Школьный учебник истории как источник знаний и средство обучения

Обновлено: 01.07.2024

Данная работа рассматривает методические вопросы организации работы учителя и учащегося с учебным пособием. В работе обращается особое внимание на то, что контрольно-измерительный материал, который ученик получает для проверки своих знаний должен соответствовать учебному пособию, тогда имеет смысл требовать от ученика работы с данным учебником.

Оценить 992 0

Роль школьного учебника в формировании информационной компетенции учащихся на уроках истории Казахстана.

Важным требованием современного урока истории является правильное определение учителем задач урока, их умение реализовать с учетом неразрывной связи формирования знаний, гражданско-патриотического воспитания и развитием мышления учащихся.

Учитель должен четко понимать, какие методы и формы работы необходимо применять для достижения тех или иных целей на уроке. Полная систематизация в учебном процессе возможна на основе разностороннего осмысления учебного материала, умения работать с учебником и учебными пособиями самого учителя и его учащихся.

Что такое школьный учебник? Это массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования по конкретной школьной дисциплине, и определяющая виды деятельности, указанные в школьной программе для обязательного усвоения учащимися с учетом возрастных особенностей.

Учебник для учителя имеет двойную ценность. 1.Учебник – это часто прямое руководство к планированию урока. 2.Его материал составляет обычно, большую часть программы совместной деятельности учителя и ученика на уроке.

Научить ребенка правильно работать с учебником или учебным пособием главная развивающая задача учителя на уроке истории. Чем является учебник для современного ученика? Он должен предоставить ученику высокую информативность текста. Современные учебники по истории имеют очень большой объем информации, с которым учащиеся не всегда справляются, от этого страдает качество знаний по предмету. Задача учителя с 5-го класса научить работать с исторической информацией, из большого объема текста научить выделять главное, а из текстов сжатого, концентрированного типа получать развернутую информацию путем аналитического мышления.

Какие формы работы с учебником необходимо применять на уроках истории?

Чтение по цепочке

Чтение с выделением ключевых слов

Составление вопросов к тексту

Заполнение тематических таблиц

Конспектирование текста по учебному параграфу

Выполняя данные виды работы, ученики обязаны хорошо понимать, что они должны сделать и какой конечный результат получить. Поэтому задания необходимо сформулировать с учетом возрастных особенностей, причем сделать это необходимо перед выполнением задания.

Если учитель с первых дней учит учеников работать с учебником, то со временем они смогут самостоятельно брать и усваивать учебную информацию.

По календарно-тематическому планированию это 7-тема учебной программы, конец 1-й четверти, учитель может оценить качество своей работы, и узнать, как учащиеся научились работать с учебным текстом.

Учащимся предлагается два варианта работы по одному параграфу, чтобы это была индивидуальная работа и была возможность провести диалог в классе.

Для выполнения этой работы учителем разрабатываются и распечатываются компетентностно-ориентированные задания следующего содержания:

учащихся 5-х классов с учебным текстом по истории Казахстана.

Тема:Племена гуннов на территории Казахстана.

Задание№1.Выбери дату существования гуннов.

с 4 века до.н.э. до середины 3 века н.э.

с 3 века до.н.э. до середины 4 века н.э.

с 5 века до н.э. до середины 3 века н.э. Ответ: _________________________

В каких древних источниках есть информация о гуннах?

греческие источник Ответ: __________________________

Кто такие Туман и Моде?

Выбери слова, которые относятся к гуннам, и подчеркни их:

Продолжи текст: «Прочитав, рассказ в учебнике о гуннах я узнал /а/ …_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание№1 Выбери правильно дату. Расцвет гуннского государства пришелся на

5 век до н.э Ответ___________________

Задание№2Кто нарушил обещание о мире и вторгся в земли племени юечжи?

Кир Ответ__________________
Задание№3

Каким стало государство гуннов при Моде?

Выбери слова, которые относятся к гуннам, и подчеркни их:

- шаньюй, войны, Томирис, дань, Греция, распад, династия Хань, копье, скифы, мезолит.

Продолжи текст: «Прочитав, рассказ в учебнике о хозяйстве гуннов я узнал/а/…

Тема:Племена гуннов на территории Казахстана.

Выбери дату существования гуннов.

1.с 4 века до.н.э. до середины 3 века н.э.

2.с 3 века до.н.э. до середины 4 века н.э.

3.с 5 века до н.э. до середины 3 века н.э. Ответ: 2

В каких древних источниках есть информация о гуннах?

3.греческие источник Ответ: 1

Кто такие Туман и Моде?

Выбери слова, которые относятся к гуннам, и подчеркни их:

Продолжи текст: «Прочитав рассказ в учебнике о гуннах я узнал /а/

Тема:Племена гуннов на территории Казахстана.

Выбери правильно дату. Расцвет гуннского государства пришелся на

3.5 век до н.э Ответ:2

Кто нарушил обещание о мире и вторгся в земли племени юечжи?

Каким стало государство гуннов при Моде?

Выбери слова, которые относятся к гуннам, и подчеркни их:

- шаньюй, войны, Томирис, дань, Греция, распад, династия Хань, копье, скифы, мезолит.

Продолжи текст: «Прочитав рассказ в учебнике о хозяйстве гуннов я узнал/а/…


Одним из основных условий организации эффективного учебного процесса в школе является решение проблемы повышения качества современных школьных учебников.

На сегодняшний момент существует большой выбор учебников и учебных пособий, призванных обеспечить реализацию образовательных и учебных программ. Школьные учебники являются ведущим дидактическим средством организации учебной деятельности учащихся и преподавательской деятельности учителя, главным — одобренным государством — инструментом учения, материальной основой построения образовательно-воспитательного процесса на конкретном уроке. В силу этого они должны создаваться на общих теоретических и методических основах, принятых как представителями предметной и педагогической науки, так и обществом в целом.

Так каким же должен быть современный учебник, чтобы выполнить возложенные на него функции образования, развития и воспитания школьников, удовлетворить потребности учащихся и оправдать надежды родителей, чтобы стать средством организации успешной и эффективной учебной и педагогической деятельности?

Данный учебник написан с позиций цивилизационного подхода. Он повествует о первых людях на Земле, возникновении и истории древнейших цивилизаций Египта, Передней Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Большое внимание уделяется проблеме взаимоотношений и взаимовлияний древних цивилизаций.

Настоящий учебник — составная часть комплекта учебников Образовательной программы `Школа 2100`, созданного в рамках единой концепции современной общеобразовательной школы.

Проводя анализ структуры учебника истории, была взята за основу схема [1, с.39–40], включающая:

1. Текстовый компонент

2. Внетекстовый компонент:

Учебный компонент представляется собой лаконично изложенную историческую информацию, соответствующую темам по истории Древнего мира в пятом классе. Текст содержит повествовательный, описательные, объяснительные приёмы изложения. Он написан доступным для пятиклассника стилем и лаконично отображает необходимый для изучения материал.

Заключительный текст представлен кратким обзором развития цивилизаций Древнего мира. Он не только отражает основные вехи развития, указывает на отдельные особенности и помогает вспомнить основные понятия, но также, что немаловажно показывает связь античной культуры с российской. В итоге, заключительный текст учебника помогает ещё раз учащимся осознать значимость изучения истории, проследить её влияние на современность и даёт стимул для дальнейшего изучения.

Дополнительный текст в учебник представлен редким цитированием выражений известных философов и видных деятелей древности, а также вставками отрывков художественного текста в параграфах по изучению мифологии древности. В учебнике не представлен дополнительный текст в виде документов.

Пояснительный текст представляет собой словарь в конце каждого параграфа, подписи к иллюстрациям и картам.

Внетекстовый компонент представлен многообразием иллюстрация, карт, документальными изображениями. Со стороны методического аппарата учебник содержит ключевые вопросы, вопросы и задания. Аппарат ориентировки отображен в виде оглавления, рубрикации, системы символов, словарей и указателей с использованием основных дат, понятий и персоналий по всеобщей истории.

Роль данного учебника в образовательном процессе можно проследить в процессе проведения уроков истории.

В течение педагогической практики мною были проведены уроки в классе, следующему по программе данного учебника.

Составление плана урока и подготовка к нему начинались с прочтения и анализа текста учебника. В большинстве случаев текст учебника использовался источником нового материала на уроке. Термины и даты, приводимые в тексте и конце параграфа, использовались в качестве ключевых. Большая часть вопросов к уроку, была составлена на основе текста учебника. Были использованы и ключевые вопросы, представленные в тексте параграфов.

Подготовка опорной презентации также осуществлялась на основе учебника и в процессе урока синхронно выделяла особо значимые аспекты темы.

Учебный процесс на уроке всегда проходил при непосредственном использование учебника — как основного источника новых и обобщающих знаний.

Ход урока был построен на представленной в параграфе логике изложения исторической информации. Работу с текстом вёл как учитель — аудиальное воспроизведение информации параграфа, так и учащиеся — чтение текста, работа с текстом в парах и группах, анализ текста, поиск ответа на поставленные вопросы, краткий пересказ.

Недостатком текстового компонента я считаю отсутствие исторических документов. Такой навык работы, как работа с историческим документом важно и нужно развивать в учащихся с самого начала работы по курсу истории. Исторические документы не только развивают навыки работы с текстом, но также учат критически мыслить, находить и обрабатывать необходимую информацию.

Кроме работы с текстовым компонентом, велась активная работа с иллюстративным аппаратом и картами.

Параграфы 29 (Древние Афины), 31 (Появление греческих колоний), 32–33 (Греко-Персидские войны) сопровождаются картами по изучаемому материалу, с помощью которых, я как учитель-практикант, без затруднений отработала навык работы с картами. Учащиеся же, активно работали с картами как на уроке — это индивидуальная работа, работа у доски, так и дома — при выполнении заданий в рабочей тетради. С помощью представленных карт учащиеся хорошо усвоили географическое положение Аттики, направления Греческой колонизации и смогли проследить ход греко-персидских войн. Карты, представленные в данных параграфах, использовались при работе и с другими темами, т. к. давали широкий круг информации для логического размышления учащихся на уроке во время обобщения уже известной и новой информации.

Иллюстративный аппарат, который представлен основными изображениями по теме, являлся хорошим объектом для размышлений. Иллюстративный аппарат включает: изображение рельефов, реконструкции архитектурных объектов и памятников, изображение монет и рельефов, модели кораблей, фотографии сохранившихся фрагментов культурной среды, картины и мозаики. На его основе учащиеся могли самостоятельно делать выводы и отвечать на проблемные вопросы. Например, изучая ход греко-персидских войн, учащиеся, не изучая раздел о битве при Саламине, с помощью проблемных вопросов и изображения греческой триеры смогли объяснить причины победы греков. Нехватка иллюстративного материала в учебнике, стала заметна при переходе к параграфу 35 (Религия древних греков) — столь обширный материал, с большим количеством персоналий, по-моему, мнению должен сопровождаться большим количеством иллюстраций. В целом иллюстрации в учебнике несут в себе важную смысловую нагрузку. Они помогают образно усвоить материал, развивают мышление учащихся. Иллюстративный материал частично заменяет текст; выполняет функцию обслуживания текста.

Одним из минусов данного учебника — является отсутствие текстовых таблиц, планов-схем, опорных схем. В условиях начала работы с таким массивом информации, как всеобщая история в рамках урока, я считаю необходимым наличие обобщённого и наглядного материала, который можно использовать на уроках, при выполнении учащимися домашних заданий, а также при подготовке к промежуточным формам контроля.

Аппарат ориентировки включает предисловие, примечания, заключение, библиографические материалы, указатели. Он помогает учащимся полнее овладеть знаниями по истории и наиболее эффективно использовать учебник в процессе обучения. Также аппарат ориентировки имеет свои недостатки — отсутствие ссылок на интернет ресурсы, библиографии и справочников.

В обобщение полученного мною опыта работы с данным учебником истории мне хотелось бы сказать, что учебник под редакцией С. В. Колпакова и Н. А. Селунской по Всеобщей Истории для 5 класса, как и все современные учебники по истории, имеет свои плюсы и минусы. В целом, учебник даёт полное, последовательное, а главное доступное представление о всеобщей истории для учеников 5 класса. С помощью него учащиеся могут освоить основной материал по курсу истории, научиться работать с текстом, иллюстративным аппаратом, а также освоить навыки работы с аппаратом ориентировки. Учебный комплекс, включающий рабочие тетради и электронное пособие, является дополнительным источником знаний. Однако, ведущая роль на уроке и в процессе выполнения домашних заданий остаётся за учебником. И учитель, и учащиеся могут эффективно построить свою деятельность, используя представленный учебник.

1. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника по истории. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 2015. — 77с.

2. Колпаков С. В., Селунская Н. А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учебник. — М.: Дрофа, 2012. — 272 с.

4. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 2000. — 240 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)

Основные термины (генерируются автоматически): учебник, аппарат ориентировки, всеобщая история, иллюстративный аппарат, учащийся, греко-персидские война, дополнительный текст, работа, урок, Древний мир.

Похожие статьи

Проблемный метод активизации познавательной деятельности.

учебник, всеобщая история, аппарат ориентировки, иллюстративный аппарат, учащийся, урок, работа, дополнительный текст, греко-персидские война, Древний мир.

Урок по истории древнего мира в 5 классе с использованием.

Углубить знания учащихся по истории Древней Греции.

Мой главный труд по истории посвящён греко-персидским войнам.

Учащиеся меняются текстами. Проводится совместная проверка с обсуждением вслух.

Понимание исторического источника учащимися как.

— 216 с. Крючкова Е. А. Работа с письменными историческими источниками в курсе истории Древнего мира (V класс).

Задания для самостоятельной работы студентов по курсу.

Проанализируйте основной текст учебника истории (на выбор; 5–9 классы).

Алексашкина Л. Н. Всеобщая история. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.

Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира.

Развитие внимания учащихся 5-х классов на уроках истории.

Урок по истории древнего мира в 5 классе с использованием. Углубить знания учащихся по истории Древней Греции. 2. Развивать внимание, память, мышление, умение выявлять причинно-следственные связи, совершенствовать навыки работы с исторической картой.

Использование ЭОР на уроках истории: дань моде или.

Текст, методический аппарат и иллюстративный ряд рассчитаны на

Образование государства в Древнем Египте (урок истории. )

Урок по истории древнего мира в 5 классе с использованием. Углубить знания учащихся по истории Древней Греции.

У презентаций естьряд преимуществ: ‒ учащихся привлекает новизна уроков. Учитель, использующий в своей работе мультимедийные презентации.

Использование электронных исторических карт при изучении.

Использование информационных технологий позволит учащимся найти объект сначала на карте мира, затем на карте страны, затем перейти к тематической карте или карте-схеме.Кроме того, открытие нового знания на уроке истории целесообразнее начинать не с текста учебника или.

Обобщение педагогического опыта. Новые подходы.

Новые подходы к формированию понятийного аппарата учащихся на уроках истории и обществознания.

Основные термины (генерируются автоматически): понятийный аппарат, ученик, учащийся, термин, форма работы, признак, работа, знание, ребенок, класс.

Классификация например по степени важности, или же основные и вспомогательные.

Учебно-методический комплекс по истории

Под учебными комплексами обычно понимают учебно-методическую литературу, наглядные и иные средства обучения по каждому курсу истории. К ним относятся:

учебные пособия (учебные пособия, хрестоматии, книги для чтения);

методическая литература (методические пособия, книги, статьи, рекомендации, сборники заданий и задач);

научная, научно-популярная и художественная литература (монографии, книги для чтения, хрестоматии, художественные произведения);

наглядные средства обучения (печатные, объемные, экранные и экранно-звуковые). Методические пособия могут быть как подробные поурочные, так и тематические, где даются разработки отдельных тем курса. В поурочных пособиях обычно предлагаются рекомендации проведения вариантов уроков с учетом разного уровня развития учащихся. . Как правило, в пособиях дается система работы над умениями различного вида, над понятиями и т.д. Покурсовые пособия необходимы учителям для сокращения времени подготовки к урокам, что особенно важно при высокой недельной нагрузке. Кроме того, такие пособия крайне важны для начинающих учителей.

Характеристика школьного учебника. К нему предъявляется важнейшее требование раскрывать основы науки в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности. Ученые выделяют следующие функции школьного учебника:

информационная (раскрывает содержание образования, дает объем материала на каждый урок с учетом возраста учащихся);

систематизирующая ( обеспечивает последовательность изложения содержания, систематизирует его);

обучающая (облегчает усвоение и закрепление знаний);

воспитательная (способствует реализации воспитательных целей обучения истории).

Учебник состоит из текста, который определяется системой отбора фактов. Его содержание подразделяется на разделы, главы и параграфы. Последние должны быть равновеликими и иметь законченный, целостный характер. Число параграфов должно соответствовать учебному плану по предмету.

Содержание учебника подразделяется на основной (теоретический и фактический материал), дополнительный (справочный), пояснительный (примечания, комментарии). Ядро основного текста составляет информация о важнейших идеях и понятиях,, теориях, способах деятельности.

Сложность текста учебника может быть предметной, логической и языковой. Сложность исторического содержания зависит от насыщенности текста понятиями, терминами, выводами теоретического характера. По мнению ученых, для понимания текста учебника нужно, чтобы количество дополняющих предложений было в четыре раза больше, чем базисных. Базисные необходимы для понимания последующего материала.

К внетекстовым компонентам учебника относятся иллюстрации, вопросы и задания, документы, а также указатели. Иллюстрации и схемы учебника используются для создания образов прошлого. Они раскрывают содержание книги средствами образной и знаковой наглядности.

Основную часть методического аппарата учебника составляют вопросы и задания к параграфам. Они помогают учащимся сознательно и глубоко усвоить содержание урока, а учителю дают возможность руководить учебной деятельностью учеников. Обычно вопросы бывают разной сложности, что позволяет дифференцировать работу учащихся.

В оценке качества учебной литературы по истории эксперты придерживаются следующих критериев:

• соответствие учебника современным требованиям системы образования в целом;

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях развития общества школа призвана обеспечить рост и развитие личности школьника. Основное назначение ее видится в формировании личности выпускника, личности самостоятельной, творческой, подготовленной к решению важнейших проблем современности, к дальнейшему самообразованию.

Осознание учащимися целей самостоятельной работы с учебником до собственных потребностей ведет к самообразованию, которое является частью непрерывного образования, а оно, в свою очередь, имеет цель обеспечить каждому человеку творческое обновление, развитие и совершенствование как личности, субъекта деятельности на протяжении всей жизни.

В современных условиях развития общества школа призвана обеспечить рост и развитие личности школьника. Основное назначение ее видится в формировании личности выпускника, личности самостоятельной, творческой, подготовленной к решению важнейших проблем современности, к дальнейшему самообразованию.

Осознание учащимися целей самостоятельной работы с учебником до собственных потребностей ведет к самообразованию, которое является частью непрерывного образования, а оно, в свою очередь, имеет цель обеспечить каждому человеку творческое обновление, развитие и совершенствование как личности, субъекта деятельности на протяжении всей жизни.

Задача образования в школе состоит не только в том, чтобы дать ученикам теоретические и практические знания в различных областях, но и, что очень важно, научить их добывать эти знания самостоятельно. И помощником в этой работе может служить обычный школьный учебник.

Особенно важно систематически использовать учебник в школьных курсах истории с 5 - 6 класса с тем, чтобы при дальнейшем изучении предмета эта работа велась также систематически. При этом сформированность элементарных умений и навыков работы с учебником у учащихся средних классов явится основой для формирования более сложных умений этой работы у старшеклассников, что повлечет за собой развитие у них самостоятельности и готовности к самообразованию.

Существует множество различных объективных и субъективных причин, по которым учителя редко обращаются к учебнику на уроке: желание показать свою эрудицию, ложный страх, что ученики сочтут незнайкой, неудачные учебники, стремление к новым формам работы и т.д.

Следствием такого невнимания к учебнику со стороны учителя является тот факт, что только незначительная часть учащихся младшего подросткового возраста владеет некоторыми умениями работы с учебником, и потому знания школьников оказываются слабыми. Низкий уровень развития у учащихся 6-х классов умений работы с учебником не позволяет им достаточно полно усвоить объем учебной информации на уроках, а это приводит к определенным перегрузкам при выполнении домашних заданий. Кроме того, несформированность умений работы с учебником порождает нежелание работать с какой-либо другой литературой, то есть не происходит приобщения к самообразованию.

Как правило, учебник чаще всего используется для закрепления и повторения материала дома. Но работа с учебником именно на уроке, под руководством учителя, на всех этапах урока, позволяет использовать его не только как источник информации, но и как средство для формирования учебных навыков. Таких, как умение самостоятельно получать знания, находить и выделять главное, систематизировать и фиксировать мысли в виде планов, конспектов, схем, таблиц и опорных конспектов, которые облегчают формирование приемов сравнения и обобщения.

Используя эффективную методику обучения по систематическому использованию учебника на уроках истории, можно улучшить учебно-воспитательный процесс, то есть увеличить самостоятельность учащихся в приобретении знаний, развитий умений и отношений к человеку и обществу, а также выработать у них приемы приобщения к самообразованию.

Мы считаем, что конечной целью использования учебника на уроке является подготовка школьников к самообразованию путем научения их умениям работы с учебником и переносу этих умений на любую другую литературу, путем воспитания при этом потребности в знаниях и желании применять их на практике, и выражать знания через отношения к человеку, обществу.

Исходя из этого, учащиеся должны четко представлять себе структуру учебника и научиться работать с ее компонентами.

Известно, что основное содержание учебника представлено различными видами текстов и внетекстовым методическим аппаратом.

При организации работы учащихся с различными структурными компонентами учебника можно выделить три группы приемов: с аппаратом ориентировки в содержании учебника, с текстом учебника, с методическим аппаратом, направленных на развитие различных групп умений (учебно-организационные, учебно-информационные, интеллектуальные, практические).

Задания при работе с учебником могут носить различный харак­тер: поисково-репродуктивный, сравнительно-аналитический и творческий, что позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении. Кроме того, при этом значительно облегчается выполнение домашних заданий.

Приемы работы

Развитие умений

1 группа -
с аппаратом ориентировки в содержании учебника

учебно-организационные - ориентироваться в содержании учебника (введение, оглавление, условные обозначения к заданиям), быстро находить необходимый материал в тексте, запоминать главное из основного текста (они используются для организации внимания и учебной деятельности учащихся)

2 группа -
с текстом учебника

учебно-информационные – составлять план, тезисы, конспект;

интеллектуальные (общелогические, способствующие развитию мыслительной деятельности учащихся) - анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи и доказательства по тексту, и делать выводы, работать с текстом исторических документов и т.д.

Читайте также: