Школьный проект 10 класс актуальность

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Индивидуальный учебный проект –

актуальность сегодняшнего дня

Программа ИУП, по которой я работаю, состоит из трех частей:

Знакомство с основами индивидуального исследования/проекта,

Написание учеником реферативной части работы,

Проведение исследования или создание продукта проекта.

В первом полугодии десятого класса я объясняю ребятам, как сформулировать цель, определить задачи и спланировать этапы своей работы, знакомлю с видами переработки текста.

Предлагаю Вашему вниманию мои рекомендации обучающимся и наработанный материал для некоторых уроков.

Учебное исследование и проект ребята часто путают или не различают вообще. Поэтому для начала определяемся, в чём между ними разница.

Цель учебного исследования — понять явление , открыть закономерность, увидеть причинно-следственную связь. Для этого ученик ищет факты, которые опровергнут или подтвердят гипотезу исследования.
В проекте учащийся придумывает новый способ решения реальной проблемы . Чтобы создать проект, школьник изучает ресурсы, выявляет дефициты и предлагает способ их восполнить.

Распределение деятельности и в хорошем проекте, и в качественном ученическом исследовании

подсказывает , где взять материалы, как лучше общаться с людьми

определяет важное и оформляет материалы в отдельный продукт: текст, видео, спектакль, устное выступление

предлагает критерии , чтобы оценить эстетику и ясность подачи информации

I . Сначала обучающимся надо определиться с предметом, по которому они хотят выполнять проект/исследование, выбрать направление работы. Затем необходимо придумать для своего проекта/исследования рабочее название и приблизительный план, а после того как весь объем будет выполнен, сформулировать чёткое и точное название.

Как придумать хорошее название для своей работы

Борьба с сорняками

Ключевые слова желательно выносить в начало названия работы, тогда читателю не потребуется пробираться сквозь дебри лишних слов, чтобы добраться до сути.

Оптимальная длина названия

Название исследования/проекта должно быть достаточно длинным, чтобы однозначно выразить его главную идею и коротким настолько, чтобы ни одно слово нельзя было выбросить без потери смысла.

Рекомендуемая длина названия исследования составляет от 3 до 10 слов (кроме названия у работы есть ещё аннотация, в которой излагается более развёрнуто цель и основные идеи исследования).

Учитывание научной сферы и стиля

В технических, естественных и экономических науках проблема или результат научного исследования должны быть изложены конкретно, ясно и просто — соответственно, и название работы должно быть простым и чётким. Что касается общественных наук, таких как история, философия и социология, то название работы может быть многоплановым, рождать двойные смыслы. Это можно отразить в её названии, которое будет менее определённым.

Как правило, название исследования/проекта принято формулировать не полноценным предложением, в котором есть подлежащее, сказуемое и т. д., а в виде ярлыка (без использования глаголов).

В любом случае, не рекомендуется выбирать интригующие названия, использовать в названии работы сокращения, узкоспециальные и сленговые термины, а также формулы. Не всегда в заголовке уместен вопросительный знак.

Правильная формулировка названия

Чтобы придумать название для работы, рекомендуется выписать все ключевые слова и понятия, определить их взаимосвязь и на основе этого построить предложение. Если название длинное (более 5-6 слов), то ключевую фразу лучше вынести в самое начало.

Проверка готового названия по чек - листу

1. Название краткое и лаконичное (3–10 слов).

2. Название чётко отражает содержание проделанной работы, а не только область знаний.

3. Каждое слово в название работы несёт определённую смысловую нагрузку, в нём отсутствуют лишние слова.

4. Все слова в названии сочетаются между собой, название не противоречит нормам и правилам русского языка.

5. В названии работы используются ключевые понятия, которые способствуют индексации названия в Интернете, помогут в дальнейшем найти вашу работу в электронном каталоге библиотеки и привлечь нужного читателя.

А). Оформите чек – лист для своего завтрака.

(Что такое чек-лист? Это набор каких-то действий, которые нужно выполнить. Или предметов, которые нужно взять. Плюс пометки, схемы, подсказки. Смысл чек-листа — не допустить ошибку, избежать форс-мажора и нервотрёпки. Достать всю рутину из головы и переложить её на бумагу.)

Б). Придумайте название своему завтраку.

2. К газетной статье придумайте несколько вариантов названий, сделав акценты на разные моменты повествования (заметки беру актуальные на сегодняшний день).

II . Далее надо ребятам о определиться с целью и задачами работы.

ЦЕЛЬ работы – предполагаемый конечный результат или процесс деятельности.

Формулирование цели при помощи существительных: исследование, изучение, анализ, систематизация, освещение, изложение (представления, сведения), создание, рассмотрение, обобщение и т.д.

Простая схема составления цели исследовательской работы (проекта):

1. Выберите одно из слов типа: изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.

2. Измените глагол на отглагольное существительное (изучить – изучение…).

3. Добавьте название объекта исследования

исследовательского проекта перечисляются и начинаются словами: выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться и т.п.

Первый пример разбираем вместе, в дальнейшем обучающиеся работают в группах по 3-5 человек; на выполнение работы дается 15 минут, затем все работы обсуждаются.

Задание. По цитате из стихотворения сформулировать тему проекта/исследования, цель, задачи.

Примеры ученических работ

Цитата: «Уронили мишку на пол,

Памятка по аккуратному обращению детей 3-5 лет с игрушками

1.Выяснить причину, по которой мишку уронили на пол

2.Провести эксперимент, позволяющий установить возможность отрывания мишке лапы

3.Разработать методики ремонта игрушек.

1.Узнать особенности психологии детей дошкольного возраста.

2.Познакомиться с технологией создания мягких игрушек, способами их ремонта.

3.Написать памятку-инструкцию по бережному обращению с игрушками.

Цитата: «Идет бычок качается, вздыхает на ходу.

1.Познакомиться со специальной литературой по психологии.

3.Предложить бычку упражнения на координацию

4. Провести ремонт моста, если это необходимо.

1. Изучить специальную литературу

2. Сделать чертеж моста

3.Подобрать материал для строительства моста

4.Сделать смету проекта

После выполнения заданий по цитатам из детских стихотворений предлагаю текст какой-либо ранее выполненной работы, и ребята к этой готовой работе подбирают название, цель, задачи. Потом мы сравниваем, что задумал автор и вариант, предложенный учениками во время работы в группах на уроке. И только после нескольких тренингов предлагаю десятиклассникам попробовать сформулировать тему своей работы , её цель, задачи и этапы работы.

Во второй четверти десятиклассники ищут необходимую информацию по своей теме в разных источниках (статьи, книги, интернет-ресурсы) и оформляют реферат, а во втором полугодии проделывают экспериментальную/ прикладную часть своей работы. Затем создают электронную презентацию и в апреле-мае перед комиссией защищают свою работу.

Лучшие работы бывают представлены на конференциях нашего комплекса и школ округа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по курсу "Индивидуальный проект" в 10 классе "Определение темы, цели, актуальности информационного проекта".

Определение темы, актуальности, цели и задач информационного проекта. Планирование деятельности по реализации информационного проекта

Определение темы, актуальности, цели и задач информационного проекта. Планирование деятельности по реализации информационного проекта

2. Описание проекта Перечисленные разделы паспорта проекта необходимо заполнить на сегодняшнем занятии и при выполнении практической работы № 1 Краткое описание проекта (аннотация) Актуальность проекта (решаемая проблема) Цель проекта Задачи проекта

2. Описание проекта

Перечисленные разделы паспорта проекта необходимо заполнить

на сегодняшнем занятии и при выполнении практической работы № 1

Краткое описание проекта (аннотация)

Актуальность проекта (решаемая проблема)

2. Описание проекта

Краткое описание проекта (аннотация)

Вписываете описание проекта, указывая продукт деятельности

(выбираем из предложенных ниже вариантов или предлагаем свой)

Справочник (электронный или бумажный)

Словарь и иллюстрированный словарь (бумажный или электронный)

Электронная страница в сети Интернет

2. Описание проекта

Актуальность проекта (решаемая проблема)

Объясняете, почему именно этот проект нужно выполнить в настоящее время, почему именно он необходим на сегодняшний день.

«Исследование можно считать актуальным в том случае, если сама тема актуальна в двух отношениях:

  • во-первых, ее изучение отвечает насущной потребности
  • во-вторых, полученные результаты заполнят пробел

в науке, которая в настоящее время не располагает

средствами для решения этой актуальной научной

Володар Викторович Краевский — российский учёный в области педагогики, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор

2. Описание проекта Актуальность проекта (решаемая проблема) Следует описать, насколько выбранная тема изучена к настоящему времени, какие существуют сложности в её освоении, каким образом это можно преодолеть. Чаще всего, необходимость проведения исследования вызвана следующими факторами: Развитием научно-технического прогресса. Недостатками уже проведённых исследований. Появлением новых сведений в изучаемой области. Аргументация должна быть чёткой и убедительной. Источник: Актуальность темы курсовой работы URL : https ://www.xn-----8kcodrdcygecwgg0byh.xn--p1ai/aktualnost-temy-kursovoi-raboty-tcel-obekt-predmet-kursovoi-raboty

2. Описание проекта

Актуальность проекта (решаемая проблема)

Следует описать, насколько выбранная тема изучена к настоящему времени, какие существуют сложности в её освоении, каким образом это можно преодолеть.

Чаще всего, необходимость проведения исследования вызвана следующими факторами:

  • Развитием научно-технического прогресса.
  • Недостатками уже проведённых исследований.
  • Появлением новых сведений в изучаемой области.

Аргументация должна быть чёткой и убедительной.

Источник: Актуальность темы курсовой работы

2. Описание проекта

Актуальность проекта (решаемая проблема)

Например (тема Русская кухня в пословицах и поговорках, как основа правильного питания).

Тема правильного питания сохраняет свою актуальность на протяжении многих десятилетий, каждое поколение переосмысливает её. Она находит отражение в научных исследованиях, научно-популярной литературе, сборниках рецептов, а также в русских пословицах и поговорках.

Опрос учащихся 4—7 классов показывает, что большинство из них знают правила здорового питания, но не могут проиллюстрировать их русскими пословицами и поговорками.

Актуальность проекта обусловлена тем, что знание и соблюдение простых правил здорового питания, отражённых в русских пословицах и поговорках, поможет сохранить и укрепить здоровье, повысить защитные силы организма, работоспособность.

2. Описание проекта Цель проекта Описываете, желаемый результат, который хотите достигнуть в пределах заданного интервала времени. Для определения целей и постановки задач в менеджменте и проектном управлении используется SMART (Specific, Measurable, Achievable, Realistic, Timely): конкретность (полнота содержания, т. е. определенность всех характеристик результата, существенных для его максимального соответствия потребности), измеримость (контролируемость достижения ожидаемого результата по известным критериям), достижимость (реальность, соответствие возможностям), а ктуальность (побудительность), временная определённость (соответствие календарному плану работы).

2. Описание проекта

Описываете, желаемый результат, который хотите достигнуть в пределах заданного интервала времени.

Для определения целей и постановки задач в менеджменте и проектном управлении используется SMART (Specific, Measurable, Achievable, Realistic, Timely):

  • конкретность (полнота содержания, т. е. определенность всех характеристик

результата, существенных для его максимального соответствия потребности),

  • измеримость (контролируемость достижения ожидаемого результата

по известным критериям),

2. Описание проекта

Цель 1: обобщить информацию об истории русской кухни, которая заложена в устном народном творчестве.

Цель 2: обобщить информацию об основных продуктах и блюдах, используемых в русской кухне, которая заложена в пословицах и поговорках, и её значении для организации питания в настоящее время.

Цель 3: проанализировать не менее 150 русских пословиц о первых, вторых блюдах и хлебе и обобщить содержащуюся в них информацию для составления рекомендаций о правильном питании.

  • Задачи проекта — это ряд специфических достижений, направленных на решение указанных проблем.
  • Задача не является процессом, это скорее конечный результат; это определение состояния дел, которое мы надеемся достичь по окончании проекта.
  • Задачи должны быть конкретными (то есть определите, что и когда), поддающиеся измерению (сколько), желанными (уместными и удобными) и достижимыми (реальными).

2. Описание проекта

Перечисляете задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели.

Задачи – это поэтапные вехи, которые должны быть реализованы в ходе деятельности по реализации проекта.

Совокупность решенных задач – это ожидаемый результат выполнения проекта, то есть достигнутая цель.

Задача не является процессом, это скорее конечный результат; это определение состояния дел, которое мы надеемся достичь по окончании проекта.

‘ ИЗБЕГАЙТЕ слов,

которые показывают ПРОЦЕСС ‘

ИСПОЛЬЗУЙТЕ слова,

которые означают ЗАВЕРШЕННОСТЬ

2. Описание проекта

Задачи проекта

  • Отобрать 150 русских пословиц и поговорок о русской кухне, распределив пословицы и поговорки на три группы: пословицы о первых блюдах, пословицы о вторых блюдах, пословицы о хлебе.
  • Проанализировать каждую группу пословиц и поговорок.
  • Сформулировать выводы об актуальности русских пословиц о первых, вторых блюдах и хлебе с точки зрения рекомендаций о правильном питании.
  • Разработать на основе подготовленного материала игру-викторину для младших школьников.


-75%

Актуальность проектной работы (проектно-исследовательской) – первый элемент введения, является обязательной и самой объемной частью введения для любых типов проектных работ.

Что такое актуальность в проектной работе

Что такое актуальность в проектной работе

В актуальности необходимо указать, почему изучение выбранной темы является актуальным, т.е. обосновать выбор темы для написания проекта, кратко раскрыть ее суть, а также ответить на вопрос, почему необходимо изучать выбранную тему, в чем ее важность. Возможно, в выбранной для написания проекта теме:

  • не был раскрыт какой-то новый аспект;
  • нет единого мнения относительно изучаемой проблемы;
  • при подготовке проекта будет опытным путем доказан какой-либо научный факт.

Особенности подготовки актуальности проектной работы

При подготовке данного раздела не нужно путать его с другими, например, с такими, как проблема исследования, объект, методы исследования, практическая значимость работы, новизна работы. Они являются отдельными структурными элементами введения.

Актуальность проектной работы должна начинаться со слов:

  • актуальность работы;
  • актуальность темы исследования;
  • актуальность проектной работы (исследовательской, проектно-исследовательской и т.д.).

Пример начала актуальности вводной части проекта

Пример начала актуальности вводной части проектной работы

Указывается один из вариантов, далее ставится точка и начинается текст актуальности.

Объем актуальности проектной (проектно-исследовательской) работы

Объем актуальности не должен быть меньше, чем 1/3 страницы и не превышать 0,75 страницы.

Размер актуальности вводной части проектной работы

Размеры актуальности введения проектной работе

Актуальность работы может состоять как из 1 абзаца, так и нескольких.

Примеры актуальности во введении проектной работы

В качества примера рассмотрим несколько тем, укажем, в чем может заключаться их актуальность:

Экологическая ситуация в каком-нибудь определенном районе или населенном пункте.

Для раскрытия актуальности данной темы необходимо описать нынешнюю экологическую ситуацию в выбранном районе/населенном пункте, далее определить влияние плохой экологии на природу, человека, а также отразить, почему важно улучшать экологическую ситуацию.

Храмы Древнего Рима.

В актуальности данной темы можно отразить особенности, которые были присущи храмам, возведенным в Древнем Риме, чем они отличаются от храмов, возведенных в других государствах, какую культурную и историческую функцию они выполняют, как используются в настоящее время (указывать названия конкретных храмов в актуальности нежелательно, только, если они общеизвестны).

Физика космических тел.

Актуальность данной темы может быть отражена в описании важности изучения законов физики для понимания движения небесных тел, запуска космических кораблей и исследования других планет.

Какие растения растут на лугу.

Так как данная тема для начальной школы, то актуальность у нее будет немного проще, в ней можно указать, чем интересны растения, которые произрастают на лугах/полях, выявить их отличия от тех растений, которые высаживает человек в клумбы, а также отразить важность таких растений, как их может применять человек.

Ошибки при написании актуальности проектной (исследовательской работы)


Образовательная деятельность школ регулируется Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). В этих стандартах введено такое понятие как проектная деятельность.

Проектная деятельность — это не каприз учителя, это требование Минобрнауки.

Проектная деятельность — это самостоятельная деятельность, направленная на достижение определённого результата, цели или решение какой-либо проблемы (научной, личностной или социальной).

Проект — это то, что предпринимается для создания и получения нового продукта/результата или решения проблемы.

Проекты могут быть совершенно разных направленностей: от творческих до исследовательских:


Цели проектной деятельности

  1. Формирование у школьников основ исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации результатов проекта.
  2. Овладение приёмами сотрудничества и взаимодействия со школьниками и взрослыми в совместной проектной деятельности.
  3. Формирование умения планировать исследование или проектную работу с учётом поставленной цели: формулировать проблему, гипотезу, ставить задачи исследования, выбирать методы, делать выводы по результатам проведённой работы.

Особенности проектной деятельности

Проект ограничен во времени: у него есть начало и конец. Работа над проектом происходит в несколько этапов. И время, и этапы определяются ещё до начала работы над проектом, во время его планирования.

В результате проекта должен быть создан новый продукт или выполнено исследование научной проблемы

От того, какой продукт вы хотите создать в результате проекта, будет зависеть количество этапов проекта. Но общий ход работы над проектом будет для всех одинаковый:


Этапы выполнения проекта

Шаг "Реализация задач и создание продукта" будет зависеть от конкретного проекта и может содержать неограниченное число этапов.

Содержание каждого этапа может меняться в процессе работы над проектом. Это нормально. Почему? Потому что что-то может пойти не так, могут измениться условия, вы можете узнать что-то новое, чего раньше не знали и пр. Всё как во взрослой жизни. Поэтому корректируем курс и идём дальше к поставленной цели!

Как выбрать тему школьного проекта

Тему надо выбирать актуальную и интересную. Вам должна быть интересна та область знаний, в которой вы выполняете проект. Иначе работать над проектом будет скучно, а защищать — трудно.

Есть несколько вариантов того, как школьники выбирают тему для своего проекта:

Вариант 1. Выбрать одну из тем, которые предложит классный руководитель.
Вариант 2. Выбрать школьный предмет и учителя, который предложит тему по своему предмету.
Вариант 3. Придумать тему самостоятельно. Подумайте, чего не хватает вам, вашим одноклассникам или взрослым, и попробуйте сформулировать тему проекта, чтобы решить проблему.


Так как результатом проекта должен стать новый продукт, то надо основательно подумать над тем, что можно создать в результате проекта. В следующей таблице мы приводим примеры того, что можно сделать в качестве результата проекта:


Актуальность, цель, задачи и гипотеза проекта

Об актуальности, цели, задачах и гипотезе вы будете писать в тексте проекта и рассказывать на его защите.

Актуальность — это важность проекта для настоящего времени. Если проект не актуален, не важен, то и делать его не стоит. Актуальность можно рассматривать как набор некоторых проблем, которые существуют в обществе или у какой-то группы людей (например, одноклассников, учителей, родителей), и которые нужно решить. Просто написать "тема актуальна, потому что лично мне интересна" — неправильно. Актуальность придётся раскрыть, доказать.

Например, для темы "Компьютерные игры: польза или вред" актуальность можно описать следующим образом:

Мои друзья владеют больше чем одним гаджетом. В основном, это смартфон и ноутбук. Кроме этого, у многих дома есть ещё и приставка для видеоигр. Все эти устройства становятся доступнее, поэтому в семьях их появляется всё больше. Но так ли это безопасно — надолго погружаться в виртуальную реальность? Об этом моё исследование.

Цель — это глобальный результат, который хочется достичь в проекте. Например, "информирование школьников (или одноклассников) о пользе и вреде компьютерных игр", "повышение грамотности одноклассников в области звонких и глухих согласных".

Чтобы сформулировать актуальность и цель, ответьте на вопросы "Почему ты это делаешь?" (актуальность) и "Чего ты этим хочешь добиться?" (цель). Не надо придумывать лишних и непонятных слов, пишите так, как есть.

Задачи — это те действия, которые нужно предпринять для достижения поставленной цели. Здесь вы должны перечислить этапы работы над проектом от изучения литературы до получения продукта.

Гипотеза — это предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Гипотеза строится не для всех проектов, а только для научно-исследовательского характера, и то не всегда.

Определение этапов проекта и выполнение проекта

О том, как в общем виде выглядят этапы работы над проектом, мы показали на рисунке.

Шаг "Реализация задач и создание продукта" надо разбить на несоклько этапов, определить сроки выполнения кадого из них.

Здесь мы не можем дать какие-то конкретные рекомендации, так как эти этапы будут уникальны для каждого проекта. Даже два проекта, выполненных разными авторами, но по одной теме, будут отличаться в этой части. Каждый решает свой проект по-своему, и достигает цели тоже по-разному.

Приведём пример этапов для проекта "Звонкие и глухие согласные", который предполагает создание небольшой компьютерной программы в качестве итогового продукта:

  1. Определить функциональные требования к приложению "Тренажёр для обучения школьников звонким и глухим согласным".
  2. Выбрать программу для создания приложения.
  3. Создать приложение.
  4. Протестировать приложение.
  5. Создать Руководство пользователя.

Оформление проекта

Оформление проекта — это создание текстового документа, в котором будут описаны все этапы работы над проектом, указаны цель, задачи, обоснована актуальность, написаны выводы. В текст проекта не обязательно включать много текста, большую его часть можно заменить картинками: графиками, скриншотами, фотографиями. Это, во-первых, упрощает написание текста проекта, и во-вторых, отлично его иллюстрирует и доказывает то, что вы сами его сделали.

В некоторых школах и на конкурсах от авторов требуют наличия фотографий того, как они работают над своим проектом.

В какой программе оформить проект?

Microsoft WORD — это часть пакета Microsoft Office и сама популярная программа для работы с с текстом. Но она коммерческая, и поэтому поэтому может быть и не установлена на вашем компьютере.

Что же делать в этом случае? Вариантов, на самом деле, много. Есть немало программ и сервисов, которые позволяю работать с текстом точно так же, как и WORD. И, кстати, в государственных учреждениях зачастую установлен не MicrosoftWORD, с его бесплатные аналоги. Это уже давно является чем-то вроде корпоративного стандарта.

Итак, бесплатные аналоги Microsoft Office:

Требования к оформлению

Если проект готовится для защиты в школе, то требования вам может озвучить учитель. Спросите об этом вашего классного руководителя, так как в школе, скорее всего, есть специальный локальный акт, в котором всё это описано.

Если правила оформления вам не выдали или они оставлены на ваше усмотрение, то воспользуйтесь требованиями к созданию документов из ГОСТ Р 7.0.97-2016:

Создание презентации и защита проекта

Это завершающие этапы. От того, на сколько качественно вы сделаете электронную презентацию, зависит то, как пройдёт защита.

В какой программе сделать презентацию?

Воспользуйтесь теми же рекомендациями, которые мы дали выше.

Какие должны быть слайды в презентации

Правила хорошего тона для оформления презентации нами рассмотрены в статье Какой должна быть презентация на конференцию или конкурс

Как написать речь защиты проекта

О том, как грамотно составить речь для защиты проекта, мы написали ранее в статье Подготовка речи для защиты проекта.

Читайте также: