также их качества, действия с ними. Естественность ситуаций общения в быту, связь с чувственным восприятием, собственная деятельность приводят к тому, что ребенок быстро запоминает слова, осваивает стоящие за словами обобщения, основанные на существенных признаках.

Похожие презентации

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Ведущие направления словарной работы с детьми дошкольного возраста Презентац.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Ведущие направления словарной работы с детьми дошкольного возраста Презентац.

План: 1. Ведущие направления словарной работы 2. Работа над смысловой стороно.

План: 1. Ведущие направления словарной работы 2. Работа над смысловой стороной слова

Слово является важнейшей единицей языка, носителем значений. Словами и их соч.

Слово является важнейшей единицей языка, носителем значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами выражаются мысли, чувства и эмоции говорящего. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора слов для более точного, оригинального и выразительного оформления мысли.

Словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающ.

Словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

1. Ведущие направления словарной работы. Анализ особенностей освоения детьми.

1. Ведущие направления словарной работы. Анализ особенностей освоения детьми лексики позволяет выделить в словарной работе несколько направлений: Овладение словами, обозначающими предметы и явления окружающего мира, на основе целостного восприятия; Освоение содержания слова на уровне его значения; Усвоение слова как единицы языка на уровне смысла.

Первое направление словарной работы- овладение словами, обозначающими предмет.

Первое направление словарной работы- овладение словами, обозначающими предметы и явления окружающего мира, на основе их целостного восприятия- представлено в работах Е. И.Тихеевой, А. М. Бородич, В. И.Яшиной и др. По их мнению, слово должно опираться на представление о предмете. Они подчеркивали, что появление слова в активном словаре и использование его ребенком является сигналом того, что слово освоено и работа над ним завершена.

Методы, используемые в словарной работе: Наблюдение Показ картин Загадки, пос.

Методы, используемые в словарной работе: Наблюдение Показ картин Загадки, пословицы, поговорки и фразеологизмы Дидактические игры

Второе направление словарной работы — освоение содержания слова на уровне его.

Второе направление словарной работы — освоение содержания слова на уровне его значения — представлено в работах В.Логиновой и ее учеников. Исследователи разработали методику развития словаря детей в единстве с освоением понятийного значения слова.

По их мнению, развивающий эффект занятий по развитию словаря можно усилить пр.

По их мнению, развивающий эффект занятий по развитию словаря можно усилить при соблюдении такой последовательности: первый этап — первичное ознакомление детей с предметами окружающей действительности, формирование у них первичных общих представлений о предмете. второй этап — введение в речь детей слов, обозначающих качества, свойства и отношения предметов и явлений, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира. третий этап — введение в речь детей слов, обозначающих элементарные понятия на основе обобщения предметов или групп предметов по существенным признакам.

Третье направление словарной работы — усвоение слова как единицы языка на уро.

Третье направление словарной работы — усвоение слова как единицы языка на уровне смысла — представлено в работах Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной. Исследователи подчеркивают, что в области словарной работы совершенствование содержания и методов развития речи должно состоять в преодолении количественного подхода к словарю.

2. Работа над смысловой стороной слова Работа над смысловой стороной слова ос.

В среднем дошкольном возрасте необходимо: 1. Шире использовать прием сравнени.

В старшем дошкольном возрасте работа над смысловой стороной слова является ве.

В старшем дошкольном возрасте работа над смысловой стороной слова является ведущей задачей. С многозначностью слов дети сталкиваются постоянно, но они далеко не всегда осознают ее. Опыт показывает, что дошкольникам вполне доступна многозначность хорошо известных им слов.

Дошкольникам старшего возраста могут быть предложены следующие специальные уп.

Закрепление. Ответьте на следующие вопросы: 1.Перечислите основные направлени.

Закрепление. Ответьте на следующие вопросы: 1.Перечислите основные направления словарной работы в дошкольном учреждении. 2.Раскройте роль методов и приемов в обогащении словаря детей. 3.Опишите этапы словарной работы в процессе ознакомления детей с предметами окружающего мира. 4.В чем сущность работы над смысловой стороной слова? 5.Какие приемы используются в работе над смысловой стороной слова?

Практическое задание: 1. Соотнесите слова в левом столбике и их толкование в.

Практическое задание: 1. Соотнесите слова в левом столбике и их толкование в правом. Выполните запись в тетради. 1. Ревю а) спортивная игра двух команд, заключающаяся в попадании большим овальным мячом в специ­альные ворота 2. Резюме б) стиль в архитектуре и декоративном искусстве, возникший в начале XVIII века 3. Регби в) театральное представление, состоящее из ря­да отдельных сцен и номеров, объединённых по какому-либо общему признаку 4. Рококо г) краткое изложение сути речи, статьи, заклю­чительный итог речи, доклада, краткий вывод из сказанного 5. Поппури д) башмаки на деревянной подошве или выдол­бленные из дерева 6. Сабо е) музыкальная пьеса, составленная из популяр­ных оперных, опереточных, балетных номеров или народных песен, танцев

2.Составьте словосочетания, учитывая лексическую сочетае­мость слов. 1)стая .

2.Составьте словосочетания, учитывая лексическую сочетае­мость слов. 1)стая а) верблюдов 2) табун б) коров 3) караван в) любопытных 4)отара г) демонстрантов 5)косяк д) овец 6) стадо е) рыб 7)толпа ж)голубей 8)колонна з) лошадей 9) рой и) пчёл 10) группа к)туристов

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важнейших задач развития речи.

Помочь ребенку в освоении разговорной речи. Эта главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления.

2. Формировать словарь ребенка, обогащая его и пополняя.

3. Выявить детей с низким уровнем развития словаря.

4. Провести работу над пополнением словаря детей, через все виды деятельности.

Занятие с детьми по картинкам занимает в методике развития речи детей первенствующее место. Свои переживания ребенок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником в деле развития его языка. Молчаливое рассматривание картины составляет исключение. Рассматривая картину, маленький ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком.

Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, сохраняется в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.

Общие требования к организации и методике проведения занятий:

Единство развития словаря с развитием познавательных процессов (восприятия, представления, мышления).

Целенаправленная организация речевой и познавательной активности детей в процессе занятий.

Наличие наглядности как основы для организации речевой и познавательной активности.

Единство реализации всех задач словарной работы на каждом занятии.

Вернейшим путем к тому, чтобы те или другие слова или выражения были восприняты ребенком, является частое и надлежащее употребление их воспитателем в своей собственной речи и еще больше – живые образцы литературной, художественной речи, в которой они встречаются.

Словарь формировался через следующие приемы работы:

1Рассматривание и обследование предметов

2 Наблюдения за животными, растениями

3 За деятельностью взрослых.

4 Осмотры помещения детского сада

5 Целевые прогулки

6 Экскурсии (социальное окружение, природа)

7 Ознакомление с природой

8 Показ видеофильмов, презентаций

9 Показ картин с незнакомым (малознакомым) содержанием

10 Рассматривание игрушек

11 Рассматривание картин знакомого содержания

12 Рассказывание детьми (разные типы связных высказываний на разном материале)

13 Дидактические игры с игрушками, предметами

14 Дидактические игры с картинками

15 Игры - театрализации

16 Словесные игры. Загадывание и отгадывание загадок.

Прикреплённые файлы:

Формирование понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности Система проводится в несколько этапов. Вначале синонимы вводятся в пассивный словарь детей. Ознакомление детей с близкими по смыслу словами.

Использование подвижных игр в разных видах детской деятельности c детьми младшего дошкольного возраста Основой для развития творческого направления детской личности является деятельность, поскольку именно в ней проявляются и развиваются способности.

Применение здоровьесберегающих методов во всех видах музыкальной деятельности Применение здоровьесберегающих методов во всех видах музыкальной деятельности В условиях современной жизни, оздоровление детей - одна из.

Театрализованная деятельность в ДОУ во всех видах деятельности в соответствии с ФГОС Почему именно театрализованная деятельность? Это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко.

Слайд 2: Актуальность

Актуальность

Слайд 3: В современной методике Словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закреплённых значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения

Слайд 4: Принципы словарной работы

Единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышлением; Опора на активное и действенное познание окружающего мира; Связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей; Использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности; Решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи; Семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определённом контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование).

Принципы словарной работы

Слайд 5: Направления роста словаря

1 направление: пассивное владение словом (ребенок понимает обращенную к нему речь). 2 направление: активное использование слов в речи. На начальных этапах речевого развития пассивный словарь опережает активный.

Слайд 6: Причины задержки активной речи

Причины задержки активной речи

Слайд 7: Количественный рост словаря

К одному году – 10-12 слов. К концу 2-го года – 300-400 слов. К 3-м годам – до 1500 слов. К 4- м годам – до 1900 слов. В 5 лет – 2000 – 2500 слов. В 6-7 лет – до 4000 слов.

Слайд 8: Качественное освоение словаря

Ступени развития обобщения (М.М. Кольцова) Слово замещает чувственный образ только одного предмета. 2. Слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов. 3. Слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение. 4. В слове представлен итог предыдущих ступеней (вещь).

Качественное освоение словаря

Слайд 9: Особенности освоения словаря

Может быть усвоена предметная отнесенность слова, а система абстракций нет. 2. В основе освоения значений слов лежит функциональный признак предмета. 3. Ребенок ищет в значении слова буквальное отражение предмета. 4. Ребенок придает буквальный смысл словам, которые он произносит.

Особенности освоения словаря

Слайд 10: Задачи словарной работы

Общие задачи: Обогащение, расширение словаря разными частями речи; Активизация словаря, переход слов из пассивного словаря в активный; Уточнение словаря; Замена диалектизмов, местных говоров словами литературного произношения.

Слайд 11: Задачи словарной работы

Специальные задачи: Обогащение словаря детей народными образными выражениями, пословицами, поговорками, антонимами, метафорами, эпитетами; Усвоение детьми обобщений, понятий, основного и переносного значения слова; Формирования навыков словообразования и т.д.

Задачи словарной работы

Слайд 12: Словарь ребенка – дошкольника включает:

Бытовой словарь : названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений; Природоведческий словарь : слова, обозначающие явления неживой природы, растений, животных. Обществоведческий словарь : слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.); Эмоционально-оценочная лексика : слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный); слова, эмоциональная значимость которых создаются при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок), образования синонимов (пришли – приплелись, засмеялись – захихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий – очень старый); Лексика, обозначающая время, пространство, количество.

Словарь ребенка – дошкольника включает:

Слайд 13: На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях. В.И.Логинова выделила три таких направления:

расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений; усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира; введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях. В.И.Логинова выделила три

Слайд 14: Методы и приемы формирования словаря детей дошкольного возраста

Первая группа включает методы: а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотр помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии. б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино и видеофильмов, просмотр телепередач.

Читайте также: