Синтаксический анализ школьные будни

Обновлено: 02.07.2024

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1

Второе лицо Действительный залог Множественное число Повелительное наклонение (императив) Переходный Совершенный вид

Дательный падеж Прилагательное (не используется) Единственное число Женский род Топоним Неодушевленное

Характеристика предложения

По цели высказывания
По интонации (по эмоциональной окраске)
По количеству грамматических основ
По количеству главных членов предложения
По наличию второстепенных членов
-

О инструменте

Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

Какой вариант разбора выбрать?

Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

Пример ситаксического разбора слова

Часть речи сверху слова

Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.

Текст Н. Татаринцева

(1)Всё началось на перемене перед шестым уроком. (2)Лена Болдырева, томная пышноволосая красавица, закапризничала:

– (3)Слушайте, люди, меня уже достала эта химия!

(4)Кто-то в тон ей произнёс с плачущей интонацией:

– (5)А кого она не достала!

(6)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. (7)Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. (8)От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было.

– (9)Только, народ, чтобы всем коллективом! – предупредил нас Витёк Носков.

(10)Так как у меня по химии за полугодие выходила спорная четвёрка, мне, честно говоря, сбегать с урока резона не было, но воля коллектива выше личных интересов. (11)Все двинулись к дверям, в классе оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писáл в тетради.

– (12)Василёк, ты чего присох?! – крикнул Носков. – (13)Времени, понимаешь, в обрез: весь класс когти рвёт.

– (14)А я разве не пускаю вас? – ответил Петруха.

(15)Носков злобно прищурился:

– (16)Петруха, против коллектива идёшь!

– (17)Я что-то не так делаю? (18)Вам не надо – вы ухόдите, мне надо – я остаюсь.

– (19)Кончай, говорю, писáть и давай собирайся.

– (20)Он, небось, кляузу на нас уже строчит! – сострила Болдырева.

– (21)Петруха, трус, предатель!

(22)Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.

– (23)Хочешь пробиться в любимчики за счёт остальных? (24)Только знай: подхалимов нигде не любят! (25)Так что ты взвесь, что тебе дороже: оценка за полугодие или наше отношение! – грозно промолвил Носков. (26)Стало тихо, и в этой напряжённой тишине отчётливо прозвучал голос Васильева:

– (27)Я никуда не пойду!

– (28)Ну смотри! – сказал Носков и с непримиримой злостью посмотрел на отступника.

(29)Но внезапно от нас отделился Игорь Елисеев. (30)Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.

– (31)А ты чего, Гарри? – недоуменно спросил Носков.

– (32)Я тоже остаюсь.

– (33)Друга, что ли, спасаешь? – Носков хмыкнул.

– (34)Да, спасаю. (35)У его матери инфаркт был, начнётся канитель с нашим побегом – её в школу начнут дёргать. (36)Бог знает, чем это кончится! – ответил Елисеев.

– (37)Хоть бы химичка тебя спросила и закатила пару! – прорычал взбешённый Носков и плюхнулся на свой стул. (38)Все остальные, разочарованно охая, вернулись на свои места.

(39)Васильев и Елисеев сидели передо мной, и я видел, как Петруха посмотрел на Игоря, листавшего учебник, задержал на нём благодарный взгляд и легонько тронул его за локоть, а тот ободряюще кивнул ему в ответ. (40)Настоящий друг!

(По Н. Татаринцеву)*
* Н. Татаринцев (род. в 1947 г.) – российский писатель-публицист.

Управление — вид подчинительной связи, при котором главное слово требует употребления зависимого в определенном падеже с предлогом или без предлога.

будни - главное слово; школы - зависимое слово в родительном падеже.


Задания Д7 № 3824

(1)Всё началось на перемене перед шестым уроком. (2)Лена Болдырева, томная пышноволосая красавица, закапризничала:

– (3)Слушайте, люди, меня уже достала эта химия!

(4)Кто-то в тон ей произнёс с плачущей интонацией:

– (5)А кого она не достала!

(6)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. (7)Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. (8)От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было.

– (9)Только, народ, чтобы всем коллективом! — предупредил нас Витёк Носков.

(10)Так как у меня по химии за полугодие выходила спорная четвёрка, мне, честно говоря, сбегать с урока резона не было, но воля коллектива выше личных интересов. (11)Все двинулись к дверям, в классе оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писáл в тетради.

– (12)Василёк, ты чего присох?! — крикнул Носков. — (13)Времени, понимаешь, в обрез: весь класс когти рвёт.

– (14)А я разве не пускаю вас? — ответил Петруха.

(15)Носков злобно прищурился:

– (16)Петруха, против коллектива идёшь!

– (17)Я что-то не так делаю? (18)Вам не надо — вы ух ό дите, мне надо — я остаюсь.

– (19)Кончай, говорю, писáть и давай собирайся.

– (20)Он, небось, кляузу на нас уже строчит! — сострила Болдырева.

– (21)Петруха, трус, предатель!

(22)Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.

– (23)Хочешь пробиться в любимчики за счёт остальных? (24)Только знай: подхалимов нигде не любят! (25)Так что ты взвесь, что тебе дороже: оценка за полугодие или наше отношение! — грозно промолвил Носков. (26)Стало тихо, и в этой напряжённой тишине отчётливо прозвучал голос Васильева:

– (27)Я никуда не пойду!

– (28)Ну смотри! — сказал Носков и с непримиримой злостью посмотрел на отступника.

(29)Но внезапно от нас отделился Игорь Елисеев. (30)Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.

– (31)А ты чего, Гарри? — недоуменно спросил Носков.

– (32)Я тоже остаюсь.

– (33)Друга, что ли, спасаешь? — Носков хмыкнул.

– (34)Да, спасаю. (35)У его матери инфаркт был, начнётся канитель с нашим побегом — её в школу начнут дёргать. (36)Бог знает, чем это кончится! — ответил Елисеев.

– (37)Хоть бы химичка тебя спросила и закатила пару! — прорычал взбешённый Носков и плюхнулся на свой стул. (38)Все остальные, разочарованно охая, вернулись на свои места.

(39)Васильев и Елисеев сидели передо мной, и я видел, как Петруха посмотрел на Игоря, листавшего учебник, задержал на нём благодарный взгляд и легонько тронул его за локоть, а тот ободряюще кивнул ему в ответ. (40)Настоящий друг!

* Н. Татаринцев (род. в 1947 г.) — современный российский писатель-публицист.


Задания Д A4 № 3245

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ДО­РО­ЖЕ все со­глас­ные звуки твёрдые.
2) В слове ВЫ­ХОД­КА про­ис­хо­дит оглу­ше­ние со­глас­но­го звука перед [к].
3) В слове ВЫ­ЛЬЕТ­СЯ ко­ли­че­ство букв и зву­ков сов­па­да­ет.
4) В слове КЛЯ­У­ЗА 3 слога.

В слове ВЫЛЬЕТСЯ буква Е дает два звука (ЙЭ) после мягкого знака, но сочетание ТС дает один звук Ц, следовательно, в слове букв — 8, звуков —7.

Правильный ответ указан под номером 3.


Задания Д6 № 3355

Слово НЕБОСЬ можно заменить стилистически нейтральным синонимом НАВЕРНОЕ.


Задание 9 № 7825

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. А. Зеленецкого.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА?

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Таким образом, приведенные примеры можно по праву считать аргументами в поддержку мнения Зеленецкого, что эпитеты делают нашу речь более красочной, помогают создать художественный образ.

15.2 Финальные строки текста показывают, насколько важна была для Петрухи поддержка Игоря. Идти против коллектива непросто, даже если весь коллектив не прав. Очень важно в такие моменты почувствовать надёжное плечо друга, готового прийти на помощь. Именно в такой ситуации оказался Васильев. Поддержка друга сыграла решающую роль в их совместной большой победе.

Подтвердим это примерами из текста. Когда в классе решились сбежать с урока, только один Петруха не сдвинулся с места. О том, что у него больна мать, которой нельзя волноваться, знал Игорь. Оставить друга в такой ситуации означало предать, а Петруху нужно было спасать (предложения номер 33 и 34).

В тексте есть и пример ложного понимания дружбы. Никто в классе, как только Лена Болдырева стала подбивать всех уйти с урока, не остановил её, не сказал, что это нехорошо. Дружба здесь подменена стадным чувством: не выделяться, делать, как все. В предложении 10 об этом говорит рассказчик.

Таким образом, нам удалось доказать, что настоящий друг готов к самопожертвованию, а его помощь может быть сродни спасению жизни.

15.3 Дружба — это взаимоотношения людей, основанные на взаимной привязанности друг к другу, на общих интересах, доверии и бескорыстной взаимопомощи. Нелегко в жизни найти настоящего друга, который станет тебе опорой и поддержкой и для которого ты будешь близким и дорогим человеком. Пронести и сохранить дружбу ещё сложнее.

В тексте Н. Татаринцева есть пример настоящей дружбы. Идти против коллектива непросто, даже если весь коллектив не прав. Очень важно в такие моменты почувствовать надёжное плечо друга, готового прийти на помощь. Именно в такой ситуации оказался герой текста Петруха Васильев. Когда в классе решились сбежать с урока, только он один не сдвинулся с места. О том, что у него больна мать, которой нельзя волноваться, знал Игорь. Оставить друга в такой ситуации означало предать, а Петруху нужно было спасать (предложения номер 33 и 34). Поддержка друга сыграла решающую роль в их совместной большой победе.

Дружить надо учиться. А ещё самое, пожалуй, главное — нужно относиться к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе, тогда тебе удастся найти настоящих друзей и познать радость быть востребованным.

Синтаксический анализ словосочетания школьные будни

(1)Всё началось на перемене перед шестым уроком. (2)Лена Болдырева, томная пышноволосая красавица, закапризничала:

– (3)Слушайте, люди, меня уже достала эта химия!

(4)Кто-то в тон ей произнёс с плачущей интонацией:

– (5)А кого она не достала!

(6)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. (7)Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. (8)От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было.

– (9)Только, народ, чтобы всем коллективом! — предупредил нас Витёк Носков.

(10)Так как у меня по химии за полугодие выходила спорная четвёрка, мне, честно говоря, сбегать с урока резона не было, но воля коллектива выше личных интересов. (11)Все двинулись к дверям, в классе оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писáл в тетради.

– (12)Василёк, ты чего присох?! — крикнул Носков. — (13)Времени, понимаешь, в обрез: весь класс когти рвёт.

– (14)А я разве не пускаю вас? — ответил Петруха.

(15)Носков злобно прищурился:

– (16)Петруха, против коллектива идёшь!

– (17)Я что-то не так делаю? (18)Вам не надо — вы ух ό дите, мне надо — я остаюсь.

– (19)Кончай, говорю, писáть и давай собирайся.

– (20)Он, небось, кляузу на нас уже строчит! — сострила Болдырева.

– (21)Петруха, трус, предатель!

(22)Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.

– (23)Хочешь пробиться в любимчики за счёт остальных? (24)Только знай: подхалимов нигде не любят! (25)Так что ты взвесь, что тебе дороже: оценка за полугодие или наше отношение! — грозно промолвил Носков. (26)Стало тихо, и в этой напряжённой тишине отчётливо прозвучал голос Васильева:

– (27)Я никуда не пойду!

– (28)Ну смотри! — сказал Носков и с непримиримой злостью посмотрел на отступника.

(29)Но внезапно от нас отделился Игорь Елисеев. (30)Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.

– (31)А ты чего, Гарри? — недоуменно спросил Носков.

– (32)Я тоже остаюсь.

– (33)Друга, что ли, спасаешь? — Носков хмыкнул.

– (34)Да, спасаю. (35)У его матери инфаркт был, начнётся канитель с нашим побегом — её в школу начнут дёргать. (36)Бог знает, чем это кончится! — ответил Елисеев.

– (37)Хоть бы химичка тебя спросила и закатила пару! — прорычал взбешённый Носков и плюхнулся на свой стул. (38)Все остальные, разочарованно охая, вернулись на свои места.

(39)Васильев и Елисеев сидели передо мной, и я видел, как Петруха посмотрел на Игоря, листавшего учебник, задержал на нём благодарный взгляд и легонько тронул его за локоть, а тот ободряюще кивнул ему в ответ. (40)Настоящий друг!

* Н. Татаринцев (род. в 1947 г.) — современный российский писатель-публицист.

Укажите ошибочное суждение.

В слове ВЫЛЬЕТСЯ буква Е дает два звука (ЙЭ) после мягкого знака, но сочетание ТС дает один звук Ц, следовательно, в слове букв — 8, звуков —7.

Правильный ответ указан под номером 3.

Слово НЕБОСЬ можно заменить стилистически нейтральным синонимом НАВЕРНОЕ.

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. А. Зеленецкого.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА?

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Таким образом, приведенные примеры можно по праву считать аргументами в поддержку мнения Зеленецкого, что эпитеты делают нашу речь более красочной, помогают создать художественный образ.

15.2 Финальные строки текста показывают, насколько важна была для Петрухи поддержка Игоря. Идти против коллектива непросто, даже если весь коллектив не прав. Очень важно в такие моменты почувствовать надёжное плечо друга, готового прийти на помощь. Именно в такой ситуации оказался Васильев. Поддержка друга сыграла решающую роль в их совместной большой победе.

Подтвердим это примерами из текста. Когда в классе решились сбежать с урока, только один Петруха не сдвинулся с места. О том, что у него больна мать, которой нельзя волноваться, знал Игорь. Оставить друга в такой ситуации означало предать, а Петруху нужно было спасать (предложения номер 33 и 34).

В тексте есть и пример ложного понимания дружбы. Никто в классе, как только Лена Болдырева стала подбивать всех уйти с урока, не остановил её, не сказал, что это нехорошо. Дружба здесь подменена стадным чувством: не выделяться, делать, как все. В предложении 10 об этом говорит рассказчик.

Таким образом, нам удалось доказать, что настоящий друг готов к самопожертвованию, а его помощь может быть сродни спасению жизни.

15.3 Дружба — это взаимоотношения людей, основанные на взаимной привязанности друг к другу, на общих интересах, доверии и бескорыстной взаимопомощи. Нелегко в жизни найти настоящего друга, который станет тебе опорой и поддержкой и для которого ты будешь близким и дорогим человеком. Пронести и сохранить дружбу ещё сложнее.

В тексте Н. Татаринцева есть пример настоящей дружбы. Идти против коллектива непросто, даже если весь коллектив не прав. Очень важно в такие моменты почувствовать надёжное плечо друга, готового прийти на помощь. Именно в такой ситуации оказался герой текста Петруха Васильев. Когда в классе решились сбежать с урока, только он один не сдвинулся с места. О том, что у него больна мать, которой нельзя волноваться, знал Игорь. Оставить друга в такой ситуации означало предать, а Петруху нужно было спасать (предложения номер 33 и 34). Поддержка друга сыграла решающую роль в их совместной большой победе.

Дружить надо учиться. А ещё самое, пожалуй, главное — нужно относиться к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе, тогда тебе удастся найти настоящих друзей и познать радость быть востребованным.

Подготовка к ОГЭ. Синтаксический анализ словосочетаний(задание 4 ) .9 класс.

Синонимическая замена словосочетания

2 Замените словосочетание «дощатый сарай , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

  • Сейчас обучается 323 человека из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Материал предназначен для подготовки учащихся к ОГЭ в 9 классе.

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Контрольный тест по русскому языку в 5 классе (за 1 полугодие).

Годовая контрольная работа по русскому языку (9 класс)

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5296322 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно


В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов

Время чтения: 2 минуты

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Синтаксический анализ словосочетания школьные будни

Задание №4029.
Синтаксический анализ словосочетаний и слов. ОГЭ по русскому

Управление — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, которого требует главное слово: конец игры, жарко у печки, писать статью.

Показать ответ
будни школы

Замените словосочетание ____ , построенное на основе (согласования, управления, примыкания), синонимичным словосочетанием со связью (согласование, управление, примыкание). Напишите получившееся словосочетание.

Как мы видим, определять тип связи в этом задании не нужно, но знать обязательно, иначе произвести синонимическую замену не получится.

Теоретический блок

О том, что такое согласование, управление и примыкание, а также как производить синонимическую замену, можно посмотреть в моем ролике .

В этой статье я лишь остановлюсь на алгоритме, дам таблицу, которая поможет ученикам запомнить основные действия при синонимической замене, и более подробно остановлюсь именно на трудностях.

Чек-лист

  1. Находим главное и зависимое слово.
  2. Определяем часть речи зависимого слова.
  3. Главное слово оставляем в той же форме. Изменяем часть речи зависимого слова в соответствии с таблицей (см. ниже).
  4. Связываем главное и зависимое слово при помощи:
  • окончания;
  • предлога и окончания;
  • только по смыслу.

Таблица "Как производить синонимическую замену"

Трудности, которые испытывают ученики

Замена словосочетания со связью согласование синонимичным со связью управление (подбор нужной формы, употребление предлога)

При замене словосочетания и подборе формы зависимого слова (существительного), необходимо вдумываться в смысл.

Школьный коридор — это коридор в (чём?, где?) в школе или коридор (чего?) школы?

Смысл словосочетания: школьный коридор — это часть здания школы, значит, верная замена — коридор школы.

Детская книга — это книга (кого? чья?) детей или книга (для кого?) для детей?

Смысл словосочетания: детская книга — это книга, предназначенная для детей, а не принадлежащая им, поэтому верная замена — книга для детей.

Детские игрушки — это игрушки (кого? чьи?) детей или игрушки (для кого?) для детей.

Смысл словосочетания: детские игрушки — это игрушки, принадлежащие детям и предназначенные для детей, поэтому оба ответа верные, но надо учитывать контекст.

Примеры из открытого банка заданий ФИПИ

родительский дом — дом родителей (неверно — дом для родителей)

диванная подушка — подушка для дивана, подушка дивана (неверно — подушка на диване)

театральный двор — двор театра (неверно — двор возле театра)

пшеничные зёрна — зёрна пшеницы (неверно — зёрна пшена, зёрна от пшеницы)

городские сады — сады города (неверно — сады в городе)

заводская стена — стена завода (неверно — стена от завода)

студенческий хор — хор студентов (неверно — хор из студентов)

музейные архивы — архивы музея (неверно — архивы в музее)

душевная красота — красота души (неверно — красота в душе)

школьные будни — будни школы (неверно — будни в школе)

степные метели — метели в степи (неверно — метели степи)

отцовский стол — стол отца (неверно — стол для отца)

жестяная коробка — коробка из жести (неверно — коробка из жестянки)

Читайте также: