Что такое свойство кратко

Обновлено: 05.07.2024

Различие типов исследуемых С. во многом определяет дифференциацию наук. В зависимости от того, каким образом изменяются С., их можно разделить на два вида: С., не обладающие интенсивностью и потому не могущие её менять (например, экономический, исторический и т. д.); С., обладающие в предмете определённой интенсивностью, которая может быть большей или меньшей (например, масса, температура, скорость). Если гуманитарные науки имеют дело главным образом со С. первого вида, то естественной науки — физика, химия, астрономия и т. д., а также математика стремятся исследовать прежде всего С. второго вида. В современной науке усиливается тенденция к преодолению этого различия (возникновение аффинной геометрии и топологии, проникновение статистических и математических методов в гуманитарные науки).


1. Качество, признак, составляющие отличительную особенность кого-, чего-л. Свойства характера. Свойства глинистых почв. Химические свойства воды.[Бабушка] рассказывает мне о целебных свойствах зверобоя. М. Горький, В людях. Реки Уссурийского края обладают свойством после каждого наводнения перемещать броды. Арсеньев, По Уссурийской тайге.

2. только в род. п. с определением. Разг. Характер, род. Под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства. Тургенев, Муму. Ямщик, видимо, придирался к одной пристяжке, наделяя ее по временам язвительными эпитетами самого оскорбительного свойства. Короленко, В облачный день. У меня к вам дело деликатного свойства. Маяковский, Разговор с фининспектором о поэзии.

СВОЙСТВО́, -а́, ср. Родство не по крови, а по браку (отношения между супругом и кровными родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов). Родственники жениха и невесты становились своими людьми друг для друга, свояками; свойство сделалось видом родства. Ключевский, Курс русской истории. [Генеральша] дружески, по-родственному поздоровалась с Белыми, с которыми состояла в свойстве через своего сына, женатого на дочери Белого. Степанов, Порт-Артур.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

По другому определению, свойство — сторона проявления качества. При этом не всякое свойство предмета (объекта) должно рассматриваться при определении качества: свойство у предмета может иметься, но при сравнении предмета с другими оно может не быть отличительным или существенным.

Свойства объекта зависят от вида взаимодействия объекта и субъекта, например: если на яблоко смотреть — оно имеет цвет и форму; если его откусить — имеет твёрдость и вкус; если его взвешивать — имеет вес; если оценивать его габариты — имеет размеры, если трогать — имеет шероховатость. Объект является своими свойствами не только субъекту, но и другим объектам, то есть свойства могут проявляться и в ходе взаимодействия объектов друг с другом.

СВО'ЙСТВО, а, ср. (книжн.). Качество, признак, способность, характеризующие кого-что-н., составляющие отличительную особенность кого-чего-н. Знать свойства своего народа и выгоды земли своей. Крылов. Обладать какими-н. свойствами. У него прекрасные свойства: трудолюбие и настойчивость. У магнита есть с. притягивать железо.

СВОЙСТВО', а́, мн. нет, ср. Отношение близости между лицами, возникающее не по родству, а из брачного союза (отношения одного супруга с кровными родственниками другого, а также между родственниками супругов). Мы с ним в свойстве.

сво́йство

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

свойство́

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: терминология — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

(греч. idion; лат. proprium) — то, что присуще к.-л. предмету и характеризует его само по себе, а не говорит о его отношении с некоторыми др. объектами. В логике Аристотеля С. — то, что присуще всем членам некоторого вида и специфично для них; в современной логике — то, что представляется одноместным предикатом.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

В истории познания принцип всеобщей взаимной С. предметов и явлений выступал как один из осн. принципов диалектики. Однако вплоть до 20 в. главным предметом обсуждения был именно принцип всеобщей взаимосвязи, а не понятие С. само но себе, не его ло-гич. структура. Наука оперировала сравнительно узким набором типов С.: внутренние и внешние, необходимые и случайные, существенные и несущественные. Важный шаг в развитии представлений о С. был сделан в 19 в., когда на основе критики механицизма была выявлена специфика С., присущих различным формам движения материи (напр., химич. и биологич. С.), их несводимость к С. механич. движения. В филос.-методологич. плане эта проблема была сформулирована в нем. классич. философии, а её обстоят. анализ с позиций материалистич. диалектики дали Ф. Энгельс и В. И. Ленин.

Развитие науки в 20 в. сопровождается постоянным расширением типологии С., становящихся предметом изучения. Многообразие совр. представлений о С. находит отражение в множестве их классификаций. С филос.-методологич. т. зр. определяющее значение имеет классификация С. по формам движения материи. Важным является различение С. но формам детерминизма: если классич. наука оперировала преим. однозначно-детерминистскими, жёсткими С., то в ряде областей совр. познания изучение статистич. совокупностей опирается на вероятностные и корреляционные С. Различают также С. но их силе (жёсткие, когда данное явление строго связано с некоторым другим, как, напр., органы тела, и корпускулярные, когда С. между явлениями из некоторой совокупности устанавливается статистически, как, напр., С. особей в некоторой популяции); но характеру результата, который даёт С. (С. порождения, когда одпо явление выступает как непосредств. причина другого, С. преобразования и т. д.); по направлению действия (прямые и обратные С.); по типу процессов, которые определяет данная С. (С. функционирования, С. развития, С. управления); но субстрату, или содержанию, которое является предметом С. (С., обеспечивающие перенос вещества, энергии или информации), и т. д.

Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; Ленин В. И., К вопросу о диалектике, ПСС, т. 29; Новинский И. И., Понятие С. в марксистской философии, М., 1961 ; Блауберг И. В., Юдин Э Г , Становление и сущность системного подхода, М., 1973.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

то, что присуще какому-либо предмету, что составляет его конкретное существование; см. Качество. Есть существенные свойства, без которых предмет существовать не может, и несущественные свойства (см. Акциденция), без которых существование предмета возможно.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

филос. категория, соотносительная категориям вещи и отношения и обычно определяемая через них. Напр., Гегель определял С. вещи как ". ее определенные соотношения с д р у г и м; свойство имеется лишь как некоторый способ отношения друг к другу" (Соч., т. 5, М., 1937, с. 581). Для традиции объективного идеализма характерно понимание С. как общего, существующего независимо от единичных вещей и включаемого в сферу сознания, т.е. понимание, основанное на отрыве С. от вещи. Субъективный идеализм отождествляет С. с ощущениями и тем самым отрицает объективный характер С. (см. Р. Авенариус, Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры сил, СПБ, 1913). Ленин убедительно показал, что отождествление С. вещей с ощущениями противоречит осн. фактам совр. естествознания и неминуемо ведет к солипсизму. Для мн. представителей совр. логики характерно отождествление С. с классом вещей (см. А. Тарский, Введение в логику и методологию дедуктивных наук, 1948, с. 112). Напр., С. белизны будет тождественно с классом всех белых предметов. Такое понимание С. наз. экстенциональным. В более широком смысле С. понимается как нечто соответствующее особого рода функции – одноместному предикату. Но поскольку всякая функция представляет собой нек-рое отношение, определение С. с помощью понятия о предикате – это определение через вещь и отношение.

Приведенные определения отражают различные стороны категории С., но ни одно из них не выражает полностью того смысла, к-рый вкладывается в это слово в науке и повседневной жизни. Так, во мн. случаях можно заменить С. соответствующим классом, но, напр., классы равноугольных и равносторонних треугольников совпадают, хотя равносторонность и равноугольность – это разные С. треугольников. Определение С. как одноместного предиката также не всегда выражает его специфику. На практике, определяя, что выражает данный предикат, мы не ограничиваемся перечислением переменных, а привлекаем другие, более глубокие соображения. Учитывая это, можно определить С. как то, что будучи отнесено к предмету, в отличие от отношения не образует нового предмета. С. можно определить также как то, что является общим множеству предметов, или как то, что различает предметы. Эти определения тоже не будут исчерпывающими, но раскрывают категорию С. с др. сторон.

Различие типов исследуемых С. во многом определяет дифференциацию наук. В зависимости от того, каким образом изменяются С., их можно разбить на неск. видов: а) С., не обладающие интенсивностью и потому не могущие ее менять (напр., "стеклянный", "электрический", "материальный" и т.д.); их можно назвать точечными; б) С., обладающие в предмете определ. интенсивностью, к-рая может быть большей или меньшей (напр., "длина", "масса", "температура" и т.д.); это "одномерные" или "линейные" С., в) меняющиеся в двух и более отношениях – двухмерные и вообще n-мерные С. (напр., скорость, меняющаяся по направлению и по модулю). "Естеств." науки – физика, химия, астрономия и т.д., а также математика стремятся исследовать прежде всего линейные и многомерные С. вещей. Науки гуманитарного цикла имеют дело гл. обр. с точечными С. или С., приближенно рассматриваемыми как точечные. В совр. науке усиливается тенденция к преодолению этого различия (возникновение афинной геометрии и топологии, исследующих точечные С. фигур; проникновение статистич. методов, связанных с исследованием линейных С., в языкознание и др. гуманитарные науки).

В развитии физики был период, когда каждое С. стремились отождествить с соответствующим материальным носителем (С. теплоты – с теплородом, магнитные свойства – с магнитной жидкостью и т.д.). Такое отождествление (субстантивирование С.), как показало дальнейшее развитие науки, неправильно. Однако у каждого С. вещи есть свой носитель. В ряде случаев он тождественен с самой вещью (так, носителем С. массы, присущего телу, является само это тело). Но, напр., С. разумности человека не распределяется равномерно по всему человеку, а имеет спец. носитель – центр. нервную систему. Чем сложнее С., тем более специфическим является его носитель.

С. не существует вне вещи, но оно не существует и вне отношения и, следовательно, относительно. Относительность мн. С. была известна еще в древности (см., напр., высказывание Гераклита о морской воде в сб. "Материалисты Древней Греции", М., 1955, с. 46). После Локка укоренилось деление С. на относительные и абсолютные (см. Первичные качества). Относительности теория доказала относительность ряда С., в т.ч. геометрич. формы и массы, к-рые раньше считались абсолютными.

Лит.: Овчинников Η. Φ., Качество и С., "ВФ", 1960, No 6; Уемов А. И., Вещи, С. и отношения, М., 1963.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

СВОЙСТВО — характеристика объекта (категория его качества), определяющая его вид, тип, поведение и пр. В известном смысле свойство является универсальной категорией, поскольку категорию отношения можно свести к категории свойства: бинарное отношение можно представить как свойство пары объектов, тернарное отношение — как свойство тройки объектов, вообще и-арное — как свойство д-ки объектов. На языке логики свойство представляется как одноместный предикат, так что логика одноместных предикатов (силлогистика) является по существу логикой свойства. Если держать

ся интуитивного принципа абстракции, то можно считать, что каждое свойство определяет множество объектов, обладающих этим свойством. Тем не менее не существует совместной системы аксиом логики одноместных предикатов, с помощью которой можно было бы описать какое-либо бесконечное множество объектов (напр., множество натуральных чисел). Этим, в частности, подчеркивается ограниченный характер выразительных средств любой формальной теории, использующей только язык свойств и не использующей языковых моделей для выражения отношений.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

свойств о , свойства, мн. нет, ср. Отношение близости между лицами, возникающее не по родству, а из брачного союза (отношения одного супруга с кровными родственниками другого, а также между родственниками супругов). Мы с ним в свойстве.

2.

Этимологический Словарь Русского Языка

Индоевропейское – sue-, suo- (свой).

Латинское – suus (свой).

Общеславянское – svojь (свой).

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

нечто присущее какому-либо предмету, что составляет его конкретное существование (ср. качество). Есть существенные свойства, без которых предмет существовать не может, и несущественные свойства (см. Акциденция), без которых существование предмета возможно.

Римское право. Словарь терминов

это отношение между мужем и родственниками жены и, наоборот, между женой и родственниками мужа, а также между родственниками обоих супругов.

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG habit)

(or лат. habere - обладать)

термин, используемый в средневековой римско-католической теологии для описания постоянного свойства или качества, присущего сердцу и воздействующего на личность в целом.

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: качество, характерная черта, особенность, признак, атрибут, описатель

Энциклопедический словарь

философская категория, выражающая отношение данной вещи к др. вещам, с которыми она вступает во взаимодействие. Свойство нередко рассматривается как внешнее выражение качества.

Словарь Ожегова

СВОЙСТВО, а, ср. Отношение между людьми, возникающее из брачного союза одного из родственников (отношения между супругом и кровными родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов). Быть в свойстве с кемн.

СВОЙСТВО, а, ср. Качество, признак, составляющий отличительную особенность кого-чегон. Химические свойства вещества. Обладать особыми свойствами. Это дело деликатного свойства (особого рода, требует тонкого подхода).

Словарь Ефремовой

  1. ср. Отличительная особенность, черта, характерный признак кого-л., чего-л.
  2. ср. Отношения между супругом и кровными родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов, возникающие из брачного союза.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

(affinitas) — так называется отношение близости между лицами, возникающее, в противоположность родству, не из происхождения, а из брачного союза, соединяющего два рода (С. двухродное), или из двух брачных союзов, соединяющих три рода (С. трехродное). Вследствие брака супруг вступает в С. с кровными родственниками другого супруга, а также кровные родственники одного супруга вступают в С. с такими же родственниками другого супруга — это двухродное С. Если же кто-либо, овдовев, женится во второй раз, а дочь его от первого брака выходит замуж, то между мачехой и мужем падчерицы имеется трехродное С. Для определения большей или меньшей близости С. существуют, как и для родства, технические приемы счисления степеней: если нужно определить степень С. между одним супругом и кровными родственниками другого, то сначала определяется степень родства их по отношению к последнему, и эта степень родства принимается за степень С. их в отношении к первому супругу; если же нужно определить степень С. между родственниками одного супруга и родственниками другого, то особо исчисляются степени родства в каждом роде, и сумма степеней родства принимается за искомую степень С. И в трехродном С. в основу счисления точно так же полагается количество рождений. В каноническом праве С. имеет значение как препятствие ко вступлению в брак лиц, состоящих в известных степенях С. Объем запрещения браков по С. в разное время изменялся. Ветхий Завет воспрещал по С. вступать в брак: свекру со снохой, деверю с невесткой, отчиму с падчерицей и ее дочерью, а также с дочерью пасынка, зятю с тещей. В христианской церкви, на трулльском соборе, определено было не допускать браков в первых четырех степенях двухродного С.; но мало-помалу запрещены были в византийской церкви браки даже до 7 степени С. В трехродном С. по римскому праву запрещался брак в первой степени, т. е. отчима с женой пасынка и мачехи с мужем падчерицы; впоследствии византийское церковное право довело запрещение браков в трехродном С. до 4-й степени. Реформация отвергла сложное каноническое законодательство о препятствиях к браку по С.; евангелические церковные уставы возвратились, большей частью, к постановлениям ветхозаветного закона. По действующему германскому имперскому законодательству воспрещаются браки между свекром и снохой и между зятем и тещей, а также браки с мачехой или отчимом, т. е. только в первой стенени С. В России относительно препятствий к браку по С. действовали сложные византийские постановления, часто смягчавшиеся. В 1810 г. было разъяснено, что пределы брачных запрещений в двухродном С. должны быть проводимы на основании ветхозаветного закона и 54 пр. трулльского собора, именно до четырех степеней включительно. Указами синода 1841 и 1859 гг. разъяснено, что в трехродном С. безусловным и неустранимым препятствием, т. е. препятствием, разрывающим брак, признается лишь первая степень С.

Происходит от мест. свой, далее из праслав. *svojь , от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. свои (Супр.), русск. свой, своя, своё, укр. свій, своя́, своє́, белор. свой, болг. свой, сво́я, сво́е, сербохорв. сво̑j, сво̀jа, сво̀jе, словенск. svȯ́j, svója, чешск. svůj, svoje (svá), svoje (své), словацк. svoj, svoja, svoje, польск. swój, swoja, swoje, в.-луж. swój, swoja, swoje, н.-луж. swój, swója, swójo, полабск. süj, sǘja, süjǘ. Праслав. *svojь родственно др.-прусск. swais, swaia "свой", др.-в.-нем. swîo, geswîo "брат жены, тесть, свояк" (*svei̯o-), др.-инд. svayám "само", svas "собственный", авест. ẋvа-, hva-, др.-перс. uva- -- то же, греч. ἕ "себя", памфильск. έ, лесб. ε, гомер. дат. ед. οἷ, οἱ, лесб. οῖ (*svoi), готск. swēs "собственный", др.-лат. sоvоs "suus", лит. sãvas "свой", латышск. savs, гомер. ἑός, беот. ἑός. Сюда же без -в-: ст.-слав. сѩ, себѣ (см. ся, себе́). Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

свой - ство́

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 1b– по классификации А. А. Зализняка); формы мн. ч. предположительны или неупотребимы.

Корень: -свой-; суффикс: -ств; окончание: -о.

Происходит от свой, далее от праслав. *svojь , от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. свои (Супр.), русск. свой, своя, своё, укр. свій, своя́, своє́, белор. свой, болг. свой, сво́я, сво́е, сербохорв. сво̑j, сво̀jа, сво̀jе, словенск. svȯ́j, svója, чешск. svůj, svoje (svá), svoje (své), словацк. svoj, svoja, svoje, польск. swój, swoja, swoje, в.-луж. swój, swoja, swoje, н.-луж. swój, swója, swójo, полабск. süj, sǘja, süjǘ. Праслав. *svojь родственно др.-прусск. swais, swaia "свой", др.-в.-нем. swîo, geswîo "брат жены, тесть, свояк" (*svei̯o-), др.-инд. svayám "само", svas "собственный", авест. ẋvа-, hva-, др.-перс. uva- -- то же, греч. ἕ "себя", памфильск. έ, лесб. ε, гомер. дат. ед. οἷ, οἱ, лесб. οῖ (*svoi), готск. swēs "собственный", др.-лат. sоvоs "suus", лит. sãvas "свой", латышск. savs, гомер. ἑός, беот. ἑός. Сюда же без -в-: ст.-слав. сѩ, себѣ (см. ся, себе́). Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Читайте также: