Промышленное производство азотных удобрений план урока

Обновлено: 03.07.2024

Все чаще учителя в своей практике применяют форму интегрированного занятия. Данная форма урока способствует лучшему усвоению учебного материала по двум дисциплинам сразу.

ВложениеРазмер
integrirovannyy_urok_po_himii_i_geografii.docx 26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная: Сформировать знания о сложности отраслевого состава химической промышленности, о ее значении в народном хозяйстве; закрепить знания учащихся о видах минеральных удобрений;

Воспитательная: формировать научное мировоззрение, толерантность, усидчивость, положительного отношения к предметам, экологическое воспитание учащихся на примере влияния химической промышленности на окружающую среду;

Развивающие: продолжить формирование умений составлять схемы межотраслевых связей; совершенствовать умение анализировать тематические карты, составлять уравнения химических реакций, самостоятельно делать выводы, способствовать развитию психических процессов.

Тип урока : Комбинированный урок

по степени мышления - продуктивный и репродуктивный;

по характеру управления учебной работой - совместная с учителем и самостоятельная. Сочетание фронтальной и индивидуальной работы.

1. Организационный этап. Проверка готовности к уроку.

2. Вводно-мотивационный этап.

Учитель географии. Проговаривает тему и цель урока.

Вы уже заметили, что у нас сегодня необычный урок. На этом уроке мы будем решать не только географические задачи, но и химические.

Давайте вспомним, по какому плану мы с вами даем характеристику любой отрасли? (план на партах у учащихся)

Сегодня мы рассмотрим минеральные удобрения, не только с точки зрения элемента народного хозяйства, но и как химические вещества. И поэтому урок я поведу вместе с учителем химии.

3. Изучение нового материала

Учитель химии. На предыдущих уроках мы познакомились с элементами -неметаллами: S, N, С, Р. Эти химические элементы входят в состав тканей всех живых организмов, в том числе и человека. Некоторые элементы (N, Р, С, S, К, Са и Mg) необходимо растениям в больших количествах - это макроэлементы. Другие (Fe, Co, Ni, В и Си) требуются в небольших количествах - микроэлементы. Но запасов в почве таких важных элементов, как N, Р и К не достаточно. Поэтому минеральные удобрения, содержащие эти элементы, производят в промышленных масштабах.

- На столе находятся разные виды удобрений. Зная химические формулы веществ, разделите представленные соединения на 3 группы:

- Кто желает? Покажи удобрения остальным учащимся.

Итог: Правильно, только у нас получилось не три, а четыре группы. В четвертой группе комплексные удобрения, которые сочетают несколько элементов. Их использование намного эффективнее. Учитель географии. Итак, первый вопрос, который мы рассмотрим это калийные удобрения. Давайте приступим к заполнению таблицы. Смотри приложение

Учитель химии. Калий ускоряет процесс фотосинтеза и содействует накоплению углеводов. Растения усваивают ионы калия из его солей. Примерами калийных солей могут быть: (запись в таблицу)

КС1 - хлорид калия, который встречается в природе виде минерала сильвинита это смесь двух хлоридов - КС1 х NaCl

K2S04 - сульфат калия.

K2S04 - древесная зола, которая получается при сжигании древесины.

Вывод: Таким образом, почти все калийные удобрения встречаются в природе в виде минералов.

Учитель географии: Как вы видите, производство калийных удобрений достаточно не сложно. Размещение предприятий тоже очень просто. Все калийные соли России добывают на единственном месторождении - Соликамском. В Пермской области. Найдите это месторождение на карте атласа. Сами же удобрения производят в 2-х промышленных центрах - Соликамске и Березняках, (запись в таблицу)

- Какой фактор повлиял на размещение предприятий по производству калийных удобрений?

- Сделайте вывод о размещении предприятий по производству калийных удобрений.

Ответ: Предприятия размещаются у мест добычи каменных солей, так как производство отличается большими затратами сырья.

Учитель химии: Теперь перейдем к - фосфорным удобрениям.

Фосфор влияет на рост и развитие цветов, плодов. Самое дешевое удобрение - это фосфоритная мука - СаЗ(Р04)2 . Получается она при размалывании фосфоритов. (запись в таблицу)

Учитель географии: Месторождений фосфоритов у нас не много. Основой для производства фосфорных удобрений служит апатитовый концентрат фосфориты. По карте атласа найдите и назовите месторождения фосфоритов и апатитов, которые являются сырьем, (запись в таблиц).

Ответ: Хибины - Кольский полуостров. Егорьевск - Московская область. Воскресенск.

Производство сосредоточено в 3-х районах.

- Какой фактор повлиял на размещение этих предприятий?

Учитель химии: Однако фосфоритная мука нерастворима в воде и усваивается не всеми растениями. С помощью химических реакций в промышленности ортофосфат кальция переводят в дигидрофосфаты. Запишем уравнение реакции: (запись в таблицу)

Используют также аммофос: NH4H2P04 - аммофос.

(NH4)2HP04 -гидроортофосфат аммония.

- Ребята, как вы думаете. Где лучше разместить это производство ?

Ответ: Ближе к потребителю, (запись в таблицу)

Действительно, производство самого удобрения приближено к потребителю, то есть размещается в с/х районах (центры).

Вывод: Предприятия по производству фосфорных удобрений размещаются у мест добычи фосфорного сырья (фосфоритов и апатитов) и в с/х районах.

Учитель химии: следующая группа удобрений это азотная. Азот улучшает рост растений, повышает в них содержание белка. Если азота не хватает, то растения плохо растут. Их листья бледнеют и даже желтеют.

Давайте запишем уравнения реакций, благодаря которым получают азотные удобрения, (запись в таблиц)

NH3 + HN03- NH4N03 (селитра аммиачная)

КС1 +NaN03- KN03 + ЫаСКкалиевая селитра)

2NH3 + H2S04 (]чГН4)2804(сульфат аммония)

NH3 + НОН- NH40H (аммиачная вода)

Учитель географии: Полученные удобрения широко используются в с/х. Но в природе нет или очень мало соединений, используемых в производстве, главным источником сырья в нашей стране служит природный, а также коксовый газ - это побочный продукт производства. (Запишите в тетради сырье).

- Изучите карты атласа, выделите основные центры производства азотных удобрений. Запишите их в таблицу.

Ответ: Щекино, Новомосковск, Новгород, Тольятти, Череповецк, Липецк, Магнитогорск.

- Объясните географию этого производства. Какие факторы размещения являются здесь основными?

Ответ: Предприятия размещаются на пути газопроводов и близ предприятий черной металлургии. - Потребительский.

Вывод: Итак, ребята мы с вами познакомились с основными центрами производства минеральных удобрений в нашей стране.

Сейчас наша задача - обозначить на контурной карте основные центры производства удобрений: К -, N -, Р -.

Учитель химии: Ребята, у нас осталась неизученной еще одна группа минеральных удобрений - комплексные. Взгляните на таблицу и подчеркните комплексные удобрения, то есть те которые содержат несколько элементов.

Ответ: KN03 - калийная селитра

(NH4)2HP04 - гидроортофосфат аммония. Т. е. в состав этих удобрений входят 2 и более веществ.

Учитель химии: Таким образом, удобрения нужны с/х культурам для повышения урожайности. Однако, следует помнить, что внесение избыточных доз может привести к накоплению их в органах растений, а затем и в организме человека. Это приводит к отрицательным последствиям. Кроме этого избытки удобрений могут попасть в водоемы и губительно подействовать на их органический мир. Но сегодня при данной экономической ситуации дела в с/х обстоят совсем наоборот.

Учитель географии: Какими бы необходимыми не были удобрения в хозяйстве, но их производство вызывает ряд экологических проблем. Вы знаете, что химическая промышленность является одним из сильных загрязнителей окружающей среды. Зная это, мы можем попытаться принять меры по снижению загрязнения, тем самым, сделав нашу планету капельку чище и лучше!

Учитель географии: Вся наша жизнь - это множество взаимосвязей. И сегодня мы с вами убедились: невозможно полностью изучить какое - либо явление с одной стороны. Мы не могли бы с вами точно определить факторы размещения предприятий химической промышленности, без знаний особенностей этого производства.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Министерство образования Республики Саха(Якутия)

Таттинское улусное управление образования

МБОУ «Усть-Таттинская СОШ имени Н.Д.Неустроева

Евсеева Мадлена Васильевна

учитель химии высшей

Пояснительная записка.

Данная технология позволяет развивать умственную деятельность учащихся при организации их работы с различными источниками информации: Интернета, энциклопедий, справочников; проводить лабораторную работу, решать задачи.

На втором этапе-операционно-исполнительском, идет поиск, отбор и осмысление учебной информации с использованием ресурсов Интернета. При этом учащиеся должны использовать навыки работы в сети Интернет, полученные на уроках информатики. На этом этапе в полной мере идет организация умственной деятельности учащихся, осмысленная и сознательная. Работа - групповая, поэтому на данном этапе проявляются и коммуникативные способности, умение работать в группе.

В конце урока выполняют рефлексивный тест , где оценивается деятельность и учащегося, и группы, выражают свое эмоциональное отношение к уроку. Со стороны учителя важно создать комфортный психологический климат на уроке.

На уроке с использованием данной методики учащиеся узнают новые факты , приходят к открытию новых закономерностей не путем усвоения изложенной учителем информации, а непосредственно в ходе самостоятельной учебной деятельности. Таким образом формируется способность к самообразованию и саморазвитию, которые им необходимы в будущем.

Учитель: Евсеева Мадлена Васильевна

Предмет: агрохимия

Тип урока: изучение нового материала

Технологии, методы: Урок с использованием технологии организации собственной деятельности и ИКТ.

Формы учебной деятельности: индивидуальная, групповая

Цель: На основе межпредметных связей с биологией изучить роль птиц в создании природного месторождения азотных удобрений; Приобретение обучающимися опыта познания , ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков.

Задачи:

Обучающие: Уметь выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

Развивающие: Способствовать развитию навыков самообразования, логического мышления, устной и письменной речи , коммуникативных способностей;

Воспитательные: Воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность исполнительской деятельности (ответственность, работоспособность), творческой деятельности (активность и сообразительность); формировать познавательный интерес к предмету.

Оборудование и реактивы: ноутбуки , медиапроектор, мерный цилиндр, химические стаканы, стеклянные палочки с резиновым наконечником, весы лабораторые,нитрат аммония, вода,

Создание благоприятной эмоциональной среды, готовности к уроку.

Умение выделять главное слово, мысль.

Целеполагание; создание условий для принятия учащимися темы и цели урока.

Смоделировать способ изучения нового материала, способ получения знаний.

Рефлексия и оценка знаний.

Целостное осмысление, обобщение полученной информации;

Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Организационный момент. Приветствие учителя и учащихся. Пожелание плодотворной работы на уроке.

Ориентировочно-мотивационный этап. Проводится в форме диалога со школьниками, построенного на основе системы последовательных вопросов.

Можно ли получить хороший урожай, если высадить растение в емкость, наполненную гравием или бусинками?

2) Почему нереально?

- Без почвы растение не может расти.

3) А что нужно растению для его роста?

-Питательные вещества.

4)Какие питательные вещества необходимы растению для его нормального роста и развития?

- азот, калий, фосфор.

5)Могут ли растения усваивать азот прямо из воздуха? Ведь азот составляет 78% в воздухе?

1) Как свободный азот появился на Земле?

2)Почему растения не могут усваивать его прямо из воздуха?

3)Как образуются в природе месторождения азотных удобрений и какую роль в этом играют птицы?

4) Как определить питательную ценность азотного удобрения?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы вам необходимо поработать с предложенной вам информацией. Информацию можно найти в научно-популярной литературе, энциклопедиях, справочниках и Интернете.

Операционно-исполнительский этап.

Ребятам предлагается работа с информацией, полученной из Интернета. В ходе работы обсуждается, как находить нужную информацию в Интернете, научиться выделять главное, находить причинно-следственные связи.(Приложения)

Учащиеся делятся на группы и ведут поиск информации .

1 группа- Образование свободного азота на Земле.

2 группа- Круговорот азота в природе.

3 группа – История получения азотных удобрений

4 группа-Образование чилийской селитры.

Вопрос: Как рождается природное месторождение чилийской селитры?

С 1830 началась разработка залежей чилийской селитры – богатейшего природного источника азота. В Чили есть огромные пространства, в которых никогда не бывает дождей, например, пустыня Атакама, расположенная в предгорьях Кордильер на высоте около 1000 м над уровнем моря. В результате тысячелетних процессов разложения растительных и животных органических остатков (в основном птичьего помета – гуано) в Атакаме образовались уникальные залежи селитры. Они расположены в 40–50 км от берега океана. Когда эти залежи начали разрабатывать, они тянулись полосой длиной около 200 км и шириной 3 км при толщине пласта от 30 см до 3 м. В котловинах пласты значительно утолщались и напоминали высохшие озера. Как показали анализы, чилийская селитра – это нитрат натрия с примесями сульфата и хлорида натрия, глины и песка; иногда в селитре находят неразложившиеся остатки гуано. Интересной особенностью чилийской селитры является присутствие в ней иодата натрия NaIO3.

ГУАНО (исп. guano), разложившийся в условиях сухого климата помет морских птиц; азотно-фосфорное удобрение. Содержит около 9% N и 13% P2O5. Залежи в Южной Америке, Южной Африке. Гуано называют также удобрения из отбросов рыбного и зверобойного промыслов. (Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009)

Таким образом, птичий помет является ценным азотным удобрением.

Рефлексия и оценка знаний.

Вывод: В молекуле азота очень прочная тройная связь. Поэтому, несмотря на то, что в воздухе 78% по объему азота ,растения не могут его усвоить. Следовательно, нужно вносить в почву азот в виде удобрений.

-Какое удобрение богато азотом?

То, в котором массовая доля этого элемента больше.

Учащиеся по вариантам решают задачи на определение массовой доли азота в различных видах азотных удобрений. (по 1 баллу)

Виды азотных удобрений.

После решения задач ставят себе баллы и приходят к выводу, что наиболее богат азотом аммонийная селитра(нитрат аммония), в которой азот находится в двух усвояемых растениями формах: ионе аммония NH 4 + и нитрат-ионе NO 3 - .

Задание: Напишите уравнение реакции получения нитрата аммония. (1 балл).

Лабораторная работа. Предлагаем приготовить 100 г 1%-ного раствора удобрения для подкормки комнатных растений. Сначала решают задачу, затем готовят раствор и поливают ими комнатные растения.(1 балл)

Составление уравнений реакций по схеме: ( за каждое уравнение 1 балл)

Самооценка. Подсчитывают общее количество баллов и выставляют себе оценки.

Выполняют рефлексивный тест и выводы о достижении цели урока, как работали на уроке, как работала группа.

Учитель благодарит за плодотворную работу.

Азот в атмосфере Земли

Жизнь многим обязана азоту, но и азот, по крайней мере атмосферный, своим происхождением обязан не столько Солнцу, сколько жизненным процессам. Поразительно несоответствие между содержанием элемента №7 в литосфере (0,01%) и в атмосфере (75,6% по массе или 78,09% по объему). В общем-то, мы обитаем в азотной атмосфере, умеренно обогащенной кислородом.

Между тем ни на других планетах солнечной системы, ни в составе комет или каких-либо других холодных космических объектов свободный азот не обнаружен. Есть его соединения и радикалы – CN * , NH * , NH * 2, NH * 3, а вот азота нет. Правда, в атмосфере Венеры зафиксировано около 2% азота, но эта цифра еще требует подтверждения. Полагают, что и в первичной атмосфере Земли элемента №7 не было. Откуда же тогда он в воздухе?

По-видимому, атмосфера нашей планеты состояла вначале из летучих веществ, образовавшихся в земных недрах: Н2, Н2О, СО2, СН4, NH3. Свободный азот если и выходил наружу как продукт вулканической деятельности, то превращался в аммиак. Условия для этого были самые подходящие: избыток водорода, повышенные температуры – поверхность Земли еще не остыла. Значит, сначала азот присутствовал в атмосфере в виде аммиака.

Круговорот азота в природе

Разрушив неисчерпаемые запасы связанного активного азота, живая природа поставила себя перед проблемой: как связать азот. В свободном, молекулярном состоянии он, как мы знаем, оказался весьма инертным. Виной тому – тройная химическая связь его молекулы: N≡N.

Тройная связь азота образует самую стабильную из всех известных двухатомных молекул. Нужно приложить колоссальные усилия, чтобы разрушить эту связь. К примеру, промышленный синтез аммиака требует давления более 200 атм. и температуры свыше 500°C, да еще обязательного присутствия катализаторов. Решая проблему связывания азота, природе пришлось наладить непрерывное производство соединений азота методом гроз.

Статистика утверждает, что в атмосфере нашей планеты ежегодно вспыхивают три с лишним миллиарда молний. Мощность отдельных разрядов достигает 200 млн киловатт, а воздух при этом разогревается (локально, разумеется) до 20 тыс. градусов. При такой чудовищной температуре молекулы кислорода и азота распадаются на атомы, которые, легко реагируя друг с другом, образуют непрочную окись азота:

Благодаря быстрому охлаждению (разряд молнии длится десятитысячную долю секунды) окись азота не распадается и беспрепятственно окисляется кислородом воздуха до более стабильной двуокиси:

В присутствии атмосферной влаги и капель дождя двуокись азота превращается в азотную кислоту:

Так, попав под свежий грозовой дождик, мы получаем возможность искупаться в слабом растворе азотной кислоты. Проникая в почву, атмосферная азотная кислота образует с ее веществами разнообразные естественные удобрения. Азот фиксируется в атмосфере и фотохимическим путем: поглотив квант света, молекула N2 переходит в возбужденное, активированное состояние и становится способной соединяться с кислородом.

Еще в древности было замечено, что некоторые растения, в частности бобовые, способны повышать плодородие почвы.

Вчитайтесь: это же травопольная система земледелия! Строки эти взяты из поэмы Вергилия, написанной около двух тысяч лет назад.

Пожалуй, первым, кто задумался над тем, почему бобовые дают прибавки урожая зерновых, был французский агрохимик Ж. Буссенго. В 1838 г. он установил, что бобовые обогащают почву азотом. Зерновые же (и еще многие другие растения) истощают землю, забирая, в частности, все тот же азот. Буссенго предположил, что листья бобовых усваивают азот из воздуха, но это было заблуждением. В то время немыслимо было предположить, что дело не в самих растениях, а в особых микроорганизмах, вызывающих образование клубеньков на их корнях. В симбиозе с бобовыми эти организмы и фиксируют азот атмосферы. Сейчас это прописная истина.

Азотный кризис.

Благодаря стараниям Либиха стало очевидным, что селитра потребуется сельскому хозяйству, причем в значительно больших количествах, чем для производства пороха. Старый способ ее получения для этого совершенно не годился.

Чилийская селитра.

С 1830 началась разработка залежей чилийской селитры – богатейшего природного источника азота. В Чили есть огромные пространства, в которых никогда не бывает дождей, например, пустыня Атакама, расположенная в предгорьях Кордильер на высоте около 1000 м над уровнем моря. В результате тысячелетних процессов разложения растительных и животных органических остатков (в основном птичьего помета – гуано) в Атакаме образовались уникальные залежи селитры. Они расположены в 40–50 км от берега океана. Когда эти залежи начали разрабатывать, они тянулись полосой длиной около 200 км и шириной 3 км при толщине пласта от 30 см до 3 м. В котловинах пласты значительно утолщались и напоминали высохшие озера. Как показали анализы, чилийская селитра – это нитрат натрия с примесями сульфата и хлорида натрия, глины и песка; иногда в селитре находят неразложившиеся остатки гуано. Интересной особенностью чилийской селитры является присутствие в ней иодата натрия NaIO3.

Обычно порода была мягкая и легко извлекалась из земли, но иногда залежи селитры были такими плотными, что для их извлечения требовались взрывные работы. После растворения породы в горячей воде раствор фильтровали и охлаждали. При этом в осадок выпадал чистый нитрат натрия, который шел на продажу в виде удобрения. Из оставшегося раствора добывали иод. В 19 в. Чили стало главным поставщиком селитры. Разработка месторождений занимала первое место в горнодобывающей промышленности Чили 19 в.

Чтобы получить из чилийской селитры нитрат калия, использовали реакцию NaNO3 + KCl ® NaCl + KNO3. Такая реакция возможна благодаря резкому различию в растворимости ее продуктов при разных температурах. Растворимость NaCl (в граммах на 100 г воды) изменяется лишь с 39,8 г при 100° С до 35,7 г при 0° С, тогда как растворимость KNO3 при тех же температурах отличается очень сильно и составляет 246 и 13,3 г! Поэтому если смешать горячие концентрированные растворы NaNO3 и KCl, а затем охладить смесь, то значительная часть KNO3 выпадет в осадок, а почти весь NaCl останется в растворе.

ГУАНО (исп. guano), разложившийся в условиях сухого климата помет морских птиц; азотно-фосфорное удобрение. Содержит ок. 9% N и 13% P2O5. Залежи в Юж. Америке, Юж. Африке. Гуано называют также удобрения из отбросов рыбного и зверобойного промыслов.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронное издание. Версия 2009.

Стратегия и тактика учителя. Сборник. Составитель О.Варшавер – М:ЦГЛ, 2005. – 128 с.

Химия. 9 класс: Поурочные планы по учебнику Л.С.Гузея и др. II полугодие/ Авт.-сост.С.Ю.Дибленко, Е.А.Смирнова, С.М.Колмыкова.- Волгоград: Учитель,2005.-233с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке формируются компетенции учащихся путём решения проблемы использования азотных удобрений в народном хозяйстве.

Интегрированный урок химия - география

Цель урока: формирование компетенций уч-ся путём решения проблемы использования азотных удобрений в народном хозяйстве.

Задачи:

О.- сформировать понятие об удобрениях, их классификации, питательной ценности, правилах использования, влиянии на рост и развитие растений; сформировать понятие о мелиорации;

Р. – развитие общепредметных компетенций уч-ся, развитие навыка рационального решения проблем, навыка решения задач;

В.- научного мировоззрения, бережного отношения к природным ресурсам, экологическое воспитание

Оборудование: мультимедиа, образцы удобрений, комнатные растения с признаками недостатка азотных удобрений

Организационный момент

Актуализация знаний. Вводное слово учителя – определение темы урока.

Какие способы повышения урожайности вы можете предложить?

-Первый опыт по изучению питания растений провёл в начале 30-х годов 17 века нидерландский врач и алхимик Ян Баптист ван Гельмонт. Он взял 80 кг сухой земли, посадил ветку ивы и поливал её дождевой водой.

В 1840 г. великий немецкий химик Юстус Либих впервые указал на истощение почв минеральными веществами и необходимость возвращения их в почву. Не сразу, но его теория была принята. Согласно ей минеральные удобрения должны содержать три основных элемента- азот, фосфор, калий. Сегодня на уроке мы предлагаем вам разобраться с одним из элементов. N .


В видеоуроке представлена классификация удобрений, описаны их свойства и основные способы получения азотных, калийных и фосфорных удобрений.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Химия и производство удобрений"

Учёными всего мира на протяжении многих веков велась работа по поддержанию плодородного слоя почвы. Так появились на свет минеральные удобрения.

В середине 19 века Либих изучал питание растений.

Удобренияэто вещества, которые содержат химические элементы, необходимые для питания и роста растений, и вносятся в почву для повышения урожайности.

В росте и развитии растений принимают участие около 60 химических элементов. Некоторые элементы требуются в больших количествах: углерод, кислород, водород, а другие – в меньшем, например, азот, фосфор, калий, сера, магний, железо, кальций и другие.

По питательным элементам удобрения делят на азотные, фосфорные, калийные и комплексные.

Азотные удобрения делятся на две группы: органические и минеральные. К органическим азотным удобрениям относятся навоз, компост, который получают из органических остатков в результате их биологического разложения, к органическим азотным удобрениям относится и торф, помёт и зелёные удобрения на основе бобовых растений.

К минеральным азотным удобрениям относятся аммиачная вода; хлорид аммония; сульфат аммония; нитрат аммония, или аммиачная селитра; нитрат калия, или калийная селитра; нитрат натрия, натриевая, или чилийская селитра; нитрат кальция, или кальциевая селитра; мочевина, или карбамид.

В 1828 году Вёлер смог получить мочевину из неорганических веществ.

Сам карбамид растениями не усваивается, но под влиянием микроорганизмов в почве он превращается в карбонат аммония.

В этом виде азот уже хорошо усваивается растениями, поэтому это удобрение следует вносить во влажную почву перед посевом.

Впервые русский учёный Базаров смешал под давлением аммиак и природный газ и получил карбамид.

До сих пор эта реакция лежит в основе получения карбамида.

Мочевинаэто универсальное удобрение, которое можно использовать на всех типах почв и под все сельскохозяйственные культуры. Это легкорастворимое удобрение, представляет собой бесцветные гранулы. Его широко применяют в химической промышленности, синтезе, производстве древесно-волокнистых плит, его использую для нужд фармацевтической промышленности.

Аммиак и углерод подвергаются сжатию под давлением 200 атмосфер, полученная смесь поступает в специальный реактор, полученный раствор карбамида в жидком виде подаётся на грануляционную башню.

Затем эта смесь летит вниз, охлаждается и превращается в гранулы. Готовые гранулы упаковываются в полиэтиленовые мешки и транспортируются к потребителям.

За сутки выпускается приблизительно более двух тысяч тонн карбамида на заводе. Этого удобрения хватило бы на всю площадь Швейцарии.

Нерациональное использование азотных химических удобрений, их чрезмерные дозы приводят к сильному накоплению нитратов, особенно в столовых корнеплодах. Известно, что нитраты обладают высокой токсичностью для человека и животных.

В организме человека нитрат-ионы восстанавливаются до нитрит-ионов, которые взаимодействуют с гемоглобином крови, в результате чего кровь теряет способность переносить кислород, поэтому нарушается нормальное дыхание клеток и тканей. В кишечнике под действием нитрит-ионов образуются канцерогенные вещества, которые вызывают злокачественные опухоли.

Химический элемент фосфор играет важную роль в образовании хлорофилла и усвоении растениями углекислого газа, он способствует созреванию плодов.

К известным фосфорным удобрениям относится фосфоритная мука. Фосфор здесь содержится в виде фосфата кальция. Фосфат кальция усваивается растениями только на кислых почвах.

Лучшими фосфорными удобрениями являются растворимые фосфаты, которые получают действием кислот на фосфат кальция. К ним относятся такие удобрения, как двойной суперфосфат, иди дигидрофосфат кальция, а также простой суперфосфат и преципитат.

Как же происходит этот процесс. Сначала добываемую руду: фосфориты или апатиты, в которых составным компонентом является фосфат кальция, измельчают в фосфоритную муку, затем эту муку обрабатывают кислотами: серной, фосфорной или азотной для получения растворимых солей.

После чего осуществляют электротэрмическое восстановление фосфатов и термическая обработка. Полученные гранулы поступают к потребителю.

Основная масса фосфора потребляется на начальных стадиях роста растений, так как он отвечает за ускорение развития корневой системы. При недостатке фосфора наблюдается задержка в развитии растительных культур: цветение и созревание наступает позже, цветов и плодов становится меньше, резко снижается урожайность и содержание белков, сахара, крахмала.

В последние годы получают комплексные удобрения, которые содержат два или более питательных элемента. Например, аммофос представляет собой комбинацию азота с фосфором. Если аммофос смешать с калийной селитрой, то получится аммофоска – комплексное удобрение, которое содержит азот, фосфор и калий.

Химический элемент калий улучшает водный режим растений, повышает их засухоустойчивость и морозостойкость, способствует накоплению крахмала в клубнях картофеля, сахарозы в сахарной свёкле.

В качестве калийных удобрений используют хлорид калия, нитрат калия, сульфат калия и древесную золу.

Калийные удобрения добывают в рудниках, затем происходит обогащение руды, в которой содержится 95 и более процентов калия. Калийные удобрения смешивают с другими удобрениями, например, сульфатом аммония, аммофосом, песком.

Все компоненты измельчаются, затем в специальных смесителях при помощи пара и воды удобрения смешиваются, однородный продукт поступает гранулятор, где образуются гранулы. Эти гранулы потом сушат в сушильном барабане и готовое удобрение можно направлять потребителю.

Важным калийным удобрением является также зола дров, соломы, стеблей растений.

Особенно много калия содержится в золе ботвы картофеля, томатов, стеблей подсолнечника. В золе калий содержится в виде карбоната калия, или поташа. Это вещество хорошо растворимо в воде и легко усваивается растениями. Кроме того, в золе содержатся фосфор, калий, железо, медь, бор и другие элементы, необходимые для развития растений. Например, потребность большинства растений в боре удовлетворяется при внесении древесной золя массой семьдесят грамм на один метр квадратный поверхности почвы.

Таким образом, удобренияэто вещества, которые вносятся в почву и повышают урожайность растений. Минеральные удобрения подразделяются на азотные, фосфорные, калийные и комплексные.

Читайте также: