Русский костюм как средство воспитания кратко

Обновлено: 04.07.2024

Оценить 553 0

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №7 ПГТ СЕРЫШЕВО (КОРПУС 2)

Изучение русского костюма как средство духовно-нравственного воспитания.

Консультация для родителей

Детский сад №7 (корпус 2):

Изучение русского костюма как средство духовно-нравственного воспитания.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно - нравственное развитие ребёнка.

Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно- нравственных качеств личности.

Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы.

Мы сами, наш пример, нравственный аспект в жизни взрослых и вся окружающая действительность учит этому.

Важно воспитывать молодое поколение

в моральном климате памяти:

памяти семейной, памяти народа,

памяти культуры.

Каждого из нас беспокоит будущее наших детей. Мы не раз задаемся вопросом, что нужно для того, чтобы дети выросли полноценными и вполне подготовленными к жизни, что больше способствует этому.

Но как этого добиться, когда вокруг наблюдается распад духовных и нравственных ценностей, падение чувства национальной гордости, ослабление патриотических настроений среди молодежи?

В осстановление и возрождение нашего исторического и духовного наследия, воспитание нравственности, духовности и гражданственности невозможно без уважения к своей истории, культуре, родному краю. Но чтобы уважать, испытывать чувство гордости за свою Родину, ее надо узнать, изучить. Целью воспитательной деятельности является - изучение истории и культуры родного края через изучение народного костюма. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

-изучение истории народного костюма, его особенностей

-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям).

Работа по изучению истории и культуры родного края способствует развитию умений и навыков работать в коллективе, самостоятельно, творчески мыслить, принимать самостоятельные решения, вести диалог, беседу, высказываться в виде рассказа.

Всовместной деятельности происходит обогащение социального опыта детей социальными образцами деятельности взрослых, закрепляются нормы общения, дети становятся более терпимы. Они понимают, что история - это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. Дети через народный костюм узнают историю и культуру родного края, а культура формирует мировоззрение, поведение человека.

Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.

Русский народный костюм - один из реликтов, уходящий в прошлое, яркое, красочное зрелище, органически сплетающееся вместе с народной песней и танцем в оригинальное, уходящее корнями вглубь веков действо. Без сохранения, без культивирования народного костюма, пусть не в быту - пусть на сцене, - разрушится единство этой культуры, и она окончательно исчезнет.

С егодня многие предмета домашнего обихода людей древней Руси встречаются лишь на картинках или их можно увидеть в музеях. Сколько необычных вещей можно там встретить. Наряду с ними, можно увидеть и одежду людей, носивших ее много лет тому назад. Как она появилась? Каково ее название – знают немногие.

Очень мало кто из нас знает, что раньше одежду называли портки. Потому и пошло название – портной. В старину ткань делали из растений конопли, льна. Растения вымачивали и делали нитки. Ткань красили с помощью ягод, коры деревьев, шелухи лука. Бедные люди шили одежду для себя сами, а богатым шил портной. Одежда делилась на праздничную и повседневную.

Мужчины и женщины носили рубахи – косоворотки, потому что у такой рубахи вырез был сбоку. Она украшалась вышивкой. Рубахи шили из холста. В них ходили на покос. Сверху одевался сарафан – длинная одежда без рукавов. Еще одевалась юбка. У замужних женщин она называлась понева. Поверх юбки или сарафана одевался передник. Девушки носили рубаху с поясом. В прохладную погоду одевалась душегрея – короткая одежда с воротником и рукавами, шитая в талии без меховой отделки, и телогрею – с меховой отделкой. В холод носили рукавицы. На голове женщины носили платок и повой – кусок ткани, которым обматывали голову. Девушки носили ленточки, кички – шапочка в виде рогов, кокошник. Зимой женщины носили меховые шапки.

М ужчины носили рубахи и штаны. Штаны были широкими, темного цвета. Их носили заправленными в обувь.

Поверх рубахи одевался кафтан. Бедные люди носили короткий кафтан, а зажиточные – длинный. Под кафтан одевали зипун. Он был длинною до колен и спереди застегивался. Зимой носили шубы из меха собак, зайца, соболя.

Вот такая одежда была у людей в древние времена.

Одежда у людей была простой, но удобной. Людям она нравилась. А праздничная одежда была яркой, нарядной и красивой. Даже сейчас в музеях можно увидеть сохранившуюся старинную одежду.

как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

(Из опыта работы)

Подготовила: воспитатель

1 квалификационной категории

Кудрявцева Людмила Николаевна

На современном этапе подготовки к жизни подрастающего поколения нужно заботиться не только о качестве общеобразовательных дисциплин, но и уделять время духовно-нравственному воспитанию, в котором должное место необходимо отвести изучению своих истоков, традиций, культуры.

Одним из аспектов народной культуры является его традиционная одежда. Она отражает традиции народа, его мировоззрение и мировосприятие.

Я считаю, что интерес к русскому народному костюму необходимо пробуждать с младшего дошкольного возраста, т. к. это часть российской культуры, традиционно-народных ценностей. Структура русского народного костюма отражает религиозно-эстетические представления народа, его историю и уровень культуры. Таким образом народный костюм – это непросто набор художественно-выполненных деталей, а яркое отношение человека к жизни, его восприятие окружающей среды.

Развивая интерес к народному костюму я большое внимание детей обращала не только на красоту и особенности силуэта моделей одежды, но и знакомила с их названиями, тем самым развивая кругозор, словарь детей и пробуждая в них любовь к малой Родине.

Прямое близкое знакомство дошкольников с народным русским костюмом осуществляется мной уже в младшем возрасте, при чтении потешек, прибауток, русских народных песенок, сказок. (Петя –Петушок, Котик серенький коток, Коза-дереза, Колобок, Теремок, Курочка-Ряба и др., где не только люди, но и дикие и домашние животные, птицы одеты в русскую народную одежду. Необычные сказочные герои, их внешний вид вызывают удивление и интерес у детей и является новизной в работе данного направления.

Рассматривая с детьми иллюстрации к произведениям, я посвящаю детей не только в образ национальной одежды, но и знакомлю их с жизнью и бытом предков.

Организованная мною работа в данном направлении приобщает воспитанников к истории традиций и культуры нашего народа.

Моя педагогическая практика и проделанная мною работа по приобщению детей к познанию традиций и культуре наших предков, показывает эффективные результаты по развитию кругозора и формированию духовно-нравственных качеств у детей в различных сферах деятельности:

-Образовательная деятельность включает в себя широкий спектр познания особенностей русского народного костюма (речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, музыкальное, х/л) и способствует как интеллектуальному развитию, так воспитанию духовно-нравственных качеств.

-Чтение художественной литературы способствует расширению кругозора детей о русском народном костюме, о быте и жизни наших предков и воспитанию любви к истории нашей Родины. Подбор картотеки по теме в каждой возрастной группе позволяет изучать особенности национальной культуры в системе.

-Театрализованная деятельность с использованием русских народных костюмов, инструментов и других атрибутов знакомят дошкольников с тесной связью поколений и способствуют развитию чувств гордости, мировоззрения к достоянию русской культуры.

-Организованные массовые мероприятия, посвященные православным праздникам совместно с другими педагогами, приучают дошкольников к соблюдению народных традиций и воспитывают умение ценить и хранить верность обычаям наших предков.

-Дидактические игры, развивающие игры, картотеки игр интересны детям любой возрастной группы, т. к. дети, функционируя в процессе игры, погружаются в историю в реальность далеких предков, и тем самым проявляют стремление продолжить традиции нашего народа.

-Взаимодействие родителей при организации мероприятий в данном направлении (мастер-класс, посиделки, круглый стол, изготовление тематических поделок, подготовка костюмов) приобщает детей к семье, ее духовным ценностям.

-Происходит развитие интереса и стремления к познанию дошкольников истории русского народного костюма, как к традиционно-национальной культуре.

-Знакомство с особенностями русского народного костюма не только, как совокупность художественно-эстетических выполненных деталей, но и познание заложенных в него национальных традиций, которые отражают отношения народа к жизни, религии, к природе.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно- нравственных качеств личности.

Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. Каждого из нас беспокоит будущее наших детей. Мы не раз задаемся вопросом, что нужно для того, чтобы дети выросли полноценными и вполне подготовленными к жизни, что больше способствует этому.

Работа по изучению истории и культуры родного края способствует развитию у детей умений и навыков работать в коллективе, самостоятельно, творчески мыслить, принимать самостоятельные решения, вести диалог, беседу, высказываться в виде рассказа.

Мы уверены, восстановление и возрождение нашего исторического и духовного наследия, воспитание нравственности, духовности и гражданственности невозможно без уважения к своей истории, культуре, родному краю. Но чтобы уважать, испытывать чувство гордости за свою Родину, ее надо узнать, изучить.

Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.

Русский народный костюм - один из реликтов, уходящий в прошлое, яркое, красочное зрелище, органически сплетающееся вместе с народной песней и танцем в оригинальное, уходящее корнями вглубь веков действо. Без сохранения, без культивирования народного костюма, пусть не в быту - пусть на сцене, - разрушится единство этой культуры, и она окончательно исчезнет.

Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно- нравственных качеств личности.

Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. Каждого из нас беспокоит будущее наших детей. Мы не раз задаемся вопросом, что нужно для того, чтобы дети выросли полноценными и вполне подготовленными к жизни, что больше способствует этому.

Работа по изучению истории и культуры родного края способствует развитию у детей умений и навыков работать в коллективе, самостоятельно, творчески мыслить, принимать самостоятельные решения, вести диалог, беседу, высказываться в виде рассказа.

Мы уверены, восстановление и возрождение нашего исторического и духовного наследия, воспитание нравственности, духовности и гражданственности невозможно без уважения к своей истории, культуре, родному краю. Но чтобы уважать, испытывать чувство гордости за свою Родину, ее надо узнать, изучить.

Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.

Русский народный костюм - один из реликтов, уходящий в прошлое, яркое, красочное зрелище, органически сплетающееся вместе с народной песней и танцем в оригинальное, уходящее корнями вглубь веков действо. Без сохранения, без культивирования народного костюма, пусть не в быту - пусть на сцене, - разрушится единство этой культуры, и она окончательно исчезнет.

В непростых экономических и социальных условиях развития России, в период падения духовности и утраты нравственных ценностей народная педагогика, традиционная культура воспитания и народное искусство должны стать стержнем, который может привести к духовному оздоровлению общества. Традиционная русская культура сохраняет идеи и смыслы ценностных ориентаций этноса, помогающих восстановлению культурной преемственности и национально-культурной идентификации. Традиционная культура и искусство выступает предметом многих исследований, в том числе, и в сфере образования. Однако, в системе дошкольного воспитания потенциал традиционного народного костюма остается мало исследованной областью народного искусства. Данное исследование было нацелено на выявление педагогических условий для организации учебно-воспитательного процесса, ориентированного на формирование личности дошкольника, любящего свою семью, свой родной край, свою Родину, средствами искусства народного костюма. Традиционный народный костюм как уникальный памятник материальной и духовной культуры, занимает особое место в культурном наследии нашего народа. Будучи ярким информационным и эстетическим источником, он содержит в своей структуре и декоре информацию о специфике территории проживания народов и их контактах с соседями, о семейном и социальном статусе его носителей, о своеобразии их хозяйственной деятельности. В традиционном костюме воплотились мировоззренческие и эстетические представления народа, широкий спектр функций, в том числе воспитательные. В ходе данного исследования была подтверждена эффективность ряда педагогических условий формирования личности дошкольника средствами традиционного народного костюма. К ним отнесены: непрерывность воспитательного процесса, включая основное и дополнительное образование, в детском саду и в семье; комплексность в использовании традиционных искусств и разных областей профессиональной художественной культуры; игровые формы, поддерживающие интерес детей к освоению традиционного народного костюма; активное использование этнокультурной среды, насыщение ее элементами народного быта, календарной и праздничной культуры; развитие творческого потенциала дошкольников, вовлечение детей в проектную деятельность по разработке коллекций детской одежды с элементами русского народного костюма.

Читайте также: