Медико педагогическое заключение для школы

Обновлено: 30.06.2024

Комиссия проводит комплексное обследование детей на наличие различных диагнозов, влияющих на его способности к обучению. К ним относятся такие состояния, как, например, разного рода задержки или нарушения интеллектуального либо психического развития. Задача специалистов — определить, может ли ребенок учиться в общеобразовательной школе или ему будет комфортнее в коррекционном учебном заведении.

В состав такой комиссии обязательно входят психолог, психиатр, учитель-логопед, педиатр, невролог, педагог-дефектолог, социальный педагог, а при необходимости подключаются и другие специалисты.

В общем цель ПМПК можно сформулировать так: сделать легче жизнь детей, которым для успешного и комфортного обучения не обойтись без специальных условий.

Как возникли комиссии

Прародителем современных ПМПК можно считать медико-педагогическую комиссию 1949 года. Тогда впервые сформулировали критерии, по которым ребенка с теми или иными особенностями развития рекомендовали обучать в специальных коррекционных школах.

Комиссии помогали ученикам, которые не могли адаптироваться в обычных классах. В теории. Напрактике же порой решения, которые выносили специалисты, не отличались объективностью, часто были не в пользу ребенка.

Во второй половине 1970-х годов по инициативе академика РАО Владимира Лубовского стали появляться первые психолого-медико-педагогические консультации, и к детям стали относиться более гуманно. Комиссии были добровольными: родителей детей с особенностями там старались консультировать без навешивания ярлыков.

Это было время перемен. Если раньше ребенка старались приспособить к существующей системе образования, то теперь, наоборот, от системы образования ожидали, что она приспособится к потребностям каждого из детей с особенностями развития.

В 1990-х годах в нашей стране стали создавать психолого-педагогические медико-социальные центры, которые консультировали родителей и оказывали детям индивидуальную комплексную помощь.

Именно в этот период началась борьба закона со здравым смыслом. Родители получают консультацию в ППМС-центре, но юридической силы это решение не имеет. И чтобы органы управления образованием предоставили ребенку специальные условия, требуется заключение ПМПК.

Именно поэтому со временем ПМПК получила статус отдельного постоянно действующего учреждения. Ее задача — проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей и подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. А ППМС превратились в ГППЦ и занимаются именно помощью и консультированием детей и родителей.


Кому понадобится ПМПК?

Отдельно стоит подчеркнуть, что статус ОВЗ не несет никаких негативных последствий ни для ребенка, ни для родителей. Получив справку о нем, родители вправе не пускать ее в дело.

Поводы для обращения в ПМПК — на заметку родителям

  • недостаток двигательного развития;
  • неуклюжесть;
  • недостаточно развитая тонкая моторика рук;
  • позднее появление речи;
  • отсутствие ролевой игры;
  • трудности в освоении письма, чтения или счета.

Как пройти комиссию

Список документов, которые могут вам потребоваться:

  • медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья (Приложение 3 к Приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 г. № 297) — оригинал;
  • для детей с инвалидностью — справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) — копии с предъявлением оригиналов или заверенные в установленном порядке копии;
  • свидетельство о рождении обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт обучающегося (при наличии) — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт родителя (законного представителя) обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • предыдущее заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (если есть) — копия;
  • заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии) — копия;
  • направление в ЦПМПК г. Москвы из организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии) — оригинал;
  • характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) — оригинал, заверенный печатью образовательной организации (скачать);
  • контрольные/письменные работы по русскому (родному) языку, математике — копии, заверенные в установленном порядке, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка — оригинал;
  • заявление на проведение обследования обучающегося в комиссии (скачать).

Дети до 18 лет приходят на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя).

Для проведения обследования законные представители ребенка предъявляют в ЦПМПК г. Москвы документы, подтверждающие их полномочия по представлению его интересов.

Что касается других регионов, то проще всего воспользоваться единым навигатором ПМПК. Там можно найти нужную комиссию и узнать все нюансы.

Если ребенок учится в школе, нужно будет взять на него характеристики у классного руководителя, логопеда, учителей русского языка и математики. Дошкольнику характеристику выдадут логопед и воспитатель.

«В нашей школе мы стараемся собрать для ребенка, которому предстоит посещение ПМПК, характеристики от всех учителей-предметников. Во-первых, это дает более развернутую картину, а во-вторых, помогает самим педагогам разобраться в проблеме.

Как правило, перед визитом в ПМПК необходимо посетить врачей в поликлинике. Как правило, это невролог, логопед и психиатр, но могут потребоваться также и консультации других специалистов: отоларинголога и офтальмолога, например.

При этом стоит учитывать, что к примеру, московской ЦПМПК не подходит заключение частного психиатра.

Как проходит комиссия

Весь процесс длится от силы 15–20 минут. Маленькие дети быстро утомляются, а обследование в течение такого времени дает достаточно точную картину происходящего.

Эксперты ПМПК владеют инструментами и методами экспресс-диагностики. Они знают, какие вопросы нужно задать, на что обратить внимание, какие особенности поведения отметить.


После обследования и тестов члены комиссии удаляются, чтобы посовещаться и подготовить заключение. В это время, как правило, социальный работник опрашивает родителей.

Когда заключение готово, родители его подписывают, и в этот момент они могут задать вопросы, уточнить, где и как они могут получить услуги, которые рекомендованы их ребенку.

Готовить ребенка к прохождению ПМПК не надо. Задача родителей — не нагнетать обстановку и отнестись к предстоящему визиту просто как к очередному обследованию.

Стоит заранее рассказать ребенку, как проходит комиссия. Предупредить, что разные незнакомые взрослые с ним поговорят, позадают ему вопросы, поиграют с ним, а родители обязательно будут рядом. Если дети представляют, чего ожидать, они меньше нервничают и не так сильно стесняются.

Как обжаловать результат ПМПК

Однако отведенного на вопросы времени часто не хватает, особенно тем, кто приходит на комиссию в первый раз. Нередко родители что-то неправильно понимают или не согласны с заключением (в последнем случае они вправе заново записаться на комиссию).

Решение территориальной ПМПК можно обжаловать в Центральной комиссии, а решение Центральной — в Межведомственной конфликтной комиссии.

Для этого родителю достаточно обратиться с письменным заявлением к руководителю ЦПМПК. Может в этом помочь и школа, которая собирает психолого-педагогический консилиум, готовит характеристики, заверяет копии контрольных работ, выписку из электронного журнала.

Существует миф, что начиная с 5-го класса ученикам неохотно присваивают статус ОВЗ

Однако это вовсе не прихоть комиссии: возможно, для этого попросту не хватает документов, обследований, заключений. Или родители говорят о проблемах, которые возможно скорректировать с помощью логопеда и психолога (и статус ОВЗ для этого присваивать вовсе не обязательно). Комиссия в этом случае просто выдаст рекомендации о том, в каких особых образовательных условиях нуждается ребенок.

Что делать с заключением ПМПК

Заключение комиссии нужно отнести в учебное заведение (детский сад или школу) и написать заявление с просьбой предоставить услуги, которые рекомендовала комиссия.

Если ребенок получил заключение в детском саду, а к первому классу проблемы остались, придется пройти ПМПК вновь.

Специальные условия, которые обычно рекомендует ПМПК, можно разделить на три группы:

  • материально-технические: компьютеры для детей, скажем, с ДЦП, которые могут выполнять упражнения лишь с помощью ПК;
  • учебно-методические: специальные методы и учебные пособия обучения детей с интеллектуальными особенностями, слабослышащих и с плохим зрением. Для ребенка могут прописать специальную адаптивную программу;
  • кадровые: тьюторы для детей с РАС, ДЦП, сурдопедагоги для слабослышащих, тифлопедагоги для невидящих и коррекционные педагоги для детей с особенностями интеллектуального либо психического развития, логопеды, психологи и дефектологи для детей с дислексией и дисграфией.

Директор издает приказ о переводе ребенка на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе и создании для него условий получения образования. Школа проводит психолого-педагогический консилиум (на котором, кстати, имеют право присутствовать и родители ребенка), конкретизирует рекомендации ПМПК и составляет индивидуальный образовательный маршрут.

Далее школа разрабатывает рекомендованную программу и создает все необходимые для ребенка специальные условия получения образования.

Заключение ПМПК носит рекомендательный характер только для родителей, но не для образовательного учреждения. Если на основе заключения ребенку рекомендована учеба в ресурсном классе, которого нет в ближайшем учебном заведении, или в спецшколе, которая находится слишком далеко, родители вправе требовать исполнения всех пунктов от ближайшего учебного заведения.

Кроме того, московским школьникам со статусом ОВЗ полагается бесплатное питание.

Для этого взрослому необходимо:

Через восемь дней вопрос будет решен.

А еще дети с ОВЗ от 4 до 17 лет включительно на сайте Мосгортур могут получить бесплатную путевку в лагерь или дом отдыха.

Как заключение ПМПК помогает на экзаменах

Заключение ПМПК дает самые разные преференции на экзаменах. От материально-технических особенностей места, где его проводят — пандусы, специально обустроенные кабинеты, необходимое оборудование, скажем азбука Брайля, — до методических: для детей, у которых есть заключение комиссии, предусмотрено увеличение времени экзамена. Также им могут предложить сдать вместо ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 их облегченные версии, ГВЭ-9 и ГВЭ-11.

В 11-м классе на ГВЭ по математике всего 10 заданий (вместо 19 ЕГЭ), а по русскому языку вместо 27 заданий (тестовая часть и сочинение) предусмотрены либо сочинение, либо изложение с творческой частью, либо диктант (для детей с РАС).

Если же привести учащегося на ПМПК первый раз в 9-м классе, надеяться на спецусловия на госэкзаменах не стоит: комиссия таких рекомендаций не даст. Даже стопка заключений нейропсихологов, психиатров и неврологов скорее всего не переубедит экспертов.

Рекомендации - организовать обучение по индивидуальному учебному плану по адаптированной общеобразовательной программе для умственно отсталых обучающихся класса в 201_ – 201 учебном году.

1. Медицинское представление. Дата ________

2. Дефектологическое представление Дата_________

3. Психологическое заключение Дата_________

4. Педагогическое заключение Дата_________

5. Логопедическое заключение Дата_________

6. Заключение социального педагога Дата_________

Другие документы, представленные на консилиум ______________________________

Председатель ПМП-консилиума __________

Учитель-дефектолог __________

Учитель-логопед __________

Педагог-психолог __________ М.П.

Социальный педагог __________

Врач __________

Учитель ___________

Секретарь ПМПк ___________

Родитель (законный представитель) _________________ (____________________)

(для перевода на обучение по индивидуальному учебному плану)

Шапка названия учреждения

Выписка из протокола

психолого-медико-педагогического консилиума

Фамилия, имя, отчество обучающегося:

Дата рождения обучающегося:

Адрес проживания:

Коллегиальное заключение

Психофизические возможности обучающегося не соответствуют возрасту, уровень обучения соответствует __ классу адаптированной общеобразовательной программы для умственно отсталых обучающихся.

Рекомендации консилиума

Обучение по адаптированной общеобразовательной программе для умственно отсталых обучающихся __ класса в 20__- 20__ учебном году.

Председатель ПМП-консилиума __________

Учитель-дефектолог __________

Учитель-логопед __________

Педагог-психолог __________ М.П.

Социальный педагог __________

Врач __________

Учитель ___________

Секретарь ПМПк ___________

Родитель (законный представитель) _________________ (____________________)

(для определения образовательного маршрута обучения для вновь прибывших обучающихся)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформированность учебных навыков (общая оценка учебных навыков: соответствие знаний, умений и навыков требованиям программы):

Математика: Выполняет вычисления в пределах 10, в пределах 100 затрудняется выполнять вычисления. Таблица умножения не усвоена – не может запомнить. Текстовые задачи самостоятельно решить не может.

Чтение: читает плавно 37 слов в минуту, учит стихи небольшого объёма, не пересказывает прочитанное, т.к. не запоминает последовательность событий. Плохо понимает смысл прочитанного, ответить на вопросы по тексту затрудняется.

Характерные ошибки чтения: замедленное плавное, допускает ошибки (замена букв, ошибки в окончании слов).

Письмо: умеет переводить печатные буквы в письменные, списывает с печатного текста, допуская ошибки.

Ошибки письменной речи: допускает ошибки в написании букв, слов, предложений (в словах неправильно пишет соединения букв, иногда не соблюдает пробелы между словами)

Ошибки устной речи: Произносительные: неправильное произношение слов, нарушение норм ударения.

Морфологические ошибки: неправильное образование форм слов.

Синтаксические ошибки: нарушение конструирования предложений, правил сочетания слов.

Эмоционально-поведенческие особенности: знаком с правилами поведения, следует нравственным нормам и дисциплине. На замечания взрослых реагирует всегда правильно. Требования учителя всегда выполняет. В общении с одноклассниками проявляет заинтересованность. Во время перемены активно общается с одноклассниками.

Заключение: мальчик не усваивает учебный материал третьего класса. Испытывает трудности по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру.

Рекомендации по дальнейшему обучению (в том числе по выполнению пробелов в знаниях): индивидуальные занятия по русскому языку, математике, окружающему миру. Дифференцированная работа на уроках.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка, примерное заключение на учащегося ШПМПК. Составляется учителями -предметниками и специалистами образовательного учреждения.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №26

ШКОЛЬНЫЙ - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕКИЙ КОНСИЛИУМ

ФИО Иванова Ивана Ивановича

Число, месяц год рождения 05.10.2005

Домашний адрес улица Чаприна дом 3

Программа обучения АОП

Причина обращения в школьную ШППК Повторное ПМПК.

В процессе школьного психолого-педагогического консилиума ребенка, выявлено:

Учителями – предметниками.

Учителем русского языка и литературы.

Литература. Техника чтения ниже нормы. Читает мало, выполнить пересказ текста затрудняется. Наизусть учит плохо, на уроке не пересказывает, знаний не показывает. Пройденный материал не усвоен по литературе.

Учителем математики.

Познавательные интересы на уроках математики сформированы недостаточно. Самостоятельно применить изученный материал на уроке не может, требуется организующая, направляющая и стимулирующая помощь учителя. Вычислительные операции выполняет невнимательно. Таблицу умножения знает очень плохо (не может запомнить). При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, требуется обучающая помощь. Плохо ориентируется в условиях заданий, упражнений, задач. В работу включается медленно, темп работы очень низкий. Встречающиеся трудности самостоятельно преодолевать не может. При выполнении заданий требуется активное участие педагога. Запоминание учебного материала происходит медленно. Ведущими являются зрительное запоминание, слуховое запоминание крайне слабое.

Социальным педагогом.

Иван проживает с мамой, отчимом и младшим братом. По результатам рейда, обследования жилищно-бытовых условий Ивана выявлено: семья проживает в частном доме, для детей оборудована отдельная комната, оснащенная рабочим столом и всем необходимым для обучения. В семье взаимоотношения доброжелательные.

Учитель-логопед. В входе проведенного логопедического обследования устной и письменной речи выявлено следующее:

1.Ускоренный темп устной речи, сопровождающейся проглатыванием слогов и слов, невнятностью произношения фраз.

2.В речи наблюдается нарушение произношения отдельных звуков.

3. В активной речи используется преимущественно простые предложения. Отмечаются затруднения, а часто и полное не умение выстраивать сложные предложения. Словарный беден, качественно не полноценен. В письменной речи допускаются грамматические и графические ошибки.

Педагогом-психологом. По результатам исследования можно сделать вывод, уровень психического развития ниже показателей возрастной нормы.

Характеристики умственной работоспособности: работоспособность низкая, прослеживается не желание работать на уроке. Необходима стимуляция познавательной деятельности. Длинную, составную инструкцию не удерживает, необходимо повторение инструкции в упрощенном виде, проговаривание по частям.

Общая осведомленность: социально-бытовая ориентация недостаточна. Имеет недостаточный уровень знаний о себе, окружающем мире. Кругозор ограничен.

Характеристика развития функций программирования и контроля: снижена, в процессе деятельности необходимо периодически повторять задание, контролировать последовательность выполнения некоторых заданий, свои ошибки не замечает.

Особенности восприятия: зрительный гнозис сформирован, правильное узнавание объектов, целостное восприятие предметов.

Характеристика внимания: концентрация внимания на задании не достаточная. Наблюдаются трудности произвольной концентрации внимания. Диагностируется медленное переключение внимания с одного вида деятельности на другой.

Характеристика памяти: объем слухоречевой памяти в результате неоднократного повторения снижен. Запоминание имеет механический характер, смысловая память снижена. Пересказ текста осуществляет с помощью (наводящие вопросы, иллюстрации).

Характеристика речевого развития: объем словарного запаса беден. В речи использует в основном простые предложения, ответы дает краткие, односложные.

Характеристика пространственных и временных представлений: временные представления (месяцы, дни недели, времена года) сформированы. Уровень пространственных представлений несколько снижен.

Характеристика мотивационно-волевой сферы: слабость волевого усилия, к выполнению заданий относится равнодушно, отказывается от выполнения заданий, в которых требуется размышлять, рассуждать. Требуется контроль при выполнении заданий, стимулирование познавательной деятельности. С удовольствием выполняет игровые задания.

Характеристика эмоционально-волевой сферы: некритичен к собственным действиям, поведению, внешнему виду. Эмоциональные реакции выражены ярко, мальчик импульсивный. (диагностируется акцентуация смешанного гипертимно-демонстративного типа). Испытывает трудности подчинения поведения требованиям взрослого. Инфантилен.

Выводы по результатам ШППК: уровень интеллектуального развития ниже показателей нормы возрастного развития. Наблюдается не сформированость языковых и речевых средств, ОНР. У подростка диагностируется динамика развития УУД, необходимых для усвоения учебного материала, что ведёт к успешному усвоению АОП.

Рекомендации:

Занятия с логопедом по коррекции устной и письменной речи.

Занятия с педагогом –психологом по развитию когнитивной сферы личности.

Занятия с педагогами предметниками по ликвидации пробелов в знаниях.

Председатель ШППК – консилиума ______________________________________

Педагог-психолог ___________________________________________ ___________

Учитель логопед________________________________________________________

Классный руководитель _________________________________________________

Учитель русского языка и литературы ___________________________________

Социальный педагог____________________________________________________

Учитель – математики___________________________________________________

Завуч по УВР___________________________________________________________

Директор МБОУ ООШ __________________________________________________

С выводами ознакомлен (а). К процедуре обследования претензий не имею.

Подпись родителей (законных представителей) _________________________

Читайте также: