Синтетические волокна план урока

Обновлено: 04.07.2024

Ознакомить учащихся с процессом получения химических волокон и их свойствами.

Научить распознавать ткани из них.

Научить использовать свойства волокон при изготовлении изделий из них и ухода за ними.

Развивать логическое мышление, творческое применение знаний и умений решать проблемные задачи.

учебник "Технология" (для девочек) В.Д.Симоненко, рабочая тетрадь, плакаты и схемы получения химических волокон, образцы тканей из химических волокон, лупы. международные символы по уходу за тканями, карточки - задания.

1 . Организационная часть.

Подготовка к занятию.

2 .Повторение пройденного материала по вопросам

Что изучает материаловедение?

На какие два класса делятся волокна?

Назовите натуральные волокна растительного происхождения.

По каким признакам определяют нить основы и утка в ткани?

Что называют ткацким переплетением?

3. Изучение нового материала.

Долгие столетия люди использовали при производстве ткани те волокна, которые им давала природа, - волокна диких растений. шерсть животных, волокна льна и конопли. С развитием земледелия люди начали выращивать хлопчатник. дающий очень хорошее и прочное волокно.

Но природное сырье имеет свои недостатки. Натуральные волокна, например, слишком коротки, недостаточно прочны, требуют слишком сложной технологической обработки. И люди стали искать сырье, из которого можно было бы дешевым способом получать ткань теплую, как шерсть, легкую и красивую, как шелк, дешевую и практичную, как хлопок.

Успехи современной химии позволили создать такое химическое волокно из природных материалов, главным образом целлюлозы, получаемой из дерева, соломы. Такое волокно называется искусственным, а волокно из синтетических полимеров - синтетическим.

Ни одному сейчас не под силу перечислить все нобъятное множество химических волокон, которые используются для производства тканей. А в лабораториях синтезируются все новые и новые их виды.

Химические волокна делятся на две группы - искусственные т синтетические волокна (в зависимости от вида исходного сырья).

Доклад учениц об истории химических волокон.

Искуственные волокна появились раньше синтетических. Уже в ХVII в. англичанин Роберт Гук высказал мысль о возможности получения искусственного волокна. Однако промышленным путем искусственное волокно для изготовления тканей получили только в конце ХIХ в. В России первый завод по производству искусственного шелка был построен в 1913 г. в подмосковном городе Мытищи.

Производство химических волокон значительно расширяет ассортимент тканей, улучшает их свойства, создаются новые виды тканей за счет смеси различных волокон.

Многие химические волокна по своим физико - механическим и гигиеническим свойствам не уступают натуральным, а часто и превосходят их.

Волокна можно получить с заданными свойствами; затраты на производство химических волокон значительно ниже, чем на производство натуральных.

В гардеробе современного человека редко можно найти вещь, изготовленную из натурального волокна. Сегодня почти все натуральные ткани содержат добавки, которые улусшают их свойства. Чтобы правильно ухаживать за вещью, очень важно знать сырьевой состав и свойства данного материала.

Технология производства химических волокон

Производство химических волокон делится на три этапа.

1. Получение прядильного раствора . Все химические волокна, кроме минеральных, производят из вязких растворов или расплавов, которые называют прядильными.

2. Формирование волокна . Вязкий прядильный раствор пропускают через фильеры - колпачки с мельчайшими отверстиями. Количество отверстий в фильере колеблется от 24 до 36 тыс. Струйки раствора, вытекая из фильер, затвердевают, образуя твердые тонкие нити. Далее нити из одной фильеры на прядильных машинах соединяют в одну общую нить, вытягивают и наматывают на бабину.

3. Отделка волокна. Полученные нити проходят промывку, сушку, крутку, термическую обработку ( для закрепления крутки). Некоторые волокна отбеливают, красят и для придания мягкости обрабатывают раствором мыла.

Искусственные волокна вырабатывают из древесины, хлопковой целлюлозы.Процесс производства волокон состоит из:

подготовки целлюлозы (подсушивание, обработка раствором едкого натра, в котором она набухает, одновременно удаляются растворимые примеси);

получение прядильного раствора ( растворение массы в щелочи и получение вязкого раствора);

Вязкий раствор по трубопроводу попадает в прядильную машину. Под давлением, создаваемым поршневым насосом, раствор проходит фильтр и продавливается через фильеру в осадительную ванну, содержащую водный раствор серной кислоты. При взаимодействии вязкого раствора и серной кислоты восстанавливается целлюлоза, струйки ее затвердевают, образуя твердые, тонкие нити.

На центирифугальных прядильных машинах элементарные нити соединяются в одну комплексную нить, которая проходит систему прядильных дисков, вытягивается , поступает через воронку во вращательную центрифугу. Нить наматывается на бабину.

Отделка состоит из ряда операций:

промывка (удаление серной кислоты);

обработка раствором мыла для придания волокнам мягкости и рассыпчатости.

Искусственные волокна получают в виде комплексной нити и штапельного волокна. Особенностью производства штапельного волокна является использование фильер большого размера. Нити из каждой фильеры соединяются в общий жгут, который, пройдя отделочные операции, поступает на резальную машину, где разрезается на короткие отрезки.

Штапельные волокна добавляют к натуральным, что в значительной степени улучшает свойства последних.

Ткани из искусственных волокон.

Вискозное волокно - наиболее распространенное химическое волокно. Исходным сырьем для него служит древесная целлюлоза, получаемая из древесины ели или сосны. В зависимости от назначения вискоза может иметь блестящую или матовую поверхность. Изменяя блеск, толщину и извитость волокон, вискозной ткани можно придать вид шелка, хлопка или шерсти. Применяя утолщенные вискозные нити, можно добиться имитации льняного полотна.

Вискозные ткани уступают по прочности натуральному шелку, хотя вырабатываюся и сверхпрочные вискозные ткани. В мокром состянии прочность значительно снижается - на 50 - 60%. Вискоза лучще. чем хлопок, впитывает влагу, но уступает ему в износоустойчивости.

Горят волокна вискозы так же, как льняные и хлопковые: быстро, ровно, ярким пламенем, пахнут жженой бумагой, оставляют легко рассыпающуюся золу светло-серого цвета. Волокна вискозы, в отличие от растительных волокон, чувствительны к действию щелочей и кислот.

Ацетатное и триацетатное волокна состоят не из чистой целлюлозы, а из ацетилцеллюлозы. Сырьем служат отходы древесины и хлопка. Шелковые ткани из ацетатного и триацетатного волокон внешне очень похожи на натуральный шелк. имеют блестящую поверхность.

Ацетат и триацетат плохо впитывают влагу, но быстро сохнут. Они обладают меньшей прочносью, чем вискоза, но большей упругостью, жесткостью поэтому ткани из них почти не мнутся, хорошо сохраняют форму при плиссировке. Ацетат не переносит сильный нагрев и плавится при температуре 210*С. Триацетат обладает большей теплостойкостью, температура его плавления 300*С.

Свойства искусственных волокон

движений. Изделия с эластаном хорошо растягиваются, мало мнутся и отличаются прочностью.

Свойства синтетических волокон

Свойства тканей из химических волокон

Искусственные ткани - гладкие, с резким или матовым блеском, скользкие на срезах осыпаются, стойкие к истиранию, сильно мнутся. У них неплохие гигиенические свойства и очень невысокие теплозащитные. Эти ткани легко стираются в мыльных растворах, быстро сохнут, хорошо разглаживаются утюгом, но на поверхности. при несоблюдениипараметров влажно - тепловой обработки, могут образовываться заломы, ласы. Ткани из вискозного шелка теряют прочность в мокром состоянии, но при высыхании ее плотность восстанавливается. Эти ткани воздухопроницаемы.

Синтетические ткани по сравнению с искусственными обладают худшими гигиеническими свойствами. Лавсан и нитрон по внешнему виду напоминают шерсть, имеют хорошие теплозащитные свойства.

При производстве тканей химические волокна в различных пропорциях и их соотношениях часто добавляют к натуральным.

Среди новых, уже появившихся волокон, можно отметить волокна - хамелеоны, свойства которых меняются в соответствии с окружающей среды. Разработаны полые волокна, в которые заливается жидкость, содержащая цветные магнитики. С помощью магнитной указки можно изменять рисунок ткани из таких волкон.

4. Лабораторно - практическая работа.

Определение состава тканей и изучение их свойств.

1. Выберите 4 лоскутка из предложенных материалов.

2. Определите на ощупь степень гладкости и мягкости каждого лоскута.

3. Определите сминаемость лоскутов: зажмите каждый из них в кулаке не 30 сек., а затем раскройте ладонь.

4. Выньте две нити из каждого образца и намочите одну из них в блюдце с водой. Разорвите сначала сухую, а затем мокрую нить. Определите, меняется ли при этом их прочность.

5. Выньте нить из каждого образца и подожгите в тигле. Проанализируйте вид пламени, запах и оставшийся после горения пепел.

6. Заполните в рабочей тетради таблицу

5. Заключительная часть урока.

Класс делится на группы по 4 человека: теоретик, технолог, художник, менеджер. Группам раздаю задание для творческой, проблемной работы. Задание выполняется по частям ( каждая ученица занята своей частью):

Группа в целом - обсуждает, подбирает модель и ткань.

Теоретик - дает краткие сведения о ткани.

Художник - рисует модель.

Менеджер - представляет весь материал в виде рекламы.

Предложите для понравившейся вам ткани фасон изделия, обоснуйте свое решение.

Предложите для понравившейся вам модели подходящий,на ваш взгляд, вид ткани из предложенных образцов, обоснуйте свое решение.

Схема последовательности выполнения задания

Вся группа заинтересована в выполнении работы каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы.

Обучение в сотрудничестве отражает личностно - ориентированный подход, формирование коммуникативных умений - учащиеся учатся вместе работать, творить, всегда быть готовыми придти друг другу на помощь.

Похожие документы:

Темы рефератов: Криминологические проблемы алкоголизма. Алкоголизм и потомство. Роль семейного фельдшера в профилактике алкоголизма

. по вопросам темы. 6.Внимательно прочитайте тему ещё раз. . фармакологических препаратов, нормализующих содержание в тканях мозга серотонина, дофамина, эндорфинов . возможность синтезировать его искусственно. Однако синтетический материал оказался очень .

Тема урока: Пуговица как декоративное украшение

. Иванкова С.Н. Урок технологии Тема урока: «Свойства тканей из химических волокон . процесс. Запишите тему сегодняшнего урока: «Свойства тканей из химических волокон . искусственные и синтетические. Посмотрите на таблицу: (слайд 10) Характеристика тканей .

Химия в нашей жизни

. изделий медицинского назначения т.д. Эта обширная тема хорошо освещена в монографии [44 . изделий из шерсти, шелка, искусственных и синтетических тканей в воде любой жесткости. . активизируют обмен веществ в мозговой ткани и, тем самым, улучшают память, .

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме: урок посвящён общим вопросам химии полимеров – синтетическим волокнам (лавсан и капрон).

Волокна – природные или химические высокомолекулярные вещества, отличающиеся от других полимеров более высокой степенью упорядоченности молекул и, как следствие особыми физическими свойствами, позволяющими использовать их для получения нитей.

Искусственное волокно – это волокно, которое является продуктом химической переработки высокомолекулярных природных веществ (целлюлозы, природного каучука, белков).

Макромолекула — молекула с высокой молекулярной массой, структура которой представляет собой многократные повторения звеньев, образованных из молекул малой молекулярной массы. Число атомов, входящих в состав макромолекул, может быть очень большим (сотни тысяч и миллионы).

Мономер — это низкомолекулярное вещество, образующее полимер в реакции полимеризации или поликонденсации.

Мономерное звено — повторяющийся структурный фрагмент, включающий несколько атомов.

Полиамидные волокна – синтетические волокна, формуемые из расплавов или растворов полиамидов.

Поликонденсация — процесс синтеза полимеров из полифункциональных (чаще всего бифункциональных) соединений, обычно сопровождающийся выделением низкомолекулярных побочных продуктов (воды, спиртов и т. п.) при взаимодействии функциональных групп.

Полимеризация — процесс образования высокомолекулярного вещества (полимера) путём многократного присоединения молекул низкомолекулярного вещества (мономера, олигомера) к активным центрам в растущей молекуле полимера.

Полимеры — вещества с молекулярной массой от нескольких тысяч до нескольких миллионов.

Полиэфирное волокно — синтетическое волокно, формируемое из расплава полиэтилентерефталата или его производных.

Синтетическое волокно – это волокно, вырабатываемое из синтетических полимеров (полиамидного, полиэфирного и других волокон).

Степень полимеризации – количество мономерных звеньев в полимере.

Основная литература: Рудзитис, Г. Е., Фельдман, Ф. Г. Химия. 10 класс. Базовый уровень; учебник/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г, Фельдман – М.: Просвещение, 2018. – 224 с.

Дополнительная литература:

2. Рудзитис, Г.Е. Химия. 10 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций. Углублённый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М. : Просвещение. – 2018. – 352 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Предпосылки создания синтетических волокон. С давних времен человек широко использовал природные волокнистые материалы. Долгое время это были натуральные материалы растительного и животного происхождения. За последние 150 лет население Земли резко возросло, что привело к возрастанию потребностей человеческого общества. Поэтому объёмов выработки природных полимеров (шерсти, льна, хлопка, конопли, шёлка) не хватало. Устранить несоответствие помогла органическая химия созданием химических волокон. Ежегодно производятся миллионы километров химических волокон.

Классификация волокон. В зависимости от происхождения и способа получения учёные делят волокна на 2 большие группы: природные (натуральные) и химические. Следовательно, волокнами называют природные или химические высокомолекулярные вещества, отличающиеся от других полимеров более высокой степенью упорядоченности молекул и, как следствие особыми физическими свойствами, позволяющими использовать их для получения нитей. Искусственное волокно – это волокно, которое является продуктом химической переработки высокомолекулярных природных веществ (целлюлозы, природного каучука, белков).

Синтетическое волокно – это волокно, вырабатываемое из синтетических полимеров (полиамидного, полиэфирного и других волокон).

Лавсан (полиэтилентерефталат) является представителем полиэфирных волокон. Лавсан является линейным жесткоцепным полимером.

Структурная формула лавсана . Способ получения. Лавсан получают реакцией поликонденсации терефталевой кислоты (1,4-бензолдикарбоновой) и этиленгликоля, которую можно выразить в общем виде:

Поскольку сложноэфирные связи –СОО– в макромолекуле повторяются многократно, то образуется полимер, который называют полиэфир. Полимер образуется ввиде смолы с упорядоченной ориентацией макромолекулы, которая достигается следующим образом: смола плавится без разложения при 80– 120 °С, затем пропускается через фильтры, обсушивается, проходя через шахту и вытягивается в нити, что усиливает их ориентацию.

Лавсан – это практичная, удобная в применении, ткань, изделия из которой доступны и долговечны. Достоинства лавсана: прочность, износостойкость (отсутствие усадки и растяжения); свето– и термостойкость; хороший диэлектрик; устойчивость к действию растворов кислот и щелочей средней концентрации; высокая термостойкость (– 70 0 до + 170 0 ). Недостатки лавсана: негигроскопичность (не впитывает воду, т.к. не может образовывать водородные связи с молекулами воды). Применяется лавсан в производстве: волокон и нитей для изготовления трикотажных изделий, и несминаемых тканей (креп, твид, тюль, кружево и другие); заменителя шерсти; пленок, бутылей, упаковочного материала, контейнеров и др.; изделий технического назначения (транспортёрных лент, приводных ремней, канатов, парусов, рыболовных сетей и тралов, бензо- и нефтестойких шлангов и др.); материалов для медицины (хирургических нитей и материалов для имплантации в сердечно-сосудистой системе). Уход за изделиями из ткани лавсан: можно чистить, стирать вручную или с помощью машинки в горячей воде до 60°С (материал хорошо отстирывается); отбеливатели применять не нужно, т.к. красители могут быть неустойчивы; изделия из лавсана можно отжимать в режиме вращения барабана с минимальными скоростями, чтобы на ткани не образовались заломы; высушивать лучше в расправленном состоянии; гладить можно утюгом с максимальной температурой нагрева 140–150°С.

Капрон является представителем полиамидных волокон. Структурная формула капрона [–NH– (CH2)5– CO– ]n.

Способ получения. В промышленности капрон получают поэтапно. Сначала реакцией поликонденсации получают производное ε– аминокапроновой кислоты – капролактам. Во время синтеза молекулы капролактама превращаются в этиламинокапроновую кислоту, которая подвергается реакции поликонденсации. Таким образом молекула образовавшегося полимера состоит из многократно повторяющихся остатков этиламинокапроновой кислоты, содержащих пептидные связи. Процесс ведется в присутствии воды, играющей роль активатора, при температуре 240– 270° С и давлении 15– 20 кгс/см 2 в атмосфере азота.

ε-аминокапроновая кислота полимер-смола

Полимер имеет вид смолы. Для получения волокон смолу плавят, пропускают через фильтры, затем подвергают специальной обработке, после которой скручивают нити.

Достоинства капрона: легкий и очень прочный материал; трудно растворимый высокоплавкий полимер с температурой плавления 180–250 °С; устойчивость к истиранию и деформации; стоек к действию разбавленных растворов кислот и щелочей; не впитывает влагу, следовательно, сохраняет прочность во влажном состоянии. Недостатки капрона: неустойчив к действию концентрированных растворов кислот– щелочей и высоких температур (нельзя изделия гладить горячим утюгом). Применяется капрон в производстве: прочных и износостойких деталей машин и механизмов; трикотажных изделий; для производства технических тканей, канатов, рыболовных сетей. Уход за изделиями из ткани капрон: изделия стирают в теплой воде с мягкими моющими средствами; не сушат в центрифуге; гладят при низкой температуре.

ПРИМЕР И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ.

Решение задачи о способах получения и свойствах органических веществ.

Задача 1. Рассчитайте, какое количество исходного вещества потребуется для получения 702 кг терефталевой кислоты, если выход её составляет 90% от теоретического (ответ округлите до целого числа)?

2. Рассчитаем теоретическую массу терефталевой кислоты: mтеор.= mпракт. х 100%/η; mтеор. (C6H4(COOH)2) = 702 кг х 100% / 90% = 780 кг.

3. Рассчитаем количество вещества терефталевой кислоты:

4. Рассчитаем массу исходного вещества пара– ксилола.

Задача 2. Сколько килограмм этиленгликоля можно получить из 180 л (при н.у.) этилена, если выход 78% (ответ округлите до целого числа)?

2. Рассчитаем количество вещества этилена при н.у.:

3. Количественные отношения веществ по уравнению реакции 1:1, следовательно ν (этиленгликоль) = ν (C2H4) = 8 моль.

4. Рассчитаем теоретическую массу этиленгликоля:

m(теор) (элиленгликоль)= М х ν =8 моль х 62 г/моль = 496 г.

5. Рассчитаем практическую массу этиленгликоля, если теоретический выход составляет 78%:

m практ. = η (выход) х m теор. = 496 г х 0,78 = 378 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

необходимые познания о свойствах и создания химических волокон.

"Производство химических волокон. Свойства химических волокон"

Образовательная:

Ознакомить учащихся с технологическим процессом производства химических волокон.

Ознакомить учащихся со свойствами тканей из искусственных и синтетических волокон.

Развивающая:

Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

Способствовать формированию и развитию интеллектуальных качеств личности.

Развивать логическое мышление.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к одежде из натуральных и химических волокон.

Воспитывать уважительное отношение к труду людей.

Методическое оснащение урока:

схема получения химических волокон;

образцы тканей из химических волокон;

учебник, рабочая тетрадь;

материалы для контроля знаний учащихся – тесты.

Методы обучения:

словесные (объяснение с демонстрацией);

наглядные (использование компьютера с проектором);

практические (лабораторная работа по изучению свойств тканей из искусственных, синтетических волокон, шерсти, хлопка).

I. Организация урока

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Повторение, подготовка к изучению новой темы

Назовите ткани из натуральных волокон. (Льняные, хлопчатобумажные, шёлковые, шерстяные.)

Какие свойства тканей из натуральных волокон помогают спортсменам легче переносить нагрузки на тренировках? (Гигроскопичность и воздухопроницаемость, прочность и теплозащитность.)

III. Изучение нового материала

1. Словесно-иллюстративный рассказ

Учитель. Издавна, для производства тканей люди использовали те волокна, которые давала им природа. Вначале, это были волокна диких растений, затем волокна конопли, льна, а также шерсть животных. С развитием земледелия люди начали выращивать хлопчатник, дающий очень прочное волокно.

Но природное сырьё имеет свои недостатки, натуральные волокна слишком короткие, требуют сложной технологической обработки. И, люди стали искать сырьё, из которого можно было бы дешёвым способом получать ткань тёплую, как шерсть, лёгкую и красивую как шёлк, практичную, как хлопок.

Сегодня все текстильные волокна можно представить в виде следующей схемы:


Сейчас в лабораториях синтезируются всё новые и новые виды химических волокон, и ни одному специалисту не под силу перечислить их необъятное множество. Учёным удалось заменить даже шерстяное волокно – оно называется нитрон.

Производство химических волокон включает 5 этапов:

1. Получение и предварительная обработка сырья.
2. Приготовление прядильного раствора или расплава.
3. Формование нитей.
4. Отделка.
5. Текстильная переработка.

Хлопковые и лубяные волокна содержат целлюлозу. Было разработано несколько способов получения раствора целлюлозы, продавливания его сквозь узкое отверстие (фильеру) и удаления растворителя, после чего получались нити, похожие на шёлковые. В качестве растворителей использовали уксусную кислоту, щелочной раствор гидрооксида меди, едкий натр и сероуглерод. Полученные нити называются соответственно:

На рисунке центрифугальная прядильная машина, где

1- центрифуга,
2 - фильера.


А сама фильера схематично выглядит так:


1 - прядильный раствор,
2 - фильера,
3 - волокна.

При формовании из раствора по мокрому способу струйки попадают в раствор осадительной ванны, где происходит выделение полимера в идее тончайших нитей.

Большую группу нитей, выходящих из фильер, вытягивают, скручивают вместе и наматывают в виде комплексной нити на патрон. Количество отверстий в фильере при производстве комплексных текстильных нитей может быть от 12 до 100.

При производстве штапельных волокон в фильере может быть до 15000 отверстий. Из каждой фильеры получают жгутик волокон. Жгуты соединяются в ленту, которая после отжима и сушки режется на пучки волокон любой заданной длины. Штапельные волокна перерабатываются в пряжу в чистом виде или в смеси с натуральными волокнами.

Синтетические волокна вырабатывают из полимерных материалов. Волокнообразующие полимеры синтезируют из продуктов переработки нефти:

Изменяя состав исходного сырья и способы его переработки, синтетическим волокнам можно придавать уникальные свойства, которых нет у натуральных волокон. Синтетические волокна получают в основном из расплава, например, волокна из полиэфира, полиамида, продавливаемого через фильеры.

В зависимости от вида химического сырья и условий его формирования можно вырабатывать волокна с самыми различными, заранее намеченными свойствами. Например, чем сильнее тянуть струйку в момент выхода её из фильеры, тем прочнее получается волокно. Иногда химические волокна даже превосходят стальную проволоку такой же толщины.

Среди новых, уже появившихся волокон, можно отметить волокна – хамелеоны, свойства которых меняются в соответствии с изменениями окружающей среды. Разработаны полые волокна, в которые заливается жидкость, содержащая цветные магнетики. С помощью магнитной указки можно изменять рисунок ткани из таких волокон.

С 1972 года запущено производство арамидных волокон, которые разделяют по двум группам. Арамидные волокна одной группы (номэкс, конэкс, фенилон) используют там, где необходима стойкость к пламени, и термическим воздействиям. Вторая группа (кевлар, терлон) имеет высокую механическую прочность в сочетании с малой массой.

Высокую механическую прочность и хорошую устойчивость к химическим реагентам имеют керамические волокна, основной вид которых состоит из смеси оксида кремния и оксида алюминия. Керамические волокна можно использовать при температуре около 1250 o С. Они отличаются высокой химической стойкостью, а устойчивость к радиации позволяет применять их в космонавтике.

3. Ознакомление с различными свойствами текстильных волокон

Наименование ткани

Положительные свойства

Отрицательные свойства

Обладают хорошей прочностью, лёгкостью, мягкостью. Они легко впитывают влагу, пропускают воздух, легко стираются и не осыпаются при раскрое. Легко разглаживаются.

Они сильно сминаются

Обладают высокой прочностью. Они хорошо пропускают воздух, впитывают влагу и не осыпаются. Легко разглаживаются.

Они жёсткие, толстые, сильно сминаются.

Очень тёплые, хорошо драпируются, мало сминаются.

Прочные, они хорошо впитывают влагу, быстро высыхают, свободно пропускают воздух, мало сминаются.

Они растягиваются и при раскрое сильно осыпаются.

Прочные, они хорошо драпируются. Обладают гигроскопичностью.

Сильно сминаются. В мокром состоянии теряют свою прочность. При раскрое – осыпаются.

Обладают упругостью и прочностью. Не мнутся, не дают усадки, хорошо сохраняют форму.

Они плохо впитывают влагу и сильно осыпаются при раскрое.

Инструменты и материалы: образцы тканей из искусственных и синтетических волокон, шерсти, хлопка; игла; сосуд с водой; тигели для поджигания нитей.


Материал даст представление о видах химических волокон и производстве тканей из них, а также научит разбираться в свойствах тканей и применять эти знания в жизни.

Описание разработки

Цели и задачи:

1. Дать представление о видах химических волокон и производстве тканей из них.

2. Научить разбираться в свойствах тканей и применять эти знания в жизни.

3. Воспитывать практичность и способствовать развитию эстетического вкуса.

Тип урока: изучение нового материала.

Содержание:

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

III. Лабораторная работа: Определение состава тканей по их свойствам.

IV. Закрепление изученного материала.

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Подготовка учащихся к восприятию урока.

презентация химические волокна

II. Изучение нового материала.

Сегодня мы с вами познакомимся с химическими волокнами, их производством и классификацией, со свойствами тканей из химических волокон и способом применения таких тканей. (слайд 2)

Вы уже знакомы с материалами, изготовленными из натуральных волокон, - это хлопок, лен, шерсть, шелк.

Давайте с вами вспомним происхождение натуральных волокон. (слайд 3,4).

При производстве ткани люди долгие столетия использовали те волокна, которые давала им природа, - волокна растений, шерсть животных. С развитием земледелия люди начали выращивать хлопчатник, лен, дающие хорошее и прочное волокно. Но натуральные волокна недостаточно прочны и требуют сложной технологической обработки. И люди стали искать более дешевое сырье, для изготовления ткани.

Уже в XVII в. англичанин Роберт Гук высказал мысль о возможности получения искусственного волокна. Однако промышленным путем искусственное волокно для изготовления тканей получили только в конце XIX в. В России первый завод по производству искусственного шелка был построен в 1913 г. в подмосковном городе Мытищи.

В современном мире все больше тканей производят из химического волокна. Редко в гардеробе современного человека можно найти вещь, изготовленную только из натурального волокна. В наше время почти все натуральные ткани содержат добавки, которые улучшают их свойства.

Химические текстильные волокна получают путем переработки разного по происхождению сырья.

По этому признаку они делятся на две группы: (слайд 5)

Искусственные (вискозные, ацетатные, медно-аммиачные);

Синтетические (полиэфирные, полиамидные, полиакрило-нитрильные, эластановые).

Производство химических волокон делится на три этапа (слайд 6).

I этап: Получение прядильного раствора.

Для искусственного волокна: Растворение в щелочи целлюлозной массы.

Для синтетического волокна: сложение химических реакций различных веществ.

II этап: Формирование волокна.

Пропуск раствора через фильеры.

Количество отверстий в фильере – 24-36 тысяч.

Раствор затвердевает, образуя твердые тонкие нити. (слайд 7)

III этап: Отделка волокна.

Нити промывают, сушат, крутят, обрабатывают высокой температурой.

Отбеливают, красят, обрабатывают раствором мыла.

Ткани из синтетических волокон (слайд 8)

Сырьем для производства синтетических волокон являются газы – продукты переработки каменного угля и нефти. В результате сложных химических реакций получают синтетические волокна, которые отличаются друг от друга химическим составом, свойствами, характером горения.

Остановимся на наиболее распространенных из них:

Полиэфирные волокна (лавсан, кримплен и др.).

Полиамидные волокна (капрон, найлон).

Полиакрилонитрильные волокна (нитрон, акрил).

Эластановое волокно (лайкра, дорластан).

Итог самостоятельной работы проверяем по (слайду 16)

Ткани из искусственных волокон (слайд 9)

Остановимся на некоторых из них более подробно.

Вискозное волокно (слайд 10).

Сырьем для производства вискозного волокна служит древесная целлюлоза, получаемая из еловой щепки и опилок плюс химические вещества. Вискозное волокно очень похоже на волокно натурального шелка.

Изменяя толщину, блеск, извитость волокон, вискозной ткани можно придать вид шелка, хлопка, шерсти. Вискозные волокна мягкие, гладкие, менее прочны, чем натуральный шелк. Вискоза лучше чем хлопок впитывает влагу, но имеют слабую упругость, поэтому ткани из этих волокон сильно мнутся.

Горят волокна быстро, ровно, пламя яркое, остается запах жженой бумаги. После сгорания оставляют пепел светло-серого цвета.

Ацетатное волокно (слайд 11).

Сырьем для ацетатного волокна служат отходы хлопка плюс химические вещества. Ацетатные волокна плохо впитывают влагу, обладают большей упругостью чем вискоза, поэтому почти не мнутся и хорошо сохраняют форму. Горит ацетатное волокно очень медленно, желтым пламенем, оставляя оплавленный шарик и кисловатый запах.

Зная свойства волокон на ткацких фабриках ткут ткани с заданными свойствами, соединяя натуральные волокна с химическими, улучшая внешний вид тканей и эксплуатационные свойства. (слайд 13, 14)

III. Лабораторная работа:

Определение состава тканей по их свойствам. (слайд 15)

Цель: научить определять вид волокна по внешнему виду; использовать знания о свойствах тканей при изготовлении швейных изделий; развивать логическое мышление.

Материалы, инструменты: образцы тканей из искусственных и синтетических волокон, игла, сосуд с водой, тигели для поджигания нитей, кювета с водой, ножницы, рабочая тетрадь, пинцеты. (слайд 16)

Вам необходимо в рабочих тетрадях заполнить предлагаемую таблицу.

Для этого у вас на столах лежат инструменты и материалы, необходимые для работы. На экране показана инструкция выполнения лабораторной работой.

Но сначала мы с вами повторим правила безопасной работы.

Инструктаж по технике безопасности:

булавки после работы вкалывать в игольницы в рабочих коробках;

лезвия ножниц должны быть закрыты, повернуты от себя;

отрезанный кусочек ткани держать пинцетом над кюветом. Не давать догорать полностью;

тушить в ванночке с водой.

Инструктаж во время лабораторной работы (инструктирование учащихся по выполнению операций и заданий на различных этапах).

IV. Закрепление изученного материала.

Для закрепления пройденного материала предлагаю вам ответить на следующие вопросы: (слайд 17, 18).

V. Итог урока.

Анализ урока, вставление оценок и их аргументация.

Читайте также: