Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности
Обновлено: 02.07.2024
Библиотека образовательного учреждения на сегодня является центром информационной поддержки и развития интеллектуального потенциала учащихся, а сотрудники библиотеки являются партнерами учителей в решении этой важнейшей педагогической задачи. Школьная библиотека рассматривается как приоритетное место для педагогического процесса, как компонент педагогической системы. Библиотека совместно с учителями применяет различные формы и методические приемы, педагогические и информационные технологии. Создание совместных программ, направленных на эффективное использование образовательных ресурсов и возможности библиотеки.
Оценить 1331 0
Педагог-библиотекарь
ГБОУ СОШ № 306 с углубленным изучением английского языка Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Школьная библиотека – современный информационный центр.
Библиотека образовательного учреждения на сегодня является центром информационной поддержки и развития интеллектуального потенциала учащихся, а сотрудники библиотеки являются партнерами учителей в решении этой важнейшей педагогической задачи. Школьная библиотека рассматривается как приоритетное место для педагогического процесса, как компонент педагогической системы. Библиотека совместно с учителями применяет различные формы и методические приемы, педагогические и информационные технологии. Создание совместных программ, направленных на эффективное использование образовательных ресурсов и возможности библиотеки.
Школьная библиотека является информационным центром. Она помогает учителям, предоставляя в их распоряжение материалы для подготовки уроков (информацию, книги, статьи программные средства); она помогает ученикам, предоставляя им материалы для знаний. Все свои ресурсы современная школьная библиотека предоставляет пользователям в целях поддержки учебной деятельности и расширения ее возможностей.
Развитие современного общества все больше и больше зависит от того,
В федеральном законе об образовании сказано, что основная задача образования – создание условий для развития гармоничной, социально активной, профессионально компетентной личности [10, с. 5]. Образованность, умение ориентироваться в огромном информационном потоке становятся для человека значимыми ценностями на протяжении всей его жизни. Достижение качества образования во многом зависит от уровня библиотечно – информационного обслуживания в библиотеке образовательного учреждения. В связи с этим особое значение приобретает деятельность современной школьной библиотеки как института содействия образованию. Поэтому современную школьную библиотеку надо рассматривать не только как структурное подразделение образовательного учреждения, организующее обслуживание учащихся, педагогов, но и как компонент педагогической системы, как библиотечно-информационный центр способствующий повышению знаний учащихся образовательного процесса [приложение № 1].
В стандарте основного общего образования декларируется тезис об общих учебных информационных умениях, навыках и способах деятельности, которые должны быть сформированы у выпускника школы являются следующими:
- адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного адаптация;
- осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров;
- проведение информационного смыслового анализа текста;
-умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
-составление планов, тезисов, конспектов;
-умение самостоятельно работать с документом, формулировать выводы;
-отражение в устной или письменной формах результатов своей деятельности;
-умение перефразировать мысль и др. Таким образом, сегодняшний выпускник общеобразовательной школы должен обладать тем уровнем грамотности, без чего невозможно становление информационной культуры личности.[7, с. 11].
Следовательно, из выше сказанного, современная школьная библиотека способна решать сложные педагогические, и очень важные, задачи. Деятельность школьной библиотеки в повышении образовательного уровня учащихся школы, создает благодатную среду для формирования новой информационной культуры личности.
-гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
-единство Федерального культурного и образовательного пространства.
-общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся [10, с. 4].
Школьная библиотека – это особая педагогическая среда, и библиотекарь в своей профессиональной деятельности выступает как источник информации, организатор индивидуальной и коллективной деятельности, при этом он развивает детей, обучает их и воспитывает, т.е. библиотечными формами и методами осуществляет педагогическую деятельность. Изменения, происходящие в современном общем образовании, заставили и библиотечных работников, и педагогов по иному взглянуть на деятельность школьной библиотеки. Вместе с тем, школьная библиотека имеет значительный педагогический потенциал: персонал, умеющий работать с учащимися, фонды ориентированные на учебные потребности, справочно-библиографический аппарат, способствующий самообразованию, помещения и оборудование, предназначенные для индивидуальной и групповой самообразовательной работы, возможность постоянного партнерства учителей и библиотекарей в целях совершенствования обучения – и способна вести достаточно эффективную педагогическую деятельность.
Библиотека – это сердце обучающегося процесса, в школе она несет педагогические функции. Вместе – учитель – дети – библиотека – родители – решают сложные педагогические задачи. Умный, хороший учитель заинтересованный в образовании и воспитании детей, непременно приведет их в библиотеку, а за детьми и их родители [1, с. 23]. Педагогическая деятельность – это практическая деятельность по обучению (передача знаний), воспитанию (формирование качеств и убеждений) и образованию (накоплению и преобразованию в органическое единство знаний и навыков и умений и нравственных качеств личности). Роль школьной библиотеки может быть значительной в реализации таких прямых функций образования, как формирование речевой деятельности учащихся (слушание, говорение, чтение, помощь учащимся в освоении возрастного пространства и переходе от одного возрастного пространства к другому, наконец, в формировании гражданской грамотности, понимаемой как совокупность способностей и включающей грамотность речи, письма, способность критически мыслить, обдуманно действовать в условиях плюрализма и др. Являясь важной частью пространства образования, школьные библиотеки осуществляют все это библиотечными формами и методами [2, с. 22].
Основываясь на Государственный стандарт образования современная школьная библиотека ставит цели выбирать педагогические формы и методы работы и их достижения [7, с. 12]. Сегодня необходимо помочь школьной библиотеке решать с педагогических позиций специфические именно для нее задачи:
-активно влиять на общую стратегию школы, в соответствии с которой все учителя и библиотекари формируют навыки работы с информацией и помогают учащимся применять их по мере необходимости,
-эффективно сочетать традиционные для школы формы работы (уроки внеклассного чтения, занятия по привитию навыков пользования книгой, библиотекой, практикумы по обучению школьников пользовательским информационным технологиям, специальные факультативы, кружки и пр.) с богатым арсеналом библиотечных форм и методов, позволяющим ей эффективно реализовывать свой педагогический потенциал.
Образовательные функции библиотеки стали сейчас темой самой широкой дискуссии. Действительно, современные социальные условия, вызванные информационным и образовательным бумом еще в 90-х годах, как никогда повысили роль библиотек в образовательном учреждении. Выступления участников научно – практической конференции в г. Озерске подтвердили, что школьными библиотеками накоплен богатый опыт библиотечных педагогических технологий поддержки школьного образования (Санкт – Петербург, Екатеринбург, Челябинск, Озерск, Салават, Новоуральск, Лесной, Зеленогорск, Трехгорный, Миасс) [2, с. 7]. Библиотека нашла свою нишу в образовательном процессе, разрабатывая аспекты информационной культуры учащихся и творческого чтения.
Обновляются формы сотрудничества библиотеки и школы на основе определения общего проблемного поля и создания совместных программ, направленных на эффективное использование образовательных ресурсов библиотеки;
-актуализация роли школы и педагогов в формировании информационной культуры школьников, переориентация их взаимоотношений с библиотекой с пассивного потребления библиотечных услуг на деятельное сотрудничество;
-реализация научно – исследовательских проектов прогностического типа, психолого-педагогических экспериментов, способствующих выработке долгосрочных стратегий развития библиотек;
-реализация совместных школьных и библиотечных воспитательных программ направленных на использование их в образовательном процессе.
Школьная библиотека для большинства российских детей является первой библиотекой в их жизни, именно школьные библиотеки создают читателей для всех остальных типов библиотек. Школьные библиотеки являются необходимым ресурсом образования, поэтому библиотекарь – педагог. Только школьный библиотекарь способен приобщить учеников к информационной культуре, указать ему путь в информационное общество и общество знаний [9, с. 19].
Школьная библиотека – это учебный центр образовательного учреждения, поэтому ни одна предметная неделя, ни один месячник, посвященные знаменательным датам, важнейшим историческим событиям, не проходят без участия в них школьной библиотеки. Это и выставки, и обзоры литературы, и занимательные литературные игры. Школьная библиотека выполняет одну из главных своих задач – учить читать, воспитывать творческого читателя, привлекать к чтению подрастающее поколение.
Основываясь на принципы государственной политики в области образования, важнейшей задачей школы является создание условий для полноценного развития личности ребенка и его самореализации [10, с. 4]. Строя свою работу на принципах гуманности демократичности и научности, школа стремится создать систему воспитания обладающую гуманистического типа с сетью кружков и секций, позволяющих школьнику найти себе занятие по душе. Центром школы в вопросах воспитания подрастающего человека является библиотека, которая аккумулирует в себе возможность приобщения к ценностям и традициям своего народа, воспитывает чувство прекрасного формирует средствами литературы представления об общечеловеческих ценностях.
Профессиональные интересы педагогов и библиотекарей школ
Таким образом, именно личность – цель, субъект, результат и главный критерий педагогического процесса. Концептуальная основа развития школьной библиотеки базируется на соответствующих этому принципах: партнерства и приоритета интересов пользователей; личностно-ориентированного, диалогового стиля обслуживания, проецирующего самореализацию, самоутверждение, творчество обучающего; формирование ценностных ориентаций, а отсюда – поискового поведения учащихся, осознанного читательского вкуса.
Личностный подход реализуется в форме диалога и требует от
библиотекаря как педагога владения методами межличностного общения,
речевой культуры, педагогической компетенции. Диалог является средством реализации предметно – информационной и ценностно–ориентированной составляющих качеств образования (возможность поделиться знаниями, быть услышанным и понять реакцию на высказанное). Диалог способствует коммуникативной деятельности, т.к. формирует навыки обмена мнениями, согласования точек зрения. Диалогический подход в единстве с личностным составляет сущность гуманистической линии в образовательном процессе.
Из всего, выше сказанного, считаю, что школьная библиотека представляет информацию и идеи, оказывает огромную помощь в воспитательном процессе образовательного учреждения. Использование разнообразных форм и методов педагогической деятельности в библиотеке образовательного учреждения позволяет отметить, что школьная библиотека является компонентом педагогической системы. Школьная библиотека и образовательное учреждение на сегодняшний день – это единое педагогическое пространство, которое сегодня просто необходимо нашему современному обществу.
Список использованной литературы
1.Елтышова, В. П. Современная школьная библиотека [Текст] / В. П. Елтышова // Школьная библиотека. – 2002. – № 4. – С. 23-24
2. Зуева, Е. М. Педагогическая деятельность школьной библиотеки [Текст] / Е. М. Зуева Библиотека и образование школьников: проблемы информационной поддержки. Научно-практическая конференция. 20-22 июня 2000г., Озерск-Челябинск, 2000.-140 с.
3. Крук, Н. В. Библиотека образовательного учреждения в информационном пространстве [Текст] / Н. В. Крук // Библиотека. – 2008. – № 1. – С. 43-46
4. Миронов, С. М. Библиотеки в национальных проектах России [Текст] / С. М. Миронов // Школьная библиотека. – 2006. – № 2. – С. 14-17
5. Михальченко, Е. П. Школьная библиотека как компонент педагогической
системы [Текст] / Е. П. Михальченко // Школьная библиотека. – 2002. – № 8. – С. 10-12
6. О концепции национальной образовательной политики Российской Федерации [Текст] // Вестник образования России. – 2006. – № 18. – С. 20-33
7. Проект федерального компонента государственного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализации программы общего образования [Текст] // Вестник образования. – 2004. – № 5. – С. 9-14.
8. Положение о школьной библиотеке общеобразовательного учреждения: [Текст] // Школьная библиотека. – 2004. – № 5. – С. 3-8
9. Соколов, А. В. Опыт библиотечной демократии. Размышление после первого съезда школьных библиотекарей [Текст] / А. В. Соколов // Библиотечное дело. – 2008. – № 7. – С. 19-22
10. Федеральный закон: [Текст] Выпуск 9(433). Об образовании. – М.: ИНФРА-, 2008. – 78 с.
В последние годы система образования претерпевает серьезные изменения, особенно в связи с принятием Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, которая была разработана на основе документов Государственного совета Российской Федерации от 29 августа 2001 года . Вместе с меняющимся обществом и новыми задачами образования трансформируется деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения. На этапе развития информационного общества школьная библиотека становится центром учебного процесса, а также площадкой для педагогических инноваций.
В условиях непрерывного расширения информационного пространства на школьных библиотекарей возлагается функция обучения школьников и учителей навыкам работы с информацией, что выдвигает необходимость постоянного повышения квалификации и профессионального роста.
В условиях перехода к обществу знаний по-новому осмыслена миссия библиотек общеобразовательных учреждений. Миссия школьной библиотеки XXI века заключается в формировании информационной культуры личности. Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой .Значительные изменения претерпела технология работы школьной библиотеки, представляющая собой совокупность определенных процессов и операций, обеспечивающих нормальное ее функционирование. Сегодня достижение качественно нового уровня библиотечно-информационного обеспечения в школах связывается с внедрением новых информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность каждой библиотеки.
Поскольку школьные библиотеки призваны осуществлять информационно-библиотечную поддержку процесса обучения и воспитания, ориентируясь на инновации в данной сфере, это заставляет их стремиться к изменению состава библиотечных фондов, во многом определяет современные подходы к комплектованию, вынуждает искать новые методы работы.
Документные фонды школьных библиотек, включающие учебную, художественную, справочную, научно-популярную литературу, периодические издания, дополняются учебными видеофильмами, учебными пособиями, справочниками и энциклопедиями, обучающими программами и т. п. В школах активно используются образовательные Интернет-ресурсы.
Библиотека, являясь структурным подразделением школы, ставит перед собой задачи по подготовке учащихся к жизнедеятельности в условиях информационного общества:
1) научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях и т.д.);
2) приобщать учащихся к научной, художественной, справочной литературе и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней;
3) развивать познавательные интересы и творческие способности учащихся.
Школьники учатся добывать, понимать и анализировать информацию, а также передавать ее, общаясь с одноклассниками и педагогами. Желательно, конечно, чтобы школьная библиотека располагала печатной и множительной техникой- принтерами, ксероксами, сканерами, чтобы, заканчивая выполнения задания, учащийся мог распечатать полученные результаты и использовать их для дальнейшей работы.
Основные направления в работе библиотеки:
-информационно-библиографическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
- развитие творческого потенциала личности школьника средствами приобщения к чтению, показывая на внеклассных мероприятиях привлекательность имиджа читающего человека;
- активизация интеллектуальных способностей детей с ограниченными возможностями, коррекция их поведения и социальной адаптации через общение с книгой;
- приобщение учащихся к использованию компьютера для получения новых знаний;
- обучение приёмам самостоятельной работы с книгой, поиска информации на электронных носителях, навыков пользователя всесторонними знаниями.
В то же время не следует оставлять ученика один на один с поставленной задачей. Библиотекарь всегда должен быть готов прийти на выручку, если ученику понадобилась помощь или консультация(4).
Среди основных направлений модернизации общего образования, с учётом которых разработан стандарт, названы:
- личностная ориентация содержания образования;
- деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
- формирование ключевых компетенций — готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
В результате дискуссий деятелей образования стала ясна необходимость описания нового типа образовательного результата, не сводимого к простой комбинации сведений и навыков и ориентированного на решение реальных задач.
Этот тип образовательных результатов и стал называться компетентностями. В Федеральном компоненте государственных стандартов (которые являются переходными, временными) выделены только предметные компетенции.
Можно сделать вывод, что:
1. Библиотека – это сбор, хранение, обработка любой информации, а библиотекарь в учебно-воспитательном процессе играет важную роль. Сюда дети обращаются за любой информацией: в печатном виде или электронном. Время предъявляет высокие требования к учителю и к школьному библиотекарю.
2. В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя входят общая направленность его личности (социальная зрелость и гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии), а также некоторые специфические качества:
- организаторские (организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность);
- коммуникативные (справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность);
- перцептивно-гностические (наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность и критичность мышления, способность к нестандартным решениям, чувство нового, интуиция, объективность и беспристрастность, бережное и внимательное отношение к опыту старших коллег, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний);
- экспрессивные (высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм; эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание, толерантность, выдержка, чувство юмора);
- физическое и психическое здоровье.
Библиотека - это информационный центр. Она всегда должна быть доступной, максимально современной и привлекательной для учащихся.
Школьная библиотека последнее время была заложником рутинной работы, связанной с заказом и доставкой учебников, выдачей книг учащимся, педагогам.
Сегодня библиотека олицетворяет собой уже не только банк знаний, но и свободный доступ к информации, публикациям для дальнейшего повышения уровня знаний пользователей. Она является системообразующим звеном в образовательном и воспитательном процессе и рассматривается как информационный центр школы.
Формирование информационной грамотности, а затем информационной культуры школьников является важным компонентом общего уровня образования, наряду с такими умениями как читать, считать, писать, на которых строится образование.
Обучение школьников основам библиотечно–информационной культуры является неотъемлемой частью образовательного процесса в рамках реализации ФГОС.
В новом стандарте начального общего и основного общего образования представлена роль школьной библиотеки, как учебного, методического и информационного обеспечения реализации основного образования.
Роль школьной библиотеки
Школьная библиотека является не только источником информации и пунктом выдачи учебников, это информационно – образовательный и культурный центр.
Школьная библиотека выступает, как образовательное подразделение школы, где библиотекарь также как учитель решает педагогические задачи, выполняя роль, специалиста в области повышения информационной культуры учащихся.
Библиотека – информационный центр
Одной из важных функций библиотеки является комплектование фондов: учебниками, художественной литературой, научными и справочными изданиями на традиционных носителях.
Уроки информационной грамотности
Информационная грамотность предполагает приобретение знаний о библиотеках и хранящихся в них типах документов, способность к самостоятельному поиску необходимых источников и эффективному использованию фондов библиотек.
Библиотечно-библиографические занятия, проводимые в библиотеке, дополняют, расширяют знания детей, помогают на практике закрепить теоретический материал.
Главная задача в младшем возрасте сформировать потребности к чтению.
Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и состраданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Читатель в ребёнке начинается раньше, чем он научится читать.
В библиотеке должна быть создана непринуждённая дружеская атмосфера общения с маленькими читателями, вызванная обоюдным интересом к книге. Библиотекарь – это посредник между читателями и книгой, читателем и писателем.
Одной из задач, которая стоит перед библиотекарем в руководстве чтением детей, является воспитание устойчивого интереса к книге и желание преодолеть трудности чтения.
Помимо общих учебных навыков обучающиеся школы должны получить первоначальные навыки и умения работы с информацией.
Главная задача заключается в том, чтобы эти занятия носили не только развлекательный, а и обучающий характер и имели принцип системного подхода.
· Дети в начальных классах осознают потребность в информации.
· Ориентируются в библиотеке
· Пользуются справочно-энциклопедической литературой
· Учатся находить необходимые, им источники
· Использовать найденную информацию
При переходе к работе с 5 – 9 классами игровые моменты не исключаются, но формы работы более серьёзные (лекции, практические занятия, подготовки докладов, проектов). Больше индивидуальной работы.
Учащиеся должны обладать умениями и навыками:
· быстрого подбора необходимой литературы
· уметь работать с каталогом
· со справочной литературой
Определённые темы повторяются, знания углубляются:
С помощью библиотечных уроков, занятий по информационной грамотности развиваются творческие способности и познавательный интерес учащихся. Все мероприятия, уроки нужно проводить с использованием инновационных методов работы. Библиотека должна оказывать мультимедийную поддержку к урокам, докладам..
ИКТ стали неотъемлемой частью работы библиотеки, подняв её деятельность на более качественный уровень.
В работе должны сочетаться лучшие старые формы библиотечной деятельности с новыми информационными возможностями.
Школьная библиотека играет важную роль в формировании информационной культуры учащихся, юных граждан, которым предстоит жить в обществе информационных технологий.
Библиотека – это именно та среда, где ребёнок может получить хорошую, качественную информацию, научиться самостоятельно, находить эту информацию и обучиться информационной культуре в целом.
Стремительное развитие новых информационных технологий актуализировала проблему повышения качества библиотечно-информационного обслуживания учащихся и педагогических работников, от уровня которого во многом зависит достижение нового качества образования.
Роль школьной библиотеки в формировании информационной культуры учащихся
Глобальная информатизация, формирование информационно-коммуникационной среды требует создания в России конкурентоспособной образовательной системы, что позволит избежать отрыва качества образования от современных требований жизни в информационном обществе.
Новая система образования должна ориентироваться не только на усвоение учащимися универсальных знаний, умений и навыков, сколько на развитие личности школьника, способного творчески применять полученные знания в практической деятельности. Время предъявляет особые требования к личностным качествам человека, выдвигая на первый план умение быстро ориентироваться в информационном пространстве, способность находить, анализировать и обобщать информацию.
Стремительное развитие новых информационных технологий актуализировала проблему повышения качества библиотечно-информационного обслуживания учащихся и педагогических работников, от уровня которого во многом зависит достижение нового качества образования. Актуальным является решение задачи взаимодействия школы с библиотекой. Это подкрепляется педагогическим потенциалом библиотеки образовательного учреждения.
Сейчас наметилось три ведущих подхода, три взгляда педагогической науки и практики на роль школьных библиотек и деятельность школьного библиотекаря. Суть первого подхода – в обосновании необходимости создания на базе школьных библиотек нового подразделения – медиатеки, или школьного библиотечного медиацентра, дополнения функции библиотекаря обязанностями медиаспециалиста; второй состоит в том, что библиотека должна стать информационным центром школы, а библиотекарю придется взять на себя функции информатора; третий – в рассмотрении школьных библиотек как педагогического структурного подразделения образовательных учреждений со специфическими функциями.
И образовательное учреждение, и библиотека преследует единую цель: способствовать формированию мотивации человека к саморазвитию, самообразованию через предоставление необходимых информационных ресурсов, через обеспечение открытого и полноценного доступа к информации.
Различные аспекты деятельности школьных библиотек отражены во многих публикациях. Проблемам современного состояния школьных библиотек посвящены работы Т.Д. Жуковой, Е.М. Зуевой, Е.В. Ивановой, Е.Н. Ястребцевой и др. Исследования в области профессионального образования библиотекарей нашли отражение в трудах Ю.Н. Столярова, Н.И. Гендиной, Г.А. Ивановой и др. Методологические основы формирования информационной культуры личности разработаны Н.И. Гендиной, Г.А. Стародубовой, И.П. Осиповой, Н.В. Збаровской и др. Изучению чтения детей и подростков посвящены труды И.И. Тихомировой, В.П. Чудиновой, Т.Д. Полозовой, Ю.П. Мелентьевой и др.
Школьная библиотека – специфическая форма организации библиотечной работы, потому что она непосредственно тесно связана с конкретным учебным заведением, то есть школой, при которой эта библиотека функционирует. В связи с этим основная деятельность школьной библиотеки как раз и направляется на информационное обеспечение образовательного процесса, а также на развитие читательского интереса учащихся.
Цель работы нашей школьной библиотеки следующие:
- реализация информационного обеспечения образовательного процесса в школе, -содействие осуществлению непрерывного образования учащихся учителей; -----содействие развитию творческих способностей школьников,
- формирование духовно богатой, нравственно здоровой личности
-организация библиотечного обслуживания всех членов школьного сообщества независимо от возраста, расы, пола, вероисповедания, национальности, языка, профессионального или общественного положения;
- организация информационной подготовки школьников, включая обучение навыкам поиска, извлечения, критического анализа и самостоятельного использования информации для удовлетворения многообразных информационных потребностей (приобретение знаний, досуг и т.п.).
Документный фонд нашей библиотеки включает в себя учебную, художественную, справочную, научно-популярную литературу, периодические издания , справочники и энциклопедии, обучающие программы и т. п. В школе используются образовательные Интернет-ресурсы.
Однако к настоящему времени накопилось множество проблем, связанных с комплектованием библиотек общеобразовательных учреждений. Ресурсная база школьных библиотек заметно отстает от возможностей книжного и информационного рынков, что связано с недостаточным финансированием.
Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.
Дать школьникам полноценную подготовку в этой области возможно только при интеграции процесса формирования информационной культуры практически во все учебные курсы и внеурочную проектно-исследовательскую работу. Одновременно необходимо подкреплять получаемые знания самостоятельной работой с различными источниками информации. Удобнее всего это делать в библиотеке.
Основные направления в работе библиотеки:
- информационно-библиографическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
- развитие творческого потенциала личности школьника средствами приобщения к чтению, показывая на внеклассных мероприятиях привлекательность имиджа читающего человека;
- активизация интеллектуальных способностей детей с ограниченными возможностями, коррекция их поведения и социальной адаптации через общение с книгой;
- приобщение учащихся к использованию компьютера для получения новых знаний;
- обучение приёмам самостоятельной работы с книгой, поиска информации на электронных носителях, навыков пользователя всесторонними знаниями.
Библиотека как центр формирования информационной культуры личности
В условиях перехода к обществу знаний по-новому должна быть осмыслена роль библиотеки общеобразовательного учреждения. Миссия школьной библиотеки XXI века заключается в формировании информационной культуры личности (Крук Н.В.). Наш тренинг собрал людей, которые готовы жить и работать по-новому - в нашей новой школе, школе XXI века
Цели тренинга
Организационные моменты
Дата проведения: 24 октября 2011 года
Участники: слушатели курсов ПК для библиотечных работников образовательных учреждений Владимирской области
Задания тренинга
Шаг 1. Погружение в проблему
- Познакомьтесь с описанием средневековой библиотеки.
- А здесь - о библиотеке 21 века.
- С кем мы имеем дело? Кого учим? И учим ли? Посмотрите презентацию Марка Пренски
- Если никто не виноват, то ЧТО ДЕЛАТЬ? Начнем с освоения новых технологий!
Участники регистрируются под подлинными и корректными именами, потому что.
- сообщество хочет быть уверено, что за страницами стоят реальные и ответственные люди;
- использование реальных имён способствует комфортному общению и делает более удобной работу участников сайта.
- В верхнем правом углу любой страницы нашего сайта нажмите ссылку Представиться системе
- На вопрос "Вы ещё не зарегистрировались?" кликните Создать учётную запись
- В появившихся формах вам необходимо ввести Имя участника – то имя, под которым вы будете отображаться на сайте (желательно в формате - Фамилия, инициалы), пароль (он вводится дважды) - сочетание знаков, которое необходимо для каждого последующего входа в систему.
- Заполните также поле Ваше настоящее имя. Это будет способствовать комфортному общению и сделает более удобной работу участников.
- Затем нажмите Зарегистрировать нового участника
Подробнее о правилах работы на сайте здесь
Зачем нам это надо? Для работы в вики-сообществах:
для участия в телекоммуникационных проектах:
А теперь перечитываем эпиграф, соглашаемся с Н.В. Крук и делаем новый шаг:
Шаг 3. Уточняем понятие "Информационная культура личности (ИКЛ)"
- поиск информации по теме в сети Интернет, в фондах Информационного центра ВИПКРО, в. материалах тренинга по формированию ИКЛ;
- обсуждение результатов поиска, отбор актуальной информации;
- оформление результатов обсуждения по группам с использованием сервисов Веб 2.0. Группы 1-3 работают с аккаунтом Google (необходима регистрация - создание ящика электронной почты), в группы 4 и 5 приглашаем продвинутых пользователей для самостоятельного освоения новых сервисов)
Группа 1
Руководства по работе в Google
Создаем документ совместного редактирования. Размещаем на него ссылку здесь:
Группа 2
Руководства по работе в Google:
Как создать анкету Google:
Ссылка на анкету по информационной культуре:
Группа 3
Руководства по работе в Google:
Создаем блог для обсуждения проблем формирования информационной культуры:
Группа 4
Что такое интерактивный плакат в Glogster?
Глог, glogs (сочетание слов Графический + бЛОГ, graphical blogs)- это мульмедийная веб-страница или мультимедийный постер, на которых могут быть представлены тексты, фото, видео, звуковые файлы, графика, ссылки и др. Их можно отправлять на другие ресурсы, которые принимают html-коды.
GLOGSTER – это сервис Веб 2.0, который позволяет создавать онлайн-плакаты, т.е. Glogs. Сервис очень легко освоить, несмотря на то, что он англоязычный.
В отличие от блогов, которые можно размещать на различных платформах, глоги публикуют только на двух сайтах: Glogster (для личного пользования) и Glogster EDU (для учебных целей). Специально созданная версия для образования позволяет учителю/библиотекарю организовать работу с целым классом. Внутри класса можно проводить и оформлять проекты, делиться результатами работы.
Группа 5
Для тех, кто не мыслит свою жизнь без музыки и живописи: попробуйте выразить свое понимание информационной культуры личности в слове, цвете и звуке. Используйте для этого сервис Playcast (плэйкаст) — сервис, позволяющий соединить в единое творение слова, картинку, музыку — и получить свой уникальный маленький шедевр.
Читайте также: