Школьная дезадаптация как педагогическое явление кумарина

Обновлено: 30.06.2024

Проблема предостережения недостатков в воспитании и развитии подростков. Необходимость учета в воспитательно-образовательной работе с детьми их индивидуальных качеств. Инновационное понимание предупреждения школьной дезадаптации подрастающего поколения.

Рубрика Психология
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 21.09.2018
Размер файла 19,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Альманах современной науки и образования

О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ "ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ" В ПЕДАГОГИКЕ

История отечественной педагогики представляет богатый материал об этапах становления и развития проблемы предупреждения отклонений в нравственном развитии школьников, о вкладе видных педагогов в решение этой проблемы (А.Я.Герда, П.Г. Редкина, К.Д.Ушинского, В.П.Кащенко, П. П. Блонского, М.С.

Погребинского, А.С.Макаренко и других).

Для понимания значения предупреждения школьной дезадаптации подростков особенно важна этимология, которая в контексте нашей работы актуализируется, становится своеобразным ключом к постижению сути изучаемого явления. Так, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля, содержит следующее пояснение: "Предупреждать, предупредить, предварить, упредить, поспеть или быть прежде, заранее, наперёд…". В словаре русского языка С.И.Ожегова можно найти такое значение слова "предупреждение": предупреждение от "предупредить" 1) заранее известить, уведомить; 2) заранее принятыми мерами отвратить; 3) опередить, сделать что-либо ранее, чем что-нибудь произошло. Синонимичными по отношению к слову "предупреждение" в русском языке выступают слова "предостережение", "предотвращение", "отведение". В иностранном языке таковым является слово "превенция" - (франц. рreventif, от лат. praevenio - опережаю, предупреждаю), предупреждающий, предохранительный.

Не менее интересна этимология слов "адаптация" и "дезадаптация". Позднелатинское слово "adaptation" буквально переводится как приспособление, прилаживание. Слова "adapto" - приспособляю, "adaptare" - приспособлять. В английском языке слово "adaptation" имеет значения "адаптация", "приспособление", "переделка". Латинская приставка de-, означает исчезновение, уничтожение, полное отсутствие, и только иногда употребляющаяся со смыслом снижения, уменьшения, искажения и деформации, в тех же смыслах приставка des- употребляется во французском языке. Конечно, вскрытие этимологического значения слов не является процедурой их определения, но, тем не менее, позволяет понять значение этих слов.

Наряду с понятиями "адаптация" и "дезадаптация" в научной психолого-педагогической литературе в качестве самостоятельного понятия употребляется "школьная дезадаптация". Приставка "школьная" указывает на принадлежность к школьным годам, школьной жизни, образовательному процессу школы. В научнопедагогический обиход понятие "школьная дезадаптация" вошло с середины восьмидесятых годов двадцатого века.

В настоящий момент существует некоторое количество определений понятия "школьная дезадаптация" и их модификаций (в работах С.А. Беличевой, Л.В. Варначевой, Н.В.Вострокнутова, Т.А.Гусевой, Ю.С. Метельской, Т.Д. Молодцовой, А.А.Северного, М.А.Хуторной и многих других). Мы попытаемся показать лишь те, которые наиболее удачно отражают его конструктивные, "сущностные" моменты.

Учёными М.В. Вроно, В.В.Ковалёвым в 1984 году было сформулировано следующее определение: "Школьная дезадаптация - это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребёнка способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами" [Вроно, Ковалёв 1984: 5]. В данном определении школьная дезадаптация представлена в клинико-психологическом аспекте, рассматривается в рамках патологии детского развития. Некоторые учёные и сегодня придерживаются мнения о том, что термин "дезадаптация" несёт в себе исключительно "клиническую" нагрузку. В исследовании педагогической направленности данный подход не может быть принят за основу.

Согласно рассуждениям Ш.А. Амонашвили, "школьная дезадаптация - это некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социально-психологического и психофизиологического статуса ребёнка требованиям школьного обучения, овладение ситуацией по ряду причин становится невозможным. К числу первичных внешних признаков школьной дезадаптации относят затруднения в учёбе и нарушения поведения" [Амонашвили 1989: 1]. В основу данного подхода к определению школьной дезадаптации положена идея о необходимости соответствия школьника нормативу, приспособления к требованиям школьной жизни. В том случае, если ребёнок вписывается в заданные школой требования, он будет адаптирован, в противном случае - дезадаптирован.

Свой взгляд на школьную дезадаптацию имеет автор Г.Ф. Кумарина. "Школьная дезадаптация - преимущественно социально-педагогическое явление, в формировании которого определяющее значение принадлежит совокупным педагогическим и собственно школьным факторам" [Кумарина 1995: 2]. Как видно из определения, школьная дезадаптация воспринимается с позиции несовершенства среды образовательного учреждения. Подобный взгляд на школьную дезадаптацию вызывает интерес, хотя и не содержит конкретизации того, что именно необходимо понимать под "собственно школьными факторами".

В рассмотренных нами дефинициях понятия "школьная дезадаптация" в качестве ключевого момента выделяется конфликт школьника и школьной среды. Только в одном случае школьная дезадаптация понимается, как неспособность ребёнка адаптироваться к конкретным микросоциальным условиям, а в другом - как производная несовершенства самой школьной среды.

Таким образом, понятие "школьная дезадаптация" может быть отнесено к оценочным, собирательным, но не к описательным и не к диагностическим понятиям. Нужно признать и тот факт, что, несмотря на богатое и многогранное содержание, понятие "школьная дезадаптация" не имеет чёткого определения, является достаточно плюральным понятием с точки зрения конкретного содержательного наполнения. Обращение к педагогической литературе приводит к выводу о различиях в полноте и системности взглядов современных авторов по данному вопросу.

Сложность задачи нахождения определения понятию "школьная дезадаптация" состоит в том, что в процессе рассмотрения каждой из сторон школьной дезадаптации трудно провести синтез и найти такое определение, из которого можно было бы вывести все разнообразие его форм.

Согласование всех характеристик, составляющих содержательное наполнение понятия "школьная дезадаптация", необходимо. Особое внимание, на наш взгляд, педагоги должны уделять тем из них, которые говорят о школьной дезадаптации как о состоянии, спровоцированном в большей степени школьными факторами, вызванном игнорированием в работе школьного педагогического коллектива рисков школьной дезадаптации учащихся, отсутствием работы по предупреждению дезадаптации. воспитательный образовательный школьный дезадаптация

Предупреждение школьной дезадаптации подростков возможно и необходимо в работе с подростками "нормы" и подростками "группы риска" школьной дезадаптации при появлении начальных признаков и общего направления адаптационных нарушений, называемых преддезадаптацией, минимальной или парциальной школьной дезадаптацией. К таковым могут быть отнесены следующие проявления: "лёгкие нарушения поведения, невнимательность, сложности самоорганизации, замечания со стороны учителя, охотное выполнение только тех заданий, которые вызывают интерес, неудачи в изучении отдельных предметов или в большинстве из них, проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, низкий социальный статус подростка" [Шарапановская 2005: 4]. При этом необходимо учитывать то, что каждый из этих факторов редко встречается в чистом, изолированном виде. Как правило, один фактор сочетается с другим. В работе с данными категориями подростков педагог, на основе организации оптимального взаимодействия с другими субъектами учебно-воспитательного процесса, должен стремиться предотвратить их школьную дезадаптацию.

Традиционный смысл, которым наделялось в педагогике понятие "предупреждение школьной дезадаптации", состоял в торможении и предотвращении школьной дезадаптации подростков. Инновационное понимание предупреждения школьной дезадаптации подростков связывается с необходимостью достижения подростком точек бифуркации (наибольшей неустойчивости), самостоятельным преодолением их и самореализацией собственных сил и возможностей уже на новом уровне социального и личностного развития. Смысл предупреждения состоит не в искоренении явления школьной дезадаптации, которое, в ряде случаев, может стать существенным фактором саморазвития личности подростка и должно восприниматься как естественное и необходимое явление социальной действительности, а приведении школьной дезадаптации в границы нормальной реакции подростка, предотвращении дальнейшей отрицательной динамики, создании условий для успешной адаптации. При таком понимании предупреждения школьной дезадаптации подростков, роль педагога сводится не предотвращению школьной дезадаптации, а к педагогической поддержке подростка, самостоятельно преодолевающего свою дезадаптацию, созданию условий для самореализации подростка в образовательном процессе.

Таким образом, на основе перечисления общих признаков, которые мы признаём в качестве целостно существенных для понятия "предупреждение школьной дезадаптации подростков", формулируем определение: предупреждение школьной дезадаптации подростков - это процесс, направленный на помощь подросткам "нормы" и подросткам "группы риска" школьной дезадаптации в решении проблем познавательного, поведенческого и (или) эмоционального характера, и создание условий, способствующих самореализации учеников в образовательном процессе.

Понимание содержания предупреждения школьной дезадаптации подростков позволяет ответить на два вопроса: что предупреждать? и как предупреждать? Предупреждать нужно неуспешность в обучении, эмоциональное отвержение школы, образовательного процесса и педагога, стойкие, некорригируемые нарушения в поведении. Предупреждение предполагает своевременную диагностику школьных трудностей учеников, установление их причин и разработку индивидуальных программ, направленных на самореализацию подростков в образовательном процессе.

Употребляя понятие "предупреждение школьной дезадаптации", мы понимаем, что, строго говоря, всецело предупредить школьную дезадаптацию невозможно. Явление дезадаптации неизбежно возникает в течение жизни практически каждого школьника. Определяющим моментом является то, что процессы школьной адаптации и школьной дезадаптации всегда сопровождаются рядом неучтённых факторов, находящихся вне сферы педагогического влияния. В связи с этим мы понимаем школьную дезадаптацию как процесс, в некоторой степени не поддающийся педагогическому управлению. Тем не менее, считаем, что предупреждение школьной дезадаптации в педагогической деятельности оправдано, целесообразно и требует готовности педагогов к решению подобного рода профессиональных задач.

Список использованной литературы

1.Амонашвили Ш.А.Шестилетний ребёнок в школе. - М.: Просвещение.1989. - С. 172.

3. Попов В.А. Предмет и задачи превентивной педагогики // Советская педагогика. - 1990. - № 9. - С. 53.

5. Цит. по: Милованова Н.Г. Теория и практика подготовки педагогов к работе с дезадаптированными детьми: Монография. Ч.1 - СПб: ИОВ РАО, 2002. - С. 54.

Подобные документы

Анализ проблемы школьной дезадаптации в подростковом возрасте как явления мультифакторного процесса. Особенности личностной направленности подростков со школьной дезадаптацией. Особенности личностной направленности подростков со школьной дезадаптацией.

дипломная работа [236,0 K], добавлен 22.03.2011

Социально-средовые, психолого-педагогические и медико-биологические факторы развития явления школьной дезадаптации, практика ее преодоления. Неправомерное использование медицинских псевдотерминов для "обозначения" детей, испытывающих трудности в обучении.

дипломная работа [682,4 K], добавлен 01.02.2014

Понятие и причины возникновения школьной дезадаптации. Специфика развития личности и ответственности ребенка в младшем школьном возрасте. Исследование взаимосвязи между уровнем сформированности ответственности и степенью школьной дезадаптации ребенка.

дипломная работа [567,7 K], добавлен 25.03.2011

Определение школьной дезадаптации и ее основные причины. Пример школьной и социальной дезадаптации и рекомендации по ее коррекции. Трудности обучения детей и нарушение поведения. Невозможность обучения ребенка по программе, адекватной его способностям.

реферат [21,6 K], добавлен 16.05.2012

Сущность и виды дезадаптации школьников как психологический процесс. Понимание этого явления в исследованиях современных учёных. Профилактика и способы преодоления дезадаптации в школе у учеников младших классов, роль психологической поддержки в семье.

курсовая работа [41,3 K], добавлен 11.06.2013

Социальная дезадаптация как психологический феномен. Особенности социальной дезадаптации у подростков. Сущность понятия "тренинг". Констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Положительное влияние тренинга на снижение социальной дезадаптации.

дипломная работа [112,7 K], добавлен 19.09.2013

Проблема школьной дезадаптации в психолого-педагогических исследованиях. Школьная адаптация и психофизиологические особенности ее протекания у первоклассников. Направления работы с детьми в этот период. Психодиагностическая программа исследования.

Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании

Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе

  • формат doc
  • размер 2.47 МБ
  • добавлен 18 марта 2010 г.

Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 320 с. — (Коррекционная педагогика). В учебнике раскрываются коррекционная и практическая направленность обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе, специфика реализации дидактических и методических принципов в процессе преподавания данного предмета. Освещаются методы обучения грамоте, грамматике и правописанию, чтению, развитию устной и письменной.

Глухов В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии

  • формат doc
  • размер 1.87 МБ
  • добавлен 22 февраля 2011 г.

Жигорева М.В. Модульная система коррекционной психолого - педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития

  • формат doc
  • размер 140.07 КБ
  • добавлен 25 июля 2010 г.

Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.-мед.-пед. комис

  • формат doc
  • размер 44.01 КБ
  • добавлен 02 мая 2010 г.

Забрамная С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психол. -мед. -пед. комис. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 32 с. (Коррекционная педагогика)

Кумарина Г.Ф., Вайнер М.Э., Вьюнкова Ю.Н., Дементьева И.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании

  • формат djvu
  • размер 1.76 МБ
  • добавлен 25 февраля 2010 г.

Реферат - Коррекционная педагогика и гуманистические образовательные системы

  • формат docx
  • размер 61.43 КБ
  • добавлен 15 июня 2011 г.

Коррекционная педагогика. Становление и развитие коррекционной педагогики как науки. Гуманистические образовательные системы. Педагогика Марии Монтессори. Основополагающие принципы педагогической системы Марии Монтессори. Специальная педагогика и педагогика Монтессори. Гуманистические образовательные системы. Педагогика Рудольфа Штайнера. Теоретико-философские положения педагогики Р. Штайнера. Кэмпхиллское движение.

Реферат - Формирование ролевой игры у дошкольников с ОПФР в условиях специальных дошкольных учреждений

  • формат rtf
  • размер 183.6 КБ
  • добавлен 24 мая 2011 г.

УО "Витебский государственный университет им. П. М. Машерова", Беларусь, Витебск Преподаватель - Акулович Анна Николаевна, 17 стр. , 2011 год Кафедра коррекционной педагогики, предмет - "Коррекционная дошкольная педагогика", 4 курс, 8 семестр. Содержание работы: Методы и приемы формирования ролевой игры у дошкольников с нарушениями слуха Пути педагогической коррекции по формированию сюжетно-ролевой игры слабовидящих детей Формирование ролевой и.

Ткачева В.В. Модель Сотрудничество как база оптимального воспитания детей с психофизическими недостатками

  • формат pdf
  • размер 716.1 КБ
  • добавлен 30 июня 2011 г.

Статья из Журнала " Коррекционная педагогика" 2 (20) 2007 г. В статье раскрывается роль семьи и родителей в воспитательном процессе в разные исторические эпохи,особенности семейного воспитания детей с отклонениями в развитии, описаны дисгармоничные модели воспитания в таких семьях и модель " сотрудничество" как оптимальная модель воспитания ребенка с отклонениями в развитии.

Цыренов Владимир Цыбикжапович. Коррекционная педагогика

  • формат pdf
  • размер 698.08 КБ
  • добавлен 13 июня 2010 г.

Шпоры по специальной педагогике

  • формат doc
  • размер 177.5 КБ
  • добавлен 20 января 2011 г.

Коррекционная педагогика с основами соц. психологии. Основные понятия, термины специальной педагогики. Предмет, цель и задачи логопедии. Сущность деятельности полушариев головного мозга. Сурдопедагогика. Тифлопедагогика. Предмет и задачи. Школьная система специального образования. 1, 2 вид. Школьная система специального образования. 3, 4 вид. Школьная система специального образования. 5, 6 вид Школьная система специального образования. 7, 8 вид.

Ознакомиться Назначить курс группе

Две тенденции определяют сегодня смысл преобразований, которые с трудом, пробиваясь через тернии устоявшихся взглядов и традиций, пробивают себе путь в работе школы: переход от унификации образования к его дифференциации, индивидуализации, адаптивности; переход от школы научения к школе развития. В Авторы, опираясь на полученный ими в течение многих лет исследовательский материал, пытаются дать ответ на один из самых трудных для педагогов вопросов: как соединить и применить обе названные тенденции в образовании наиболее уязвимой и незащищенной в педагогическом отношении группы детей — детей риска школьной дезадаптации.

Педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации.docx

Читайте также: