Анализ фильма чучело с позиции конфликтов и буллинга в школе

Обновлено: 04.07.2024

Маргарита Ивановна Кузьмина, классный руководитель 6-го "Б". Кадр из фильма "Чучело". Скриншот экрана.

Маргарита Ивановна Кузьмина, классный руководитель 6-го "Б". Кадр из фильма "Чучело". Скриншот экрана.

Рада приветствовать! Наверняка большинство из нас хотя бы раз в жизни посмотрели драму "Чучело" (1983), снятую Роланом Быковым по одноимённой повести Владимира Железникова. В центре сюжета - история неловкой и наивной, но при этом самоотверженной и мужественной двенадцатилетней Леночки Бессольцевой, которая берёт на себя чужую вину. После чего она становится изгоем, а одноклассники называют её предателем и объявляют ей "самый жестокий бойкот", всячески издеваются над ней и унижают. Зритель впервые видит советских школьников такими озлобленными и безжалостными. Очередной просмотр этого фильма заставил задуматься: почему классный руководитель вовремя не заметила конфликтную ситуацию в коллективе? По сути, Маргарита Ивановна допустила серьёзную педагогическую ошибку.

На мой взгляд, Маргарита Ивановна - персонаж неоднозначный. Героиня Елены Санаевой выглядит со всех сторон положительной. Она добрая, не слишком требовательная, располагающая к себе. Кажется, любит своих учеников и старается выстроить с ними доверительные отношения. Между тем Маргарита нечуткая и не такая уж внимательная к ним. С другой стороны, её основная задача - дать необходимые знания, а эмоции - это уже другое. Не стоит забывать, что события, описываемые в книге и в фильме, происходят накануне её свадьбы, и все мысли классного руководителя заняты только одним человеком. И ведь Маргоша уже не так молода и не особенно хороша собой. А московский жених - это шанс сбежать из этого унылого города и начать другую жизнь. Такую возможность никак нельзя упускать.

Ученики 6-го "Б" по-дружески подкараулили своего классного руководителя. Кадр из фильма "Чучело". Скриншот экрана.

Ученики 6-го "Б" по-дружески подкараулили своего классного руководителя. Кадр из фильма "Чучело". Скриншот экрана.

Заметно, что Маргарита Ивановна давно перестала пользоваться авторитетом среди своих учеников. Они не уважают её мнение, за спиной подсмеиваются, не стесняются обсуждать недостатки своей учительницы, отпускают в её адрес замечания, совсем не боятся подвести, срывают урок и сбегают в кино. Дисциплины в классе нет. Вероятно, Маргариту Ивановну уже не очень-то и волнует отношение ребят к ней. Она всё равно в скором времени отсюда уедет.

Получается так, что ученики сами себя наказали. Классный руководитель получает выговор, ребята - двойку по поведению и запрет на долгожданную поездку в Москву. Маргарита Ивановна усугубляет ситуацию, сгоряча выдавая классу, что могла уехать ещё раньше, но педагогические обязанности задержали её в городе. Конечно, Маргарите "жалко своих деток", но она тут же о них забывает, ведь впереди её ждёт приятная встреча со столицей и любимым мужчиной. А с ученицей, которой объявили бойкот, она разберётся потом. Укатила, оставив подросткам негатив, обиды и презрение к "предателю".

Занятая своим новоиспеченным супругом Маргарита Ивановна забывает о своих обязанностях классного руководителя. Кадр из фильма "Чучело". Источник фото - kino-vino.info

Занятая своим новоиспеченным супругом Маргарита Ивановна забывает о своих обязанностях классного руководителя. Кадр из фильма "Чучело". Источник фото - kino-vino.info

Примечательно, что, вернувшись из поездки, Маргарита Ивановна так ни разу и не вспомнила о Лене Бессольцевой и её положении, сложившемся в коллективе. А должна была провести классный час, поговорить с ребятами, выяснить, что произошло. Всё это, возможно, остановило бы травлю девочки и предотвратило бы весьма неприятные последствия. Но учительница ничего не знала, а могла поддержать Лену и помочь ей. В конечном итоге Маргарита Ивановна понимает, что совершила ошибку, ведь это она допустила такую ситуацию.


Буллинг — сравнительно новый термин. Во время моей учебы в школе такого понятия не было, хотя сам буллинг — был. Что же это такое? Согласно словарю конфликтолога, буллинг (школьная травля) — это тип социальной агрессии, длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении человека, который не способен защитить себя в данной ситуации.

Проведенные нами исследования говорят о том, что примерно 21% школьников, т. е. почти каждый четвёртый (!), испытывает травлю. Травля не оставляет в стороне никого: вовлекаются все — и агрессоры, и жертва, и свидетели. И травмируются в той или иной степени тоже все: и жертва — невозможность выбраться, бессилие, беспомощность, депрессия, и свидетели — не помогли, либо помогли и тоже стали жертвами, и сам агрессор — унижение других ранит и самого травящего, но он не может это почувствовать.


Фильм интересен ещё и тем, что рассказан от лица девочки, пережившей травлю. Мы видим её эмоции, она поясняет мотивы своих поступков. Поэтому фильм доступен и понятен детям. Видим мы и то, какую боль приносит рассказ девочки её дедушке. То есть травля затрагивает и судьбы близких нам людей, которые тоже косвенно включены в ситуацию.

Важно научиться отличать буллинг от конфликта и других видов взаимодействия детей

То, как реагируют взрослые в фильме на травлю, тоже соответствует нашей действительности: кто-то равнодушно отворачивается (как туристы в начале фильма), или, как мама Марины, пытается защитить жертву, но ограничивается замечанием; или спасает, как дедушка Лены, принявший единственно верное, на мой взгляд, решение — уехать.


9 фильмов о ненависти к школе. Посмотрите и не повторяйте

Пауза 1 (1 часть, 12 мин.)


Первая сцена неприкрытой жестокости. Это ещё только начало фильма, ещё ничего не понятно. Какие вопросы можно задать ребёнку:

  • Как вы думаете, за что подростки избили девочку?
  • Что могла сделать двенадцатилетняя Лена Бессольцева, чтобы вызвать такую агрессию?
  • Когда она упала, её начал пинать не один человек, а целая толпа девочек и мальчиков. А вы были когда-либо свидетелями подобной ситуации?
  • Что вы чувствовали, делали?
  • Пытались ли помочь или стояли в стороне?
  • Как вы думаете, что чувствует Лена, которая лежит на асфальте? А ребята?
  • Как реагируют взрослые? Почему?

Пауза 2 (1 часть, 23 мин. 20 сек.)


Лена — новенькая в классе, учится, участвует в работе трудового десанта. Вопросы для ребенка:

  • Как её приняли сначала? Как к ней относятся одноклассники сейчас?
  • Что помогло Лене влиться в школьный коллектив?
  • Лена — не лидер класса, но и не изгой; у нее появляется друг — Дима Сомов, в классе ей достаточно комфортно. Но почему Лена чувствует себя предателем? Чем она внутренне поступилась для того, чтобы быть принятой в классный коллектив?
  • Отдельный вопрос для обсуждения — клички в классе (если есть необходимость, этот вопрос можно прояснить детально).

Пауза 3 (1 часть, 39 мин. 20 сек.)


Маргарита Ивановна сообщила в день отъезда в Москву, что 6 класс из-за сорванного урока литературы никуда не едет. Ребята в класс пришли с вещами для поездки. Вопросы для ребенка:

  • Что они чувствуют сейчас? Они понимают свою вину и ответственность?
  • Мне кажется, детям, да часто и взрослым, очень сложно признаться себе, что ты был не прав. Гораздо проще найти виноватого. И класс начинает его искать. Как вы думаете, что сейчас произойдет?
  • Дима Сомов сознается? Или про него расскажут?
  • А как бы вы поступили на месте Димы? Лены?

Пауза 4. (1 часть, 49 мин. 09 сек.)


  • Кто какую роль берет на себя в классе?
  • Как можешь описать Миронову?
  • Кто мог оказаться на месте жертвы?
  • Кто смог высказать мнение против класса? Как это его характеризует? Что его ждет?
  • А у тебя была подобная ситуация? Как думаешь, что произойдет дальше?

Пауза 5 (1 часть, 1 час 2 мин.)

Пауза 6 (2 часть, 27 мин. 23 сек.)


  • Что чувствует Лена, когда смотрит на горящее чучело?

Возможно, она ощущает, что именно она горит на том костре. Скорее всего, до этого момента она не осознавала серьёзность ситуации, воспринимала это как игру, жестокую, но игру. И надеялась на помощь Димы, её влюбленность оправдывала его трусость. Но именно Дима поджигает её костер.

Пауза 5. (2 часть, 40 мин., 30 сек.)


  • Как вы понимаете эти слова?
  • Почему ребята так быстро разошлись?

Миронова впервые называет своих одноклассников хлюпиками — бесхребетными, подчиняющимися мнению большинства. Мне кажется, это очень верное определение. В противовес им Бессольцеву она называет человеком, с которым бы она подружилась, не будь та предателем.

Одноклассники в итоге узнают правду и переключают свою агрессию уже на Диму Сомова. Но он ведь — не чудаковатая новенькая Лена, а один из самых популярных мальчиков в классе, герой, который совсем недавно был в их рядах. Вот так легко толпа может выбрать себе новую жертву. Он встает на подоконник с желанием выпрыгнуть. Вопросы для обсуждения:

Ответная агрессия, направленная или вовне, против обидчиков, или на себя. К сожалению, мы знаем много таких печальных примеров. Что мы все можем сделать, чтобы самое страшное не произошло?

Особняком от всех в фильме стоит фигура Васильева. Он с самого начала защищает Лену просто потому, что она девочка, даже если и поступила плохо. Может, он не слишком силен, не слишком красив, но способен рассматривать ситуации не глазами коллектива, а своими собственными. Он набирается храбрости противостоять давлению целого класса. Он единственный из всего класса вызывает у меня уважение.

  • Как изменилась Лена с начала фильма? Почему она не поддержала бойкот Диме Сомову?
  • Какой урок извлекли одноклассники из этой истории? А вы?

P. S. Буллинг или травля — это ведь форма насилия над человеком, который оказывается физически или психологически слабее агрессора или толпы. Фильм ярко показывает, что никто из этой ситуации не выйдет таким, каким был до этого. Буллинг — это мина замедленного действия, это проблема, про которую нельзя молчать, на которую никогда нельзя закрывать глаза!

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

Есть много общего в проблемах подростков как того времени, так и современного. Разумеется, социокультурное окружение стало другим: отношение к деньгам изменилось в сторону приоритетного, хотя эта тенденция прослеживается и в фильме. Информационное пространство теперь переполнено фактически пропагандой агрессивных отношений между людьми, что не может не оказывать влияния на поведение подростков. Сейчас произошло обострение тех подростковых проблем, которые отражены в фильме.

Коснемся содержания этого фильма. Родители отправили свою 12-летнюю дочь Лену к деду, который проживал в маленьком волжском городке, для того, чтобы она пожила у него какое-то время.

В этом городе Лена Бессольцева начала учиться в 6 классе одной из школ. Она очень хотела стать частью коллектива класса, стараясь стать своей, не обращала внимания на подначки и колкости, терпела данную ей кличку – Чучело. Ей понравился мальчик Паша, который стал с ней дружить и покровительствовать. Так случилось, что она услышала, как он рассказал учительнице о том, что класс убежал с урока в кино. Данный поступок был определен классом как предательство, в котором стали обвинять этого мальчика. Она решила его спасти и взяла на себя его вину за этот поступок. Парень оказался трусом и не смог признаться ребятам в своем поступке и в этот момент, и в последующее время.

Класс был наказан тем, что их не взяли на экскурсию в Москву на каникулах вместе с остальными. Одноклассники объявили Лене бойкот, поверив ей, что это она их предала. Трое из класса знали, что это сделала не она, среди них был и тот мальчик, чью вину она взяла на себя. Он испугался стать жертвой объявленного бойкота. Ситуация оказалась столь безысходной, поскольку дети оказались предоставленными самим себе: руководящая роль учителей сошла на нет – все уехали на экскурсию. Что касается родных, то практически все взрослые – как родственники, так и неродственники – либо не имели влияния на своих детей, либо старались не замечать происходящее.

Девочка захотела стать спасителем, из-за этого стала жертвой, а потом могла стать преследователем, но она разрушила порочный круг, отказавшись от этой роли.

Кризис отрочества

Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, переживается подростком как второе рождение, в итоге которого возникает новое Я.

Второй тип – плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

Третий тип развития характерен для подростков с высоким уровнем самоконтроля и самосознания, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, используя для этого собственные волевые усилия.

Они активно протестуют против как ценностей, идеалов и целей старшего поколения, так и общественных норм, регламентирующих их жизнь. Кому-то не нравится, что мама хочет в жизни все сгладить. Другой девочке не нравится, что ее мама смирилась с жизнью в этом маленьком городке. Другому мальчику не нравится, что бабушка, посвятив жизнь тому, что вырастила пятерых детей, теперь не получает ни копейки от них, что дедушка собирает картины, а ходит как нищий, что он же в конце фильма дарит и картины, и дом городу. У них есть претензии и к их классному руководителю – они взаимодействуют с ней конфронтационным образом. И все вместе они возмущены тем, что их не взяли в Москву.

Проявление жестокости

Теперь поговорим, собственно, о проявлении жестокости у детей. Совсем маленькие дети не осознают, что они причиняют боль другим – у них пока еще нет сострадания, чувства жалости и они не могут испытывать сожаление о сделанном поступке. Со временем, в период жизни от 3 лет до 6,5, ребенок открывает у себя наличие переживаний и начинает осмысленно ориентироваться в них. Эти переживания обобщаются, и на их основе формируются чувства.

В этот период развития у детей появляется и возможность поставить себя на место другого живого существа, чтобы понять его чувства и оценить свои действия. Также на этом этапе развития у детей происходит интенсивное усвоение первичных этических норм поведения и формирование связанных с ними моральных переживаний, что является частью общего процесса вхождения ребенка в жизнь взрослых людей. Появление чувства долга, связанное с выполнением моральных правил во взаимоотношениях с другими людьми, имеет важнейшее значение для перехода к школьному обучению.

Поговорим об индивидуальных причинах. В фильме показано, что двое из них, мальчик и девочка, получают удовольствие, когда проявляют свою силу, т. е. испытывают радость от проявления силы своего тела, в том числе и от агрессии. На самом деле это естественная эмоция для человека. Надо сказать, что не всем людям проявление агрессии в результате действий своего организма доставляет радость.

Общественным нормативом не одобряется проявление агрессии по отношению к другим людям. И люди в основном как-то умудряются вести себя в соответствии с нормами. В 12 лет еще не восприняты стандарты общественного поведения, и подростки испытывают естественные эмоции. Взрослея, ребенок может перестать испытывать удовольствие от своего агрессивного поведения, т. е. испытывать радость от проявления агрессии, испытав душевные переживания.

Что же происходит с теми, кто не разлюбил это проявление агрессии в подростковом возрасте и испытывает радость от такого поведения? Как им удается вписаться в общественную жизнь?

К 14-15 годам у них формируется психологическая защита, называемая реактивным образованием, работой которого эмоция радости трансформируется, а отношение к проявлению агрессии меняется на противоположное – его начинают осуждать.

Агрессивная девочка

Агрессивный мальчик

Дочь парикмахерши

Железная Кнопка

Сострадательная, но трусливая девочка

Оказались вовлеченными в этот бойкот и те, кто мог противопоставить себя коллективу, и те, кто не мог это сделать, но чувствовал жалость к Лене. Мы видим, как плачет девочка, участвующая в сожжении платья героини, когда ее никто не видит. Она сдерживает проявление своих чувств в коллективе. Ей жалко Лену, но она боится стать на ее защиту и продолжает следовать коллективному решению наказать.

Изгой

Среди этого класса оказался и мальчик, который не участвует в общей травле, а по мере своих сил и возможностей защищает героиню, хотя не может противостоять коллективу в открытую. Это тот самый мальчик, который был назначен объектом для издевательств, т. е. жертвой, поэтому ему прекрасно известно, как тяжело это переносить. В чем выражалось это преследование для него: его дразнили, его били, ему подставляли подножку, т. е. всячески демонстрировали свое пренебрежение. Чтобы остаться членом коллектива, он терпел все эти насмешки и издевательства. Он слабый физически, а оказывается, он был наиболее сострадательным.

Он точно не знает, кто выдал класс учительнице, и постоянно говорит ребятам, что это не может быть Лена. К ее защите он пытается привлечь ее бывшего друга Пашу, который старается изобразить бурную деятельность. Мы видим, что по мере того, как этот слабый мальчик защищает Лену, он становится все более уверенным в себе и на общем собрании класса он смог противостоять коллективу.

Живодер

Что касается другого мальчика, разрешившего себе продавать собак на живодерню, то он заблокировал свое чувство жалости и сострадания намного раньше. Это случилось, когда он решил, что деньги для него – главное, что ради денег можно убить живое существо. Собственно, это прямой путь и для разрешения себе причинять вред людям. Видимо, он не испытал чувство стыда и сожаления, когда ситуация разъяснилась, поскольку не изменился его денежный приоритет – он осуждающе говорит о том, что Бессольцев подарил, а не продал картины.

Двое, знавших истинного предателя

Рассмотрим причины, помешавшие рассказать классу об истинном предателе тем двоим подросткам, сидевшим под партой и все, соответственно, знавшим. Эти двое, девочка с мальчиком, не хотели идти с классом и потихоньку остались, а когда учительница зашла в класс, то спрятались. Так что же это за причины? Девочка хотела получить в друзья мальчика Пашу, а мальчик – эту самую девочку, и ради этого они оба молчали.

Предатель

Что касается Павла, его поведение тоже является осознаваемой жестокостью. У него чувство сострадания было заблокировано страхом, что он станет объектом бойкота, что не сможет вновь в этом коллективе стать объектом восхищения и занять лидерские позиции. Может быть, у него, как и у тех двух других ребят, также практически не развито чувство сострадания. Но он же отдал ей свои носки и ходил босым в холод, когда они всем классом зарабатывали деньги на поездку.

Это нельзя назвать состраданием, это было не сострадание, а желание, чтобы им восхищались, ведь этот поступок видели все. Он бьется за сохранение своего прежнего положения в классе, передавая через другого мальчика пожелание, чтобы Лена уехала из города ради своей же пользы. Он также, как те двое, хотел получить желаемое любой ценой – и это называется осознаваемой жестокостью. Его линия поведения – предательство – постоянно повторяется: это предательство класса, это предательство Лены, это предательство тех двоих, кто знал про него. Он разрешил себе делать это, и, может быть, именно это решение навсегда (почти) заблокировало его проявление сострадания.

Лена (Чучело)

Лене объявляют бойкот. Она сама спровоцировала этот конфликт и продолжает усиливать его своим поведением. Позже она, описывая деду эту ситуацию, сделала вывод: нельзя бежать, когда тебя преследуют. Это значит, что если ты бежишь, то ты – жертва, а для других – добыча, на которую всегда нападают. Если даже и не нападают, то ловят себя на чувстве, что возникает желание напасть. Лена не сразу понимает, что тот, кого она защищает, – трус и предатель. Она до последнего считает, что ребята заставляют его травить ее.

Наконец, она открывает для себя, что ее бывший друг предал и ее. Он не просто не защитил ее от других, а больше того, стал ее преследователем: он пугал ее вечером головой кабана, он не отдал ей ее платье, которое ему специально кинули, чтобы проверить. Она переживает сильнейшее потрясение и от этого. И видя, как горит ее платье, повешенное на кресте как символ самой Лены, она принимает решение, что не позволит больше делать это с собой.

Она бросается в костер и снимает оттуда остатки платья. В этот момент подростки испугались и стали кричать ей, что она сгорит, а потом кричали, что это они так шутят. Происшедшее изменило ее: она поняла, что нельзя подстраиваться под других, подавляя свои чувства, чтобы они признали ее своей. Она рассказывает деду, что предала его, присоединившись к насмешкам над ним, и даже пряталась на улице от него, стыдясь его внешнего вида и поведения. Она сделала вывод, что нельзя предавать ни себя, ни своих родных. Другими словами, она пришла к новым приоритетам в жизни, приняла ценности своего деда, т. е. и тех своих предшественников, которые выстраивали жизнь нашей родины, защищая, обустраивая, обучая и леча свой народ. Это называется прохождением духовного кризиса. Прежняя Лена – умерла, новая Лена – родилась.

Как символ своего нового рождения, она сбривает себе волосы на голове и идет на день рождения к своему бывшему другу, где собрались его одноклассники. Она и теперь не рассказывает им, что это не она предала их, но если раньше она надеялась, что Паша признается, то теперь она не говорит это из-за чувства собственного достоинства. Теперь она ничего не боится и рассказывает одноклассникам, что один из них – живодер, продающий собак на живодерне.

Мы ведь все хотели бы, чтобы наши дети стали добрыми и чуткими созданиями. И мы совсем не хотим, чтобы они были жестокими и безжалостными существами, в том числе к нам самим, их родителям. Так что же могут сделать родители в этом своем желании воспитания сочувствия к другим живым существам? Самое простое – личный пример: дети перенимают поведение значимых взрослых легко и свободно. Можно к тому же научить их становиться на место другого, помогая понять чувства и желания других людей.

СССР, 1983 Сцен. В. Железников;

СССР, 1983 Сцен. В. Железников;

СССР, 1983
Сцен. В. Железников;
Реж. Р. Быков (по мотивам одноименной повести
В. Железникова)
В ролях: Кристина Орбакайте, Юрий Никулин, Елена Санаева, Митя Егоров,
Светлана Крючкова.

Фильм снят в 1983 году по одноименной повести повести Владимира Железникова, написанной в 1981 году.
В 1986 году фильм был удостоен Государственной премии СССР, а также главного приза на Международном кинофестивале в Лионе.

Как на Ваш взгляд коллектив воспринял появление новенькой в классе?
Как Вы думаете Лена была открыта для знакомства?

Вы не станете лидером, заставляя людей что-то делать

Вы не станете лидером, заставляя людей что-то делать

Вы не станете лидером, заставляя людей что-то делать

Вы не станете лидером, заставляя людей что-то делать

Что определяет коллектив? В чём его сила?
Бойкот Лене – это проявление зрелости коллектива или влияние сильной личности?
Как вы относитесь к проблеме лидерства в классе?

Почему, по-вашему, класс так жестоко вёл себя с Леной? В чём вы видите причину этой жестокости, и при каких условиях её можно было бы не допустить?
Как должен был бы поступить Сомов? Если бы он признался, то агрессия класса была бы направлена на него! Как быть?

Советы, которые помогут жить среди людей

Советы, которые помогут жить среди людей

Советы, которые помогут жить среди людей

Читайте также: