Школьная программа по истории структура и анализ

Обновлено: 02.07.2024

Целью занятия является раскрытие на основе изучения структурных компонентов и основного содержания программ по истории их значения для практической деятельности учителя, а также обучение использова­нию программы при подготовке к урокам.

1. Основные структурные компоненты программ по истории.

2. Анализ содержания основной содержательной части программ.

3. Анализ фрагментов альтернативных программ.

История России: Программа учебного курса для старших классов. — М., 1997.

Комплект программ по истории с древнейших времен до наших дней. III— ХI кл. — М., 1998.

Программа учебного курса по отечественной истории для старших клас­сов / Сост. Гевуркова Е.А., Егорова В.И., Колосков А.Г., Ларина Л.И. // Пре­подавание истории в школе. — 1996. — № 1—2.

Программы для классов с компенсирующей формой обучения / Сост. Эли-асберг Н.И., Юдовская А.Я., Андреевская Т.П., Майков А.Н. // Преподавание истории в школе. — 1997. — № 1—2.

Программы для общеобразовательных учреждений. История. — М., 1997.

Содержание занятия:

1.Структура программ научно и методически обоснована и со­ответствует основным факторам процесса обучения истории. Ос­новными компонентами программ являются следующие: поясни­тельная записка программы и отраженные в ней цели обучения; ос­новная часть программы, раскрывающая содержание историческо­го образования; наличие специальных разделов в основной части программы, их назначение; отражение в программе основных тре­бований к общеобразовательной подготовке учащихся по истории.

Наиболее интересно и ценно в образовательном отношении по­строение программ 80-х годов ХХ в. На занятии желательно рас­смотреть их структуру по следующим вопросам и заданиям для обсуждения: 1. Вспомните основные факторы процесса обучения ис­тории и соотнесите каждый фактор со структурой программы. Как они отражены в программе? 2. Чему посвящена пояснительная за­писка программы? Как в ней раскрывается структура исторических курсов? 3. Просмотрите основную часть программы по одному из школьных курсов и объясните, как оформлено содержание исто-16

2—3.Проводится практическая работа по сравнению и анализу основного текста программ: 1) вариант по пропедевтике, древнему миру и средним векам; 2) вариант — по русской истории XVIII— XIX вв. (см. приложение № 1). Необходимо проанализировать под­робно один из разделов в каждой из программ по направлениям пред­лагаемой таблицы и кратко записать самое главное.

Направления анализа содержания Программа массовой школы Альтерна­тивная программа
1. Хозяйственно-экономическая жизнь на­ родов 2. Социальная структура общества, соци­ альные отношения 3. Государственное устройство и поли­ тическая жизнь 4. Внешняя политика 5. Материальная и духовная культура обще­ ства

Вопросы и задания: 1. На основании анализа выписанных фраг­ментов определите, какое содержание исторического материала — теоретическое или фактическое — преобладает в программах? Ка­кие разделы содержат в большей степени теоретический материал, а какие фактический? Проследите эту особенность по различным

направлениям анализа, предлагаемым в таблице. 2. Какие из направ­лений, указанных в таблице, наиболее полно представлены в про­граммах? Какие, на ваш взгляд, недостаточно? Почему? 3. Сравни­те программы с обязательным минимумом содержания стандарта. Какие положения отсутствуют в программе, но есть в минимуме стандарта? Какие факты и сюжеты есть в программе помимо мини­мума? 4. Сравните несколько программ по одной и той же теме, сде­лайте выводы. Чем отличается отбор материла для школьного пре­подавания от вузовского? 5. Какие принципы лежат в основе орга­низации учебного исторического материала в программах? Как они соотносятся? 6. В чем концептуальная разница подходов в изложе­нии основного учебного материала в имеющихся программах? Вы­скажите свое мнение об этих программах и их роли в работе учите­ля истории.

Перспективные задания:

1. Проанализируйте одну из программ и определите периодиза­цию курса; вид группировки материала (проблемно-тематический, хронологический, страноведческий); ведущие понятия; особенно­сти программы. 2. Попробуйте всей группой разработать собствен­ную программу по одному из курсов истории.

Общая структура школьной рабочей программы по истории

Общая структура школьной рабочей программы по истории содержит в основном 3 элемента:

1. Пояснительная записка. В ней определены основные задачи учебного предмета, ведущие научные идеи. Здесь учителя определяют образовательные, воспитательные и развивающие цели в изучении истории, ее роли и месте в системе современного школьного образования. Как правило, в этой части говорится о том, что программа составлена на основе ФГОС ООО или ФГОС СОО.

2. Основная часть. Содержит тематический план, содержание тем, задачи и изучения, основные понятия, умения и навыки, виды занятий. Эти часть рассредоточена по классам и историческим курсам.

3. Приложение. Содержит методические указания, касающиеся оценки знаний, умений, навыков.

Педагог имеет право определять количество часов, на изучение какой-либо темы, но не исключать другие.

Общая характеристика примерной программы по истории.

Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников. В действующих федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования, принятых в 2009 – 2012 гг., названы следующие задачи изучения истории в школе:

· формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

· воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

· развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

· формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории базовыми принципами школьного исторического образования являются:

· идея преемственности исторических периодов, в т.ч. непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;

· рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;




· ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;

· воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;

· общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории.

· познавательное значение российской, региональной и мировой истории;

· формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.

Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.

Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:

· принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;

· многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;

· многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;

· исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;

· антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;

· историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.

1. Пояснительная записка. 2

2. Место учебного предмета. 5

3. Планируемые результаты. 9

3.1. Планируемые личностные результаты. 9

3.2. Планируемые метапредметные результаты. 13

3.3. Планируемые предметные результаты. 23

4. Содержание учебного предмета. 29

Пояснительная записка

Общая характеристика примерной программы по истории.

Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников. В действующих федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования, принятых в 2009 – 2012 гг., названы следующие задачи изучения истории в школе:

· формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

· воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

· развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

· формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории базовыми принципами школьного исторического образования являются:

· идея преемственности исторических периодов, в т.ч. непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;

· рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;

· ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;

· воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;

· общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории.

· познавательное значение российской, региональной и мировой истории;

· формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.

Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.

Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:

· принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;

· многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;

· многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;

· исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;

· антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;

· историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.

Программа по предмету История Древнего мира предназначена для изучения истории в 5 классе средней общеобразовательной школы.

Характер курса по содержанию (всеобщая история, история России). Характер курса по степени сложности и объему учебного исторического материала.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Способствует реализации единой концепции исторического образования.

Программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.

Образовательные, воспитательные, развивающие задачи курса.

Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе.

Содержание ключевых задач отражает направления форми­рования качеств личности и в совокупности определяет ре­зультат общего образования.

Конкретными учебными задачами истории Древнего мира являются:

· формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;

· воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;

· формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

· развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

· формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.

Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания уважения ими других людей и культур. Содержание предмета построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.

Реализация программы рассчитана на 68 часов (из расчета два учебных часа в неделю).

В программе предусмотрены вводный и повторительно – обобщающие уроки по разделам, которые способствуют активизации учебной работы школьников, формированию у них целостных исторических представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить контроль над знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах (самостоятельные работы, тестовые задания).

Программа состоит из введения, 4 разделов и повторения (распределение часов на каждый из разделов может варьироваться в случае использования педагогом иного учебника вместо указанного как основного в программе, при этом общее количество часов на предмет должно оставаться неизменным):

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (6 ч.)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

Тема 3. Счёт лет в истории.

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (19 ч.)

Тема 4. Древний Египет

Тема 5. Западная Азия в древности

Тема 6. Индия и Китай в древности

РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (21 ч.)

Тема 7. Древнейшая Греция

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии

Тема 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э.

РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (18 ч.)

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья

Тема 13. Гражданские войны в Риме

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

Программа рассчитана на 68 ч. (2 час в неделю).

Программа предполагает использование цивилизационно - гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенности её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития, цивилизационного, многофакторного, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны. Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются системно - деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно ориентированный и проблемный подходы.

Соотношение конкретного и обобщающего материала. Представления, понятия, ведущие идеи курса. Системность, целостность освещения исторического процесса.

Предполагается, что в результате изучения истории в ос­новной школе учащиеся должны овладеть следующими зна­ниями и умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией: указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей исто­рии; соотносить год с веком, эрой, устанавливать последова­тельность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических со­бытий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

3. Работа с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду, ориен­тироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды; осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изо­бразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать; сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

4. Описание (реконструкция): последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи; на основе текста и иллюстраций учебника, дополнитель­ной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ре­сурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, па­мятников.

5. Анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источ­ника, факт историка); соотносить единичные исторические факты и общие яв­ления; различать причину и следствие исторических событий, явлений; выделять характерные, существенные признаки истори­ческих событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях историче­ских событий.

6. Работа с версиями, оценками:приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; определять и объяснять (аргументировать) своё отноше­ние к наиболее значительным событиям и личностям в исто­рии и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего на­рода и других народов в общении с людьми в школе и вне­школьной жизни как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению памятников истории и куль­туры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Соответствие содержания курса современному уровню развития исторических наук, уровню познавательных возможностей учащихся. Соотношение базового компонента школьных знаний с другими сведениями курса.

Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:

—способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

—способность выделять главное в тексте и второстепенное;

—способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;

—способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).

—способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;

—способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;

—способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;

—способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;

—способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;

—способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;

—способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.

Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.

В ходе освоения содержания курса История Древнего мира 5 класс

· определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

· использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

· проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

· описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

· объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

· давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень):

· давать характеристику общественного строя древних государств;

· сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

· видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

· высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

Воспитательный потенциал курса. Его направленность на формирование исторического сознания. Гуманистические ценности курса истории. Системность в решении воспитательных задач.

Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в со­циуме и быть востребованными в жизни.

Личностные результаты:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей совре­менного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предше­ствующих поколений, способность к определению своей по­зиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

· выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

· уметь вести дискуссию, диалог;

· находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Метапредметные результаты:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

· овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулиро­вать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современ­ные источники информации, в том числе материалы на элек­тронных носителях;

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллектив­ной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

· активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

· овладение целостными представлениями об историче­ском пути человечества как необходимой основы для миро­понимания и познания современного общества, истории соб­ственной страны;

· способность применять понятийный аппарат историче­ского знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и совре­менности в курсах всеобщей истории;

· способность соотносить историческое время и историче­ское пространство, действия и поступки личностей во време­ни и пространстве;

· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскры­вая её социальную принадлежность и познавательную цен­ность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

· готовность применять исторические знания для выяв­ления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Дидактическая оснащенность курса. Библиография. Учебники. Хрестоматии. Книги для чтения. Задачники. Аудиовизуальные средства обучения.

Для осуществления целей и задач программы История Древнего мира необходимо использование учебника и дополнительных печатных пособии (количество, состав и тематика которых может быть выбрана и определена самим педагогом), приблизительный перечень возможной литературы с названиями и авторами перечисляется в УМК программы.

Также обязательно использование наглядных пособий - исторические карты.

Предполагается использование интернет-ресурсов по истории Древнего мира и электронных пособия; учебно-методических ма­териалов; исторических фото­документов, репро­дукции; исторических фото­документов, записей песен, гимнов, речей; презентаций, согласно списку образовательных цифровых и Интернет-ресурсов по истории Древнего мира.

В соответствии с требованиями здоровье сберегающих технологий, новых подходов к обучению, на уроках используются различные Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор и экран.

Читайте также: