Человек и его бытие как центральная проблема философии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Слово "бытие" всегда было окрашено в том числе и повседневным смыслом. Однако, если примерять его к философии, то всегда можно увидеть в нём не только обыденный оттенок или житейски достоверное существование. Скорее наоборот, нужно понимать, что бытие скрывается за наличностью.

Отечественная литература тому хороший пример, особенно касательно последнего периода, когда наметилась определённая тенденция, которая заключается в том, что множество учёных-мыслителей возводят бытие в ранг повседневного существования человека. В своих работах они рассуждают о социокультурном, культурном, цивилизованном человеческом бытии. На самом же деле речь идёт о том, какие условия созданы для жизни человека и в каком социальном измерении он рассматривается.

Проблемы бытия человека

Важно понимать, что в истории философии проблема бытия носит отнюдь иной характер. Специфическая особенность данной темы в том, что наличные обстоятельства жизни человека выходят за рамки. Личность закрепляется в нетипичных, критических или словами философов пограничных ситуациях.

Бытие – это свобода человека, его наивеличайшее напряжение сил.

Отечественный философ В. Бибихин писал так: "Перелетные птицы каждый год дважды подвергают себя предельному, на последней границе выносливости напряжению всего своего существа, пускаясь в путь на тысячи километров. А человек благодаря своей исключительности может теперь, в наше время – и большинство пятимиллиардного населения земного шара так и ведёт себя – прожить всю жизнь от рождения до смерти, не поставив себя на грань даже биологической, не говоря уже о духовной выносливости, не зная, до самого смертного часа, что такое предельное".

Но здесь возникает вопрос о том, разве человечество и так не находится на грани возможного выживания? Ответ очевиден – находится. Но если говорить об в контексте интерпретации бытия, то речь не идёт о каких-либо внешних условиях жизни. В силу того, что любую экстремальную ситуацию человек априори воспринимает с напряжением, мобилизуя для этого все свои внутренние резервы.

Предположим, что человек умирает. Силы его практически покинули. С биологической точки зрения он практически труп, он почти полностью потерял способность воспринимать жизнь.

А вторая ситуация такая: на смертном одре человек может почувствовать глубину собственной заброшенности и покинутости. Он способен понять, что его судьба мучительна и это приносит ему сильные душевные страдания. Именно так описывал предсмертное состояние Ивана Ильича Л. Толстой в одноименной повести.

Истинное бытие человека нельзя все обнять в его целостности. Это происходит потому, что оно расколото на куски. Личность появляется на свет определённого пола, либо мужского, либо женского, и уже это оказывает влияние на то, к чему будет устремлён человек, к реализации каких функций бытия. Кстати, об этом впервые заговорил ещё Платон. Человеческое существо очень далеко от того, чтобы представлять из себя абсолютное законченное единство в себе самом, но стоит заметить, что многие философы именно таким образом его себе представляли. В реальных условиях индивид находит в себе только относительное и фрагментарное единство. Даже, если представить ситуацию, когда индивид будет рассмотрен во всей его полноте самораскрытия, то он никогда не сможет достичь полноты бытия. Его предельная величина быть частичным проявлением бытия.

Человек нацелен преодолеть границы собственного существования, постоянно их расширять. Это характерно ему в различных проявлениях. Но важно учитывать тот факт, что большинство людей могут удовлетворить свои потребности в малой доле и не претендовать на исключительное существование, тем самым раствориться в недрах социальной анонимности, не предпринимая попыток познать истину бытия. В такой ситуации философы используют выражение: "… бытие ускользает, не проявляется. Жизнь мира драматична, полна трагизма. В ней есть противоборство противоположных начал – жизни и смерти, добра и зла, свободы и рабства".

Первым, кто заговорил о верховенстве свободы был адепт европейской философии немецкий мистик и мыслитель Я. Бёме.

Н. Бердяев писал: "Быть может, впервые в истории человеческой мысли Я. Бёме увидел, что в основе бытия. лежит безосновная свобода, страстное желание ничто стать чем-то, тьма, в которой загорается огонь и свет. "

Человеческое бытие и его раскрытие

Человеческое бытие – это то, к чему стремится человек; некий идеал, как магнит притягивающий его, предельное жизненное и духовное напряжение; полнота самораскрытия.

Так выдели проблему человеческого бытия русские религиозные философы, которые совершали попытки открыть тайну человеческого существования. До романтиков, человека рассматривали как существо природное и социальное. В силу этого, его существование представлялось в определённых формах, которые были заданы исторически.

Крестьянин, добывающий хлеб, аристократ, ведущий светский образ жизни, монах, посвящающий всю свою жизнь служению Богу. В данном контексте человеческое бытие реализовывалось посредством его социального статуса. Однако, личность, запертая в наличном историческом пространстве, страдает от дискомфорта.

При таких условия, важно понимать, что индивид достаточно просто примеряет с помощью собственного воображения различные культурные миры, которые сам способен сотворить. Отрекаясь от реальности мира, романтик входит в неизвестные области собственного бытия. Приукрашивая действительность, он может постичь нечто уникальное, независимое, принадлежащее лишь ему как живому созданию.

Основываясь на романтических представлениях, только человек может открыть в себе беспредельные миры. Романтическое создание, помимо прочего может не только воспроизводить идеи самобытной индивидуальности, но и создавать принципиально новые представления о богатстве и неисчерпаемости индивидуального мира. Образ человека в романтизме отождествляется с перманентной и глубокой тоской по человеческой невосполненности, незаконченности. Именно поэтому в романтических произведениях мотивы "мировой скорби" и трагизма существования так актуальны.

Интерес к различным культурным и духовным мирам, несомненно, способствовал постоянному поиску личностного идеала, создавая при этом возможности для развития и возвышения человека в качестве личности. Романтики часто концентрировали собственное внимание на ключевых аспектах человеческого бытия: любви, творчестве, смерти. При этом они много говорили о подорванности человеческого существования и раскрывали такие состояния человеческой души, как горечь, тоска, печаль, скорбь, которые так же важны, как и веселье, жизнерадостность или ликование.

Взгляд романтиков на человеческое бытие отличался неиссякаемыми проявлениями в судьбе отдельного человека и эти проявления ограничены. Он может не познать глубины человеческой страсти, не чувствовать истинного призвания человека, но исследовать иные состояния человека. Чтобы это понять, нужно объяснить одну мысль, которую поможет интерпретировать стихотворение Б. Чичибабина, которое пестрит романтическими проявлениями:

Не подари мне легкой доли,

В дороге друга, сна в ночи,

Сожги мозолями ладони,

К утратам сердце приучи.

Доколе длится время злое,

Да буду хвор и неимущ.

Дай задохнуться в диком зное,

Веселой замятью замучь

И отдели меня от подлых,

И дай мне горечи в любви,

И в час, назначенный на подвиг,

Изначально может показаться, что поэт из-за собственной беспечности кличет на себя неприятности. Но автор делает это не зря, и не потому, что он испытывает удовлетворение от мук, а потому, хочет раскрыть философскую мысль: чтобы прорваться к своему человеческому бытию, нужно дойти до стадии максимального напряжения, а лёгкого пути достижения такого состояния нет. Только испытания, мучительные противостояния и трудности помогают человеку понять глубину собственного существования. Именно поэтому философам требуется использовать словосочетание "человеческое бытие" в качестве обобщения предельных человеческих возможностей.

Проблема человека - одна из основных, если не центральная, во всей мировой философской мысли. Протагор характеризовал человека как меру всех вещей, что стало одним из основных мировоззренческих и методологических принципов науки, философии и политики демократических государств. Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на Земле, разумным центром Вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться. Человек и его антропологическая сущность занимают центральное положение в религии. Ведь, по сути, любая традиционная религия так или

Иначе, но всегда выступает как мифологическое (символическое) выражение сущности, назначения человека, смысла, идеала его земной жизни. Проблема бога в религии – это в итоге проблема человека, а религиозные символы и суждения – отражение различных видов человеческого опыта. Примерно такое же, центральное место, отведено человеку в политике и праве, весь арсенал мысли и действия которых имеет тенденцию концентрироваться на человеке. Отметим, что все существующие экономические теории также во многом глубоко антропоцентричны и антропогенны.

Всё это свидетельствует о том, что определять человека как центральную тему, проблему, ядро философии совсем не означает, что именно с этим связан собственно философский подход к человеку. Подобные определения служат общим местом, относятся ко многим и весьма различным формам знания и потому,естественно, не могут быть выражением особенного, специфического места

Человека в системе философского знания.

Общество как система. Различные подходы к анализу общественной жизни

Общество как система. Общество, как и любая живая система, представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой, обмена веществом, энергией и информацией. Общество обладает более высокой степенью организации, нежели окружающая его среда. И чтобы сохранить себя как целостность, оно должно постоянно удовлетворять свои потребности, в первую же очередь потребности людей, которые имеют объективный и вместе с тем исторически изменчивый характер. Степень удовлетворения этих потребностей - материальных, социальных, духовных - выступает самым наглядным доказательством эффективного функционирования общества как системы. Если минимального удовлетворения потребностей достигнуть не удается, то общество ждет неминуемый распад и гибель. Это и есть управленческая катастрофа. Иначе говоря, общество не справилось с управлением сложнейшими процессами деятельности людей.

Одним словом, общество как функционирующая система имеет телеологическую природу. Оно стремится к достижению определенной цели, состоящей, разумеется, из множества подцелей. Общество может вообще не задумываться о существовании такой цели, неверно ее определять или отрицать ее наличие. Но самое поведение общества, его конкретные действия говорят гораздо больше о наличии такой цели, чем слова и теории. Читатель, видимо, уже догадался, что речь идет о кибернетико-информационном аспекте рассмотрения общества как целостной самоуправляющейся системы.

Различные подходы к анализу общественной жизни. В то же время сознание людей, будучи неотъемлемым атрибутом их общественной жизни, есть, скорее, не непосредственно общественное бытие в его. так сказать, предметном существовании, а его мысленное отражение — идеальная копия, выраженная в образах и представлениях людей, их взглядах и теориях о явлениях и процессах общественной жизни.

Научно-техническая революция, её сущность и основные черты

Научно-техническая революция (НТР)— это период времени, в течение которого происходит качественный скачок в развитии науки и техники, коренным образом преобразующий производительные силы общества. Начало НТР приходится на середину XX века, и уже к 70-м годам она увеличила экономический потенциал мирового хозяйства в несколько раз. Достижениями НТР в первую очередь воспользовались экономически развитые страны, которые превратили их в ускоритель научно-технического прогресса.

Вопрос Общество как система. Различные подходы к анализу общественной жизни

Социальная философия – это фундаментальный раздел философии. Предметом социальной философии являются наиболее общие, прежде всего мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества, закономерности всемирной истории человечества. Своим общеметодологическим основанием социальная философия имеет принципы, категории, законы, выработанные всей историей развития философской мысли.

В современной отечественной социально-философской литературе выделяют следующие подходы к толкованию общества: субъектный, когда под обществом понимается, прежде всего, особый, самодеятельный коллектив людей; деятельностный, когда под обществом понимается не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей. Общество, как и любая живая система, представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой, обмена веществом, энергией и информацией. Общество обладает более высокой степенью организации, нежели окружающая его среда. И чтобы сохранить себя как целостность, оно должно постоянно удовлетворять свои потребности, в первую же очередь потребности людей, которые имеют объективный и вместе с тем исторически изменчивый характер. Степень удовлетворения этих потребностей - материальных, социальных, духовных - выступает самым наглядным доказательством эффективного функционирования общества как системы. Если минимального удовлетворения потребностей достигнуть не удается, то общество ждет неминуемый распад и гибель. Это и есть управленческая катастрофа. Иначе говоря, общество не справилось с управлением сложнейшими процессами деятельности людей.

Одним словом, общество как функционирующая система имеет телеологическую природу. Оно стремится к достижению определенной цели, состоящей, разумеется, из множества подцелей. Общество может вообще не задумываться о существовании такой цели, неверно ее определять или отрицать ее наличие. Но самое поведение общества, его конкретные действия говорят гораздо больше о наличии такой цели, чем слова и теории. Читатель, видимо, уже догадался, что речь идет о кибернетико-информационном аспекте рассмотрения общества как целостной самоуправляющейся системы.

Вопрос Научно-техническая революция, её сущность и основные черты

Понятие о научно-технической революции

Развитие человеческой цивилизации связано с научно-техническим прогрессом. На фоне этого прогресса выделяются отдельные периоды быстрого и глубокого изменения производительных сил, в процессе которых происходит качественный переворот в этих силах. Он основан на превращении науки в непосредственную производительную силу общества. Такие периоды называются научно-техническими революциями (НТР). Начало современной НТР обычно относят к середине XX в.

Характерные черты и составные части НТР

Обычно выделяют четыре главные черты современной НТР. Во-первых, это универсальность, так как эта революция охватывает практически все отрасли народного хозяйства и затрагивает все сферы человеческой деятельности. С современной НТР ассоциируются такие понятия, как ЭВМ, космический корабль, реактивный самолет, АЭС, телевизор и т.д. Вторая черта НТР — это бурное развитие науки и техники. Расстояние от фундаментального открытия до применения его в практической деятельности сильно сократилось. С момента открытия принципа фотографирования до первого фотоснимка прошло 102 года, а для лазера этот период сократился до пяти лет. Третья черта НТР — это изменение роли человека в процессе производства. В процессе НТР повышаются требования к уровню квалификации трудовых ресурсов. В этих условиях увеличивается доля умственного труда. Четвертой особенностью современной НТР является то, что она зародилась в годы Второй Мировой войны как военно-техническая революция и продолжала во многом оставаться таковой на протяжении всего послевоенного периода.

Современная НТР является сложной системой, включающей четыре взаимодействующие части:
1. науку;
2. технику и технологию;
3. производство;
4. управление.

Наука

Наука в эпоху НТР представляет очень сложный комплекс знаний. Это обширная сфера человеческой деятельности, в которой во всем мире занято 5,5 млн. человек. Особенно возросли связи науки с производством, которое становится все более наукоемким, то есть с повышением уровня (доли) затрат на научные исследования в производстве той или иной продукции. В экономически развитых странах затраты на науку обычно составляют 2-3% валового внутреннего продукта (ВВП), а в развивающихся — это доли процента.

Техника и технология

В условиях НТР развитие техники и технологии происходит двумя путями — эволюционным и революционным. Эволюционный путь состоит в постоянном совершенствовании техники и технологии, а также в увеличении мощности (производительности) машин и оборудования, в росте грузоподъемности транспортных средств и т.д. Так, в начале 50-х гг. самый крупный морской танкер вмещал 50 тыс. т нефти. В 70-е гг. стали производить супертанкеры грузоподъемностью 500 тыс. т и более.

Производство

Наряду с традиционными путями совершенствования производства (механизация, химизация, электрификация) интенсивно развиваются новейшие направления производства, в которых можно выделить шесть главных направлений:
1. электронизация, то есть насыщение всех сфер деятельности электронно-вычислительной техникой;
2. комплексная автоматизация или внедрение робототехники и создание гибких производственных систем, заводов-автоматов;
3. перестройка энергетического хозяйства, основанная на энергосбережении, совершенствовании структуры топливно-энергетического баланса, использовании новых источников энергии;
4. производство принципиально новых материалов таких, как композиционные, полупроводниковые, керамические материалы, оптическое волокно, бериллий, литий, титан и др.;
5. ускоренное развития биотехнологии;
6. космизация и возникновение аэрокосмической промышленности, что способствовало появлению новых машин, приборов, сплавов и пр.

Управление

Современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению. В период информационного взрыва, который переживает современное человечество, начался переход от обычной (бумажной) к машинной (компьютерной) информации. Выпуск различной информационной техники стал одной из новейших наукоемких отраслей промышленности. В этой ситуации большое значение должно отдаваться кибернетике — науке об управлении и переработке информации.

Центральная проблема философии – это вопрос о соотношении мышления и бытия, исходя из его разрешения выводятся представления о познаваемости мира, месте человека в объективной реальности, его соотношении с другими элементами бытия и другими людьми и т.д. Вопрос взаимоотношения человека и мира таким образом является частью или одной из интерпретаций основного вопроса и в той или иной форме затрагивается во всех философских концепциях и учениях.

Философию в целом можно назвать наукой о человеке, так как определяя мир, познавая его, занимаясь поиском его первоначал и законов существования, человек в первую очередь стремится познать себя, используя мир как пространство для проекции своих представлений и переживаний.

При этом на протяжении веков система взаимоотношений человек и мир существенно менялось, что находит свое отражение в становлении трех фаз развития философии:

  • космоцентрической,
  • теоцентрической,
  • антропоцентрической.

Космоцентрическая фаза

Космоцентрические установки доминировали в мышлении древних, они получили свое наибольшее развитие как в философии древней Греции, так Индии и Китая. Человек в данный период рассматривался как органическая часть единой вселенной – космоса. В философии все еще было сильно влияние мифологического мировоззрения согласно которому все живое и неживое находилось в родственной взаимосвязи между собой, а человек представлялся лишь одним из рядоположных явлений, качественно не отличаясь ни от животных, ни от духов, ни от самих богов, а находясь с ними в единой и органической связи.

При решении социально-этических проблем древнегреческие философы – киники и гедонисты – видели высшее благо для человека в познании природы, так как через природу человек способен познать самого себя и обрести высшее удовольствие от жизни.

Готовые работы на аналогичную тему

В философии Китая символом единой вселенной стал принцип дао – вне мировой сущности, закона, существовавшего еще до возникновения мира и самого времени, и направляющего естественное течение жизни, как богов, так животных, растений и камней. Человек также был частью этой системы, частью единой природы, и смысл его существования сводился к возвращению к дао, следование его принципам естественного хода событий, которые позволяли найти истинную гармонию с миром и благоденствие.

Теоцентризм

По мере развития как философии, так и общества, на место мифологического мировоззрения, пришло религиозное, в котором центральную позицию занимают не природа, и не идея единства всего сущего, а бог, который один является активным началом и создателем всего мира.

Философия средних веков – это религиозная философия в центре которой стоит проблема бога, его постижения, движения к нему. Вместе с тем, по сравнению с космоцентрической фазой, положение человека значительно изменилось. Человек перестал быть естественной частью природы, он отделился и возвысился над ней, так как рассматривался уже как прямое отражение бога, его лучшее создание, созданное по образу и подобию высшего существа.

Более пристальное внимание стало уделять и внутреннему миру человека. Душевные переживания перестали интерпретироваться как естественные, они стали соотноситься с социальными нормами и правилами, моралью, высшими требованиями и идеалами. Как итог произошло не только отделения человека от природы, но и разделение самого человека на природную – телесную часть, обуреваемую животными желаниями и страстями, и духовную часть – его душу, сознание, разум, который стремится превозмочь животное начало, обуздать страсти и вести праведную жизнь, способную приблизить человека к божеству, т.е. по своей сути, возвыситься над мирскими тревогами и проникнуть в постижение сути самого человека, смысла его существования и назначения.

Именно в средние века зародилась идея человеческого смысла жизни не как некоего общего направления – достижения гармонии или благ, а в персонифицированном смысле – жизнь каждого человека получала право на свой индивидуальный смысл бытия, который был задуман божеством, а задачей человека становилась его разгадка и достижение.

Антропоцентризм

Период антропоцентризма берет свое начала в эпох Возрождения и продолжается по настоящее время охватывая огромный промежуток истории развития философии, за время которого сменилось множество концепций и теорий.

В период Возрождения произошел сам поворот в философии обозначавший отход от проблемы бога, непосредственно к проблеме человека, без применения каких-либо посредников. Человек сам стал для себя центром мироздания, передовые умы человечества поверили в силы человеческой натуры не только существовать самостоятельно не нуждаясь в помощи космоса или бога, но активно осуществлять себя в мире, а развиваться меняя мир к лучшему.

Пафос философии Возрождения отразился в возникновении гуманизма – направления мысли, для которого человек является высшей ценностью, а целью существования человека объявлялось его всестороннее развитие и совершенствования. Предполагалось что человек может быть талантлив во всем и освоить все сферы деятельности сочетая и глубины мысли, и художественное чувствование, и научное понимание, и высокие моральные качества.

В Новое время гуманистический посыл был реализован в философии Просвещения. В ее центр была помещена вера в безграничные возможности человеческого разума. Человек уже без сомнений назывался царем природа, естественной частичкой которой он был когда-то, философы верили, что благодаря развитию наук, человек сможет не только познать окружающий мир, но подчинить его и использоваться к собственному благу.

Социальные и экономические беды человечества обосновывались через невероятную степень невежества и необразованности в которую было опущено основное населения. Философы-просветители полагали, что приобщение широких масс к светочу знания, к бескрайним возможностям разума, является панацеей способно разрешить любые проблемы и противоречия на пути человечества, отказаться от изжившей себя феодальной системы и построить справедливое общество.

Однако реализация идеалов просвещения на практике показала, что человеческий разум не настолько всемогущ, что даже образованные люди способны творить ужасные вещи, а результаты научного прогресса используются не только во благо, но и во вред человечеству, что привело к развитию новых, постклассических концепций, занятых поиском нового места для человека.

Читайте также: