Как учить стихи с детьми в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

В статье рассматриваются вопросы систематизации и расширения знаний педагогов о вариативности приемов работы с поэтическими произведениями как неотъемлемой составляющей звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: формирование речи дошкольников, поэзия, методика и приемы заучивания произведений.

Keywords: speech formation of preschool children, poetry, methods and techniques of memorizing works.

В эпоху компьютеризации и переизбытка игрушек дети все меньше и меньше интересуются художественной литературой. Однако не стоит забывать, что именно поэтическая часть творчество обеспечивает культурное развитие ребенка и формирование его речи.

В методике речевого развития особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихотворения. Заучивание стихов - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Воспринимая поэтические строфы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.

Заучивание поэтических произведений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией.

Особенности восприятия содержания и формы поэтических произведений детьми дошкольного возраста.

В стихотворении рассматривают две составляющие: целостность художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность, интонационность). Необходимо научить ребенка понимать и воспринимать эти две части в их единстве.

Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания поэзии детьми.

Облегчает восприятие произведений и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме, ритму.

На характер заучивания положительно влияет интерес ребенка к содержанию стихотворения. Быстрое запоминание зависит от настроя педагога на запоминание, мотивации. Это могут быть чтение стихов на празднике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать; выступить перед малышами и другие мотивы.

Следует учитывать и то обстоятельство, что в непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и запоминают целые страницы.

В произвольной деятельности, на занятиях, когда ставится задача запомнить стихотворение, дети испытывают трудности. Установлено, что способность к произвольному запоминанию можно формировать у детей начиная с 4-5 лет. Задача воспитателя – вести детей от непроизвольного запоминания к произвольному. Необходимо, чтобы дети умели ставить цель – запомнить.

Требования к отбору поэтических произведений для детей

  • простота и четкость ритма;
  • краткость самого стишка и отдельных строк;
  • простота и ясность знакомых детям образов;
  • при отборе стихов для заучивания учитывается их объем: 1-2 строфы для младших групп, несколько больше - для старших; разнообразие видов поэзии.

Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где есть конкретность образа, динамика действия. В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами.

Методика заучивания наизусть стихотворений в возрастных группах

Занятие обычно строится по плану:

1) вступительная реплика (или небольшая беседа) воспитателя;

2) чтение воспитателем всего текста;

3) повторение всего текста ребенком с хорошей памятью;

4) повторение всего текста ребенком с плохой памятью.

Методические требования к заучиванию стихов:

– Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик), стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам), именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

– Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего за поминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.

Приемы обучения выразительному чтению стихов

Анализируя и синтезируя все рассмотренные способы, методы, требования к заучиванию, можно выделить основные позиции при проведении поэтического занятия в детском саду:

  1. Подготовка детей к восприятию поэтического произведения (создание поэтической атмосферы, мотивация, вступительная беседа);
  2. Выразительное и чувственное прочтение стихотворения воспитателем. Прочитать нужно так, чтобы воздействовать на сознание и чувства детей. Причем таким должно быть именно первое прочтение, пока не потерян момент неожиданности;
  3. Беседа с детьми о стихотворении (можно задавать вопросы, раскрывающие общую картину произведения, вопросы раскрывающие отношения ребенка к произведению, к герою, к поступкам, вопросы помогающие понять поэтическую форму и средства выражения;
  4. Повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание;
  5. Воспроизведение стихотворения детьми. Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи. Чтобы поддержать интерес детей к запоминанию и улучшить его результаты, следует менять форму повторения (чтение в лицах, для куклы, в игровой форме). Стихотворение повторяется индивидуально, а не хором!
  6. Закрепление произведения на следующих занятиях, в подходящих по тематике жизненных ситуациях; создание детских иллюстраций к произведению, прослушивание музыки.

Нетрадиционные способы разучивания стихов с детьми

дошкольного возраста

1 способ. Учим стихи в движении.

Педагог выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Воспитатель показывает, какие движения дети будут изображать на слова текста. (Движения можно придумать самому или посмотреть в литературе). Дети вместе с воспитателем произносят слова и выполняют движения.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится – плавные движения руками по кругу

И на землю тихо

Падает, ложится. – присесть, руки опустить к полу

И под утро снегом

Поле забелело, – удивиться, развести руки в стороны

Всё его одело. – покружиться, развернув ладони вверх

2 способ. Учим стихи по картинкам.

Доказано, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

При заучивании стихов в работе с детьми-логопатами, опираясь на классическую методику заучивания стихов, наиболее эффективным является использование метода иллюстраций, позволяющего логически запоминать текст через смысловое соотнесение – один из способов логического запоминания текста. Согласно этого метода, содержание одной, двух или четырёх строк стихотворения обозначается определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.

Для детей старшей группы подобранные стихи изображаются 4-5 картинками, для детей подготовительной к школе группы – 7-8.

К нам весна шагает

Видно очень тёплые


3 способ. Театральный.

4 способ. Частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива.

На формирование выразительности направлены и такие приемы:

  • образец выразительного чтения,
  • пример выразительного чтения ребенка,
  • оценка чтения,
  • подсказ нужной интонации.
  • напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства;
  • объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения;
  • характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации.

Следовательно, на запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста, его подача.

Таким образом из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что художественная литература и, в частности, поэзия (и художественная мировая, и фольклорная) является важным источником средства обогащения образной речи ребенка, развития его поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать часть задач, которые стоят перед воспитателем при развитии речи ребенка. Это таки задачи как: расширение кругозора, развитие памяти, формирование культурного уровня, обогащение словарного запаса, развитие техники речи.

Многие дошколята, приходя в детский сад, демонстрируют свои умения в рассказывании стихотворений. Однако есть и такие, которым разучивание стихов дается с трудом. Почему так происходит?

Безусловно, многое зависит от уровня развития памяти ребенка. Чем больше малыш в раннем возрасте слышал от мамы или папы различных маленьких стишков, потешек, тем быстрее развивалась его память. Но многое еще зависит и от того, насколько правильно построен сам процесс разучивания.

Самый благоприятный возраст для разучивания стихов — 4-5 лет, когда память начинает интенсивно развиваться. И если раньше мы просто зачитывали стихи малышу, то после четырех лет начинается осознанное запоминание текста наизусть.

Хочу поделиться несколькими "секретами", которые помогут вам и вашему малышу учить стихи без особых усилий.

В первую очередь, необходимо сделать так, чтобы малышу захотелось выучить то или иное лирическое произведение. Для этого маме или папе надо познакомить его с содержанием стихотворения, которое прочитывается с выражением. В противном случае стишок потеряет всякий смысл для ребенка. Если дошколенку неинтересно, он вообще может отказаться разучивать стихотворение.

Также важно учитывать темперамент дошкольника при выборе стихотворения: спокойным ребятишкам лучше предлагать стихи плавные, а вот непоседам подойдут веселые, ритмичные тексты, под которые даже помаршировать можно.

Предложите своему малышу выучить стихотворение и в качестве подарка рассказать его. Такой подарок может быть сделан для кого-либо из семейного круга или, например, для Деда Мороза.

Прежде чем приступить к разучиванию, прочитайте сами текст с выражением, а еще лучше выучите наизусть. Затем обязательно объясните ребенку значение всех непонятных слов в тексте. Далее еще раз нужно прочитать стихотворение. После второго прочтения можно назвать автора произведения, а также показать иллюстрации к тексту (если они есть). И пока ребенок будет их рассматривать, прочитайте текст еще раз. Ну, а после такой подготовительной работы можно приступать к заучиванию.

Каждому ребенку необходимы некоторые условия для лучшего запоминания стихотворения: одни легче запоминают стихи на слух, другие — когда ходят по комнате в ритм стихотворения, третьим непременно нужно прочитать текст самим несколько раз (если дошкольник умеет читать). Лично мне для заучивания стихов необходимо было стоять перед зеркалом.

После того, как стихотворение будет выучено, можно его "сохранить" на память: нарисовать к нему собственную "авторскую" иллюстрацию. Сохраните все рисунки в отдельной папке, не забудьте на каждом указать название выученного ребенком стихотворения и дату. Можете в дальнейшем рассматривать эти рисунки вместе с малышом. А можете спрятать их и подарить эту папку ему, например, по окончании школы.

Пожалуйста, поддержите мой канал лайком👍 и нажмите вверху "подписаться". Спасибо!🙂 Заглядывайте еще: каждый день новая публикация.

Если ваш ребенок еще не умеет читать, я научу его. Всего пяти минут хватает, чтобы запомнить букву на онлайн-уроке. Причем, заниматься малыш может самостоятельно, без участия родителей. Перейдите на урок по ссылке: Подготовка к школе онлайн с Юлией Артеевой


Заучивание стихов развивает память и позволяет увеличить словарный запас. При этом детям надо помогать их учить. Как? Наш блогер, учитель Инна Мусэрская, поделилась 11 лайфхаками, как быстро выучить стихотворение с ребёнком, задействовав все виды памяти.

Скоро наступит пора утренников, дети учат стихотворения, а родители стараются им помочь. Я предлагаю вам познакомиться с разными инструментами, как это сделать наиболее эффективно.

1. Найдите непонятные слова

Прежде чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребёнком, должен сам прочитать его с выражением. Затем найдите в тексте незнакомые или непонятные ребёнку слова и обязательно объясните их.

Спросите ребёнка, о чём говорится в той или иной строчке. Когда все слова будут понятны, стихотворение нужно прочитать ещё раз. Приступайте к заучиванию только после такой предварительной работы.

2. Увеличивайте объём постепенно

Возьмите для первого раза стихотворение, строки которого состоят из трёх-четырёх слов. Для начала подойдёт двустишие или четверостишие. Позже можно брать стихотворения большего размера, делить его на четверостишия и заучивать по порядку.

3. Визуализируйте стихотворение

Помогите ребёнку представить происходящее. Сделайте иллюстрацию к тексту. Одну или к каждому четверостишию. Поиграйте в иллюстраторов книги. Нет цели создавать шедевры, достаточно схематически изобразить рисунки.


30 слов из сказок Бажова, которые мы не можем объяснить детям

Используйте мнемотаблицы. Их суть в том, что вы иллюстрируете каждое слово или выражение. Так к процессу запоминания подключается зрительная память.

4. Подключите эмоции

Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением. В противном случае оно будет лишено для ребёнка смысла. Такова детская природа!

Учить стихотворение лучше индивидуально, помните об этом и держите ситуацию под контролем. Ребёнок, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.

5. Переведите рифму в прозу

Если ребёнку трудно даётся заучивание рифм, переведите стихотворение в прозу. Прочитайте ему произведение целиком и попросите рассказать, о чём в нём говорится.

Можно помочь, задавая наводящие вопросы. Так сформируется смысловая последовательность. После этого учить стихотворения легче и быстрее.

6. Поиграйте в театр

7. Используйте диктофон

Сделайте аудиозапись стихотворения, а затем включите её и дайте прослушать ребёнку. Так подключится слуховая память.

8. Разрежьте стихотворения на строчки

Это способ закрепить выученный стих в памяти, перевести из кратковременной памяти в долговременную. Нужно распечатать стихотворение на листе бумаге или просто крупно написать, перемешать и предложить ребёнку выложить строки в нужном порядке.

9. Повторяйте выученное

Лучше всего учить стихотворение с определённой целью. Например, к приходу Деда Мороза, на праздник, ко дню рождения бабушки и так далее.

10. Делайте перерывы

Чтобы не наскучило учить стихи с ребёнком, прерывайтесь на другую деятельность. Потом возвращайтесь к заучиванию.

11. Никакого насилия

Не заставляйте ребёнка учить и не наказывайте за неудачи. Выбирайте стихотворения в соответствии с возрастом и темпераментом.

Объём памяти у всех разный, таланты тоже у всех свои, кому-то легко выучить десять четверостиший, а чей-то потолок — два, но труд будет одинаковым, а значит и тот, и тот вариант достойны похвалы!

Читайте также: