Школьная медиация в россии и за рубежом сравнительный анализ

Обновлено: 05.07.2024

Что такое медиация?

Медиация – это переговоры с участием третьего, нейтрального лица, которое заинтересовано только в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно. Методы медиации опираются, главным образом, на ведение переговоров в русле сотрудничества.

В основном к ней прибегают, когда:

  • стороны в будущем планируют иметь деловые или личные взаимоотношения;
  • стороны не заинтересованы в публичности рассмотрения их спора и хотят сохранить его конфиденциальность;
  • стороны не хотят передавать рассмотрение спора в суд ввиду затяжных сроков рассмотрения дела, значительных расходов, связанных с его рассмотрением и непредсказуемостью результата.

Зарубежная практика показывает, что медиация эффективна только когда обе стороны хотят и стремятся урегулировать конфликт. Решение прекратить спор на определенных условиях здесь принимают сами стороны. Медиатор таким полномочием не наделен. Его главная задача – обеспечить взаимопонимание между сторонами, привести их к консенсусу.

Где и как регулируется?

Акты, регламентирующие медиацию, приняты в США, Австрии, Германии, в ряде стран СНГ.

Комиссией ООН по международному торговому праву разработан Типовой закон о медиации. Несмотря на то, что он предназначен для регулирования международных коммерческих споров, страны могут расширить сферу его применения до рассмотрения внутренних, в т.ч. некоторых некоммерческих споров.

В Евросоюзе действует ряд директив, регулирующих деятельность медиаторов. Например, Европейский кодекс поведения медиаторов (European Code of Conduct for Mediators). Он разработан инициативной группой практикующих медиаторов – представителей более 30 европейских организаций, имеющих дело с альтернативными способами разрешения споров, при поддержке Еврокомиссии. Документ принят на конференции в Брюсселе 2.06.2004 г. Подробнее с отдельными положениями документа можно ознакомиться здесь .

За рубежом можно выделить два основных подхода к медиации:

  • судья предлагает сторонам обратиться к услугам медиатора (например, Австралия, Новая Зеландия, Канада и в различных штатах США);
  • обязательная медиация, когда рассмотрение спора в суде до проведения процедуры медиации невозможно (например, Аргентина).

Остановимся более подробно на опыте отдельных государств.

США

Вся система права направлена на то, чтобы большинство споров разрешалось добровольно до суда. Судебное разбирательство может быть прервано для обращения сторон к медиатору. Без медиаторов в сфере экономики, политики, бизнеса в этой стране не проходит ни один серьезный переговорный процесс.


В стране действует Национальный институт разрешения диспутов, частные и государственные службы медиации. Большое влияние имеет Американская арбитражная ассоциация. Медиаторские центры делятся на 2 типа:

  • центры, которые действуют при американских судах и занимаются досудебной практикой рассмотрения дел;
  • центры, которые принимают участие в разрешении значимых общественных конфликтов (социальных, гражданских, экологических и т.д.), где невозможно однозначно и быстро, за одну-две встречи, достичь соглашения, удовлетворяющего обе конфликтующие стороны.

США принят Единообразный Акт о медиации 2001 г. (Uniform Mediation Act). Он объединил более 2500 ранее существовавших законов, регулировавших посредническую деятельность в различных штатах. Документ направлен на то, чтобы стороны имели возможность решить большинство споров добровольно до суда.

Германия

Здесь медиация гармонично встроена в систему правосудия. Например, посредники работают прямо при судах, значительно снижая количество потенциальных судебных тяжб. В большинстве немецких школ права введен постоянный курс медиации. Создана и действует Международная ассоциация интегрированной медиации, которая объединяет медиаторов более чем из 10 стран мира.

Австрия

Индия

Соглашения, достигнутые в ходе медиации, имеют одинаковую силу с третейскими (арбитражными) решениями, независимо от того, была ли данная процедура возбуждена в рамках уже имеющегося судебного производства или нет.

Китай

Порядка 30% споров решается во внесудебном порядке. В этой стране если стороны достигли соглашения в рамках медиации и утвердили его в порядке, предусмотренном для рассмотрения третейскими судами (арбитражем), такое соглашение приобретает силу третейского решения (арбитража) и подлежит исполнению в соответствующем порядке.

Российская Федерация

Закон закрепляет возможность для участников спора обратиться к процедуре медиации как в досудебном порядке, так и тогда, когда спор уже передан на рассмотрение суду. Стороны спора могут выбирать удобное для себя место и время обсуждения спора, свободно высказывать позицию, анализировать аргументы, вести поиски решения, которое удовлетворяет всех участников спора. По закону допускается применять процедуру медиации по спорам:

  • возникающим из гражданских правоотношений, в т.ч. в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности,
  • возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений.

Однако медиация не применяется если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы не участвующих в процедуре третьих лиц или публичные интересы.

По общему правилу продолжительность процедур медиации в России не превышает 60 дней.

Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе:

Наряду с этим, закон содержит и ограничения для медиаторов. Кроме того сказано, что медиаторы и организации, обеспечивающие проведение процедуры медиации, несут ответственность перед сторонами вред, причиненный им вследствие осуществления указанной деятельности.

Республика Казахстан

Также в законе достаточно подробно описаны требования, предъявляемые к медиа­торам, их права и обязанности, а также права и обязанности сторон. В Казахстане осуществлять деятельность медиатора непрофессио­нальным медиатором может быть лицо, достигшие 40 лет и состоящее в реестре непрофессиональных медиаторов. Требования к профессиональным медиаторам аналогичны российским.

Законом подробно урегулирована процедура проведения медиации, форма и содержание договора о медиации, а также предусмотрены особенности проведения медиации в сфере граж­данских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, а также при рассмотрении уголовных дел.

Подведем итоги


Анализ зарубежного законодательства показывает, что базовыми принципами медиации являются добровольность, равноправие сторон, конфиденциальность, а также нейтральность (беспристрастность) медиатора.

Процедуре медиации, основывающейся на вышеуказанных принципах, в отличие от судебного разбирательства присущи, следующие особенности:

1) медиация – негосударственный институт, госорганы не проводят медиацию;

2) медиация, как правило, не применяется в отношении уголовных преступлений, а также в тех случаях, когда одна из сторон является недееспособной;

3) участие обеих сторон в процессе медиации является добровольным, а медиатор – свободно избранным сторонами;

4) медиаторы, осуществляющие деятельность на профессиональной основе, имеют высшее юридическое образование и должны пройти обучение по специальной программе медиаторов;

5) обе стороны хотят и стремятся урегулировать конфликт;

6) каждая сторона в любой момент может отказаться от продолжения процесса медиации;

7) роль медиатора заключается в том, чтобы помочь сторонам лучше понять друг друга, достичь согласия, сблизить свои позиции, а в некоторых случаях – помочь найти наиболее приемлемые для всех участников условия, на которых будет урегулирован спор;

8) решение о прекращении спора на тех или иных условиях всегда принимается самими сторонами по их обоюдному согласию, поскольку медиатор не выносит решений, обязательных для сторон спора. Решение сторон не подлежит утверждению и пересмотру судом или иным органом;

9) обе стороны добровольно берут на себя обязанность выполнять принятое ими совместно решение;

10) решение, достигнутое самими сторонами в ходе медиации, как правило, не требует принудительного исполнения, потому что стороны удовлетворены им и заинтересованы в его исполнении.

Попова А. Э.,

студентка 5 курса Юридического института ИГУ

ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАЦИИ

Медиация в настоящее время получила широкое распространение во многих странах мира в виде профессионального урегулирования конфликтов с помощью третьей, нейтральной стороны. Практика медиации – междисциплинарная область, находящаяся на стыке юриспруденции, дипломатии, психологии, менеджмента. Но традиционно медиацию сравнивают с юриспруденцией, в первую очередь с судопроизводством, так как имеются сходные признаки: наличие конфликта и конкурирующих сторон, решение конфликта осуществляется третьим независимым арбитром, достижение результата объективно необходимо. Однако медиация – неформальное, т. е. негосударственное, частное, равноправное разрешение конфликтов в форме диалога-диспута, которое, однако, в свою очередь не исключает необходимости уважительного обращения сторон друг с другом. Такое разрешение конфликтов содержит в себе помимо психологических и эмоциональных способов доказывания своей правоты еще и необходимость компромиссного обсуждения и урегулирования конфликта взаимовыгодным путем.

Первоначальной моделью медиации послужили методы разрешения семейных, наследственных и бытовых конфликтов, применяемые еврейскими общинами типа Jewish Conciliation Board, которая представляет собой внедрение в конфликт третьего лица с целью урегулирования конфликта либо сглаживания негативных его функций[3].

В начале XXI века медиация становится фактом международного права и международных отношений. В качестве примера можно привести законодательное закрепление медиации в международном праве в виде Типового закона о международных коммерческих примирительных процедурах (Model Law on International Commercial Conciliation, или UNICITRAL) и принятие 2 июня 2004 года в Брюсселе (Бельгия) Европейского кодекса правил поведения для медиаторов, рекомендованного для государств ЕС («European Code of Conduct for Mediators).

Далее хотелось бы рассказать о типах медиаторских центров в США. В США существуют два типа медиаторских центров:

· Первый тип медиаторских центров – это прежде всего такие центры, которые действуют при американских судах и занимаются досудебной практикой рассмотрения дел. По словам сотрудников таких центров, наибольший процент составляют дела из семейной практики (разводы, разделы имущества, опека над детьми) и так называемые кредитные дела (споры о времени и порядке погашения кредитов, взятых частными лицами у финансово-кредитных организаций). И лишь небольшой процент составляет помощь при разрешении конфликтов внутри организации[4].

· Второй тип медиаторских центров – это центры, которые принимают участие в разрешении значимых общественных конфликтов (урбанистических, социальных, гражданских, экологических и т. д), где невозможно однозначно и быстро, за одну-две встречи, достичь соглашения, удовлетворяющего обе конфликтующие стороны[5].

В США применение медиации или отказ от участия профессионалов при разрешении конфликтов в организации в большей степени зависят от финансовых возможностей конкретной организации. Компании, принадлежащие к высокотехнологичным отраслям производства, имеющие высокооплачиваемых специалистов и не заинтересованные в их потере из-за каких-либо конфликтов, могут позволить себе тратить значительные деньги на профессионалов-медиаторов или обращения в медиаторские центры. Но если речь идет о компаниях, где в большинстве своем работают низкооплачиваемые сотрудники (без высшего или среднего специального образования), то подобные фирмы не могут позволить себе приглашать специалистов-медиаторов для разрешения конфликтов в организации. Более того, для этих компаний наиболее удобным способом разрешения конфликта является увольнение сотрудника или сотрудников, участвующих в конфликте.

Как отмечает вице-президент Санкт-Петербургского международного коммерческого арбитража П. Штепан, в зарубежной практике, в том числе в США, ADR стало применяться вследствие перегруженности судебной системы различного рода делами, спор о правах по которым является либо очевидным, либо малозначимым (как говорят юристы, ничтожным для правосудия), но весьма значимым для ссорящихся сторон[6].

Медиация в европейских странах реально используется в государственных и гражданских правоотношениях. В сфере оказания медиативных услуг работают в основном частные компании, в отличие от США.

· Семейный центр медиации;

· Центр медицинской медиации;

· Центр медиации по разрешению трудовых споров;

· Центр медиации по разрешению споров международного характера;

· Центр медиации по разрешению социальных конфликтов;

· Центр медиации по разрешению коммерческих и финансовых споров и другие.

Альтернативные методы правосудия стали весьма популярны и по другим причинам. В Японии, например, просто не принято судиться по спорам, в которых ответчик изначально признает себя виновным. Признание своей вины в Стране восходящего солнца до сих пор считается презумпцией доказательства. Российской общественности трудно с этим смириться, но во многих государствах правовая культура не позволяет гражданам судиться по незначительным поводам, за исключением, пожалуй, США.

Зачастую медиацию используют в качестве механизма разрешения дел, которые невыгодно одной из сторон разрешать в порядке открытого судопроизводства, так как это может нанести вред репутации такой стороны.

П. Штепан считает, что альтернативные способы разрешения гражданско-правовых конфликтов в странах Европейского Союза и США можно условно разделить на основные и комбинированные. В зависимости от формы выделяют:

o Переговоры (negotiation), представляющие собой урегулирование спора непосредственно сторонами без участия третьих лиц;

o Посредничество (mediation), означающее урегулирование спора с помощью независимого, нейтрального посредника, который содействует сторонам в достижении соглшения;

o Третейский суд (arbitration), под которым понимается разрешение спора с помощью независимого лица – арбитра (или группы арбитров), который уполномочен вынести обязательное для сторон решение[8].

o Посредническо-третейский суд (mediation – arbitration – med-arb), означающий урегулирование спора с помощью посредника-арбитра, который в случае недостижения сторонами соглашения уполномочен разрешить спор в порядке арбитража;

o Независимая экспертиза по установлению фактических обстоятельств дела (neutral expert fact-finding). Эта экспертиза представляет собой процедуру достижения сторонами соглашения на основе заключения квалифицированного специалиста, изучившего дело с точки зрения фактического состава;

o Омбудсмен (ombudsman) – это лицо, официально управомоченное на урегулирование споров, связанных с недостатками в деятельности правительственных агенств и частных организаций, которое расследует обстоятельства дела по жалобам заинтересованных лиц. Иначе говоря, уполномоченный по жалобам;

В настоящее время медиация внедрилась в правовую и общественную практику почти всех развитых стран: от Северной Америки до Европы, от Японии и Дальнего Востока до Австралии и мусульманского Востока. Приведенный перечень стран мира, в которых успешно существует и применяется процедура медиации, не является исчерпывающим и свидетельствует о том, что в настоящее время во всем мире ведется активная работа, направленная как на широкое применение медиации при разрешении экономических споров, так и на создание специализированных организаций, оказывающих услуги по проведению процедуры медиации.

Положительный опыт зарубежных стран также позволяет говорить о наличии перспектив развития и применения института медиации в России как одного из альтернативных способов урегулирования споров, направленного на повышение уровня охраны прав и законных интересов граждан и организаций.

Кроме того, применение практики медиации в России затруднительно, так как предпосылки для ее корректной реализации отсутствуют, несмотря на то, что закон все же закрепляет необходимые условия для этой процедуры.

Процесс внедрения медиации в российских компаниях следует проводить постепенно, сочетая обучение и практику, путем тренингов и мастер-классов, но начинать необходимо с просветительской деятельности и получения общественной поддержки.

[2] Ильин И. Почему мы верим в Россию: сочинения / И. Ильин. – Путь духовного обновления // М. : Эксмо, 2008. С. 93.

[3] Wolff F., Klar S. Mediation bei Scheidungen // Psychologie in Österreich. 1993. № 13. С. 110–112.


В мировой практике урегулирования споров используется множество разных видов альтернативных или так называемых примирительных процедур.

При урегулировании спора мирным способом стороны имеют объективную возможность сохранить партнерские отношения, избегая судебный процесс. Медиация является самой распространенной судебной примирительной процедурой в США. В Соединенные штаты процедура посредничества попала из Китая. В КНР применение альтернативных способов урегулирования предпринимательских споров является частью культуры, поскольку соответствует философии китайского народа [1].

Одним из видов альтернативного урегулирования предпринимательских споров, сходным с российской моделью медиации, является нейтральная оценка, которую могут дать в процессе судебного урегулирования спора (Case Evaluation) и на досудебной (Early Neutral Evaluation). Нейтральная оценка на досудебной стадии представляется более эффективной, поскольку способствует экономии расходов, связанных с судебными издержками. Медиатор дает оценку судебной перспективе возникшего конфликта в предпринимательской сфере, определяет, насколько успешно завершится рассмотрение дела в суде для сторон. Благодаря таким предположениям стороны могут реально оценить свои шансы на победу в суде и, в случае их недостаточности, отказаться от судебного способа защиты прав.

В штате Мичиган получила распространение процедура медиации Peer Evaluation. В случае применения такой процедуры создается комиссия из трех человек, один из которых обязательно должен являться практикующим юристом, который предлагает сторонам спора механизм его урегулирования [3]. Если какая-либо сторона уклоняется от компромиссного способа разрешения дела, то ей необходимо выплатить штраф.

В Нидерландах, где не столь давно решили отказаться от обязательного досудебного порядка урегулирования предпринимательских споров, сейчас вновь обратились к идее возвращения института посредничества [4].

Таким образом, рассматривая модели медиативной процедуры при разрешении предпринимательских споров в разных по многим аспектам странах, можно говорить о различных видах (стилях) медиации, известных международной практике [1] .

  1. Медиация в предпринимательской сфере в рамках судебного процесса (в анг. court-annexed mediation). Данный тип медиации получил распространение в США, Англии, Хорватии, Японии и других странах. В таких государствах суд наделен правом направлять дела на медиацию иногда без согласия сторон. В Японии, например, с целью распространения судебной медиации, Верховный суд проводит активную политику по вовлечению медиаторов в дело для его оценки и прогнозирования результатов разрешения дела. Судья выбирает медиаторов, учитывая их профессиональную принадлежность.

В Греции с 2012 г. в судах работают судьи-медиаторы, к которым суд направляет стороны предпринимательского спора для его урегулирования при наличии на это их согласия. При этом возможно отложение дела на срок от 3 до 6 месяцев. Конечное соглашение сторон, которое стало результатом проведения медиации, в письменном виде передается судье первой инстанции, который его утверждает и придает ему силу для исполнения [8].

В США в штате Калифорния судья имеет возможность проводить переговоры со сторонами дела с целью мирного разрешения конфликта в предпринимательской деятельности. Если представители бизнес-сообщества не пришли к компромиссу, судья разрешает их спор самостоятельно, учитывая их мнение.

Следует отметить, что в иностранных государствах, например, в Венгрии, в качестве медиаторов нередко выступают два специалиста: психолог и юрист. В Португалии имеется практика привлечения дополнительного эксперта в какой-либо сфере знаний для оказания помощи и содействия медиатору.

  1. Мини-суд является одной из разновидностей альтернативных процедур разрешения предпринимательских споров. Стороны и их представители контролируют разрешение спора в медиации. Переговоры основаны на взаимном обмене информацией, документами. Порядок проведения регулируется заключаемым соглашением. Первые мини-суды были организованы в США в конце 70-х годов прошлого века. Данный вид альтернативного урегулирования споров пользуется спросом у представителей бизнес-сообщества по конфликтам, возникшим в связи с ведением предпринимательской деятельности.
  2. Консилиация (с англ. conciliation) также является одним из видов примирительных процедур и разновидностью медиации. Во Франции процессуальным законодательством закреплена обязанность судьи принимать меры для примирения сторон спора. Вместе с тем, стороны вправе использовать примирительные процедуры с участием судьи или специального примирителя (так называемого conciliateur).

В конечном итоге применение любых примирительных процедур способствует развитию экономических связей и одновременно освобождает судебные органы от дел, которые стороны могут разрешить добровольно [10].

[1] Автор Елисеева Т.С. за основу взяла классификация видов и стилей медиации, предложенная А. Ямада (Япония). См.: Yamada A. Amicable Dispute Resolution Process for Commercial Disputes: Procedural Pluralism and Regulations) // International Congress of Procedural Law. Athen 1114 September 2013. Commercial Litigations: Special Cases and Proceedings. Athens; Thessaloniki. 2013. P. 9 - 10. [7]

Основные термины (генерируются автоматически): США, медиация, процедура, спор, сторона, судебный процесс, NMI, нейтральная оценка, предпринимательская деятельность, предпринимательская сфера.


Основные виды и модели медиации

Международный научно-исследовательский журнал "Успехи современной наукии образования", 2017, Том6, №02.

Аннотация: в статье обоснованы отличительные признаки видов медиации, показано ее значение в коммерческих, трудовых и правовых конфликтах. Дан сравнительный анализ различных моделей медиации и особенностей их применения в практической деятельности.

Ключевые слова: конфликты, медиация, виды медиации, модели медиации, обобщенные модели медиации.

Медиаторская деятельность как способ эффективного разрешения все увеличивающегося количества, остроты и глубины конфликтов и споров, в современных реалиях используется в разных областях социальной практики. Медиаторская деятельность в обществе ранее относилась к функции государственных и общественных структур по примирению сторон, урегулированию споров и конфликтов, а внутри организаций и учреждений различных форм собственности эта функция реализовывалась руководителями и общественными организациями и трудовыми коллективами. В современных условиях в связи с ее сложностью, трудоемкостью и необходимостью специальных компетенций для ее реализации, эта функция обособилась и выделилась в самостоятельную профессиональную деятельность и чаще называется медиацией, Наиболее распространенными видами медиации, практикуемыми в разных странах [6] являются коммерческая, трудовых конфликтов, юридическая.

Коммерческая медиация . За рубежом, в частности в странах Европейского Союза, большая часть споров между хозяйствующими субъектами разрешается с помощью медиации. Эта процедура используется при урегулировании противоречий в связи с претензиями клиентов, при работе со страховыми исками и исками о компенсации ущерба (особенно в тех случаях, когда пострадало много людей), при разрешении споров по вопросам условий труда и его оплаты, при реализации больших проектов (для целенаправленного разрешения конфликтов при их возникновении). Область деятельности включает также конфликты на совместных предприятиях, конфликты между предприятием и управляющими, конфликты, возникающие после смены владельца предприятия. В бизнес - конфликтах зачастую интересы сторон полностью совпадают. При разрешении конфликтов такого рода важнейшие составляющие успеха – опора на экономические интересы сторон.

Медиация в судопроизводстве. Неэффективность карательных мер обусловила возникновение международного движения за восстановительное правосудие (Канада, США, Франция, ФРГ, Великобритания). Посредничество как альтернатива уголовного судопроизводства было успешно апробировано в национальном уголовном производстве странами англо-саксонской группы (Великобритания, Канада, США). В настоящее время медиативная процедура в судопроизводстве апробирована в странах постсоветского пространства (Россия, Украина, Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан). При проведении медиации в уголовных делах акцент делается на нуждах жертвы, её вовлечении в процесс взаимодействия с преступником и усиление её роли в восстановлении справедливости. Основная идея посредничества в уголовном судопроизводстве: правонарушитель обязан загладить вред, нанесенный жертве. Достигнутое между правонарушителем и жертвой медиативное соглашение утверждается судом и является основанием для вынесения судебного решения о прекращении уголовного дела. При неисполнении правонарушителем пунктов медиативного соглашения, к нему могут быть применены меры юридической ответственности. Мировая практика применения медиации в судебных спорах показывает: 85% конфликтов заканчиваются достижением соглашения/медиация в суде [7].

Следует отметить, в научной литературе в зависимости от формы проведения медиации принято выделять также другие виды медиации - совместную медиацию (обе стороны присутствуют на медиативной встрече) и челночную, или шаттл - медиацию (медиатор поочередно встречается со сторонами), медиацию непосредственную, предполагающую непосредственное общение сторон и медиатора, и медиацию опосредованную, связанную с использованием технических средств связи, интернет и т.д. Кроме того, медиация может предполагать как личное присутствие сторон, вовлеченных в спор, так и присутствие их представителей, действующих на основании соответствующих документов.

В зависимости от процедурных особенностей медиация подразделяется на открытую (стороны могут вступать в непосредственное взаимодейст-вие), закрытую (непосредственное взаимодействие сторон не предполагается) и смешанную (стороны активно взаимодействуют на одних этапах медиации, на других этапах индивидуально и взаимодействуют с медиатором с целью подготовки к дальнейшим переговорам), а также медиацию с участием одного медиатора или нескольких.

С.И. Калашникова [2], основываясь на анализе зарубежных источников по проблеме медиации, предлагает уровневый подход к определению видов медиации: общий уровень (медиации, направленные на предупреждение конфликта и урегулирование уже возникшего конфликта) и конкретный (медиации, которые детализируют медиации общего уровня и направлены на прояснение и конкретизацию их результатов).

L.Riskin [10] предлагает критериальное описание различных моделей медиации: роль медиатора (ограничивается ли она содействием сторонам в выработке соглашения (медиация содействия) или же медиатор дает правовую или иную оценку спору и осуществляет консультирование сторон (оценочная медиация)); предмет медиации (ограничивается ли предмет рассмотрения спором, переданным на медиацию, или в ходе переговоров предмет расширяется и могут рассматриваться и иные темы). На основании сочетания различий по этим двум критериям он выделяет четыре модели медиации: оценочная медиация с широким предметом; оценочная медиация с узким предметом; медиация содействия с широким предметом; медиация содействия с узким предметом.

Таким образом, различные виды медиации могут выделяться по критерию категории споров, для урегулирования которых она применяется. Модели медиации осуществляются в рамках их конкретного вида в зависимости от особенностей предметной области, поведения объекта(ов) и субъекта(ов) конфликтных ситуаций и общественных отношений.

Читайте также: