Оценка или отметка в школе как правильно

Обновлено: 03.07.2024

Росавиация продлила запрет на полеты на юге и в центральной части России до 14 марта.

В 2020 году Стивен Кинг занял первое место среди самых издаваемых в России авторов.

Также Puma прекращает сотрудничество с российской баскетбольной ассоциацией.

Инфографика

  • Инфографика ЖКХ
  • Недвижимость
  • Как сделать ремонт квартиры
  • Всё об авто
  • Красота и здоровье
  • Спорт и здоровый образ жизни
  • Беременность и роды

О проблеме школьной отметки и возможных альтернативах поговорили с директором Московского центра качества образования Кузьминым Павлом Владимировичем.

- Существуют разные системы оценивания: пятибалльные, десятибалльные, буквенные. В чем разница?

- Система оценивания – это не только шкала выставления отметок, но и в целом контрольная связь между учителем, учеником и родителями. Разнообразие систем заключается в том, что в каждой из них оценивание соответствует определённым критериям.

Каждый балл или буква имеет определённый вес (или критерий/ показатель). Когда большой диапазон позволяет детально отслеживать динамику и выставить именно тот балл, который заслужил ученик на данном этапе. С другой стороны, с увеличением диапазона оценивания растут и требования к четкости критериев.

- В начальной школе нет оценок. Есть солнышки и звездочки. Но суть ведь не меняется. Солнышко – тоже оценка. Одному дали, а другому – нет. Другой расстроился. Что Вы об этом думаете?

- Оценка и отметка – это разные понятия. Оценка – это “информация” о результативности обучения. Отметка – это знаковое выражение оценки. Отметки без оценки не бывает. При этом оценка – это инструмент, который не всегда переводится в отметку. “Словесная” оценка (рекомендация, если хотите) дает точную характеристику уровня знаний, но, будучи переведённой в отметку, сужает свой смысл.

- Говорят, отметки вешают ярлыки. Отличник не будет стараться стать ещё лучше, отстающий смирился и тройка для него – сомнительная мотивация. Ваше отношение к “ярлыкам”?

Можно увлечь ребенка вне зависимости от его успехов, главное – создать для него условия, при помощи которых он сможет проявить свои способности и по-новому посмотреть на учёбу.

- Вы сами проводите диагностики учащихся и учителей. Каким образом вы их оцениваете? Как работает система?

Таким образом, диагностики выявляют проблемы в освоении материала. В том числе мы помогаем понять, умеет ли ребёнок мыслить “метапредметно” - то есть разбирается в теме с точки зрения разных дисциплин.

- Возможно ли вообще – отметки отменить? Или это утопия?

Отменить отметки можно, а вот отменять оценку как инструмент совместной работы ученика и учителя нет смысла. Качественная оценка показывает правильность, глубину, объём знаний, умений.

Учителю тоже важен процесс оценки: он помогает понять готовность учеников к усвоению новых знаний, выявить причины затруднений и ошибок, определить эффективность методов и технологий обучения.

Оценки нужны и родителям – как мера измерения успехов ребёнка. Но оценки не могут быть главным показателем успешности. Нам хотелось бы, чтобы родители смотрели не на оценки, а на новые знания и умения ребёнка. Родители должны видеть не отметки, а практический результат.

Если система оценивания выработана совместно всеми учителями, прописана в локальных актах и доведена до сведения учащихся и их родителей, то начинает действовать механизм саморегулирования. Учащиеся понимают, что они должны сделать, чтобы быть аттестованными по каждому предмету. Такая система воспитывает ответственность за свои результаты, приучает к целеполаганию (какой уровень учащийся планирует достигнуть) и мотивирует к обучению.

- Это сервис самооценки, самоподготовки: школьник в любом месте, в любое время может проверить свой уровень знаний, отследить динамику успехов. Оценить себя можно по разным предметам. Приложение включает в себя проверочные работы, задания из ГИА (ЕГЭ и ОГЭ), а также задания из международных исследований. Сервис содержит справочные материалы: таблица Менделеева для химии, контурные карты для географии и так далее.

- Как выглядит контроль за выполнением? Это ведь не учитель, который “всё видит”.

Каким образом приложение проверяет творческие задания? Например, сочинения или изложения?

- Действительно, в сервисе доступны задания, которые может оценить только эксперт. При использовании мобильного приложения изображение автоматически будет обработано и направлено специалисту.

- В каком виде приходят результаты?

- Учащийся получает не только информацию о правильных или неправильных ответах и итоговый балл, а развернутую информацию по своей работе: по каким темам есть затруднения, какие именно затруднения и как над ними работать.

- У сервиса есть “эксклюзивная опция”? Что-то, что отличает приложение от других онлайн-тестирований?

- Одно из явных и весомых преимуществ – онлайн-консультация со специалистом. Все задания разрабатывают эксперты Московского центра качества образования и специалисты в сфере образования, в том числе международные. Каждое задание содержит визуальную инструкцию по выполнению. Отвечают на вопросы учащихся тоже - опытные эксперты.

- Промежуточный итог и планы на будущее?

- В настоящее время доступ к электронной системе получили все московские школы. Сервисом уже воспользовались более 10 000 человек.

Скоро система пополнится заданиями для всех классов по всем предметам, будет увеличено количество “международных проверок”, создан закрытый банк заданий для административных контрольных работ, появятся диагностики в рамках медицинских, инженерных и кадетских классов. Также планируем создать версии заданий для детей с ОВЗ.

Здравствуйте! Под статьей о том, что иногда у ребят выходит обидная одна четверка среди всех остальных отличных, состоялся интересный разговор. Его инициатором стал читатель (надеюсь, и подписчик) Владимир Тер-Григорян .

Он настаивает на том, что отметки в школе не нужны и даже вредны, что их можно отменить, проверяя и оценивая знания детей только на выходе из школы. Если немного исказила идею, Владимир меня поправит в комментариях.

Оценка или отметка?

Если заглянем в словарь Ожегова, то увидим различие/сходство в значении слов "отметка" и "оценка":

Итак, если придерживаться мнения Ожегова, то отметка и оценка в школе - это синонимы . Чтобы не путать всех (и себя), я буду наши "пятерки" и "четверки" называть для удобства только отметками.

А что, если учить без отметок?

Наш коллега Владимир Тер-Григорян утверждает, что он учил ребят физике 30 лет и ставил баллы формально, предупреждая ребят об этом. На экзаменах они давали тот результат, который получился в процессе обучения.

Вот небольшая выдержка из его суждений:

Сейчас все делается ради оценок . При этом делается в высшей степени бессмысленно. Подавляющее большинство получает кучу ничего не означающих оценок в журнал и кучу ненужной информации в мозг. Хорошо учиться только ради оценок невозможно . Можно вызубрить и оттарабанить параграф. Можно списать сто тысяч контрольных. К "хорошо учиться" это отношения не имеет.

Мне стало интересно. Как-то раньше я была за 10-балльную систему оценивания. Теперь задумалась о том, а как бы все происходило, если эти баллы отменить совсем. Ведь в детском саду никто не выдает зарплату в виде пятерки, в институтах лишь при проверке знаний (на сессиях).

Возможно, в безотметочной школе жилось бы намного легче и продуктивнее?

Попробую выявить преимущества:

1. Родители перестали бы ругать детей за двойки (Вспомним картину Решетникова))).

2. У самих ребят исчез бы страх на каждом уроке за невыученные правило/параграф/стихотворение.

3. Учителя освободились бы от ненужной волокиты с проверкой тетрадей и выставлением баллов в журналы и дневники.

4. У некоторых детей не было бы клейма "слабого ученика", "двоечника" и т.п.

Этот список можно еще дополнить (надеюсь, вы это сделаете в комментариях).

Конечно, возможно, появятся другие проблемы, потому что нужна сознательность, без нее никуда не деться. При таком подходе к организации образования педагоги должны сознательно готовиться к урокам и выкладываться на 100%, ребята учиться не за похвалу, а потому что уверены, что это им надо.

Мне было бы очень интересно понаблюдать за этим явлением. И речь сейчас не о первоклассниках, а о всей школе.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Разграничение понятий оценки и отметки в образовании.

Понятие оценки и отметки путают не только учащиеся и их родители, но и учителя. В энциклопедии дано философское определение:

Благодаря положительной оценке наблюдается рост ученика, вырабатывается интерес к предмету и стремление к знаниям. Сейчас в 1-ом классе безотметочный метод работы, учитель оценивает ученика, не ставя ему отметку.

Отметка – знак, сделанный на чем-либо: на плане, на карте, в ведомости, в работе ученика. Часто отмечают нужное место в книге, отмечают отсутствующих учащихся на уроке, в классе. Примером того, что это знак в тетради ученика на факультативных занятиях я ставлю плюсики за правильно решенную задачу, пример или верный ответ, а в конце занятий подсчитываю эти (++). И ребята очень добросовестно их подсчитывают, ничего себе не прибавляя. Таким образом, определяется кто из группы ребят впереди других.

В учебной системе отметка оценивает знания учащихся. Очень важно учителю быть объективным, ставя отметку в тетради. Хорошо, когда проверяешь письменные работы учащихся и не смотришь на фамилию ученика, а оцениваешь только его работу, то, что и как выполнено, а не те, кто это выполнил. При устных ответах учащихся, выставляя ученику отметку, важно прокомментировать ответ, чтобы он понял, за что ему поставили ту или иную отметку, а еще лучше, если это комментирование учитель проводит совместно с учащимися класса.

Оценкой называют процесс сравнения знаний, умений и навыков с теми эталонами, которые представлены в учебной программе. Отметкой является количественная мера оценки, выраженная в баллах.

В Беларуси 15 лет назад перешли от 5-балльной системы оценивания к 10-балльной, и до сих пор не умолкают споры по этому поводу, до сих пор родители сравнивают баллы из 10-балльной системы с привычными им 2,3,4 и пятёркой. Знания украинских школьников оцениваются с помощью 12-балльной шкалы, во многих школах зарубежья используется рейтинг (проценты), то есть 100-балльная система. А в начальной школе Беларуси есть ещё и безотметочное оценивание, которое вызывает больше всего споров и нареканий.


Скомкали фартук холодные ручки,
Вся побледнела, дрожит баловница.
Бабушка будет печальна: у внучки
Вдруг — единица!

Смотрит учитель, как будто не веря
Этим слезам в опустившемся взоре.
Ах, единица большая потеря!
Первое горе!

Слезка за слезкой упали, сверкая,
В белых кругах уплывает страница…
Разве учитель узнает, какая
Боль — единица?

Низкая отметка – боль ученику, расстройство для родителей, обыденность для педагога. Не всегда это так, но большинство педагогов использует отметку в качестве метода кнута и пряника.


Нужна ли отметка?




А теперь ответьте: что для мамы и папы обозначает выставленная цифра 8? Над чем работать с ребёнком? И вообще, сколько он ошибок допустил, за что это? Или просто 8 – это хуже, чем 10. Но не намного. А вот 3 – это уже значительно хуже. Но в чём? Вот вопрос.

Маленький ребёнок 6-9 лет вообще не понимает, с чем связаны эти числовые символы, которые выставляет учитель в тетради.


В принципе, ему непонятны и отметки на линеечках успеха, правильности и аккуратности. Ведь все эти отметки сплошь субъективны. И с точки зрения его, ребёнка, всё хорошо. Если бы он мог найти ошибки в работе, он бы обозначил правильность на линеечке ниже. Но он не может. Это его работа, он её писал. Значит, писал правильно. Навык самоконтроля слишком слаб, а самооценка может быть на разных уровнях: от заниженной до завышенной. Весьма редко – адекватная. Да и в чём же адекватность? В соответствии с субъективным мнением учителя или с ещё более субъективной шкалой отметки в контрольно-измерительных материалах, где за 1 ошибку ставится 7?

К этому ли мы стремимся? Изменить эту ситуацию может лишь грамотный педагогический и родительский подход. Не значит, что мы можем сделать процесс оценивания идеальным, но мы можем попытаться изменить сам принцип оценивания.

Здесь начну сразу с подводных камней: это отнимает очень много времени. Но лично я убедилась, что затраченное время сторицей отражается в результатах. А к чему мы стремимся? Не к этому ли?


Первое. Важно продумать, что мы хотим оценить на сегодняшнем уроке.
Рассмотрю пример.

Оговорюсь: на эту тему в 1 классе отводится всего 1 час, ещё час на закрепление, но он совмещён со внеклассным чтением.

Итак, мы, как грамотные педагоги, хотим, чтобы в конце этого урока дети научились самостоятельно делить правильно слова на слоги и обозначать ударный слог? Нет, это невозможно. Какими бы гениальными дети не были, одного часа мало. Значит, сужаем критерии.

— Определять коллективно количество слогов в слове и самостоятельно обозначать их на схеме. Справятся? Да, всегда найдётся лидер, тянущий за собой.

С критериями определились. Их называем (выделяем вместе с учениками) в начале урока. Теперь ребятам понятно, к чему стремимся и что будут от них требовать в конце урока.

— напишу правильно (в соответствии с эталоном) не менее 5 букв.

— напишу слоги ма, мо, му, мы, ми, выбирая верхнее или нижнее соединение

— напишу слова мама, сама.

Да, на выработку критериев уходит время. Но именно они – основополагающие в оценивании. Именно они расставляют границы между непознанным и необходимым.


Второе. Работы ребёнка необходимо оценить. Мы формируем самооценку (просим обозначить правильные (изредка ошибочные) элементы). И, если оценивая своё задание в первый раз, дети не видят или не хотят замечать неточности, то, чем чаще они практикуются, тем критичнее становятся.

Формирование адекватной самооценки тесно связано и с процессом взаимного оценивания учащихся. Однако важно отметить, что совершается взаимооценка не с целью обидеть соседа, а с целью подбодрить, дать совет или рекомендацию. Очень важно с самого первого урока хвалить ребят именно за адекватную самооценку и взаимооценку, а не только за превосходные результаты деятельности. После осуществления само- и взаимооценки учитель выставляет свои значки – согласие или несогласие с тем, как оценён ребёнок. Это позволяет найти в результатах учёбы дополнительный повод для радости: да, моя работа была далека от идеала, но я смог верно себя оценить и оценить труд соседа.

Однако учителю, как и родителям, следует обратить внимание на примеры удачной и неудачной обратной связи при осуществлении оценочной деятельности:


Думаю, получив развёрнутый комментарий от учителя (ученика, родителя), ребёнок поймет, к чему ещё ему необходимо стремиться. И, если это и не сможет стать для него стимулом к улучшению его учебной деятельности, то, хотя бы откроет для него тайны, скрывающиеся за оболочкой безличной школьной отметки.


Как же поступить с отметками?
Мы никуда не сможем деться от выставления их в журнал и дневники учащихся. Тут множество вариантов: выставление отметок по договорённости с учащимися за самостоятельные, практические работы, творческие задания. Ну и, естественно, за обязательные контрольные работы.

Только тогда обучение станет успешным, когда учителя перестанут использовать отметку в качестве кнута, родители – в качестве пряника, а сами дети понимать её как материальное стимулирование деятельности.

Читайте также: